Статьи
Обозреватель - Observer



 ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС -
УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

И.Рахматуллин,
начальник управления конъюнктурной
статистики Татарстанстата
 

        Общемировые тенденции постиндустриального развития, свидетельствуют о наличии глубоких закономерностей функционирования национальных экономик и растущей потребности в новых информационных ресурсах, которые становятся важнейшим фактором производства, вовлекающим в обращение значительную часть материальных ресурсов и формирующим информационный потенциал развитых социально-экономических систем. Этот потенциал явился индикатором достоинства и преимущества передовых концепций управления бизнесом, построенных на возможности эффективного использования информационного рынка.

        По мнению исследователя Иванова Е.Ю. 1, в настоящее время нельзя сводить роль информации только к процессу производства, поскольку экономика - это не только движение продуктов и ресурсов, это, в первую очередь, обращение информации, без которой воспроизводство становится невозможным. Очевидно, что именно рациональное отношение к информации и информационным технологиям стало одним из важнейших условий опережающего развития экономики в ведущих странах мира.

        Современной экономике России необходимы новые масштабы информационных ресурсов и новые подходы в их управлении. Современные исследователи оценивают значение информационных ресурсов как "важнейшую производительную силу… Ее производство, переработка, распространение, создание информационной инфраструктуры становится необходимым условием конкурентоспособности и экономического роста" 2.

        Основой экономики России по прежнему является промышленность - соответственно возрастает значение информационных ресурсов именно для нее, поскольку успех практически любого предприятия зависит от его гибкости и способности быстро реагировать на потребности рынка и перестраиваться в соответствии с новыми условиями.

        Безусловно, интерес к данной отрасли подкрепляется и тем фактом, что большая часть инвестиций в основной капитал направляется именно в промышленность. В настоящее время они составляют чуть менее 50% от всего объема инвестиций в основной капитал. Этот факт дает основание полагать, что данная отрасль будет оставаться как значительным потребителем, так и генератором информационных ресурсов, так как от уровня их взаимодействия будет зависеть эффективное использование ключевых ресурсов, усиливая потенциал инвестиционных возможностей (табл. 1).

        Динамика внешней среды для российских промышленных организаций предъявляет все более повышенные требования к системе управлением предприятием. Это следует из следующего - наблюдаемое усложнение хозяйственной деятельности сопровождается увеличением количества рисков.

        Потому, справедливо будет считать, что одним из критериев состояния национальной экономической системы является уровень хозяйственного риска. Его выявление и определение ключевых факторов позволяет стабилизировать рыночную среду в масштабах национальной экономики. Именно поэтому в этом направлении сосредоточены значительные ресурсы крупных и средних компаний, в том числе и информационные.

        Характер восприятия субъектом неопределенности - это существенный аспект, который должен обязательно учитываться при оценке уровня хозяйственного риска. Как известно, принцип опережающего отражения в менеджменте - это совокупность действий организации по выявлению угроз во внешней и внутренней среде с их преодолением за счет перманентного превентивного обновления своих структур и инновации на всех этапах ведения бизнеса.

        По мнению С.С.Кривошеева 3, данный принцип реализуется в полной мере при эффективном управлении тремя ключевыми ресурсами промышленных предприятий:

  • информацией,
  • персоналом,
  • временем.

        Идентификация факторов внешнего воздействия на организацию позволяет их эффективно учитывать и управлять рисками.

        В этом аспекте следует отметить, что значительно более важную роль в настоящее время начинает играть лояльность к информационным ресурсам. Это связано с тем фактом, что принцип лояльности во многом становится ключевым при формировании и действии механизмов информационного рынка, который является катализатором развития инновационных процессов, в том числе и в промышленном секторе.

        При этом подразумевается:

  • лояльность в предоставлении информационного налога всеми участниками бизнес-сообщества,
  • лояльность в использовании интегрированной информации.

        Рассматриваемая лояльность как экономического индикатора находит отражение в долгосрочной стратегии развития промышленного сектора и выражает долговременные интересы как отдельного предприятия, так и бизнес-сообщества в целом.

        Качество информационного ресурса определяется расхождением между ожиданием потребителей и их восприятием ресурса. В данном случае и на ожидание потребителей, и на восприятие информационной продукции оказывает влияние характеристика собственной и коллективной лояльности.

        Ключевыми для развития промышленного сектора экономики являются показатели используемости внешней информационной среды. Следовательно, показатели качества информационной среды являются не только отражением состояния общества, но и оказывают сильное и непосредственное влияние на развитие экономических процессов.

        Данные, получаемые на основании ежеквартальных исследований деловой активности базовых промышленных предприятий, которые проводит Федеральная служба государственной статистики России, позволяют представить основные факторы, влияющие на эффективность работы национальной экономики. Можно отметить, что фактор экономической неопределенности (который порождается в значительной степени недостатком в информации) уже в течение многих лет занимает третье место. Вместе с тем, заметна тенденция сокращения значения этого фактора, что свидетельствует о росте самого рынка информации (табл. 2).

