Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 "ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ" РОССИИ ПО ФРАДКОВУ


Вернуть России достойное место в мировой экономике

Р.Луговец,
кандидат юридических наук,
полковник в отставке

 

       На пленарном заседании Совета Федерации России 14 апреля с.г. впервые с программным докладом "От экономики рентной к экономике развития" выступил премьер-министр России Михаил Фрадков. Встреча с сенаторами в момент фактического формирования социально-экономической политики нового Правительства, как отметил премьер, поможет успешнее решать задачи дальнейшего развития страны.

       Весь доклад сводился к доказательству того, что в нынешних условиях государство не может довольствоваться "ролью пассивного наблюдателя, фиксирующего тенденции в экономике и социальном развитии страны". Правительство, как считает М.Фрадков, должно научиться ставить перед экономикой страны реальные цели и успешно добиваться их достижения в намеченные сроки. Только такой подход позволит нам реализовать намеченный Президентом курс на будущее.

       За последнее четырехлетие, сказал М.Фрадков, экономику удалось вывести на траекторию роста, что позволило увеличить реальные доходы населения более чем в полтора раза. Однако экономика по-прежнему носит сырьевой характер и строится на "созданных предшествующими поколениями инфраструктуре и основных фондах". Если сырьевая зависимость экономики сохранится, то, как считает премьер-министр, нам не удастся ни удвоить ВВП, ни решить другие насущные социальные и экономические проблемы. В этой связи стратегическая цель, которую В.В.Путин поставил перед Правительством, заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки (ближайшие три года!) нынешнюю "рентную экономику" превратить в экономику развития.

       Цель, как представляется, не имевшая в предшествующие 60 с лишнем лет аналогов и требующая нестандартных мер и весьма весомых финансовых средств, на наш взгляд, предполагает еще и особый сверхмобилизационный подход. Для России, чьи финансовые возможности, к примеру, во многие разы слабее, чем у США, постановка подобной цели граничит с "научной фантастикой".

       Тем не менее, цель поставлена и доведена до сведения верхней палаты парламента страны. Обратного хода быть не может. Имеющийся экономический и иной полезный потенциал страны уже сегодня необходимо было бы отмобилизовать и начать рационально использовать, что называется, "на полную катушку". Иного не дано. Однако соответствующего движения в органах исполнительной власти пока не замечено. За исключением, пожалуй, стремительного повышения заработной платы высшему эшелону чиновников под флагом борьбы с коррупцией - министры будут зарабатывать в месяц по 3 тыс. долл. и, конечно же, плюс дача, машина, шофер, представительские деньжонки, лечебные, и другие "антивзяточные" накрутки!

Среди множества крупнейших проблем, которые для достижения этой цели предстоит решить, М.Фрадков назвал лишь пять достойных внимания сенаторов первоочередных задач. Это борьба с бедностью, создание эффективной системы управления, формирование конкурентоспособной среды в предпринимательстве, а также выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства. И, наконец, пятая задача, в большей мере политического свойства, нежели экономического характера - это встраивание экономических возможностей России в мировую экономику.

       Думается, что премьер-министру удалось наглядно представить сенаторам все "громадьё" макроэкономических проблем, накопившихся в стране в постсоветскую эпоху и не дающих нынешнему руководству никаких оснований для самоуспокоенности.

       Однако поставленная в докладе приоритетность упомянутых задач и некоторые другие элементы настораживают.

       Создание, например, условий для реализации конкурентных возможностей российской экономики в сфере международного разделения труда является, пожалуй, наиболее сложной и громоздкой политической задачей. Бездумное руководство М.Горбачева и Б.Ельцина, помимо общего развала экономического потенциала России, привело к утрате многих международных возможностей и ресурсов. Восстановить их в нужной для нас мере пока, к сожалению, не удается. Не последнюю негативную скрипку в этом вопросе играют США, которые как и в советский период, не допускают Россию к строго засекреченным новейшим и высоким технологиям.

       С учетом этого обстоятельства нынешнему Правительству следовало бы придать мерам решения этой задачи особый правовой статус, который позволил бы задействовать не только экономические возможности Правительства. Здесь в значительной мере могут быть использованы имеющиеся и потенциальные возможности как конкретных министерств, ведомств, некоторых регионов, частных компаний и ФПГ, так и возможности заинтересованных стран ближнего и дальнего зарубежья. Нужно размыть сохраняющееся за рубежом недоверие к России относительно вероятных последствий нашего доступа за пределы рогаток КОКОМ*.

