Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

4. Военно-техническая политика Российской Федерации


ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


Военно-техническая политика (ВТП) государства представляет собой систему официальных взглядов и направлений конкретной деятельности государственных органов по вопросам разработки, производства и развития вооружения и военной техники с целью своевременного оснащения и материального обеспечения вооруженных сил эффективными системами вооружения, военной специальной техникой, а также средствами управления войсками и оружием для надежной защиты интересов государства.

Военно-техническая политика - составная часть военной политики, которая, в свою очередь, вытекает из принятой государством концепции его безопасности.

Непосредственной основой для разработки военно-технической политики государства служит его военная доктрина. Разработка ВТП осуществляется на большую перспективу с учетом достижений науки и техники. Материальная база обеспечивается развитием и совершенствованием оборонных отраслей промышленности, экономического, технического и научного потенциалов страны.

К наиболее общим принципам военно-технической политики государства могут быть отнесены следующие:

  • соответствие военно-технического потенциала страны потребностям обороны;
  • экономическая обоснованность и эффективное использование материальных средств, выделяемых для военно-технических нужд;
  • оптимальное соотношение различных систем оружия и компонентов системы человек - вооружение и военная техника.
Изложенные принципы ВТП, сохраняющие свое значение в современных условиях развития Вооруженных Сил России, могут быть дополнены такими важными и принципиальными положениями, как комплексность решения проблем ВТП, приоритет развития научно-технической (технологической) базы, обусловленный необходимостью использования новейших достижений науки при создании новых образцов вооружения и военной техники (ВВТ), адаптивность технического оснащения ВС к динамично изменяющейся обстановке в мире.

На основе принятых государством доктринальных и концептуальных положений разрабатываются основные направления военно-технической политики на определенный период времени. Необходимы анализ и учет ряда факторов, характеризующих особенности данного периода времени. В современных условиях это: изменившийся характер военных опасностей и угроза России; создание Вооруженных Сил России; децентрализация управления экономикой и нарушения ранее сложившихся производственных (кооперативных) связей в промышленности; переход экономики страны на рыночные отношения; конверсия военного производства и сокращения доли производственных мощностей заводов, НИИ и КБ, традиционно выполнявших военные заказы; значительное сокращение расходов на оборону; существенное повышение стоимости военных НИР и ОКР, а также цен на серийные образцы вооружения.

В современных условиях содержание ВТП, видимо, будет иметь ряд особенностей, которые вызваны изменениями, происшедшими в военно-стратегической обстановке в мире.

Во-первых, военно-техническая политика теперь будет все больше направлена на обеспечение не только безопасности государства, но и стратегической стабильности в мире. Повысится приоритетность развития научно-технической (технологической) базы, а также использования новейших достижений науки и техники при создании образцов ВВТ;

Во-вторых, усложнение экономической ситуации в стране, а также изменение направленности содержания военной доктрины России потребуют проведения новых фундаментальных, поисковых и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих создание принципиально новых образцов ВВТ, что вызовет, в свою очередь увеличение удельной доли ассигнований в бюджете на эти работы.

В-третьих, необходимо выделить в отдельную самостоятельную научно-техническую программу приоритетные (ключевые) военные технологий, позволяющие более экономно финансировать оборонные НИОКР, избежать дублирования работ, расширить рамки взаимодействия гражданского и оборонного секторов. Ряду перспективных военных технологий следует придать характер технологий двойного назначения, определяющих во многом будущее общей научно-технологической базы государства.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ


Долгосрочными целями и задачами военно-технической политики России мы считаем следующие: создать фундаментальный научно-технический задел, обеспечивающий развитие военной промышленности России на перспективу - первую четверть XXI века; не допустить критического отставания в военной области от наиболее развитых государств; сохранить способности маневра научно-техническими ресурсами, нивелировать воздействие возможных научно-технических прорывов в других государствах.

Приоритетное направление военно-технической политики России - оснащение подвижными боевыми и транспортными средствами мобильных сил, которые можно было бы оперативно использовать на любом направлении, с различными климатическими и физико-географическими условиями. В первую очередь это относится к заказу и закупке транспортных самолетов, транспортных и боевых вертолетов, авиатранспортабельных артиллерии, бронированных машин и другой военной техники: поддержание на должном уровне стратегических ядерных сил сдерживания как главного средства предотвращения ядерной и обычной войны. С этой целью потребуется наращивать усилия по развитию систем боевого управления, связи, намного повышающих эффективность ядерного сдерживания и их надежность.

Первостепенной задачей станет, видимо, обеспечение России и ее союзников надежной системой предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

Предстоит также совершенствование и развитие систем разведки, предупреждения, боевого управления, связи, радиоэлектронной борьбы. Вложение в эти области финансовых средств и организационных усилий позволит умножить боевые возможности огневых средств.

Многие военные технологии (системы боевого управления, связи, разведки, РЭБ и др.) могут быть применены как технологии двойного назначения. Развитие этих средств целесообразно использовать с максимальной эффективностью для экономики страны в системах телекоммуникаций, дистанционного зондирования атмосферы, защиты коммерческой тайны и других, в которых сегодня у России огромная потребность.

С учетом указанных направлений ВТП потребуется разработать порядок ежегодного обоснования оборонного бюджета, механизма адаптации программ вооружения к изменившимся задачам Вооруженных Сил, характеру возможных военных угроз, реальному состоянию промышленности России, уровню развития науки и техники, экономическим возможностям страны.

В условиях нестабильности внутриполитической и социально-экономической обстановки в стране, следует создать отечественную кооперацию оборонных отраслей промышленности, разработать новые формы сотрудничества России со странами СНГ в области совместной военно-технической политики, а также провести коренную реорганизацию системы заказов ВВТ.

Развитие передовых стран мира связано в первую очередь с внедрением инновационной научно-технологической политики, которая интегрирует не только исследования и разработки, но и промышленное производство, а также рынок и сферу целевого применения. Это обусловливает определяющую роль научных исследований и разработок, а также интегрированного цикла: "исследования - производство" в обеспечении прогресса общества в целом.

Научные исследования и разработки составляют основу научно-технической политики, и в военной области они носят в основном некоммерческий характер. Это определяет основной источник финансирования - государственный бюджет и приоритетную роль государства-заказчика.

Разумеется, государство как заказчик заинтересовано наиболее рациональным образом использовать ресурсы для обеспечения должного уровня безопасности, достижения целей военно-технической политики и направлений ее реализации. Поэтому отступление от условий гарантированности опасно, как и одностороннее снижение военного потенциала РФ. Это обусловлено высоким уровнем боевых возможностей вооружений США, в том числе в качественном отношении (неограниченном межгосударственными договорными документами); сохранением насыщенности планов и ассигнований на НИОКР в США. Немалое значение имеет объективно длительный процесс восстановления утраченного научно-технического потенциала.

