Статьи
Обозреватель - Observer



 КАК ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ


 О необходимости
военно-патриотического воспитания
в России

Ю.Гуськов,
кандидат философских наук
 

        Анализ развития глобальных политических процессов на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий даёт основание для вывода о возникновении серьёзного противоречия:

        С одной стороны, политики ведущих мировых держав заявляют о необходимости установления мира во всём мире и исключения войны из арсенала средств достижения политических целей.

        С другой - не торопятся расставаться со своими армиями и при необходимости широко используют их для реализации своих политических интересов, то есть миролюбие современной демократии - это миф. На деле наметилась тенденция "военизации" политики ведущих стран Запада и наполнении её агрессивным содержанием.

        Итак, вопрос: есть ли в нашем обществе понимание серьёзности проблемы и всё ли делается для того, чтобы поддерживать на должном уровне безопасность страны? В тексте Концепции национальной безопасности РФ говорится о критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, недопустимом снижении укомплектованности войск (сил ) современным вооружением, военной и специальной техникой, крайней остроте социальных проблем, что и приводит в конечном итоге к ослаблению военной безопасности РФ в целом.

        Такое положение тем более удивительно, что понимание важности обеспечения безопасности и уважение к человеку в военной форме всегда отличало россиян.

        Исследования российских историков свидетельствуют о том, что военной организацией Киевской Руси было "всеобщее вооружение народа". Основу составляла немногочисленная (700-800 чел.) княжеская дружина. Однако, как отмечает российский историк С.Г.Пугачёв, "в случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители "смерды". На княжеском дворе обычно хранились дополнительные запасы оружия, а на княжеских полях паслись большие табуны коней для использования их в случае нужды для военных целей" 1.

        События последующих столетий, ослабление и закат Киевской Руси, усиление Московского княжества и возникновение Московского государства не изменили главного. Вооружённая защита Отечества по-прежнему оставалась делом всего народа. Подтверждением этих слов могут служить события так называемого "смутного времени".

        Известно, что в период, когда отсутствовала не только регулярная армия, но и субъект власти, а существование России, как самостоятельного, независимого государства было под большим вопросом, именно народные массы взяли на себя ответственность за судьбу страны. Они выдвинули из своих рядов новых лидеров, которые сформировали народное ополчение и изгнали с нашей территории иноземных захватчиков. Не претендуя сами на власть, эти лидеры способствовали восстановлению государственности и передаче власти вновь сформированному субъекту, а сами продолжили службу под его началом.

        Отечественная война 1812 г. стала рубежным событием в жизни нашей страны и мирового сообщества. Изучение хода и результатов войны позволяет утверждать, что боевой дух нации, её военные традиции и, в конечном итоге, военная мощь формируются и аккумулируются не только, а правильнее сказать не столько в самой армии, сколько в народных массах (в демократической стране - в гражданском обществе).

        Великая Отечественная война ещё раз убедительно продемонстрировала возросшую зависимость армии как субъекта ведения войны от общества. Стало окончательно ясно, что больше шансов на победу у той нации, граждане которой сплочены вокруг власти, одобряют проводимую ей политику и готовы бороться за её реализацию, в том числе и военным путём.

        Однако на рубеже 80-х-90-х годов ХХ столетия традиционно уважительные отношения между армией и гражданским населением, существовавшие в нашей стране, были нарушены. Существующая в настоящее время система военно-гражданских отношений не только далека от идеала, но и объективно не может способствовать укреплению обороноспособности страны. Более того, возникла совершенно нетипичное для страны явление, заключающееся в нежелании граждан участвовать в защите своей Родины и негативном их отношении к армии как социальному институту.

        Какие же меры следует принять для нормализации ситуации? В совершенствовании нуждается вся правовая основа функционирования военной организации страны и военно-гражданских отношений в целом. Необходимо наполнить реальным содержанием льготы и компенсации военнослужащим за то, что они вынуждены временно ограничивать реализацию своих общегражданских прав из-за особого характера служебных обязанностей и сформировать механизмы их реализации. Существует множество других мер, без реализации которых невозможно поднять авторитет армии в обществе и укрепить обороноспособность страны.

        Но главной, фундаментальной проблемой должно стать изменение отношения широких масс населения к защите своей Родины, являющегося результатом активного, целенаправленного военно-патриотического воспитания граждан. При этом оно должно осуществляться комплексно, по разным направлениям и различными субъектами.

