Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

3. Ориентиры для политиков в области образования



Русский математик Николай Иванович Лобачевский, находясь на посту ректора Казанского университета, не раз обращался к студентам с речами о предназначении человека, о его творческих возможностях. "Человек, - подчеркивал он, - "родился быть господином, повелителем, царем природы. Но мудрость, с которой он должен править с наследственного своего престола, не дана ему от рождения: она приобретается учением". Лобачевский был убежденным сторонником развития всех дарований личности в процессе обучения и воспитания. Только при этом условии человек развивается как личность.

Научно-технический прогресс оказывает воздействие не только на технику, технологию. Он способствует и бурному прогрессу производительных сил в целом, развитию человека, требует всестороннего и полного использования его способностей, чего невозможно добиться без совершенствования образования.

Духовное и интеллектуальное совершенство не придет само собой. Сегодня весь мир учится. В Англии действует Открытый университет с 250 филиалами, в Германии - Вестфальский заочный, в Японии - Радиоуниверситет, в Израиле - Университет для всех и т.д. Пора и России всерьез заняться кардинальным обновлением всего запаса знаний и интеллектуального потенциала.

Реформа нашего общества должна предполагать принципиальную реформу системы образования, начиная с целей образования, его экономического фундамента, управления системой образования и кончая системой подготовки и переподготовки специалистов, структурой школы, содержанием и технологией обучения.

К сожалению, за последние годы престиж среднего образования упал до самой низкой отметки за всю историю XX века. Опросы 1993 г. показывают: лишь 20% полностью удовлетворены уровнем образования, 70% учителей и родителей считают, что школа в глубочайшем кризисе, 50% учителей не удовлетворены как своей подготовкой, так и работой, 85% молодых специалистов считают полученное образование не соответствующим последним достижениям науки. Среди причин кризиса школы называют: "остаточный принцип" финансирования и материального обеспечения, снижение ценности образования, ослабление дисциплины и порядка в стране, бюрократизм в управлении образованием, низкий престиж учительской профессии.

Будущее любого государства, народа, нации в огромной степени зависит от функционирования, конструкции системы образования.

Если проанализировать содержание всех центральных газет, теле- и радиопередач за последние месяцы, то мы сможем составить картину озабоченности общества, его проблем, страхов, приоритетов в политике, экономике и т.д. Во всем этом многообразии мы практически не разглядим невооруженным взглядом проблемы наступающей катастрофы в области образования и воспитания детей и народа вообще.

Мы провозгласили правильный лозунг о деидеологизации образования, но он оказался просто лозунгом. На самом деле произошла, происходит на наших глазах куда более интенсивная, бесцеремонная, наглая и очень эффективная "идеологизация наоборот" образования и общества, чем это было в коммунистические времена.

На ребенка со всех сторон рушится поток порнографический фильмов, картинок, бульварного чтива и киноподелок, которые разрушительно действуют на неокрепшую психику и мораль ребенка.

Огромные силы брошены на борьбу с историей и культурой русского народа. Историю России в очередной раз переделывают.

Чтобы совершить желаемые преобразования в обществе, нужно прежде всего спроектировать, создать и запустить в производство необходимую для реализации этой цели систему образования и воспитания граждан. Все сегодняшние проблемы в обществе в большинстве своем вызваны изъянами системы подготовки в школе и вузе.

Советская школа выросла на базе идеологии старой немецкой школы "муштры и зубрежки". Путем многократных повторений, специально разработанных тренировочных упражнений достигался довольно высокий уровень запоминания, справочных знаний, умений и навыков. На этой базе наука и школа достигли значительных результатов в подготовке специалистов, особенно в численных показателях.

Естественно, что идеологи всеми средствами внедряли и поощряли развитие такой системы, потому что она способствовала производству добротных исполнителей, винтиков государственной машины, государственных людей. Индивидуальность как в школе, так и в вузе могла развиваться не благодаря, а вопреки господствующей в государстве образовательной системе. Индивидуальность не вписывалась в систему, хотя индивидуальный подход провозглашался в качестве официального лозунга и в школе, и в вузе.

Такая идеологическая ориентация государственной образовательной доктрины, в основу которой поставлен принцип "натаскивания" школьника на определенный объем знаний и навыков, а не на развитие его творческой индивидуальности, совершенно неприемлема для новой государственной образовательной политики.

