Экономика
Обозреватель - Observer



 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И ЗАДАЧА УДВОЕНИЯ ВВП


Динамическая модель МСБ

Е.Ведута,
доктор экономических наук,
профессор

 

       Президент РФ поставил перед правительством стратегические задачи - удвоить ВВП за 10 лет и провести административную реформу. На первый взгляд, кажется, что эти задачи не связаны. Однако решение задачи удвоения ВВП предполагает адекватно налаженную организацию деятельности Правительства.

       Можно, конечно, спорить о корректности постановки задачи удвоения ВВП. В соответствии с рекомендациями международного стандарта системы национального счетоводства (СНС), одобренного ООН в 1993 г., экономическое производство включает не только отрасли материального производства, но и сферу услуг, а также теневую экономику - подпольное производство, укрывающее доходы от налогообложения, и производство юридически незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.). Естественно предположить, что при постановке данной задачи Россия, как и многие другие страны, не включает в свои расчеты оценки юридически запрещенных товаров. Однако возникают другие вопросы к постановке задачи.

       Вопрос 1. В каких ценах считать ВВП?

       Ведь, если цены - недостоверные, то рассчитанные макроэкономические показатели также будут недостоверными.

       Для расчета макроэкономических показателей, характеризующих производство в текущем периоде, нужно сложить произведенные тонны угля, центнеры хлеба, количество машин и множество миллионов других продуктов, измеренных в натуральном выражении. Агрегированное представление о производстве продуктов, отличное от формы перечня количеств каждого из них, можно сделать лишь при помощи текущих цен. СНС ООН 1993 г. рекомендует считать ВВП в ценах покупателей, в состав которых входят текущие и инвестиционные затраты, связанные с производством продуктов, а также все налоги на производство - налоги на используемые факторы производства (оплата труда, рента, здания и др.) и косвенные налоги на продукты.

       Таким образом, расчеты ВВП зависят от текущего законодательства в области налогообложения, правительственных инструкций по списанию затрат на себестоимость и амортизацию основных фондов, взаимоотношений с бюджетом, финансовыми учреждениями и другими предприятиями. Поскольку законы принимаются вне связи с задачей удвоения ВВП за 10 лет, то вероятность их попадания в нужную точку практически равна нулю. Более того, если удельный вес косвенных налогов в составе ВВП будет расти быстрей, чем уменьшение производства товаров, то можно добиться роста ВВП, но при этом реального "пирога" станет для всех меньше.

       Вопрос 2. Как избежать повторного счета при исчислении ВВП?

       При расчете макроэкономических показателей в результате агрегирования продуктов может возникнуть повторный счет. Он возникает в связи с тем, что готовый продукт для удовлетворения конечного спроса может выпускаться одним предприятием, объединяющим весь цикл его изготовления, начиная от добычи сырья, либо несколькими предприятиями, выполняющими последовательные переделы по его производству. В последнем случае затраты ресурсов, поставляемых предприятиями друг другу для производства готового продукта войдут в его цену, а, с другой стороны, сами поставки, как конечный продукт предприятий-поставщиков, могут быть повторно учтены при расчете макроэкономических показателей. Поэтому любая структурная реорганизация управления экономикой может вызвать как рост, так и уменьшение ВВП, если при этом не будет исключен повторный счет. Так как по рекомендациям СНС ООН 1993 г. в состав ВВП включаются услуги непроизводственной сферы, являющейся, по сути, накладным расходом для материального производства, в расчетах ВВП присутствует огромный повторный счет. Благодаря ему можно создать видимость роста "пирога", хотя, на самом деле, выросло количество его едоков.

       Вопрос 3. Нужен ли рост ВВП сам по себе, либо его рост в структуре, заказанной конечными потребителями: государством, домашними хозяйствами, экспортерами?

       Если не обращать внимания на заказы конечных потребителей, то можно изо всех сил "качать" производство сырья, обменивать его на обесценивающиеся доллары и закупать за границей дорожающие продукты, что, в конечном счете, ведет к обвалу рубля, а вместе с ним - к уменьшению конечного использования ВВП.

       Вопрос 4. Как правильно рассчитать вклад теневой экономики в рост ВВП?

       Правильно рассчитать вклад теневой экономики практически, невозможно.

