Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ


Олег Дамаскин,
доктор юридических наук,
профессор,
Заслуженный юрист РФ

 

Гражданское общество: надежды и реалии

Понятие "гражданское общество" является одним из любимых словосочетаний при обсуждении проблем прав человека. Гражданское общество считается инструментом политического, экономического и общественного успеха. Однако представляется, что возлагаемые на него надежды оцениваются гораздо выше, чем это оправдано реальными достижениями.

Корни понятия "гражданское общество" прослеживаются от трудов Цицерона и древнегреческих философов. При этом, однако, говоря о гражданском обществе, последние имели в виду преимущественно само государство.

Современное представление о гражданском обществе возникло в конце ХVIII в. Такие теоретики, как Томас Пейн или Гегель рассматривали гражданское общество как близкую к государству, но отделенную от него сферу, в которой граждане объединяются в соответствии с собственными желаниями и интересами.

В этом новом представлении отразилось изменение экономических реалий: появление частной собственности, рыночной конкуренции, буржуазии. Оно возникло на основе формирующихся стремлений к свободе.

Однако общественные и политические последствия промышленной революции ослабили внимание к понятию гражданского общества, привели к его временному забвению.

После второй мировой войны оно было возрождено Антонио Грамши, который рассматривал гражданское общество как базу для независимых политических действий против диктаторских режимов. Хотя А. Грамши был марксистом и занимался исследованием диктатур правого толка, его идеи оказывали влияние на диссидентов и правозащитников как в Восточной Европе, так и в Латинской Америке.

Приданию гражданскому обществу романтического ореола способствовало падение в 1989 г. Берлинской стены. В 90-х годах в США и Западной Европе понятие гражданского общества стало рассматриваться как движущая сила обновления общества. В странах Восточной Европы гражданское общество рассматривалось как инструмент противодействия государству и правительствам, теряющим свое влияние.

Сложилось распространенное мнение, что основу гражданского общества составляют неправительственные организации. Однако это не совсем так. Популярность понятия гражданского общества связана, преимущественно, с интересом к тем неправительственным организациям, которые преследуют политические цели и в сфере защиты прав человека, прав женщин, контроля за выборами, борьбой с коррупцией.

Количество таких групп, как правило, увеличивается в странах, осуществляющих переход к демократии. Однако было бы неправильным отождествлять только такие неправительственные организации с гражданским обществом.

Гражданское общество охватывает все организации и объединения, не относящиеся к государственным, включая политические партии, профсоюзы, торговые палаты, этнические группы, религиозные организации, культурные и спортивные общества и другие.

В развитых промышленных странах негосударственные организации играют важную роль. Они участвуют в формировании политики, оказывая влияние на правительства и предоставляя лицам, принимающим политические решения консультации независимых экспертов. Они содействуют гражданскому участию в политике и развитию правосознания граждан.

Однако во многих странах новые негосударственные организации по своему значению уступают традиционным частям гражданского общества.

Религиозные организации или профсоюзы имеют прочную базу в обществе и гарантированную финансовую поддержку в своей стране, чего главным образом не хватает "инициативным группам" негосударственных организаций, особенно в странах, претерпевающих радикальные социально-экономические и политические изменения.

Доминирующая роль в таких странах принадлежит отдельным негосударственным организациям, опирающимся не столько на связь с широкими слоями граждан, от имени которых они якобы действуют, сколько на финансовую поддержку, поступающую от иностранных кредиторов. Такая финансовая поддержка негосударственных организаций имела широкое распространение в период подготовки к изменению государственного строя в ряде стран Центральной и Восточной Европы в 80-90-х годах.

Привлекательность гражданского общества зависит от того, с какими его элементами контакты являются предпочтительными, поскольку и криминальные группы, и родительские комитеты школ, где учатся дети, являются частью гражданского общества.

Значительная часть приверженцев гражданского общества абсолютизировала романтическую роль, сыгранную правозащитниками в борьбе против коммунизма в Восточной Европе и культивирует ложное представление о том, что в гражданском обществе существуют только благородные устремления и добропорядочные лица, действующие с благими намерениями. Однако гражданское общество всегда и везде являлось разношерстным сообществом хороших, плохих или просто странных людей.

