Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

7. Необходимость совершенствования механизмов
управления военным строительством



Любые политические программы руководства нуждаются в четком механизме их реализации, иначе они остаются только благими пожеланиями. В области военного дела до сих пор существует иллюзия, будто речь идет лишь о частичном сокращении Вооруженных Сил, частичном переводе военной экономики на выпуск народнохозяйственной продукции, что сам механизм управления военным строительством может оставаться в основном прежним.

С трудом входят в жизнь основополагающие документы в области обороны. Основные положения военной доктрины, безусловно, создают необходимые предпосылки для строительства фактически новых Вооруженных Сил России, надежной защиты ее интересов, выработки на большую перспективу военно-технической политики, создания и совершенствования качественно новых войск, обучения и воспитания личного состава. Утвержденная Президентом РФ военная доктрина в основном обеспечивает выполнение принятых Россией международных обязательств по сокращению вооружений и Вооруженных Сил, по поддержанию мира.

Конкретизация военной доктрины в сфере военной экономики дана в специальном Указе Президента от 11 ноября 1992 г. № 1850.

И если в отношении военных и военно-технических аспектов доктрины выше сделаны уточняющие замечания, то в отношении экономических механизмов возникают сомнения. Ибо предпринимается попытка сохранить старые способы управления, приспособить их к совершенно изменившимся социально-экономическим условиям, складывающимся сейчас в России.

В прежней административно-командной системе управления, когда все элементы хозяйственного организма не только подчинялись, но и принадлежали государству, главными "механизмами" управления были программы и планы (пятилетний, годовой и т.д.). Утвердив планы, далее пытались реализовать принцип: "план - закон, он должен быть выполнен любой ценой". Иногда срывали, чаще реализовывали, но "механизм" действовал.

Теперь же ситуация изменилась радикально. В рыночной экономике совершенно иные законы. Даже в Законе об обороне, принятом в 1992 году, записано, что госзаказ, т.е. спущенный сверху план, подлежит обязательному выполнению только в военное время. А в мирное время необходимо использовать финансово-экономические стимулы. Основными инструментами управления становятся бюджет и система налогообложения.

Поэтому, сделанный в военной доктрине в разделе ее военно-технических и экономических основ упор на "разработку и реализацию долгосрочных программ вооружения и военной техники (до 10-15 лет) государственного оборонного заказа, финансируемых государством", является анахронизмом.

Основное внимание должно уделяться всесторонне обоснованному, сбалансированному оборонному бюджету. Именно бюджет становится средоточием противоречивых интересов различных ведомств, причастных к решению задачи обороны страны. Достаточно вспомнить около бюджетные страсти августа-сентября 1993 г. в России на самом высоком уровне. Бюджет нуждается поэтому в независимой экспертной оценке. С его помощью практически осуществляются военно-политические положения доктрины, через него должен осуществляться и гражданский контроль за деятельностью "силовых ведомств".

Вот почему представители различных негосударственных учреждений выступают за гласное обсуждение оборонного бюджета, всесторонний контроль, своевременную отчетность по его исполнению.

В содержании Основных положений военной доктрины имеются и другие слабые места, что вызывает критику со стороны оппозиции. Действительно ряд установок подлежит уточнению, корректировке, поскольку жизнь и военно-стратегическое положение России будут изменяться.

ОБОРОННЫЙ БЮДЖЕТ


Основным инструментом проведения экономической политики государства в условиях рыночной экономики становится бюджет в противоположность государственным планам и программам, выполнявшим эти функции в условиях административно-командной системы.

Законом Российской Федерации "Об обороне" определено, что вместо годовых планов заказов (заявок) вооружения и военной техники (ВВТ) Министерство обороны будет разрабатывать и представлять в Правительство предложения по проекту оборонного бюджета. На Министерство обороны возложена также разработка проектов долгосрочных государственных программ и годовых планов в интересах обеспечения обороны.

Формирование проектов бюджетных заявок возложено на государственных заказчиков. Проект сводной бюджетной заявки на реализацию федеральных государственных нужд поручено формировать Минэкономики и Минфину. Сводная бюджетная заявка должна представляться в законодательный орган Российской Федерации.

