Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

8. На пути к реализму в экономической политике


ПЕРСПЕКТИВЫ 1994 ГОДА


Модель так называемой "шоковой терапии" предполагала быстро стабилизировать финансы и цены, приватизировать собственность, сформировать прочную основу для конкурентоспособных рынков. Несомненно, в 1992 г. народное хозяйство претерпело "шоковое" воздействие, когда бездумно, в угоду праволиберальной политической конъюнктуре разрушалась сложившаяся система производства, распределения и управления, нарушались воспроизводственные процессы. По прошествии двух лет не подлежит сомнению, что выбор модели "шоковой терапии" в качестве основы экономической политики был грубейшим политическим просчетом.

Главная стратегическая ошибка - в полном отсутствии какой-либо последовательной и осмысленной народнохозяйственной политики. Нет ни долгосрочного макроэкономического планирования, ни механизмов его практической реализации. Вместо них звучат пропагандистские призывы к "стабилизации", хотя ясно, что она лишь средство, а не цель экономического развития. Экономические процессы требуют постоянного регулирования, однако оно в этих условиях было подменено оперативным вмешательством и вынужденным реагированием на беспрерывно возникающие важные, но тем не менее сиюминутные тактические проблемы.

Экономический кризис продолжается, но не несет в себе оздоровляющего начала, при котором осуществляется болезненная структурная перестройка, сворачиваются неэффективные производства, ликвидируются малопроизводительные рабочие места. Вот почему ни одна, столь часто провозглашавшаяся макроэкономическая цель до сих пор не достигнута: ни стабилизации производства, ни укрепления государственного бюджета и рубля. В условиях продолжающегося падения производства лишь с большим допущением можно говорить о "насыщении" рынка товарами и услугами.

Разумеется, есть и позитивные примеры по крайней мере не ухудшающегося положения дел на отдельных предприятиях, в некоторых сегментах народного хозяйства. Там, где были в предшествующие годы начаты осмысленные преобразования, например, в части конверсионных отраслей или на предприятиях, работающих на социальные нужды, достигнуты положительные результаты в обновлении производства, улучшении его финансового состояния, росте выпуска новых товаров, повышении их потребительских качеств. Но приходится констатировать, что все это сделано не благодаря, а вопреки ошибочному курсу реформ.

Экономическое положение страны по итогам 1993 г., по существу, уже предопределило параметры народного хозяйства на текущий год. Именно это обстоятельство делает невозможным возврат к какому-либо радикальному курсу экономических преобразований, жесткому курсу финансового оздоровления или заметному перераспределению ресурсов на социальные нужды.

Тем не менее В. Черномырдин в ответ на Послание Президента РФ Федеральному собранию, заявил, что не собирается менять курс Правительства

"Шоковая терапия" далее невозможна, поскольку нет макроэкономически значимого объекта шока. Платежеспособный спрос, который должен сокращаться жесткими мерами бюджетной и кредитной рестрикции, уже и так находится на чрезвычайно низком уровне. Население третий год подряд вынуждено почти все свои денежные доходы тратить на приобретение продуктов питания, необходимый минимум продукции легкой промышленности и товаров культурно-бытового назначения. Реальный инвестиционный спрос предприятий тоже сокращается несколько лет подряд. Поэтому в случае резкого сокращения денежной массы и государственных расходов вызванное этим падение спроса не будет иметь оздоровляющего эффекта. Наоборот, учитывая, что по многим параметрам основные производственные фонды в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве находятся на грани физического износа, это может привести лишь к необратимому разрушению всего промышленного потенциала страны.

Перед угрозой возможного социального взрыва раздаются призывы значительно усилить социальную политику, изыскать на эти цели сколь-либо значимые ресурсы. Однако нужно быть реалистами: пока нет растущего производства - не будет и возможностей для удовлетворения социальных нужд.

Расчеты на широкомасштабную финансовую поддержку Западом в случае продолжения экономических преобразований в России нужно признать иллюзорными. Два года подряд страны "большой семерки" объявляли о программах экономической поддержки российских реформ. Эти широко разрекламированные программы помощи в 1992 г. оценивались в 24 млрд.долл. США, а в 1993 г. и того больше - около 44 млрд.долл. Однако помощь западных стран предназначалась для проведения еще более болезненных экономических преобразований, на которые политическое руководство России не пошло, и помощь не поступила.

