Наука
Обозреватель - Observer



 ПАРТИИ В ГЕРМАНИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ


Многопартийность в России - декоративный элемент

М.Бубе,
Руководитель представительства Фонда
им. Фридриха Эберта в России,
доктор политологии

 

"Партии содействуют формированию
политической воли народа"

Основной закон ФРГ, ст. 21, абз.1.

Что такое партии, почему и как они возникают?

       Смеется не так много стран, в конституциях которых непосредственно говорится о политических партиях. То, что в Основном законе ФРГ ясно подчеркивается роль партий как непременных участников формирования демократического процесса, представляет собой нечто особенное. Ни одна из предшествующих конституций Германии не отводила партиям такой роли. На базе Основного закона ФРГ принят целый ряд законов, которые регулируют особые права и обязанности партий. ФРГ представляет собой разновидность партийно-государственной демократии, в условиях которой Основной закон требует от партий, чтобы они как привилегированные организации в процессе формирования политической воли народа были посредниками между избирателями и государством.

       После второй мировой войны отцы Основного закона выразили свое желание, чтобы у партий была особая роль, так как германская история показала, что враги демократии являются также врагами демократических партий.

        Уже во времена кайзеровской Германии, но, прежде всего, в период Веймарской Республики и последующей затем нацистской диктатуры А.Гитлера, демократические партии то и дело отбрасывались в положение почти изменников родины. Германская история показала также, что могут быть и такие партии, которые хотят свергнуть партийно-государственную демократию и заменить её другой политической системой.

       Поэтому в ст. 21 Основного закона указывается: "Партии, которые по своим целям или действиям своих сторонников исходят из того, чтобы причинить ущерб или устранить свободный демократической строй или нанести вред состоянию Федеративной Республике Германия, являются неконституционными. Вопрос о неконституционности решает Федеральный конституционный суд". Если Федеральный конституционный суд придет к заключению, что партия является неконституционной, она должна быть запрещена.

       Следовательно, Основной закон не только предусматривает особые права для партий, но и рассматривает также верность Конституции как особую обязанность партий.

       Какие партии являются демократическими?

       Приведем сначала типичное определение одного из представителей германской политической науки: "Партиями являются надолго созданные добровольные организации, которые предлагают избирателям и своим членам участие в политическом процессе, которое они трансформируют в политическое влияние благодаря тому, что они производят отбор руководящего политического персонала, что опять-таки способствует политической интеграции и социализации и может вести к саморегулированию, чтобы тем самым содействовать всей легитимации политической системы" (У. фон Алеманн, Райнбек, 1995).

       Менее сложным является следующее определение: "Партиями являются группы одинаково мыслящих граждан, которые поставили своей целью осуществление совместных политических представлений" (Р.-О.Шультце, Мюнхен, 1985).

       Как видно, определение Шультце включает в себя во всяком случае и враждебные Конституции группировки, то есть якобинские клубы и тайные союзы являлись бы также и сегодня политическими партиями.

       Определение Алеммана подчеркивает формирующий мнение и взгляды характер партий в рамках открытого общества. Партии должны быть прозрачны. Они должны выполнять задачу отбора и предложения пригодных лиц, которые в качестве избранных народом представителей, хотят осуществлять внутри свободного демократического строя политику, соответствующую Основному закону страны. Политики таких партий хотят созидать и развивать демократию, а не ликвидировать её.

       Почему и как появляются партии?

       В Германии партии возникли в XIX в.

       Важным является вопрос о том, как образовались партии из переплетений тех отношений, которые получили развитие в Европе Нового времени между государством и обществом.

       Марксисты описывают это развитие как переход от феодализма к капитализму и используют при этом свою теорию классовой борьбы. На их взгляд, партии отражают классовые интересы и развивающийся из них классовый конфликт.

       Современная политическая наука видит в партиях всецело отражение общественных конфликтов, не ограничивая последние, однако, только противоположностью интересов "трудящихся слоев" и различных "буржуазных слоев". Имеются важные исторические линии конфликтов между церковью и государством, католичеством и протестантством, городом и деревней, этническими группами и регионами, которые имеют мало общего с классовым конфликтом между трудом и капиталом. Партии возникают как манифестация общественно-политических конфликтов. Существуют противоположности интересов, истоками которых являются многие факторы, а не один только фактор - "капиталистическая социальная структура". Партии же следует понимать как фокусировку этих конфликтов.

