Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

3. Аграрная реформа и перспективы
сельскохозяйственного производства в 1994 году


АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И РЕФОРМА


Уже четвертый год в аграрном секторе экономики нарастают необратимые процессы развала производства, его материально-технической базы, обнищания самого крестьянства и деградации села.

Социально-экономическая ситуация в агропромышленном комплексе свидетельствует о том, что проводимые в стране экономические реформы привели к спаду производства, нарушили экономический паритет, сложившийся в начале 90-х годов между сельскими товаропроизводителями и промышленными предприятиями, а это привело в итоге к разорению села, закредитованности всех хозяйств и затяжному кризису.

Причины, приведшие к стагнации отрасли:

  • Резкое и значительное сокращение всех видов государственной поддержки АПК, ликвидация государственной системы материально-технического обеспечения.
  • Нарушение эквивалентности межотраслевых и межрегиональных товарных отношений сельского хозяйства с ресурсопоставляющими и обслуживающими отраслями.
  • Развал организационных структур с налаженным производством, попытки заменить их новыми структурами без создания необходимых условий для их эффективной деятельности.
  • Снижение научно-технического уровня АПК, деградация науки из-за недостаточного финансирования, что лишает АПК перспективы развития.
Рушится прежде всего крупное специализированное производство, которое в большинстве своем по эффективности соответствовало мировым стандартам. Сейчас в животноводстве, например, эти мощности из-за отсутствия кормов загружены лишь на треть или чуть более. Утраченное в этой отрасли можно будет восстановить как минимум за 12-15 лет самой напряженной работы.

Особую тревогу вызывает усиление отрицательных тенденций долговременного характера, а именно падение производственного потенциала аграрного сектора, катастрофическое снижение плодородия почв. Практически свернуты все социальные программы переустройства российского села.

В целом по России смертность сельского населения на 32% выше, чем городского. Ни одно государство ни в какие времена не несло таких потерь.

Последние годы в обществе бушуют страсти по поводу права частной собственности на землю, превращения ее в предмет купли-продажи. В средствах массовой информации идет прямая подмена понятий "частная собственность" и "личная собственность". Никто не возражает против права частной собственности на землю для крестьянских подворий, участков под сады и огороды для горожан. Но в целом земля для товарного производства сельхозпродукции может принадлежать только тому, кто ее обрабатывает сам. П.А.Столыпин в манифесте от 9 ноября 1906 года, выделяя огромное количество новых земель для крестьян, ни разу не употребил слова "частная собственность", а только личная, т.е. владение и использование, но не распоряжение.

Для нормального функционирования всех форм хозяйствования на селе их уровень рентабельности должен быть не ниже 75%. Если не удастся взять под контроль ценообразование на средства производства для села, то нужно немедленно отпускать цены на сельскохозяйственную продукцию. Ведь свобода для одних не может оборачиваться кабалой для других товаропроизводителей.

Прекращение всех видов дотаций лишь ускоряет деградацию села и сельскохозяйственного производства.

Этой безысходности допустить нельзя. Надо всеми доступными и разумными средствами предотвратить развал агропромышленного комплекса России, в корне изменить финансово-кредитные взаимоотношения государства и хозяйств, производящих сельхозпродукцию, прекратить правительственную поддержку грабительской политики коммерческих банков.

В ходе аграрной реформы на базе государственных и негосударственных форм собственности создается новая аграрная структура. За истекший период из 25, 5 тыс. колхозов и совхозов приватизировано, реорганизовано и перерегистрировано 24 тыс. хозяйств, или 95%. Из них треть хозяйств сохранила свой прежний статус. Остальные хозяйства преобразованы в акционерные общества и товарищества, кооперативы, ассоциации крестьянских хозяйств и др. Доля государственного сектора во всем сельскохозяйственном производстве сократилась до 10%. Противоречивый характер носит процесс создания фермерских хозяйств.В целом их число возросло до 270 тыс. В то же время из-за возросших трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшения финансового положения и по другим причинам в 1993 г. прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств, из которых 5 тыс. - в IV квартале 1993 г. (за весь 1992 г. их распалось 5 тыс.). В среднем на каждые 100 созданных хозяйств в 1993 г. распалось 14 крестьянских хозяйств против 4-х в 1992 г.

