Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ


Роберт Луговец,
полковник в отставке,
кандидат юридических наук
По своей сути Послание представляет собой публичный отчет об итогах работы Президента за прошедшие три четверти первого срока пребывания во власти и некоторое видение путей дальнейшего развития России в обозримой перспективе. Политическую значимость содержания документа переоценить трудно. Фактически, глава государства впервые в постсоветский период столь откровенно обращается практически напрямую к своему народу. Как представляется, В.Путин искренне хотел довести содержание своего доклада "О положении дел в стране" до главной производительной силы страны - российского народа. Однако, как показывает реакция современной политической и государственной элиты на Послание и вся нынешняя ситуация, у Президента пока не видно реальных союзников. СМИ, как и большинство "раскрученных" политиков, в своих публичных заявлениях о Послании не захотели заметить главную идею речи Президента: "...все наши решения, все наши действия подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира".

В этом, по нашему мнению, заключается политическое значение Послания, в котором усматривается современный стратегический замысел Президента и его расчет на мудрость российского народа, способного даже в экстремальных условиях успешно решать подчас возникающие, казалось бы, неразрешимые сверхзадачи. А практическое значение Послания в нынешних весьма сложных условиях политической, экономической и оперативной обстановки, на наш взгляд, сопоставимо с известным докладом от 5 июля 1941 г. - "Социалистическое Отечество в опасности". Разница в одном - в главном: призыв Главы государства в стране пока еще не слышат. Это очень серьезный сигнал политическому бомонду.

Президент обращает внимание на то, что еще три года тому назад он уже определил наиболее опасные угрозы для национальной безопасности России - демографический упадок в стране, ее экономическая слабость и недостаточная эффективность деятельности государственного аппарата. Федеральному Собранию и Правительству фактически еще тогда было предложено организовать эффективное противодействие этим угрозам.

Прошло три года. Однако и по ныне эти проблемы остаются столь же опасными угрозами: около 40 млн. россиян - четверть населения страны(!) находится за чертой бедности и имеет доходы ниже прожиточного минимума. Продолжают снижаться темпы экономического роста. В последние месяцы вновь стала расти безработица. При этом регулируемые Правительством тарифы на товары и услуги монополий в свободном секторе экономики неоправданно опережают рост цен и таким образом душат нарождающийся, пока еще слабый, средний класс. Достаточно вспомнить попытку наших нефтяников повысить цены на дизельное топливо в период посевной кампании этого года.

Оценивая положение дел в стране, Глава государства откровенно заявил, что несмотря на некоторые положительные результаты, ситуация в России остается весьма сложной. После роста в 2000 г. на 10% экономика утратила свою динамику и росла всего на четыре с лишком процента. Таким образом, при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре и стабильной политической ситуации внутри страны исполнительная и законодательная власти не сумели в должной мере использовать свои возможности.

В то же время практика государственного строительства последних лет еще раз показала, что фатально страна не обречена на системные кризисы, как и наш народ - на прозябание на обочине исторического прогресса. У нас, заявил В.Путин, талантливый, предприимчивый, достойный качественно лучшей жизни народ и добавим - избыточно терпеливый. А при должной организации труда он умеет прекрасно работать и добиваться уникальных по своему качеству и количеству результатов. Недальняя отечественная история тому объективный свидетель - за исторически кратчайший период наш народ проделал гигантский путь - от сохи до военного паритета с самой богатой и развитой державой мира, которой, кстати, для этого понадобилось более 200 лет.

Кроме того, страна пока еще, на наш взгляд, обладает природными богатствами, которые при 3%-ном населении составляют почти половину стратегических ресурсов Земли. Несмотря на умышленный развал реального сектора отечественной экономики, у нас еще не полностью подорван национальный потенциал науки, которая еще недавно ежегодно давала научной новизны на 30 млрд. долл., в известной мере сохранилась квалифицированная рабочая сила, имеется нужное оборудование, здания, сооружения и даже кое-где присутствует необходимая инфраструктура. Судьба, таким образом, в лице нашего Президента, дает нам еще один шанс вновь стать эффективными хозяевами своего национального достояния. Надо лишь нынешним властям проявить должную мудрость и политическую волю в принятии справедливых и обоснованных решений, разумную настойчивость в проведении их в жизнь.

