Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ


Что стоит за масштабной
идеологической дискуссией?

Г.Ивлиев,
начальник Правового управления
Аппарата Государственной Думы РФ,
кандидат юридических наук, доцент

 

       Условием выполнения возложенной на Государственную Думу Российской Федерации конституционной функции является всестороннее правовое обеспечение ее деятельности.

       Сущность правового обеспечения деятельности Госдумы РФ состоит в четком определении предмета нормативного регулирования, а также достижении соответствия принимаемых депутатами решений общепризнанным принципам и нормам международного и национального федерального законодательства.

       С этой целью в рамках Госдумы РФ функционируют два структурных образования, которые несут юридическую ответственность за осуществление правового обеспечения её деятельности, Правовое управление и аппараты комитетов Государственной Думы.

Правовое управление

       Правовое управление - одна из крупных структур Аппарата Государственной Думы, структурно состоит из десяти отделов, из которых шесть осуществляют правовую экспертизу по отраслям законодательства. В составе Управления имеется также отдел законодательной техники, отдел правового содействия субъектам законодательной деятельности, отдел учета и систематизации законодательства и отдел лингвистической экспертизы законопроектов.

       В 1998 г. Госдумой была учреждена должность постоянного представителя в Конституционном Суде РФ, который является по должности также заместителем начальника Правового управления.

       В соответствии со штатным расписанием коллектив Правового управления состоит из 125 чел. Среди них: 88 юристов, 23 филолога, 14 работников других специальностей, имеющих, в основном, высшее образование.

       В составе Правового управления работают 2 доктора юридических наук и 10 кандидатов юридических наук. 10 работников Правового управления носят почетное звание Заслуженного юриста РФ.

       Некоторое представление об объеме работы Правового управления дают следующие цифры: в 1994 г. Правовое управление выполнило 664 поручения, в 1995 - 1131, в 1996 - 3430, в 1997 - 3065, в 1998 - 4914, в 1999 - 4636, в 2000 - 4968, в 2001 - 5394, в 2002 - 4808, в 2003 - 4708 поручений. Ежедневно в Правовое управление поступает несколько десятков документов, многие из которых с пометкой "Срочно!".

       В соответствии с распоряжением Председателя Государственной Думы от 25.10.2002 № 377р-1 созданы и эффективно работают научно-экспертные советы: по конституционному законодательству; по гражданскому законодательству и смежным с ним отраслям; по международному праву; по систематизации, кодификации законодательства и правовой информации при Председателе Госдумы, организационно-техническое обеспечение деятельности которых осуществляет управление.

       Только за прошедший год научно-экспертными советами были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы: "Кодекс в системе нормативных правовых актов", "Состояние и перспективы развития сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек (доступ граждан к правовой информации)", "Проблемы регулирования в федеральных законах полномочий федеральных органов исполнительной власти и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

       Проекты федеральных законов: "О фондах", "О внесении дополнений в статью 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации", "О взаимном страховании", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", "Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара", "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации", "О внесении изменения в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними", "О производных финансовых инструментах" и "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации".

       На рис. представлен процесс прохождения законопроектов в Госдуме. В отдельный этап выделена регистрация законопроекта в Управлении документационного обеспечения и архива. Функция регистрации крайне важна, поскольку с этой стадии Госдума несет правовые обязанности по рассмотрению представленных документов. Наряду с текстом законопроекта, обязательными документами являются пояснительная записка к документу, перечень актов федерального законодательства, подлежащих отмене или разработке, признаваемых утратившими силу в связи с принятием этого законопроекта, финансово-экономическое обоснование и в необходимых случаях заключение Правительства РФ. На данной стадии Регламент требует от субъекта права законодательной инициативы законопроекта представить все документы на магнитном носителе. Поступившие документы регистрируются и направляются Председателю Госдумы, который направляет их в профильный комитет. С этого момента комитет в течении 14-ти дней должен принять решение о необходимости заключения Правительства РФ на законопроект, выполнении всех иных требований, предъявляемых к законопроекту. Как правило, законопроект вносится в Совет Госдумы и направляется всем субъектам законодательного процесса. Вместе с тем, при несоответствии требованиям, установленным Регламентом и Конституцией РФ законопроекты подлежат возвращению субъекту права законодательной инициативы. В этом случае комитет имеет возможность обратиться в Правовое управление по вопросу о наличии соответствующих нарушений. После внесения законопроекта в Совет Госдумы, последний принимает решение об определении ответственного комитета. Ответственным комитетом является комитет, который готовит законопроект к рассмотрению Госдумы в первом чтении и принимает все решения, связанные с дальнейшим прохождением законопроекта.

