Национальная доктрина России
Обозреватель - Observer


 

9. Россия и Западная Европа



Падение производства, инфляция, снижение жизненного уровня - такими большинству представляются основные наши беды, таковы в общественном сознании основные характеристики сегодняшнего российского бытия. Их преодоление - и есть то главное, на что должны быть направлены наши общие усилия. Экономисты, заседающие в Правительстве или близкие к нему, убеждают в том, что все наши трудности уйдут в прошлое, как только стабилизируется рубль, установится "цивилизованный" рынок и будут приватизированы государственные заводы. Тогда снова начнут расти экономические показатели и жизненный уровень.

Но так ли это? Кто сейчас спорит - нужны и рынок, и приватизация, преодоление коррупции и многое другое. Но достаточно ли этого для прекращения Смутного времени и возвращения народа в рамки спокойной трудолюбивой жизни с гарантированным будущим? Не являются ли подобные надежды опасным упрощенчеством?

Истина спрятана более глубоко - идет фундаментальная перестройка всего российского социогенеза, в котором и 3/4 века "социалистического выбора", горбачевская "перестройка" и наступившее за ней Смутное время, как и появление новых годуновых и шуйских, - всего лишь эпизоды в формировании обновленного евразийского порядка. Важно понять, что в его образовании мы вовсе не зрители, а активные участники. Можно ускорить этот процесс, а можно и затянуть его на многие десятилетия, если не сумеем угадать его направление. Нашей настоящей бедой может стать непонимание тенденций этого мирового процесса ибо то, что сейчас происходит в России, есть составляющая общепланетарного процесса. Любые частности нашей жизни, все происходящее в нашей стране необходимо попытаться увидеть на фоне общего.

Как ни важны декларированная частная собственность и чисто экономические показатели - не в них одних суть. Мы переживаем Смутное время, когда нравственность, общественное сознание определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и котировка доллара. Если мы не обретем общих идеалов, общих целей, если народ не почувствует снова своей силы, если не вернутся самоуважение и гордость, - мы не преодолеем безвременья, от которого опускаются руки. Для этого важно вернуть веру в государственную власть и мудрость...

По существу, и славянофилы и западники были "европейцами": может быть, очень по-разному, но причисляли они себя к европейскому миру. И стремились именно в нем найти свою нишу, утвердиться в Европе. Не как соседи или равноправные партнеры, а как сочлены единой цивилизованной общности.

Мысль о евразийстве (Трубецкой, Савицкий и др.) нам также была чужда. Если мы не Европа, то уж тем более не Азия. Это русские поняли еще в VIII веке, когда на русскую платформу пришел ислам. Он тогда был активен, как и всюду, за ним был блеск иранской культуры, но смог утвердиться лишь в Волжской Булгарии. Русским народом он был отвергнут - еще до утверждения христианства на Руси. Этот факт нужно подчеркнуть особо. После утверждения христианства отстояние нас от Азии, от ее традиций, образа жизни и образа мышления, существовавшее ранее, значительно увеличилось. И вот тогда, после крещения любой Запад стал России ближе, чем любой Восток. Но Россия, несмотря на принятие христианства, так и не слилась с Западом.

Россия - особая цивилизация, особый мир со своими интересами и внутренними пружинами, внутренней логикой развития. Надо осознать, этот миp, его надо ценить, развивать, именно ему служить. Попытки игнорировать его особенности имели всегда трагические последствия.

К сожалению, эта истина так и не была осознана русским обществом. Официальные доктрины России были всегда ориентированы на Запад. Евразийцы примеряли европейский камзол, как и Петр Великий, и через евразийские идеи стремились утвердиться, но- в Европе! Российские императоры, которые уже сами давно перестали быть русскими, получали европейское образование, мыслили европейскими стандартами, а Россию рассматривали как вотчину (вспомним знаменитый ответ Николая II: хозяин России!), добиваясь утверждения себя в Европе.

А народ между тем делал свое дело. Он шел пешком в Сибирь, уходя от крепостного права, насаждавшегося "европейцем" Петром. Народу нужна была свободная земля, ему нужна была воля, которая одна только и могла дать проявиться ему как русскому. Вот так пешком русский человек однажды дошел до берегов, неведомого ему, да и никому в те годы из европейцев, нового океана, перешагнул его и добрался до Калифорнии. Во всем была своя логика - логика Истории. Величие этого явления, этого могучего процесса, его значение для России, ее будущности не поняли не только русские императоры, но и замечательная русская интеллигенция!

Ближе всего к пониманию был Михайло Ломоносов, который однажды сказал вещие слова о том, что могущество России прирастать будет Сибирью. Однако даже он по-настоящему не понимал, сколь пророческой была его знаменитая фраза. Русские обрели второй океан. Окно к первому прорубил Петр, а второй России подарил "мужик"! Нация двух океанов - это уже совсем иное сознание народа, на протяжении полного тысячелетия защищавшего народы Европы от натиска Великой Степи. Пока Европа мельтешилась в междоусобицах, русские создали Великую страну с собственным Востоком и собственном Западом, связанными чувством единства. Это ли не великое предначертание народа и контуры собственного, отнюдь не евразийского мира!

