Экономика
Обозреватель - Observer

 КОНЦЕССИИ НА ВОДНЫХ РЕСУРСАХ


Илья Комаров,
доктор экономических наук

 

Зарубежный опыт 


Государственный аудиторский орган Франции (Cour des Comptes) в 1997 г. представил доклад по "Местным службам водоснабжения и канализации", в котором отметил следующее:

1. "Отсутствие надзора и контроля за переданными объектами, усугубляющееся из-за отсутствия прозрачности, характерного для концессионной формы управления, привело к злоупотреблениям".

Например.

В Меце, одном из крупных городов страны, частная компания водоснабжения не предоставляла финансовой отчетности городскому совету в течение 20 лет; в Бандол-Савари (около Тулона) корпорация Vivendi на протяжении длительного времени выставляла городскому совету счета за одни и те же работы два раза в год.

2. Отсутствие конкуренции. При передаче в концессию практикуется "повторное использование процедуры переговоров", как правило, "с теми же компаниями" и "тенденция к пролонгации уже действующих контрактов" без использования тендеров, что обеспечивает "высокую чистую прибыль".

3. Рост цен. После 1992 г. цены на воду во Франции увеличивались в среднем на 10% в год. Главным образом их повышали приватизированные компании, это было связано, по утверждению компаний, в основном с необходимостью в масштабных инвестициях. Но, по данным независимых экспертов, во многих случаях рост цен с инвестициями не связан. "Рост цен необходимо рассматривать в связи с приватизацией".

4. Из практики вытесняется здоровое сотрудничество: все построено на закулисных соглашениях.

Во Франции транснациональные корпорации (ТНК) часто образуют совместные предприятия (СП) для получения водных концессий.

Например.

В Париже и в Сент-Этьен водные концессии были предоставлены компании, которая принадлежит Vivendi и Suez-Lyonnaise.

- Эти корпорации часто образуют СП для получения концессий в других странах мира. Так, в рамках "флагманского" проекта приватизации водоснабжение и канализация в Буэнос-Айресе перешли к компании Aguas Argentinas, которая представляет собой консорциум Suez-Lyonnaise и Vivendi - Aguas de Barselona и Anglian Waters.

В 1998 г. Suez-Lyonnaise и Vivendi заявили, что они будут бороться за водную концессию в Рио-де-Жанейро в составе совместного консорциума.

- В октябре 1995 г. консорциум корпораций Thames Water и Generale des Eaux выиграл контракт на водоснабжение и канализацию в Аделаиде (южная Австралия). Тогда же корпорация Thames Water в партнерстве с P&D выиграла еще один контракт по водоснабжению Сантьяго (Чили) на сумму 45 млн. фунтов и на срок в 22 года.

5. Неравные возможности. В докладе неоднократно подчеркивается неравенство возможностей названных ТНК и местных органов власти. Существующая система "оставляет выборных членов советов без поддержки в их взаимоотношениях с конгломератами, обладающими огромными политическим, экономическим и финансовым потенциалами".

6. Коррупция. За коррупцию были осуждены менеджеры корпораций Suez-Lyonnaise (в Гренобле) и Vivendi (в Реюньоне и в Ангулеме).

В аудиторском докладе (2000 г.), посвященном водоснабжению в самом Париже, где службы водоснабжения и канализации были отданы в концессию в 1985 г., указывается на "завышенные цены на воду" и на то, что "административные, правовые и финансовые взаимоотношения характеризуются отсутствием финансовой прозрачности".

Проверка финансовой отчетности, представленной корпорацией Suez-Lyon-naise, показала ее неадекватность: по представленным в докладе данным, "истинный размер прибыли в два с половиной раза превышает официально заявленные величины".

Корпорация Vivendi перечисляла предназначенные для ремонта средства вышестоящей компании, и фактический объем ремонтных работ был ниже заявленного.

СП Sagep, которое, как предполагалось, будет регулировать деятельность Vivendi и Suez-Lyonnaise, фактически попало в зависимость от этих двух корпораций.

Кроме того, при заключении концессионных соглашений ТНК обычно настаивают, чтобы контракты, в которых определяются их обязанности, были коммерческой тайной.

Например.

    - По контракту между WSSA (дочерняя компания Suez-Lyonnaise в ЮАР) и муниципалитетом Форт-Бьюфорт любому представителю общественности запрещается знакомиться с контрактом без прямого разрешения Lyonnaise des Eaux.

