Экономика |
Обозреватель - Observer
|
КОНЦЕССИИ НА ВОДНЫХ РЕСУРСАХ
Илья Комаров,
доктор экономических наук Зарубежный опыт
Государственный аудиторский орган Франции (Cour des Comptes) в 1997 г. представил доклад по "Местным службам водоснабжения и канализации", в котором отметил следующее: 1. "Отсутствие надзора и контроля за переданными объектами, усугубляющееся из-за отсутствия прозрачности, характерного для концессионной формы управления, привело к злоупотреблениям". Например. В Меце, одном из крупных городов страны, частная компания водоснабжения не предоставляла финансовой отчетности городскому совету в течение 20 лет; в Бандол-Савари (около Тулона) корпорация Vivendi на протяжении длительного времени выставляла городскому совету счета за одни и те же работы два раза в год. 2. Отсутствие конкуренции. При передаче в концессию практикуется "повторное использование процедуры переговоров", как правило, "с теми же компаниями" и "тенденция к пролонгации уже действующих контрактов" без использования тендеров, что обеспечивает "высокую чистую прибыль". 3. Рост цен. После 1992 г. цены на воду во Франции увеличивались в среднем на 10% в год. Главным образом их повышали приватизированные компании, это было связано, по утверждению компаний, в основном с необходимостью в масштабных инвестициях. Но, по данным независимых экспертов, во многих случаях рост цен с инвестициями не связан. "Рост цен необходимо рассматривать в связи с приватизацией". 4. Из практики вытесняется здоровое сотрудничество: все построено на закулисных соглашениях. Во Франции транснациональные корпорации (ТНК) часто образуют совместные предприятия (СП) для получения водных концессий. Например. В Париже и в Сент-Этьен водные концессии были предоставлены компании, которая принадлежит Vivendi и Suez-Lyonnaise. - Эти корпорации часто образуют СП для получения концессий в других странах мира. Так, в рамках "флагманского" проекта приватизации водоснабжение и канализация в Буэнос-Айресе перешли к компании Aguas Argentinas, которая представляет собой консорциум Suez-Lyonnaise и Vivendi - Aguas de Barselona и Anglian Waters. В 1998 г. Suez-Lyonnaise и Vivendi заявили, что они будут бороться за водную концессию в Рио-де-Жанейро в составе совместного консорциума. - В октябре 1995 г. консорциум корпораций Thames Water и Generale des Eaux выиграл контракт на водоснабжение и канализацию в Аделаиде (южная Австралия). Тогда же корпорация Thames Water в партнерстве с P&D выиграла еще один контракт по водоснабжению Сантьяго (Чили) на сумму 45 млн. фунтов и на срок в 22 года. 5. Неравные возможности. В докладе неоднократно подчеркивается неравенство возможностей названных ТНК и местных органов власти. Существующая система "оставляет выборных членов советов без поддержки в их взаимоотношениях с конгломератами, обладающими огромными политическим, экономическим и финансовым потенциалами". 6. Коррупция. За коррупцию были осуждены менеджеры корпораций Suez-Lyonnaise (в Гренобле) и Vivendi (в Реюньоне и в Ангулеме). В аудиторском докладе (2000 г.), посвященном водоснабжению в самом Париже, где службы водоснабжения и канализации были отданы в концессию в 1985 г., указывается на "завышенные цены на воду" и на то, что "административные, правовые и финансовые взаимоотношения характеризуются отсутствием финансовой прозрачности". Проверка финансовой отчетности, представленной корпорацией Suez-Lyon-naise, показала ее неадекватность: по представленным в докладе данным, "истинный размер прибыли в два с половиной раза превышает официально заявленные величины". Корпорация Vivendi перечисляла предназначенные для ремонта средства вышестоящей компании, и фактический объем ремонтных работ был ниже заявленного. СП Sagep, которое, как предполагалось, будет регулировать деятельность Vivendi и Suez-Lyonnaise, фактически попало в зависимость от этих двух корпораций. Кроме того, при заключении концессионных соглашений ТНК обычно настаивают, чтобы контракты, в которых определяются их обязанности, были коммерческой тайной. Например.