Ориентиром в планировании ассигнований могут служить прецеденты аналогичных затрат в других государствах (в доле внутреннего валового продукта), а также критическая оценка прошлых затрат, учет ограничений, предусмотренных международными договорами по ограничению и сокращению вооружений.

На основе сказанного выше можно выделить несколько актуальных положений военно-технической политики России.

1. При наличии большой степени неопределенности в содержании концепции национальной безопасности РФ, а также возможных угроз интересам РФ имеет особое значение гарантированный подход к формированию военно-технической политики РФ.

2. В обеспечении национальной безопасности РФ должна быть сохранена первостепенная роль военного фактора - Вооруженных Сил и вооружений в их составе. Учитывая определенное снижение напряженности в отношениях между РФ и США, следует продолжить договорные отношения по ограничению и сокращению вооружений.

3. Целесообразно сохранить сочетание ядерных и обычных вооружений, обеспечивающее защиту РФ от всего спектра возможных угроз интересам РФ (военных, экономических, политических, психологических и др.).

4. Состояние и развитие ядерных вооружений должно служить сохранению стратегической стабильности через сдерживание противника от применения стратегических ядерных сил. Достаточность стратегических ядерных вооружений нужно определить применительно к наиболее сложному случаю возникновения ядерного конфликта.

5. Развитие обычных вооружений целесообразно вести с учетом поддержания стратегической стабильности мобилизационных возможностей экономики страны, их адаптируемости к условиям военного положения государства, определяя величину вооружений, соответствующую достаточному уровню, из условий уровня сдерживания.

6. Полный отказ от ядерного оружия (в том числе в области ниже потребуемой достаточности), вероятно, возможен только в процессе очень быстрой его ликвидации у всех из сторон, исключающем возможность его использования. Необходим учет при этом наличия оружия у третьих стран. Новое ядерное оружие должно создаваться с учетом экологических требований, возможности его уничтожения или видоизменения по условиям будущих договоров типа СНВ.

Во всех случаях необходимо непрерывное развитие научных фундаментальных и экспериментальных работ, а также производственных, энергетических, сырьевых и других возможностей России для совершенствования существующего и создания нового высококачественного оружия. Главным здесь является тот факт, что качество оружия не всегда компенсируется его количеством. 

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


На современном этапе, когда формируются новые организационные структуры по выработке и проведению ВТП, важно сохранить все ценное, что было накоплено в методологическом, научном, организационном и техническом плане. Принципы ВТП при разработке и производстве вооружения и военной техники могут быть реализованы различными путями.

Первый - закупка партий образцов ВВТ в других странах. Не исключая полностью импорт вооружения как средства быстрого наращивания боевых возможностей ВС, следует признать, однако, что для России он не может рассматриваться как основной по многим причинам (необходимость больших объемов закупок, наличие мощного собственного оборонного комплекса и, главное, возможность частичного или полного прекращения поставок вооружений из-за рубежа в особый период).

Другой гипотетический путь - заблаговременное оснащение ВС в больших объемах широким ассортиментом типов образцов ВВТ, с помощью которых ВС смогут решать практически любые задачи в большом диапазоне боевого применения. Такой путь, очевидно, также не подходит России в силу чисто экономических ограничений.

Третий путь позволяет обеспечивать достаточно быстрый переход ВС на новые образцы ВВТ в соответствии с современной быстроменяющейся обстановкой, сохранять и развивать отечественный научно-производственный потенциал, обеспечивать потребности ВС в вооружении при относительно меньших затратах, гибко реагировать на возможные изменения военно-технической политики противостоящих сторон.

При реализации ВТП России, на наш взгляд, можно существенно сократить время на смену поколений ВВТ за счет параллельной разработки военно-технических концепций образцов и самих образцов. Для этого к моменту завершения формирования военно-технической концепции, облика и требований к образцу должны быть отработаны и пройти раздельные испытания экспериментальные образцы составных частей. Требуемые комплексы, образцы ВВТ при такой схеме их разработки могут быть созданы из готовых элементов, как из "кирпичиков", значительно быстрее, нежели традиционным для отечественной практики путем, когда разработка составных частей комплексов начинается по сути лишь после согласования тактико-технического задания на образец ВВТ и открытия бюджетного финансирования на ОКР.

При такой схеме фронт работ по созданию образцов ВВТ постепенно сузится от проведения широкого круга ФПИ до серийного производства конкретного образца.

Соответственно при этом меняется структура расходов на развитие вооружений. Если при существующем порядке большая часть ассигнований, выделяемых на развитие вооружений, направлялась на серийное производство образцов, то ныне должна быть увеличена доля расходов на фундаментальные, поисковые и опытно-конструкторские работы. Однако в целом это будет экономически более выгодным за счет своевременного производства более эффективных образцов, меньшего их типажа, широких возможностей модернизации устаревших образцов. Мы считаем этот путь интенсивным методом разработки вооружений. Он используется в США с 70-х годов, в отличие от экстенсивного, который до последнего времени преобладал в практике нашего военного строительства. Кроме того, при переходе к нему обеспечивается конкурсная проработка вариантов как составных частей, так и самих образцов.

В условиях рыночной экономики и приватизации оборонных предприятий заказчики и генподрядчики комплексов вооружения будут иметь возможность закупать на рынке необходимые образцы оружия, разработанные в соответствии с требованиями Министерства обороны. Для этого в процессе приватизации должна быть обеспечена демонополизация оборонной промышленности. На рынок образцов оружия и их составных частей могут поставляться изделия зарубежных производителей, что будет способствовать более быстрому повышению качества отечественной военной техники до уровня мировых стандартов и позволит увеличить продажу военной техники за рубеж. Следовательно, необходимо использовать мировые стандарты при разработке образцов вооружения, унифицировать отечественные образцы ВВТ и их составные части с аналогичными образцами других стран.

Модульный принцип построения комплексов вооружения обеспечивает также накопление резервов для последующего их совершенствования и модернизации.

Рассматриваемая схема разработки образцов ВВТ позволит также реализовать игровой подход при выборе направлений развития ВВТ. Существующий и поныне в отечественной практике способ безвариантного прогнозирования перспектив развития ВВТ противостоящей стороны стал неэффективным. США и другие индустриальные страны давно перешли к интенсивному пути создания вооружений, выбирая тот или иной путь развития по результатам анализа возможных стратегий противостоящей стороны. Применение подобного игрового принципа у нас позволит избежать создания устаревших и неэффективных образцов ВВТ.