       В Германии стабильные партии часть своей силы и наличие ядра своих сторонников относят на счёт феномена, который лучше всего можно описать как "социальная среда" (А.Минтцель, 1984). Под "социальной средой" в данном случае понимаются общественные взгляды или настроения, которые устанавливаются на большой территории у значительного количества людей, несмотря на их профессиональные различия и различия в условиях жизни.

       Типичную социальную среду в XIX в. образовали рабочие посёлки рейнской индустриальной обла-сти (г. Эссен, Дуйсбург и др.), где спортивные союзы, объединения вкладчиков сберегательных касс и союзы держателей голубей содействовали становлению такого общественного настроя, что только социал-демократы (а после раскола в период Веймарской Республики также коммунисты) воспринимались как могущие быть избранными. Содержательные заявления партии не играли важной роли; среда, её настроение определяли поведение на выборах.

       Напротив, рабочие в католических сельских прирейнских районах преимущественно голосовали за партию Центр, которая ориентировалась на христианско-католические ценности. Эта партия стала предшественницей Христианско-демократического союза, который в истории ФРГ представляет одну из двух крупных народных партий.

       Другой такой партией является Социал-демократическая пар-тия Германии.

       Эти специфические общественные среды, имевшие определяющее значение для ранней истории политических партий в Германии, ныне сильно сократились. Сегодня представители политической науки исследуют феномен полей частных контактов. В обществе ФРГ, которое ввиду происходящих процессов смены профессий и местожительства отличается высокой мобильностью, поля контактов играют всё большую роль. Образуются новые социальные среды. При этом перемешиваются экономические, социологические и идейно-теоретические факторы, что обуславливает образование новых сообществ.

       Еще в 1984 г. в одном из проектов исследований руководству Социал-демократической партии Германии были предложены для описания ориентации избирателей следующие новые "социальные среды": традиционная среда рабочих; среда рабочих без традиций; среда, ориентирующаяся на карьеру; технократическо-либеральная среда; альтернативная среда в левом спектре; гедонистская среда (СИНУС, 1984 г.).

История партийных течений

       Первый парламент в истории Германии заседал в 1848 г. во Франкфурте-на-Майне. Там были не представители партий, а более или менее известные личности, которые в своем преобладающем большинстве являлись противниками княжеского господства в Германии. Этот парламент просуществовал недолго и был разогнан всё теми же князьями.

       Второй парламент был создан в 1871 г. вместе с главным основателем германского рейха канцлером Пруссии Отто фон Бисмарком. К этому времени в Германии уже были налицо четкие линии политического конфликта, которые проходили вдоль партий. Четыре такие линии, определяющим образом влиявшие на политику, олицетворяли либералы, консерваторы, христиане и социал-демократы.

       Партии создавались в конфликте с высшей властью.

       Неудивительно поэтому, что либералы и социал-демократы являются старейшими партиями бисмарковской, или "вильгельмовской" партийной системы.

       Уже в 1861 г. была основана Герман-ская партия прогресса. Её создание было поддержано либеральной буржуазией, в частности, такими её представителями, как предприниматель В. фон Сименс, ученый-историк Т.Моммзен и ученый-медик Р.Вирхов.

       Некоторое время спустя в партии прогресса произошел раскол и из отколовшихся частей образовались Национально-либеральная партия и Германская партия свободомыслия.

       С 1871 г. партия прогресса вместе с этими новыми партиями составили сильнейшую группировку в рейхстаге - парламенте, учрежденном при решающем участии Бисмарка. Её программа имела две опоры: во-первых, верность кайзеру и рейху, что, помимо прочего, означало полное одобрение внешней политики и политики безопасности вильгельмовских правительств; во-вторых, либерализация и демократизация, прежде всего, что касалось прав буржуазии. Но и в отношении к "социальному вопросу", то есть к требованиям социально слабых слоев, часть либералов занимала так называемую открытую позицию. Они не хотели передавать решение социальных конфликтов социалистам.

       Социал-демократическая партия (СДПГ) была основана в 1863 г. и её центральной идеей был демократический социализм.

       В соответствии с этой идеей власть пролетариата должна быть учреждена и социалистическая система построена путем завоевания и обеспечения большинства в парламенте. Поэтому СДПГ была однозначно против вильгельмов-ской системы и боролась против неё. В 1878 г. Бисмарк инициировал в парламенте принятие так называемого закона о социалистах, что вплоть до его отмены в 1890 г. сильно ограничивало деятельность партии. Несмотря на массивные преследования, СДПГ постоянно наращивала долю голосов, получаемых ею на выборах. В 90-е годы XIX в. она стала сильнейшей партией.