        Рассмотрим показатель "Неопределенность экономической обстановки". Снижение этого фактора свидетельствует о положительной устойчивой тенденции, связанной не только с сокращением политических рисков, но и, в том числе, с воздействием растущего значения информационного рынка. Именно информационного рынка как индикатора рыночного доверия всех участников бизнеса.

        Для анализа значения этого фактора построим тренд с помощью программы MS Excel и представим тенденцию на среднесрочную перспективу (табл. 3).

        Зарубежные исследователи уделяют большое внимание проблеме информационного обеспечения именно для промышленных организаций, особо выделяя исследование развития рынка информационных продуктов и услуг для них. В частности, исследование Института научной, технической и экономической информации (Польша) свидетельствуют о наиболее востребованных видах информационных ресурсов 5, в частности необходима достоверная и актуальная информация:

  • о компаниях различных отраслей и их товарах,
  • о возможностях выхода на внутренний и внешние рынки,
  • о продаже продуктов в соседних государствах,
  • по торговым и таможенным правилам,
  • по изменениям формы собственности предприятий, поискам кредиторов и т.д.

        Другим важнейшим показателем, характеризующим интегрированность информационного рынка в промышленном секторе, являются количественные характеристики для промышленных организаций по видам инновационной деятельности, в том числе оценка реальных потребностей в информации.

        Исследователь Александр Савин считает, что "…информация - это такой товар, такая услуга, изменения которой имеют реактивный характер в сравнении с падением или ростом промышленного производства... в период депрессии (в Австралии) выявили такую закономерность: если рынок промышленной продукции падает на 30%, то спрос на информацию - на 98%, то есть реактивное падение наступает" 6.

        По этой причине вызывают особый интерес характеристики инновационно-активных организаций, осуществлявших исследования и разработки, а также проводивших маркетинговые исследования.

        Почему именно они? Отправной точкой можно считать предположение, что в настоящий момент информационный рынок пока не в полной мере исполняет роль одного из основных связующих звеньев между инвестиционными центрами и промышленным сектором. Для определения эффективности использования информационных ресурсов можно обратиться к технике анализа "издержки-выгоды". В частности, современные экономисты, изучающие данную проблему, имеют возможность сосредоточить внимание на анализе прямых инвестиций, например в маркетинговые исследования, которые являются составной частью наблюдаемых инновационных процессов. Так, общее число маркетинговых исследований характеризует затратные характеристики, а неудовлетворенные потребности в информационных ресурсах - недополученную выгоду.

        Табл. 4 дает характеристику числа инновационно-активных предприятий России по отдельным видам инновационной и экономически активной деятельности.

        Как видно из табл. 4, в сравнении с осуществлением исследований и разработок число компаний, ведущих маркетинговые исследования, увеличилось. Как следствие - реальный рост использования в инновационной деятельности информационных ресурсов, поскольку именно маркетинговые исследования в общей совокупности направлений инновационной деятельности в большей степени аккумулируют информационные ресурсы из различных внешних и внутренних источников (табл. 5).

        В табл. 6 дана типология инновационно-активных промышленных предприятий ЕС 1998-2000 гг. Как видно, 47% из них являются инновационно-активными. Следствием этого является высокая концентрация информационных ресурсов для успешного осуществления инновационных программ.

        Для более детальной оценки значения информационных ресурсов, будем использовать интегральные оценки факторов, препятствующих развитию инновационных процессов.

        Так, к фактам, препятствующим инновациям в организациях промышленности, следует отнести наряду с экономическими и такие показатели, как недостаток информации о новых технологиях и недостаток информации о рынках сбыта. По данным Федеральной службы государственной статистики, более трети предприятий считают эти факторы значительными (табл. 7).

        Являются ли информационные факторы значимыми только для России? Статистика показывает, что нет. Данные проблемы возникают и для экономически развитых стран Европы (табл. 8-10).

        Итак, в Финляндии 7, Чехии 8 и Великобритании 9 фактор недостатка информации являются достаточно важным препятствием для инновационных процессов в промышленных компаниях. Более того, как фактор он сопоставим с экономическими факторами. При этом, например, только четверть экспертов Финляндии считает, что данный фактор вообще не влияет на инновационные процессы. Поэтому, необходимо уточнить собственно источники информационных ресурсов, определяющих значение рассматриваемых факторов.

        По оценке ряда отечественных исследователей, в настоящее время только крупный бизнес имеет возможности содержать информационно-аналитические отделы, а вот средний и малый бизнес такой возможности почти лишен.