- Документы, связанные с приватизированной Будапештской канализационной компанией, где ТНК является Vivendi, держатся в секрете даже от членов городского совета. Все это происходит несмотря на то, что приватизация финансировалась ЕБРР, который утверждает, что его задачей является обеспечение "справедливого баланса" интересов потребителей и интересов муниципальных властей и частного сектора. - Контракт, заключенный городским советом Гданьска и SAUR в 1992 г., оказался настолько неудачным, что уже через год пришлось проводить новые переговоры. Новый вариант контракта, тем не менее, также закрыт для общественности. При этом следует отметить, что все большее количество концессионных систем водоснабжения связано с увеличением водозабора. Например.
- Масштабный водный проект в горах Лесото связан с высокой коммерческой заинтересованностью в продаже воды в ЮАР без учета интересов охраны окружающей среды и потребителей: для потребителей в Иоганнесбурге плата за этот проект будет означать резкое повышение отпускной цены на воду. Более того, повышение отпускной цены на воду для муниципалитетов на 35% за период с 1995 по 1998 гг. в значительной степени связано именно с этим проектом. - После приватизации водоснабжения в Англии и Уэльсе в 1989 г. за несколько лет из-за избыточного водозабора пересохли 20 водоемов. В 1998 г. компания Essex & Suffolk Water (дочерняя компания корпорации Suez-Lyonnaise des Eaux) была признана виновной в незаконном избыточном заборе воды на пяти объектах в графстве Суффолк в течение трех лет.
- увеличением водозабора и потреблением воды для повышения рентабельности. Однако в рамках большинства концессионных соглашений за последние 10 лет этих целей добиться не удалось. Пожалуй, одной из наименее эффективных систем регулирования является британская система, где органы регулирования не могут проводить общественные слушания и не имеют особых рычагов воздействия, чтобы добиться проведения социально ответственной политики. Так, в конце 1999 г. регулирующие органы обязали компании снизить цены, но они не смогли добиться того, чтобы это требование было выполнено компаниями не за счет сокращения персонала, а за счет снижения прибыли. Майкл Мичер, министр правительства по вопросам водоснабжения, находит такую ситуацию неприемлемой: "Я не считаю массовые сокращения персонала обоснованными; компании водоснабжения в последние годы получали весьма неплохую прибыль и у них есть другие возможности для соблюдения предельно допустимых цен". На Филиппинах органы регулирования находятся в еще более сложном положении, поскольку компании водоснабжения могут опротестовать их решения в международном экспертном совете, члены которого назначаются Международной торговой палатой (на этот совет юрисдикция страны не распространяется). Таким образом, в зарубежной практике концессионного водообеспечения образовалось неравноправное партнерство частного и государственного секторов. Корпорации Vivendi и Suez-Lyonnaise настолько прочно захватили мировой водный рынок, что даже крупнейшие ТНК мира не могут на него проникнуть, если они, конечно, не вступают в партнерские отношения с французскими корпорациями. Например. <
- Германская энергетическая ТНК RWE, которая сама по себе является гигантской корпорацией, до сих пор могла участвовать в международном водном бизнесе только в качестве партнера одной из ТНК Франции. Прямые данные о сравнительных затратах частных и государственных компаний водоснабжения и канализации встречаются редко. Одним из таких примеров является информация, полученная в рамках исследования для компании водоснабжения и канализации Стокгольма, что позволяет сравнить положение в городах сопоставимого размера в Швеции и Англии: эксплуатационные затраты государственных компаний Швеции были ниже, чем у приватизированных компаний Великобритании (табл.). Таблица в Швеции и в Великобритании (1995 г.)