Являясь частью федерального бюджета, оборонный бюджет предназначен для финансирования всех потребностей вооруженных сил: содержания, обеспечения их боевой деятельности, обучения и оснащения, создания научно-технической базы для дальнейшего развития вооруженных сил и вооружений на основе их качественного совершенствования, а не количественного роста. В условиях рыночной экономики оборонный бюджет играет определенную роль военной политики государства. Выполнение бюджетом своих функций возможно при реализации нескольких условий: всестороннего научного обоснования, рассмотрения его во всех заинтересованных ведомствах, обязательной вневедомственной, независимой экспертизы, исключения излишней секретности. Порой именно за нею многие руководители военно-промышленного комплекса скрывают свои ошибки, некомпетентность или личные интересы и пристрастие к отдельным направлениям развития вооружений и военной техники, научно-исследовательским организациям, серийным заказам.

Основные статьи оборонного бюджета, на наш взгляд, должны быть несекретными, за исключением ограниченной части расходов на исследования, разработку, производство и использование новейшей военной техники либо принципиально закрытых работ, например, разведки.

Как правило, в соответствии со сложившейся в мире практикой, объем ассигнований на секретные НИР не превышает 25%, на ОКР - 15%, на закупку ВВТ - 10%, на содержание ВС - 5% от соответствующих статей расходов. В публикуемом оборонном бюджете соответствующие программы работ могут обозначаться только шифрами. При обсуждении бюджета содержание таких программ может доводиться только до узкого круга членов законодательного органа РФ и привлекаемых ими экспертов, которые готовят заключение об одобрении либо неодобрении представленных закрытых программ.

Какие бы то ни было скрытые источники финансирования и статьи расходов недопустимы.

На уровне высшего законодательного органа государства необходимо проведение всесторонней объективной политической, стратегической, финансовой, военно-политической и социально-экономической оценки планируемых оборонных расходов. Потому потребуется проанализировать проекты оборонного бюджета с точки зрения его соответствия концепции национальной безопасности, военной доктрине, целям обеспечения обороны государства, характеру складывающейся обстановки, реальным экономическим возможностям страны.

Структура ОБ РФ должна позволять проведение его анализа с различных позиций. В качестве основы должна закладываться структура оборонных задач России. Кроме того, требуется учитывать формы стандартизированной отчетности государств об их военных расходах перед ООН. Она имеет вид таблицы (матрицы), столбцы которой соответствуют категориям, а строки - статьям расходов. Может допускаться любая детализация стандартизованных статей отчетности а также любое их группирование (без потери детальности, предусмотренной отчетом перед ООН) с целью удобства представления, обеспечения, доведения до общественности, контроля за исполнением.

Проект бюджета на 1994 год был подготовлен специально созданной правительственной комиссией во главе с министром финансов РФ при участии представителей министерств экономики, внешних экономических связей, ряда правительственных комитетов и Центрального банка, был рассмотрен и "одобрен в основном" Верховным Советом РФ 23.07.1993 г.

Если этот проект будет реализован, то кардинально новым и нужным в части оборонного бюджета станет приближение структуры военных (оборонных) расходов и структуры стандартизированной международной отчетности.

Стандартная матрица, предложенная много лет назад экспертами ООН, не безупречна. Возможно, она нуждается в улучшении, модернизации. Для этого есть правовые механизмы внедрения соответствующих предложений через ООН. При условии, что они будут выработаны российскими специалистами. До тех пор, пока новая форма отчетности не станет стандартом, все члены ООН, включая Россию, обязаны придерживаться существующей формы отчетности о военных расходах.

После утверждения бюджета он должен являться основой для заключения Министерством обороны контрактов (договоров) на разработку, закупку и поставку ВВТ. Таким образом, годовой план разработки, закупки и поставки ВВТ станет по существу внутренним документом Министерства обороны, корректируемым законодательным органом РФ косвенно, через размеры выделяемых ассигнований.

Скудость публикуемых об ОБ данных используется для критики в адрес российского руководства. Действительно, в оборонном бюджете нет доказательств его соответствия характеру военных угроз и опасностей - основным направлениям социально-экономической политики государства, требованиям международным договоров и соглашений об ограничении военной деятельности, сокращении вооруженных сил и вооружений, а также требованиям обеспечения экономической безопасности. Теперь, после опубликования основных положений новой военной доктрины, потребуется еще и системная увязка с ней оборонного бюджета.