Осознание того, что общество объединяет людей, которые преследуют не только благие, но и опасные цели, имеет решающее значение для демистификации понятия гражданского общества.

Предположение о том, что гражданское общество единодушно стремится к общественному благу, представляется идеалистическим. Хотя активисты гражданских групп полагают, что они выступают за всеобщее благо, остается спорным вопрос о том, в чем именно заключаются интересы общества, чьи интересы в нем доминируют. Разные негосударственные организации, преследующие разные цели, зачастую не воспринимают ничего, кроме своей программы. Они не заинтересованы в компромиссе мнений по поводу общественного блага.

Дискуссии о том, в чем заключаются интересы общества, проходят не между гражданским обществом и правительством, а внутри самого гражданского общества.

Конкретные экономические интересы также играют значительную роль в гражданском обществе. Даже если некоторые группы ориентируются на высшие, нематериальные принципы и ценности, то большинство групп преследуют частные цели, включая непосредственное продвижение своих экономических интересов.

Жизнестойкое гражданское общество часто оказывает помощь в развитии демократических отношений. Оно может в ряде случаев влиять на учет государством интересов граждан, содействовать их участию в политическом процессе.

Однако существуют свидетельства того, что сильное нелегитимизированное гражданское общество может ослабить государство.

В 20-х и 30-х годах в Германии чрезвычайно активное гражданское общество не только не укрепило демократию, но привело к ее крушению.

Чересчур большое число групп по интересам может парализовать функции легитимных представительных институтов и исказить их в пользу не легитимно "организованных" групп. В Германии разветвленная сеть гражданского общества облегчила для нацистов создание политического аппарата и приход к власти.

В России инерционность ряда групп правозащитников, много сделавших для разрушения СССР, привела их к конфронтации с органами государственной власти РФ, противодействуя их законной деятельности по обеспечению правопорядка. Поэтому широко распространенный тезис о том, что демократические отношения укрепляют общество, на практике не выглядит столь очевидным.

Япония уже на протяжении многих послевоенных лет является страной со стабильной демократией, однако, гражданское общество развито здесь слабо, прежде всего, относительно независимых гражданских групп, которые занимаются защитой окружающей среды и потребителей, вопросами прав человека и женщин.

Даже в такой стране, как Франция гражданское общество занимает скромное положение по отношению к сильному централизованному государству.

По мнению некоторых американских специалистов, страны, в которых слабо развито участие граждан в политическом процессе, являются слабыми демократиями, ввиду отсутствия оптимальной гражданской активности.

Однако в Японии, Франции и ряде других стран высказывается мнение о том, что их политические системы лучше соответствуют их традициям и вытекающим из них отношениям между государством и гражданином и что эти системы позволяют их правительствам принимать рациональные, менее отягощенные конфликтами между группами решения об использовании государственных средств. Очевидно, учет этих соображений приемлем и для России с ее исторически сложившимся специфическим гражданским менталитетом.

Тезис о том, что демократия не полноценна, пока в ней не создано гражданское общество по американскому образцу, представляется не только ошибочным, но и опасным. Вера в гражданское общество не должна выражаться в нетерпимости по отношению к демократиям, которые устроены по-другому.

В условиях глобализации мировых экономических отношений актуализируется роль гражданского общества в достижении экономического успеха.

Гражданское общество считается у своих сторонников гарантией не только правильной политики, но и экономического успеха. По их мнению, активное, сильное гражданское общество может сделать полезный вклад в решение экономических проблем, укрепить частную инициативу и способствовать тому, чтобы государство не подминало под себя экономику.

Однако на практике оказывается, что связь между экономическим ростом и гражданским обществом не всегда носит однозначно положительный характер.

Множество негосударственных организаций в экономически слабых странах не приносят людям благосостояния. Развитое гражданское общество может стать естественным союзником успешно функционирующей рыночной экономики. Поэтому путь к экономическому успеху не обязательно лежит через гражданское общество, сильное гражданское общество вполне может сосуществовать со слабой экономикой.

Если гражданские группы в диктаторском государстве начинают кампанию во имя большей свободы, то их полная финансовая и иная независимость от государства является решающим условием доверия к ним со стороны граждан.