В настоящее время западные экономические органы выдвигают невыполнимые требования: обеспечить контроль над инфляцией и сократить бюджетный дефицит. Невыполнимые потому, что сохраняются все основные факторы, вызывающие серьезные макроэкономические дисбалансы, высокую инфляцию и непрекращающийся спад производства товаров и услуг. Поэтому с большой долей вероятности можно прогнозировать, что российские власти, как и в прошлые годы, не получат обещанные Западом миллиарды долларов. Все ограничится в основном лишь политическими декларациями и заявлениями.

Налицо тенденция превращения российской экономики в экономику, зависимую от мирового рынка и от развитых стран.

Многие меры администрации, по существу, являются сегодня антирыночными, антипредпринимательскими и антигосударственными. Необходимо изменить курс экономической политики, стратегию и тактику экономических реформ: на первый план должны выйти приоритеты отечественных промышленников, предпринимателей, аграриев, фермеров, рабочих.

Разгосударствление и приватизация должны вестись на законных основаниях, в интересах как можно более широких социальных слоев. 

Стабилизировать и изменять к лучшему социально-экономическую ситуацию в стране, преодолевать последствия провального курса последних лет можно лишь, опираясь на собственные силы. 

В 1994 г. в наиболее трудном положении окажутся отрасли топливно-сырьевого комплекса и отрасли, выпускающие промежуточную продукцию. Причины этого - недоинвестирование этих отраслей в предыдущие годы и сокращение платежеспособного спроса. Переломить эту негативную тенденцию можно только в случае усиления структурного регулирования экономики государством.

Тяжелая ситуация сложится и в сельском хозяйстве. Даже при достаточно благоприятных погодных условиях 1993 года продолжалось снижение производства и производительности труда, сокращались поголовье и продуктивность животных. Почти 3 млн. га озимых остались незасеянными. Низка обеспеченность кормами, удобрениями, велика изношенность машинно-тракторного парка. Вот почему в 1994 г. весьма трудно рассчитывать на получение даже среднего урожая основных культур. В случае же неблагоприятных погодных условий можно надеяться на получение лишь 75-80% от среднегодового объема продукции. Только приняв фундаментальные решения, удастся сохранить агропромышленный комплекс, предотвратить социальные потрясения в стране.

Необходимо определить эффективные с макроэкономических позиций инвестиционные проекты и финансировать их из централизованных источников; сформировать и последовательно осуществлять политику контроля над ценами, сочетая регулируемый и свободный секторы в ценообразовании.

Активизация инвестиционной деятельности приведет к оживлению производства, а следовательно, и к поддержке занятости. Это может явиться единственным способом хоть в какой-то мере компенсировать дальнейшее падение уровня жизни. 

В социальной сфере возможности государства из-за нехватки ресурсов малы. Поэтому поддержка ограничится помощью только самым обездоленным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, молодым семьям с детьми, и то в минимальных размерах.

Указанные меры, по прогнозу, позволят в текущем году притормозить спад производства, продолжающийся уже четвертый год подряд, до минус 6-8%; несколько снизить интенсивность инфляционных процессов - до 12-16% среднемесячных темпов прироста потребительских цен. Внешнеторговое сальдо товаров и услуг может возрасти до 12-14 млрд. долл. США (табл. 28).
 


Таблица 28

Основные макроэкономические индикаторы развития России
(годовые темпы прироста, %)
ПОКАЗАТЕЛИ
1990 г.
1991 г.
1992 г.
1993 г. (оценка)
1994 г. (прогноз)
Валовой внутренний продукт
-3
-13
-19
-12
-7
Среднемесячные темпы прироста потребительских цен 
+5,6
+7,6
+31
+21
+15
Внешнеторговое сальдо* товаров и услуг, млрд. долл. США
+11
+5
+20
+13

* По официально учтенным источникам.

Это позволит обеспечить стабилизацию экономики, удовлетворить первейшие жизненные потребности населения, сформировать предпосылки для экономического роста. 

СТРУКТУРНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ


Структурная политика. Судьба экономической реформы, стабилизация и развитие народного хозяйства во многом зависят от успеха структурных преобразований производства. Сегодня нужно определенно сказать: если в ближайшие годы не удается провести структурную перестройку, нас ждет структурная деградация. Проблемы выбора приоритетных направлений, путей перехода к социально ориентированной экономике, повышения роли НТП в технико-технологическом обновлении производственного аппарата страны будут иметь важнейшее значение.

Целью государственной селективной структурной политики в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12 апреля 1993 г. является повышение эффективности общественного производства через целенаправленное изменение его структуры, технологического и технических уровней, номенклатуры продукции, стабилизацию и рост финансово-экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей. В целях финансовой стабилизации Правительство наметило ряд мер, регламентирующих взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами территорий и т.п. 

