Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

4. Здоровье населения России



В конце 1993 г. Министерство науки и технической политики РФ рассмотрело итоги реализации Государственной научно-технической программы "Здоровье населения России" за 1991-1993 гг. и перспективы ее развития на федеральном и региональном уровнях.

Несколько слов об истории вопроса. Демографическая ситуация в Российской империи и СССР выглядела следующим образом.
 


млн.чел.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА:
28 января 1897 г.
конец 1913 г.
17 декабря 1926 г.
1 января 1940 г.
1 января 1950 г.
15 января
1959 г.
15 января
1970 г.
17 января
1979 г.
1 января 1981 г.
124,6
159,2
147
194,1
178,5
208,8
241,7
262,4
266,6

Несмотря на огромные потери, связанные с двумя мировыми войнами и гражданской войной, население росло довольно быстро. К 1940 г. в СССР было на 22% больше жителей, чем в России в 1913 г. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. потери СССР составили свыше 20 млн.чел., велики были и косвенные потери. Довоенная численность населения восстановилась лишь в 1955 г. За последующие 26 лет население увеличилось на 72, 2 млн.чел., или в 1, 4 раза. К 1981 г. население СССР выросло по сравнению с 1913 г. в 1, 7 раза. Однако по союзным республикам прирост населения был неодинаков.

Воспроизводство населения. Для Российской империи был характерен высокий естественный прирост населения при высоком уровне рождаемости и смертности. После Октябрьской революции (до 1941 г.) естественный прирост еще больше увеличился, главным образом за счет снижения смертности. Более существенные сдвиги произошли после Великой Отечественной войны. К 1950 г. смертность населения уменьшилась почти в 2 раза по сравнению с 1940 г. за счет снижения детской смертности.

Естественное движение населения СССР

ГОДЫ
НА 1000 чел. НАСЕЛЕНИЯ
число
родившихся
число
умерших
естественный
прирост
1913
45,5
29,1
16,4
1926
44,0
20,3
23,7
1940
31,2
18,0
13,2
1950
26,7
9,7
17,0
1960
24,9
7,1
17,8
1970
17,4
8,2
9,2
1980
18,3
10,3
8,0

По сравнению с дореволюционным временем общая смертность снизилась в 3 раза. Характерен рост средней продолжительности жизни населения: в 1896-1897 гг. - 32 года; в 1926-1927 гг. - 44 года; в 1938-1939 гг. - 47 лет; в 1971-1972 гг. - 70 лет - у мужчин, 74 - у женщин.

Программа "Здоровье населения России" базируется на концепции, принятой Первой Российской Ассамблеей "Здоровье человека" (Нижний Новгород, 1991 г.) и ставит целью добиваться осуществления права человека на полное физическое и социальное благополучие, психическое здоровье и духовное развитие при максимальной продолжительности активной жизни. Она отражает доктрину ВОЗ, провозгласившую принцип стратегии достижения здоровья для всех и принятую в настоящее время многими странами мира.

Основная цель программы - признание приоритета здоровья человека и осуществление научно обоснованного комплекса мероприятий, направленных на решение этой проблемы. Необходимость такой программы продиктована ухудшением состояния здоровья населения России, повышением числа нетрудоспособных. Коэффициент рождаемости составил в 1991 г. 12,16, что на 24,4% ниже, чем в 1988 г. В 1992 г. этот показатель еще более снизился и достиг 10,7. С 1992 г. впервые смертность превысила рождаемость в масштабах страны.

Растет общая смертность, особенно в сельской местности (на 25% выше, чем в городах); смертность трудоспособных мужчин в 4 раза выше, чем у женщин.

Продолжает ухудшаться и экологическая ситуация в России, оказывающая отрицательное воздействие на состояние здоровья населения.

Исследования показывают, что эти негативные тенденции будут нарастать.

Для исправления создавшейся ситуации совершенно недостаточно даже отлично налаженной медицинской службы, так как здоровье населения лишь на 8-12% зависит от уровня развития здравоохранения, а в большей степени от социально-экономических условий и образа жизни (52-55%), состояния окружающей среды (20-25%), наследственности (18-20%).

Из всего комплекса вопросов, связанных со здоровьем населения России, были выбраны следующие приоритеты, ставшие пятью основными направлениями научных исследований данной программы: "Охрана здоровья матери и ребенка", "Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения России", "Воспитание, образование и духовное совершенствование", "Клиническое освоение результатов фундаментальных и прикладных исследований в области медицины, "Правовое, экономическое и информационное обеспечение охраны здоровья".

В настоящее время в рамках направлений ГНТП реализуется 26 проектов.

Государственным заказчиком программы стало Министерство науки и технической политики Российской Федерации.

Реализацию ведут научно-исследовательские учреждения РАН, российских академий медицинских наук, образования, Минздрава, Минобороны Госкомсанэпиднадзора России, а также ряд НИИ и научных центров.

В 1993 году научным советом отобраны 173 темы научно-исследовательских работ из 1500, поступивших на конкурс.

По линии российского фонда "Здоровье человека" научные разработки целенаправленно внедряются на местах.