Очевидно, в этой связи Президент еще раз повторяет: "...в обозримой перспективе нашим принципиальным результатом должно стать возвращение России в ряды богатых, экономически сильных, развитых и уважаемых государств в мире". Поставленная таким образом конкретная проблема становится, на наш взгляд, важнейшей стратегической целью деятельности всего нашего народа. При ближайшем ее рассмотрении нельзя не обнаружить масштабную и организующую природу этой цели, направленную на практическую консолидацию абсолютно всех национальных сил и средств страны, на мобилизацию всего отечественного политического, экономического и интеллектуального потенциала. Сегодня вряд ли удастся найти хотя бы одного дееспособного россиянина, который публично решился бы возразить против этого замысла!

Однако возвращение России на свое законное место, подчеркивает В.Путин, состоится лишь при условии, что страна вновь станет экономически мощной и не будет зависеть от международных финансовых подачек, непредсказуемой внешнеторговой конъюнктуры. Таким образом, оздоровление экономики страны и, прежде всего, ее реального сектора представляется первым и определяющим условием всего будущего развития России. Вторым, не менее важным условием возвращения страны на "круги своя", он считает повышение эффективности деятельности нашей бюрократии, так как нынешний "стиль ее работы" сводит на "нет" любые наши реформы и замыслы.

Слабость государства, как и реального сектора экономики страны, по мнению Президента, определяется "тяжелейшим кадровым голодом". Однако при этом в стране не находит нормального приложения труд более 10 млн. квалифицированных рабочих, служащих, инженерных и научных кадров. Армию безработных ежедневно пополняют несколько тысяч трудящихся, среди которых немалая доля лиц с высшим образованием, недавних студентов. К примеру, в связи с ликвидацией налоговой полиции только в этом году практически все выпускники ее академии после выдачи дипломов и присвоения офицерского звания будут уволены без направления к месту службы. Сегодня женщина с высшим образованием старше 35 лет практически не сможет найти работу.

Острая нехватка профессионально подготовленных кадров, современных управленцев-менеджеров, служащих и работников, на наш взгляд, в одинаковой мере поразила и государство, и коммерческие структуры. Тем не менее, вряд ли правомерно забывать, что умышленная депрессия реального сектора нашей экономики в 90-е годы сократила объем промышленного производства более чем в два раза и на порядок снизила доходную часть бюджета России. Ныне практически не используется порядка 70% производственного и почти 90% интеллектуального потенциала страны. В цехах предприятий, бывших национальной гордостью страны, производивших сложнейшие электронные приборы и системы, ныне в лучшем случае делают шоколадные батончики. Новейшее промышленное оборудование, станки и другие механизмы в большинстве случаев разворованы и проданы за бесценок на металлолом или за границу, а опытный квалифицированный персонал выброшен на улицу. Нынешнему чиновнику-бюрократу, как и предпринимателю, пока далеко не всегда нужны специалисты. Подобного экономического ущерба страна не имела даже в 1945 г.! Поэтому кадровый голод в России сегодня величина скорее виртуальная, чем реальная.

С учетом этого эффективность работы госаппарата ныне в существенно большей мере зависит, на наш взгляд, от морально-этического облика и профессионального авторитета власти. Население России сегодня фактически утратило доверие к правительству и другим ветвям власти. Ситуация здесь выглядит таким образом: власть делает вид, что платит персоналу за работу, а персонал делает вид, что за такие деньги он работает.