Правительство пошло по пути детализации селективной структурной политики, которая предполагает отказ от вариантов, не оправдавших ожиданий. Но в государственной селективной структурной программе ничего не сказано об экономических критериях оценки эффективности инвестиционных программ и проектов, а в отечественной экономике очень трудно определить участок, от которого можно безболезненно отказаться.

Селекция структурной политики опирается на финансовые рычаги. Безусловно, эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов предполагает их адресность, строгий выбор приоритетов. Вместе с тем провозглашенные приоритеты затрагивают, по сути дела, все отрасли народного хозяйства. "Капитальные вложения в приоритетной области" (ТЭК, химия, АПК, транспорт и связь, ВПК, наука) охватывают 70% капитальных вложений. С учетом инвестиций в жилищное строительство Правительство намерено контролировать около 90% всех капитальных вложений. Реализация данной программы приведет не к активизации роли государства, а к сохранению монопольного его положения в сфере инвестирования и тотального государственного контроля за формированием и распределением финансовых ресурсов.

Предлагаемый критерий отраслевой принадлежности приведет к валовому кредитованию отраслей независимо от их технического уровня и эффективности производства. Программа не раскрывает организационной схемы структурной политики. Ранее это реализовывалось при разработке государственных планов, включающих ресурсные показатели, конечные результаты и уровни эффективности.

По нашему мнению, структурно-инвестиционная политика должна строиться на основе директивных и индикативных планов. Причем главными критериями эффективности должны стать технический уровень и конкурентоспособность производства, его соответствие мировому уровню. Для реализации именно таких проектов и должны выделяться бюджетные ассигнования и кредиты.

Весьма важны для структурной перестройки и экономия и более рациональное, эффективное использование инвестиционных ресурсов. Это предполагает "ревизию" ресурсных возможностей инвестиционного комплекса. Их экономия реальна, например:

  • в машиностроительном комплексе - за счет ставки на конечную продукцию, изделия потребительского назначения;
  • в металлургическом комплексе - за счет резкого снижения спроса на серийные виды металлопродукции и передачи металла из оборонного комплекса в гражданское машиностроение;
  • в топливно-энергетическом комплексе - за счет более рационального выбора объектов добычи, транспортировки и глубины переработки нефти, газа и угля.
Политика государственного регулирования инвестиций могла бы дать положительный эффект при "наступательных" и "защитных" мерах, охватывающих все секторы экономики и сохраняющих ее структурно-технологическую целостность. Государственная поддержка должна стимулировать развитие высокотехнологического, наукоемкого конкурентоспособного производства.

Стратегическая линия перестройки отраслевой структуры - последовательное обновление технологий отраслей. Соответственно должны выбираться и приоритеты. В первую очередь следует:

  • модернизировать производственно-техническую и научную базы в первичном секторе ТЭК, машиностроении, сельском хозяйстве и транспорте с использованием государственных и иностранных инвестиций, в том числе из ближнего зарубежья;
  • создать экспортно ориентированные производства в машиностроении, прежде всего на базе ведущих военных предприятий, обеспечить развитие станкоинструментального производства, приборостроения, электроники и электротехники;
  • создать импорт замещающие производства в легкой промышленности и переориентировать (возместить) ослабленные кооперационные связи;
  • обеспечить внедрение энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий в топливно-энергетическом, химико-лесном и металлургическом комплексах, а также в сельскохозяйственном производстве и на транспорте.
При структурной переориентации недопустим уход государства от управления экономическим развитием. Оно призвано вести выработку стратегии конверсии военного производства, сохранения и эффективного использования военно-промышленного потенциала; проводить региональную политику в связи со структурной перестройкой промышленности; аккумулировать материально-технические и финансовые ресурсы для развития социально-культурных секторов экономики (обеспечение социальной направленности реформ).

Государственное регулирование экономики страны требует системного подхода к выработке стратегии развития. Следует определить меры государственного воздействия переходного периода, которые должны содержать следующие этапы:

  • долгосрочная концепция формирования важнейших народнохозяйственных пропорций на период 10-15 лет;
  • среднесрочный прогноз развития экономики на 3-5 лет;
  • индикативный краткосрочный план стабилизации экономики на год, включающий экономическую оценку государственного материально-финансового воздействия на текущее развитие экономики.
Долгосрочной концепцией определяются основные, важнейшие макроэкономические и территориальные пропорции развития экономики, увязанные с установленными конечными целями для данного временного периода. Параллельно вырабатываются принципы финансово-бюджетной политики, стратегии внешнеэкономической деятельности, включая проблемы обслуживания внешнего долга.