       Особенно впечатляющим был рост числа членов партии. СДПГ объединила в своих рядах больше людей, чем все остальные партии вместе взятые. А в период 1903-1913 гг. число членов партии, платящих взносы, выросло с 250 тыс. до 1 млн. чел.

       Идейно-теоретически СДПГ была марксистской классовой партией, но, что касается её базиса, то она представляла собой, прежде всего, партию среды её членов. Она была прототипом современной массовой партии, а в рассматриваемое время - крупнейшей партией в Европе.

       Из конфликта между более марксистски в идейно-теоретическом плане ориентированными деятелями, как А.Бебель, К.Каутский и Р.Люксембург, с одной стороны, и более реформаторско-прагматически ориентированными деятелями, как Ф.Эберт и Э.Бернштайн, с другой - последние вышли победителями. Это повлекло за собой раскол социал-демократии в конце существования кайзеровской Германии.

       В Веймарской Республике (1918-1933 гг.) социал-демократы, сплотившиеся вокруг Ф.Эберта, и коммунисты противостояли друг другу как злейшие враги.

       Так как консервативное направление интересуется защитой существующего строя, а Германия вплоть до 1871 г. оставалась необъединенной и не создала у себя парламентского строя, консервативные партии возникли немного позже, чем у либералов и социал-демократов.

       В 1866 г. была основана Свободная консервативная партия и в 1876 г. - Германская консервативная партия. В рейхстаге обе партии представляли консервативное и реакционное крыло. Их доля голосов на выборах в вильгельмовскую эпоху составляла, как правило, от 5% до 10%, но доля их мест - в результате использования властью своего "административного резерва" - была выше. В программном отношении консерваторы были признанными монархистами и сторонниками властвующего государства, ориентировались они больше на аграрный, нежели на индустриальный сектор и совсем мало - на социальный компромисс с нижними слоями населения.

       Из противоположности между католическим югом Германии вдоль рек Рейн, Майн и Дунай и протестантским севером Германии с бисмарсковской Пруссией как политически доминирующей силой XIX в. возникла партия Центр.

       Эта католическая партия была официально основана в 1870 г., хотя как политическая фракция в ландтаге Пруссии она появилась еще в 1852 г. Центр был оппозиционной партией, нацеленной против протестантского влияния в Пруссии и против либерализма в его новом виде. Консервативные христианские ценности соединялись ею с сопротивлением социальному деклассированию, осуществляемому прусским государством крупных помещиков и крупной буржуазии. Когда Бисмарк, жесткими мерами отделяя церковь от государства, хотел добиться оттеснения и ликвидации влияния церкви на общественную политику, то это привело к "культур-кампф" (борьба Бисмарка с католической церковью в 1872-1880 гг.).

       Благодаря созданному партией Центр прочному блоку, собравшему на выборах в рейхстаг 20% голосов, ей удалось развить сильное контрдавление Бисмарку и стать четвертой по силе партией в рейхстаге.

       Центр был типичной партией среды. В католических районах рейха аристократия, духовенство, рабочие и крупная буржуазия, причем все они в одинаково значительной своей части, голосовали за католическую партию Центр.

       Итак, до краха вильгельмовско-кайзеровского рейха в 1918 г. в германской партийной системе имелось четыре течения: либералы, социал-демократы, консерваторы и христиане (католики).

       После 1918 г. возникла новая система власти, в которой равно как и в политических партиях, парламентские силы были намного крепче, чем в бисмаркском рейхе. В Веймарской Республике эти четыре партийных течения поначалу оставались определяющими. И все же консерваторы оставались монархистами и, следуя своему властно-государственному мышлению, находились в поиске сильной руки среди военных и государственной бюрократии. Социал-демократы раскололись на сторонников демократическо-парламентской системы и сторонников коммунистической системы рабочих и солдатских советов, причем с теми же представлениями о целях, что и у юной тогда Советской России.

       Хотя СДПГ до 1932 г. сохранила свою роль сильнейшей партии в парламенте, но коммунисты смогли регулярно получать шестую часть всех голосов избирателей. Либералы раскололись на прогрессивное крыло и на национально-патриотическое, которое скептически относилось к Веймарской Республике.