       Для практического решения этой задачи нужна соответствующая долгосрочная федеральная программа, высоко профессиональная и эффективная организация ее практического исполнения.

       Нельзя не согласиться с М.Фрадковым в том, что упомянутые стратегические задачи альтернативы не имеют. Страна находится у опасной грани реальной утраты благоприятных перспектив своего экономического развития. Вырваться из липкого плена навязанных нам иллюзий построения дикого капитализма можно лишь при ясном осознании того, что дальше отступать некуда.

       Построение цивилизованного общества в этих условиях требует от руководства страны неординарных, подчас непопулярных, но всегда ответственных мер и решений. Трудности мобилизационного периода в равной мере затрагивают интересы всех слоев населения и, не предполагают приобретения за рубежом спортивных клубов, замков, нелегального вывоза капитала и т.д. К сожалению, проблема информационного, пропагандистского и правового обеспечения хода и исхода динамичного превращения рентной экономики в экономику созидания в докладе М.Фрадкова даже не обозначена.

       Как видно из доклада, в основе успешного создания эффективной системы управления, лежит осуществление административной реформы, которую проводит Правительство России. В результате чего, как считает премьер-министр, поменяется сама идеология управления. Если до сих пор, к примеру, цели деятельности Правительства выводились из имеющихся ресурсов, то теперь Правительство будет искать ресурсы, исходя из поставленных перед ним целей, поясняет премьер необходимость изменения идеологии управления. Предполагается, что в рамках административной реформы Правительству удастся сформировать целостную систему управленческих технологий. Других реальных доказательств необходимости изменения идеологии руководства он не приводит.

       Известно, что в зависимости от конкретных условий обстановки цели деятельности можно определять исходя из конкретных ресурсов и возможностей, однако можно и необходимые ресурсы определять, исходя из поставленных целей и задач. Оба алгоритма управленческой деятельности имеют одинаковое право на существование. Предпочтение, отданное одному из них, с неизбежностью негативно скажется на другом методе. Не слишком ли круто в одночасье поменять идеологию управления?!

       Ведь сущность эффективности управления деятельностью любого характера не зависит от идеологии. Эффективность руководства заключается главным образом в его результативности. Практический результат на выходе системы управления вот единственный критерий полезности управления. В этой связи, думается, надо менять не идеологию управления, а саму организацию управленческого дела.

       Более того, теория и практика руководства доказывает, что эффективность управления определяется правильной организацией планирования деятельности. Научно обоснованные элементы планирования представляют собой целостную систему, в которой цель как закон определяет все остальные системные элементы деятельности. Планирование, таким образом, представляет идеальную схему или отражения предстоящего процесса управления деятельностью, а план деятельности это всего лишь результат осмысления предстоящих практических действий.

       Отказ реформаторов-демократов от планирования, как метода руководства экономикой страны - это тяжелейшее психическое заболевание, на которое обрекли страну нетерпеливые и остепененные завлабы, изучавшие политическую экономию по Марксу. Им было недосуг прочесть практическое "Руководство по операционным играм" американских специалистов Р.Грэма и К.Грея., изучить сложившуюся в развитых странах практику стратегического планирования.

       Понятно, что для организации этого процесса необходим соответствующий аппарат, способный правильно оценить складывающуюся обстановку (ситуацию), построить дерево целей, рассчитать имеющиеся силы и средства, их потенциал и практические возможности для решения поставленных задач в установленные сроки и в рамках имеющихся ресурсов, правовых, финансовых, организационных, кадровых и иных ограничений предстоящей деятельности.

       Не менее важно своевременно обеспечить преемственность и перспективы развития управляемого процесса, правильно оценить практические результаты предшествующей деятельности, имевшие место недостатки и просчеты. Естественно, что правильно организованное планирование предполагает эффективное использование современной вычислительной техники, надежных средств связи, накопленных и вновь создаваемых банков данных, соответствующего программного обеспечения, квалифицированных специалистов - аналитиков, программистов и информационщиков. Бутафорское присутствие иностранных ноутбуков, которые, кстати, официально в Россию не поставляются, на столе в зале заседаний Правительства - это потемкинские деревни, вызывающие насмешки у специалистов.

       Пришедшие к власти в постсоветский период завлабы и секретари комсомольских организаций по понятным причинам не представляли себе роли и значения Госплана в системе управления экономикой страны и уничтожили этот поистине уникальный инструмент. Большинство высококвалифицированных специалистов Госплана нашли свое применение за рубежом. Последующее руководство России реальной заменой Госплана в интересах совершенствования управления экономикой тоже не озаботилось. К сожалению, из доклада М.Фрадкова в должной мере тоже не усматривается необходимость этого практического инструмента, способного организовать работу Правительства и вообще органов исполнительной власти России на научной основе.