Методики формирования оборонного бюджета, подготовки его для утверждения, а также контроля за исполнением не отработаны. Это явилось одной из причин того, что оборонный бюджет в России своевременно не утверждался. Отчеты о выполнении бюджета за прошедшие финансовые годы не публиковались. Тем самым нарушались общепризнанные нормы деятельности демократического государства, создавались предпосылки к правонарушениям.

Наряду с другими факторами это также негативно отразилось на фактическом состоянии Вооруженных Сил Российской Федерации, ее оборонной промышленности.

Оборонный бюджет стал одной из актуальных проблем в жизни россиян, затяжка с решением которой будет сдерживать ход экономических реформ и сохранять состояние специальной напряженности. Поэтому необходимо в дополнение к поручению, данному министерству обороны в Указе №1580 Президента Российской Федерации, поручить этому Министерству совместно с Минфином и другими заинтересованными ведомствами форсировать разработку проекта оборонного бюджета на 1994 год, а Федеральному собранию рассмотреть его в качестве наиболее срочного и важного закона.

Представляется целесообразным обязать Минфин и Минобороны, при участии независимых экспертов, в порядке законодательной инициативы подготовить поправки к действующим законам об обороне, в бюджетном устройстве и бюджетном процессе в части обязательной вневедомственной экспертизы проектов оборонного бюджета. Доработать и представить на рассмотрение закон об оборонном бюджете, методики его формирования, экспертизы и контроля за исполнением.

Вместе с подготовкой детального, закрытого проекта представить менее подробный, открытый вариант, объем и степень подробности которого должны быть не ниже, чем предусмотрено международным стандартом отчетности государств перед ООН и их военных расходах.

В предвидении дискуссий, которые развернутся перед ратификацией Договора СНВ-2 по проблемам стратегических (наступательных и оборонительных) вооружений России и СНГ, произвести глубокую доказательную проработку вопросов их сокращения и дальнейшего поддержания на должном уровне, гарантирующем национальную безопасность России и международную стабильность. Включить сведения о соответствующих ассигнованиях (как на разоружение, так и на развитие вооружений) в публикуемый оборонный бюджет.

Важно как можно скорее приступить к формированию оборонного бюджета на 1995 год, постепенно переводя процесс разработки бюджетов в соответствие с законодательно установленным ежегодным циклом бюджетного планирования в Российской Федерации.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И КОНВЕРСИЯ


Военно-промышленный комплекс России составляет 70% от всего военно-промышленного комплекса бывшего СССР. Ядро этого комплекса содержит в своем составе около 2500 предприятий, в том числе 960 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, что составляет почти 4% всех промышленных предприятий Российской Федерации. Здесь сосредоточены лучшие инженерные и научные кадры, элита рабочего класса, наиболее совершенные производственные мощности.

В оборонном комплексе занято 6, 0 млн. чел., а с учетом организаций и предприятий необоронного профиля, обслуживающих оборонный комплекс или выполняющих заказы Министерства обороны, с оборонным комплексом связано 35 млн. чел., т.е. почти каждый пятый россиянин*. Из необоронных организаций наиболее авторитетные по научному составу высшие учебные заведения. По оборонным проблемам в высшей школе работало примерно 40, 0 тыс. специалистов, не считая студентов старших курсов, в том числе 8000 докторов и 8000 кандидатов наук. Это составляет 16% всего научного состава высшей школы. Для страны в целом и для каждого из тех, кто связан с военно-промышленным комплексом, небезразлична его судьба и рациональное использование этого потенциала.

Являясь одним из активных участников гонки вооружений, СССР и Россия в его составе создали очень развитый военный сектор экономики. Российское вооружение и военная техника всегда была предметом гордости для нас, а для иностранных специалистов объектом тщательного изучения. Западные специалисты единодушны в том, что таким образцам вооружения, как зенитно-ракетные комплексы С 300В и С300ПМ1, авиационные комплексы СУ-27 и МиГ-31 нет равных в мире.

Предприятия оборонных отраслей промышленности всегда выпускали не только военную продукцию. Оборонка выпускала и выпускает большую номенклатуру товаров гражданского применения, а по отдельным позициям оборонный комплекс представляет собой "монополиста". Так, заводы комплекса выпускают 100% телевизоров, велосипедов и мопедов, 90% холодильников, 80% стиральных машин. 