При серийном производстве реализация ВТП должна обеспечивать возможность быстро наращивать или сокращать производство образцов ВВТ. Сделать это можно либо через резервирование свободных мощностей, либо широким внедрением на предприятиях оборонного комплекса технологий двойного назначения, что позволит в короткие сроки проводить конверсию и реконверсию предприятий. Очевидно, что при двойных технологиях перестройка предприятий на выпуск новых образцов без снижения объемов производства потребует резервных производственных мощностей. Они необходимы также для проведения модернизации самих производств, смены технологии, оснастки. Этого же требуют условия рыночной экономики, при которой предприятия в любой момент должны быть способны увеличить объем производства при получении заказа. Поэтому такая практика Запада со временем и у нас может стать нормой. При этом необходимо предусмотреть мероприятия, стимулирующие предприятия на переход при необходимости к выпуску военной продукции. Выпуск образцов ВВТ для промышленности должен быть значительно более выгодным, чем, например, выполнение зарубежных заказов за СКВ.

Несмотря на описанные преимущества интенсивного пути развития отечественного вооружения это не означает, что это лишь единственный путь развития. Реальной наряду с ним может стать и закупка отдельных партий ВВТ за рубежом. При этом следует иметь также в виду значительную инерционность всей системы создания вооружений.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


Реализация ВТП России потребует коренной перестройки всей системы управления развитием вооружений, включая методологию обоснования и систему научного обеспечения перспектив развития ВВТ.

Целесообразно изменить содержание и цели работ по долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному планированию развития ВВТ. В соответствии с изложенным методом при долгосрочном планировании целесообразно вести поиск и выявление новых технических решений, идей, технологий для создания принципиально новых видов оружия, резкого улучшения тактико-технических характеристик существующих систем оружия, а также проведения широкого набора фундаментальных и поисковых исследований (ФПИ).

При среднесрочном планировании требуется задание по результатам ФПИ прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию большого количества экспериментальных и опытных образцов, в первую очередь составных частей комплексов вооружения с широким набором боевых возможностей и тактико-технико-экономических показателей, а также отдельных образцов самих комплексов.

В результате краткосрочного планирования развития вооружений будут разработаны образцы ВВТ, рекомендованные к серийному производству.

Целесообразно определить новые задачи подразделений Министерства обороны, занимающихся научным обоснованием перспектив развития ВВТ. Так, на этапе долгосрочного планирования задачей указанных организаций будет являться обоснование плана работ по ФПИ, исходя из анализа тенденций развития фундаментальной науки, а также прогнозируемых потребностей ВС в новых и модернизированных видах оружия с учетом будущих форм, способов и условий боевых действий. Наряду с военными заказчиками часть работ по проведению ФПИ, а возможно, и большую их часть должны заказывать организации - разработчики экспериментальных и опытных образцов составных частей комплексов ВВТ. Финансирование таких работ целесообразно осуществлять как из средств МО России, так и из средств непосредственных потребителей результатов ФПИ - разработчиков вооружения.

На этапе среднесрочного планирования развития вооружений задача научных подразделений МО - обоснование общих требований МО к ВВТ к условиям их эксплуатации и боевого применения, требований к фундаментальному облику комплексов вооружения и их составных частей, требований к рациональному уровню унификации, стандартизации образцов для обеспечения взаимозаменяемости составных частей комплексов, в том числе и зарубежного производства.

На этапе краткосрочного планирования предметом научного обоснования будет разработка критериев и методик выбора альтернативных вариантов экспериментальных и опытных образов вооружения для запуска их в серийное производство.

Что касается собственно заказывающих органов МО, то функции их в условиях рыночных отношений могут существенно измениться, а структура - упроститься, так как часть их функций должны будут взять на себя организации-разработчики. В частности, повышение уровня характеристик образцов, снижение их себестоимости, развитие элементной базы и внедрение новых технологий могут решаться ими в большей части самостоятельно в условиях конкурентной борьбы за заказы МО. Экономические методы управления развитием вооружений как более эффективные со временем могут заменить собой административные. Разработка эффективных методов управления также будет задачей научных подразделений МО. Может претерпеть существенные изменения и многочисленный институт военных представителей на предприятиях оборонного комплекса.

СТРУКТУРА И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Российская армия за прошедшие полтора года сократилась почти на полмиллиона и насчитывает 2, 3 млн.человек. Интересы национальной безопасности показывают, что ее численность следует сохранить примерно на этом уровне. Решение, принятое ранее Верховным Советом РФ о полуторамиллионной армии, как показывают исследования, не соответствует масштабам тех задач, которые на нее возлагаются.

Исходя из сложившихся на сегодня реалий международной и внутренней обстановки, требований и задач, которые предстоит решать в новых условиях Вооруженным Силам России, решено провести глубокое их реформирование. В основу строительства ВС РФ положены два основных принципа: обеспечить гарантированное сдерживание любого агрессора от каких-либо попыток развязывания мировой ядерной и обычной войны, обеспечить сдерживание потенциального агрессора от развертывания региональных и локальных конфликтов. В первом случае эту задачу должны выполнять Стратегические ядерные силы, во втором - соответствующая группировка сил в составе войск прикрытия, мобильных сил и резервов.

До 1995 года видовой принцип структуры Вооруженных Сил России целесообразно сохранить. Эта обусловлено тем, что исторически сложились свойственная каждому виду организация, структура, материальное и техническое обеспечение, система управления и обучения. Радикальное их изменение в еще более сжатые сроки потребовало бы таких материальных затрат, которые государство не в состоянии выделить.

Каково же состояние видов Вооруженных Сил России на сегодня, какие они испытывают проблемы?

Общее для всех видов и наиболее болезненное явление, как и в обществе в целом, - это проблемы социальной защиты. Сейчас 120 тыс. военнослужащих нуждаются в жилье. 75% средств, выделенных на капитальное строительство, Мин-обороны направляет на строительство жилья. Местные администрации выделили только 12% квартир от запланированного количества.

Ассигнования на оборону, утвержденные Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. в сумме 3 трлн.115, 5 млрд.руб., оказались меньше заявленной Министерством обороны суммы в 2 с лишним раза, а в реальных ценах составили меньше трети минимальной потребности армии и флота. И это в условиях, когда Вооруженные Силы переходят на службу по смешанному принципу: с 1 января 1994 г. каждую седьмую должность, комплектуемую рядовыми, сержантами и старшинами, занимают контрактники. Такая скорость перехода на военную службу по контракту, конечно же, потребует дополнительных огромных средств (в США, например, аналогичную программу разрабатывали около 7 лет).

Стратегические ядерные силы продолжают оставаться той военно-политической силой, которая обеспечивает сдерживание противника от развязывания крупномасштабной войны, обеспечивает стратегическое равновесие в мире и безопасность России.

Основу всех сил по-прежнему продолжают составлять Ракетные войска стратегического назначения, которые являются главным их компонентом. В состав РВСН входят дивизии, объединенные в армии.