        Первым объектом должно стать гражданское общество, то есть граждане, не состоящие в данный момент на военной службе и не являющиеся государственными служащими. Именно в этой среде необходимо, в первую очередь, возродить уважение к человеку в военной форме, понимание общественной значимости воинского труда.

        Есть и потенциально большие возможности общественных объединений граждан. Все они, как, впрочем, и другие компоненты субъектной основы гражданского общества, могут положительно воздействовать на граждан в необходимом направлении.

        Особое внимание следует обратить на деятельность военно-патриотических, военно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубов и объединений, то есть тех структур, которые непосредственно созданы для проведения военно-патриотического воспитания граждан. Специфика заключается в том, что в нашей стране накоплен громадный опыт работы аналогичных структур по воспитанию граждан, который, несомненно, должен быть использован. Однако речь идёт об опыте Советского периода развития нашей страны, но тогда общественные объединения действовали под жёстким контролем государственных и партийных органов и в основном занимались проведением в жизнь полученных от них указаний.

        Сегодня ситуация принципиально иная. В настоящее время возможно использование общественными объединениями военно-патриотической направленности накопленного в предыдущие десятилетия опыта и трансформации его с учетом особенностей современного этапа развития России.

        Но при этом следует помнить, что государство даже в демократических странах всегда стремится к расширению своих полномочий и усилению контроля за жизнью и деятельностью граждан. Пределы этого расширения зависят от позиции самих граждан. Если они по каким-либо причинам оказываются неспособными к сопротивлению, то возникает реальная возможность перехода к авторитаризму и даже тоталитаризму.

        В современной России государство после некоторого периода явной слабости, всё более зримо проявляет авторитарные тенденции. Однако в условиях авторитаризма государство не заинтересовано в ликвидации гражданского общества и, напротив, стремится часть общественно значимых проблем переложить на "плечи" гражданских институтов или привлечь их для совместного с государством решения этих проблем.

        Анализируя военно-патриотического воспитания граждан, следует отметить, что данная проблема и является точкой пересечения интересов власти и части гражданского общества. Она объединяет всех тех, кто заинтересован в укреплении Вооружённых Сил страны, успешном выполнении ими своих функций и повышении в результате этого их роли в современном российском обществе. Свидетельством понимания значимости данной проблемы и путей её решения со стороны правящего субъекта является разработка и попытка реализации в стране государственной программы "Патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 годы" (Утверждена постановлением Правительства РФ № 122 от 16 февраля 2001 г.). В данном документе не только содержится обоснование актуальности, цели, задачи и пути решения проблемы, но и говорится о необходимости консолидации и координации деятельности общественных объединений и организаций, государственной поддержке их деятельности.

        Вторым, не менее важным направлением воспитания граждан является воздействие со стороны самих военнослужащих и Вооружённых Сил в целом. Сразу же хотелось бы разделить его на две составные части.

        Первой из них является участие военнослужащих в работе общественных объединений. Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" предоставляет им такое право в случае, если данное объединение не преследует политических целей. Таким образом, общественные объединения военно-патриотической направленности могут вовлекать в свои ряды военнослужащих и использовать их воспитательный потенциал для реализации своих уставных целей.

        Вместе с тем хотелось бы больше внимания обратить на целенаправленную деятельность воинских частей и соединений по воспитанию гражданского населения. В 60-е годы ХХ столетия в стране произошло снижение престижа военной службы. Руководством Советской Армии были приняты меры по преодолению этой тенденции.

        Среди этих мер можно выделить создание школ "Молодого танкиста", "Юного лётчика", "десантника" и т.д., при военно-учебных заведениях и воинских частях, в которые привлекались ученики старших классов близлежащих школ. В дальнейшем они получали преимущество при поступлении в эти учебные заведения.

        В этот период широкое распространение получили экскурсии (в первую очередь молодёжи) в воинские части.

        Активизировалось участие военнослужащих в проведении лекций, бесед и других мероприятий по пропаганде воинского труда в школах, высших учебных заведениях, на предприятиях и т.д.

        Этот опыт, трансформированный с учетом сегодняшних реалий, вполне может быть использован руководством современных Российских Вооружённых Сил для популяризации военной службы в нашей стране, изменения негативного отношения к ней со стороны гражданского населения.

