Статьи
Обозреватель - Observer



 ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ:
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ

Р.Мирзаев,
кандидат исторических наук
 

 Возникновение Великого шелкового пути

        Ярким символом связей между Востоком и Западом, уходящих в глубь веков, можно назвать Великий шелковый путь. Возникновение этой трансконтинентальной дороги стало логическим продолжением торговых, культурных и духовных контактов, существовавших тысячелетиями ранее.

        Еще первые цивилизации и ранние государственные объединения, возникавшие в эпоху энеолита и бронзы, стремились к расширению занимаемого ими пространства.

        В их состав включаются крито-микенская, египетская, месопотамская, луристанская территории, культуры Закавказья и Северного Кавказа, намазгинская - на юге Средней Азии, хараппские долины Инда, иньская цивилизация Китая 1. Торговые операции в это время осуществлялись на территориях протяженностью в несколько тысяч километров. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования ученых.

        Города-государства ("номы"), созданные шумерами и древними египтянами около 3300 г. до н.э., развивали широкие торговые связи и проводили колонизаторскую политику в отношении соседей, в частности Элама, который также расширял сферу своего влияния.

        Это подтверждают находки археологов в поселениях за тысячи километров на северо-запад от самого Элама. Поток культурных влияний шел на юг и юго-запад из Южного Туркменистана, где существовала высокоразвитая культура Намазга. Изделия ее древних мастеров обнаружены в Шахри-Сохта на границе с Афганистаном, в поселениях Ношаро и Сибри в Пакистане.

        В первой половине III тысячелетия до н.э. активно контактировали с внешним миром и представители одной из великих культур Древнего Востока - Хараппы из долины Инда. О том, что они освоили долгий путь через Хайберский перевал, говорят результаты раскопок шести поселений в Северном Афганистане в долине Амударьи при впадении в нее р. Кокча.

        Исследователи предполагают, что здесь находились Хараппские колонии для разработки месторождений бадахшанского лазурита - высоко ценившегося в те времена полудрагоценного камня. Наиболее ранние находки изделий из лазурита, основные месторождения которого были в Бадахшане, обнаружены в Средней и Передней Азии, Иране, Месопотамии и Египте и относятся к IV-III тысячелетиям до н.э.

        Картографирование мест этих находок привело ученых к выводу о наличии Великого лазуритового пути.

        Известно, что уже в III тысячелетии существовали пути из Месопотамии и Элама в долину Инда и предгорья Памира, откуда в страны Ближнего Востока перевозился лазурит. Путь от Бадахшана на Запад шел к городам Двуречья: Уру, Уруку, Кишу, Лагашу. Державшие в своих руках торговлю между Двуречьем и культурными центрами долины Инда, эламиты в IV-III тысячелетиях до н.э. создали на Среднем Востоке разветвленную сеть коммуникаций с системой узловых центров раннегородского типа. Это был южный путь. В северном же направлении один из маршрутов достигал Приаралья в пределах будущего Хорезма. Предполагается, что поставки лазурита через этот район осуществлялись в Центральный Казахстан, в Ферганский и Ташкентский оазисы.

        Параллельно в древности функционировал и нефритовый путь.

        В литературе упоминается несколько месторождений нефрита, откуда этот камень поступал в Китай. Главные среди них - в Прибайкалье и Восточных Саянах (в этом случае путь должен был пролегать через Монгольские степи), а также хотанское месторождение в верхнем течении р. Яркенд.

        В Китае нефрит очень ценился и использовался, главным образом для изготовления ритуальных и магических предметов.

        С древности нити товарообмена протягиваются от Восточной Азии к регионам Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии. Уже в середине II тысячелетия до н.э. шелк через Восточный Туркестан проникает на территорию Средней Азии, а в конце II тысячелетия появляется в Северной Индии. Кроме того, опосредованные торговые связи между Востоком и Западом способствовали распространению изделий из стекла, центр производства которых в это время находился в Восточном Средиземноморье.

        Таким образом, уже в III-II тысячелетиях до н.э. складываются системы сухопутных дорог и морских путей, которые связывали между собой самые отдаленные культуры и цивилизации в обширном регионе Среднего Востока, простиравшегося от равнин Месопотамии до долины Инда и от пустынь Средней Азии до Аравийского моря. Именно они в последующем стали одними из основных трасс Великого шелкового пути.