    - Документы, связанные с приватизированной Будапештской канализационной компанией, где ТНК является Vivendi, держатся в секрете даже от членов городского совета. Все это происходит несмотря на то, что приватизация финансировалась ЕБРР, который утверждает, что его задачей является обеспечение "справедливого баланса" интересов потребителей и интересов муниципальных властей и частного сектора.

    - Контракт, заключенный городским советом Гданьска и SAUR в 1992 г., оказался настолько неудачным, что уже через год пришлось проводить новые переговоры. Новый вариант контракта, тем не менее, также закрыт для общественности.

Все последнее десятилетие ТНК настоятельно рекомендовали использовать "французскую модель", в соответствии с которой частным компаниям предоставляются монопольные концессии на 30 лет. Однако, как показывает реальный опыт, такие концессии постоянно сопровождаются одними и теми же проблемами. Более того, нет никаких убедительных доказательств, что такие концессии обеспечивают более высокую эффективность, чем подрядчики государственного сектора.

При этом следует отметить, что все большее количество концессионных систем водоснабжения связано с увеличением водозабора.

Например.

    - Частные подрядчики используют схемы оптового водоснабжения, предусматривающие контракты, которые позволяют получать гарантированную прибыль независимо от фактической потребности. Это характерно для компании водоснабжения BOT (Шеньджу, Китай) с участием Vivendi и при финансировании Азиатским банком развития.

    - Масштабный водный проект в горах Лесото связан с высокой коммерческой заинтересованностью в продаже воды в ЮАР без учета интересов охраны окружающей среды и потребителей: для потребителей в Иоганнесбурге плата за этот проект будет означать резкое повышение отпускной цены на воду. Более того, повышение отпускной цены на воду для муниципалитетов на 35% за период с 1995 по 1998 гг. в значительной степени связано именно с этим проектом.

    - После приватизации водоснабжения в Англии и Уэльсе в 1989 г. за несколько лет из-за избыточного водозабора пересохли 20 водоемов. В 1998 г. компания Essex & Suffolk Water (дочерняя компания корпорации Suez-Lyonnaise des Eaux) была признана виновной в незаконном избыточном заборе воды на пяти объектах в графстве Суффолк в течение трех лет.

Негативное воздействие на окружающую среду при приватизации водного сектора определяется:
    - повышенным загрязнением и ущербом для окружающей среды из-за снижения расходов на меры безопасности;

    - увеличением водозабора и потреблением воды для повышения рентабельности.

При заключении концессионных соглашений предполагалось, что частные компании под общественным контролем не будут злоупотреблять своим монопольным положением. Однако на практике на мировом рынке развивается доминирование монопольных структур.

Однако в рамках большинства концессионных соглашений за последние 10 лет этих целей добиться не удалось.

Пожалуй, одной из наименее эффективных систем регулирования является британская система, где органы регулирования не могут проводить общественные слушания и не имеют особых рычагов воздействия, чтобы добиться проведения социально ответственной политики. Так, в конце 1999 г. регулирующие органы обязали компании снизить цены, но они не смогли добиться того, чтобы это требование было выполнено компаниями не за счет сокращения персонала, а за счет снижения прибыли. Майкл Мичер, министр правительства по вопросам водоснабжения, находит такую ситуацию неприемлемой: "Я не считаю массовые сокращения персонала обоснованными; компании водоснабжения в последние годы получали весьма неплохую прибыль и у них есть другие возможности для соблюдения предельно допустимых цен".

На Филиппинах органы регулирования находятся в еще более сложном положении, поскольку компании водоснабжения могут опротестовать их решения в международном экспертном совете, члены которого назначаются Международной торговой палатой (на этот совет юрисдикция страны не распространяется).

Таким образом, в зарубежной практике концессионного водообеспечения образовалось неравноправное партнерство частного и государственного секторов.

Корпорации Vivendi и Suez-Lyonnaise настолько прочно захватили мировой водный рынок, что даже крупнейшие ТНК мира не могут на него проникнуть, если они, конечно, не вступают в партнерские отношения с французскими корпорациями.

Например. <

    p>- В течение первых 18 месяцев своей деятельности корпорация Azurix (дочернее предприятие американской транснациональной энергетической корпорации Enron) не смогла добиться сколько-нибудь существенного прорыва на рынок приватизированного водоснабжения и канализации. Компания утверждает, что это связано с тяжелой конкуренцией с французскими ТНК, и заявляет, что сосредоточит свои усилия "на небольших приобретениях и проектах, которые не столь привлекательны для гигантских (французских) водных компаний".