В последние годы удельный вес гражданской продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса постоянно растет: в 1991 г. гражданская продукция составляла 55% от всей продукции, в 1992 г. - 60%, в 1993 г. - 74%. Но связано это, в первую очередь, с резким уменьшением объемов выпуска военной продукции. Необходимо также иметь в виду, что значительные средства, выделяемые на оборонные заказы, идут на содержание инфраструктуры промышленности и социально-бытовых объектов предприятий оборонного комплекса, особенно тех, которые находятся в "закрытых" населенных пунктах. По некоторым таким предприятиям это составляет 60-70% от величины оборонного заказа.

Производственные фонды и объемы выпускаемой продукции в 1993 году оборонным комплексом характеризовались следующими данными:

Развитие военной сферы промышленности всегда связано с потребностями "силовых" структур страны и, в первую очередь, Министерства обороны. Период 1992-1993 гг. в этом отношении характерен обвальным спадом государственного заказа ВВТ. 

Такое резкое уменьшение расходов на оборону привело к ряду негативных последствий. Так, за этот же период отмечается наибольшая неравномерность загрузки производственных мощностей военным заказами: при общей загрузке в 15% от номинальной, в 1993 году 25% предприятий вообще не было загружено, 38% предприятий на 25%,7% предприятий - на 75%.

За два года оборонный комплекс покинуло 1,3 млн. чел., из военной науки ушло 400 тыс. специалистов. Уровень заработной платы к концу 1993 года стал в 1,6 раза меньше, чем в целом по народному хозяйству. Основная масса покинувших военно-промышленный комплекс специалистов перешла в бизнес (коммерческие структуры). Но только небольшая часть из них работает по специальности и, в основном, те из них, которые на постоянной или временной, контрактной основе получили работу за рубежом. Процесс "утечки мозгов" из России еще не принял угрожающих размеров, но тенденция должна вызывать тревогу. Уходят, в первую очередь, молодые специалисты, обладающие уникальными знаниями и успевшие уже приобрести опыт. В сочетании с неуправляемыми процессами миграции кадров в таких масштабах может произойти потеря в ближайшее время ряда важнейших технологий в военном производстве.

Конверсия - это необходимый и неизбежный процесс в ВПК. Начатый еще 1988 году в директивном порядке, он не имел успеха потому, что в основе программы конверсии тех лет лежал упрощенный взгляд на конверсию - как на средство, способное сразу насытить потребительский рынок. Более того, ряд решений по конверсии принимался в угоду политическим амбициям, без учета государственных и национальных интересов страны. Попытка выправить ситуацию переходом в 1991 г. от принципов директивной конверсии к свободе выбора предприятиями конверсионной продукции также закончилась неудачей так как производство без учета внешнего и внутреннего спроса привело к выпуску продукции, которая оказалась невостребованной.

По сути, конверсия прибыльна, но дешевой быть не может. Средства, выделяемые на эти цели, как правило, были недостаточными и несвоевременными.

Проблемы, стоящие перед ВПК, являются прямым следствием кризиса экономики страны. Наиболее важными, имеющими принципиальное значение, мы считаем следующее: отсутствие увязки выпуска вооружения и военной техники с финансированием, проблема подготовки и закрепления кадров, преемственности научных школ, отсутствие продуманной программы конверсии военных производств и приватизации предприятий оборонного комплекса, необходимость принятия законодательно-нормативных документов, регулирующих правовую основу оборонного комплекса в современных условиях.

Принятые в ноябре 1993 года "Основные положения военной доктрины" сформулировали основную задачу военно-промышленного комплекса на ближайшее будущее. Намечены и пути достижения этой задачи: внедрение систем финансово-экономических регуляторов и механизмов, направленных на обеспечение военных заказов; гарантированное обеспечение финансирования военных разработок и производства ВВТ; долгосрочное планирование вооружения (10-15 лет); внедрение конкурсной основы в систему военных заказов; обмен технологиями двойного применения. Однако, реальная инфляция ставит под сомнение реализацию в 1994 году многих положений военной доктрины. Поэтому только работа Правительства и Федерального собрания по снижению темпов инфляции до 5-7% в год позволит запустить заложенный в военной доктрине механизм действия.

