Статьи
Обозреватель - Observer



 НУЖНА ЛИ РОССИИ
СВОЯ ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ?
 
Академик Д.С.Львов об аксиоматическом обосновании
нравственной доктрины экономического развития страны

Редакция журнала "Обозреватель-Observer"
сердечно поздравляет Дмитрия Семёновича с юбилеем,
желает ему долгих и радостных лет жизни и благодарит
за многолетнее творческое сотрудничество с нашим журналом.

        Из истории известно, что в эпохи радикальных преобразований в экономике возрастает значимость идейного творчества, на что в начале прошлого века указывал Дж.М. Кейнс: "… в области экономической и политической философии идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. Можно утверждать: в действительности только они правят миром". Очевидно по этой причине в последние годы в нашем обществе с большим интересом обсуждается впервые выдвинутая Вами доктрина нравственной экономики и те аксиомы, которые положены в её обоснование.

        Чем Вы сами можете объяснить интерес общественности к этой новой концепции развития экономики России?

        В современных условиях, когда модели экстенсивного развития исчерпаны, а на идеи технократизма современного общества не построишь, экономическое развитие в гораздо большей степени опирается на духовные, культурные и социальные институты, чем на технические нововведения. Именно поэтому передовые идеи и научные представления, которыми пользуются для осмысления социально-экономических процессов, являясь движущими силами общественного развития, должны составлять основу экономической философии. Такой подход, называемый экономиософическим, имеет, на наш взгляд, фундаментальное значение, потому что через этот фактор ("идейное творчество") предполагаемое будущее должно наполняться высоконравственным содержанием и оказывать системное влияние на реформирование общества и экономики в прогрессивном направлении.

        Мы убеждены, что Россия должна перейти в новое идейное измерение, чтобы остановить процесс дегуманизации общества, который можно объяснить отсутствием у правящей элиты прочных религиозных основ того христианского фундамента, без опоры на который государственная и общественная жизнь не могут быть надлежащим образом устроены. Духовно-нравственное состояние людей является важнейшей характеристикой нашего времени, времени исторического творчества, которое становится выше отрицательной борьбы партий, общественных движений и т.п. и которое предполагает религиозное отношение к жизни. Необходимо провозгласить собственную экономическую философию, предварительно отвергнув ложную либеральную дилемму: правительство или рынок. На понимание экономической жизни как социального служения и зиждется выдвинутая нами доктрина нравственной экономики.

        Следует отметить, что помимо экономической отсталости в обществе может иметь место идейная бедность и идейная отсталость, происходящие из-за духовной бюрократизации жизни, закрепощающей движение мысли и развитие личности. Видимо по этой причине сегодня наше общество так жадно ловит все то новое, что может помочь выбраться стране из той пропасти, протяженностью в 15 лет, в которой она оказалась стараниями наших радикал-реформаторов.

        В каких терминах, на Ваш взгляд, можно определить состояние современного российского общества?

        В последние годы мы теряем себя, осмысленный образ своего прошлого, настоящего и будущего, и уже давно пришла пора говорить о реалистических и высокоидейных целях, способных объединить Россию, вдохнуть в её народ ту энергию, которая необходима для выхода из смутного времени.

        Состояние, в котором находятся наше общество и его экономика обычно характеризуется как кризис, который подчас понимается элементарно и весьма упрощенно.

        Как-то в беседе со мной Митрополит Кирилл спросил: "А знаете ли, Дмитрий Семёнович, что означает в переводе с греческого слово "кризис"? Это - "суд".

        И сейчас, в наше время идет именно суд над постиндустриальным обществом. Мы переживаем исторический период, насыщенный глобальными противоречиями, пути разрешения которых неисповедимы. В этом смысле кризис (в понимании слова "суд") - предостережение человечеству о том, чтобы оно умерило свою тягу к материальным благам и направило свои основные устремления к духовному.

        Кризис-суд - это жёсткая сила, подминающая под себя всех и все. Суть её - тоталитаризм, который западный мир под эгидой США насаждает всему остальному миру. Но победить они никогда не смогут в силу тех противоречий, которые изнутри продолжают подтачивать капиталистическую систему.

        При капитализме человек оказался заложником созданной им индустриальной системы, машинообразных монстров современной технологии власти и масс-медиа. Не устранены причины резкого расслоения общества на богатых и бедных, не созданы условия для раскрытия духовного потенциала личности.