На сегодня РВСН дислоцируются в четырех государствах - России, Украине, Казахстане и Беларуси. 

Количественный состав Стратегических ядерных вооружений
на территориях государств, входящих в СНГ

Государства
МКР
БРПЛ
ТБ
Всего
носители
БГ
носители
БГ
носители
БГ
носители
БГ
Беларусь
81
81
81
81
Казахстан
98
980
40
240
138
1220
Россия
912
3970
788
2652
79
271
1779
6893
Украина
176
1240
43
372
219
1612
Итого
1268
6271
788
2652
162
883
2217
9806

Много проблем, и прежде всего в вопросах ядерной безопасности на Украине.

При реализации заключенных с США Договоров СНВ-1 и СНВ-2 группировка ракетных сил РВСН должна претерпеть существенные изменения: из нее постепенно будут выводиться ракетные комплексы с истекающими гарантийными сроками и ликвидироваться ракеты с разделяющимися головными частями. При этом соответственно уменьшится и количество объединений, соединений и частей РВСН.

Вопрос о ратификации Договора СНВ-2 до сих пор вызывает острую дискуссию, поскольку его противники полагают, что Россия фактически идет на односторонние уступки, соглашаясь на ликвидацию высокозащищенных стационарных шахтных установок с тяжелыми ракетами. Полагают, что их следовало бы пока сохранить, а радикально сокращать прежде всего мобильные комплексы.

Особую проблему при реализации Договоров представит утилизация около 7 тыс. стратегических боеприпасов и до 100 тыс.т жидкого ракетного топлива, которое по токсичности приближается к боевым отравляющим веществам. Сейчас даже трудно подсчитать, сколь огромные материальные затраты потребуются для этого.

И хотя в следующем веке основная роль ядерного щита России должна перейти к атомным ракетным подводным лодкам, РВСН, видимо, в обозримые годы по-прежнему будут сохранять лидирующее положение. Приоритет в ракетных войсках стратегического назначения будет отдан повышению стойкости всех систем ракетного вооружения к поражающим факторам ядерного и высокоточного оружия, а также повышению живучести систем управления.

Сухопутные войска являются самым многочисленным видом российских Вооруженных Сил. В настоящее время в состав Сухопутных войск включены военные округа, общевойсковые армии, армейские корпуса, дивизии и бригады.

В течение длительного времени проблема технической оснащенности Сухопутных войск решалась недостаточно оптимально и продуманно. Были созданы непомерные запасы бронетанковой, мотострелковой и другой ударной техники в ущерб развитию средств управления, разведки, радиоэлектронной борьбы. На крайне низком уровне остались автоматизация и сбор информации. В силу объективных и субъективных причин на территории России сконцентрировалось значительное количество устаревшей боевой техники. Все это существенно усложняет задачу реформирования Сухопутных войск.

В переходный период намечено значительно сократить эти войска и начать их реформирование. При этом приоритетным будут развитие и оснащение авиации Сухопутных войск, Ракетных войск, артиллерии, войск ПВО, создание мобильных сил. Войска будут планомерно переоснащаться новыми перспективными средствами вооруженной борьбы: разведывательно-ударными и разведывательно-огневыми комплексами, высокоточными управляемыми боеприпасами повышенной мощности, автоматизированными комплексами управления, эффективными средствами разведки и радиоэлектронной борьбы. Особое внимание следует уделить штурмовой авиации и вертолетам в структуре Вооруженных Сил России. Авиация Сухопутных войск станет одним из основных родов войск.

Военно-воздушные Силы предназначены для боевых действий по отражению воздушного нападения противника, завоевания господства в воздухе и поражения противника с воздуха. ВВС подразделяются на дальнюю авиацию, фронтовую, объединяющую несколько родов авиации, и военно-транспортную. В состав фронтовой входят истребительная авиация, бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, разведывательная, армейская. Армейская авиация придается Сухопутных войскам, а дальняя функционально входит в состав Стратегических сил. В Военно-воздушные Силы организационно входят ВВС округов, воздушные армии и авиадивизии.

Отражение нападения противника в современных условиях потребует быстрого переноса усилий с одного направления на другое. Это может обеспечить только мобильная транспортная структура Вооруженных Сил, основу которой будет составлять военно-транспортная авиация. Бывший Советский Союз имел мощную военно-транспортную авиацию по своему составу, грузоподъемности и возможностям не уступающую американской. В настоящее время на территории бывших союзных республик осталось около 200 самолетов ВТА, большая часть из которых новых модификаций.

На вооружении ВТА России находятся сейчас Ан-12, Ан-22, Ил-76, Ан-124. Часть из них долгое время находится в эксплуатации и требует работ по продлению их ресурса. Остро стоит вопрос о финансировании программ создания новых военно-транспортных самолетов. Промедление в решении этих проблем может резко ослабить обороноспособность.

Сохранят свое значение фронтовая и дальняя авиация. В составе фронтовой авиации, видимо, останется несколько воздушных армий, на вооружении которых будут новейшие самолеты четвертого поколения: МиГ-29, Су-27, Су-25, Су-24, Ан-124.

Президентом Российской Федерации принято решение снять с боевого дежурства стратегические бомбардировщики, а их ядерное оружие разместить на складах. Прекращено производство тяжелых бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, а также крылатых ракет воздушного базирования большой дальности. Россия в одностороннем порядке отказалась также от проведения учений с участием большого количества тяжелых бомбардировщиков. В одном учении их может быть задействовано не более 30. Что касается авиационных стратегических сил, то, как и ранее, их планируется оставить в оперативном подчинении командования Стратегических сил ОВС СНГ.

Войска противовоздушной обороны и в мирное время должны всегда находиться в таком состоянии, чтобы быть способными немедленно приступить к выполнению сложных и ответственных задач. Для этого они оснащены средствами предупреждения о воздушном нападении, мощной зенитно-ракетной, авиационной и радиолокационной техникой, способной обнаруживать и уничтожать существующие и перспективные цели на различных высотах, в непогоду и при сильном радиоэлектронном противодействии. Отличительной чертой этого вида Вооруженных Сил являются высокие боевые характеристики его оружия и боевой техники, широкая автоматизация процессов управления войсками.

Все это, однако, не означает, что в современной российской ПВО нет проблем. С распадом Советского Союза, дезинтеграцией его Вооруженных Сил нарушена общесоюзная структура противовоздушной обороны, ослаблен ряд ее звеньев, и как следствие возникла необходимость серьезной перегруппировки сил и средств ПВО. Сейчас единство союзной противовоздушной обороны нарушилось, система расколота на отдельные звенья. Этим самым она утратила главное, в чем состояла ее сила.