Сущность проблемы подготовки кадров для военного производства состоит в том, что без ответа на вопрос: какие кадры и в каком количестве нужны оборонному комплексу, высшая школа будет вынуждена сначала сокращать прием, а затем и ликвидировать многие специальности. Это значит, через 5-6 лет по некоторым научным направлениям страна, а не только ВПК, потеряет возможность развития. Разумно ли это? Очевидно, в 1994 г. Правительство при участии представителей оборонного комплекса и высшей школы должно сформировать государственный заказ на специалистов оборонного профиля.

Одним из элементов реформирования военно-промышленного комплекса, на наш взгляд, является акционирование и приватизация оборонных предприятий. К концу 1993 г. в России приватизировано 600 предприятий оборонного комплекса. Ожидается приватизация еще около 1000 предприятий. Здесь целесообразен принцип, по которому приватизироваться, в первую очередь, должны убыточные предприятия.

Заслуживает внимания вариант глубоких структурных изменений оборонного комплекса, который предусматривает разделение предприятий оборонного комплекса на три группы.

К первой группе следует отнести предприятия, на которых будет сохранена только государственная форма собственности, так называемые "казенные" предприятия. И форма собственности которых не подлежит изменению. Таких предприятий может быть 25-30%. Ко второй группе относятся предприятия, на которых под военные заказы будет занято примерно 30% производственных мощностей. Форма их собственности смешанная. Обе группы должны выполнять военные заказы на конкурсной основе. В третью группу должны войти предприятия, технический и технологический задел и опыт которых будет использоваться для народного хозяйства и широкого потребителя.

Разновидностью конверсии является процесс утилизации вооружения и военной техники. Это совершенно новая задача, стоящая перед страной.

По международным соглашениям России подлежит ликвидировать более 20 000 единиц ядерных боеприпасов, 100 атомных подводных лодок, более 40 тыс. тонн отравляющих веществ. К этому следует добавить 40 миллионов штук обычных боеприпасов. Общий объем военной продукции, требующей утилизации, оценивается специалистами в 10 трлн. руб. (в ценах октября 1993 г.).

Для решения этой задачи, по нашему мнению, следует прежде всего обеспечить федеральную программу утилизации ВВТ с соответствующим финансированием, что позволит перейти от стихийности в этой области к упорядоченным действиям, ориентироваться на промышленные способы утилизации и ликвидации ВВТ с использованием прогрессивных технологий. В качестве индустриальной базы утилизации следует использовать высвобождаемые производственные мощности оборонного комплекса.

Представляется целесообразным привлечение фирм, в том числе иностранных, имеющих опыт и необходимое оборудование, поощрение совместных разработок по новым технологиям, для чего необходима отработка соответствующих правовых документов.

В области нормативно-правового регулирования деятельности оборонного комплекса, видимо, потребуется обеспечить (восстановить) кооперацию с оборонными предприятиями СНГ. В этой связи важно напомнить, что Россия из 86 важнейших видов вооружения и военной техники полностью автономно сейчас может производить только 15 видов (т.е. 17%). Организация выпуска необходимых комплектующих, узлов и агрегатов в России потребует огромных вложений (несколько триллионов рублей), что в нашем положении нереально. Целесообразнее договориться с производителями Содружества о взаимных и беспошлинных поставках в интересах выполнения военных заказов. Такая работа начата в 1993 году и должна в 1994 году быть завершена.

С учетом предлагаемых мер, по-нашему мнению, деятельность военно-промышленного комплекса в ближайшие годы сосредоточится на создании задела по высокоэффективным видам и типам вооружения и военной техники, накоплении мобилизационных ресурсов; развитии двойных технологий, а также на наращивании экспортных возможностей.

В области конверсии, из 14 ранее утвержденных программ, целесообразно с учетом финансового положения страны сконцентрировать усилия на формирование индустрии по переработке сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры отраслей, связанных со связью и транспортом (компьютеризация, обновление железнодорожного парка, портового хозяйства, гражданского флота), выпуске медицинского оборудования, совершенствовании топливно-энергетического комплекса. Особую важность приобретают меры по защите экологии и утилизация оружия и военной техники.

