Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

V. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
И ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ


1. Военная безопасность



Проблема военной безопасности является частью общей проблемы обеспечения национальной безопасности, которая, в свою очередь, связана с проблемами региональной и глобальной безопасности. Это справедливо и для СНГ, ибо в современном мире каждое государство имеет свои взгляды и установки по этим жизненно важным вопросам. Во-первых, потому, что окончание "холодной войны", отказ государств Востока и Запада от конфронтации, а также распад СССР и коренные общественно-политические преобразования в странах Восточной и Юго-Восточной Европы существенно изменили геополитическую обстановку в мире. Во-вторых, вследствие самороспуска ОВД, распада Советских Вооруженных Сил на национальные армии иной стала и военно-политическая обстановка в мире и в Европе особенно. Этому способствовал процесс ядерного разоружения и сокращения обычных вооруженных сил в Европе. В-третьих, становление обновленной Российской Федерации как суверенного демократического и правового государства связано с формированием новых национальных интересов во всех сферах общественной жизни, в том числе и в военной области.

Концепция военной безопасности в новых условиях, видимо, должна составлять систему научно обоснованных и официально принятых взглядов на такое обеспечение жизненно важных интересов государства и общества, которое предусматривает использование военной силы , пока не будет завершено создание и не заработают в полную меру механизмы достижения безопасности политическими средствами на национальном, региональном и глобальном уровнях. Реализация на практике принципа оборонной достаточности - дело исключительно сложное, ибо Россия, по существу, осталась без союзников, с которыми были бы стабильные отношения в военно-стратегической области. Что же касается США и других стран НАТО, а также других государств Европы, Азии, Африки и Америки, то с ними у России новые отношения в данной области еще не стали устойчивыми.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Россия, как и любое другое государство, сознавая свою ответственность за обеспечение мира и поддержание всеобщей безопасности, исходит из определенных положений и руководствуется принципами, приемлемыми для всего мирового сообщества. К ним можно отнести:

  • общие для всех стран и народов цели: уважение прав человека и основных свобод, в том числе равных прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, демократия и верховенство закона, экономическая свобода, социальная справедливость и ответственное отношение к окружающей среде;
  • общие для всех стран - участников СБСЕ обязательства, которые представляют непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не являются исключительно внутренним делом какого-либо одного государства. Защита прав человека, основных свобод и содействие их осуществлению, а также укрепление демократических институтов - жизненно важные основы всеобъемлющей безопасности.
Кроме того, принципиальную значимость имеют признание недопустимости войны как средства политики, а также применения военной силы или угрозы силой как средства достижения политических, экономических и других целей. В решении спорных вопросов предпочтительны политические средства, а также признание нерушимости существующих внешних границ, невмешательства во внутренние дела других государств, неприменение вооруженных сил при решении спорных вопросов в рамках СНГ, СБСЕ и с другими странами, кроме как по решению ООН, СБСЕ или СНГ (в случае создания миротворческих сил).

Принципы военно-стратегического паритета в прежнем его понимании должна заменить концепция "коллективного реалистического сдерживания" (или "динамической стабильности"), основанная на оптимизации оборонных усилий, переоценке характера и масштабов угроз и опасностей, путей противодействия им.

Заметим, что национальные интересы России в области военной безопасности сложились под влиянием реально существующих военных опасностей и военных угроз для нее. Первая из них выступает как потенциальная опасность возникновения войны, вооруженного конфликта и т.д., а вторая - это реальная возможность военного нападения.

Современная военно-политическая обстановка в мире такова, что при существующих опасностях для России конкретной военной угрозы со стороны других стран нет.

Однако военные опасности существуют. Они заключены в сложном и противоречивом комплексе исторических, экономических, социальных, политических, идеологических, собственно военных и иных явлений, имеют свои источники, причины, признаки и т.д. 