        Расширение торговых контактов повлекло за собой миграцию населения, несшего свои обычаи и мировоззрение, которые отразились в памятниках культовой обрядности, в ремеслах и ювелирном искусстве. Миграционные потоки способствовали глобальным изменениям этнической карты Евразии.

        В конце первой половины I тысячелетия до н.э. появляется мировая империя - Ахеменидская, простиравшаяся от Индии и Средней Азии до Греции и Египта. Она впервые объединила территории, расположенные в трех частях света - в Азии, Европе и Африке, что сказалось на дальнейшем торговом и культурном взаимодействии живших здесь народов.

        К V в. до н.э. усиливает свой экономический и политический потенциал античная Греция. Греческие колонии в Крыму и Малой Азии вплоть до Кавказа стали своеобразными форпостами в европейско-ближневосточной торговле. Процесс развития взаимосвязей еще более углубился благодаря походам Александра Македонского. На рубеже двух эр обширные пространства от Тихого до Атлантического океана слились в единый пояс культурных цивилизаций и государств.

        Возникновение именно в это время Великого шелкового пути было обусловлено историческими предпосылками. Необходимость создания трансконтинентальной дороги диктовалась сложившимися обстоятельствами и была подготовлена всем ходом развития политических, этнических, экономических и культурных достижений народов Евразии.

        Особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Этот регион пересекали десятки торговых маршрутов. На протяжении тысячелетий здесь происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этого региона принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений. С незапамятных времен в Центральной Азии соседствовали различные цивилизации - буддийская, иудейская, мусульманская, христианская и более древние, которые дополняли и обогащали друг друга.

        Важное место в процессе древнего международного общения занимал и Кавказ. Эратосфен говорит о дороге через Колхиду в Южный Прикаспий и далее на территорию Средней Азии и нынешнего Афганистана, о пути к Сырдарье из земель кавказских народов, тоже огибавшем с юга Каспийское море.

        Растущий спрос на товары требовал подготовки больших караванов, что, в свою очередь, вынуждало изучать будущие маршруты. Возникла потребность в своеобразных путеводителях с описанием сроков, расстояния и условий переходов по разным участкам пути. В результате появилось большое количество географических "справочников" и "дорожников", а в дальнейшем - и карт.

        Так что же знал античный мир об азиатском Востоке на рубеже VI-V вв. до н.э.?

        Гекатею Милетскому известны Малая Азия, Аравийский полуостров, Месопотамия, Западная Индия. К северо-востоку от нее он помещает крайних обитателей Земли - исседонов, кочевой народ, занимавший территории у восточных отрогов Памира. За исседонами, по мнению историка, находится уже бескрайний, охватывающий мир океан 2.

        У "отца истории" Геродота первый народ у восхода солнца - индийцы, за ними - необитаемые пространства: "восточнее Индии простираются пески и пустыня" и "никто не может сказать, какова она" 3.

        Учителем Александра Македонского, объявившего о намерении завоевать весь Восток, был великий Аристотель. По его мнению, восточные пределы мира таковы: Средняя Азия, Северо-Западная и Западная Индия, а крайней точкой на востоке Азии является гора Парнас. Дальше суша кончается и начинается необозримый океан. О существовании Китая пока не знал никто 4.

        Тем не менее, как считает ряд ученых, ближневосточный и античный мир был знаком с китайским шелком еще задолго до походов Александра Македонского.

        К примеру, К.Леман-Хаупт исследовал ткань, найденную при раскопках урартской крепости Топрак-кола, которая была разрушена в 585 г. до н.э., и сделал вывод о ее китайском происхождении.

        К IV в. до н.э. греки, вероятно, имели представление об изготовлении шелковых тканей. Одеяния Медеи, описанные Геродотом и Ксенофонтом, как полагают современные исследователи, были сделаны из шелка гусениц диких шелкопрядов, сорта которого были известны в Индии в VI-IV вв. до н.э. 5.