Среднесрочный прогноз рассчитан до 2000 года, что равно по продолжительности одному инвестиционному циклу.

К 2000 году должны быть достигнуты результаты, основы которых закладываются сейчас: какие мощности будут введены или реконструированы, какой уровень образования и какие специальности будет иметь молодое трудоспособное население, т.е. экономика 2000 года будет зависеть от сегодняшней ориентации. Вот почему 1994-1995 гг. являются принципиально важными для выработки решений и начала их реализации. В эти два года должны быть оценены границы структурной перестройки с учетом общего социально-экономического положения, обеспеченности материально-техническими и финансовыми ресурсами. 

Важнейшим условием структурных преобразований, стабилизации экономики является увеличение доли накопления. Сейчас она катастрофически низка.

Централизованной системой она поддерживалась на стабильно высоком уровне: 25% национального дохода шло на накопление, 75% - на потребление (с отклонениями по пятилеткам в 1-2 пункта). В 1992 году объем накопления снизился до 13%, в 1993 г. - 12, 5% (оценка).

Основными источниками повышения доли накопления в национальном доходе и, следовательно, увеличения объемов инвестиций специалисты считают приватизацию и акционирование. В частности, в 1994 г. намечено приватизировать до 50% основных фондов, а в 1995 г. - до 60%.

При этом Правительство намерено соблюдать принцип: все формы собственности должны доказать на рынке (на основании реакции потребителя на качество и цену продукции) свою действенность и жизнеспособность.

Еще один способ увеличения накопления - освобождение прибыли, направляемой в инвестиции, от налогообложения. Иностранные инвестиции следует использовать в тех отраслях, где они обеспечат реальный подъем производства, в том числе за счет новых технологий. И последний источник - это накопления населения.

В качестве средства государственного регулирования специалисты Минэкономики предлагают систему оперативного мониторинга, построенного на концепции "раннего обнаружения" на макроуровне возникающих в экономике проблем, а комплекс экономических показателей предусматривает их оперативную корректировку в зависимости от складывающейся конкретной ситуации в отраслях народнохозяйственного комплекса.

Государственное воздействие должно вестись экономическими рычагами регулирования деловой активности и структуры спроса и предложения - через налоги, цены, пошлины.

Помимо рыночных механизмов, структурные проблемы решаются через государственные целевые программы, инвестиционные проекты. Сейчас разработано порядка 150 программ. Из них треть - инновационные и научно-технические, а остальные социально-экономические. При подготовке среднесрочного прогноза до 2000 г. должны быть одобрены те из них, которые соответствуют государственным целям и приоритетам.

Формирование внутреннего рынка. Сейчас уже многие понимают, что необходима глубокая перестройка госсектора и превращение его предприятий в настоящие госкапиталистические со смешанным капиталом. Возможны самые разнообразные формы организации госсектора, в частности, участие предприятий в смешанных корпорациях, в том числе и международных (особенно в рамках СНГ). Но, имея в виду огромные размеры России и дороговизну транспорта, особенно перспективной окажется организация промышленных региональных конгломератов, с включением в них сельхозпредприятий и с обязательным участием в них банковских структур. То есть их превращение в региональные финансово-производственные группы.

Такая организационная деятельность не может проводиться централизованно. Однако общая государственная финансовая и организационная стратегия может оказать решающее влияние. На фоне подобной деятельности совсем по-иному смотрятся и проблемы приватизации. Не приватизация ради приватизации, а приватизация того, что выгодно государству. Нужна более гибкая правительственная политика, основанная на использовании механизмов рыночной экономики. Придется выработать и государственную стратегию предпочтений, иначе предприятия самостоятельно на ноги не встанут.

Самое главное в развитии госсектора - организация соответствующего внутреннего рынка.

На Западе рынок складывался столетиями. У России такого времени нет! И без вмешательства государства, без его целенаправленных усилий, без соответствующего законодательства, налоговой, а не фискальной политики эффективный рыночный обмен, возникновение устойчивой системы партнерских и конкурентных отношений - невозможны, во всяком случае в обозримое время. Здесь действия Правительства должны быть разнообразны и вполне конкретны. 

Вот один пример. Сегодня в медицинской практике важную роль играют рентгеновские томографы - сложнейшие физические приборы. Мы их приобретаем на Западе, где они весьма дороги. Их эксплуатация и обслуживание тоже требуют больших средств. На одном из уральских предприятий сделали отечественный томограф. Он дешевле и качеством не хуже, но спроса на него пока нет. Наша медицина уже "привязана" к западному производству. Подобную ситуацию необходимо менять. Но сделать это можно по-разному. Государство располагает целым рядом чисто рыночных способов решения такой проблемы, даже не применяя протекционизма. Можно, например, непосредственно финансировать производство отечественного томографа или давать предприятию льготные кредиты, позволяющие снизить цены. Но, вероятно, лучше отдать эти деньги непосредственно медикам, с правом тратить их только на приобретение отечественных томографов.