    - Германская энергетическая ТНК RWE, которая сама по себе является гигантской корпорацией, до сих пор могла участвовать в международном водном бизнесе только в качестве партнера одной из ТНК Франции.

Так было в Берлине, где RWE действовала совместно с Vivendi и в Будапеште, где RWE совместно с Suez-Lyonnaise des Eaux участвовала в конкурсе на водоснабжение и совместно с Vivendi в конкурсе на канализацию.

Прямые данные о сравнительных затратах частных и государственных компаний водоснабжения и канализации встречаются редко. Одним из таких примеров является информация, полученная в рамках исследования для компании водоснабжения и канализации Стокгольма, что позволяет сравнить положение в городах сопоставимого размера в Швеции и Англии: эксплуатационные затраты государственных компаний Швеции были ниже, чем у приватизированных компаний Великобритании (табл.).

Таблица

Затраты компаний водоснабжения и канализации
в Швеции и в Великобритании (1995 г.)
 
Города
Вид

собственности*

Затраты потребителя
Эксплуатационные расходы
Капиталь-

ный ремонт

Прибыль на инвестиро-

ванный капитал

Стокгольм
М
0,28
0,17
O,03
0,09
Манчестер
Ч
0,91
0,40
0,20
0,31
Бристоль
Ч
0,83
0,48
0,19
0,15
           
Гетенборг
М
0,38
0,11
0,05
0,21
Kирклис
Ч
0,99
0,52
0,31
0,15
Хартлепул
Ч
0,73
0,35
0,08
0,29
           
Хельсингборг
М
0,42
0,42
0,05
-0,05
Ваверли
Ч
0,82
0,48
0,22
0,12
Рексхем
ч
1,25
0,57
0,35
0,32
Всреднем по Швеции  
0,36
0,23
0,04
0,08
В среднем по Великобритании  
0,93
0,48
0,20
0,23

Примечание. (М = муниципальная компания, Ч = частная компания). Затраты на поставку 1 куб. м воды в долл. США, с пересчетом по паритету покупательной способности.

В зарубежных странах широко используются контракты управления, заключаемые частными фирмами на управление водоснабжением и канализацией. Анализ работы частных фирм на основе таких контрактов также не выявляет их преимуществ в управлении водными объектами.

Например.

В 1995 г. PRASA, компания водоснабжения и канализации в Пуэрто-Рико, заключила контракт на управление с дочерней компанией французской ТНК Vivendi. В начале 1999 г. он был пролонгирован и расширен и сейчас распространяется на все сферы деятельности PRASA. Контракт оценивается в 145 млн. долл. в год и с этой точки зрения считаются весьма успешным. Однако анализ технической и других видов деятельности не выявил его эффективности.

В августе 1999 г. Контрольное бюро Пуэрто-Рико (заказчик) представило весьма критический доклад о контракте PRASA-Compania de Aquas. В документе упоминаются многочисленные нарушения, включая недостатки в обслуживании, ремонте и эксплуатации водопроводных и канализационных сетей; запрошенные финансовые отчеты были получены с опозданием, либо не были представлены вообще. Граждане, обращавшиеся с просьбами, не получали ответов на свои запросы, а некоторые потребители заявляли, что они не получали воды, но счета за воду поступали регулярно.

- К июлю 1999 г. предложенный компанией водоснабжения Будапешта бизнес-план был отклонен Муниципальным советом Будапешта, который не согласился с затребованным объемом платы за управление. В 1998 г., "несмотря на то, что компания работала с убытком на сумму 1,6 млрд. форинтов при объеме продаж в 13,8 млрд. форинтов, выплаты менеджерам составили 250 млн. форинтов. Отклоненный бизнес-план предусматривал на 1999 г. чистые убытки в 2,7 млрд. форинтов и предполагаемое снижение дохода от продаж компании на 5%". Еще раньше муниципальный материально-технический комитет назвал "ошибочной" такую практику, когда права на управление передаются на 25 лет. По мнению муниципального комитета, "сейчас стало очевидно, что эти мощные иностранные компании не хотят вкладывать свои собственные капиталы. На самом деле, они стремятся выкачать из нашей страны как можно больше денег в качестве платы за управление".