       Партия Центр осталась стабильной партией среды времен кайзеровского рейха и фактически представляла собой политическую середину между правыми и левыми в новом рейхстаге, получая менее одной пятой голосов избирателей.

       Дистанция некоторых партий по отношению к парламентской демократии и дистанция очень большого числа граждан в отношении демократических партий оказались слишком большим бременем для Веймарской Республики. Сменяющие друг друга коалиционные правительства трех демократических блоков из либералов, социал-демократов и Центра терпели поражения в результате напряженности в отношениях внутри самих коалиций и действий враждебной демократии оппозиции внутри и вне парламента. Конец Веймарской Республики приблизился, когда образовалось массовое движение совершенно нового типа - Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСРПГ) во главе с А.Гитлером.

       Своих сторонников эта партия вербовала, прежде всего, в армии рабочих и мелких буржуа, лишившихся своих жизненно важных корней в результате мирового экономического кризиса, а также среди учителей и студентов и других слоев населения.

       В течение немногих лет НСРП превратилась в самую сильную партию. Когда Коммунистическая партия Германии (КПГ) повернула на сталинский курс, согласно которому социал-демократия являлась, якобы, опаснее национал-социализма (среди коммунистов социал-демократию стали называть "социал-фашизмом"), и когда консерваторы в своей ненависти к Веймарской Республике пошли на заключение соглашения с Гитлером и помогли ему занять пост рейхсканцлера, которому к тому же президент Гинденбург предоставил чрезвычайные полномочия, то всё это суммарно означало, что с демократией и самой Веймарской Республикой было покончено. Наступило время фашистской диктатуры в "третьем рейхе". Фашисты правили в Германии вплоть до её поражения во второй мировой войне и её оккупации в 1945 г. войсками союзников по антигитлеровской коалиции.

       В советской оккупационной зоне, в которую входила Восточная Германия, укоренилась, в сущности, однопартийная система в лице Социалистической единой партии Германии (СЕПГ).

       В оккупационных зонах союзников в Западной Германии к 1982 г. сформировалась в общем и целом трехпартийная система.

       Из католической партии Центр и из части консерваторов, склоняющихся к буржуазной середине, образовался Христианско-демократической союз (ХДС) и его баварский побратим Христианский социальный союз (ХСС).

       Следует отметить, что вплоть до сегодняшнего дня все реакционные и близкие к национал-социалистам партии терпели крах вскоре после их основания, и они никогда не играли какой-либо значительной роли в ФРГ.

       Свободные (прогрессивные) либералы вместе с национал-либералами создали Свободную демократическую партию (СвДП). СвДП не всегда получала 10% голосов избирателей, но на всех парламентских выборах, включая последние в 2002 г., она набирала более 5% голосов, необходимых для того, чтобы быть представленной в бундестаге.

       Третьей партией являются социал-демократы (СДПГ), которые были и остаются постоянно представленными в бундестаге.

       Все канцлеры ФРГ являлись членами ХДС или СДПГ. Обе эти большие партии, как правило, нуждались в коалиции с СвДП, чтобы располагать в бундестаге коалиционным (канцлерским) большинством. Тем самым партии фокусируют связь политической воли народа и политической власти. Ведь именно распределение мест в бундестаге определяет шансы партий на формирование правительства.

       В ФРГ со времени её основания в 1949 г. и до 1998 г. были следующие коалиционные правительства и канцлеры: Конрад Аденаэр (ХДС) с СвДП или другими партиями справа от центра (1949-1963 гг.); Людвиг Эрхард (ХДС) с СвДП (1963-1966 гг.); Курт Г.Кизингер (ХДС) с СДПГ (1966-1969 гг.); Вилли Брандт (СДПГ) с СвДП (1969-1974 гг.); Гельмут Шмидт (СДПГ) с СвДП (1974-1982 гг.); Гельмут Коль (ХДС) с СвДП (1982-1998 гг.). Партийную демократию ФРГ олицетворяет избранный из среды парламента канцлер. Его политическая власть зависит от распределения мест в парламенте, которое определяется полученными партиями на выборах голосами избирателей. Эта система проявила себя как чрезвычайно стабильная: три партии определяли политику страны более 50 лет, а смена личности канцлера происходила в среднем только каждые 8 лет.

