Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

3. Социология конфликтов


ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ


С точки зрения фундаментальной теории наиболее важно уяснить природу конфликта. Велико искушение рассматривать конфликт как проявление объективных противоречий. Благодаря этому как бы декларируется верность принципам диалектики, которая исходит из признания противоречий в качестве движущей силы исторического процесса. Однако в большинстве случаев речь идет лишь о декларативной верности принципам, поскольку отождествление противоречий и конфликтов уводит от социологического анализа реальных конфликтов, растворяет частное в общих понятиях.

Для понимания природы конфликта недостаточно, следовательно, указания на его связь с социальными противоречиями. В официальной идеологической доктрине признавалось наличие противоречий в советском обществе преимущественно неантагонистических, но до признания конфликтов, тем более социальных, дело не доходило.

При этом во всех дискуссиях противоречия формулировались в предельно абстрактной и обезличенной форме: между производством и потреблением; производительными силами и производственными отношениями; между производительными силами и отдельными сторонами производственных отношений; между "новым" и "старым". Некоторые авторы рассуждали о том, что при социализме, в отличие от капитализма, единство противоположностей, а не противоречий является движущей силой развития общества. Мышление в этих категориях не давало возможности перейти к конкретному анализу социальных процессов, к поведению социальных групп и лиц, решающих те или иные вполне конкретные жизненные задачи.

Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами. Социальные противоречия связаны с различиями в образе жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам, и неравенством их жизненных шансов, которые, в свою очередь, определенным образом влияют на формирование картины мира. Но противоречия далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимо осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт еще не наступает.

Несколько иной ракурс проблемы конфликта выявляется при попытках вывести социальную напряженность из уровня удовлетворения базовых потребностей людей и социальных групп. Именно такой подход к проблеме демонстрирует Питирим Сорокин при выяснении вопроса о причинах социальных конфликтов и революций. "Непосредственной предпосылкой всякой революции, - пишет он, - всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения...

Если пищеварительный рефлекс доброй части населения "подавляется" голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций... Если "подавляется" собственнический инстинкт масс, господствуют бедность и лишения, и в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций". Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают социальное напряжение, взрыв и конфликт П.Сорокин выявляет, помимо перечисленных выше, потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозной секты, партии), потребность в жилище и одежде, половой рефлекс, инстинкт самовыражения и интерес к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность к свободе.

Как видим, указание на связь потребностей и конфликтов, рассмотрение источника конфликтов в подавлении базовых потребностей человека позволяют гораздо ближе подойти к анализу социальных конфликтов, в том числе и военных.

Следующий шаг по пути конкретизации конфликтов связан с разработкой вопросов социального равенства и неравенства. Положение людей и соответствующий ему уровень социальных притязаний определяются не вечными инстинктами, а сопоставлением с другими людьми. То, что является причинным уровнем жизни для одних людей, другими может рассматриваться как бедность и нищета. 

Как показал опыт советского общества, само по себе стремление к всеобщему равенству не может рассматриваться в качестве блага; оно часто приводит к уравнительности, угасанию стимулов творческой деятельности и инициативы. Более того, неравенство имеет и положительное значение для общества в целом, так как оказывается важнейшим источником состязательности, конфликтности, стимулирующим жизненную энергию человека. Оно поpождает необходимость социальных изменений, в том числе и в организации общественной жизни. Неравенство социальных положений означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. Поэтому в определение природы конфликта включается и проблема ресурсов как средства достижения социальных целей.

Однако здесь возникает центральный вопрос. Кто и каким образом распоряжается ресурсами? Иными словами, в чьих руках находится власть? Этот вопрос, безусловно, связан с определением самой власти, которая представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Именно здесь заложен центральный конфликт в любой системе общественных отношений. Люди делятся между собою не на богатых и бедных, не на тех, кто обладает недвижимостью, и тех, кто живет на зарплату, а на тех, кто участвует во власти и кто не участвует в ней.

Помимо трех названных подходов к объяснению социальных конфликтов существует и четвертый, который может быть охарактеризован как нормативноценностный. Согласно этой точке зрения несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп есть главная причина конфликтов.