        Эффективность военно-патриотического воспитания граждан во многом зависит от позиции СМИ. В течение последних десятилетий в нашей стране они эволюционировали из одной крайности в другую. В период существования СССР все СМИ в стране жёстко контролировались и доводили до населения лишь официальную позицию правящего субъекта. Затем ситуация принципиально изменилась и процессы демократизации были истолкованы как вседозволенность. Данная тенденция носила всесторонний характер и имела множество различных проявлений, в том числе откровенно деструктивную позицию телевидения, большинства газет и журналов по отношению к Вооружённым Силам.

        Современное состояние Российской армии, негативное отношение к ней и к воинской службе в обществе во многом сформировалось из-за длительной, целенаправленной деятельности по их дискредитации СМИ.

        Сегодня власть укрепляет свои позиции и пытается упорядочить работу СМИ, регламентировать их деятельность в соответствии с новыми условиями. В Концепции национальной безопасности говорится: "Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирования государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".

        Эти положения объективно назрели, так как народовластие не означает право кого-либо действовать против народа в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и используя возможности СМИ.

        Говоря о роли СМИ в при укреплении престижа армии и повышении престижа военной службы, уместно предложить меры по повышению эффективности их деятельности.

        Первое - это проблемы цензуры. В последние годы в обществе развернулась активная дискуссия о том, стоит ли вводить её и не приведёт ли это к свёртыванию демократических завоеваний. Анализируя перспективы решения этого вопроса, объективно можно придти к выводу о том, что проблема действительно существует, и цензура может быть использована определёнными политическими силами в своих узко групповых интересах в ущерб демократии. Вместе с тем, даже в странах развитой демократии доведение информации до населения через СМИ строго регламентировано и ни в коем случае не должно вести к ослаблению обороноспособности и субъектов её обеспечения. Поэтому совершенно очевидна необходимость более жёсткого контроля со стороны государства за информированием граждан России о состоянии и деятельности Вооружённых Сил. Общество имеет право на получение объективной информации о положении в армии. Однако смысл получения этой информации заключается в том, чтобы привлечь внимание граждан к имеющимся проблемам, мобилизовать общественное мнение и потребовать от органов государственной власти их решения. Что же касается откровенной фальсификации, предвзятого освещения отдельных фактов армейской жизни и формирование на этой основе негативного отношения граждан к армии как институту и военной службе, то эта деятельность должна быть минимизирована, в том числе и за счет создания соответствующих нормативно-правовых актов, и возложения на определённые органы исполнительной власти функции контроля за деятельностью СМИ.

        Однако введение цензуры лишь одно из направлений деятельности. Далее должны последовать меры организационного порядка.

        К ним можно отнести использование воспитательных возможностей государственного телевидения и радио, активизация деятельности уже имеющихся телепрограмм и радиопередач об армии и создание новых теле- и радиопроектов.

        Необходимо больше внимания уделять показу кинофильмов военно-патриотической направленности и т.д. Аналогичные меры могут быть реализованы и в деятельности принадлежащих государству журналов и газет. Негосударственные СМИ также не должны оставаться в стороне. У государства достаточно мер протекционистского характера (льготы по налогам, предоставление государственных дотаций и субсидий и т.д.) для привлечения их к военно-патриотическому воспитанию граждан, формированию у них положительного образа армии и готовности к выполнению своего долга по защите Отечества.

        Следующими компонентами субъектной основы гражданского общества, которые могут оказывать воспитательное воздействие на граждан и способствовать нормализации отношений между Вооружёнными Силами РФ и формирующимся в стране гражданским обществом являются профессиональные союзы и трудовые коллективы предприятий. В нашей стране в Советский период был накоплен большой опыт плодотворных, взаимовыгодных отношений между ними. К сожалению, в связи с изменением общественного строя и правового статуса профсоюзов и предприятий этот опыт может быть использован лишь частично. Главная причина - изменении отношений собственности в стране: в настоящее время государственный сектор в экономике значительно сократился, и преобладающей формой собственности стала частная. Поэтому, любые меры, которые непосредственно не работают на получение прибыли, как правило, отвергаются владельцами и управленцами предприятий. Наёмные работники, составляющие трудовые коллективы и частично объединённые в профессиональные союзы, также основной смысл своей общественной деятельности видят в развитии диалога с собственниками, получении достойной заработной платы и обеспечении социальных гарантий.

