Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

VI. ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДА


1. О национальном самосознании



Российское общество начинает оправляться от идеологического, мировоззренческого шока, вызванного развалом СССР и стремительной утратой былой государственной мощи. Более того, теперь вполне очевидно, что возрождающееся национальное самосознание России по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению своей исторической преемственности, прерванной в XX веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов.

Сегодня в Российской Федерации 85% населения - русские. По всем европейским меркам мы являемся "моноэтнической" страной. Во всяком случае русских в России больше, чем французов во Франции и англичан в Великобритании. При этом очевидным результатом социально-государственной катастрофы 1985-1991 гг. явился распад СССР - державы, выступавшей в мировом общественном мнении в качестве естественного исторического и геополитического преемника тысячелетней российской государственности. Неожиданно Россия оказалась перед угрозой исторического взрыва, сопоставимого по своим масштабам с татаро-монгольским игом, разрухой после гражданской войны 1917-1921 гг. или Великой Отечественной войной.

Реакция народа неизбежна. В случае бесконтрольного развития она будет державно-государственной по форме и русской национальной по содержанию. Соответственно, любой общественный деятель, любая политическая организация, которые осмелятся игнорировать эти тенденции, рискуют в ближайшие годы исчезнуть с политической сцены России. Сегодня главная задача патриотического движения - избежать стихийности, направить его в конструктивное русло, не дать "оседлать" его разного рода некомпетентным лидерам, экстремистам и возможным провокаторам.

Отныне борьба различных политических сил за то, чтобы олицетворять собой наиболее точное и верное выражение российской идеи, станет важнейшим элементом борьбы за власть в России. И борьба эта уже началась.

Наиболее дальновидные представители нынешнего режима еще до выборов высказывали тревогу о том, что пренебрежение "национальным фактором" может очень дорого обойтись "демократам". Профессор Вадим Печенев, заместитель министра по делам национальностей и региональной политике, заявил: "Именно национальный вопрос стал сегодня одним из главных, если не самым главным. Русские, составляющие более 80% населения РФ, это чуть ли не единственная нация, которая не имеет собственной национальной государственности... Отсутствует конкретный, зафиксированный на государственно-правовом уровне механизм выявления и защиты интересов русского народа как нации... Сформулируйте четко позицию вашей партии по национальному вопросу, и я готов, как по линиям руки, предсказать вашу политическую судьбу".

Излишне говорить, что результаты выборов блестяще подтвердили правоту таких оценок. Тот же автор говорит: "Русские как нация оказались неподготовленными к тому национально-этническому взрыву, который произошел... И речь здесь идет даже не столько о колоссальных территориальных потерях русского народа, обесценивающих три-четыре столетия истории России... Хуже другое. В результате неконтролируемого и внезапного обвала 25 миллионов русских, то есть свыше 17% всего русского населения бывшего Союза, вопреки своей воле оказались разделенными границами Новых Независимых Государств".

Член-корреспондент РАН Сергей Алексеев предупреждает об "отсутствии в современной России необходимых мировоззренческих, духовных, этических предпосылок, которые соответствуют потребностям современного рынка и либеральной демократии". Ученый констатирует, что "российское общество вступило в состояние перманентного кризиса, близкого к катастрофе". При этом его особенно беспокоит тот факт, что "русская идея (в ее демократическом, гуманистическом понимании) оказалась отданной реакционным силам - социал-патриотическим и им близким движениям, придавшим этой формуле антидемократический, антипрогрессивный смысл".

Этому автору выход видится в том, чтобы утилизировать русскую идею, встроить ее в демократическое мировоззрение, предварительно выхолостив, лишив важнейших исторически сформировавшихся черт - соборности, державности, православности. "Нужно твердо знать, - пишет он, - что за "соборностью", "общиной", "каноническим православием" грядет лишь одно - возврат к натуральным формам хозяйствования, феодальной сословности, неконтролируемому самодержавию, средневековому мракобесию... Самобытная ветвь христианства, выраженная в православии, не содержит этико-духовных начал, которые бы в достаточной степени соответствовали (как протестантская этика) требованиям новой цивилизационной эпохи".