Расхождение России и Запада началось гораздо ранее Флорентийской унии. Мы приняли православие, а не греческую церковь, и русское представление о христианстве было совсем не тождественно греческому. Оно оказалось гораздо ближе к ее изначальной форме, чем к в византийской редакции. Об этом очень точно писал Владимир Соловьев. Отсюда и начался наш постепенный отход от византийской церкви, принявшей унию, правда, при трагических обстоятельствах.

Сегодня Россия - это мост между двумя океанами. Он нужен не только нам, гражданам страны, которая строит этот мост - он нужен всем, и Европейскому полуострову, и бурно развивающемуся Тихоокеанскому региону. И даже Америке. Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная Судьбой. И наша великая национальная цель - не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин, а превращение этого моста между океанами и разными цивилизациями в прочную, надежно работающую конструкцию.

Этой возможной роли России не понимал и М.Горбачев, когда говорил об общем европейском доме.

Но мы совсем не евразийцы в том классическом понимании этого термина, который родился в 20-х годах: мы русские, занимающие большую часть Евразийского суперконтинента. У нас собственная Азия и собственный Восток, отличный от того Востока, о котором писали евразийцы. Тот евразийский мусульманский Восток для нас всего лишь Юг. Осознание этого факта и укрепление моста Запад - Восток, может оказаться цементом, скрепляющим огромную страну, также как путь из варяг в греки скрепил Новгород и Киев при всем их различии. Вот почему наряду с укреплением СНГ укрепление позиций в Азии, на Тихом океане есть наш важнейший приоритет. Азия - это самоцель, и политика в ней не должна быть ориентирована на "похищение Европы", как это было при императорах.

Сегодня можно и нужно говорить о реалистической цели: переходе к либеральному обществу с социально-ориентированной экономикой.

Но одного понимания мало - принцип либерализма необходимо еще разъяснить людям, показывать, сколь он нам всем необходим. Вот здесь основная обязанность и ответственность интеллигенции: формирование спектра национальных целей и превращение этих целей в движущую силу национального развития. Совершить подобное - очень непростое дело, тем более что либерализм уж не очень то и свойствен русской традиции. Реализация мечты Косьмы Пруткова о введении единомыслия в России смертельна для нашей страны.

Это - общая тенденция развития передовых государств, всей постиндустриальной цивилизации. Игнорируя описанную тенденцию, мы неизбежно отстаем. Настоящий мастер начинает играть в современном обществе такую же роль, как человек, умевший зажигать костер в раннем палеолите. Человек-личность (а не человек-винтик), способный проявить инициативу и сознательную дисциплину, причем в любой форме деятельности, приобретает такую ценность для общества, что экономическая система не может не стать социально ориентированной, способной воспроизводить подобного человека, (т.е. его обучить, дать нужную квалификацию, приучить к трудовой дисциплине), обеспечивать его воспроизводство в будущем, преемственность мастерства, безбедное существование работника и т.д. Если то или иное общество не способно справиться с подобными обязанностями, то оно просто уходит с авансцены истории.

Тогда, во всяком случае в ближайшие десятилетия, и нам придется играть роль аутсайдеров в мировом планетарном процессе. Нас ожидает нечто похожее на колонизацию и нам могут навязать характер жизни не свойственный нашему народу, к которому мы не сможем приспособиться. Это станет национальной трагедией, куда худшей, чем монгольское иго.

Общественная структура общества - лишь одна из предпосылок обеспечения достойного места России в мировом сообществе. Другая предпосылка, это организация всего жизненного пространства на территории Евразии.

В статьях и исследованиях, в которых говорится о судьбах России, о ее дальнейших путях, часто употребляют выражения: "Россия должна...". В одних говорят "Россия должна следовать примеру Запада", в других - "Россия, как евразийская держава, должна идти..." и т.д. Россия ничего (и никому) не должна: развитие нашей страны - это естественный путь самоорганизации, если угодно, природный процесс развития нации. Если же мы хотим определить наиболее рациональные пути развития, отвечающие нашим возможностям, то, в первую очередь, нам предстоит увидеть и оценить наши "козыри" - то, на что мы сегодня можем и в праве опереться, какие наши общие действия могут дать шанс обеспечить своим гражданам в обозримом будущем человеческое существование.

Так случилось, что именно с Запада в мировой цивилизации идет технотронная волна. Ее иногда называют модернизацией. Она началась в Англии. В какое-то время это и был единственный "запад". Потом Голландия и Франция включились в подобный процесс. Во второй половине XIX века Бисмарк повернул руль Германии, и она приобщилась к Западу. Этот процесс затрагивает и Россию. И в каждой стране имеют место свои особенности этого процесса (модернизации или "западничества"). Некий единый процесс развития производительных сил расцвечивается множеством национальных особенностей. Каждая страна вносит нечто оригинальное в процесс модернизации, нужной для всего человечества. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]