       Несмотря на это, партийный ландшафт никогда не застывал в неподвижности. Часто возникали партии, которые хотели прорваться в бундестаг. За последние 20 лет это удалось только двум партиям.

       В 1983 г. "Зеленые" собрали на выборах больше голосов избирателей, чем это необходимо для преодоления 5%-го барьера. Возникновение "Зеленых" - это результат движения протеста против политической элиты, которая слишком благоволила индустрии и втянулась в гонку вооружений "холодной войны". Типичными требованиями "Зеленых" были: экологическое мышление вместо субсидирования атомных электростанций; программы помощи для стран т.н. "третьего мира" вместо вооружения всё более новыми ракетами с ядерными боеголовками.

       С 1998 г. сами "Зеленые" являются частью политической элиты. Вместе с социал-демократами они образовали коалиционное правительство во главе с канцлером Г.Шрёдером (СДПГ), в котором они имеют ряд постов, в том числе пост министра иностранных дел, который занимает Й.Фишер - самый популярный в народе политик.

       После объединения Федеративной Республики Германия с Германской Демократической Республикой (ГДР) в 1990 г. удалось попасть в бундестаг Партии демократического социализма (ПДС).

       ПДС вышла из Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) - государственной партии ГДР. ПДС часто называют преемницей СЕПГ. Её электорат составляют, прежде всего, бывшие государственные служащие и представители старшего поколения ГДР, которые не хотели исчезновения однопартийного государства.

       ПДС может опереться примерно на 20% избирателей в новых федеральных землях, образованных на территории ГДР.

       Но в западной части ФРГ, то есть в старых федеральных землях, у неё нет никакой базы. Поэтому ей нужно прилагать огромные усилия, чтобы преодолеть предписываемый законом для выборов в бундестаг 5%-й барьер.

       Партийная система ФРГ показала себя стабильной, гибкой и действенной.

       Стабильность выражается в преемственности представительства одних и тех же партий, которые олицетворяют консервативно-христианское, либеральное и социал-демократическое направления.

       Гибкость выражается в шансах для иных, подчас противоположных политических течений реализовать себя на выборах, выступая против укоренившихся партий, как это удалось, например, "Зеленым".

       Действенность выражается в смене правительств, так что ни одна партийная коалиция не смогла надолго удержать канцлерское большинство.

       Обе продолжительные фазы правления коалиций ХДС и СвДП при Аденауэре и Коле сменили продолжительные фазы правления СДПГ, которую представлял канцлер с другими коалиционными партнерами. С 1998 г. правит и, видимо, до 2006 г. будет править коалиция СДПГ и "Зеленых" во главе с канцлером Г.Шрёдером.

       Партийная демократия действует, если смена власти, какой бы непредсказуемой ни была её точная дата, является во всяком случае частью партийно-политической системы.

Правовые рамочные условия для партий
и формирование внутрипартийной воли

       Действенности партийной системы в ФРГ после второй мировой войны содействовали по меньшей мере три фактора.

       Во-первых, ужасный опыт с врагами демократии, которые уничтожили Веймарскую Республику, установили в Германии преступный фашистский режим и к концу войны поставили немецкий народ в катастрофическое положение.

       Во-вторых, хорошее экономическое развитие, которое подпитывало успешное становление и развитие послевоенной демократии и партийной системы в Западной Германии.

       Высокий экономический рост облегчил создание государства всеобщего благосостояния. Легче устанавливалась преемственность и в политике у сменявшихся федеральных правительств. Людям жилось все лучше, и они могли воспринимать соревнование партий за проведение лучшей политики как важную составную часть успеха второй германской республики.

       Несмотря на это, следует отметить, что в Германии партии, в сущности, никогда не пользовались особенно высоким уважением.

       С кайзеровских времен избиратели скептически относились к партиям, если, конечно, они сами не были членами партий. Но партийная система в ФРГ опиралась еще на один - третий фактор, а именно: законы и внутрипартийные правила во взаимосвязи с политическими скандалами, которые прямо-таки раздували свободные СМИ, ставили все более узкие границы для злоупотребления властью со стороны партий.

       Каждый новый такой скандал содействовал тому, что партии инициировали изменения законов и своих партийных уставов, дабы воспрепятствовать повторению деяний, подвергавшихся критике со стороны общественности.