        В то время территорию Евразии пронизывало множество трансазиатских маршрутов. Существовали и морские пути. Улучшение техники навигации позволяло купцам совершать отдаленные морские путешествия. Строительство портов способствовало созданию эффективной инфраструктуры международной торговли. Историко-культурный коридор международного общения от Черного и Средиземного морей до Китая, который впоследствии будет назван Великим шелковым путем, в III-II вв. до н.э. в принципе был почти готов. Оставалось открыть лишь "китайскую дверь", что и не преминули сделать сами китайцы. В остальном же, пока еще замкнутый с Востока Памиром, Тянь-Шанем и Гималаями, он активно действовал.

        Первооткрывателем западных земель для китайцев стал дипломат Чжан Цзян. Активная завоевательная политика императора У Ди (перевод храмового имени которого означал "воинственный император") была нацелена на расширение сфер влияния Китайского государства во всех направлениях. Ее историческим следствием стало органическое включение Китая в культурно-экономическую структуру Евразии.

        В китайских источниках III в. н.э. фигурируют три основные дороги на запад - Южная, Средняя и Новая (или Северная).

        Южная шла от Яркенда к Ташкургану, оттуда - в Вахан. Затем она разветвлялась. Один путь был на запад - в Балх и Мерв, в Ктесифон и далее по старой ахеменидской дороге в Сирию через торговые фактории Северной Месопотамии. Второй пролегал на юг, к Кашмиру, достигая устья Инда и выходя на побережье Индийского океана, откуда товары отправлялись уже морским путем.

        Средняя дорога была главной коммуникацией, связывавшей Китай с Ферганской долиной и Согдианой.

        Новая - начиналась в Турфанском оазисе и, следуя вдоль Тянь-Шаня через Памир, достигала районов Нижней Волги и Приуралья.

        Эти три основные магистрали и легли в основу сети дорог Великого шелкового пути. В I-II вв. н.э. впервые в истории возникла макрополитическая система, которая охватила всю цивилизованную полосу Старого Света. Образовался "квартет четырех империй древности": Римской, Парфянской, Кушанской (большая часть Средней Азии, Афганистана и Индостана) и Китайской.

        Необходимо отметить, что и в периоды жесткого военного противоборства между странами Шелкового пути, стороны конфликта из соображений собственной выгоды не допускали его воздействия на ход международной торговли. Караваны шли по дорогам, изолированным от театра военных действий. Так же поступали и во время сезонно-климатических осложнений, что в целом обеспечивало бесперебойный "режим работы" системы.

        Некоторые исследователи родиной шелководства считают провинцию Шаньдун, которая уже в 2255 г. до н.э. платила китайскому императору дань шелковыми тканями. Затем оно постепенно распространилось по всему Китаю, а особенно широкое развитие получило во второй половине I тысячелетия до н.э., когда из шелка изготовляли деньги, ткани, им рассчитывались при торговых сделках.

        На Западе шелк ценился наравне с золотом и оставался очень редкой и дорогой продукцией.

        По хроникам, римский император был единственным римлянином, который носил одежду из чистого шелка. Население называло китайцев просто "шелковый народ" ("серес"), а столица ханьской династии была известна под названием Шелковый город.

        В Риме шелковые ткани богатые люди стали носить уже в 46 г. до н.э., но еще ряд столетий шелк являлся привозным товаром. В ряде приморских городов существовали многочисленные ткацкие мастерские, где делали из него ткани.

        В V веке они появились и в Александрии. В Иране производство началось при сасанидском шахе Шапуре II (309-379 гг.). Но все эти мастерские работали на шелке-сырце, который, по некоторым данным, доставлялся из Индии и Цейлона по морской трассе Великого шелкового пути или сухопутными дорогами из Средней Азии в Иран.

        О том, как культура шелководства проникла в Византию, рассказывают письменные источники.

        Так, согласно записям византийского историка Прокопиуса, по приказу императора Юстиниана I (527-565 гг.) два христианских монаха тайком провезли в гнездах, выдолбленных в посохах, яйца шелковичных червей. Вывоз грены в Китае считался преступлением, которое каралось смертной казнью. С того времени в Византии возникает собственное производство шелка, а отсюда - проникает в южные районы Средиземноморья.