Первой разрушена налаженная система ПВО Варшавского Договора, на оснащение которой Советским Союзом были затрачены огромные средства. Мы потеряли передовой оперативный эшелон объединенной системы ПВО СВД, так называемое "западное предполье". На северо-западе прекратилось функционирование противовоздушной обороны в связи с выводом наших войск из Прибалтики. С перебоями действуют российские войска в Закавказье и в некоторых районах Средней Азии, особенно там, где политическая и военная обстановка сложна и неустойчива. Лишь в Беларуси и на Украине части и соединения бывшей союзной ПВО исправно несут боевое дежурство, но будучи "приватизированными" республиканским командованием действуют теперь автономно, как сугубо национальные формирования, вне общей системы ПВО России.

Происшедшие изменения в стратегическом положении России, когда ее воздушные рубежи на западе, юго-западе и юге сдвинулись внутрь страны и подошли вплотную к Центральному и Уральскому промышленным районам, потребовали проведения кардинальных мер по реконструкции ее системы ПВО. Это прежде всего касается перегруппировки сил и средств, особенно в европейской части страны, Закавказье и Средней Азии.

Мы считаем было бы правильным развернуть часть сил и средств по новым границам Российской Федерации с Прибалтийскими республиками, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном. Однако осуществить это нашему государству сейчас вряд ли под силу - потребуются огромные материальные средства, большое количество вооружения и техники, немалый объем капитального строительства (позиции, аэродромы, жилые городки и пр.), а также длительное время. Поэтому более предпочтительно объединить усилия войск ПВО стран Содружества для решения боевых задач сообща, исходя из Договора о коллективной безопасности СНГ. Речь не идет о том, чтобы возвратиться полностью к централизованной системе ПВО Советского Союза, с единым командованием, жестким подчинением всех компонентов системы единому Центру. В основу объединенной системы ПВО СНГ целесообразно положить принцип равноправия всех ее национальных составных частей. Примером тому могла бы быть организация действовавшей на этом принципе системы ПВО государств - участников Варшавского Договора, в которой на компромиссной базе разумно сочетались методы ее централизованных действий с элементами децентрализованного управления со стороны органа, способного в любой, самой сложной обстановке найти решение, удобное для всех.

Другой основополагающий принцип - взаимная помощь, доверие и активная поддержка друг друга маневренными силами ПВО, а при необходимости - боевой техникой, расходными материалами, научно-техническими консультациями, достижениями военно-технической политики, подготовкой квалифицированных кадров и пр.

И наконец, третий принцип - общность оперативно-стратегических взглядов на военно-политическую ситуацию в мире, на характер и масштаб угроз со стороны сопредельных и других стран и, разумеется, на роль и место противовоздушной обороны в системе Вооруженных Сил.

Объединенная система ПВО СНГ создаст для России ряд стратегических преимуществ. Прежде всего - это вынос воздушных рубежей далеко за территориальные границы. Единый замысел и план ведения противовоздушной обороны позволит действовать объединенными усилиями ПВО соседей, что резко ослабит эффективность первого удара воздушного противника, заставит его отказаться от продолжения воздушной операции. Кроме того, использование всех видов разведки нескольких стран Содружества (космической, наземной, радио- радиотехнической, воздушной, в том числе на самолетах ДРЛО и др.), непосредственный обмен информацией в реальном масштабе времени, а также совместный анализ добытых разведывательных данных поможет избавиться от ложных тревог (которые сейчас буквально изматывают физически и морально дежурные средства ПВО), предотвратить провокации, а главное, даст возможность заблаговременно изготовиться к отражению воздушных ударов.

Создание объединенной системы ПВО СНГ потребует немало усилий и времени. Но прежде всего необходимо политическое согласие всех заинтересованных сторон. К сожалению, процесс выработки и практической реализации договоренностей по оборонным вопросам, достигнутых многими государствами СНГ, далеко не гладок. Тем не менее с каждой новой встречей руководителей СНГ и их военных ведомств все более проявляется желание скоординировать оборонное строительство, во много раз повысить его эффективность.

Поскольку создание объединенной ПВО СНГ - дело будущего, российским Войскам противовоздушной обороны придется пока решать свои задачи в одиночку.

Что сейчас главное? Прежде всего надо по мере сил и возможностей продолжать перегруппировку сил и средств ПВО, создавать новые формы организации войсковых организмов, придавая им максимально маневренный, мобильный характер, способность действовать в любых экстремальных условиях. Обеспечить дальнейшее развитие радиолокационного поля обнаружения и наведения, особенно в северных районах, горной местности Средней Азии и в АТР.

Немало задач предстоит решать в области дальнейшего развития оружия и военной техники ПВО. Учитывая постоянное совершенствование средств воздушного нападения в зарубежных армиях, военно-техническая политика призвана добиваться создания более эффективных наземных средств противовоздушной обороны - зенитных ракетных комплексов, способных успешно бороться не только с самыми современными и перспективными аэродинамическими средствами нападения, но и с управляемыми ракетами противника класса "земля - земля" и "воздух - земля", в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, поражая цели на дальних подступах к обороняемым объектам. Для истребителей-перехватичков нового поколения важно увеличивать радиус их действия, повышать тяговооруженность, обеспечивающую высокие характеристики разгона и маневрирования в воздушном бою, обеспечивать комплексное применение пушечного и дальнобойного ракетного оружия, способного действовать во всех ракурсах, на фоне земли, в условиях мощной радиоконтрастной облачности, сильной грозовой деятельности и при постановке противником мощных радиоэлектронных помех.

Требуется и дальше развивать теорию, оперативное искусство и тактику ПВО. Ведь самая современная военная техника приобретает реальную ценность лишь благодаря передовым способам военных действий, форм вооруженной борьбы.

Учитывая дефицит призывников и требования уменьшить численность личного состава Вооруженных Сил, в том числе и Войск ПВО страны, следует активизировать профессионализацию соединений и частей противовоздушной обороны, экономно использовать офицерские кадры, младший командный, технический и рядовой состав, смелее укомплектовывать наземные войска, штабы и учреждения ПВО женским персоналом, на добровольной контрактной основе.

Решение этих, сравнительно ограниченных задач, придаст российской противовоздушной обороне вполне современный характер, позволит ей стать мощной стратегической силой, способной сравнительно надежно обеспечить жизнедеятельность страны.

Военно-Морской Флот. Берега России омывают воды 12 морей и трех океанов, протяженность морской границы в два раза больше сухопутной. Это вызывает объективную необходимость защищать экономические и территориальные интересы России, обусловливает высокие требования к составу и структуре флота, его способности сдержать и отразить агрессию с океанских и морских направлений.

В соответствии с географическим положением России и ее национальными интересами ВМФ включает четыре флота: Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский, а также соединения кораблей и катеров на Каспийском море.