Подобные решения будут способствовать формированию внутреннего рынка - основы благосостояния любого государства. Проблема стимулирования заказов и покупок товаров отечественных товаропроизводителей более важна, чем непосредственное финансирование производств.

Несмотря на великолепный урожай 1993 года, состояние сельского хозяйства в нынешнем году продолжает оставаться катастрофическим. Одна из причин - дороговизна сельхозтехники и горючего. На Западе сельскохозяйственное производство тоже не отличается высокой рентабельностью. И фермерские хозяйства получают значительные государственные субсидии.

В России представляется эффективной следующая схема. С одной стороны, сельхозпредприятиям или фермерам выделяются льготные кредиты или даже "живые деньги", но с правом их расходования только на приобретение сельхозтехники. Кроме того, одновременно вводятся некоторые ограничения на стоимость техники и льготы, способные снизить цены монопольных производителей. Тем самым поддерживается производство техники, облегчается положение производителей сельхозпродукции и, может быть, самое главное, начинает формироваться рынок сельхозтехники с его регуляторными функциями, способный направить в нужное русло усилия людей, создающих эту технику.

Восстановление прежних хозяйственных связей в масштабах бывшего СССР практически невозможно. Многие смежники оказались за границами Федерации. Значит, правительственным структурам предстоит, по существу, создание новых производственных цепочек. Чисто рыночные отношения, конечно, тоже способны их формировать, но без помощи региональных или федеральных структур этот процесс может затянуться на долгие годы.

Одним словом, без квалифицированного и повседневного руководства производственной деятельностью госсектора и квалифицированной государственной помощи возникающему в промышленности частному сектору не обойтись.

КОНВЕРСИЯ В СИСТЕМЕ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ


Проблемы конверсии не сводятся к чисто экономическим и даже производственным. Они требуют более широкого видения предмета.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) и система управления им в Советском Союзе сложились в конкретных исторических условиях военно-политического противостояния между Западом и Востоком.

В структуре производства этот комплекс стал одной из величин, определяющих диспропорции дореформенной экономики и отвлекающей значительную часть финансовых, материальных и людских ресурсов.

Процесс вхождения ВПК в структуру новых экономических отношений принял форму конверсии, и необходимость ее проведения не вызывает сомнений.

Однако на первых этапах экономической реформы превалировало мнение об осуществлении всеобщей конверсии без учета специфики ВПК, разумной достаточности и поэтапности конверсионнных мероприятий. В результате комплекс оказался в тяжелейшем финансовом положении. Начался отток высококвалифицированных и даже уникальных специалистов, разрушается обслуживающий комплекс сферы науки, кризис производства и сбыта специфической продукции, в том числе и фактически добровольный уход России со многих международных рынков вооружений, 

Лишь с начала 1993 г. отрасли оборонной промышленности и конверсия были включены в область приоритетов структурной селективной политики.

На сегодняшний день ВПК - это порядка 2 тысяч крупных и очень крупных предприятий, на которых трудится более 4,5 млн. чел., из них в сфере науки - примерно 800 тыс. (практически двое из трех работников заняты в ВПК).

В ВПК проблема социальной инфраструктуры стоит еще острее, чем в других отраслях народного хозяйства. Существует более 70 заводов-городов, многие из них - подземные. На их структурную перестройку заводов-городов потребуются годы. Социальный аспект конверсии имеет к тому же немаловажный региональный срез. Так, на оборонных предприятиях Урала и Западной Сибири занято до 55% трудоспособного населения.

Нацелившись на разрушение ВПК, творцы "шоковой терапии" видели в нем лишь негативные стороны, крупного пожирателя национальных накоплений, привыкшего работать в условиях стабильного госзаказа с заранее обеспеченным сбытом продукции.

Вместе с тем ВПК сочетает в себе уникальные возможности, разумное использование которых в рамках глубокой и дифференцированной конверсии позволило бы сделать шаг вперед в экономическом развитии России.

Это, во-первых, мощная, наукоемкая и достаточно современная технологическая база (к счастью, до конца не разрушенная радикальными демократами) и, во-вторых, кадровый состав комплекса с высоким уровнем профессионализма, творческой активности, культуры и дисциплины труда.

