Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

2. Военная политика России:
содержание и направленность



Военная политика - понятие столь же древнее, как война и армия. Сначала она входила в общую систему политики, но по мере обострения общественных антагонизмов, расширения масштабов и разрушительного характера войн, усиления воздействия на исторический процесс становилась все более самостоятельной и специфичной. Достаточно наглядно это проявилось на рубеже ХVIII-ХIХ веков, на грани соприкосновения стратегии с общей системой политики, государствоведением. Наибольшего развития военная политика достигла в ХХ веке. Милитаризм, утвердившийся в ряде стран мира, привел к тому, что она нередко доминировала над политикой в целом. За это народы заплатили дорогой ценой, пережив две мировые и сотни локальных войн. Военная политика руководства ряда государств несет большую ответственность за то, что человечество неоднократно оказывалось на пороге ядерного апокалипсиса. Вместе с тем она может быть направлена и на предотвращение новых войн, создание надежной системы коллективной безопасности, спасение мировой цивилизации.

Военная политика - специфическая сфера теоретической и практической деятельности институтов государственной власти, связанная с созданием и использованием военной мощи для защиты интересов государства и общества, суверенитета и территориальной целостности страны. Она базируется на определенной системе идей и взглядов, основанных на социально-политических отношениях в обществе и мире. Военная политика, как и вся политика государства, имеет внутреннюю и внешнюю сторону, грань между которыми весьма динамична. В современных условиях возрастает роль внешней стороны, что наблюдается, например, в при создании системы международной безопасности. Однако в отдельных странах при нестабильности обстановки может доминировать внутренняя сторона.

Следует особо подчеркнуть, что военная политика России - миролюбивая. От военной политики СССР она наследует все самое позитивное. Одновременно использует опыт других стран, пропуская его через призму своих интересов и особенностей развития. Военная политика - специфическая область деятельности Президента, Парламента, Правительства, непосредственно связанная с созданием и использованием военной мощи для защиты жизненно важных интересов государства и общества, суверенитета и территориальной целостности страны.

С точки зрения внешних условий необходимо, чтобы военная политика учитывала перемены, происходящие в странах, регионах и мире в целом, особенно в военной политике ведущих государств, а также новую расстановку сил и их влияние на мировую политику. Нельзя недооценивать окончание холодной войны и переход от конфронтации к сотрудничеству. Особое значение имеют деидеологизация международных отношений, опыт мирного урегулирования ряда локальных и региональных конфликтов, интеграционные процессы в Европе, Америке и Азиатско-тихоокеанском регионе, крупные перемены в общественной жизни стран Восточной Европы и государствах, образовавшихся в результате распада СССР.

Военная политика России обусловлена также определенными факторами ее внутреннего развития: углубляется экономическая реформа, изменяется общественный и государственный строй формируется гражданское общество. Начались сдвиги в сторону демилитаризации страны. Одновременно появились центробежные тенденции, ослабляющие Российскую Федерацию: обострились межнациональные конфликты, сохраняется социальная нестабильность общества. В некоторых районах продолжается борьба политических партий за власть.

Наиболее очевидны нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических и религиозных процессов, наличие сил крайней националистической ориентации, сторонников абсолютизации суверенитета, террористических групп и рост организованной преступности в отдельных регионах и стране в целом.

Несколько слов об источниках военной опасности. В зависимости от складывающейся обстановки она может исходить: от стран, имеющих стратегическое ядерное оружие (глобальная); от сопредельных государств, обладающих массовыми армиями (региональная); от субъектов Содружества в случае обострения между ними экономических, территориальных, религиозных и некоторых других отношений (локальная). Всякая опасность имеет свой предел, выход за который создает непосредственную военную угрозу для России и других стран СНГ. В частности, непосредственной военной угрозой, на наш взгляд, следует считать ввод иностранных войск на территорию сопредельных государств, наращивание группировок войск и сил флота у границ России (ее союзников). Однако наибольшую угрозу представляют локальные конфликты внутри России и по периметру границ (межэтнические, территориальные противоречия и притязания, захватнические устремления некоторых сил).

Главные задачи военной политики России: предотвращение войны и сохранение мира, обеспечение национальной, региональной и международной безопасности, защита интересов государства посредством военной силы тогда, когда дипломатические средства окажутся недостаточными и неэффективными. В случае навязывания войны главной задачей России будет защита суверенитета, территориальной целостности своей и союзников (отражение агрессии, нанесение поражения противнику, создание условий для скорейшего прекращения войны, восстановления мира).