В центр этой политики должна быть поставлена личность гражданина. Необходимо обеспечить права человека на "полное развитие человеческой личности" в соответствие со ст.24 п. 2 "Всеобщей декларации прав человека".

Реализация этого права потребует принципиального изменения всей педагогической системы в стране: от формирования новой образовательной политики до изменения всей образовательной структуры, содержания образования и технологий обучения.

Решение этой сложнейшей и безусловно определяющей судьбу России задачи возможно в несколько этапов.

На первом этапе следует сформулировать перечень основных проблем, вопросов и провести широкую дискуссию, чтобы определить пути их решения.

Среди этих вопросов могут быть такие, как обязательное образование: его объем и формы; структура образования; основания новых технологий обучения; новое содержание образования; принципы аттестации учителей и других работников образования; реформа в системе повышения квалификации педагогических работников; концепция воспитания личности и гражданина России.

Следующим этапом в разработке государственной стратегии в области образования (государственной образовательной политики) должна стать Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция, на которой в тщательно подготовленной научной дискуссии будет выработан окончательный вариант стратегии реформы образования.

Разработка государственной политики в области образования и концепции реформы образования в России является главной задачей в области образования на 1994 год.

Реформа нашего общества невозможна без принципиальной реформы системы образования.

Реформированию должны быть подвергнуты цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, система подготовки и переподготовки специалистов, структура школы, содержание и технология обучения, выбор школы.

Работу следует вести в двух направлениях: научное обоснование всех основных положений реформы и их глубокой взаимосвязи и взаимозависимости и разработка соответствующего законодательства. Без него прекрасно разработанная реформа останется в лучшем случае очередной декларацией.

Развитие современного общества определяется главным образом научно-технической революцией. Внешне это проявляется в огромном потоке информации, быстро изменяющихся технологиях производства и быстро стареющих знаниях и навыках специалистов почти всех уровней. Это неотвратимо требует от каждого члена общества самостоятельности мышления и способности принимать решения. Современная массовая школа принципиально не ориентирована на формирование этих качеств личности.

Господствующий в обществе утилитаризм вызвал значительную дегуманизацию культуры, разрушил многие духовные ценности, почти ничего не предложив взамен. Традиции, лежавшие в основе формирования духовного мира предыдущих поколений, способы трансляции культуры в значительной степени нарушены или утрачены совсем. Нарушение экологии культуры привело к серьезным утратам и проблемам для государства в целом, в том числе и для его научно-технического уровня.

Формирование творческих способностей и освоение способов мышления и деятельности должно стать главной целью образования в школе.

В основу реформы системы образования следует положить идею оптимального развития интеллектуального потенциала ребенка и обучение его навыкам самообразования и саморазвития. Это требует разработки нового содержания и новых технологий обучения.

Ранее централизованный заказ на воспроизводство государственных граждан обуславливал и централизованное финансирование школы из госбюджета. Исключительно такой путь финансирования является, на наш взгляд, объективным тормозом в развитии системы образования.

Нужно разработать простую, ясную систему финансирования образования на уровне района, области, Федерации, связанные с изменениями административного управления регионов, районов, земств.

Часть расходов, как и прежде, должен нести госбюджет. Это прежде всего капитальное строительство. Другая часть должна покрываться за счет муниципальных средств. Граждане увидят, как тратятся их средства на содержание их детей.

Такой опыт в России есть. Его следует возродить в законе о местном самоуправлении. Огромную роль в финансировании работы школы могут сыграть местные фонды образования и попечительские советы школ, если разработать разумную систему налоговых льгот. Тогда родители-предприниматели захотят финансировать часть расходов школы, где учится их ребенок. При этом необходимо обеспечить равный доступ к образованию и его безусловную бесплатность.

Сегодня уровень материально-технической базы школы и вуза выше на порядок, чем в пошлом, а уровень образованности выходящих из нее граждан, и нравственные устои мы мечтаем сегодня приблизить к дореволюционным школе и вузу. В чем тут причины?

Одна из главных - мы увлеклись формированием ("вдалбливанием") знаний, умений и навыков, "изучением основ наук", политехнизацией школы и "инженеризацией" вуза. И все это делали с присущей нам уверенностью и размахом.