ГНТП включает шесть базовых региональных подпрограмм (Нижегородская, Тверская, Новосибирская, Архангельская области, республики Дагестан и Бурятия).

Основным источником финансирования программы остаются госбюджетные средства. За период с 1991 по 1993 г. на реализацию программы было выделено целевым назначением 494,86 млн.рублей. Объем бюджетных ассигнований составил в 1991 году - 15,2 млн.рублей, в 1992 году - 66,29 млн.рублей, в 1993 году - 419,46 млн.рублей.

На 1994 год необходимо - 2270 млн.рублей. (с учетом капитальных вложений в размере 500 млн.рублей).

В рамках ГНТП "Здоровье населения России" получены уже результаты, имеющие важное теоретическое и практическое значение.

Проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы позволили получить ряд важных результатов по вопросам охраны материнства и детства, экологически обусловленных заболеваний, новых медицинских технологий, педагогики, психологии, информатики, экономики и права, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения. Ряд конкретных результатов готов к внедрению в практику.

Объем бюджетных ассигнований,
выделенных на реализацию ГНТП "Здоровье населения России"
за период с 1991 по 1993 г.

Показатели
1991 г.
1992 г.
1993 г.
1994 г.
(план)
ВСЕГО млн. руб.
15,2
66,295
419,46
2270,0
Охрана здоровья матери и ребенка
0,2
23,50
100,16
700,0
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
2,7
21,75
202,1
625,0
Воспитание, образование, духовное совершенствование
3,2
3,0
13,4
70,0
Фундаментальные и прикладные исследования в области медицины
10,0
10,0
60,0
250,0
Правовое, экономическое и информационное обеспече-ние охраны здоровья населения
0,1
8,0
43,8
125,0

В 1994 году планируются следующие научно-исследовательские и конструкторские работы, организационные мероприятия:

  • создание центров по лечению заболеваний вен в разных регионах России;
  • разработка научно-практических мер по улучшению пренатальной диагностики и медико-генетическому консультированию при наследственных болезнях;
  • создание системы диагностики и терапии нарушений при критических состояниях у новорожденных детей;
  • проведение исследований механизмов депонирования радионуклидов в легких ликвидаторов последствий аварии ЧАЭС (интерес к этим исследованиям проявил ряд французских научных учреждений с возможностью долевого финансирования);
  • формирование банков данных по различным направлениям (токсикология, питание, пищевая аллергия);
  • будут предложены работы по пересадке мозговой ткани, в частности, при лечении нейроэндокринных заболеваний;
  • будут представлены образовательные программы по физическому и духовному образованию и воспитанию;
  • методические рекомендации по лечению и реабилитации онкологических больных в масштабах Российской Федерации;
  • завеpшается работа по составлению научно обоснованного прогноза здоровья населения России на ближайшие 20 лет.
Вместе с тем качественные показатели состояния здоровья населения в последние 10 лет неуклонно снижаются. Негативно развиваются демографические процессы. Сокращается ожидаемая продолжительность жизни, увеличивается смертность. Нарастает угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан. В 1993 г. население было обеспечено лекарствами только на 60%.

Задача Правительства в 1994 г. как минимум не допустить снижения объема медицинской и лекарственной помощи населению, объединив различные источники финансирования и сконцентрировав их на наиболее важных направлениях здравоохранения: скорой медицинской помощи и медицине катастроф, интенсивной терапии и реанимации, семейной врачебной практике, лекарственном обеспечении.

Стабилизировать и улучшить положение в сфере здравоохранения призвана реформа системы медицинской помощи. Ее цель - удовлетворение потребностей населения в качественной доступной медицинской и лекарственной помощи, создание условий, способствующих здоровой, активной и продолжительной жизни.

В первую очередь реформа должна предусматривать:

- структурную перестройку отрасли и переход к обязательному медицинскому страхованию всех граждан России;

- поддержку государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Как показывает мировой опыт, введение медицинского страхования вместо централизованной системы здравоохранения является наиболее рациональной и надежной формой медицинской помощи. При такой системе интересы пациента защищают не только органы здравоохранения, но и страховые компании.

В России медицинское страхование лишь вступает в силу. Тем не менее уже первый опыт работы территориальных фондов обязательного медицинского страхования показал, что установленный размер страхового взноса явно недостаточен и не в состоянии полностью компенсировать рост цен на медицинские услуги и лекарственную помощь социально незащищенным группам населения. Правительству надо найти возможность поэтапного увеличения страхового тарифа.

Качественная лечебно-профилактическая помощь возможна только на основе применения высокоэффективных медицинских технологий, достижений медико-биологических и технических наук, требующих современной производственной базы. Всемерно содействовать ее развитию - важная задача федеральных органов власти. Следует в крупных масштабах привлекать предприятия страны, в первую очередь конверсионные, к производству высококачественных медикаментов и медицинской техники.

Необходимо сохранить беспошлинный централизованный ввоз только жизненно важных импортных медикаментов, не производимых в России. Эти меры станут серьезной поддержкой отечественной медицинской промышленности. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]