Примечание. (М = муниципальная компания, Ч = частная компания). Затраты на поставку 1 куб. м воды в долл. США, с пересчетом по паритету покупательной способности. В зарубежных странах широко используются контракты управления, заключаемые частными фирмами на управление водоснабжением и канализацией. Анализ работы частных фирм на основе таких контрактов также не выявляет их преимуществ в управлении водными объектами. Например. В 1995 г. PRASA, компания водоснабжения и канализации в Пуэрто-Рико, заключила контракт на управление с дочерней компанией французской ТНК Vivendi. В начале 1999 г. он был пролонгирован и расширен и сейчас распространяется на все сферы деятельности PRASA. Контракт оценивается в 145 млн. долл. в год и с этой точки зрения считаются весьма успешным. Однако анализ технической и других видов деятельности не выявил его эффективности. В августе 1999 г. Контрольное бюро Пуэрто-Рико (заказчик) представило весьма критический доклад о контракте PRASA-Compania de Aquas. В документе упоминаются многочисленные нарушения, включая недостатки в обслуживании, ремонте и эксплуатации водопроводных и канализационных сетей; запрошенные финансовые отчеты были получены с опозданием, либо не были представлены вообще. Граждане, обращавшиеся с просьбами, не получали ответов на свои запросы, а некоторые потребители заявляли, что они не получали воды, но счета за воду поступали регулярно. - К июлю 1999 г. предложенный компанией водоснабжения Будапешта бизнес-план был отклонен Муниципальным советом Будапешта, который не согласился с затребованным объемом платы за управление. В 1998 г., "несмотря на то, что компания работала с убытком на сумму 1,6 млрд. форинтов при объеме продаж в 13,8 млрд. форинтов, выплаты менеджерам составили 250 млн. форинтов. Отклоненный бизнес-план предусматривал на 1999 г. чистые убытки в 2,7 млрд. форинтов и предполагаемое снижение дохода от продаж компании на 5%". Еще раньше муниципальный материально-технический комитет назвал "ошибочной" такую практику, когда права на управление передаются на 25 лет. По мнению муниципального комитета, "сейчас стало очевидно, что эти мощные иностранные компании не хотят вкладывать свои собственные капиталы. На самом деле, они стремятся выкачать из нашей страны как можно больше денег в качестве платы за управление". Вовлечение частного сектора в водоснабжение и канализацию может стать препятствием для достижения целей развития. Это происходит тогда, когда:
Впоследствии корпорация Vivendi подала иск на сумму 100 млн. долл. против правительства, который в настоящее время рассматривается арбитрами ICSID (Международный центр разрешения инвестиционных споров).
- Гарантии рентабельности, предоставляемые правительствами и местными органами власти водным ТНК, по сути, являются долговыми обязательствами. Кроме того, в рамках соглашений "строительство-эксплуатация-передача" государственные органы развивающихся стран часто должны принимать на себя обязательства закупать оптовые объемы воды независимо от возможной величины спроса в будущем. Когда соглашения "строительство-эксплуатация-передача" сопровождаются еще и контрактами "потребляй или плати", государственные органы гарантируют доходы ТНК за счет налогоплательщиков/потребителей. Так, недавно корпорации Vivendi и Marubeni получили многостороннее финансирование для реализации соглашения "строительство-эксплуатация-передача" в Шеньджу (Китай). В рамках этого соглашения местный муниципалитет будет покупать воду по контракту "потребляй или плати". Подобные меры используются и в рамках водных концессий в странах с переходной экономикой, где компании перекладывают возможные потери на налогоплательщиков. Например, в Пекше и Сегеде (Венгрия) и в Пльзене (Чешская Республика) в контрактах по концессиям предусматривается, что если тарифы не будут достаточно велики, чтобы обеспечить доход от эксплуатации, то убытки компаний будут покрываться муниципалитетами.
Так, корпорация Vivendi использует мировой сектор водоснабжения и канализации для финансирования других направлений своей деятельности. В январе 2000 г. эта корпорация заявила, что общая задолженность промышленной группы (16,5 млрд. евро) будет отнесена на счет предприятий водоснабжения, энергетики, обработки отходов и транспорта (так называемое "экологическое подразделение"), а телекоммуникационное подразделение долгов иметь практически не будет. Если учесть величину объема продаж "экологического подразделения" в 1999 г. (22,2 млрд. евро), то эта задолженность, по сути, является дополнительным сбором в 4% за услуги по водоснабжению, переработке отходов и транспорту с каждого потребителя корпорации во всех регионах мира. Коррупция является спутником концессионных отношений. Причины этого четко сформулированы в докладе Всемирного банка: "... процесс приватизации сам по себе может провоцировать коррупцию. Фирма может заплатить за право принимать участие в конкурсе или за ограничение числа участников такого конкурса. Она может заплатить за заниженную оценку стоимости имущества, подлежащего аренде или продаже, или за льготное отношение к себе в процессе отбора ... фирмы, которые платят, могут рассчитывать не только на получение контракта или на победу на приватизационном аукционе, они могут также рассчитывать на неэффективные субсидии, монопольные преимущества и на менее жесткое регулирование в будущем...". Например.