       Законы ФРГ отводят партиям весьма высокое место. Но из указанной в Основном законе партиям особой роли посредника между народом - избирателем и государством одновременно вырастают также обязанности партий. Основной закон определяет Федеративную Республику как парламентскую демократию: "Вся власть исходит от народа". Народ является сувереном и на выборах определяет состав бундестага. Для того чтобы партии могли выступать как посредники, они должны соблюдать важные правила честного соревнования за лучшую политическую концепцию.

       В ст. 21 Основного закона о партиях в этой связи говорится: "Их внутренний строй должен соответствовать демократическим принципам. Они должны представлять публичный отчет о происхождении и применении своих финансовых средств, а также о своей собственности".

       В законе о партиях содержатся к тому же существенные положения, сведенные в 8 разделов.

       В первом разделе о задачах партий говорится: "Партии принимают участие в формировании политической воли народа во всех областях общественной жизни тем, что они в особенности:

       1. оказывают влияние на формирование общественного мнения;

       2. побуждают к политическому образованию и развивают его;

       3. способствуют активному участию граждан в политической жизни;

       4. воспитывают граждан, которые способны взять на себя общественную ответственность;

       5. участвуют в выборах в федерации, землях и общинах посредством выдвижения кандидатов в депутаты;

       6. оказывают влияние на политическое развитие в парламенте и правительстве;

       7. вводят выработанные ими политические цели в процесс формирования государственной воли и

       8. заботятся о постоянной живой связи между народом и государственными органами".

       В демократическом правовом государстве из этих задач проистекают отнюдь не только права на формирование (сферы деятельности), но также и обязанности осуществляющих формирование (выполнение обязательств, связанных с деятельностью). В особенности закон о финансировании партий четко устанавливает, каким образом партии должны представлять публичный отчет о деньгах, которые они получают для решения своих задач.

       Общественность должна быть информирована, например, о том, кто является мелким и кто крупным вкладчиком денег в партийную кассу. Пожертвования от концернов имеют иной характер, нежели взносы членов партии, и они должны быть соответственно разграничены, а данные об отдельных пожертвователях приведены в отчете; должны быть ясно показаны и налоговые отчисления.

       Внутренний строй партий, как указывается в Основном законе, должен соответствовать демократическим принципам. Если процесс формирования внутрипартийной воли не отвечает требованиям демократических правил, то он является антиконституционным. И такая партия должна быть запрещена.

       Как закон о партиях регулирует процесс формирования внутрипартийной воли и насколько демократично функционирует данный процесс фактически?

       Закон предусматривает здесь четыре критерия:

       1. Партия должна быть выстроена снизу вверх. Это означает, что базис партии выбирает высокие органы, а они, в свою очередь, выбирают самые высшие.

       2. Выборы должны проводиться регулярно, а избранные в руководящие органы должны отчитываться на соответствующих партийных собраниях, конференциях и съездах. Партия должна иметь независимый третейский суд, который может снимать функционеров партии с их постов, если эти функционеры нарушили законы страны или устав партии.

       3. Структура партии должна учитывать федеральное устройство страны, то есть предусмотреть создание региональных партийных звеньев.

       4. Основные права членов партии должны включать в себя равноправие при голосовании, свободу выражения мнения и защиту от произвольного исключения из партии.

       Общественность должна иметь возможность косвенно участвовать в процессе образования внутрипартийной воли, имея в виду, что закон о партиях предусматривает еще два требования:

       а) партия обязана публично извещать общественность о своем уставе, своей программе, своих финансах и именах своих избранных руководителей;

       б) партия должна демократическим путем на партийных конференциях определять своих кандидатов в ландтаги (земельный уровень) и в бундестаг (федеральный уровень), причем общественность (пресса и т.д.) должна иметь доступ на эти мероприятия.

       Взгляд на организационную и членскую структуры СДПГ поможет ответить на вопрос, как фактически обстоит дело с внутрипартийной демократией.

       СДПГ имеет четыре организационных уровня.

       На нижнем уровне находятся местные организации. В настоящее время имеется 11 тыс. таких базовых организаций с зачастую малым числом членов, проживающих в городских кварталах или в пригородах.

       Над ними расположились около 350 партийных подокругов, которые состоят из избранных в местных организациях делегатов и которые представляют членов партии отдельных крупных городов или многих небольших сельских округов.

       Уровнем выше находятся 25 партийных округов, границы которых совпадают с малыми федеральными землями или с частью крупной федеральной земли. (ФРГ состоит из 16 земель).