        В других странах оно распространилось гораздо позже, хотя этот процесс также шел по трансконтинентальной дороге. С созданием в Средней Азии, Иране и странах Средиземноморья собственной шелковой промышленности как бы завершается первая важнейшая стадия формирования Великого шелкового пути. В последующем его значение определяли уже другие товары и ценности.

        К первым столетиям нашей эры экономические связи между западными и восточными цивилизациями перестают быть спонтанными, подчиняясь логике политических и торговых расчетов.

        Международная торговля становится делом государства.

        К примеру, в Китае во время правления династии Вэй (220-265 гг.) наплыв иностранных купцов вынудил принять ряд мер. Так, каждый из них обязан был получить паспорт-разрешение, где, помимо его имени, указывались страна, откуда он прибыл, пункт назначения, перевозимые товары, а также сопровождающие лица.

        В III-IV вв. н.э. в системе дорог Шелкового пути происходят значительные изменения. Так, в Китае в период "шестнадцати династий" усилилась роль Синина как важного торгового и транзитного центра, лежавшего на пересечении Тяньдукоуской и Туюйхуньской дорог. Торговля, очевидно, велась с большим размахом.

        К примеру, в 553 г. местный чиновник захватил возвращавшийся по Туюйхуньской дороге караван, в котором, как сообщают источники, 240 западных купцов на 600 верблюдах и ослах везли 10 тыс. кусков различных узорных и гладких шелковых тканей.

        Надо отметить, что археологи обнаружили в Синине большое количество сасанидских и византийских монет.

        Отчеканенные из драгоценных металлов, они восполняли нехватку золота и серебра в денежном обращении Восточного Туркестана и Западного Китая, где широко употреблялись при различных торговых операциях.

        Период, охватывающий примерно полтора столетия (VII - первая половина VIII вв.), можно считать периодом расцвета Великого шелкового пути, когда экономические и культурные связи Китая со странами западного мира достигли своего пика. Активная торговая деятельность разворачивалась на Средней дороге, проходившей через Согд и низовья Волги до Северного Кавказа и далее в Византию. Усилилось движение и по труднопроходимой дороге, идущей из Восточного Туркестана через Цайдам, Тибет и Непал в Индию.

        Новые изменения в системе международных связей отмечаются в середине VIII в. В Таласской битве китайцы потерпели сокрушительное поражение от войск Арабского халифата. В результате западная часть Шелкового пути перешла под арабское влияние, а весь центральный участок трассы попал под тибетский контроль. Последствием этого стало возобновление движения по старой дороге кочевников, связывающей Синьцзян с Северной Монголией. Путь получил название "хуйху лу" - уйгурская дорога.

        Он пролегал из Бэйтина (Бешбалык) к оз. Баркуль и далее на северо-восток к столице каганата Харабалгас.

        Южный вариант Уйгурского пути назывался "фэн лу" - дорога ветров.

        Продолжал действовать и Кыргызский путь.

        Повсеместно китайские товары ценились необыкновенно, им приписывали волшебные свойства. Существовали даже особые "дипломатические" приемы, когда за шелк покупали мир и заключали союзы.

        Из Китая вывозили в основном шелк, фарфор и различные украшения, ввозили же всякие незнакомые китайцам диковины: ковры, драгоценную посуду, экзотических животных, слоновую кость, ценные породы дерева, меха, цветное стекло, ювелирные изделия, предметы роскоши, а также рабов - факиров, фокусников, танцоров.

        Благодаря торговле на Великом шелковом пути китайцам стали известны такие рабочие животные, как ослы, мулы и верблюды. По нему в Китай попал хлопок, ценившийся столь же высоко, как и шелк у европейцев.

        При этом в древнем Риме существовало представление о том, что шелк изготавливают из пуха, собранного с деревьев, а китайцы думали, что хлопок делают из шерсти баранов, растущих на деревьях.

        С развитием торговых связей в Китае стали появляться новые материалы, среди которых можно назвать лен, и новые технологии - обработка шерсти и ковровое производство.