        Несмотря на гигантское развитие экономики, современное западное общество потребления, блестяще подтвердило формулу К. Маркса, поддавшись "иллюзии овеществления людей в капитализме". И что же в итоге? Появляется не менее жесткая социальная система, которая разворачивает сознание людей против идеалов свободы, равенства, против естественного стремления человека к взаимной солидарности, против духовного обогащения в процессе общения людей. Идея свободы личности для творчества, созидания, для духовного возвышения себя и других низводится системой до идеи индивидуального обогащения, а то и прямого стяжательства.

        К сожалению, результатом такой антиобщественной тенденции является приход во власть людей с ограниченным кругозором и, как бы это помягче сказать, с не совсем глубоким интеллектом. Особенно удручает бедность перспектив, отсутствие положительного творческого содержания в правительственных программах.

        Сегодня, увы, наше российское руководство, кажется, позабыло о существовании системного кризиса в стране, оно, видимо, просто не знает, что происходит в обществе. Оно слабо и напугано, заурядно в интеллектуальном отношении, обделено способностью к оценке и пониманию, лишено чувства прошлого и чувства будущего. Это одна из причин, по которой нынешний кризис проявляется с такой силой, а исполнительная власть поражена бюрократическим склерозом. Но что огорчает и создает дополнительные сложности, так это то, что и сама наука ускоренно сдает свои позиции перед этой властью.

        Что, на Ваш взгляд, является принципиально важным для преодоления кризисного состояния экономики и общества?

        Заглядывая в будущее, мы неизбежно возвращаемся к фундаментальным проблемам социального мира и справедливости, к фундаментальным проблемам духовности. Вспомним, что всякий раз, когда Россия выходила из, казалось бы, безнадежного положения народ, во всяком случае, большая его часть, был охвачен порывом - неким общим устремлением. Так было в смутное время XVII в., во времена нашествия Наполеона, в революции 1917 г., в Великую Отечественную войну, в годы восстановления разрушенной войной экономики.

        Этот общий порыв заставляет людей работать с невиданной энергией, идти на лишения, мириться с горем. Он творит чудеса. И, наоборот, когда во главу угла ставились не общие цели возрождения, спасения всех для будущего, а удержание интересов власти, за которыми, в конечном счете, просматривалась корысть и материальные блага для избранных, народ оказывался глух к таким устремлениям.

        Сейчас в общественной жизни начинают проступать признаки нарастающего социального разлома. Это апатия, цинизм, разочарование и неверие народа в любые посулы власти, пассивное отношение населения к происходящим событиям, к политическим играм наверху. У народа вырабатывается реакция к тому, что называется синдромом вживания в катастрофу.

        Люди находятся сегодня в тисках постоянно усиливающегося эмоционального стресса, связанного с резкой деформацией привычного, исторически сложившегося уклада жизни. Меняется представление о вековых ценностях, нравственных устоях жизни и представлениях о социальном мире и справедливости. Учёный, учитель, врач мгновенно переместились с первых на одну из последних ступеней в устоявшейся в сознании людей иерархии ценностей. Благородное бескорыстное служение для всех, во имя общего блага отошло на задний план. На первое место выдвигаются критерии материального благополучия для себя, не сообразуясь с положением других. Краткосрочные интересы текущей выгоды стали превалировать над долгосрочными целями возрождения и развития страны.

        Естественно возникает традиционный для русских вопрос: "Что делать?"

        Нужно развернуть накопившуюся лавину социальных противоречий в созидательное русло духовного возрождения народа. Но для этого нужно Слово-призыв, способное дойти до Души и Совести каждого.

        Многие ли задумывались над образом того, что мы называем Совестью?

        Этот образ проходит красной нитью через всю историю России. Какова его суть?

        В нем два собирательных начала. Это, прежде всего, весть - благая весть. Известие для души об истинах, которые как бы сами собой выстраиваются в понятный и неоспоримый принцип праведного поведения человека. Своими корнями символ совести уходит в духовный опыт народа, в его культуру, в его религию.

        Дух западного капитализма, поднимающий на щит ценности богатства и благополучия, основан на протестантской религиозной этике. Ее основной постулат - индивидуальная избранность к спасению - несовместим с духовным наследием православия. Православие всегда отстаивало равенство всех людей перед Богом. Это и есть благая весть, символ совести нашего народа: "Спасутся или все или никто".