В настоящее время вырисовывается несколько перспективных направлений преобразования ВПК и адаптации его к рыночным отношениям:

1. Сохранение определенной части предприятий как чисто государственных, которые никогда не будут приватизироваться и продукция которых необходима для поддержания обороноспособности страны. При этом предприятиям должна быть предоставлена возможность выпуска части военной продукции сверх госзаказа, которую можно реализовать на международных рынках не в ущерб оборонным интересам России.

2. Перевод остальной части предприятий через конверсию на выпуск продукции:

  • как военного, так и гражданского назначения (с подавляющей долей гражданской продукции), а также продукции двойного назначения
  • сугубо гражданского назначения (т.е. полное перепрофилирование военного производства).

  • Согласно статистике, с 1991 г. уровень производства "оборонки" по вооружениям и военной техники упал на 48%, и сегодня только 20% приходится на чисто военную продукцию. За этот же период число занятых сократилось на 30%.

    По данным Госкомстата, из общего числа оборонных предприятий, подлежащих конверсии, этим процессом было охвачено к концу 1993 г. 719 предприятий (или 68%). На предприятиях "оборонки" увеличился выпуск сложной бытовой техники гражданского назначения: СВЧ-печей, телевизоров, мотоциклов, холодильников, стиральных машин, магнитофонов, видеоаппаратуры.

    Вместе с тем настораживает тот факт, что при увеличении в 1993 г. удельного веса гражданской продукции до 2/3 в общем объеме выпуска, не наблюдается роста общего объема производства. Например, в прошедшем году он сократился в целом в этой сфере на 11%. И это при том, что конверсионная сфера ВПК имеет наибольшее в системе российского производства число совместных предприятий (около 500).

    Представляется, что организация конверсионной деятельности должна идти по двум тесно взаимодействующим каналам. Прежде всего - это объединение предприятий в ассоциации (акционерные общества, корпорации и т.д.). Другими словами, придется, может быть, иметь несколько "ВПК", но ориентированных, конечно, не только на оборонную сферу. Но такие объединения государственных предприятий должны быть, во-первых, добровольными, по "интересам", а во-вторых, они будут связаны между собой через добровольные соглашения. Существование изолированных предприятий понижает их конкурентоспособность и возможность маневра.

    За счет объединения капиталов и мощностей они смогут, пусть в ограниченных объемах, наладить создание и производство новой наукоемкой продукции, требующей капиталовложений, но не дающей первое время заметных доходов. Настоящая выгода состоит в равноправном объединении. В перспективе это "мини-ВПК", где и вырабатываются общие стратегические принципы, и определяются конкретные усилия участников ассоциации. В том числе и номенклатура производимой продукции.

    Но в основе современной финансово-промышленной группы должен стоять банк (или фонд) с солидным капиталом и банкирами, которые понимают, что идеи и технологии - это тоже капитал. Без такого альянса в современных условиях любые ассоциации нежизнеспособны. Конечно, в подобном симбиозе огромную роль может сыграть государство, если дорастет до понимания новых реалий.

    Но конверсия - это не только производство новой наукоемкой продукции, это еще и решение проблемы ее сбыта, организация соответствующего рынка, который не возникает сам собой. Как показывает опыт "благополучных" государств, формирование рынка не может происходить в современных условиях без патронирования Правительством.

    Вот почему второй канал - энергичная правительственная деятельность. Без нее, без государственных инвестиций конверсия в ее рациональной форме невозможна. Должна быть разработана детальная программа инвестиций в наукоемкое производство конверсируемых предприятий. Здесь возникает идея глубокой кооперации государственных и общественных структур.

    Многое зависит от способности современного правительственного аппарата эффективно решать сложные организационные проблемы производственной сферы. За последние 7 лет аппарат министерств, различных комиссий, комитетов в значительной степени растерял свой профессионализм. Поэтому самостоятельно аппарат вряд ли справится с проблемами конверсии. В то же время люди, собирающиеся в неправительственных ассоциациях, полны инициативы, энергии и знаний. В этих рамках легко объединить настоящую инженерную и научную элиту. Но потребуются значительные средства. А отечественным банкам и частным предпринимателям еще предстоит осознать всю выгодность и перспективность подобных капиталовложений.

    Объединить тех, кто "хотят", и тех, кто "имеет возможности", т.е. негосударственные и государственные структуры, очень непросто. Но это - жизненная необходимость страны. Сегодня такое объединение необходимо для сохранения элитной промышленности и интеллектуального капитала, а завтра именно оно станет прообразом организации производственной деятельности общества XXI века.