В демократических или демократизирующихся странах многие группы получают от государства финансовую дотацию. В некоторых западноевропейских странах широко распространена государственная поддержка гражданского общества, особенно организаций по защите прав человека и группам по охране окружающей среды, которые иногда вступают в конфликт с государственными органами.

Гиперболизация роли гражданского общества производит впечатление, что в будущем практически не будет государства, а могущественные негосударственные организации способствуют появлению нового, благонравного общественного порядка. Такое представление является иллюзией.

Гражданские группы могут гораздо результативнее формировать политику, если государство имеет легитимную власть для того, чтобы представлять политические программы и осуществлять их. Конструктивная деятельность подобных инициатив, разумеется, нацелена на усиление государства, нежели на его ослабление. С другой стороны, ничто так сильно не препятствует развитию полноценного гражданского общества, как слабое государство.

С 1989 г. в Центральной и Восточной Европе формирующееся гражданское общество прогрессировало в таких странах, как Польша и Венгрия, в которых правительства показали себя активными и компетентными. Однако его развитие тормозится в тех государствах, руководство которых не определилось в своей стратегии развития государства и гражданского общества.

Глобализация отношений в мировом сообществе актуализирует проблему глобализации гражданского общества.

На национальном уровне государства, если они не являются диктаторскими, могут активно способствовать развитию гражданского общества. Для этого они могут устанавливать налоговые льготы для финансовой поддержки негосударственных, некоммерческих организаций, благоприятные условия сотрудничества.

В современных условиях имеются предпосылки для выхода ряда направлений деятельности негосударственных организаций за пределы национальных государств, приобретения ими транснационального и глобального характера.

Успех международной кампании против противопехотных мин зародил надежду на конструктивное развитие наднационального гражданского общества. В настоящее время около 5000 различных наднациональных негосударственных организаций осуществляют свою деятельность в странах мира. Этому способствуют ликвидация политических ограничений после холодной войны, новые информационные и коммуникационные технологии, снижение транспортных расходов, распространение демократии.

Однако этот привлекательный своими внешними проявлениями процесс нуждается в соблюдении определенной осторожности, предопределяемой рядом обстоятельств.

1. Наднациональное гражданское общество не является принципиально новым образованием. В его основе находятся межнациональные группы на протяжении многих веков накапливавшие опыт организации и деятельности.

Например, католическая церковь является наднациональной гражданской группой, которая давно имеет большое влияние в международном масштабе. Имеются и другие наднациональные негосударственные организации, содержание деятельности которых далеко не всегда становится широко известным, но от этого не менее значимым в мире.

Это обусловливает потребность большей ясности в процессе надгосударственной деятельности негосударственных организаций.

2. Образование наднационального гражданского общества инициируется преимущественно западными группами, которые расширяют свою деятельность в направлении развивающихся стран. При этом сотрудничество с местными партнерами ориентировано в основном на собственные программы и ценности. Поэтому, хотя наднациональное гражданское общество выстраивается как глобальное, оно следует западной модели политического и экономического давления на другие регионы мира, что подлежит учету и адекватному противодействию.

3. Как гражданские общества внутри определенных стран, так и наднациональное гражданское общество имеют свои негативные аспекты. Объединяются не только прогрессивные негосударственные организации, но и криминальные, в том числе террористические организации. Организованная преступность обретая транснациональный, глобальный характер превращается в глобальную угрозу мировому сообществу, что обусловливает потребность объединения усилий негосударственных организаций и государств в противодействии международной преступности.
 

Национальное государство в условиях глобализации

Задача государства в постоянно меняющемся мире состоит в том, чтобы путем реформ быстро реагировать на изменения в обществе. Оно должно отстаивать интересы всего общества и тем самым противостоять личным интересам одиозных представителей олигархической элиты.

Социальная справедливость является эмоциональной основой свободы и демократии. При этом гражданские права и обязанности, трудолюбие и усердие, компромиссы и согласие являются важной составляющей общества.

Это основные условия оптимального политического устройства парламентской демократии, которое может гарантировать относительную свободу и безопасность.