        Таким образом, ключевым моментом в понимании духовных начал российского общества является глубоко личный, индивидуально избираемый путь к общности. Так я понимаю российский коллективизм - общее для всех дело.

        Отступление от этих принципов неизбежно приводит к разрушению духовной основы общества. Если хотите, коллективистские начала являются его генетическим кодом.

        Если принцип индивидуализма, вседозволенности и бесконтрольности становится определяющим, то такое общество обречено на разрушение. Наступает судный день и происходит то, что можно назвать мутацией общественного генезиса.

        В этом смысле я понимаю слова Владыки Кирилла о Кризисе как Суда. По сути дела, болезнь общества образовалась на клеточном уровне. Удержать от распада и, в конце концов, от гибели такое сообщество чрезвычайно трудно, а может и невозможно. Это объективный закон, с которым нельзя не считаться и который определяет нравственные принципы будущего общественного устройства

        Почему встает вопрос именно о нравственных императивах развития экономики и общества?

        Сейчас, как никогда раньше, нам важно осознать себя как нацию, понять своё предначертание. В Библии сказано: "Вначале было Слово".

        Следовательно, нам надо раскрыть замысел - для чего и для кого проводятся реформы, какой бы мы хотели видеть нашу страну в результате их осуществления. При этом, как мне представляется, акцент следует сделать, прежде всего, на новых аксиоматических принципах, построения справедливого общества.

        При этом я понимаю аксиомы как нравственные ограничения, которые отражают записанные в генетической памяти людей исходные положения жизнедеятельности.

        Их особенность состоит в том, что они воспринимают людьми как абсолютные истины, без соблюдения которых рушится исторически сложившийся уклад жизни людей единой общности. Сохранение этого уклада от любых посягательств извне и изнутри является высшим устремлением всех членов сообщества. Это, если хотите то, что цементирует общественное сознание, заставляет человека возвыситься над личным перед значимостью общественного или общего.

        Только в этом смысле и уместно говорить о нравственной экономике как исходной базе выстраивания нового общества.

        Настала пора развернуть еще не угасшую в сознании масс энергию сопричастности каждого к общему делу. Но для этого нужно Слово, Слово-призыв, способное дойти до души и совести каждого. А для этого в процессе проведения реформ власти надлежит перестроить не только реальность - экономику, но и скорректировать субъективное отношение людей к этой реальности, иными словами, трансформировать образ социального мира, который превалирует в сознании граждан.

        В основе реформ должен быть положен фундаментальный тезис: любая власть не обладает и никогда не будет обладать секретом построения справедливого общества, если не заложит в его основу начала духовного и нравственного возрождения.

        К сожалению, для наших реформаторов этот тезис так и остался непонятным, что наглядно продемонстрировали события последних лет. Экономика должна опираться на фундамент нравственных аксиом и адекватные нравственным принципам институты. Среди них ведущее место должен занять институт общественной собственности, трансформируемый в предложенную нами систему национального имущества.

        И здесь естественным образом возникает вопрос об аксиоматическом обосновании нравственной экономики. Каковы, на Ваш взгляд, должны быть её основные постулаты?

        Но прежде чем дать формулировки аксиом, мы должны чётко заявить, что целью для нас должна быть экономика, основная движущая сила которой будет принципиально иной по сравнению с рыночным обществом массового потребления. Вместо стремления к богатству - стремление к высокому качеству жизни. А этого качества невозможно достичь индивидуально, не повышая одновременно качество жизни окружающих.

        Здесь должен сработать принцип: "лучший способ помочь себе - это помочь слабому". Качество жизни общества должно определяться разнообразием жизненных благ, которые могут быть гарантированы каждому его члену, включая и такое благо, как труд не только ради заработка. И такое благо, как время, свободное от труда ради заработка. Этим гарантированным пакетом и должна, в конечном счете, измеряться эффективность экономики, её качество.

        Коллективистские начала являются генетическим кодом российского общества. Отступление от этих принципов неизбежно будет приводить к нарушению духовной основы общества. Дух западной этики, которая основана на ценности богатства и благополучия, индивидуальной избранности к спасению, несовместим с духовным наследием нашего народа. Он всегда отстаивал равенство всех людей перед Богом. Это и есть символ совести нашего народа: "Спасутся или все или никто".

        Ключевым моментом в понимании духовных начал российского общества является глубоко личный, индивидуально избираемый путь к общности. Российский коллективизм надо понимать как общее для всех дело. Коллективистские начала российской жизни надо сделать опорой реформ.