    В области наукоемкой продукции Россия - потенциальный, весьма грозный соперник на мировом рынке для любой страны. Поэтому вряд ли западные инвесторы захотят укреплять такого конкурента. Значит должны рассчитывать прежде всего на себя и свой внутренний рынок. Это обстоятельство может иметь не только отрицательное, но и положительное значение для экономики страны и самосознания нашего народа, хотя и ухудшает стартовые возможности.

    Сегодня наш новоявленный бизнес делает ставку на внешний рынок, ссылаясь при этом на страны Тихоокеанского региона. Но одно дело Тайвань или Южная Корея, для которых успех на внешнем рынке - это единственный ключ к процветанию страны. А для таких стран, как США, Китай или Россия, особое значение имеет именно внутренний рынок. Да и настоящий взлет Японии начался после того как ее правительство сориентировалось на внутренний рынок. 

    Но есть ряд направлений конверсионной деятельности, которые могут получить международную поддержку.

    В частности, перспективным для России может оказаться участие в развитии международной сети спутниковой связи, запуск спутников российскими ракетоносителями на коммерческой основе, создание нового поколения космических летательных аппаратов и совместное их использование с западными странами для освоения околоземного пространства и космоса.

    Речь может также идти о мониторинге биосферы и земной поверхности. В наблюдении за земной поверхностью самое главное - регистрация экологической обстановки. Такая информация уже имеет огромный спрос, и в будущем он станет только расти. Но для ее получения необходимы значительные усилия - отдельные измерения должны превратиться в систему. По существу, предстоит организация системы, объединяющей станции, ведущие наземную регистрацию , с аэрокосмическими наблюдениями.

    Без России организовать такую систему невозможно. Наши космические средства на порядок дешевле западных. Сегодня о подобном проекте ведутся деловые переговоры. Он получил название ГЭМ-проект: глобальный экологический мониторинг - одно из весьма перспективных направлений конверсии предприятий.

    Наиболее рациональный путь - создание международной корпорации "ГЭМ" и общепланетарной системы с участием стран, обладающих необходимыми научным и техническим потенциалом. И все же такое решение - дело будущего: наши американские и европейские коллеги пока не готовы к столь глубокому альянсу. Но особенность ГЭМ-проекта в том, что Россия может его начать и самостоятельно, используя собственные средства, которые способна направить на поддержку нашей космической промышленности. Здесь нужен лишь начальный толчок, и то государство, которое сыграет роль пионера и начнет разрабатывать и реализовывать подобный проект, получит особые материальные преимущества. Международная ГЭМ-корпорация будет создана: человечеству без нее не обойтись!

    Укрепление взаимосвязей народов, необходимость обеспечения стабильности жизни, без которой немыслимо решение поднимающихся проблем общепланетарного масштаба, в сочетании с ростом технической вооруженности потенциального терроризма, вынуждает создавать общепланетарную полицейскую систему наблюдения за земной поверхностью, действующую в рамках ООН. При создании системы космических платформ с аппаратурой наблюдения за земной поверхностью, ее можно использовать для пресечения деятельности, опасной для всего мирового сообщества. Но это уже вопрос более отдаленной перспективы.

    И США и России объективно выгодна кооперация наших усилий в космической сфере. Об этом много говорят, но дальше совместных полетов, имеющих скорее политический, чем экономический характер, американцы, вероятно, не пойдут. Немало с их стороны и высказываний, которые означают прямую заинтересованность полностью устранить нас с космического рынка. В этих условиях нельзя делать ставку исключительно на российско-американское партнерство.

    С возникновением "западноевропейской экономической силы" неизбежно усилится заинтересованность европейских государств в разнообразных космических проектах. И ориентация на европейскую кооперацию окажется, вероятнее всего, значительно более перспективной.

    Следует также подчеркнуть, что распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов между гражданской и военной сферами составляет одну из важнейших народнохозяйственных пропорций. При всех особенностях российской геополитической ситуации важно, чтобы годовые военные расходы составляли менее 5% валового национального продукта, как у развитых стран, что свело бы к минимуму их негативные экономические последствия.

    В условиях России, унаследовавшей от СССР гипертрофированное военное производство, конверсия выступает как крупный резерв экономического развития страны, существенного увеличения выпуска гражданских товаров потребительского и инвестиционного назначения.