Усилия на государственном федеральном уровне по этим вопросам несомненно окажут положительное воздействие на развитие всего общества и благосостояния его членов.

ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


Россия традиционно является одним из крупнейших поставщиков оружия и военной техники на мировой рынок. Это обусловливается тем, что большинство товаров, производимых российским военно-промышленным комплексом, вполне конкурентоспособно и пользуется в странах Африки, Ближнего и Среднего Востока и в Азиатско-Тихоокеанском регионе немалым спросом.

Однако в последнее время количество торговых операций, связанных с продажей российского оружия за рубеж, заметно снизилось. Объясняется это острой конкурентной борьбой между нашими внешнеторговыми организациями и государственно-монополистическими структурами развитых стран Запада, а в последнее время КНР. Выход на мировой рынок нашей военной продукции затруднен многочисленными барьерами действующих на Западе дискриминационных мер по отношению к России.

Основные получатели обычных видов вооружений в 1988-1992 гг.
(в % мирового объема)

Основные получатели обычных видов вооружений
в 1988—1992 гг. (в % мирового объема)
Основные поставщики
обычных видов вооружений
в 1992 г. (в % мирового объема*)
Индия
8,1
Испания
2,5
США
45,8
Япония
6,1
Иран
2,4
Бывший СССР
11,1
Саудовская Аравия
5,8
Южная Корея
2,3
ФРГ
10,5
Афганистан
5
Бывшая Чехословакия
2,3
Китай
8,3
Греция
4,1
Пакистан
2,3
Франция
6,3
Турция
4,1
Бывший СССР
2,2
Великобритания
5,2
Ирак
3,3
Египет
2,2
Другие
12,9
ФРГ
3
Другие
44,4
   

* Данные SIРRI.

Целенаправленная политика Запада по блокированию российского военного экспорта и другой наукоемкой продукции, рассчитана на разрушение военно-научного и промышленного потенциала России. Посредством нетарифных барьеров, попыток квотирования со стороны пресловутого КОКОМ, развитые западные страны препятствуют выходу наших фирм и организаций на наиболее выгодные рынки сбыта, вынуждая последних в условиях кризиса внутреннего спроса распродавать передовые технологии по крайне низким, по существу, демпинговым ценам.

Дискриминационная политика Запада по отношению к России дает свои результаты. Исследование, проведенное американской неправительственной организацией World Media Netwark, объединяющей 30 газет из 29 стран мира, показывает, что доля экспорта военной продукции Советского Союза, а теперь России, из года в год снижается, в то время как соответствующая доля США не убывает и даже растет. Более того, за счет вытеснения с мировых рынков нашей военной продукции, в сфере торговли оружием в 80-90 гг. появились новые коммерсанты из бывших "развивающихся", а ныне "развитых" стран, включая Китай, которые производят менее передовое, но и менее дорогое оружие, более соответствующее растущему спросу стран третьего мира.

Надо признать, что кроме экономических дискриминационных барьеров, многие серьезные и труднопреодолимые для российских экспортеров заслоны носят неэкономический характер, их устранение требует использования политических и дипломатических методов. Именно так можно пытаться восстановить прежние традиционные торговые связи после распада Советского Союза, в том числе утраченные рынки в странах Восточной Европы, отыскать новых партнеров, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Среднем Востоке и др. регионах. Стратегически важным для нас остается рынок государств, ранее входивших в состав СССР, сохранение в нем доминирующего положения России.

К сожалению, проводимая в настоящее время политика российского МИДа не принимает эти проблемы во внимание, часто поддается политическому давлению со стороны США, западных международных политико-экономических организаций, в ущерб нашим экономическим интересам.

Но было бы несправедливым относить падение нашего экспорта военной продукции лишь к "проискам" Запада. В немалой степени вина за этот негативный процесс ложится и на российскую сторону.

В частности, инфраструктура нашей торговли, несмотря на наличие широкой сети торговых представительств за рубежом, работает в условиях острого недостатка информации. Многие торгпреды в центре и на местах не располагают ни опытом работы на зарубежных оружейных рынках, ни доступными надежными источниками информации о мировой военно-экономической конъюнктуре. В результате, очень часто выгодные сделки проходят мимо наших торговых представителей или заключаются на крайне нежелательных для нас условиях (в кредит, как правило, долгосрочный, с расчетом за местную валюту, а не СКВ, на основе бартера, с получением не столь необходимой для нас продукции и пр.).