Вовлечение частного сектора в водоснабжение и канализацию может стать препятствием для достижения целей развития. Это происходит тогда, когда:

    - потребители платят больше, а качество услуг снижается.
Так, в 1995 г. компания Aguas del Aconquija (дочерняя компания корпорации Generale des Eaux) получила концессию на 30 лет на водоснабжение в провинции Тукуман (Аргентина). Тарифы на воду удвоились, компания не выполнила обещанную инвестиционную программу, а поставляемая вода "стала коричневой". После того, как большинство потребителей отказались оплачивать счета, компания расторгла контракт, и службы водоснабжения и канализации вновь перешли под государственный контроль.

Впоследствии корпорация Vivendi подала иск на сумму 100 млн. долл. против правительства, который в настоящее время рассматривается арбитрами ICSID (Международный центр разрешения инвестиционных споров).

    - коммерческие соображения приводят к искажению приоритетов развития, таких как охват услугами водоснабжения и канализации бедных городских районов.
Так, компания Aguas Argentinas, приватизированная компания водоснабжения и канализации большого Буэнос-Айреса, не смогла собрать необходимые средства для расширения сети водоснабжения в бедных кварталах и в результате понесла убытки в размере 60 млн. долл. После этого компания применила перекрестное субсидирование, повышая тарифы для всех потребителей на 2-4 долл. каждые два месяца, чтобы покрыть "социальные" затраты на расширение. Потребители оспаривают законность такого повышения цен.
    - В декабре 1999 г. британская компания Biwater отказалась от реализации масштабного водного проекта в Зимбабве, поскольку этот проект не мог обеспечить уровень прибыли на вложенный капитал, которого требуют частные инвесторы. Как заявил менеджер компании: "Мы рассматриваем вопрос о том, что представляют собой конечные потребители и способны ли они платить по тарифам. С социальной точки зрения проекты подобного рода жизнеспособны, но с точки зрения частного сектора это к сожалению не так".

    - Гарантии рентабельности, предоставляемые правительствами и местными органами власти водным ТНК, по сути, являются долговыми обязательствами.

В случае инфраструктурных проектов, таких как проекты в области водоснабжения, использование приватизации для финансирования инвестиций больше напоминает кредиты, а не приобретение акций. Правительство может быть вынуждено платить независимо от того, необходимо водоснабжение или нет, могут устанавливаться фиксированные це-ны в долл., чтобы свести к минимуму риск, связанный с изменением валютного курса. Весь риск берет на себя принимающая страна. В отличие от кредитных соглашений, для сделок подобного рода меры облегчения долга не используются. С финансовой точки зрения, маловероятно, чтобы это был наиболее дешевый метод финансирования инфраструктурных инвестиций.

Кроме того, в рамках соглашений "строительство-эксплуатация-передача" государственные органы развивающихся стран часто должны принимать на себя обязательства закупать оптовые объемы воды независимо от возможной величины спроса в будущем. Когда соглашения "строительство-эксплуатация-передача" сопровождаются еще и контрактами "потребляй или плати", государственные органы гарантируют доходы ТНК за счет налогоплательщиков/потребителей.

Так, недавно корпорации Vivendi и Marubeni получили многостороннее финансирование для реализации соглашения "строительство-эксплуатация-передача" в Шеньджу (Китай). В рамках этого соглашения местный муниципалитет будет покупать воду по контракту "потребляй или плати".

Подобные меры используются и в рамках водных концессий в странах с переходной экономикой, где компании перекладывают возможные потери на налогоплательщиков. Например, в Пекше и Сегеде (Венгрия) и в Пльзене (Чешская Республика) в контрактах по концессиям предусматривается, что если тарифы не будут достаточно велики, чтобы обеспечить доход от эксплуатации, то убытки компаний будут покрываться муниципалитетами.

    - стратегия ТНК приводит к тому, что инвестиции в местные системы водоснабжения и канализации используются в спекулятивных целях - для перекрестного субсидирования деятельности в других странах и в других сферах.
Крупнейшие водные ТНК имеют интересы и за пределами сектора водоснабжения и канализации. В случае, если доходы от водных концессий инвестируются в других странах или на операции другого рода, то местные приоритеты развития могут оказаться под угрозой.

Так, корпорация Vivendi использует мировой сектор водоснабжения и канализации для финансирования других направлений своей деятельности. 

В январе 2000 г. эта корпорация заявила, что общая задолженность промышленной группы (16,5 млрд. евро) будет отнесена на счет предприятий водоснабжения, энергетики, обработки отходов и транспорта (так называемое "экологическое подразделение"), а телекоммуникационное подразделение долгов иметь практически не будет. Если учесть величину объема продаж "экологического подразделения" в 1999 г. (22,2 млрд. евро), то эта задолженность, по сути, является дополнительным сбором в 4% за услуги по водоснабжению, переработке отходов и транспорту с каждого потребителя корпорации во всех регионах мира.