        Именно по этой причине ушли в историю такие мероприятия как: торжественные проводы работников на службу в армию; поддержание связи с ними в процессе службы, и контакты с командованием соединений и частей, где они служат; сохранение рабочих мест на период службы и гарантии приёма на работу после возвращения работников с военной службы.

        Все перечисленные формы работы могут быть использованы на крупных государственных и муниципальных мероприятиях, а также в деятельности профессиональных союзов. В перспективе возможно предоставление государством каких-либо льгот и частным предприятиям в случае, если их деятельность способствует укреплению армии, подготовке работников к службе в Вооружённых Силах РФ, если они заботятся о них во время службы и помогают вернуться к гражданской жизни после увольнения в запас.

        Ещё одним компонентом субъектной основы гражданского общества, который нельзя обойти вниманием в процессе формирования отношений между армией и гражданами в нашей стране является церковь. Известно, что данный общественный институт в России пережил настоящий ренесанс в конце ХХ столетия.

        Ст. 14 Конституции России гласит: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной… Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Далее ст. 28 гарантирует каждому гражданину России "свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедывать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

        Таким образом, юридически любой гражданин России свободен в вопросах вероисповедания. Единственным ограничителем для военнослужащих является положение Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", которое запрещает руководствоваться своими религиозными установками в том случае, если они противоречат действующему законодательству и препятствуют выполнению своих служебных обязанностей.

        Рассматривая с этих позиций вклад церкви в военно-патриотическое воспитание граждан, можно отметить, что православная религия всегда с большим уважением относилась к человеку в военной форме. Она проводила активную работу по формированию у верующих готовности с оружием в руках защищать Отечество и в кульминационные моменты российской истории оказывала активное содействие власти при мобилизации граждан (подданных) для отпора врагу. Естественно, в советский период развития страны возможности церкви были ограничены. Однако на рубеже 80-х-90-х годов ХХ столетия ситуация изменилась. Стоит рассматривать ряд аспектов:

        Во-первых, следует отметить, что руководство Русской Православной Церкви (РПЦ) стремилось использовать вновь открывшиеся возможности и в начале 90-х годов прошлого столетия существенно активизировало свою деятельность в отношении Вооружённых Сил.

        Усилились контакты церковных структур с органами военного управления, служители культа стали активно участвовать в проводимых ими мероприятиях, на территориях воинских частей было построено большое количество храмов. В прямой постановке рассматривался вопрос об учреждении института священников в Вооружённых Силах. Проводилось множество других мероприятий.

        Естественно, всё это повлекло за собой положительный результат. Однако параллельно обнаружилось множество проблем, снижающих эффективность данной деятельности, так как работа церковных структур в армии носила в большей степени экстенсивный характер в ущерб повышению эффективности содержания. Проще говоря, организационная сторона преобладала над духовной, в результате чего положительный эффект этой работы оказался не столь высок. Немаловажно и то, что, избрав армию и военнослужащих в качестве объекта воздействия, РПЦ значительно меньше внимания уделяла военно-патриотическому воспитанию гражданского населения.

        Во-вторых, другой проблемой является наличие большого количества конфессий на территории нашей страны. Вполне закономерно, что их деятельность носит конкурентный характер. В этих условиях возникает необходимость найти оптимальный вариант согласования их деятельности, который, несмотря на конкуренцию, позволял бы с максимальной эффективностью использовать возможности данного института для воспитания верующих в духе готовности к защите Отечества и повышению, таким образом, роли Вооружённых Сил РФ в современном обществе.

        Итак, рассмотрев деятельность некоторых компонентов субъектной основы гражданского общества по военно-патриотическому воспитанию граждан, необходимо отметить, что выше были лишь обозначены некоторые направления работы, каждое из которых нуждается в углубленном исследовании и выработке конкретных мер по реализации.

        При этом реализация указанных направлений деятельности потенциально должна повлечь за собой изменение отношения граждан современной России к Вооружённым Силам страны на основе понимания общественной значимости воинского труда и актуальности решения проблем защиты Отечества. Данное изменение, в свою очередь, позволит повысить авторитет военнослужащих среди гражданского населения и престиж военной службы в обществе.

Примечания

       1 Пугачёв С.Г. Обзор Русской истории. Ставрополь: "Кавказский край", 1993. С.53.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]