        Для реализации этих целей и необходимы аксиомы нравственной экономики - экономики будущего. На наш взгляд, принципиально важными из них являются следующие:

        * Общество должно быть владельцем тех ресурсов, на которых основывается жизнедеятельность всех его членов и социальных образований. Именно общество способно быть истинным владельцем территории, её земельных, водных и прочих природных ресурсов, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно-рекреационные зоны.

        Закрепление за обществом как за своего рода юридическим лицом высшего ранга прав верховного владельца территориальных и природных ресурсов должно получить конституционное и законодательное признание, что явится основой для предоставления всем членам общества равных прав на доступ к пользованию территориально-природными ресурсами. Это явилось бы содержательным наполнением принципа равенства возможностей, без которого трудно добиться социального мира и осознания всеми слоями населения и отдельных граждан общности их интересов.

        Система национального имущества, важнейшими составляющими которого являются природная среда, территория, водный и воздушный бассейны и вообще все природные ресурсы, является общественным достоянием, а потому должны выступать в форме общественной собственности, то есть собственности всего населения.

        Через этот принцип реализует неотъемлемое право каждого на равный доступ к природному благу, которое не является "делом рук человеческих".

        * Необходимо согласовать принцип частной собственности с непременным атрибутом рыночной экономики - свободой и равенством в процессе обмена товаров для всех. А этого можно достигнуть лишь при условии, что собственник земли и природных ресурсов будет выплачивать природную ренту, а не присваивать себе то, что ему никогда не принадлежало и принципиально принадлежать не может. Он имеет непререкаемое право на доход, являющийся результатом его предпринимательской деятельности, вложением капитала за свой страх и риск. Но также закономерно, что часть дохода, которая остается сверх этого и не является "делом рук человеческих", предпринимательской активности, то есть собственно рента должна принадлежать всем. В результате все расставляется по своим местам: частная собственность согласуется с принципами свободы и эквивалентного обмена, эффективности и социальной справедливости.

        В обоснование этого постулата следует отметить, что в отличие от многих других стран у России есть фундаментальный источник доходов бюджета, который сегодня, по существу, остается незадействованным. Это рента с природных ресурсов. Большая часть рентного дохода России сегодня оказалась приватизированной. Его главная составляющая - природная рента - не результат непосредственной трудовой и предпринимательской деятельности, коммерческих рисков и т.п. Это то, что в России от Бога, а потому с морально-этических, общечеловеческих и нравственных принципов, должно принадлежать всем!

        Но действующий экономический механизм позволяет этот доход аккумулировать в руках ограниченной по своей численности околовластной финансовой и преступной элиты, лишая 9/10 населения страны доходов от эксплуатации природных ресурсов, дарованных ему свыше. Эта в высшей степени безнравственная акция разрушает исторические представления людей о социальном мире и справедливости, зафиксированные в священных преданиях народа.

        Отсутствие равного доступа для всех к тому, что в России от Бога, является тягчайшим грехом. Не замолив этого греха, мы никогда не сможем обеспечить достойное будущее нашей стране, её народу.

        * Материальной реализацией верховных владельческих прав общества на территориально-природные ресурсы должно стать обращение рент от всех используемых ресурсов в общественные доходы, аккумулируемые в системе общественных (государственных) финансов.

        Эта сумма рентных доходов, образующаяся после оплаты услуг всех остальных факторов производства, составит чистый доход общества, в котором все его члены имели бы равную долю. Он может стать материальной основой их гражданского статуса и выступать в форме социального дивиденда, который может явиться главным источником социально-стратегической компоненты общественных расходов, то есть расходов, направленных на развитие человеческого потенциала. Это, прежде всего, сферы бесплатного здравоохранения и образования. Иначе говоря, действует принцип: стратегическая компонента расходов на общественное благосостояние - за счет природной ренты. Текущая их компонента - за счет личных доходов от предпринимательской деятельности и наемного труда.

        Проблема присвоения ренты обществом, а через него и всеми членами общества из чисто экономической превращается в проблему конституционного развития общества и государства.

        Обобществление рентного дохода - это не только реальная возможность обеспечения стабильных бюджетных поступлений, но и условие сохранения России в качестве устойчивой, самостоятельной геополитической единицы. Решение этой проблемы может послужить той объединяющей силой, которая обеспечит России достойное место в третьем тысячелетии.