       На федеральных партийных съездах избирается руководство СДПГ, или высший организационный уровень партии.

       Среди членов партии следует различать четыре группы:

       1. рядовые члены, которые платят вступительные взносы и не проявляют интереса к партийным делам;

       2. рядовые члены партии, проявляющие большой интерес к жизни и деятельности партии и безвозмездно выполняющие все партийные поручения;

       3. официально работающие в партийном аппарате и оплачиваемые партией за своей труд члены партии;

       4. выдвинутые партией и избранные народом депутаты.

        Ясно, что на уровне местных организаций действительная власть, как говорится, не дома. На этом уровне официальные партийные служащие не работают. Простые члены партии и безвозмездно работающие на местном уровне члены партии вместе с выборами представителей в подокруга и округа делегируют партийно-политическую власть наверх. Чем выше уровень, тем яснее политическое самосознание, тем больше готовность к интенсивному ангажементу в партийной работе и лучше способность к участию во внутрипартийной борьбе за правильную политику. Поэтому нельзя утверждать, что партийное руководство на федеральном уровне сверху контролирует и управляет партией. Точно также как нельзя утверждать, что политические взгляды базиса партии в ходе демократического формирования внутрипартийной воли снизу вверх находят адекватное отражение в позициях высшего руководства партии. Позиции власти в иерархии партии и демократические процессы выборов снизу вверх являются двумя действующими друг против друга факторами. Это показывает практика выдвижения кандидатов в депутаты бундестага, которое согласно избирательному праву в ФРГ должно происходить на земельном уровне. Каждая федеральная земля составляет списки кандидатов в депутаты бундестага от партий. Высшее партийное руководство большей частью не пытается влиять на состав земельного списка кандидатов. Победившие на выборах и ставшие депутатами входят в бундестаг от соответствующей федеральной земли. Власть на выдвижение кандидатов в депутаты принадлежит окружным организациям СДПГ.

Роль партий в настоящее время

       В заключение следует еще раз отметить наиболее существенные функции партий в условиях парламентской демократии Германии и попытаться ответить на вопрос о том, соответствует ли нынешняя партийная система этим функциям.

       Из уже цитированного определения политических партий, данного У. фон Алеманном, следует, что им присущи семь функций: участие, трансмиссия, селекция, интеграция, социализация, саморегулирование и легитимация.

       В условиях парламентской демократии граждане наряду с правом голоса на выборах имеют также право активно включиться в политику. Они могут соорганизоваться в различные партии, которые выдвигают различные программные цели. Тем самым они могут сделать более эффективным свое участие в формировании политического процесса. Для партий в Германии эта функция участия закреплена в Основном законе, то есть в правовом отношении на очень высоком уровне. Поскольку в ФРГ господствует многопартийная система, её граждане в качестве членов той или иной партии действительно имеют большие возможности для участия в политическом процессе.

       Благодаря членству в партии интересы ангажированных в различных партиях граждан получают связку с партийными программами, которые переводятся в плоскость активной политической деятельности, если данная партия с достаточно хорошим итогом завершает выборы. Партийные программы дискутируются публично, особенно во время предвыборных кампаний, и потому доступны для всех граждан. Опосредование интересов граждан политической властью функционирует через соревнование за голоса избирателей и тем самым за места в парламенте. Трансмиссия находящихся в состоянии соревнования политических предложений происходит, если "рынок предложений политики" функционирует в качестве механизма распределения власти.

       Для того, чтобы лучше реализовать себя политически, нужно самому сделать карьеру в партии. Отбор политического персонала (для парламента и правительства) в ФРГ происходит исключительно внутри партий. В последние 50 лет не было ни одного высокопоставленного политика, который не был бы одновременно руководящим деятелем представленной в бундестаге партии. Только в редких случаях были федеральные министры, которые во время их назначения уже перестали быть профессиональными политическими деятелями, сделавшими большую карьеру в партии. Такое развитие демократии в направлении доминирования партийных политиков находится в тесной связи с практической монополией партий на выдвижение кандидатов в депутаты бундестага. Конечно, ограничения допустимы, но вряд ли кому-нибудь удастся без выдвижения партией оказаться избранным в бундестаг. Функция селекции у партий очень сильна, а для критиков германской партийной системы даже слишком сильна.