Рис. Схема прохождения законопроектов в Государственной Думе

       Правовая работа над законопроектом перед первым чтением включает обобщение отзывов, предложений и замечаний, которые высказываются всеми субъектами законодательной деятельности. Данная работа проводится сотрудниками аппарата комитетов и депутатами Госдумы, ответственными за прохождение законопроекта. Параллельно Правовое управление проводит юридическую экспертизу представляемых законопроектов. Правовая экспертиза проводится по поручению Совета Госдумы либо по поручению ответственного комитета. До принятия проекта закона в первом чтении принципиально важным является определение срока работы с законопроектом при направлении его широкому кругу субъектов. Срок представления заключений, отзывов, предложений и замечаний к законопроекту, за исключением заключений Правительства РФ, определяется ответственным комитетом. Как правило, устанавливается срок в один месяц. Одновременно комитет вправе предложить и установить более продолжительный срок, необходимый для полной проработки законопроекта.

       Правовая экспертиза проводится Правовым управлением на каждом этапе прохождения законопроекта из одного чтения в другое. Правовое управление проводит несколько экспертиз законопроекта перед вторым или третьим чтением в тех случаях, когда законопроект неоднократно дорабатывался. На рис. показано движение законопроекта от первого ко второму и третьему чтению, а также возможность возврата законопроекта из второго чтения в первое, из третьего во второе.

       В процедуре рассмотрения законопроекта Госдумы существуют сокращенные формы. Указанная процедура применяется к законопроектам небольшого формата, в отношении которых отсутствует политическая или правовая дискуссия. В этом случае исключаются процедуры второго и третьего чтения. После голосования в первом чтении законопроект голосуется в целом и направляется в Совет Федерации.

       Другая процедура ускорения принятия законопроекта заключается в том, что после второго чтения законопроект сразу в тот же день принимается в третьем чтении.

       Результатом Правовой экспертизы является заключение, указывающее на выявленные несоответствия Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям отраслевых федеральных законов. В экспертизу входит определение правильности перечня законодательных актов, подлежащих отмене, признанию утративших силу, приостановлению или изменению.

       Другой аспект экспертизы - это определение внутренней логики законопроекта, противоречий между разделами, главами, статьями. При выявлении таких противоречий Правовое управление дает рекомендации по их устранению.

       Наряду с правовой экспертизой, на всех этапах проводится лингвистическая экспертиза законопроекта. В случае необходимости она проводится в режиме сопровождения законопроектов на раннем этапе их подготовки, перед первым чтением. Указанная процедура применима к случаям, когда законопроект принимается сразу в первом чтении и в целом.

       Отдел лингвистической экспертизы подготавливает предложения по улучшению качества текстов законопроекта. Проводится языковая, стилистическая и редакционно-техническая доработка законопроекта.

       Работа по экспертизе законопроектов не сводится только к составлению документа, фиксирующего те или иные недостатки. Последние два года Правовое управление, аппарат в целом, практикуют сопровождение приоритетных законопроектов в Госдуме. Такое сопровождение начинается с анализа примерной программы законопроектной работы Думы и закрепления соответствующих специалистов за законопроектами. Проводится закрепление профильного юриста, лингвиста, а также юриста, специализирующегося на юридической технике. Данный подход способствует более активному участию в рассмотрении законопроектов Госдумой, а также сокращению сроков проводимой экспертизы и самой процедуры прохождения законопроекта.

       Наряду с сопровождением законопроектов Правовое управление оказывает субъектам права законодательной инициативы правовое содействие в их работе с законопроектами в части определения предмета регулирования, а также формы законопроекта.

       В настоящее время Госдумой по согласованию с Правовым управлением Президента, Аппаратом Правительства, Минюстом, Аппаратом Совета Федерации подготовлены методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Указанные рекомендации утверждены Советом Госдумы и направлены на достижение единообразия в оформлении законопроекта с точки зрения законодательной техники.