Россия, как и любое другое государство, проводя военную политику, отдает приоритет своим национальным интересам, основываясь на том, что в мировом сообществе она должна занимать место, достойное великой державы, поддерживать сотрудничество и партнерство со всеми странами. В практическом плане важно создать условия, исключающие необходимость защиты внешних интересов военными средствами, обеспечить неприкосновенность границ, интеграцию в мировую экономическую систему и стабильность развитии государства.

Интересы России в военной политике могут быть осуществлены главным образом на основе научных принципов, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются соответствие военной (оборонной) политики целям и принципам Устава ООН, Хельсинкским соглашениям 1975 и 1992 г., Парижской хартии 1990 г. и другим международным договорам, признание мира как главной ценности. Принципиально важны сокращение ядерного потенциала, уничтожение под международным контролем химического, бактериологического и тактического ядерного оружия, нераспространение ядерных и ракетных технологий, признание существования военной опасности и вероятности перерастания ее в военную угрозу. Военная политика не может быть реализована без мер по предупреждению и устранению военной опасности, созданию коллективной системы безопасности.

Важно учитывать международную и региональную военно-политическую обстановку, материальные возможности страны, а также сокращение вооруженных сил до уровня, достаточного для отражения агрессии. К другим не менее значимым принципам военной политики, видимо, следует отнести: открытость в военной области, укрепление доверия во взаимоотношениях с другими государствами, гражданский контроль над вооруженными силами и оборонной сферой на законодательном, исполнительном и судебном уровне власти; сотрудничество со всеми странами в координации усилий заинтересованных государств; запрещение (исключение) вооружения террористических и националистических сил, где бы они ни находились; подбор союзников не по блокам, а по интересам.

Ни одно государство мира Россия не рассматривает в качестве противника, она стремится к взаимопониманию со всеми странами, как этого требуют интересы коллективной безопасности. С государствами-членами НАТО и Восточной Европы РФ она строит взаимоотношения на основе доверия и сотрудничества, пытаясь создать систему Евро-Азиатской безопасности; с Соединенными Штатами Америки - на основе равноправного партнерства с учетом опыта сотрудничества в годы второй мировой войны, а с государствами Дальнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и другими странами - на основе добрососедства и уважения взаимных интересов. 

Государства Содружества Россия рассматривает как друзей и союзников, считая отношения с ними приоритетными. В сложившейся военно-политической обстановке мы с пониманием относимся к их интересам, признаем право на создание вооруженных сил как атрибута государственности. Однако считаем необходимым определить статус войск, как временно оставшихся на территории других стран и находящихся под юрисдикцией России, так и тех, которые могут быть дислоцированы там в мирное время с учетом межгосударственных соглашений и договоров. Во всех случаях личный состав этих частей и соединений должен иметь гарантированную правовую защиту Российской Федерации. Они не должны участвовать в национальных конфликтах, но по взаимному соглашению правительств их можно использовать в качестве сил разъединения для предотвращения кровопролития. Думается, что в ряде случаев присутствие войск в том или ином регионе является стабилизирующим фактором, служит снижению напряженности в нем. 

В то же время, учитывая тесные всесторонние связи между государствами -членами СНГ, сложившуюся структуру ВС бывшего СССР в рамках единого оборонного пространства, считаем объективной необходимостью создание системы коллективной безопасности. На пути к ней между Россией и государствами Содружества возможны и целесообразны многосторонние и двусторонние соглашения, которые предусматривали бы координацию действий в военной области, включали договоренности о стратегических силах, принципах взаимного технического и материального обеспечения вооруженных сил, их размещении и др. Высшим национальным интересам России отвечает как сохранение Содружества Независимых Государств, так и трансформация его в региональную подсистему ООН, функционирующую на ее принципах.

В практике военного строительства должны быть учтены интересы России в укреплении европейской безопасности. Россию не может устраивать тенденция расширения НАТО. Сейчас стратегическая группировка войск России такова, что при вступлении в НАТО бывших государств - участников Варшавского Договора придется произвести ее кардинальную перестройку, что связано с непомерными экономическими и социальными издержками. В этой связи, видимо, предпочтительнее формировать систему коллективной безопасности через роспуск НАТО и создание новой, более широкой и открытой структуры с участием России и всех стран Восточной Европы.