Нет сомнений в том, что техническое оснащение учебного заведения имеет очень большое значение в процессе обучения, но не главное. "Поголовная компьютеризация" всех школ и вузов - наглядный тому пример. Поэтому при распределении финансовых ресурсов на образование следует прежде всего определить: без чего сегодня нельзя обойтись, а что вполне может подождать некоторое время или даже до лучших времен. В основном - это все дорогостоящее учебное оборудование.

Особого внимания требует вопрос о финансировании и развитии педагогической науки (фундаментальной и прикладной). Сегодня исследования АПН России еще больше отстают от требований школы, чем много лет тому назад. АПН существует как бы сама себе, она вполне может функционировать, не замечая школы и ее проблем, а школа давно уж привыкла к такому положению.

В концепции реформы школы и разработке государственной образовательной политики надо определить роль и место АПН, с конкретным ожидаемым результатом. Очевидно, что в институтах АПН имеется значительное число ученых, знающих школу. Однако реальность такова, что получая хоть и не богатое, но стабильное финансирование, сотрудники АПН практически находятся на вольных хлебах, но под государственным кровом. Большая часть их продукции является "сверхплановой", коммерческой.

Фундаментальные исследования, относящиеся к концепции нового содержания образования, технологии обучения и др., незаметно, но весьма активно перемещаются в "авторские" и альтернативные школы, при этом мельчая и превращаясь в любительские проекты. Это один из важнейших стратегических промахов руководителей государства.

Нужно определить основные направления фундаментальных исследований, сократить число ученых, которые (по конкурсу) будут работать над государственным заказом. Большинство же прикладных разработок может финансироваться из различных нефедеральных источников.

Сегодня по всей России функционируют тысячи коммерческих педагогических центров. Работа их никем не координируется. Темы в огромном числе дублируются. Многие центры созданы при РОНО и финансируются из бюджета народного образования, а результаты деятельности продаются учителям по коммерческим ценам. Таким образом бесконтрольно и почти бесполезно для развития образования растекаются огромные средства налогоплательщиков.

Промедление с разработкой стратегии развития системы образования в России нанесет огромный, непоправимый ущерб национальным интересам нашей Родины. Одним из главных элементов этой стратегии является организация педагогической науки.

Сегодня необходимы принципиальные изменения в управлении системой образования.

Следует значительно сократить управленческий аппарат и принципиально изменить его функции, предназначенные для обеспечения бесперебойного функционирования конвейера по производству винтиков для госмашины.

Новая система управления должна быть сконструирована для ребенка и вместе с ребенком для его наиболее комфортного быта и оптимального развития.

Школа должна стать полностью самостоятельной во всех отношениях и нести полную ответственность за качество обучения и воспитание ребенка. Контроль за качеством обучения должен осуществляться попечительскими советами с помощью тестов, определяющих соответствие полученных знаний и навыков государственному стандарту. Это позволит школе стать саморегулирующейся системой, в механизме функционирования которой заложена основа для саморазвития. В этих условиях школа начнет активно конструировать оптимальную для своих питомцев образовательную инфраструктуру и образовательную среду.

Из вышеизложенного следует, что принципиальному реформированию подлежит и система подготовки и переподготовки специалистов. В ее основу должна быть положена также система саморегулирования.

Сегодня студента принуждают учиться преподаватели вуза, а учителей раз в 5 лет заставляют повышать квалификацию чиновники из отдела образования. Система аттестации, в основу которой будут положены прежде всего глубокие профессиональные навыки, приведет к тому, что и студент, и учитель сами захотят знаний, поскольку они будут впрямую влиять на его зарплату.

Огромное значение имеет решение проблемы повышения квалификации учителей. Систему надо сконструировать таким образом, чтобы она была саморегулирующейся, самонастраивающейся. Учителю должно быть выгодно повышать квалификацию не формально, а для роста своего благосостояния.

К сожалению, сегодняшняя система тарифов учителей, их зарплата очень слабо зависят от уровня профессионального мастерства. В основном она зависит от педагогического стажа, отношения к данному учителю начальства и других факторов, далеких от мастерства.

В основу системы аттестации учителей должна быть положена идея общенациональной рейтинго-тестовой матрицы, объективно, в баллах, отражающей все позиции, понятия, факторы, важные для определения мастерства и результатов труда учителя.

Это очень непростая задача, но без ее решения мы никогда даже не приблизимся к созданию объективных условий для самосовершенствования учителя. Эта система должна быть тесным образом связана и с учебными планами в пединститутах, и с системой обучения в них, и с системой оценок, которая должна заметно влиять на будущую зарплату учителя.