Ныне в российском обществе доминирует социальная нестабильность. Кризисное состояние общества сопряжено с разрушением общественных связей и с диффузным характером социальных интересов. Возникает ситуация, когда на первый план выдвигается не "выражение" интересов, а полагание интересов, связанных с их декларированием и отстаиванием в конфликте. Сами реформы и социально-политические преобразования в России для многих людей означают необходимость переосмысления интересов, поиска новых точек опоры как в жизненной философии, так и в практических формах социального поведения. Это справедливо не только применительно к отдельным индивидам и личностям, но и к социальным группам, институтам, странам и государствам.

Важнейшим средством выхода из кризиса и преодоления насильственных конфликтов остается не вооруженная сила, а современная рациональная политика, учитывающая реакцию противоположной стороны в конфликте. Социология конфликта, следовательно, органически связана переходом к "рефлексирующей политике", суть которой не в силовой аргументации, а в превентивном учете интересов противоположной стороны.

ФОРМЫ КОНФЛИКТОВ


Первостепенными и наиболее значимыми конфликтами, разворачивающимися в пространстве России и СНГ, оказываются три: политический, социальный и национально-этнический. Все они разворачиваются по поводу ценностей, имеющих различную природу.

Политический конфликт - конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета.

Социальный - в узком смысле слова - конфликт по поводу средств жизнеобеспечения.

Предметом столкновения и конфликта в третьей области являются права и интересы наций и этнических групп. Часто эти конфликты связаны со статусом и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликте.

Суть вопроса, однако, в том, что рассмотрение всех названных выше форм конфликта не дает ключа к их пониманию. На наш взгляд, их можно понять только как взаимопроникающие конфликты, где каждый составляет питательную среду для других. Шахтерские забастовки показывают, как социальный конфликт превращается в политический. Исследователи шахтерских забастовок отмечают, что во многих случаях ситуация искусственно обострялась и "раскачивалась" в связи с политическими интересами.

В еще большей мере доминирующая роль политики сказалась в национально-этнических конфликтах. Динамика этноконфликтов во многом предопределяется тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур и отторгнутых от участия как во власти, так и в культурном самоопределении соответствующих национальных общностей. Местная власть, формируемая Центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты, из-за чего они вынуждены были облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических или националистических интересов.

Разработка проблематики конфликта позволяет прийти к выводу о доминировании политического конфликта во всех развертывающихся ныне конфликтных ситуациях. Необходимо повышение политической культуры новой политической элиты, что предполагает более глубокое и развернутое понимание функций, задач, возможностей политических институтов, властных структур различного рода, механизма представительства интересов, делегирования полномочий, соотношения обязанностей выборных органов и их аппарата, правил и норм парламентской деятельности, способов ведения переговоров, благодаря которым разрешаются или регулируются возникшие конфликты.

Вместе с тем сами новые формы жизни будут способствовать более резкой поляризации населения в имущественном отношении. В России уже появились новые бедные наряду с новыми богатыми. Эта ось имущественной дифференциации может стать источником недовольства и социальной напряженности. Но более важной по последствиям в социальном и политическом плане станет дифференциация среди новых богатых. Одна их часть будет представлять промышленный, созидательный и конструктивный слои, другая - спекулятивный и паразитический элемент в самом процессе становления новых общественных отношений.

На первом этапе реформ именно вторая группа оказалась в более благоприятных условиях. В 1991-1992 гг. при нулевом стартовом капитале можно было сделаться миллионером за несколько недель путем перекупки и перепродажи товаров массового спроса. Тем более широкие возможности мгновенно разбогатеть представляют нелегальные и полулегальные виды бизнеса - торговля оружием, наркотиками, порнографическими изданиями, организация проституции. Выход на поверхность именно этих видов коммерции меняет социальный облик крупных городов, порождая в них острую криминогенную обстановку.

Спекулятивно-паразитический слой "новых богатых" несет в себе опасность как для честного бизнеса, так и для государственных структур - усиление коррупции.