    Однако до сих пор она остается малорезультативной, пройдя путь от "командной" до "стихийной" конверсии, так как не учитывается, что для перевода военных предприятий на гражданские рельсы необходимо значительное время и большие средства. В сущности, конверсия представляет собой инвестиционный процесс, требующий затрат в краткосрочном плане во имя выгод в долгосрочной перспективе. Инвестиционные решения, касающиеся перепрофилирования производства, нового строительства, организации снабжения и сбыта, всегда связаны с риском. Уменьшить его при реализации масштабных проектов конверсии может глубина технико-экономических обоснований перехода на выпуск новой продукции.

    Представляется целесообразным провести в 1994 году государственную инспекцию крупных конверсионных проектов с привлечением независимых экспертов к анализу финансовых и научно-технических проблем. Такая необходимость возникает и в связи с утверждением военной доктрины Российской Федерации, положения которой позволяют определить масштабы и темпы высвобождения ресурсов из военной сферы и соответственно конверсионной деятельности на предстоящие годы.

    ЕСТЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗРОДИТЬ ЭКОНОМИКУ
    В ИНТЕРЕСАХ БОЛЬШИНСТВА?


    Существует мнение, что альтернативы выбранному курсу не было и нет. Конечно, ситуация изначально была весьма сложной, исключала быстрый серьезный прогресс. Однако ослабление экономики, распад традиционных хозяйственных связей, рост инфляции - все это вызывает необходимость кардинальных мер по восстановлению управляемости народнохозяйственным комплексом, использования всех рычагов государственного воздействия, совместимых с процессом перехода к рынку.

    В настоящее время должна быть не корректировка курса реформ, а выработка принципиально новой программы действий Правительства на основе всестороннего и объективного анализа кризисной социально-экономической ситуации в стране.

    Проблема состоит в том, чтобы включить механизмы рационального использования национальных богатств России: интеллектуального потенциала и природных ресурсов.

    Приватизация или национализация, план или рынок не могут рассматриваться как цели нового экономического курса. Они - лишь средства.

    Ценность человека, его достоинство, неотъемлемые права и свободы нужно не просто декларировать, но и экономически обеспечить абсолютному большинству граждан. Мы не должны допустить "проедания" наследия внуков и гибели нашей страны за счет распродажи сырья, земли, интеллектуальной собственности, снижения технологического уровня производства, уровня нравственности, образования, здравоохранения, экологической безопасности и роста преступности.

    И потому в качестве целевых установок нового экономического курса предлагаются следующие:

    1. Обеспечить не только выживание России как единого самостоятельного государства, но и ее возрождение.

    2. Вернуть России ведущее место в группе стран - лидеров мирового сообщества.

    3. Обеспечить достойное качество жизни по мировым стандартам.

    Для реализации эффективного экономического курса требуется существенно пересмотреть федеральные приоритеты, резко увеличить долю производственных инвестиций, повысить их эффективность, осуществлять государственное регулирование структурных сдвигов в производстве для того, чтобы осуществить:

    • в краткосрочной перспективе стабилизацию экономики с приоритетным развитием отраслей, ориентированных на удовлетворение первостепенных жизненных потребностей, с одновременным наращиванием инвестиционных возможностей для технологического обновления производства;
    • в среднесрочной перспективе структурные сдвиги и развитие базовых ресурсосберегающих технологий, которые в значительной степени будут сориентированы на потребительский рынок.
    • в долгосрочной перспективе переход к инновационной экономике, когда ценой приемлемых потерь в темпах экономического роста проводится политика, направленная на социальный прогресс и экологическую безо-пасность.
    По-прежнему остро стоит вопрос об оптимальных темпах преобразований. Их нельзя определять произвольно, они должны соответствовать реальным возможностям общества, а не желаниям инициаторов реформ. В равной мере недопустимо и затягивание назревших преобразований.

    По официальным прогнозам, стабилизация предусматривается в 1994 г. и некоторое оживление - в 1995 г. К 2000 году можно в лучшем случае ожидать достижения уровня 1990 года, а по отношению к 1995 г. возможен рост на 40-50%.

    Основной целью стратегического курса является повышение управляемости народного хозяйства, формирование трезвой политики государственного регулирования экономических процессов.

    Руководством к действию должна стать программа возрождения экономики, обеспечивающая соблюдение национально-государственнных, в том числе стратегических интересов России и учитывающая ее участие в системе международного разделения труда. Согласованные принципы и ориентиры программы должны быть положены в основу законодательной деятельности власти. И тогда экономика, "работающая" в рамках законодательства, способствующего ее развитию в интересах большинства граждан, станет действительно свободной.

    Чтобы завоевать доверие народа, Правительство обязано сделать гласными свои планы и ход их выполнения. Оценкой его деятельности должны служить не только рост качества жизни, но и защита интересов всех граждан общества. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]