Создание действенного оборонительного союза (военно-политической структуры) могло бы стать гарантом успешного развития государств Содружества. Основой для него может послужить Договор о коллективной безопасности, который позволит интегрировать усилия этих государств и максимально использовать оборонный потенциал бывшего СССР Высшим органом данной структуры мог бы стать Совет коллективной безопасности, включающий в себя глав государств - участников оборонительного союза и назначенного ими Главнокомандующего ОВС СНГ. Он будет полномочен принимать решения о применении вооруженных сил для отражения агрессии, развязанной против любого из государств - участников Договора, или для выполнения миротворческих функций. Возможно также создание Совета глав правительств СНГ и в случае необходимости соответствующей структуры представителей парламентов. Опыт свидетельствует о том, что целесообразен и постоянный орган, который непосредственно решал бы вопросы безопасности, а также согласовывал под руководством Главного командования ОВС деятельность государств Содружества в рамках заключенных договоров.

Создаваемые органы Системы Безопасности СНГ должны иметь определенный правовой статус, доктрину, в которой были бы выражены основные задачи и цели СБ СНГ. Она должна носить оборонительный характер и базироваться на принципах, изложенных выше. Особое место в ней могут занять положения, относящиеся к ядерной стратегии Содружества, а также реализации принципа оборонной достаточности. Например, надо определить, какие группировки войск постоянной готовности иметь, где, в каком регионе их развернуть, за счет чего усиливать, как использовать мобильные силы и проводить стратегические перегруппировки, чтобы обеспечить отражение агрессии или локализацию и прекращение вооруженного конфликта на условиях, отвечающих национальным интересам государств Содружества. В доктрине необходимо также отразить формы сотрудничества с государствами - участниками Содружества при решении совместных оборонных задач, определить способы вооруженной борьбы по защите жизненно важных интересов Содружества, его суверенитета и территориальной целостности.

Приоритетной задачей военной политики России, видимо, должно быть военное строительство. Под ним понимается процесс теоретической и практической деятельности государства по созданию и укреплению военной организации, способной к эффективной защите национальных интересов страны. Обычно военное строительство состоит из экономических, научно-технических, социальных, политических, духовных и собственно военных мероприятий. Главными звеньями являются Вооруженные Силы и оборонная мощь государства. Военное строительство в России учитывает военно-политическую обстановку в мире и возможности государства. Расходы на оборону не должны быть обременительными для страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны обеспечить безопасность и независимость страны, создать условия для мирного развития России как федеративного, демократического и правового государства. Численность ВС должна быть достаточной не только для защиты территориальной целостности России, но и для выполнения обязательств перед мировым сообществом по поддержанию мира и стабильности, в том числе на территории Российской Федерации, а также недопущения распространения средств массового поражения. Они могут привлекаться и для предотвращения внутренних региональных конфликтов, пресечения совместно с правоохранительными органами попыток террористических актов на стратегически важных объектах, связанных с ядерным оружием, топливно-энергетическим комплексом, базовыми отраслями промышленности, системами государственного и военного управления.

Следует отметить также, что ухудшение глобального военно-стратегического положения России вызывает острую необходимость приоритетного отношения к строительству Военно-Морского Флота. России нужен мощный и боеспособный флот! Без него немыслима защита российских экономических интересов как в мировом океане, так и в приграничных зонах. Необходимо присутствие хотя бы ограниченных сил на океанских и морских коммуникациях, используемых экономическими структурами страны. Кроме того, нужны новые подходы к укреплению позиций России в бассейнах Балтийского и Черного морей.

Реализация доктринальных установок в области стратегического развертывания вооруженных сил должна обеспечивать в организационной форме защиту интересов России на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что трудно осуществить без военно-морского флота.

Сокращая вооруженные силы, нужно иметь в виду, что их численность по отношению к численности населения в ряде государств составляет менее 1%. Для России это - 1,5-2,0 млн. человек. В настоящее время данный показатель значительно выше. Кроме того, необходимо учитывать мобилизационные потребности вооруженных сил и государства в целом, а это (исходя из опыта войн) до 15% населения.

Реформирование вооруженных сил проводится поэтапно.

На первом этапе (до 1993 г.), как известно, осуществлялась инвентаризация имеющихся вооружений и военной техники, определялся на межгосударственном уровне статус российских войск, находящихся за пределами государства. Одновременно продолжались плановый вывод объединений и соединений, их обустройство, сокращалась численность личного состава, вооружения и военной техники. Велись разработка правовой базы строительства и функционирования ВС РФ, реформирование некоторых военных округов, а также завершалось формирование Министерства обороны Российской Федерации.