Локальные военные опасности исходят от различных субъектов внутри Российской Федерации, а также от сопредельных государств на территориальной, экономической, национальной, этнической, религиозной и идеологической основе. Региональные военные опасности обычно могут исходить от сопредельных государств (союзов государств), обладающих массовыми армиями и современным оружием. Источники глобальной военной опасности находятся в странах, обладающих стратегическим ядерным оружием, нацеленным на территорию России и независимых государств Содружества.

Оценивая возможные военные опасности, необходимо учитывать, что в мире существуют реакционные группировки, для которых военная сила по-прежнему остается главным аргументом при решении тех или иных задач. События последних лет показали, что определенные круги пытаются свои великодержавные, гегемонистские, националистические цели осуществлять с помощью военной силы. У них остаются опасные для других стран и народов, всего мирового сообщества политические намерения, опирающиеся на реальную военную мощь. Ведь в мировом общественном мнении еще не утвердилось убеждение о недопустимости решения социальных проблем, международных споров и противоречий общественного развития посредством военной силы.

Нельзя также исключать, что при определенных обстоятельствах может произойти столкновение интересов России с интересами других стран, в том числе обладающих ядерным потенциалом, например, в Европе или на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. В Прибалтике, Восточной Европе, интересы России в определенной мере противоположны интересам других стран, и прежде всего США. Стремление некоторых государств или коалиций в отдельных регионах и в мире в целом диктовать свою волю, вмешиваться во внутренние дела, способствовать разжиганию внутренних противоречий не может не вызывать у России беспокойства. На Дальнем Востоке интересы России пересеклись с интересами Японии по территориальным вопросам. Есть спорные территории и иные проблемы с Китаем и другими странами.

С другой стороны, видимо, следует учитывать, что ряд государств обладает мощными вооруженными силами, высокими мобилизационными возможностями и системами базирования вблизи границ России. Почти по всему периметру российских границ, за исключением севера, находятся значительные военные группировки сопредельных государств. К тому же многие военные базы США, созданные в годы "холодной войны" для давления на СССР, до сих пор функционируют, и не только в интересах переброски гуманитарной помощи. И это несмотря на снижение уровня вооруженных сил и вооружений. Характерно, что некоторое количественное сокращение вооруженных сил крупные государства (США и другие страны НАТО) восполняют за счет принятия на вооружение новых, более эффективных видов оружия. Не исключено, что для разрешения противоречий в различных сферах жизни общества и достижения своих военно-политических целей эти страны могут применить военную силу. Об этом свидетельствуют многие военные конфликты, в том числе и война в районе Персидского залива.

Ряд государств обладает мощным ракетно-ядерным потенциалом, уровень которого хотя и снижается, но все же остается достаточно опасным. Причем, кроме России, других членов СНГ и США, ни одна из ядерных держав пока не уничтожила ни одного ядерного боеприпаса, ни одной ракеты. Еще не остановлен процесс распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, возможно увеличение числа членов "ядерного клуба".

Время от времени делаются попытки использовать против России средства политического, экономического и иного давления или военный шантаж. К ним, например, можно отнести т.н. увязки политическим руководством Японии вопроса о спорных с Россией территориях с оказанием ей помощи в проведении экономических реформ.

Существует вероятность дестабилизации в отдельных странах и регионах, особенно в африканских странах, связанной с угрозой голода, болезнями, эпидемиями, национализмом, истощением энергоресурсов для развитых стран, организованной преступностью, терроризмом и т.д. Это в свою очередь может вызвать военные последствия, для урегулирования которых потребуется военное вмешательство России под флагом ООН. Так, дестабилизация политической обстановки в Югославии переросла в гражданскую и межнациональную войну, для локализации которой в качестве войск ООН послан воинский контингент России.

Продолжается совершенствование ядерного оружия и других средств массового уничтожения. Нельзя не считаться с уроками истории, когда военно-техническое превосходство над вероятным противником нередко использовалось для нападения на него, для начала войны. Стремление иметь превосходство сохраняет свое значение как в материальном, так и в психологическом аспекте. Технический прорыв какой-либо страны в создании новых видов вооружения может породить обстановку подозрительности, недоверия в отношениях между государствами. Эту же роль способна сыграть и гонка вооружений, если не станет необратимым процесс разоружения.