В течение всего постсоветского периода, как впрочем, неоднократно и в советские времена, россияне практически ежедневно и повсеместно сталкивались с неприкрытым и наглым обманом на всех уровнях и во всех ветвях государственной власти. Не лучше обстояло дело с достоверностью сведений и в общественной жизни. Криминальные финансовые пирамиды и другие громкие аферы последних лет серьезно подорвали авторитет российской власти. У многих в этой связи выработался "иммунитет" на вранье, особенно в СМИ, которые и поныне как бы выполняют заказ на промывание мозгов населению своей страны. Подчас создается впечатление, что "говорящие головы" и наша пресса даже не подозревают, что действуют по рецепту доктора Геббельса: "Чем масштабнее ложь, тем скорее в нее поверят". Характерно в этой связи, что и у чиновников в последние годы тоже появился "иммунитет" прежде всего на критические публикации в СМИ. Более того, этот феномен ныне закреплен законодательно: из нынешнего Уголовно-процессуального кодекса Госдума исключила публикации в СМИ как законный повод к возбуждению уголовного дела.

В стране, таким образом, сформировалась, на наш взгляд, не имеющая аналогов в нашей истории ситуация, где население не доверяет ни одной ветви государственной власти, которая к тому же практически утратила способность эффективно управлять своим аппаратом, прежде всего, в силу его продажности. По данным Г.Сатарова в коррумпированных ветвях власти, не считая ее высшего эшелона, куда исследователей просто не допустили, ежегодно обращается свыше 40 млрд. руб.

С учетом этого для В.Путина борьба за возвращение доверия населения страны к власти, укрепление ее авторитета приобретает ныне приоритетный характер. Авторитет власти, как и полученный у россиян кредит доверия нуждается в постоянной поддержке и охране. Со времен Эзопа известно: "там слов не надо тратить понапрасну, где надо силу применить", о чем так ярко напоминает нам И.Крылов. Надежно сохранить авторитет власти можно, когда профессионально используются оба метода руководства: убеждение и принуждение.

Как мы видим, проблема укрепления авторитета власти в России представляется достаточно сложной и объективно необходимой в деле успешного решения других задач, обеспечивающих достижение поставленной в Послании стратегической цели. Без должного доверия народа к власти перспективы дальнейшего развития России как самостоятельной державы представляются мрачноватыми.

Для выведения российского общества из нынешнего состоянии социальной апатии и безысходности, как никогда ранее нужны сегодня конструктивные идеи и масштабные проекты, способные своим содержанием наполнить наше общество мощной энергией революционного созидания. Борьба с бедностью, совершенствование системы налогообложения, удвоение до 2010 г. национального ВВП, превращение отечественного рубля в конвертируемую валюту по своей полезности и масштабности безусловно являются социально значимыми и в целом мобилизующими задачами. Тем не менее, этим проблемам, на наш взгляд, не хватает очень важного объединяющего их общего элемента - идейной составляющей их содержания. Они не в полной мере отвечают на коренной вопрос российской современности - ради чего все это надо делать.

В этой связи предложенная Федеральному Собранию РФ нашим Президентом практическая идея возвращения России в обозримой перспективе на свое законное место в ряду развитых стран мира при должной политической информационной, организационной и всенародной поддержке могла бы лечь в основу создания новой идеологической политики России и стать столь необходимой нашему обществу идейной путеводной звездой. Однако между собственно идеей и реальной идеологией дистанция огромного размера, преодолеть которую наскоком невозможно. Для этого необходимы время, средства, условия и соответствующая политическая воля, способная постепенно и настойчиво превращать ее в материальную силу. В этой связи необходимым практическим шагом нынешней власти мог бы стать масштабный и понятный большинству россиян, а главное - способный заинтересовать абсолютное большинство населения проект, удовлетворяющий самые насущные и жизненно важные потребности всего нашего народа и государства.

Нужен такой проект, успешная реализация которого была бы по своей значимости сопоставима с историческими достижениями нашего недавнего прошлого. Такими, к примеру, как культурная революция, сделавшая грамотным фактически безграмотное большинство российского народа, или как индустриализация страны, позволившая сломать хребет фашистской военной машине, на которую работали практически вся промышленность и другие ресурсы Европы.