Коррупция является спутником концессионных отношений.

Причины этого четко сформулированы в докладе Всемирного банка: "... процесс приватизации сам по себе может провоцировать коррупцию. Фирма может заплатить за право принимать участие в конкурсе или за ограничение числа участников такого конкурса. Она может заплатить за заниженную оценку стоимости имущества, подлежащего аренде или продаже, или за льготное отношение к себе в процессе отбора ... фирмы, которые платят, могут рассчитывать не только на получение контракта или на победу на приватизационном аукционе, они могут также рассчитывать на неэффективные субсидии, монопольные преимущества и на менее жесткое регулирование в будущем...".

Например.

    - В Гренобле, в 1996 г., бывший мэр и министр правительства, а также один из высших менеджеров корпорации Lyonnaise des Eaux (в настоящее время корпорация называется Suez-Lyonnaise des Eaux) были приговорены к тюремному заключению за взятки при получении контракта на водоснабжение и канализацию для дочерней компании.

    - В Ангулеме, в 1997 г., бывший мэр получил два года тюрьмы и два года условного заключения за получение взяток от компаний, участвующих в тендере на контракты, включая Grenerale des Eaux.

    - Исполнительные сотрудники компании Grenerale des Eaux были осуждены за попытку подкупа мэра Сен-Дени с целью получения концессий на водоснабжение и канализацию.

    - В компаниях Suez-Lyonnaise и Vivendi, а также в Bouygues сейчас проводится расследование коррупции в строительных подразделениях. При этом ситуация рассматривается как "согласованная система нецелевого использования государственных средств".

В период с 1989 по 1996 гг. эти компании создали картель для проведения строительных работ в школах в провинции Иль-де-Франс. Контракты на сумму 2,8 млрд. франков (около 500 млн. долл.) распределялись между тремя группами. Эта система работала с использованием систематической, почти бюрократизированной политической коррупции: отчисления в размере 2% от всех полученных контрактов передавались для финансирования всех крупных политических партий провинции.
    - В Лесото расследуется деятельность дочерних компаний десятка ТНК из Великобритании, Франции, Италии, Германии, Канады, Швеции и Швейцарии (в том числе Suez-Lyonnaise, Bouygues и RWE), связанная с выплатой взяток за получение контрактов в рамках водного проекта в горном Лесото.

    - По сведениям британской полиции, подавляющее большинство дел о коррупции в самой Великобритании связано с получением контрактов. Британские ТНК используют такой же подход и к контрактам за рубежом. Это подтверждает дело 1999 г., когда бывший министр Эткин был приговорен к тюремному заключению. Это было связано с тем, что британская ТНК GEC согласилась заплатить 10% от ожидаемой величины продаж в качестве комиссионных и перевести эту сумму на банковский счет, который контролировался адвокатом Эткина.

В 1997 г. два консорциума, возглавляемые, соответственно, Thames Water и Lyonnaise des Eaux, получили концессии на водоснабжение в Джакарте. В состав обоих консорциумов входили компании, принадлежащие друзьям президента Сухарто. После его свержения, даже сами консорциумы признали, что эти концессии незаконны. Однако заключенные новые контракты также подверглись серьезной критике, поскольку информация о них была недостаточной, предусмотренные цены были завышенными, а сын Сухарто сохранил за собой пять процентов акций в новом предприятии Thames Water.

Транснациональные корпорации, стремящиеся получить концессии или контракты от правительственных структур, обязательно устанавливают тесные контакты с политиками и партиями для защиты своих интересов. 

Например.

    - Энергетическая ТНК США Enron, активно действующая сейчас в приватизированных компаниях водоснабжения в Азии через свою дочернюю корпорацию Azurix, использует такую практику на всех континентах, в том числе и в самих США.
В состав членов совета директоров и специальных советников входили В.Грэмм, руководитель президентской администрации при Р.Рейгане, Госсекретарь Дж.Бейкер и министр торговли Р.Мосбахер при президенте Буше, министр финансов Л.Бентсен при президенте Клинтоне. За период с 1993 по 1997 гг. корпорация пожертвовала федеральным кандидатам и партиям 1,2 млн. долл., а глава корпорации К.Лей и его жена пожертвовали в 1997 г. на политические цели 224 тыс. долл.