В табл. 5 приведены некоторые характеристики фермерского хозяйства за 1993 г.

Площадь земельных угодий в частной собственности у фермеров составляет 7%, у предприятий с коллективно-долевой и коллективно-совместной формами частной собственности - около 78%, в личных подсобных хозяйствах и под коллективными огородами и садами - 5%, в государственных хозяйствах доля земельных угодий - 10% (от всей площади сельскохозяйственных угодий).
 


Таблица 5

ПОКАЗАТЕЛИ
ЗНАЧЕНИЕ
Количество хозяйств, тыс.ед.
270*
Общая площадь земельных угодий, млн.га
11,3*
из них:  
занято под посевы, млн.га
6
Продано зерна, млн.т
3
из них:  
госресурсы 
2
Создано крестьянских банков, ед. 
15
Уставный капитал, млрд.руб.
2
Выдано кредитов фермерам, млрд.руб.
12
% от общего объема выданных кредитов
5
Количество обществ для страхования фермерских хозяйств, ед.
10
Бюджетная поддержка фермерских хозяйств, млрд.руб.
154
Кредиты фермерам, млрд.руб.
252
в том числе:  
на одно фермерское хозяйство, тыс.руб.
940 000
Потребность в кредитах, млрд.руб.
448

* По данным Госкомстата РФ.

(Агентство "Агрофакт")

Повсеместная и обязательная приватизация и реорганизация колхозов и совхозов, других государственных предприятий агропромышленного комплекса сопровождаются спадом, а не ростом производства, снижением его эффективности.

Вместе с тем осуществляемая в настоящее время финансовая, налоговая, ценовая, кредитная и инвестиционная политика в агропромышленном комплексе полностью парализовала хозяйственную деятельность сельскохозяйственных и других производителей.

В табл. 6 в качестве примера приведены данные по выплате дотаций и компенсаций сельскому хозяйству из февральского бюджета за 1993 год.
 


Таблица 6

млн.руб.

ВИДЫ ВЫПЛАТ
ПРЕДУСМОТРЕНО БЮДЖЕТОМ
ПЕРЕЧИСЛЕНО
ПРОЦЕНТ
Компенсация затрат на приобретение мине-ральных удобрений и средств химической защиты растений
120262
48064,8
40
Компенсация затрат на топливо, используе-мое на отопление жилого фонда и объектов соцсферы 
21845
10028
45,9
Компенсация стоимости техники, оборудо-вания и запчастей, используемых для про-изводства продукции, поставляемой в феде-ральный фонд
62985
0
0

(Агентство "Агрофакт")

В результате большинство товаропроизводителей находтися на грани банкротства, они утратили возможность не только для расширенного, но и для простого воспроизводства. В 1993 году не восстановлен ценовой паритет, образовавшийся в предыдущие годы. По сравнению с 1990 годом рост цен составил: на автомобили в среднем в 380 раз, на тракторы - в 364 раза, тогда как на зерно - в 180 раз, на картофель - в 197 раз, на крупный рогатый скот - в 68 раз, на молоко - в 74 раза.

Финансовый кризис разрушает ранее созданный производственный потенциал. Свернуты полностью или заморожены все государственные программы, формирующие социальную и производственную инфраструктуру деревни, - строительство дорог, объектов газификации и электрофикации, связи и водоснабжения, жилья и объектов культурно-бытового назначения. Инвестиции в производственные объекты сельского хозяйства с 1991 по 1993 годы сократились в 7 раз.

Остановлены государственные программы повышения плодородия земель и сельскохозяйственного машиностроения. Из-за неплатежей остановлено более трети заводов сельскохозяйственного машиностроения и 8 крупнейших заводов по производству минеральных удобрений.

Три года подряд в пахотном горизонте почвы складывается отрицательный баланс питательных веществ, а руководители государственных институтов рассчитывают на достижение гарантированного самообеспечения продовольствием, достаточного для экономического роста и социальной стабильности страны за счет изменения собственности на землю, попирая тем самым и законы плодородия Литиха, и законы экономики и организации производства.