Единая рейтингово-тестовая система для всей России, охватывающая все явные и косвенные причины высокой результативности труда учителя, позволит каждому учителю знать, что, когда и где ему следует "добавить" к своим знаниям и умениям, чтобы получить желаемую тарифную ставку. При всей спорности такой матрицы, при всех сомнениях в ее точности и объективности, ее шкала и она сама одинаковы для всех учителей данного предмета во всей стране. Сами вопросы, позиции и соответствующие им баллы должны быть предметом обсуждения всех учителей. Но принятая система должна стать обязательной, стабильной для всей страны в течение нескольких лет.

Подготовку кадров следует сделать целевой, и тогда для большинства студентов она будет бесплатной, а институт в соответствии с типовым договором получит на свой расчетный счет определенную сумму за подготовку специалиста оговоренного качества.

В случае, если качество подготовки не соответствует стандарту, институт должен нести большие экономические санкции. С другой стороны, студент заключает с государством договор о том, сколько и на каких условиях он должен отработать за то, что заплатившее за его обучение учреждение или предприятие позволило ему получить высшее образование. Если студент хочет получить свободный диплом, то он соответственно сам должен заплатить за свое образование. Разумеется, что набор изучаемых дисциплин, посещаемость занятий должны быть свободными. Уровень соответствия подготовки студента той или иной специальности определяется тестами. И конечно, давно пора отказаться от системы вступительных экзаменов, как это сделано во многих странах.

Строя свободное общество, нужно воспитать каждого школьника, во-первых, гражданином своей страны, а во-вторых, - свободно мыслящей личностью, владеющей основами риторики, логики, изучившей историю цивилизации и своего народа, знакомой с основами мировой художественной культуры.

Для этого необходимо разработать новое содержание образования и новые технологии обучения, которые развивали бы все сферы интеллекта человека.

Современный учитель может преподавать школьникам лишь те знания, которыми он обладает сам. Он не умеет и не учит ребенка самостоятельно мыслить. Это огромная комплексная работа. Ее следует начинать в прогимназии (начальной школе) с пятилетнего возраста и проводить интенсивно по специальным методикам до 9-10 лет, чтобы создать базу для достижения целей образования.

Все "реформы" школы, проводимые до сих пор в России, сводились к косметическому "подновлению" содержания образования.

Аналогичное наблюдается и сегодня: где-то вводят латынь или основы бизнеса, где-то второй иностранный язык, а то и танцы.

Какова же главная цель начальной, неполной и средней школы? Представляется, что такой целью должно стать оптимальное развитие ребенка, глубокое изучение истории государства и своего народа, его культуры, а также культуры других народов, воспитание всесторонне развитого гражданина своей страны.

Вся работа по разработке содержания и технологий обучения должна исходить из модели, что ученик, начиная с первого класса, есть исследователь. Его постепенно обучают навыкам работы с источниками знаний, обучают приемам исследований, учат наблюдать и делать правильные выводы, обучают культуре диалога, дискуссий, основам логики и риторики. Заучивание информации не может быть целью, хотя работе памяти отводится большая и порою самостоятельная роль.

Разрабатываемая принципиально новая практика образования детей и школьников должна базироваться на идеологии развития, которая включает в себя следующие основополагающие идеи:

    - превращение системы образования из законсервированной и репродуктивной в открытую, имеющую внутренние механизмы непрерывного самообразования;

    - придание системе образования, наряду с функцией воспроизводства существующих форм организации жизни и деятельности человека, функции механизма развития общества и культуры;

    - ребенка следует включать в разнообразные ситуации решения практических социокультурных проблем, которые требуют от него выработки сначала собственной позиции, а затем и мировоззрения.

Мир очень быстро изменяется, поэтому в методологии образования следует переходить от передачи специальных знаний и навыков к идее антропоники - "выращивания" людей, способных самостоятельно меняться и обучаться в быстро изменяющемся мире. И поэтому важно изменение соотношения между уровнями воспроизводства и развития.

Каждого школьника надо научить принимать по поводу себя личностное волевое решение, а педагогическая система должна лишь подвести его к такому решению и снабдить навыками самоопределения, но не конкретными решениями.