Ситуация в экономике и обществе меняется очень быстро. Это вызывает социальную неуверенность. Но государство должно создать такие условия, чтобы как можно больше людей считали себя свободными и защищенными.

Глобализация, неравномерное распределение благосостояния, размывающиеся властные отношения, культурные различия позволяют предположить возможность конфликтов в будущем, что обусловливает потребность определения роли государства в условиях глобализации.

Благодаря угрозе ядерного уничтожения удалось на полвека заморозить на уровне "холодной войны" крупный мировой конфликт между Востоком и Западом и в конечном счете его преодолеть. Однако надежды на прекращение войн, которые были связаны с ликвидацией противостояния между Востоком и Западом, в настоящее время сокращаются.

Большие войны, возможно, менее вероятны, но многие "маленькие войны", прежде всего гражданские, продолжаются. Поэтому основной проблемой мирового устройства в наступившем ХХI в. является дилемма формирования мировой политики на основе конфликтов или сотрудничества.

Поиск оптимального варианта мирового устройства стал основным вопросом выживания человечества. При этом подлежат идентификации долгосрочные тенденции развития, с которыми придется иметь дело международной и внутренней политике.

Основополагающей мировой тенденцией развития является демографическая революция, начавшаяся примерно 150 лет назад.

Демографический взрыв следует ожидать к 2050 г., когда население мира достигнет 9 млрд. чел. С этим связаны резкие изменения в возрастной структуре обществ. В среднем люди сейчас живут дольше, но имеют меньше детей. В большинстве западных промышленных стран этот процесс очевиден, но вскоре он начнется и во многих развивающихся странах, по мере возрастания их урбанизации.

Не менее значительными будут и последствия расширяющихся и становящихся все более тесными переплетений и взаимосвязей между экономическими системами, обществами и культурами различных государств.

Универсальность мира науки, глобальные торговые и финансовые потоки, действующие по всему миру транснациональные предприятия, средства массовой информации и интернет, туризм и миграционные потоки, соприкосновение различных культур, глобальные проблемы типа загрязнения окружающей среды и международной преступности - все это аспекты процесса углубления межгосударственных и межобщественных отношений, который называют глобализацией.

Катализатором этого процесса служит прогресс науки и техники. Значение пространства постепенно падает. Доступ к вышеназванным системам увеличивает возможность обретения благосостояния, власти и влияния. Это относится не только к таким традиционным институтам, как государство или крупное предприятие, но и к отдельным людям.

В результате развития информационных и коммуникационных технологий мировая политика переживает примечательное перераспределение власти в пользу действующих лиц на негосударственном уровне и в ущерб государству. Сейчас даже отдельные личности могут приобрести геополитическое значение и бросить вызов самым могущественным государствам мира. Достаточно вспомнить коммерсанта и филантропа Дж.Сороса, заставившего Великобританию девальвировать фунт, исламского фундаменталиста и террориста Усаму бен Ладена, бросившего вызов США, неправительственные организации "Гринпис", "Амнести интернешнл".

Общественные преобразования, вызванные динамикой экономического и технологического развития, предъявляют повышенные требования к способности каждого отдельного человека адаптироваться к новым условиям. В мире появляются не только новые жизненные возможности, но и опасности, что обусловливает потребность предсказуемости и безопасности.

Общественные преобразования, в ряде случаев, создают угрозу для сложившейся самобытности в социальной и культурной областях. При этом очевидным становится распространение насилия, которое возможно будет доминировать внутри государства или общества, приобретать транснациональный характер. Насилие может проявляться, прежде всего, в идеологических, религиозных, этнических и националистических взаимосвязях и в форме терроризма и организованной преступности.

Придание международным отношениям цивилизованного характера предполагает, для начала, придание цивилизованного характера государствам.

В мире глобализации у политики государства трудная позиция. С одной стороны, политика должна дать ответ на требования прогресса глобализации, поступающие извне, должна учитывать пожелания и предложения других правительств, международных организаций, транснациональных корпораций, мирового рынка и в соответствии с этим инициировать и осуществлять политические, экономические и социальные преобразования. С другой стороны, она должна предоставить своим гражданам возможности на повышение благосостояния, защитить их от негативных аспектов глобализации, от потерь, связанных с адаптацией к мировому рынку, то есть обеспечить им предсказуемость и безопасность.