         По мнению Т.Сухадалец 10, причины этого в большинстве случаев в оценке видения бизнеса. При этом выделяются следующие причины:

  • переоценка собственного опыта,
  • завышенная оценка знания рынка,
  • нежелание платить высокую цену за информацию,
  • нежелание терять время на исследования.

        Следствием этого становится накопление информационно-аналитического потенциала у крупных компаний, что дает им определенные рыночные преимущества.

        Этот факт находит свое подтверждение и в статистике, когда достаточно много предприятий считают, что недостаток рыночной информации препятствует их деятельности (табл. 11).

        Как видим, фактор наличия рыночной информации является более значимым для малого и среднего бизнеса европейских стран. Аналогичная статистика есть и по России, поэтому возможно считать, что и в нашей стране данная проблема также в значительной степени тормозит развитие инновационных процессов в среде малого бизнеса.

        Какие же источники информации являются в европейских странах наиболее востребованными для инноваций в промышленности (табл. 11)?

        Для оценки тенденции роста влияния информационного фактора, в частности недостатка информации о новых технологиях и рынках сбыта, для промышленных компаний России, можно проанализировать данные Федеральной службы государственной статистики (табл. 12).

        Таким образом, начиная с 2000 г. число промышленных предприятий, которые отмечают значение фактора недостатка информации, увеличилось на 75%. Это характеризует увеличение взаимосвязи развития информационного рынка и тенденций на рынке инноваций.

        Кроме того, необходимо отметить еще ряд направлений, в которых проводились исследования, приведшие к росту потребности в информационных ресурсах (табл. 13).

        Необходимо указать и тот факт, что у инновационно-неактивных предприятий организационные изменения происходят существенно в меньшей степени. Это может служить индикатором того, что не происходит возрастания потребности в информационных ресурсах (рис. 1).

        Представленные характеристики свидетельствуют о значительных стратегических и организационных изменениях в инновационных компаниях Европы. Вместе с тем, происходящие изменения вызывают потребность не только в новых системах управления информацией и новых объемах информации, но и в принципиально новой концепции партнерства всех участников бизнеса, так как именно в ее рамках возможно формирование новой - информационной среды взаимодействия, позволяющей использовать совместно создаваемый информационный ресурс в качестве общего богатства. И, кроме того, это дает возможность решения задачи оценки эффективности происходящих инновационных изменений (отсутствие информационных ресурсов также сказывается на проблеме оценки эффективности инвестиций в маркетинг, как философию управления; что не дает осуществить переход в эпоху эффективного управления знаниями).

        Таким образом, наиболее существенными проблемами являются отсутствие единой системы показателей внутри отрасли и межотраслевых показателей и отсутствие системы сбора информации. Следовательно, проблемы экономического роста и информационного рынка являются взаимосвязанными как на микро-, так и на макроуровне. Установление характера этих взаимосвязей является актуальной задачей. Однако существующие проблемы не могут быть решены в короткий срок из-за отсутствия в настоящее время принципов информационной открытости и доверия. Поэтому так важно закладывать именно эти принципы в формирующееся ядро современной национальной экономики, как это делается в развитых европейских странах. Формирование именно этих принципов позволит создать основу новой конкурентоспособной экономики.

Примечания

      1 Иванов Е.Ю. Информация в экономике: теоретический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск, 2000.
      2 Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997. С. 206.
      3 Кривошеев С.С. Управление промышленными предприятиями с учетом факторов хозяйственного риска. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Орел, 2003.
      4 Российский статистический ежегодник 2004. М.: Росстат. 2004. С. 531.
      5 Гжечновска А., Мостович Э. Потребности предприятий в бизнес-информации и возможности их обеспечения с помощью научных и публичных библиотек // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc102.html
      6 Савин А. Информация не может быть складирована… // http://www.biznes-karta.ru/r5/dk8.htm
      7 http://www.stat.fi/tk/yr/ttinno00_t10_en.html
      8 http://www.czso.cz/eng/edicniplan.nsf/publ/EC29E0B9DD14CE11C1256D4B0040C96D/$File/96050319.xls
      9 http://www.statistics.gov.uk/articles/economic_trends/UK_innovation_survey.pdf
      10 Суходалец Т. А нужна ли разведка // http://e-xecutive.ru
      11 http://epp.eurostat.cec.eu.int/cache/ITY_OFFPUB/KS-59-04-257/EN/KS-59-04-257-EN.PDF
      12 http://www.stat.fi/tk/yr/ttinno00_t8_en.html
      13 http://www.czso.cz/eng/edicniplan.nsf/publ/B551FFB5F512AC6AC1256D4B0040C031/$File/96050318.xls
      14 Innovation in Europe. Eurostat
      15 http://www.scb.se/templates/tableOrChart____113875.asp
      16 http://www.statistics.gov.uk/CCI/article.asp?ID=141&Pos=1&ColRank=1&Rank=176



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]