Таким сопоставимым со знаковыми историческим вехами нашего исторического прошлого сегодня можно было бы назвать практическое решение давно перезревшей проблемы радикального улучшения автомобильных дорог в России. Наиболее объективную независимую оценку их нынешнего состояния дал внучатый племянник последнего императора России, организовавший в честь 300-летия Санкт-Петербурга международный автопробег - "ралли-ретро" между Екатеринбургом и северной столицей России. В одном из интервью он, в частности, заявил: "Дороги в России отвратительные, а ее народ прекрасен!..". Действительно, со времен Н.В.Гоголя, к сожалению, наши дороги не улучшились. Более того, сегодня они превратились в общенациональное бедствие. В "часы пик" в столице и на отдельных участках Подмосковья скорость автомобиля не превышает скорости пешехода. Еще более бедственное состояние автодорог в российской глубинке, где лошадка из-за бездорожья все чаще становится единственным средством передвижения. Специалисты полагают, что при нынешнем темпе роста автомобильного транспорта на дорогах в ряде мест страны через 5-6 лет может наступить паралич движения.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что власти принимают меры к совершенствованию автодорожного движения. К примеру, взять хотя бы замену наименования ГАИ на ГИБДД и обратно. Этот факт весьма, на наш взгляд, показателен для современного безоглядного государственного строительства. Или в Законе о Федеральном бюджете РФ на 2003 г., например, отдельной строкой выделена Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.), на реализацию которой Правительство выделило 41 800 100,0 руб., из которых на подпрограмму "Автомобильные дороги" предусмотрено всего 3 300 тыс. руб. При нынешней стоимости строительства 1 км хорошей автодороги в Подмосковье от 5 до 7 млн. долл. выделенных на этот год денег едва ли хватит на 1 км(!) хорошей автомагистрали.

Конечно, строительство хороших магистральных автотрасс весьма дорогостоящее дело. Однако наглядный пример развитых стран убедительно свидетельствует о безусловной выгоде такого строительства. Финансовая составляющая реального общероссийского проекта строительства скоростных автодорог (автобанов), к примеру, на ближайшие 10-15 лет могла бы привлечь в реальный сектор нашей экономики 2-25 млрд. долл. инвестиций или порядка 2-2,5 млрд. долл. в год. Но кто сегодня возьмется за такой проект? Практическое освоение такой денежной массы - это серьезнейшее испытание всех контрольных механизмов Федерального бюджета, банковской системы, кредитно-денежной политики руководства страны, уголовного законодательства и практической организации самого строительного дела.

Поэтому финансирование и контроль над целевым расходованием средств не может быть чисто бюджетным. Эффективно и быстро построить в России сеть современных автобанов, как представляется, можно только при опоре на всенародное коммерческое финансирование проекта и его строительство при обязательно гласном общественном контроле хода и исхода каждого этапа реализации проекта. При должном государственном, политическом, информационном, финансовом, правовом и организационном обеспечении подготовки, хода и исхода проекта, такой проект мог бы стать настоящим локомотивом ускоренного вхождения России в развитое экономическое пространство нового тысячелетия.

Включение в производство реального сектора нашей экономики такой денежной массы не только привело бы к формированию мощнейшей инфраструктуры дорожно-строительной индустрии, но и обеспечило бы серьезнейшую подвижку развития всего реального сектора экономики страны, особенно ее кредитно-финансовой надстройки - базы формирования современных рыночных отношений в России. Появятся десятки и сотни тысяч новых рабочих мест, новые железобетонные, асфальтные и цементные заводы, заводы тяжелого дорожного машиностроения, будет дан мощнейший импульс отечественной строительной промышленности, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии и, главное, появится действенный механизм формирования отечественного среднего класса, широкой инфаструктуры малого и среднего бизнеса.

Кроме того, не менее важно, что в процессе реализации этого проекта можно было бы сформировать новую философскую концепцию практического возвращения России в ряды наиболее динамично развивающихся стран планеты. Концепцию, обеспечивающую патриотическую насыщенность новых форм коллективного и индивидуального труда, как практического средства возвращения нашего Отечества из пещерного капитализма на Олимп современной цивилизации. Труда, безусловно, высокопроизводительного и высокооплачиваемого, ибо заработная плата ниже 3 долл. в час, как не без основания считают специалисты ООН, разрушает трудовой потенциал экономики любой страны. Наша нынешняя средняя зарплата, как известно, много ниже этого порогового уровня.