К сожалению, военные опасности для России не ограничиваются внешними. Наряду с ними существуют и такие военные опасности, которые можно назвать внутренними (по отношению к России и другим странам СНГ). Это прежде всего нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических, религиозных и некоторых других процессов, происходящих в России и других странах СНГ. Это уже нашло выражение в многочисленных эксцессах, урегулирование которых потребовало энергичных действий от политического руководства (в том числе и с применением военных средств).

Кроме того, действуют силы крайней националистической ориентации, сторонники абсолютизации суверенитета, террористические группы и формирования. Эти явления уже привели к ряду вооруженных конфликтов на территории государств, входивших в СССР, в которых применяется военная сила в больших масштабах; существует опасность использования таких кризисных ситуаций в странах СНГ и России другими странами, чтобы укрепить здесь свое влияние. Опасность связана также с ростом организованной преступности в отдельных регионах и стране в целом.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и военные опасности, а также угрозы, которые могут возникнуть вследствие ошибок или просчетов политического и военного руководства страны. Подобных примеров история, к сожалению, знает немало.

Факторы военной безопасности. Оценивая военные опасности и военные угрозы, их источники и причины, политическое и военное руководство получает возможность более взвешенно и решительно вырабатывать военную (оборонную) политику государства и в соответствии с ней решать проблемы в области обороны, военного строительства и внешнеполитические задачи обеспечения безопасности страны. Но необходимо еще верно оценить факторы военной безопасности, от которых зависит военно-политическая и стратегическая стабильность в Содружестве, регионах, в мире в целом.

Безопасность не может считаться достигнутой, если она не гарантирована или ненадежна. Каждое государство стремится обеспечить гарантированную защиту важнейших национальных интересов собственными силами, включая и военные средства, при минимальных издержках.

Следствием усилий различных государств по обеспечению своей безопасности выступала военно-политическая стабильность. По своей социально-политической сущности военно-политическая (стратегическая) стабильность - непременное условие динамичного развития стран и народов в соответствии со своим выбором.

Будучи органически связанной с позитивными переменами в мире, отдельных регионах и странах, она направлена на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, обеспечение безопасности, развитие демократии и взаимовыгодного сотрудничества стран и народов. Кроме того, она представляется как особая форма выражения консенсуса интересов и ценностей стран и народов и устойчивое равновесие меняющихся процессов в сфере военной силы и политики на путях формирования ненасильственного мира.

Другая черта военно-политической стабильности состоит в ее глубинной взаимосвязи с безопасностью - международной, региональной, национальной. Эти связи принципиально новые, ибо прежде безопасность стран обеспечивалась преимущественно военным могуществом. Чем оно было больше, тем надежнее была безопасность. Теперь же безопасность государства в военной области более тесно взаимосвязана с другими формами безопасности - экономической, политической, экологической, информационной и т.д.

Суть военно-политической стабильности и в том, что она все больше основывается на балансе интересов, в котором баланс сил продолжает играть важную роль, хотя приоритет теперь принадлежит ненасильственным политическим средствам.

Можно выделить три состояния межгосударственных военно-политических отношений, позволяющие характеризовать их как стратегически стабильные.

Первое состояние: существует равновесие сил, при котором у каждого государства отсутствуют мотивы и стремления нарушить существующую или прогнозируемую ситуации - уровень вооружений, вооруженных сил и т.д., если у него нет оснований предполагать, что другое или другие государства намерены это сделать.

Второе состояние: стратегическая стабильность должна быть устойчива настолько, чтобы не быть чувствительной к незначительным изменениям ситуации как с одной стороны, так и с другой; но она должна быть устойчива и в том случае, если проявляется действие основных дестабилизирующих факторов при стремлении одного или нескольких государств нарушить состояние равновесия в свою пользу. Третье состояние может быть таким, которое приемлемо или выгодно всем странам-участникам, взаимодействующим в этом процессе.