В сентябре 1998 г. корпорация пожертвовала лейбористской партии 15 тыс. фунтов для оплаты мест на ужине при проведении партийной конференции. Это произошло как раз в то время, когда корпорация интенсивно лоббировала против политики лейбористов по поддержке угольных электростанций.

В Индии во время избирательной кампании 1995 г. корпорацию Enron открыто обвиняли в коррупции.

    - Корпорация Enron "приручает" и сотрудников регулирующих органов - в корпорации работали ключевые сотрудники регулирующих органов США, Норвегии и Великобритании.

    - Подобная традиция политических контактов характерна и для транснациональных корпораций Франции: Дж.Моно, председатель Suez-Lyonnaise des Eaux, в свое время был генеральным секретарем партии Жака Ширака в бытность его мэром Парижа в 1985 г., когда водоснабжение и канализация в столице Франции были приватизированы корпорациями Lyonnaise des Eaux и Generale des Eaux.

Предполагалось, что концессионные отношения позволят получить экономический эффект за счет конкуренции между компаниями. В случае водоснабжения и канализации, однако, чаще наблюдается сговор небольшого числа компаний, действующих в мире, чем какая-либо реальная конкуренция.

Деятельность частных компаний водоснабжения и канализации приводит к ограничению конкуренции:

    - глобальный рынок водоснабжения и канализации контролируется несколькими крупными ТНК, которые часто действуют совместно;

    - частные компании предоставляют контракты на выполнение работ своим собственным дочерним предприятиям.

Например.
    - Водным компаниям Великобритании никогда не приходилось конкурировать за монопольное положение в регионах. Они получили монопольные концессии на 25 лет.

    - В соответствии с законодательством ЕС, водные концессии относятся к числу немногих государственных контрактов, для которых не требуется проведения конкурсных торгов.

    - Во Франции в приватизированном секторе водоснабжения и канализации доминируют три частных конгломерата - Vivendi, Suez-Lyonnaise des Eaux и SAUR/Bouygues.

Эти же компании являются основными игроками на международном рынке, вместе они контролируют более 70% рынка водоснабжения и канализации.

В аудиторском докладе 1997 г. отмечалось, что отрасль характеризуется "организованной конкуренцией" и что конкуренции избегают при помощи "постоянного использования процедуры переговоров".

Например.

    - Практика ухода от конкуренции используется ТНК и в развивающихся странах. Так, до 1998 г., все контракты в странах Центральной и Восточной Европы заключались без использования конкурсных торгов.
Дочерняя компания корпорации SAUR/Bouygues, которая и так обеспечивает водоснабжение в Абиджане (Кот-д-Ивуар), получила в 1987 г. концессию на водоснабжение и канализацию во всей стране без каких-либо конкурсных торгов. Это самая крупная водная концессия в мире.

В практике работы приватизированных водных компаний, контракты на строительные работы и другие контракты часто передаются другим дочерним предприятиям компании, имеющей концессию, без проведения открытых торгов, что позволяет завышать цены.

Например.

    - В феврале 2000 г. аудиторский орган региона Парижа проводил расследование злоупотреблений в компании Sagep (совместное предприятие Парижского муниципалитета, Vivendi и Suez-Lyonnaise des Eaux), которые позволили распределять контракты на проведение работ между ограниченным числом компаний.

    - Корпорации Vivendi принадлежит 49% акций компании Szegedi Vizmu, которая имеет концессию на водоснабжение в Сегеде (Венгрия). Была также создана отдельная компания-подрядчик, которая на 70% принадлежит Vivendi и на 30% местному муниципалитету.

Компания Szegedi Vizmu ежегодно выплачивает компании-подрядчику фиксированную сумму за проведение всех работ по обслуживанию (эта сумма считается "весьма завышенной"). Более того, компания-подрядчик имеет исключительное право на получение от Szegedi Vizmu контрактов на проведение работ.

Такая система позволяет корпорации Vivendi использовать компанию-подрядчика для вывоза из страны значительной части прибыли, которую получает Szegedi Vizmu.

Таким образом, обзор зарубежных источников отражает негативные результаты практики водных концессий. Для водных концессий характерно повсеместное отсутствие прозрачности финансово-хозяйственной деятельности.

При концессионной деятельности падает качество обслуживания, ремонта оборудования, ухудшается эксплуатационная деятельность, растет плата за пользование водными ресурсами, полностью отсутствует конкуренция, развивается взяточничество, растет коррупция. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]