Сфера политики охватывает весь мир так же, как и общественные взаимосвязи, в рамках которых она осуществляется. В мировом масштабе политика делается в международных организациях, в региональных блоках и союзах, сотрудничающих или противостоящих друг другу, и в национальных государствах. Вторым уровнем политики являются регионы, в которых взаимодействуют региональные организации и национальные государства. На третьем уровне выступает само национальное государство.

Государство в обозримом будущем останется основным местом формирования политики, хотя именно оно находится в наиболее сложном положении. Ни одна другая политическая инстанция не имеет подобного авторитета в том, что касается издания и исполнения законов, привлечения граждан к службе с оружием в руках и побуждения их к тому, чтобы в случае необходимости поставить на службу государству свою жизнь. Поэтому в создании будущего мирового устройства политика по-прежнему не сможет обойтись без национального государства. Однако ни в коем случае нельзя считать, что национальное государство действительно доросло до требований, предъявляемых процессом глобализации.

В реальности мы наблюдаем, что под тяжестью противоречивых требований государственные структуры переживают мутацию или даже распадаются. Это относится, прежде всего, к государствам бывшего "третьего мира", развивающимся странам, государствам, образовавшимся на территории бывшего СССР.

Следствием является либо распад государственных структур, ликвидация монополии государства на применение насилия, либо превращение государственных структур в аппарат диктатуры, в рамках которого речь идет только о сохранении власти правящей элиты и жизненного стандарта господствующего клана.

В тех случаях, когда такие государства обладают оружием массового поражения и средствами его доставки (ядерное, химическое, бактериологическое оружие), они представляют собой угрозу для безопасности на региональном и глобальном уровнях, что обусловливает потребность адекватного противодействия под эгидой ООН.

Таким образом, процесс глобализации может привести к распаду государств или к их мутации.

Адаптация национального государства к новым условиям глобализации возможна с использованием стратегий выхода, сотрудничества и объединения.

Выход государства из тех сфер, где его вмешательство в принципе не требуется, облегчает его деятельность и в то же время дает ему возможность более решительно действовать в основных сферах политики. Элементы такой стратегии мы видим в процессе приватизации государственных предприятий, регламентации экономической деятельности, передачи полномочий на нижестоящий уровень.

Сотрудничество государств позволяет объединять ресурсы для осуществления проектов. Наиболее перспективной формой сотрудничества является разработка международных политических систем с участием лиц из сферы экономики и других негосударственных сфер, особенно в рамках ООН и ВТО. Разумеется, все эти формы не подразумевают отказа от традиционного суверенитета национального государства.

Стратегия объединения основывается на официальной передаче суверенных прав наднациональным институтам. Наиболее развитой формой такого объединения является Европейский Союз. Практикуемая интеграция позволяет в большей степени объединять ресурсы национальных государств и регламентировать межгосударственные отношения, чем это было бы возможно просто в рамках сотрудничества.

Трансформация государств и их взаимоотношений в условиях глобализации открывает два основных пути. Первый состоит в объединении стран региона в целях совместного устойчивого развития, второй - в самоизоляции, ведущей к неустойчивости и снижению безопасности.

Такой выбор необходим, также, для противодействия развитию международного терроризма, организованной преступности, распространения оружия. Для этого международному сообществу придется осуществлять миротворческую и антитеррористическую деятельность, заново создавать государственные структуры в рамках международного протектората.

Принцип индивидуальной защиты национальных эгоистических интересов устаревает, уступая место более дальновидной политике, предусматривающей реализацию собственных интересов совместно с интересами других. Государству в современных условиях необходимо развивать экономику, добиваться внутреннего национального и межнационального единства, реформировать наше общество, наше государство и нашу экономику так, чтобы мы в полной мере отвечали изменившимся экономическим и технологическим требованиям современного мира, чтобы наше общество смогло быть конкурентоспособным.

Президент РФ В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. определил: "Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия - подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это качественно новая ступень для нашей страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязательно ею воспользуемся". 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]