Из года в год сокращаются ассигнования из бюджета на научно-исследовательские работы, свертывается деятельность контрольно-ветеринарной службы и службы защиты растений, эксплуатационно-водохозяйственных организаций, сортоиспытательных и семенных инспекций.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 1993 г. И ПРОГНОЗ НА 1994 г.


Урожай зерна 1993 года не был убран с площади более чем 3 млн.га. Собрано 99 млн.т - это значительно меньше, чем ожидалось (93% к уровню 1992 г.).

Сложное положение и с другими культурами. Например, большая часть собранного урожая картофеля оказалась невостребованной. Картофель не берут те, кто должен его хранить. Есть две причины такого положения: первая - отсутствие оборотных средств, так как достаточных кредитных ресурсов потребители тоже не получили; вторая - произошла приватизация оптовых баз, и им выгоднее работать не со скоропортящейся продукцией. Таким образом, процесс стал административно неуправляемым, а рыночные отношения не сформировались.

Сложилась парадоксальная ситуация: все партнеры сельского труженика не имеют убытков; переработчик даже при снижении объемов переработки тоже работает рентабельно за счет повышения цен на продукцию. Убытки несет только сельский товаропроизводитель.

В 1993 г. продолжалось сокращение поголовья скота. Причины: цены, которые диктуют переработчики; низкая покупательная способность населения. 

Экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей отрицательно сказалось на проведении комплекса осенних полевых работ 1993 г., подготовке к весеннему севу 1994 г., текущей зимовке скота.

Под урожай 1994 г. засеяно лишь 70% намеченных площадей озимых культур, зяби вспахано 66% от потребности. При этом из-за отсутствия горючего и недостатка техники недосеяно около 4 млн. га озимых. Это значит, что заложена мина под урожай нынешнего года: поскольку не подняли 5 млн. га зяби, то весной объем работ увеличится на 9 млн. га. До полной потребности не хватает 1 млн. т семян.

По расчетам специалистов сельского хозяйства, тенденция спада производства в 1994 г. не может и не будет преодолена, что видно из приведенных данных (табл. 7).
 


Таблица 7

НАИМЕНОВАНИЕ
1989 г.
1992 г.
1993 г. (оценка)
1994 г. (прогноз)
1994 г. в % к
1989 г.
1993 г.
Производство животноводческой про-дукции, млн. т            
мясо
15,5
12,9
11,9
11,2
73
79
молоко
55,7
47,2
45,4
42,0
75
93
яйцо, млрд. шт. 
49,0
42,9
40,0
39,0
80
98
шерсть
0,23
0,18
0,15
0,14
63
95
Поголовье, млн. гол.            
крупного рогатого скота
58,8
52,2
48,8
47,5
81
97
в том числе коров
20,8
20,2
19,5
19,0
92
97
свиней
40,0
31,5
28,0
27,0
68
96
овец и коз
61,3
51,4
46,0
45,0
73
98
птицы
653,6
568,3
585,0
550
84
94
Посевная площадь, млн. га            
зерновые
64,9
62,0
61,4
56,4
87
92
сахарная свекла
1,47
1,43
1,31
1,25
85
95
лен-долгунец
0,46
0,32
0,26
0,25
54
95
Валовой сбор, млн.т            
зерновые
104,8
106,8
100,0
88,7
85
89
сахарная свекла
37,3
25,5
25,4
25,0
67
99
льноволокно
1,25
0,78
0,65
0,65
52
100

Но основная тенденция снижения производства, наблюдаемая в последние годы, остается неизменной.

В табл. 7 приведены предварительные данные о производстве основных сельскохозяйственных культур в 1993 году. и по сравнению с оценочными данными табл.8 имеются лишь незначительные отклонения.
 


Таблица 8

ВИДЫ ПРОДУКЦИИ
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА
млн.т
1993 г. к 1992 г., %
Зерно
99,0*
93*
Масличные культуры
3,7
95
в том числе подсолнечные
2,8*
89*
Сахарная свекла
25,5*
99
Льноволокно
0,58*
74*
Картофель
38,1*
90*
Овощи
9,8*
90
Плоды и ягоды 
2,0
71
Молоко
45,4
96
Яйцо, млрд.шт.
40
93
Шерсть, млн.т
0,153
86

 
 

* Отчет за 1993 г.