В целях предотвращения социального взрыва экономическая политика правительства должна быть в большей мере социально ориентированной не только на поддержку новых бедных слоев, но и дифференцированного отношения к новым богатым. Налоговая политика, система кредитования должны создавать благоприятные условия для инвестиций в социально полезные отрасли экономики, должна проводиться современная протекционистская политика.

Со времени действительного начала реформ рейтинг всех политических структур и политических деятелей резко пошел вниз. Это естественно, так как непопулярная политика не может вести к повышению популярности. Нельзя повышать цены на продовольствие и рассчитывать на популярность. Следствием непопулярной политики оказывается политическая нестабильность, расширяющая зону политического конфликта и создающая массу новых точек напряженности.

Весьма частое явление - попытки противостоящих в политике сторон переложить ответственность за сложившееся положение дел на своих политических оппонентов и противников. Однако в сознании большинства населения основная тяжесть ответственности возлагается на те общественные силы, которые находятся у власти в данный момент. Кредит доверия, предоставляемый власти в ходе избирательной кампании или референдума, как показывают опросы, весьма недолговечен. Массовое сознание очень плохо воспринимает объяснения исторического характера. Настаивание на этих объяснениях лишь углубляет непонимание. Необходимым средством политической, а затем и экономической стабилизации является постоянный диалог с большинством, который должен стимулировать коррекцию реформ в действиях правящих структур, с одной стороны, и преодоление безразличия к действиям политической власти в массовом сознании - с другой стороны. В этом и состоит смысл предлагаемой стратегии рефлексирующей политики.

Правящие структуры не должны путать терпение населения с поддержкой правительственного курса. Стратегия Правительства, опирающегося на поддержку меньшинства, очевидно, должна отличаться от стратегии, поддерживаемой большинством. Непонимание общей конфигурации социальной напряженности, доктринерский подход к программе реформ, отказ от постоянной коммуникации политических лидеров с массовым сознанием - все это приводит к тупиковой ситуации.

Истоки ее, с нашей точки зрения, следует искать не в событиях 70-летней давности, а в ослаблении способности к рациональному политическому действию нынешних властных структур, в непонимании специфических политических и идейных интересов в сложившейся социально-политической ситуации.

Представляется, что возможны следующие варианты развития событий.

Первый ваpиант. Предел терпения населения иссякнет, так как экономическое положение большей части ухудшается весьма быстрыми темпами. Рост доходов не поспевает за ростом цен, все большее число семей еле сводят концы с концами, надвигается угроза безработицы, возникают перебои в снабжении продовольствием в городах. В такой обстановке нельзя исключить возможности вспышки социальной напряженности в любой из точек. Например, несвоевременный завоз продуктов, стычки в очереди могут привести к массовым погромам магазинов и продовольственных складов, административных центров. При попытках навести порядок силой может пролиться кровь.

Второй вариант - состоит в том, что население будет находить все новые и новые способы приспособления к общей ухудшающейся ситуации. На фоне разрушения производственных, экономических и социальных структур и связей, возрастания сепаратизма, анархии и неуправляемости во всех сферах общественной жизни население будет больше полагаться на самообеспечение, уход в частную жизнь.

Попытки самостоятельно обеспечивать себя продовольственными запасами и сводить концы с концами будут означать вместе с тем стагнацию политической и экономической жизни, депрофессионализацию общества и десоциализацию личности. Это реальная почва для роста преступности и аморализма, которые также в конечном счете ведут к применению насилия, в особенности в регионах с резко обострившимися национально-этническими конфликтами.

Третий вариант - если верх в обществе одержат силы оздоровления, нацеленные на создание рыночных структур и рыночной экономики, которые при определенных условиях смогут преодолеть спад производства продовольственных и энергетических ресурсов и сделать первые шаги к росту благосостояния. Иными словами, правительство реформ сумеет провести свою линию.

При этом экономика пройдет несколько фаз, катаклизмы все же будут порождаться структурной перестройкой народного хозяйства. Решающий момент заключается в том, что произойдет раньше: закончится спад производства или же у людей иссякнет терпение? Если для перелома потребуется не менее двух десятилетий, как об этом заявляют некоторые из правительственных экспертов, то силовое противостояние станет более вероятным: ни одно общество не сможет выдержать такой срок стагнации. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]