В течение второго этапа (до 1995 г.) предстоит продолжить создание Вооруженных Сил Российской Федерации, сохранив существующую видовую структуру и систему управления, сформировать мобильные силы как новое оперативно-стратегическое объединение. Особая роль здесь отводится созданию группировок войск, отвечающих реальной и прогнозируемой военно-политической обстановке, договорным обязательствам России. Пристальное внимание необходимо уделить группировкам стратегических ядерных сил, кроме того, всесторонне проработать вопрос о возможности перехода от армейской и дивизионной структуры Сухопутных войск к преимущественно корпусной и бригадной с целью повышения мобильности войск. Такие оргштатные преобразования потребуют огромных экономических затрат, а также существенного пересмотра военно-технической политики, в том числе системы заказов и закупок оружия и военной техники. В этот же период можно полностью перейти к смешанной системе комплектования вооруженных сил на основе призыва по воинской обязанности и добровольного поступления на службу по контрактам, а также ввести альтернативную службу (по желанию призывников).

Этого требуют следующие обстоятельства. Усложнение боевой техники и необходимость поддержания войск в высокой боевой готовности все более жестко ставят вопрос о профессионализации личного состава вооруженных сил, и такая линия руководством Минобороны РФ рассматривается в качестве обязательной во всех аспектах военного строительства, что нельзя, по нашему мнению, признать достаточно обоснованным. Практика показала, что младшие военные специалисты-контрактники, несмотря на уже достаточный срок их службы, не дали существенного повышения боевой готовности войск и укрепления воинской дисциплины. Более того, военные аналитики считают на данном этапе этот контингент во многих случаях генератором криминогенной ситуации в армии.

В стране должен быть подготовленный резерв на случай непредвиденного развития событий и возникновения военной угрозы. Без сохранения на определенных условиях призыва на военную службу проблема резервов не может быть решена. Заметим, что привязка резервов к определенным территориям поможет в решении и политико-национальных задач, создавая чувство уверенности и самоуважения среди национальных групп и народностей.

Многовековый уклад жизни, традиции нашего народа, военно-стратегическое положение страны требуют воспитания и поощрения у россиян патриотизма, гордости за свое Отечество, готовности к его защите. Без сохранения всеобщей воинской обязанности не удастся поддерживать высокую обороноспособность нашего государства.

На третьем этапе (после 1995 г.) целесообразно радикально изменить структуру вооруженных сил и военно-административное деление территории России с одновременным уточнением и разграничением функций оперативного и административного управления. Для этого потребуется пересмотреть предназначение и задачи ныне действующих видов вооруженных сил, довести их численность до 1,5-2,0 млн. военнослужащих, коренным образом преобразовать структуру всех органов управления.

Жизнь подсказывает, что в ходе создания Вооруженных Сил РФ необходимо постоянно учитывать не только военный, но и другие аспекты (экономический, социальный, политический, нравственный), соблюдать равенство всех граждан перед Законом и социальную справедливость, а также выработать механизм парламентского контроля над военными расходами.

Вооруженные Силы Российской Федерации - инструмент государства. Поэтому в них должна быть исключена деятельность любых политических партий и организаций. Верховным Главнокомандующим является Президент Российской Федерации. Политико-административное руководство осуществляет Министерство обороны, а оперативное руководство войсками строится по линии: Верховный Главнокомандующий ВС РФ, Генеральный штаб, командования видами ВС, региональные и оперативные командования, командующие (командиры) объединений (соединений).

Следует подчеркнуть, что реализация основ военной политики немыслима без глубокой и всесторонней оценки военно-политической обстановки и прогнозирования ее развития. При определении военной политики России необходимо опираться на имеющийся опыт и научные разработки, учитывать действие в мире, с одной стороны, объединительной (ведущей) тенденции, определяющей главную направленность общественного развития, и с другой - деструктивной тенденции, носителями которой являются националистические, террористические силы. 

Важными элементами оценки обстановки становятся геополитическое положение России и особенности ее развития, политический климат, сложившийся в результате окончания холодной войны, переход в отношениях между странами и народами от конфронтации к сотрудничеству и партнерству. В данном случае потребуется учитывать и полюсы силы, образовавшиеся после распада системы Восток - Запад, соотношение военной мощи, интересы, характер и содержание военной политики и военных доктрин наиболее развитых государств. На основе этих и других факторов можно определять степень реальной и потенциальной военной опасности, а также возможной военной угрозы для России. Разумеется, на реальность прогноза будут оказывать влияние очаги напряженности в отдельных странах, причины их возникновения, позитивные и негативные факторы, в том числе силы (правящие круги, движения, партии), способные изменять военно-политическую обстановку, которая в последнее время стала более благоприятной для России, так как уменьшилась вероятность возникновения ядерной войны, военного нападения с Запада, отсутствует непосредственная угроза с Востока и Юга. 