ВМФ России имеет в своем составе 56 ракетных подводных лодок стратегического назначения, 483 надводных корабля (из которых 72 океанской зоны), 166 многоцелевых подводных лодок (из них 89 атомных), 310 катеров различного назначения, 950 вспомогательных судов, 1580 самолетов и 566 вертолетов. Только третья часть из них - корабли современные, т.е. выслужившие меньше половины срока своей службы. В ближайшие 10 лет флоты должны будут вывести из боевого состава не меньше 70% этих кораблей. К концу 90-х годов будут подлежать утилизации более 100 атомных подводных лодок и около 300 боевых кораблей.

К 1995 году ВМФ России заметно сократится с учетом планового вывода корабельного состава, а также сокращения морских стратегических сил и значительной части авиационного парка флотов в соответствии с международными обязательствами. Более чем на 20% планируется сократить численность личного состава ВМФ. Сократится также на 30-40% количество дивизий и бригад. Будет осуществлен вывод части сил флота из государств Балтии, частично из Крыма.

Современный флот - очень сложная и дорогостоящая боевая система, на создание которой требуется длительное время, причем в основном только в годы мирного развития. Ввиду вышеизложенного, а также с учетом крупного сдвига (до 60%) в будущем на морскую компоненту стратегической ядерной триады России особое внимание при создании российских ВМФ должно быть уделено комплексному решению проблем военного судостроения, повышения качества новых кораблей, оснащения их высокоточным оружием, совершенствования систем управления и всех видов обеспечения.

Не будет преувеличением сказать, что ВМФ России из всех видов Вооруженных Сил оказался в наиболее тяжелом положении и требует самого пристального внимания. Сейчас уже ясно, что если в ближайшие годы сохранятся нынешние темпы сворачивания строительства нашего Военно-Морского Флота, то критический период наступит уже в первом десятилетии XXI века, когда начнут истекать сроки службы кораблей постройки 80-х годов. Мощь России как морской державы может упасть до уровня стран третьего мира.

Специфика развития флота требует глубокой ориентации на будущее, учета долгосрочных интересов безопасности страны и ее реальных возможностей. Вот почему основные положения военно-технической политики и создания флота должны оставаться неизменными в течение значительного периода и быть в максимальной степени защищенными от колебаний текущей политики, конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка. Следует учитывать, что ВМФ России в одночасье лишился большей части судостроительной и судоремонтной базы. Заводов, способных строить крупные надводные корабли, в России осталось только три: в Калининграде и два в Санкт-Петербурге.

Флот - это и, пожалуй, самый гибкий инструмент внешней политики, дипломатии государства. Демонстрация российского флота в нужное время и в нужном месте служит обеспечению интересов безопасности России и ее экономических интересов. Не следует также забывать, что 70% нашей планеты занимают водные просторы. В истории немало случаев, когда, утратив флот, великие державы утрачивали и свое политическое влияние.

Приоритеты в развитии сил и средств флота. Одним из главных направлений становится модернизация кораблей и других средств флота, которые хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. Необходимо также достроить корабли, находящиеся на стапелях, ибо легко переступить тот предел, за которым наступает деградация корабельного состава флота и распад судостроительной промышленности.

Наиболее благополучно сегодня положение на Северном флоте. Однако и здесь немало самых серьезных проблем. Корабельный состав за два последних года сократился здесь почти наполовину, а оставшиеся корабли обеспечены судоремонтом лишь на 22%. Количество судов обеспечения лишь на 58% удовлетворяют минимальные потребности флота. Более 40% вспомогательных судов подлежат выводу из состава флота. 

Беспокоит нарастающее равнодушие офицерского и старшинского состава к морской службе, своей карьере. Отрицательно влияют на морально-психологическое состояние невыполнение законов о социальной защите военнослужащих, систематические задержки выплаты денежного довольствия, некомплект личного состава и связанные с этим перегрузки по службе. За последние 10 месяцев с флота уволились около 600 офицеров, причем половина из них - в возрасте до 30 лет.

В сложнейшем положении оказался Черноморский флот. После договоренности в Массандре, когда Президент России выразил готовность взять весь флот под российскую юрисдикцию и соответственно поставить его на все виды довольствия (в том числе и финансовое обеспечение), Украина вначале выразила резкое несогласие. Сейчас, похоже, принят этот вариант, ибо в условиях полного развала экономики она не в состоянии содержать даже половину ЧФ.

Россия прилагает все силы к тому, чтобы не допустить обнищания черноморских моряков, но наталкивается на противодействие финансово-банковской системы украинской стороны, которая обложила флот налогами и непомерными таможенными пошлинами.

За последние три года на Тихоокеанском флоте списано 77 кораблей различных классов и во многом потому, что они с первого дня пребывания на флоте работали на износ: часто без причалов, энергоснабжения с берега, ремонтов в установленные сроки. Средний ремонт дальневосточные заводы производить еще способны, но и этих мощностей не хватает.

ТОФ - флот действительно океанский, и ему нужны пункты материально-технического обеспечения. База Камрань во Вьетнаме долгие годы поддерживала ТОФ, но теперь тихоокеанцы уходят и оттуда. Процент желающих служить по контракту здесь самый низкий на флоте. Некомплектность офицеров и старшин на надводных кораблях составляет 30%. В результате исконно российские экономические интересы в морях Дальнего Востока практически не защищены.

У старейшего из российских флотов - Балтийского - не менее сложная судьба после развала СССР. Россия в новых политико-географических реальностях имеет здесь теперь лишь клочок суши Калининградской области, да Финский залив. Приходится выделять непомерную плату за морские перевозки и содержать военный флот в исключительно сложных условиях для защиты экономических и стратегических интересов России.

Балтийск остается единственной ВМБ на Южной Балтике, весь корабельный состав флота сосредоточен здесь, что чревато угрозой срыва его боевой готовности. Что касается подводных лодок, то им приходится уходить из Лиепаи в Ленин-градскую область, по сути, на неподготовленные позиции. Флот стал безъядерным, сократил свой корабельный состав в три раза.

Совершенно очевидно, что проблемы Балтийского моря требуют далеко не традиционных решений.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ


В соответствии с Договором по ПРО 1972 г. радиолокационные средства противоракетного нападения (СПРН) как стратегические оборонительные вооружения создавались по периферии национальной территории СССР. После распада СССР большинство этих средств оказалось за границей России, да и принадлежать они стали сопредельным государствам. Это крайне осложнило возможности эксплуатации, развития и совершенствования СПРН.

Аналогичная ситуация и с системой контроля космического пространства (ККП). Часть таких средств также оказалась за пределами России.

Наличие этих оборонительных систем является важным сдерживающим фактором от развязывания кем бы то ни было ракетно-ядерного конфликта. Именно информация о них включена в государственную систему принятия окончательного решения военно-политическим руководством страны о ядерной войне.