Политики более реалистические и менее ангажированные пытаются примирить русскую идею с демократией с большей долей искренности, предполагая таким образом синтезировать современную "российскую идеологию". "Носителями нового этноса, который создаст новое отличное от Московской Руси государственное образование, я считаю молодежь, - говорит Николай Гончар, депутат Федерального собрания. - Новое поколение воссоздаст государство и утвердит себя, когда найдет идеологию. Новой России, для того, чтобы утвердиться в мире, предстоит ответить и на внешние вызовы. Отстоять право на абсолютно самостоятельный курс внешней политики... Нужна организация принципиально новой системы обороны, предусматривающей защиту от агрессии с любого направления. Все зависит сегодня от самой России: как только в ней утвердится сильное и ответственное правительство, она вновь станет центром притяжения. Нам нужны новые лидеры. Страна ждет своего героя".

Появление подобных статей в демократической прессе очень характерно. Оно отражает обострившееся беспокойство политической элиты относительно возможного неконтролируемого взрыва державного русского патриотизма. Сегодня можно уже с уверенностью сказать: закоренелая русофобия не позволила ей своевременно перестроить идеологию и систему пропаганды; в результате - естественный рост патриотических настроений среди избирателей был использован для укрепления своих позиций партией Жириновского.

Определив ситуацию, мы должны далее определить для себя основную цель. Эта цель - воссоздание России в качестве особого мира, особой цивилизации, одного из субъектов мировой истории, и в силу этого - мировой державы.

Однако подобная цель требует уточнения. Это диктуется политической прагматикой, поскольку мы считаем высоковероятными псевдомодели восстановления государственности. Начались уже и, по нашему мнению, вскоре резко усилятся провокации, предполагающие использовать волю народа к воссозданию СССР для некоей псевдогосударственной конструкции, типа горбачевского ССГ. В качестве уступки будет предложена совокупность решений, окончательно лишающих Россию субъектности. Велика опасность, что Россия заплатит за вялый, аморфный и недееспособный союз разрушением Российской Федерации как ядра российских территорий.

Не "противники России против противников Союза", а две концепции строительства Союза - вот что должно столкнуться в политическом процессе, коль скоро мы хотим избежать и популистской лжи, и политической близорукости. Наш лозунг - "К Союзу - через укрепление России!"

В этом русле должны работать те политические партии, которые ставят перед собой задачу возрождения Великой России. С теми же, кто действует иначе, не может быть плотного и долговременного политического союза. Но кто будет строителем государственности, где то коллективное "Я", которое способно решить подобную задачу? И как строится это коллективное "Я"? Вот неизбежные вопросы, вытекающие из нашей оценки ситуации. Политические партии обязаны признать, что субъектом государственного строительства является нация или нации.

Как только это будет понято, сразу же возникнет коридор возможностей. Все прогосударственные силы согласятся, что весь вопрос в том, как именно будет определена сама "национальная формула", что будет сказано о нациях, в каком направлении будет развиваться национальное самосознание. Подмена национального сознания всякими мировоззренческими суррогатами приведет в сегодняшних реальных условиях лишь к патологическим формам национального самосознания. Одной из таких форм, которая, при отсутствии согласованных действий в сфере национальной политики и национальной идеологии уже маячит на горизонте, является этнократизм. Зачастую национализм и этнократизм отождествляются. Но это отождествление, гибельное для всех наций Евразии, абсолютно разрушительно для России.

Спору нет, русский этнос находится в критической ситуации, и борьба за его выживание - важный фактор общенационального дела. Принятие национальной, а не этнократической формулы для России обеспечило бы сохранение пространства традиционно российских территорий, спасло бы этнос от расщепления на субэтнические компоненты. Русский этнос уязвим в этом смысле как никакой другой, и его распадение на казаков, туляков, сибиряков, пермяков - вот та реальность, которая моделируется нашими противниками и которая имеет объективные основания. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]