Национальная доктрина России |
Обозреватель - Observer
|
3. Внешняя политика
Важно выделить следующие основные цели и ориентиры в определении стратегии ее развития и поведения России в мировом сообществе народов. Россия постоянно присутствует на арене мировой политической жизни. Однако ни внутреннее состояние нашей страны, ни ее геополитическое окружение не благоприятствуют сейчас проведению самостоятельной глобальной политики. В ближайшие годы наибольших усилий потребуют ее региональные интересы. Не меняет ситуации и обладание мощным ядерным потенциалом. Непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против России в современных условиях значительно снизилась. Вместе с тем военная опасность сохраняется. Территориальные споры связаны со странами, которые заведомо не прибегнут к военной силе для их разрешения, если, разумеется, РФ не перестанет быть единым государством. Все это чрезвычайно выгодно для концентрации усилий страны на решении внутренних задач, радикальных преобразований, а также проблем, возникающих во взаимоотношениях со странами СНГ. Среди приоритетов внешней политики России, по крайней мере в течение двух столетий, центральное место занимают ее отношения с Германией. Однако опыт XX века с его двумя мировыми войнами, невиданными в истории жестокими сражениями, огромными жертвами и разрушениями с обеих сторон, казалось, говорит о непримиримости жизненных интересов двух стран. Правда, в промежутке между двумя войнами оказалась целая полоса взаимовыгодного сотрудничества - экономического и даже военно-технического. Именно в этот период в сознании среднего немца сложилось убеждение, что дела в Германии идут хорошо, когда у нее хорошие отношения с Россией. России нужна новая восточноазиатская и тихоокеанская политика. Стержнем ее должно стать отношение к Китаю как главному партнеру не только в регионе, но и в более широком глобальном смысле. В истории русско-китайских отношений позитивный потенциал гораздо мощнее негативного. Важнейшим фактором российско-китайского взаимодействия является заинтересованность обеих стран в сохранении целостности друг друга. Сложность проблемы объединения корейского государства также побуждает и Китай, и Россию к сохранению незыблемости итогов второй мировой войны на Дальнем Востоке. Обе страны - надежные партнеры в деле неукоснительного соблюдения решений Ялтинской конференции по Дальнему Востоку, выступают за подтверждение статуса Внешней Монголии и принадлежности России Курильских островов и Южного Сахалина. Можно определить следующие долгосрочные интересы безопасности Российской Федерации:
В то же время нельзя исключать вероятности локальных конфликтов в регионах, где имеет место противостояние на религиозной, националистической или клановой основе. К сожалению, такие регионы располагаются вдоль юго-западной и южной границ бывшего Советского Союза. В наших интересах совместно с другими державами идти по пути возможно более глубокого сокращения вооружений и вооруженных сил, ориентируясь на принцип достаточности для обороны. Разумные сокращения Российских Вооруженных Сил и вооружений не только облегчают экономическое бремя, но и позволят использовать высокий технологический потенциал оборонных предприятий для оздоровления экономики. При оценке размера вооруженных сил, необходимых России, следует учитывать ее обязательства по поддержанию всеобщего мира. Среди среднесрочных интересов России - нормализация и стабилизация как внутреннего положения, так и обстановки в ближайшем окружении - странах СНГ, Югославии, Афганистане. Они включают:
Ближайшие 2-4 года представляют особое значение для судьбы Российской Федерации. Экономическое возрождение практически невозможно без ликвидации конфликтов и их возможных очагов. Исходя из такой посылки можно определить краткосрочные интересы безопасности РФ:
Организация единого экономического пространства требует решения вопросов о границах как между государствами СНГ, так и по периметру бывшего Советского Союза. Без их урегулирования невозможно избавить себя от экономических диверсий, закрыть внешние границы, - а в случае их проницаемости становятся практически проницаемыми и границы Российской Федерации,- остановить рост преступности, особенно организованной, и т.д. В нынешних условиях невозможно обойтись без вооруженных сил в обеспечении безопасности границ между странами СНГ. С политической точки зрения для России невыгодно вводить первой вооруженную охрану границ со странами СНГ. Поэтому целесообразно начать с общей договоренности относительно режима границ: каковы будут их характер, мера участия вооруженных сил в их охране и т.д. Целесообразно, чтобы новые государства защищали границы собственными силами. Особенно это относится к южным границам. В интересах России этот отрезок границы закрыть, но несправедливо нести ответственность и расходы только ей одной. В национальных интересах государств СНГ получить гарантии от ядерного нападения, с вероятностью которого приходится считаться в современном мире. Российская Федерация в состоянии обеспечить такие гарантии и хотела бы их предоставить. Мы заинтересованы также в подключении всех государств СНГ к режиму нераспространения ядерного оружия. Сегодня ядерные державы стремятся упрочить режим нераспространения ядерного оружия и исключить доступ к нему авантюристических безответственных политиков. Совместная деятельность всех ядерных держав в этой области способствует развитию между ними отношений доверия, что также отвечает интересам Российской Федерации. |
|