       Итак, отбор политического персонала носит на себе особенно мощный отпечаток партий, что приводит к значительным недостаткам в реализации партийной системой своей функции интеграции. Кто ангажирует себя внутри партий (функция интеграции) и кто свои интересы опосредует через партии (функция трансмиссии), тот крепко интегрирован в политическую жизнь и заинтересован в сотрудничестве во имя осуществления общих партийных целей. Он (или она) интегрируется и жертвует своими особыми интересами ради сплоченности партии. Но прочим группам по интересам, находящимся вне партий, это недоступно.

       Избирателям, которые не входят ни в какую партию, очень трудно заявить о себе в политической сфере и у них нет практически шансов для участия в формировании процесса отбора высокопоставленных политиков. Только такие крупные объединения, как профсоюзы или объединения предпринимателей в промышленности, могут - наряду с партиями - заставить выслушать себя тех, кто принимает и осуществляет важные политические решения. Интеграция постоянно возникающих новых интересов и мнений, которые отражают поворот в общественной жизни в целом, происходит в недостаточной степени из-за действительно очень сильной функции селекции, осуществляемой политическими партиями.

       Тем самым в среднесрочном плане наносится ущерб функции, которую можно обозначить как врастание в строй демократических ценностей или как демократическую социализацию. Обучение политике происходит, прежде всего, в так назы-вае-- мой малой политической повседневности: в ангажементе родителей в делах местной школы, в сотрудничестве в местной инициативной группе по защите окружающей природной среды, в выдвижении кандидатуры на общественную (неоплачиваемую) должность в совете общины. Коль скоро молодое поколение не имеет интереса проявить свой ангажемент для сотрудничества с какой-либо политической партией, то его, возможно, можно считать потерянным для политической социализации. В настоящее время драматически быстро повышается средний возраст членов партии во всех германских партиях. Молодежь не хочет быть деятельной внутри партий. Закономерен поэтому вопрос, а в достаточном ли масштабе происходит демократическая социализация, если повседневный ангажемент во всё большей мере осуществляется вне партий.

       Партии являются крупными организациями, которые нельзя описывать, однако, исходя только из количества их членов. В них наряду с аппаратом служащих имеются влиятельные комиссии советников, близкие к партиям фонды и объединения культуры, а также и предприятия, которые принадлежат партии (например, издательства книг и газет). Эта сеть учреждений находится в соревновании с другими учреждениями и другими партиями и должна быть в состоянии утвердить себя, имея в виду изменения, происходящие в процессе соревнования.

       Необходимое приспособление происходит также в ходе саморегулирования: различные деятели в сети внутрипартийных отношений постоянно встречаются друг с другом, обсуждают решения о персональных назначениях и перемещениях, лозунги для избирательных кампаний, внутрипартийные "связки" и другие внутрипартийные дела. Заниматься своими собственными делами является функцией саморегулирования. Она служит тому, чтобы партии в организационном отношении приспосабливались к требованиям, идущим извне.

       В конкуренции с другими крупными организациями только партии имели успех в долгосрочном плане. Их саморегулирование достаточно для того, чтобы они осуществляли свое организационное обновление и удерживали свою ударную силу на уровне других крупных организаций.

       И не в последнюю очередь партиям предназначена функция легитимации для политической системы в целом. Она способствует признанию парламентской демократии в Германии. Эту функцию партии могут осуществлять в той мере, в какой это позволяет выполнение ими других шести функций. В Германии уже сравнительно долго наблюдается критика партий, которая прибегает к различным источникам и проявляется в различных формах.

       Например, используется такое явление, как спад участия граждан в выборах. В 60-е и 70-е годы в земельных выборах принимали участие 80% имеющих право голоса. На выборах в бундестаг их было около 90%. С тех пор, особенно на выборах в ландтаги, произошло явное сокращение участвующих в выборах.

       Поэтому вновь и вновь говорят об исчезающем доверии к политикам и их партиям и об общей раздраженности партиями. С понятием раздраженности партиями связывают суммарную критику способа функционирования политической системы, а также разочарование избирателей из-за отсутствия морального стандарта в политике, недостаточную компетенцию политики в решении актуальных общественных проблем и отсутствующую готовность людей идти в политику. Следствием раздраженности политикой является дефицит легитимации. Свою функцию легитимации партии в Германии смогут вновь лучше выполнять, если они сильнее включат в свою работу рассмотрение вопросов, связанных со значительными изменениями в жизни общества в последние годы, и решение этих вопросов оформят в виде эффективных политических действий.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]