В условиях глубокого сокращения стратегических наступательных вооружений роль оборонительных вооружений возрастает. Только наличие эффективной СПРН позволяет обеспечить Верховному Главнокомандованию время, необходимое для принятия своевременного решения на ответные действия. При отсутствии избыточности СНВ оно не должно быть дольше времени с момента обнаружения старта ракет противника до их падения на атакуемую территорию. В случае превышения этого времени неизбежна задержка с ответными действиями СНС из-за неизбежного нарушения системы управления. Существенным образом может быть снижена эффективность ответного удара вследствие поражения значительной части СНВ.

Следовательно, снижение уровня СНВ должно компенсироваться повышением эффективности СПРН. К сожалению, это фундаментальное требование обеспечения безопасности нашего государства в настоящее время в силу имевших место событий не выполняется.

Оценка состояния систем ПРН, ККП и ПРО показывает следующее.

В целях высокой достоверности и надежности получаемой информации предупреждения о ракетном нападении СПРН строится в несколько эшелонов, использующих различные физические принципы обнаружения баллистических ракет.

Первый эшелон СПРН составляют космические средства обнаружения стартов БР, которые с помощью инфракрасных или иных датчиков обнаруживают работающий ракетный двигатель на активном участке полета ракеты, а второй эшелон - мощные радиолокационные станции, обнаруживающие БР на траекториях их полета к атакуемым объектам. Полученные данные обрабатываются и в реальном масштабе времени передаются высшему руководству страны в виде информации о времени, районе старта и количестве стартовавших ракет, о времени, количестве и районе нападения атакующих ракет.

Необходимым условием для обеспечения своевременного, достоверного и надежного предупреждения о ракетном ударе является замкнутость радиолокационного поля вокруг оповещаемой территории и глобальность зоны контроля космических средств обнаружения стартов.

Нарушение этого условия вносит элемент неопределенности и риска в оценку ракетно-космической обстановки. В свою очередь это приводит к повышению вероятности появления ошибок в оценке обстановки и как следствие возможного принятия неадекватных решений. Учитывая важность информации СПРН, цена такой ошибки может быть чрезмерно высокой.

Следовательно, чем выше уровень развития системы предупреждения и ее способность обеспечить высшее военно-политическое руководство страны информацией предупреждения о ракетном нападении и его масштабе, тем меньше вероятность возникновения войны.

Компенсировать недостаточные характеристики СПРН избыточностью СНВ в настоящее время не представляется возможным.

США, понимая важность повышения характеристик своей системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ), последовательно ведут работу по ее совершенствованию. Они планомерно осуществляют замену устаревших РЛС на новые более совершенные РЛС с ФАР, повышают производительность вычислительных комплексов, ведут интенсивные работы по совершенствованию космических средств обнаружения стартов.

На фоне большой активности американцев в деле совершенствования своих стратегических информационных систем практическая приостановка работ по повышению характеристик нашей СПРН не может быть оправдана.

В настоящее время замена устаревших РЛС СПРН на новые более совершенные РЛС с ФАР на территории сопредельных государств не по вине российской стороны приостановлена на основании решений правительств Украины и Латвии. Строительство вместо устаревших новых РЛС в Мукачево и в Риге остановлено.

Практически прекращено выделение ассигнований на завершение создания РЛС с ФАР в Барановичах, Иркутске и на Балхаше. Не выделяются ассигнования на создание новой РЛС для прикрытия северо-восточного направления.

Отодвинута на неопределенный срок замена РЛС СПРН в Севастополе.

В случае принятия решения о передислокации РЛС СПРН, оказавшихся в других государствах, на территорию России потребуются очень значительные капиталовложения, и длительное, до 20 лет, время на их строительство. Вариант решения этой проблемы с помощью быстро развертываемых модульных РЛС (как это делают американцы) позволяет сократить сроки и стоимость восстановления радиолокационного поля.

Аналогичная ситуация сложилась и в системе контроля космического пространства. Большинство стратегических информационных средств являются многофункциональными и по своим характеристикам обеспечивают выдачу информации в интересах решения задач как контроля космического пространства, так и предупреждения о ракетном нападении, а также и части задач противоракетной обороны. С экономической и оперативной точек зрения такой подход к разрабатываемым информационным средствам вполне оправдан. Его осуществляют и США при создании своих РЛС. При оценке соответствия вновь создаваемых мощных РЛС положениям Договора по ПРО 1972 г. могут возникнуть конфликтные ситуации. В результате протеста американской стороны Россия вынуждена была прекратить строительство РЛС вблизи Красноярска, а в дальнейшем и демонтировать все ее оборудование и основные сооружения.

Часть специализированных информационных средств ККП также оказалась вне пределов территории России.

Выход из создавшегося положения с системами ПРН и ККП видится в максимуме усилий для заключения реально действующих двусторонних соглашений по военному сотрудничеству при эксплуатации этих РЛС. В ином случае неизбежно существенное снижение характеристик СПРН и как следствие возрастание вероятности неадекватной оценки ракетно-космической обстановки при принятии самых ответственных решений.

Для успешного завершения переговорных процессов можно предоставить другой стороне широкий спектр информационных услуг по обстановке в космическом пространстве, в которых заинтересовано любое развитое государство.

Оправдать значительные усилия по созданию стратегических оборонительных информационных средств можно было бы и использовав в мирных целях их широкие информационные возможности для обеспечения крайне необходимой всему мировому сообществу глобальной оценки ионосферной обстановки для надежной связи, оценки озонового слоя, в глобальном экологическом мониторинге загрязненности земной поверхности, акватории морей и океанов, а также околоземного космического пространства.

Анализ опыта создании и развертывания систем ПРО показывает, что в зависимости от решаемых этой системой задач она может вносить дестабилизирующую составляющую в обеспечение международной безопасности.

По мнению ученых и военных специалистов, ограниченная ПРО не является дестабилизирующим фактором. Однако ПРО территории всей страны от удара стратегических баллистических ракет наоборот нарушает стратегическую стабильность. Эти положения закреплены бессрочным договором по ПРО. И дело не только в том, что при попытке развертывания широкомасштабной ПРО одной стороной другая сторона легко может обесценить предпринимаемые усилия по защите от удара МБР путем количественного наращивания и качественного совершенствования СНВ.

Даже в рамках договоренности о дальнейшем сокращении СНВ до уровня в 3000 боезарядов обеспечить высокую эффективность широкомасштабной ПРО в настоящее время не представляется возможным. Современный уровень развития технологии в области ПРО и средств преодолении ПРО не позволяет решить задачу надежной противоракетной обороны. Вместе с тем сегодня возрастают угрозы возможного несанкционированного, провокационного или террористического применения ракетного оружия со стороны тоталитарных режимов в ряде стран третьего мира, обладающих ракетным потенциалом.