Дальнейшее оздоровление военно-политической обстановки в мире, особенно вблизи России, во многом зависит от нашего государства, которое занимает уникальное геополитическое и стратегическое положение в мире и в центре Евразии. Это ключевой регион земного шара с точки зрения доступа к морям и океанам, транспортным артериям, а также практически ко всем видам сырья и ресурсов. Россия контролирует подавляющую часть территории бывшего СССР (более 2/3), располагает значительным запасом природных ресурсов, в ней проживает свыше половины его населения. Кроме того, она продолжает оставаться крупнейшей ядерной державой, является постоянным членом Совета Безопасности ООН, активно участвует в других международных и региональных организациях (например, в СБСЕ).

Для того, чтобы Россия выполнила свою историческую роль по обеспечению мира на земле, а также сохранила подобающее место в мировой цивилизации и статус великой, достойной уважения державы, она должна в первую очередь принять меры к преодолению внутренней нестабильности, сохранить доступ к окружающему водному пространству, который существенно ограничился вследствие суверенизации республик. Ей необходимо иметь соответствующий оборонный потенциал, достаточный как для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от ее границ, так и для участия в случае необходимости в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других государств. Думается, что особой заботой политического руководства и впредь будут обеспечение (вместе с другими членами СНГ) контроля над ядерным оружием на всей территории бывшего СССР и недопущение "суверенизации" новых военных технологий и стратегических систем вооружений.

Сохранение ядерного статуса для России на обозримый период жизненно необходимо. Это создает возможность предоставления бывшим республикам СССР ядерных гарантий в качестве одного из элементов соглашения по военным вопросам. Крайне важно также укреплять и совершенствовать взаимоотношения с государствами - участниками Содружества. В целях предотвращения военной опасности и угрозы независимости необходимо восстановить нарушенные экономические связи между странами СНГ, не допустить обострения национальных конфликтов, дальнейшего обособления государств и собственных автономий.

Особое внимание следует обратить на преодоление разногласий в решении пограничных вопросов, блокирование очагов гражданской войны для недопущения перерастания их в межреспубликанские конфликты с элементами интернационализации, предотвращение раздела ядерного оружия и комплексов по производству средств доставки между республиками бывшего СССР, ревизии достигнутых в этой области договоренностей.

Россия заинтересована в том, чтобы соглашения по вопросам безопасности, сохранения общего оборонно-стратегического пространства носили конкретный, достаточно устойчивый характер и не превращались в прикрытие для полной автономизации военной деятельности новых государств, возникших после распада СССР, которая в этом случае может осуществляться без учета наших интересов.

Одно из главных направлений военной политики России состоит в развитии связей с США и странами Западной Европы. Сотрудничество с ними - гарантия коллективной безопасности. США и Запад сделали важные шаги в этом направлении. В частности, сокращается общая численность их вооруженных сил, понижается уровень американского военного присутствия. Использование военной силы в крупных масштабах практически отвергается подавляющей частью стран Запада. Взаимодействие с ними - важное условие поддержания региональной стабильности в районах, непосредственно примыкающих к России. Сотрудничество может предотвратить распространение ядерного и химического оружия, ракет и ракетных технологий, даст возможность выработать политику регулирования продажи оружия и военных поставок. Россия заинтересована в проведении со странами Запада операций ООН по поддержанию мира и безопасности в кризисных регионах.

В связи с тем, что баланс сил как объективная основа взаимоотношений государств стал иным и действует во взаимосвязи с балансом интересов, нужно учитывать следующее: уход СССР с исторической сцены, а также наметившееся снижение уровня военного присутствия США в мире могут сопровождаться усилением военной активности Японии, стран АСЕАН, государств Ближнего Востока, Индии и Пакистана. В силу сложившейся геополитической реальности это может иметь негативные последствия.

Разрабатывая и осуществляя необходимые меры по предотвращению войны и обеспечению безопасности, Национальная доктрина исходит из того, что в будущем не исключена возможность вовлечения России в вооруженное противоборство с вытекающими отсюда последствиями. Она должна быть готовой к любым поворотам истории. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]