Жизнь школы и содержание образования выступают для ребенка как модель социальной ситуации. В ней представлены и впервые осваиваются социальные законы, по которым живет общество, а также способ существования в рамках этих законов. Она помогает ребенку встроиться в систему существующих социально-экономических отношений без потери собственной творческой индивидуальности.

На протяжении жизни одного человека в наши дни происходят такие изменения, для которых раньше требовались столетия. Поэтому любое знание, данное в готовом виде ребенку, может устареть до того, как появится возможность его использовать во взрослой жизни.

Школьные программы должны быть направлены на формирование у ребенка целостного образа мира. С самого раннего детства ребенок постигает взаимосвязь, взаимообусловленность всех элементов бытия. Этот формируемый образ включает в себя фактор изменчивости и тем самым позволяет ребенку быстро адаптироваться и комфортно себя чувствовать в условиях постоянно меняющейся, нестабильной жизни.

Родителям представляется право выбора школы, в том числе и частной. Государство должно содействовать развитию частной школы. В частности, там, где это возможно, предоставить такой школе здание на конкурсной основе. Разработать механизм перераспределения учеников между соседними школами не представит никакой трудности. В таких школах за счет средств родителей может финансироваться научная работа учителей - исследователей. Наряду с авторскими школами, финансируемыми государством, в них будет разрабатываться и апробироваться новое содержание образования. Такие школы могут стать и основой независимых научно-исследовательских центров.

Руководителям государства необходимо определить главные, стратегические проблемы, решение которых позволит России не только выйти из кризиса, но и занять достойное место в мировом сообществе. Одна из них - образование граждан.

У государства без глубоко проработанной стратегии образования нет будущего.

Не менее сложна ситуация и в высшей школе, хотя и здесь трудятся самоотверженные и знающие профессионалы. Их героическими усилиями в какой-то мере удалось сдержать падение. Подписан Указ "О мерах по поддержке государственных вузов", которым в бессрочное и бесплатное пользование переданы земельные участки.

В связи с нехваткой денежных средств высшая школа пытается найти различные источники внебюджетного финансирования. Один из таких способов - принимать студентов на обучение на коммерческой основе. Такой прием составляет сегодня не более 29%, однако дает возможность престижным вузам самостоятельно решить некоторые материальные проблемы. При этом плата за обучение достаточно доступная, что видно из следующей таблицы.

Стоимость обучения студентов,
зачисленных в ВУЗы на коммерческой основе в 1993/1994 гг.

ВУЗ
Стоимость обучения в год
Условия приема
МГУ им. М.В. Ломоносова
Индивидуальный договор
Недобор баллов
МГИМО
1000 долл.(рублевый эквивалент)
Отдельные группы
Финансовая академия
900 тыс.руб.,
Недобор баллов
Академия народного хозяйства им. Плеханова
Индивидуальный договор
Недобор баллов
Текстильная академия им. Косыгина
400 тыс.руб.
Упрощение экзаменов
Академия "Сфера быта"
350 тыс.руб.
Упрощение экзаменов
ВГиК им. Герасимова
700—1200 тыс.руб.
Недобор баллов
РАТИ
500 долл. (рублевый эквивалент) 1800 долл. (для жителей
стран Балтии)
Недобор баллов
Педагогический университет им. Ленина
Индивидуальный договор
Недобор баллов
Литературный институт им. Горького
350 тыс.руб.
Недобор баллов
Архитектурный институт
60 тыс.руб. (1-й семестр)
180 тыс.руб. (2-й семестр)
Различные
(по факультетам)
МИСиС
200-400 тыс.руб.(1-й семестр)
600 тыс.руб.(2-й семестр)
Различные
(по факультетам)

Думается, что если вузам дать полноценные права для ведения самостоятельной деятельности в полном объеме - от этого выиграло бы только общество в целом. Привлечение средств, создание банков, предприятий может стать одним из способов создания научно-производственных комплексов, для которых бюджетное финансирование (или его отсутствие) является только частью финансирования.

Не откладывая на перспективу, уже в 1994-1995 гг. предстоит предпринять решительные шаги к более эффективному использованию как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, расширить уже имеющиеся формы интеграции науки и высшего образования. Речь идет о принципиально новых формах взаимоотношения науки с вузами - о создании научно-образовательных комплексов, о подготовке совместных научных программ и проектов, учебников для школ и вузов. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]