       Итак, ответить на поставленные вопросы в рамках методологии, лежащей в основе Международного стандарта СНС, невозможно. Помимо указанных недостатков, рекомендуемые международным стандартом три метода расчета ВВП - производственный метод, метод конечного использования (по расходам) и распределительный метод (по доходам) служат лишь аналитическим целям (анализ ради анализа), но не пригодны для решения задачи, поставленной Президентом.

       Таким образом, из постановки задачи удвоения ВВП за 10 лет вытекает необходимость применения научной методологии для его расчета и в проведении административной реформы.

       Во всех областях знаний наука изучает объективно действующие законы, выражающие необходимую и существенную связь между явлениями.

       Политическая экономия изучает объективные экономические законы развития отношений между людьми в производстве, распределении, перераспределении и использовании продуктов и доходов. Ее "техникой" является национальное счетоводство, в котором изучаются аналогичные процессы, но связанные не с отношениями между людьми, а с формированием, взаимосвязями и взаимодействием обобщающих показателей экономики на различных стадиях воспроизводства (производства, распределения, перераспределения и использования продуктов и доходов).

       Задача удвоения ВВП за 10 лет - это задача стратегического планирования развития национальной экономики.

       С развитием производства возрастает число производственных объектов, видов продукции, профессий. Состояние производства оценивается множеством показателей, переработка которых с целью оптимизации решений становится все более трудоемкой. Ускоренному возрастанию затрат труда в информационных процессах способствуют "Internet" и усложняющиеся интеграционные процессы в мировой экономике. Увеличение численности управленческого персонала, способствуя росту ошибочной информации и снижая возможность принятия наилучших решений, переносит центр тяжести управления с непосредственного руководства производством на управление управленческим персоналом - подготовку докладов и отчетов, обсуждение и согласование решений и т.д. Этот процесс можно сравнить с конусом, основание которого составляет материальное производство и его взаимосвязи, а высота, характеризующая численность управленческого персонала, растет значительно быстрей увеличения диаметра. В конце концов, вершина конуса удалится от основания на такое расстояние, что он потеряет устойчивость.

       При отсутствии стратегического планирования в России резко выросли непроизводительные затраты общества на развитие коррупции и рынка консалтинговых услуг, обслуживающего перераспределение создаваемых доходов и собственности. Растет спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистов-аналитиков, политологов, юристов, психологов, социологов и др. В то же время специалисты в области естественных и технических наук для управления народнохозяйственным комплексом оказались не востребованы.

        В результате сегодня "цена" бухгалтера определяется умением уклоняться от налогов, финансиста - играть на финансовых рынках, аналитика - применять метод "рекле" (режим, клеим) с "обрастанием" текстов новыми терминами, формулами и графиками. По оценкам экспертов, на содержание аналитиков ежегодно тратятся деньги в объеме более 500 млн. долл., получаемые по займам у Мирового банка. Помимо этого большие гранты на проведение анализа ради анализа выделяют Минэкономразвития и другие федеральные структуры. Ими распоряжаются одни и те же аналитики из Института переходной экономики, Высшей школы экономики и др., активно участвующие в теоретическом и практическом обеспечении перераспределительных процессов произведенного "пирога" и собственности. По их рекомендациям Правительство продолжает "вслепую" проводить институциональные реформы, "поджимающие" качество жизни большинства, полагая, что совокупность таких реформ и есть стратегия развития России.

       Для возвращения Правительства к проблемам роста реального "пирога" - удвоения ВВП за 10 лет - требуется повышение производительности управленческого труда за счет постановки в стране стратегического планирования и его автоматизации - эффективного применения экономико-математических методов (ЭММ) и вычислительной техники в процессах оптимизации управляющих воздействий. Иначе в условиях роста информационных потоков задача удвоения реального "пирога" и административная реформа по сокращению управленческого аппарата обречены на провал.

       Исходной информационной базой и результатом применения ЭММ на макроуровне является СНС. Создание информационных систем, в том числе СНС, реализующих закономерности развития экономики для выбора оптимального поведения в конкретных условиях, составляет предмет экономической кибернетики.

       В соответствии с классификацией систем СНС может быть статической, кинематической и динамической.

       СНС, характеризующая состояние экономики, является статической.

       Если СНС характеризует взаимосвязь статических показателей во времени, то она - кинематическая.

       Информация статической и кинематической СНС служит целям анализа состояния экономики и изменения ее показателей.