И, наконец, Президент верно определил главные приоритеты нашей внешней политики на текущий год. Вместе с тем в этих установках, на наш взгляд, имеет место некоторое преувеличение прозападного направления. Россия это все-таки евроазиатская держава. Поэтому Послание выглядело бы несколько корректнее, если бы наряду с западными приоритетами в нем были бы обозначены по крайней мере восточные приоритеты, выходящие за пределы стран СНГ. В Послании, как представляется, следовало бы отметить, что с КНР у нас самая длинная сухопутная граница и весьма перспективные торгово-экономические перспективы. Не вправе мы забывать, что с Японией у нас неразрешенные территориальные вопросы, играющие не последнюю роль в дальнейшем развитии отношений с этой загадочной азиатской страной.

Вместе с тем, сегодня КНР и Япония - это наиболее динамично развивающиеся государства, золотовалютные запасы которых (780 и 499,4 млрд. долл. соответственно) не имеют равных в мире. Опыт экономического развития этих соседей представляет безусловный интерес для современной России. Особенно опыт Японии. Напомним, что за первые десять послевоенных лет эта страна более чем в 10 раз (!) увеличила свой ВВП. А в последующие годы практически все время остается мировым лидером и недосягаемым примером экономического и научно-технического развития для всех развитых государств Европы, Азии и Америки. Конечно на Востоке, кроме Японии и КНР имеются еще и новейшие индустриальные государства: Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Гонконг. Однако следует иметь в виду, что свой путь к экономическому успеху все они начинали с лозунга: "Учиться у Японии!".

Япония ныне ушла вперед в экономическом и научно-техническом развитии настолько, что в этом отношении Россия для нее не представляет интереса. Зато для России эта страна представляет значительный интерес не только как самая технологичная страна в мире, но и как практический образец современного рыночного лидера. Она далеко опередила в этом отношении и США, и другие западные страны. Главным ее преимуществом сегодня, и это надо особо отметить, является практическая организация труда на производстве ведущих компаний и фирм страны. Особенно интересны и привлекательны принципы организации этого труда, во многом заимствованные, кстати, из практики экономического строительства бывшего Советского Союза, усовершенствованные и приспособленные к японским национальным особенностям. При этом главным и определяющим эту организацию труда, на наш взгляд, является принцип создания условий высокопроизводительного общественного труда на каждом рабочем месте при коллективной заинтересованности персонала в производстве высококачественного конечного продукта, товара: японский телевизор, как подсчитали японцы, ломается в 16 раз реже американского.

Проработавший в Японии 8 лет известный журналист В.Цветов писал еще в середине 80-х прошлого века, к примеру, что памятный всем нам лозунг - "Кадры решают все!" - является реальным практическим призывом к действию во многих крупных компаниях и фирмах Японии. Более того, фактически этот принцип составляет стержень всей кадровой политики страны. И это не плагиат, японские менеджеры до него додумались сами. В результате сегодня Япония может импортировать практически любые ресурсы, кроме чиновников, ибо более эффективных, умелых, преданных своему делу и дисциплинированных служащих нигде больше в мире нет.

Показательно также, что наиболее эффективным ведомством в Японии является министерство внешней торговли и промышленности. Своего рода Госплан с рекомендательными, не директивными, функциями, умеющий заглядывать далеко вперед, правильно и своевременно оценивать увиденное с точки зрения полезности для Японии. Его служащие занимаются сбором научно-технической и экономической информации, на основе которой вырабатывают цели и задачи развития отраслей промышленности, формируют внешнеэкономическую стратегию страны. А также контролируют конкурентоспособность отраслей и производств, распределение сырьевых ресурсов, координируют научные и конструкторские разработки в промышленности. Печально, что наши горе-реформаторы бездумно ликвидировали в системе исполнительной власти соответствующий плановый орган. Думается, что содержание Послания В.Путина существенно выиграло бы даже от одного упоминания о наших восточных соседях. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]