        Теперь о принципиально важном вопросе, а именно о тех людях, на которых должны "работать" аксиомы нравственной экономики, в частности дать характеристику динамики и структуры народонаселения страны в аспекте его влияния на экономическое развитие.

        Общество еще не осознало, что произошедшее за годы реформ абсолютное сокращение населения страны - это не только гуманитарная катастрофа и снижение социального потенциала страны, но также, с экономической точки зрения - это потеря потенциально возможного ВВП, не полученного из-за снижения численности граждан в трудоспособном возрасте.

        Думаю, что мы все ощутили жесткую власть времени именно в эти годы либеральных реформ, когда экономика страны была буквально отброшена на десятки лет назад, а российский народ стал вымирать беспрецедентными для мирного времени темпами. Шоковая пересадка в душу людей новых, с капиталистическим привкусом ценностей вызвала их отторжение, привела к разрушению морального и физического здоровья населения и в итоге к катастрофическому росту смертности - главному результату пренебрежения реформаторов к миру человека. Для них не существовала и не существует гуманистическая аксиома: "Мера всему - человек" (Протогор).

        Для развития экономики численность народонаселения, его динамика и структура имеет фундаментальное значение, потому что через этот фактор, как и через продолжительность жизни предполагаемое будущее влияет на настоящее состояние экономики, осуществляя "связь времен". Зримо разрыв связи времен проявляется через продолжительность жизни и динамику народонаселения - основного "носителя времени", времени хронологического и времени исторического. Видимо по этой причине научное сообщество нашей страны обеспокоено разразившимся демографическим кризисом.

        На Россию в буквальном смысле слова обрушилась эпидемия смертности, разразившаяся на фоне систематического снижения рождаемости. По прогнозным оценкам демографов, население США к середине этого столетия увеличится более чем на 70 млн. чел., а население России может сократиться за тот же период на 40-45 млн. чел. И трудно себе представить связанные с подобной депопуляцией качественные изменения социальной структуры общества и те объемы недополученного (в результате сокращения трудового потенциала страны) национального дохода, которые последуют вслед за этой демографической катастрофой.

        Спрашивается, для кого и ради чего тогда нужно проводить реформы? Что толку, если со временем мы достигнем нулевой инфляции и будет поддерживаться устойчивый профицит бюджета и т.д., но не будет населения?

        И можно ли будет тогда ставить задачу удвоения ВВП при невысоком теперешнем уровне производительности труда?

        По моему мнению, разразившуюся эпидемию смертности закономерно рассматривать как страшную расплату за тот грех, в который ввергли народ страны наши реформаторы! Именно в депопуляции можно усмотреть тяжелейший грех, который приняло на себя российское общество за отступление от высоких духовно-нравственных принципов при проведении реформ.

        Не могли ли Вы охарактеризовать масштабы демографического кризиса и дать социально-экономическую проекцию его последствий?

        Ответ на этот вопрос по-настоящему сложен и затрагивает наиболее трагичную сторону современной российской действительности, заставляя нас каждодневно ощущать значимость предостережения древних: "memento mori" ("помни о смерти").

        По своим итогам демографический кризис привел к глубокому ослаблению социального потенциала России, которое сравнимо с процессом истощения природы под воздействием человека, когда нет условий для её рекреации. Смерть есть предельное зло. С этим все согласны. И когда демографы дают количественные оценки смертности в России, то понимаешь: убыль населения за годы реформ приняла катастрофический характер. Судите сами, каждый день мы теряем (по численности людей) две деревни, а в год небольшую область с населением порядка 1 млн. чел. В России самая короткая среди цивилизованных стран продолжительность жизни мужчин (58 лет) и сверхсмертность мужчин рабочих возрастов. Ежегодно погибают больше 200 тыс. мужчин, не считая военных. В стране женщин на 10 млн. больше мужчин. Самое главное - численность населения в основном сокращается за счет трудоспособного возраста, что прямым и непосредственным образом сказывается на темпах роста ВВП.

        По структуре смертности мы соответствуем стране, находящейся в состоянии затяжной войны. Демографы считают: потери здоровых мужчин за эти годы сопоставимы с потерями СССР в Великой Отечественной войне.

        Эти беспрецедентные для мирного времени людские потери резко деформировали общественное сознание, до предела ухудшили психо-эмоциональное состояние людей и легли тяжким грехом на наше общество. Этот вывод подтверждает и тот факт, что среди травматической смерти на первое место вышли самоубийства, убийства и алкогольные отравления.