Данные Госкомстата РФ

Падение производства сельскохозяйственной продукции в 1994 году может оказаться более значительным, чем в приведенных в прогнозах-расчетах, так как в данном случае не учитывались возможные природно-климатические аномалии, а также социальные катаклизмы. Поэтому в 1994 году может произойти обвальный спад производства как в общественном секторе, так и у фермеров.

МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ АПК


До сих пор не ясна позиция Правительства о перспективах отношений с сельским товаропроизводителем: будет ли оно формировать государственные производственные фонды, или крестьянин останется один на один с рыночной стихией? Будет ли государство дотировать животноводческую продукцию или нет; какая государственная поддержка будет оказана через бюджет? Все эти вопросы не решаются уже годами.

Мировой опыт говорит о том, что в странах, где сельское хозяйство считается высокоиндустриальным, оно поддерживается государством в разных формах; либо прямым дотированием, либо ценовым регулированием. В некоторых странах 60-70% затрат на производство сельхозпродукции государство берет на себя. Необходимо как можно скорее определить приоритет в сельскохозяйственном производстве и, несмотря на то, что бюджет страны трещит по всем швам, государство должно взять эти проблемы на себя. Без поддержки государства сельское хозяйство не выживет, а вместе с ним рухнут другие отрасли экономики.

В течение ближайших лет требуются энергичные меры государственного протекционизма для развития и экономического укрепления агропромышленного комплекса.

В сложившихся чрезвычайных условиях, вызванных прежде всего ошибками при проведении радикальной экономической и аграрной реформы, - представляется не только правомерным, но и совершенно необходимым принять на государственном уровне неотложные решения:

1. Обеспечить государственное регулирование покупательной способности населения, наладить сбыт всей производимой сельскохозяйственной продукции. В этом главная задача стимуляции производителей для увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

2. Сохранить на 1994 г. и в последующие 2-3 года дотации, компенсации и другие льготы (предоставлявшиеся, правда, больше на бумаге) сельскохозяйственным товаропроизводителям в прошлом году.

3. Ввести квотирование сельскохозяйственной продукции, реализуемой на внутреннем рынке, при одновременном утверждении государством закупочных цен под эти квоты.

Государство должно обеспечить гарантии реализации продукции по экономически обоснованным ценам.

4. С государственной поддержкой узаконить систему страхования от стихийных бедствий и неблагоприятных погодно-климатических условий.

5. Обеспечить подготовку к весенним работам 1994 г., выделить для этого необходимые централизованные кредитные ресурсы.

6. Подчинить Минсельхозу РФ государственные сельскохозяйственные предприятия, обеспечивающие генетический и селекционный потенциал сельского хозяйства, выделить для их нормальной производственной деятельности необходимые ресурсы.

7. Обеспечить действенное и эффективное управление агропромышленным комплексом в переходный период экономики и прежде всего государственным сектором.

Кроме того, неотъемлемой частью программы подъема АПК должно быть:

  • Формирование на добровольной основе многоукладной экономики в агропромышленном секторе и государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и хозяйствования.
  • Обеспечение ценового паритета в межотраслевом обмене сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства, формирование устойчивых доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющих вести расширенное воспроизводство.
  • Обеспечение выполнения закона о зерне, поддержки его производителей, перехода к единому земельному налогу для сельскохозяйственных товаропроизводителей, государственного протекционизма в финансовой политике для аграрного сектора и льготного кредитования.
  • Создание государственного продовольственного фонда. Продукция для него может быть получена в обмен на ресурсные материалы по согласованным ценам.

  • Ускоренное создание внебюджетного фонда финансовой поддержки агропромышленного комплекса. Особого внимания требуют социальное развитие села, повышение плодородия земель, развитие мелиорации, машиностроения, перерабатывающей и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений и животных.

  • Обеспечение государственной поддержки аграрной науки, внедрение ее разработок в производство и подготовку кадров.
  • Пересмотр экспортно-импортной политики государства закупок за рубежом сельхозпродукции, производимой в Российской Федерации.
  • Прекращение вывоза из страны минеральных удобрений, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей. 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]