       Вместе с тем, успехи экономического развития Японии, Южной Кореи, Малайзии, Китая во многом объясняются тем, что интересы своего государства и предпринимательства там обеспечиваются на плановой основе, которая, как правило, носит рекомендательный характер. Результаты такого управления даже на бытовом уровне говорят сами за себя - японский телевизор, к примеру, выходит из строя в 12 раз реже американского.

       Не менее важная задача - создание в экономике страны конкурентоспособного предпринимательства. На наш взгляд, это составная часть предыдущей задачи. Без научно обоснованного планового подхода создать в кратчайшие сроки средний класс в России вряд ли удастся. При отсутствии целеустремленной и систематической финансовой и иной государственной поддержки малый и средний бизнес в заданные сроки состояться не сможет.

       Формирование условий для успешного развития конкурентоспособного малого и среднего предпринимательства еще долго будет находиться под гнетом криминальных структур и коррумпированных чиновников. В этой связи было бы целесообразно создаваемому при Правительстве России Совету по конкурентоспособности и предпринимательству вменить в качестве основной обязанности определение проекта стратегических целей, ближайших и последующих практических задач на ведущих направлениях деятельности правительства, оценки возможностей, роли и меры участия там частного предпринимательства. Подготовленные материалы и предложения, должны носить рекомендательный характер, который при необходимости Правительство может превратить в конкретную директиву или в жесткий план работы.

       Особенно такие рекомендации могли бы быть полезны для управления бюджетным процессом в целом, а также на отдельных направлениях деятельности Правительства, министерств, регионов. Это весьма актуально в условиях, когда до трети бюджета страны расхищается при его реализации.

       Заслуживает внимания и то, что впервые в постсоветское время на этом уровне были озвучены конструктивные идеи практического взаимодействия бизнеса и государства. Либералы, как известно, в этом направлении подвергли государство откровенному остракизму. Премьер-министр же предлагает выработать конструктивный механизм взаимодействия бизнеса и государства, чтобы "встроить интересы частного предпринимательства в практику решения сложнейших стратегических задач". Думается, что эти идеи найдут понимание и практическую поддержку не только малого и среднего предпринимательства, но и со стороны так называемых олигархов, других крупных компаний, ФПГ и банковской системы России.

       На наш взгляд, это один из наиболее приемлемых способов возвращения былого доверия населения страны к государству. Позитивные результаты такой практики это, кроме того, реальный залог будущей легитимизации большинства неправедно нажитых богатств.

       В условиях жесткой, даже агрессивной глобальной экономики, Россия, заявил М.Фрадков, должна иметь свою стратегию, свою программу развития, современную институциональную инфраструктуру, эффективную систему управления. Фактически здесь премьер-министр подошел вплотную к вопросу о необходимости организации решения поставленных перед страной задач на плановой основе. Без этого инструмента, проверенного на практике не только в Советском Союзе, но и за рубежом, даже самые благие слова и пожелания, об этом свидетельствует наша практика последних лет, останутся пустым звуком.

       Справка: Об уровне эффективности управления экономикой страны в постсоветский период могут свидетельствовать следующие данные: за время реформ Россия, по расчетам американских экспертов, потеряла более 3 трлн. долларов. Российское Правительство такого расчета пока не сделало. Опубликованные отдельные цифры, хотя и впечатляют, но в целом служить руководством к действию не могут. К примеру, за последние 10 лет только банками из страны вывезено 152 млрд. долл. На обслуживание внешнего долга за это же время потрачено более 20 млрд. долл. Нелегально вывезено из страны природных ресурсов, цветных металлов, нефти, леса, металлолома и тому подобное на сумму от 300 до 700 млрд. долл. Переплатили за ненужный нам импорт 195 млрд. долл., задушив таким образом отечественного производителя. По данным Счетной Палаты РФ, две трети налогоплательщиков нарушают налоговое законодательство. Кроме того, арифметическая погрешность в докладе разброса оценок бедности в денежном выражении составляет около 80 млрд. рублей, что с неизбежностью переводит ее в категорию политического нонсенса.

       При такой практике руководства поставленная Президентом задача сокращения в два раза бедности представляется неразрешимой. Скорее тенденция роста бедности в стране сохранится, и ее последствия приведут к предсказуемому результату.

Примечания

       * КОКОМ - Комитет по координации торговой политики между Востоком и Западом.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]