       Основой юридического статуса и функциональных обязанностей Правового управления, как ведущего структурного подразделения Аппарата Госдумы, является Положение о Правовом управлении Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2003 г. Положение устанавливает следующий перечень функций, возлагаемых на Правовое управление Аппарата Госдумы:

       - по поручениям Совета Госдумы или её комитетов, ответственных за подготовку законопроектов, осуществляет правовую экспертизу внесенных в Думу законопроектов, а также проектов постановлений, заявлений, обращений, парламентских запросов Госдумы, её обращений в Конституционный Суд РФ на соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, готовит заключения на них, участвует в юридико-технической и лингвистической доработке указанных документов;

       - участвует в подготовке к передаче на рассмотрение Совета Федерации Федерального Собрания РФ принятых или одобренных Госдумой федеральных конституционных законов, федеральных законов, проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, а также в подготовке к направлению Президенту РФ принятых Госдумой федеральных законов;

       - оказывает правовое содействие депутатам Госдумы, её депутатским объединениям, комитетам и комиссиям по вопросам подготовки законопроектов и сопроводительных документов к ним перед внесением законопроектов в Госдуму;

       - оказывает правовое содействие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ в определении предмета законодательного регулирования законопроектов, готовящихся к внесению в Госдуму, и в предварительной правовой оценке их концептуальных положений, оказывает им методическую помощь в организации правовой экспертизы подготовленных к внесению в Госдуму законопроектов;

       - участвует в правовом обеспечении заседаний Совета Госдумы и её заседаний;

       - осуществляет правовой анализ норм Регламента Госдумы Федерального Собрания РФ (далее Регламент) и готовит предложения по внесению в них изменений и дополнений, а также предложения и разъяснения по вопросам работы с законопроектами и проектами других документов, принимаемых Госдумой, на всех этапах их рассмотрения, предусмотренных её Регламентом;

       - по поручениям Председателя Госдумы Федерального Собрания РФ (далее - Председатель Госдумы), Первого заместителя Председателя Госдумы и Руководителя Аппарата Госдумы готовит заключения по правовым вопросам, отнесенным к компетенции Правового управления;

       - по поручениям комитетов Госдумы, ответственных за подготовку законопроектов, осуществляет лингвистическую экспертизу внесенных в Думу законопроектов, а также проектов постановлений, заявлений, обращений, парламентских запросов Госдумы, обращений Думы в Конституционный Суд РФ: анализ языка и стиля этих проектов, их соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, требований юридической техники, редакционно-технических правил и нормативов; подготавливает предложения по улучшению качества указанных документов, участвует в их стилистической и редакционно-технической доработке;

       - осуществляет учет и систематизацию законодательства РФ, законодательных актов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов, в том числе ведомственных нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию в Минюсте РФ; формирует и поддерживает в контрольном состоянии фонд законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ на бумажном носителе и в электронном виде; осуществляет по обращениям депутатов, помощников депутатов и работников Аппарата Госдумы на основе её информационных ресурсов информационно-справочную работу по законодательству РФ и законодательству субъектов РФ и представляет в установленном порядке депутатам Госдумы, помощникам депутатов и работникам Аппарата Госдумы соответствующие материалы на электронном и (или) бумажном носителях;

       - участвует в правовой информатизации Госдумы, в формировании ресурсов её информационного фонда и сети Интернет;

       - обеспечивает единообразный подход к юридико-техническому оформлению принимаемых Думой законов, постановлений, заявлений, обращений, парламентских запросов, обращений в Конституционный Суд РФ, оказывает депутатам, депутатским объединениям, комитетам и комиссиям, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ консультативную и методическую помощь по данному вопросу;

       - участвует в повышении уровня правовых знаний депутатов Госдумы и работников Аппарата.

Взаимодействие с Советом Европы

       Правовое управление принимает активное участие в международных семинарах с участием представителей Совета Европы.

       Например, в 2003 г. работники Правового управления приняли участие в международном семинаре "Применение новых информационных технологий в законодательной процедуре" (г. Новгород), международном семинаре "Доступ граждан к законодательному процессу" (г. Пермь), семинаре Совета Европы по вопросам правовой защиты персональных данных (г. Страсбург), международном семинаре "Оценка законов и эффективности их принятия" (г. Рязань).

       Правовое управление проводит работу по размещению информации об актах Совета Европы на странице Правового управления во внутренней сети Госдумы - Интернет, а также по наполнению информацией о международных конвенциях, договорах, протоколах и соглашениях, заключенных в рамках Совета Европы, иных многосторонних международных правовых актах ИПС "Закон".

       В настоящее время подготовлен CD-ROM Международные правовые акты, содержащий тексты международных договоров, акты о ратификации, неофициальные переводы, пояснительные доклады, резюме по документам Совета Европы. Настоящий информационный ресурс имеет большое значение для законопроектной работы Государственной Думы в свете ст. 15 Конституции РФ, в силу которой требуется обеспечить правовую экспертизу вносимого законопроекта с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Одним из условий реализации этой нормы является доступность соответствующей информации. Данный диск позволяет проводить экспертизу законопроектов не только с точки зрения ратифицированных РФ или обязательных для РФ соглашений, но и учесть еще неподписанные РФ договоры.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]