       Поскольку экономика относится к сложным саморазвивающимся системам, то адекватной для ее описания системой является динамическая СНС, показатели которой взаимоувязаны с управленческими мероприятиями. Динамичность экономики нужно также учитывать при анализе ее статической и кинематической постановок.

       Мировой антикризисный опыт показал, что для выхода из кризиса и, следовательно, решения поставленной задачи, необходимо усиление управляющих воздействий государства на экономику и, прежде всего, его инвестиционной активности в реальном секторе. Требуется принципиально новый подход к расчетам ВВП на перспективу, предполагающий использование государством для принятия эффективных решений по распределению производственных инвестиций динамической модели, имитирующей развитие национальной экономики.

       По степени детализации используемой экономической информации макроэкономические модели можно классифицировать на скалярные и матричные.

       Первые (модели Кейнса, Харрода, Домара, Фридмена и др.) служат лишь для перераспределения финансовых ресурсов без их соответствующего материального обеспечения. Использование этих моделей не позволяет государству преодолеть инфляцию и тем самым создать условия для активизации производственных инвестиций с целью решения поставленной задачи.

       Вторые (модели межотраслевого баланса, "затраты - выпуск" и др.) базируются на использовании сводной экономической таблицы, увязывающей потоки промежуточного потребления продукции в разрезе отраслей на основе методологии баланса народного хозяйства или системы национального счетоводства. Цель их применения - увязка финансовых и материально-вещественных потоков.

       Отраслевой принцип построения моделей, разрушающий существующую организацию управления экономикой, исключает возможность их использования государством для принятия управленческих решений. Более того, таблица межотраслевого баланса, построенная по концепции национального счетоводства, включает огромный повторный счет, полностью искажающий экономические реалии.

       Все применяемые сегодня в прогнозных расчетах роста ВВП макроэкономические модели (как скалярные, так и матричные) являются, по сути эконометрическими, оперирующими условными оценками факторов производства, что не имеет никакого отношения к действительному экономическому развитию и, следовательно, не пригодны для государственного вмешательства в экономику для решения поставленной задачи. Эти модели относятся к классу статических, либо кинематических и служат приданию наукообразия неправдоподобным расчетам возможных сценариев развития национальной экономики (анализ ради анализа), что исключает их использование для решения поставленной задачи, требующей внедрения в практику динамической матричной модели.

       Ядром новой СНС может служить динамическая матричная модель межсекторного баланса (МСБ), имитирующая мультипликативную связь секторов экономики по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия государственных приоритетов и рынка1. При ее построении реализован системный подход к изучению проблем воспроизводства и распределения доходов в обществе, впервые изложенный в политической экономии К. Маркса.

       Динамическая модель МСБ базируется на матричной таблице, увязывающей доходы и расходы всех секторов экономики в разрезе существующей организации управления национальной экономикой: нефинансовых и финансовых корпораций (предприятий), государства, домашних хозяйств и обслуживающих их некоммерческих организаций. Агрегирование и дезагрегирование экономической информации в разрезе существующей организации управления с применением системного подхода к определению показателей таблицы позволяет избежать повторного счета в расчетах ВВП.

       Имитируя развитие национальной экономики в зависимости от намечаемых макроэкономических пропорций распределения ВВП на цели валового накопления и конечного потребления, спроса конечных потребителей (государства, домашних хозяйств и экспортеров) и предлагаемых инноваций производителей, модель служит инструментом для принятия государством эффективных решений по распределению инвестиций между конкурирующими производителями для выполнения задачи, поставленной Президентом.

       Отсутствие данного инструмента в процессе принятия решений органами государственного управления усиливает лоббирование конъюнктурных ведомственных интересов, что ведет к диспропорциональному развитию национальной экономики и усилению ее зависимости от мировых цен на сырье. Внедрение динамической модели МСБ в практику государственного управления означает, по сути, начало становления в стране стратегического планирования, нацеленного на устойчивый рост ВВП в структуре, заказанной конечными потребителями, и автоматизации управленческого труда для повышения его эффективности.

       Для решения задач, поставленных Президентом РФ, необходимо создание Центра стратегического управления социально эффективным развитием России, ответственного за внедрение в практику государства динамической модели МСБ (включая разработку соответствующих законопроектов по реорганизации государственного управления - о деятельности хозяйствующих субъектов, банковской и бюджетной системах и др.) и подготовку новых кадров - стратегических управленцев.

Примечания

       1 Эта модель разработана советским ученым Н.Ведутой.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]