        Структуру населения РФ отличает резкое увеличение за эти годы доли старшего поколения. По методологии, принятой в ООН, считается, что если доля лиц старше 65 лет превышает 7%, то данная страна относится к категории стареющих стран. В России в настоящее время удельный вес этих лиц составляет уже 13%. По последним оценкам уже к 2010 г., а не к 2030 г., как это раньше предполагалось, доля пенсионеров в численности населения сравняется с долей трудящихся. Ожидаемая продолжительность жизни - обобщающий показатель качества жизни составляет в России 67 лет, на 15 лет меньше, чем в Японии и 12 лет меньше, чем в США.

        Если все эти факты рассматривать в аспекте крайне необходимого ускорения экономического роста (двукратного увеличения к 2010 г. ВВП), то с определенностью можно сказать, что на пути достижения этой цели возник трудно преодолимый демографический барьер. И одна из причин состоит в том, что правительство не занимается макроэкономическими проекциями демографического кризиса, государственное управление поражено бюрократическим склерозом, ярчайшим проявлением которого является процесс так называемой монетизации льгот.

        В чем, на Ваш взгляд, глубинные причины демографического кризиса?

        В общем виде можно сказать, что цена жизни человека в РФ слишком низка, чтобы можно было руководящей элите дорожить жизнями трудящихся. Это мы и могли наблюдать во всех сферах жизни в последние годы. Сознательно и преднамеренно она была понижена в начале 90-х годов в результате перераспределения (с помощью инфляции и нечестной приватизации) трудовых доходов и природной ренты в пользу держателей капитала. На этот счет применительно к своему времени весьма афористически высказался премьер-министр Российской Империи граф С.Ю.Витте: "… русская буржуазия имеет в избытке все то нехорошее, что дают излишества жизни, обесценивание ценности чужого труда" (выд. - Авт.).

        Именно обесценивание владельцами капитала чужого труда за счет его неполной оплаты и присвоения рентных доходов и привели основную массу трудящихся к нищете, активным образом содействуя депопуляции населения.

        Но, очевидно есть и другая причина депопуляции населения - духовно-нравственное состояние людей как важнейшая причина демографического кризиса?

        Этот вывод подтверждают недавно проведенные социологические исследования. Данные оказались весьма удручающими.

        Во-первых, и это самое главное: масштабы и скорость проведения реформ не соответствовали адаптационным возможностям населения. Во-вторых, анализ социальных ресурсов населения свидетельствует о разорванности экономического и социального измерения, поскольку повышение социального статуса не конвертируется в высокие доходы и, наоборот, повышение уровня жизни не ведет к повышению социальной самооценки. В-третьих, спустя десять лет после начала рыночных преобразований почти две трети населения России не смогли найти приемлемой формы взаимодействия со складывающейся институциональной средой.

        Всё это сказалось на понижении духовного уровня современного российского общества. Происходит настоящее раскультуривание страны, уничтожение существовавших в советские времена отечественные школы театра и кино, оригинальные направления в живописи. И основная причина - бедность населения, а также отсутствие государственной культурной политики.

        Этот вывод подтвердил проведенный в конце 2004 г. широкомасштабный социологический анализ в 25 субъектах РФ: круг лиц, для которых все блага культуры доступны, в настоящее время практически не превышает десятой части населения. Зато в 3,7 раза больше тех, для кого они доступны очень ограниченно или вовсе недоступны.

        Это более трети населения. Объяснить это можно тем, что существовавшая в нашем обществе иерархия ценностей была намеренно опрокинута радикал-реформаторами, которые стали выстраивать её по принципу пользы, прибыльности, наживы, при совершенном равнодушии к морально-этической стороне бизнеса и личной жизни. В итоге жизнь большинства людей заполнена добыванием средств к существованию, которые стали самоцелью. Как отмечал в свое время Н.А.Бердяев, "подмена целей жизни средствами есть очень характерный процесс человеческой жизни, которым многое объясняется".

        И здесь чрезвычайно важно отметить, что в наше время индустриальное, промышленное и экономическое развитие в гораздо большей степени опирается на культурные и социо-культурные институты, чем на технические нововведения. Недооценка значимости культурных, гуманитарных и человеческих ресурсов, слабость самой культурной политики и институционального обеспечения процессов развития делает проблематичным существование России как государства с политически устойчивой формой развития.