Стратегическая стабильность выступает ключевым фактором военной безопасности. Для того, чтобы стратегическая стабильность была устойчивой и эффективной, т.е. могла гарантировать мирную жизнь народам, она сама должна иметь определенные гарантии. Первичными (определяющими) в их числе являются политические гарантии, среди которых важно выделить соблюдение всеми государствами мирового сообщества Устава ООН и его принципиальных положений, выработанных в области предотвращения ядерной опасности и обеспечения безопасности стран и народов; руководящие принципы и общие ценности, изложенные в Хельсинкском заключительном акте и Парижской хартии, в хельсинкском документе 1992 г., а также политические декларации и обязательства отдельных государств и их союзов (объединений) о недопустимости ядерной войны, об обеспечении безопасности прежде всего политическими средствами.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


В свою очередь, военная безопасность требует к себе внимания со стороны личности, общества и государства. И в новых условиях военная безопасность немыслима без военной силы определенного значения. Сила государства обеспечивает ему независимость и свободу развития по такому пути, который оно считает нужным. Без силы нет свободы выбора своего развития, и нет свободы, если нет силы защитить ее. Но какой должна быть эта сила, чтобы от ее наличия не страдали государство, общество и личность, чтобы она не внушала опасения соседним государствам, чтобы надежно были обеспечены, интересы общества и личности? 

Военная сила государства по своей сути - средство политики. Она выступает определенной частью военной мощи, реально воздействует на другие государства или систему международных отношений. Основным структурным элементом военной силы государства являются его вооруженные силы. Их способность решать поставленные перед ними задачи определяется вооружением, боевой техникой, организацией, социальным составом, моральным духом личного состава, уровнем развития военной теории, управления ими. В современных условиях величина военной силы государства, ее характер и направленность в решающей степени обусловлены военно-промышленным комплексом, его возможностями. Другими структурными элементами военной силы являются научно-техническая мысль, степень ее вовлеченности в решение военных задач, а также собственно военная теория, ее уровень развития. Военная сила также зависит и от морального духа народа и личного состава вооруженных сил, от общественного мнения страны.

Можно выделить несколько основных функций военной силы. Прежде всего это традиционная роль в достижении победы в войне. Она действовала на протяжении многих веков. Однако с усилением разрушительной мощи вооружений эта функция стала вытесняться из сферы международных отношений иными, а именно ненасильственными, средствами. Другая функция военной силы состоит в создании с ее помощью выгодных для государства позиций в международных отношениях на различных уровнях - двухстороннем, региональном, глобальном. Выгодное соотношение сил достигается не только наращиванием собственной военной мощи, но и объединением ее с военной мощью других государств (создание военно-политических союзов, блоков). Еще одна функция - давление на другие страны, на систему международных отношений. Нередко эта форма давления перерастала в вооруженные конфликты, в войну...

Можно говорить и о функции военной силы как средстве политического давления на различного рода движения: национально-освободительное, революционное, национальное и т.д., - формирования обстановки политической и экономической неустойчивости в разных странах и регионах. Применение военной силы в этих целях получило большое распространение в последние десятилетия.

История свидетельствует, что недостаток военной силы того или иного государства может поставить его в такие условия, что оно может утратить свою независимость или подпасть под господство другого государства даже без войны. Но и превышение военной силы - тоже не благо. Не только для других стран, но и для того государства, которое имеет военную силу, намного превышающую разумные потребности. В таких случаях сила становится бессильной. Такое бессилие военной силы в 60-70-х годах продемонстрировали США, а в 90-х - СССР. В первом случае огромная военная мощь США была бессильна в войне с народом Вьетнама. Во втором, несмотря на предельно высокий уровень военной мощи, СССР потерпел поражение в "холодной войне".

Уроки истории, жизненные интересы России обязывают, чтобы уровень ее военной безопасности соответствовал международной военно-политической обстановке, реалиям меняющегося мира и возможностям страны, общества, государства.