- В Ангулеме, в 1997 г., бывший мэр получил два года тюрьмы и два года условного заключения за получение взяток от компаний, участвующих в тендере на контракты, включая Grenerale des Eaux. - Исполнительные сотрудники компании Grenerale des Eaux были осуждены за попытку подкупа мэра Сен-Дени с целью получения концессий на водоснабжение и канализацию. - В компаниях Suez-Lyonnaise и Vivendi, а также в Bouygues сейчас проводится расследование коррупции в строительных подразделениях. При этом ситуация рассматривается как "согласованная система нецелевого использования государственных средств".
- По сведениям британской полиции, подавляющее большинство дел о коррупции в самой Великобритании связано с получением контрактов. Британские ТНК используют такой же подход и к контрактам за рубежом. Это подтверждает дело 1999 г., когда бывший министр Эткин был приговорен к тюремному заключению. Это было связано с тем, что британская ТНК GEC согласилась заплатить 10% от ожидаемой величины продаж в качестве комиссионных и перевести эту сумму на банковский счет, который контролировался адвокатом Эткина. Транснациональные корпорации, стремящиеся получить концессии или контракты от правительственных структур, обязательно устанавливают тесные контакты с политиками и партиями для защиты своих интересов. Например.
В сентябре 1998 г. корпорация пожертвовала лейбористской партии 15 тыс. фунтов для оплаты мест на ужине при проведении партийной конференции. Это произошло как раз в то время, когда корпорация интенсивно лоббировала против политики лейбористов по поддержке угольных электростанций. В Индии во время избирательной кампании 1995 г. корпорацию Enron открыто обвиняли в коррупции.
- Подобная традиция политических контактов характерна и для транснациональных корпораций Франции: Дж.Моно, председатель Suez-Lyonnaise des Eaux, в свое время был генеральным секретарем партии Жака Ширака в бытность его мэром Парижа в 1985 г., когда водоснабжение и канализация в столице Франции были приватизированы корпорациями Lyonnaise des Eaux и Generale des Eaux. Деятельность частных компаний водоснабжения и канализации приводит к ограничению конкуренции:
- частные компании предоставляют контракты на выполнение работ своим собственным дочерним предприятиям.
- В соответствии с законодательством ЕС, водные концессии относятся к числу немногих государственных контрактов, для которых не требуется проведения конкурсных торгов. - Во Франции в приватизированном секторе водоснабжения и канализации доминируют три частных конгломерата - Vivendi, Suez-Lyonnaise des Eaux и SAUR/Bouygues. В аудиторском докладе 1997 г. отмечалось, что отрасль характеризуется "организованной конкуренцией" и что конкуренции избегают при помощи "постоянного использования процедуры переговоров". Например.
В практике работы приватизированных водных компаний, контракты на строительные работы и другие контракты часто передаются другим дочерним предприятиям компании, имеющей концессию, без проведения открытых торгов, что позволяет завышать цены. Например.
- Корпорации Vivendi принадлежит 49% акций компании Szegedi Vizmu, которая имеет концессию на водоснабжение в Сегеде (Венгрия). Была также создана отдельная компания-подрядчик, которая на 70% принадлежит Vivendi и на 30% местному муниципалитету. Такая система позволяет корпорации Vivendi использовать компанию-подрядчика для вывоза из страны значительной части прибыли, которую получает Szegedi Vizmu. Таким образом, обзор зарубежных источников отражает негативные результаты практики водных концессий. Для водных концессий характерно повсеместное отсутствие прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. При концессионной деятельности падает качество обслуживания, ремонта оборудования, ухудшается эксплуатационная деятельность, растет плата за пользование водными ресурсами, полностью отсутствует конкуренция, развивается взяточничество, растет коррупция. |
|