        Совсем недавно в стане наших либеральных экономистов усиленно начали дискутировать проблему глубокого отставания по времени нашей экономики от развития западных экономик. Не кажется ли Вам, что сейчас пришла пора затронуть эту проблему времени отставания, как это она формулируется в межстрановых сравнениях?

        Появление этих печатных трудов весьма симптоматично, они "засветили" самую болевую точку наших либеральных экономистов - безвозвратную потерю времени, отпущенного реформаторам и так необходимого как для структурной перестройки экономики, так и проведения социальных реформ. И здесь невольно вспоминается любимый А.С.Пушкиным афоризм Петра I: "Пропущение времени смерти подобно - невозвратно". И мы являемся свидетелями справедливости этой сентенции относительно современной России, когда преступная и бездарная растрата времени, отпущенного нам историей, обернулась для страны эпидемией смертности, беспрецедентным для мирного времени абсолютным сокращением населения, особенно в трудоспособном возрасте.

        И если для западных экономистов и наших неолибералов "время - деньги", то для большинства наших граждан время - не только трагическая история, многомиллионные потери населения в войнах и революциях, но и время исторического творчества, беспрестанный поиск духовных идеалов. В стране, в которой только за одно последнее столетие произошло столько небывалых по своим трагическим последствиям событий (две мировые войны, Гражданская война, ряд революций и связанный с ними революционный террор, "холодная война", развал СССР, реформы неолибералов) время воспринимается простыми российскими людьми так, как это гениально выразил Андрей Платонов: "Время - это движение горя и такой же ощутимый предмет как материя".

        Историческое время нашей многострадальной Родины оплачено многомиллионными потерями жизней на полях сражений и в революциях и ему нет и не может быть какого-либо денежного эквивалента. Хотя до сих пор наши неолибералы пытаются эту истину оспорить, "беспристрастно" делая количественные сопоставления времени западного и времени экономического развития России.

        У нас вызывает резкое критическое возражение проводимые нашими радикал-реформаторами межстрановые сравнения на предмет отсталости России от стран-лидеров только по одному единственному критерию - душевому производству ВВП, основываясь на котором они делают сногсшибательный вывод отсталости России от цивилизованных стран-лидеров от 40 до 60 лет. Другими словами, наша страна отстала от Запада на целых два поколения.

        На наш взгляд, проводить подобные межстрановые сопоставления, да и только по одному единственному критерию, с научной точки зрения, некорректно, поскольку объективность сравнения требует соблюдения правила "при прочих равных условиях", которое имеет смысл в математическом анализе, но никак не действует ни в политике, ни в экономике и тем более, в истории.

        Эту проблему межстрановых сравнений надо рассматривать в терминах "времени исторического творчества", когда цена единицы времени чрезвычайно велика и её ни в коем случае нельзя приравнивать единице календарного времени, то есть правило "при прочих равных условиях" здесь не работает. Ведь страшное, трагическое для нашей страны время Великой Отечественной войны, когда разруха хозяйства и спад производства в первый период войны сопровождался громадными людскими потерями на фронте и среди мирного населения, как раз и есть то время, которое несопоставимо с военными годами нынешних стран-лидеров, которые обошлись несравнимо малой кровью и по сравнению с СССР существенно меньшими потерями населения. Этим мы не хотим умалить вклад Запада в разгром фашистской Германии, но остается факт - СССР победил, понеся ни с чем несравнимые людские жертвы.

        Навязывание обществу со стороны либеральных экономистов представления о якобы объективно обусловленной неизбежности нашего отставания от так называемых цивилизованных стран-лидеров по сути дела является апологией разложения и распада, опустошения жизни от всякой святыни, в которые и ввергли Россию именно наши радикал-реформаторы.

        В заключение разрешите задать Вам вопрос несколько личного плана о том, что Вы чувствуете при исследовании трудных проблем, связанных с жизнеобеспечением и социальным развитием такой страны как Россия.

        Для меня, как и всякого нравственно чуткого человека, глубоким побудительным мотивом, если хотите, интеллектуальной эмоцией является "высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее". Это утверждение принадлежит великому знатоку человеческой души Ф.М.Достоевскому и оно созвучно основным идеям разрабатываемой нами доктрины нравственной экономики, что и вселяет уверенность в жизненности наших убеждений.

Беседовал кандидат экономических наук
Юрий Чернов


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]