Между тем, в научных и публицистических статьях высказываются взгляды о том, что военная мощь России может быть просто символической, поскольку непосредственной угрозы ядерной войны теперь нет. С подобного рода взглядами согласиться нельзя, ибо они так или иначе оправдывают разоружение Российского государства в одностороннем порядке, ликвидацию вооруженных сил и т.д. Скорее всего, речь должна идти не о механическом снижении уровня военной мощи России, а о новых подходах к ее формированию и поддержанию на требуемом уровне.

Во всяком случае, оборонная мощь страны должна быть соизмерима с военным потенциалом вероятного противника и не быть обременительной для экономики страны.

Что же касается снижения военных потенциалов до уровня достаточности, то оно должно осуществляться с учетом определенных параметров. Во-первых, оборонная мощь, ее военный потенциал в количественном и качественном отношении должны быть такими, чтобы не вызывали у других народов и государств беспокойства за свою безопасность. Иначе: оборонительная мощь и военный потенциал сторон должны оставлять уверенность в способности защитить себя и в неспособности атаковать друг друга.

Во-вторых, величина оборонного потенциала одной стороны должна быть соизмерима с оборонным потенциалом другой таким образом, чтобы последний также не был угрожающим.

В-третьих, оборонная мощь должна обеспечивать надежную защиту своих национальных интересов. Одним словом, эти принципы не должны требовать создания вооруженных сил "впрок", чтобы противостоять суммарной силе всех потенциальных противников.

Напрашивается вывод, что на все время ядерного разоружения, изменения политического климата в мировой политике и военно-политической обстановки вооруженная сила остается ключевым звеном в системе военной безопасности России. Оборонное строительство России, эффективность ее вооруженных сил все больше будут обеспечиваться не милитаризацией экономики и общества, а напротив, их усилением в интересах народа, повышения уровня его жизни. Не наращиванием численности армии и флота, а ее снижением, но таким образом, чтобы качественные характеристики военной техники, военной науки, личного состава вооруженных сил могли гарантировать надежную безопасность государства (а также СНГ) в соответствии с военной доктриной. В связи с этим потребуется усиление профессионализма личного состава, увеличение числа солдат и офицеров с высокой общеобразовательной и специальной подготовкой. Возрастают требования к морально-психологической подготовке, к дисциплине, порядку и организованности, к социальной защищенности воинов и их семей. Можно предположить, что по мере разоружения армия будет становиться меньше по составу, но с учетом резервов будет достаточно велика по численности и представительна по составу. Она еще долго будет массовой. Акцент делается на качественную сторону развития военной науки, вооруженных сил - личного состава и вооружений - их организации и управления ими.

Для России, как и для других независимых государств бывшего СССР, жизненно необходима система коллективной обороны общего военно-стратегического пространства, недопустимы децентрализация управления Стратегическими силами СНГ и контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового поражения. Необходимо также строго выполнять договора, касающиеся сокращения вооружений, вооруженных сил и укрепления мер доверия.

Система военной безопасности СНГ должна функционировать в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций, а ее военный компонент основываться на национальных и Объединенных Вооруженных Силах с сохранением единого ядерного потенциала.

В заключение отметим, что общая тенденция развития вооруженных сил в новых условиях будет определяться непосредственным влиянием уровня военной опасности. Чем выше этот уровень, тем большие требования предъявляются к вооруженным силам, и наоборот. Если государство находится перед опасностью военной угрозы, то оно обязано принимать дополнительные меры по упрочению своей армии. Вооруженные силы России должны строиться и развиваться не как армия подготовки войны, а как армия мира, его обеспечения.

Обязательной гарантией такого хода развития, а следовательно, и военной безопасности России, призвана быть ее политика. В ней должны быть заключены положения о том, что Россия никому не навязывает своей воли, идеологии, образа жизни, признает сохранение мира приоритетной целью, отказывается от развязывания войны, агрессии по отношению к другим странам, выступает за ее предотвращение, решение возможных конфликтов прежде всего мирными средствами. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]