Между тем, такие новейшие образцы отечественного высокоточного вооружения, как истребитель-штурмовик Су-30МК, фронтовой и ПВО истребители-перехватчики, боевые вертолеты Ми-28 и Ка-50, противотанковый комплекс "Тор", "Оса" и С-300, системы залпового огня "Ураган" и "Смерч", а теперь еще и фронтовой бомбардировщик Су-34 и многие другие, являясь наиболее конкурентоспособными на мировом рынке оружия, должны продаваться на самых выгодных условиях, повышая тем самым престиж России, как весьма солидного торгового партнера.

Успеху выгодных торговых сделок должна способствовать эффективная реклама, искусством организации которой, к сожалению не владеют пока наши внешнеторговые организации. Это, в частности, подтверждает скудное экспонирование и бледное оформление практически всех выставок оружия, в которых участвовала Россия.

Прежняя практика торговли с развивающимися странами, главным образом в кредит, обернулась для СССР, а теперь и для России, убытками. И хотя долг иностранных государств бывшему Советскому Союзу превышал в начале 90-х годов 140 млрд. долл. (из них свыше 80% за военные кредиты), большую часть этой суммы России как правопреемнице СССР получить будет трудно. На вторичном рынке цена доллара колеблется от 6, 5 цента (Никарагуа) до 31 (Алжир) за один доллар. Да и за такую цену эта часть долга отдается весьма неохотно, а в большинстве стран-кредиторов активы заморожены или вообще исключены из бюджета и народнохозяйственного оборота.

Долг не уменьшается еще и потому, что экспорт оружия за рубеж осуществлялся не в коммерческих, а в сугубо политических целях: для иностранных "борцов за социализм" или против империализма, национальных и националистических движений, организации конфронтационного напряжения в регионе, выгодном для СССР. При этом " продавец" заведомо знал, что не получит от "покупателя" ни гроша.

Серьезное влияние на экспорт военной продукции оказывают экономические трудности, переживаемые нашим военно-промышленным комплексом. Западная печать уже неоднократно отмечала, что обладатели новейших технологий из бывшего СССР, в том числе и российские, "продают все", что только может быть оплачено в твердой валюте. Цены, запрашиваемые за новейшие оборонные технологии, крайне низки. Запад по этому поводу выражает серьезное опасение, что российский экспорт в ближайшие годы может резко сбить цены на мировом рынке военной продукции.

Наши органы, организующие и реализующие коммерческие сделки на внешнем рынке, не всегда учитывают, что торговля оружием - дело весьма деликатное. Нередко эта торговля является острым политическим актом. Нельзя в погоне за прибылью, в чисто экономических целях, поступаться определенными принципами и нормами поведения. Сиюминутная экономическая выгода может обернуться серьезными последствиями не только для отношений России с другими странами, но и собственной российской безопасности. И если пока на мировом оружейном рынке главенствует острая коммерческая конкуренция, подчас не придерживающаяся никаких моральных норм, то в перспективе торговые проблемы скорее всего будут решаться путем многосторонних консультаций и выработки общего кодекса и правил торговли оружием.

Неквалифицированность при заключении сделок может существенно дестабилизировать военно-политическую обстановку, подорвать авторитет России, а, главное, свести на нет возможность реализации ее национальных интересов.

Особая предусмотрительность должна быть проявлена при определении характера и объемов продаваемого оружия и военной техники. Невзирая на выгодность сделки, следует поставлять покупателю такую военную технику и оружие, и такое их количество, которые не изменят баланс сил в регионе, чтобы военные поставки не стали основой потенциала агрессии.

Учитывая многоплановость торговли оружием, ее экономические, политические и военно-стратегические аспекты, нужна особая точность в оценках собственных возможностей, выдержка и высочайшая ответственность при принятии любых внешнеторговых решений. Необходима твердость в отстаивании позиций на мировом рынке, в том числе, в борьбе за прибыль.
 

* А.С.Черняев "Шесть лет с Горбачевым". М., "Прогресс", "Культура", 1993. С. 259.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]