По данным Лондонского института стратегических исследований, на сегодняшний день не менее 23 развивающихся стран обладают ракетным оружием различного класса.

Распространение ракетного оружия в странах третьего мира вызывает серьезную тревогу среди развитых стран.

Еще в 1987 г. семью ведущими западными странами (США, Англия, Франция, ФРГ, Италия, Канада, Япония) было подписано соглашение о запрете продажи странам третьего мира ракет и ракетных технологий, способных донести на дальность до 300 км боеголовку весом до 500 кг. Однако эти ограничения не привели к желаемым результатам. Страны, вставшие на путь ракетного вооружения, сумели обойти запреты, предусмотренные этим соглашением, приобретая ракетную технику и ракетные технологии у государств, не присоединившихся к режиму РКРТ (режим контроля за ракетными технологиями), и через частные фирмы. Кроме того, режим ограничений был воспринят третьим миром, как попытка развитых стран не допустить потери хотя бы части технологического превосходства над ними. Многие страны, обладающие ракетами, стремятся и к обладанию ядерным оружием.

Следовательно, противодействие возрастающим угрозам несанкционированного или провокационного применения ракет с помощью ограниченной ПРО, развернутой в рамках Договора по ПРО, становится оправданным.

Взятые бывшим СССР и США обязательства по ограничению систем противокосмической обороны являются стабилизирующим фактором. В настоящее время в космическом пространстве развернуты различные обеспечивающие военные системы: разведка, связь, навигация, метеообеспечение и др., которые способствуют открытости военной деятельности и обеспечивают контроль за соблюдением заключенных договоров и соглашений по ограничению и сокращению всех видов вооружений. С другой стороны, противодействия космическим обеспечивающим системам со стороны противокосмических средств могут нарушить безопасность и повысить напряженность в межгосударственных отношениях. К такому же результату может привести и реализация планов американцев по созданию космической компоненты ограниченной ПРО в рамках программы СОИ или в рамках глобальной системы защиты.

Некоторые прогнозные оценки и рекомендации по рациональному дальнейшему развитию стратегических оборонительных вооружений.

В связи с ограниченными возможностями государства и сокращением выделяемых ассигнований Министерству обороны на закупку вооружений представляется целесообразным выделить главное направление в совершенствовании и развитии СПРН - это в короткие сроки (к 1995 г.), завершить начатую замену устаревших РЛС предупреждения в Иркутске и на Балхаше. Это позволило бы поднять характеристики системы ПРН на восточном и юго-восточном направлениях. Учитывая высокую степень их готовности, затраты на завершение этих работ не должны быть значительными. Кроме того, можно было бы завершить к 1995 г. создание новой РЛС в Барановичах и в 1995 г. приступить к ее испытаниям. Конечно, для продолжения работ в Барановичах и на Балхаше потребуется подписать соглашения с Беларусью и Казахстаном. 

Более сложное положение с заменой устаревших РЛС в Мукачево и Риге на новые РЛС с ФАР. И Украина и Латвия потребовали приостановки работ по строительству новых РЛС с ФАР. Более того Латвия настаивает на закрытии старой работающей РЛС предупреждения о ракетном нападении. Министерство обороны РФ предлагает заключить соглашение с латвийской стороной на продление эксплуатации этой РЛС еще на 6-10 лет. За этот срок можно было бы осуществить замену РЛС на этом направлении путем создания новой станции на территории России.

Очевидно, что характеристики СПРН в этом случае несколько снижаются. МИД России, возглавляющий переговоры с латвийской делегацией, придерживается иного срока продления эксплуатации этой РЛС (до 5 лет). Это может привести к потере на какое-то время информации предупреждения с северо-западного ракетоопасного направления и, следовательно, к росту вероятности ошибки в оценке ракетно-космической обстановки и снижению уровня нашей рациональной безопасности.

В целях повышения характеристик СПРН необходимо продолжить наращивание возможностей космического эшелона системы предупреждения. При этом потребуется в первую очередь обеспечить контроль за районами старта на тех направлениях, где наземные радиолокационные средства имеют ограниченные возможности или ожидается приостановка их работы.

К 1995 г. необходимо обеспечить контроль с помощью космических средств СПРН за акваториями Атлантического и Тихого океанов.

К 2000 г. система предупреждения о ракетном нападении должна дать полную возможность контроля за всеми ракетоопасными направлениями и всеми ракетоопасными районами возможных стартов баллистических ракет различных классов (оперативно-тактического и стратегического).

В системе контроля космического пространства к 1995 г. должна быть введена в строй первая очередь специализированных информационных средств на Северном Кавказе.

Более сложная ситуация с продолжением создания информационных средств контроля космического пространства вблизи Душанбе, где они оказались в районе вооруженного противостояния. После стабилизации обстановки работы необходимо продолжить и в 2000 г. ввести в строй эти средства, заключив соответствующие соглашения с правительством Таджикистана.

Целесообразно также начать работу по проекту мониторинга околоземного космического пространства и к 1995 г. представить эти проработки на открытое обсуждение специалистам и общественности.

Одной из задач по дальнейшему развитию СПРН и СККП до 1995 г. является правовое урегулирование всех вопросов, связанных с их эксплуатацией на чужих территориях, и выработка рациональных решений, обеспеченных материальными ресурсами, для реализации планов по совершенствованию их характеристик.

По системе противоракетной обороны необходимо к 2005 г. завершить испытания имеющихся средств ПРО. В целях повышения характеристик ПРО следует продолжить работы по совершенствованию противоракет с целью придания им возможности кинетического поражения боевых блоков МБР. К 2000 г. необходимо обеспечить более высокий уровень возможностей РЛС ПРО по решению задач селекции боевого блока на фоне ложных целей в условиях активных и пассивных помех.

Особое место в системе стратегических оборонительных вооружений могут занять элементы глобальной системы защиты.

Учитывая сдержанную тональность совместного заявления президентов США и России по проблеме глобальной системы защиты (ГСЗ), которая ограничена лишь изучением сложностей создания противоракетной обороны и выработки ее концепции, необходимо начать всестороннее исследование политических, военных и технических последствий возможной реализации этой системы.

Под глобальной системой защиты понимается международная система контроля и ограничений за распространением ракетного и ракетно-ядерного оружия, а также комплекс организационных и технических мер по защите от их непосредственного применения. При реализации совместного заявления президентов США и России о глобальной системе защиты к 1995 г. предстоит принять концепцию этой системы и необходимые правовые документы по организации работ. В дальнейшем (к 2000 г.) целесообразно организовать взаимодействие информационных стратегических средств предупреждения о ракетном нападении, начать создание совместного центра предупреждения о ракетном нападении, а также необходимые организационные и технические мероприятия по созданию региональной ПРО на базе ракетных комплексов С-300 и других средств. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]