        В орбиту международных контактов постепенно включилась и Япония. С VI в. японский путь на запад начинался в Осаке. Две большие коллекции шелков были найдены в монастыре Хоруджи и императорской сокровищнице в Шосоине (г. Нара). Японские авторы полагают, что Шосоин был конечным пунктом Великого шелкового пути.

        Нельзя не отметить роль Кавказского региона в развитии великой межконтинентальной трассы. Связи стран Центральной и Западной Азии с народами Европы осуществлялись через территории Кавказа, Армении и Грузии еще до нашей эры. Впоследствии, во время греческой колонизации района Черного моря - во времена Гомера и Золотого Руна - торговые контакты усиливаются.

        О торговых путях, существовавших в древней Грузии, рассказывают авторы Греции и Рима.

        Так, в описаниях царства Картли (Кавказская Иберия) греческий географ Страбон (60-е годы до н.э. - 20-е годы н.э.) пишет в своей знаменитой "Географии", что один из путей шел в столицу Иберии Митскхету - от Черного моря вверх по течению Фазиса (р. Риони) через крепость Сарапанис (современный Шорапани). Он утверждает, что на Фазисе действовало 120 мостов6 .

        Другой исторический маршрут в Иберию пролегал из Кавказской Албании (нынешний Азербайджан и территории рядом с ним). Дорога пробивалась через скалы и затем пересекала заболоченные местности, которые возникли в результате разливов р. Алазонис (Алазани).

        Страбон говорит также о третьей дороге. Она объединяла Армению и Кавказскую Албанию, пересекая Мтквари (р. Кура).

        Существовал и четвертый путь, что подтверждают другие авторы. Он шел из северных кочевых стран через Дарьял или Аланские Ворота к столице Иберии.

        Все эти исторические трассы сходились в Митскхете. Из них основным торговым путем международного значения был тот, который, согласно Страбону, шел в Иберию и Колхиду из Индии и Китая.

        Византийские королевы грузинского происхождения - представители царской династии Багратионов - так же, как и имеющие грузинские корни некоторые полководцы Константинополя, были заинтересованы в развитии этого пути на всем его протяжении.

        Тысячелетиями Великий шелковый путь был одновременно и военной дорогой.

        К примеру, известный торговый маршрут на Южном Кавказе использовал в 65 г. до н.э. в своем походе римский полководец Помпей. И это не было случайностью, так как Помпей хорошо знал о стратегическом значении торговой трассы, особенно Дарьяльского ущелья, для блокирования кавказских перевалов для защиты от набегов северных кочевников.

        С Кавказом, как свидетельствуют исторические документы V в., самые широкие контакты имели и дальние народы.

        Так, в Фазис приезжали торговцы из 60 различных стран, включая "варваров из Индии и Бактрии".

        Велика была и роль Армении в развитии системы дорог Шелкового пути. Коммуникационная сеть Армянского нагорья, сложившаяся за тысячелетия продуктивных связей с соседними регионами и, в частности, с территориями Иранского плато, обеспечивала непосредственный контакт с межконтинентальной трассой. Еще за века до ее открытия Экбатана, ставшая впоследствии одним из узловых центров Пути, активно взаимодействовала с армянскими городами Араратской долины и бассейна Ванского озера.

        В дальнейшем участие Армении в торговых контактах расширяется еще больше. На это указывают, к примеру, находки в армянских средневековых городах разнообразной восточной и, в том числе, китайской продукции - изделий из металла, керамики, фарфора, шелка. Непосредственно с этим процессом связано и распространение в VII в. в Армении шелководства и шелкопрядения.

        Из обширного перечня источников, где говорится об активном вовлечении армянских торговых центров и дорог в систему Шелкового пути, можно упомянуть путевые заметки иранца Насир-и-Хусрау (ХI в.), фламандца Рубрука или венецианца Марко Поло (ХIII в.).

        На рубеже эр значительно усилилось влияние кочевых обществ гунно-сарматской эпохи на события евразийской истории. В контактных зонах сложились разные отношения. Устойчивыми, экономически и политически сбалансированными они были между эллинским и скифским мирами в Причерноморье. Памятники скифской эпохи уходят далеко на юг, охватывая огромную территорию, включая степную часть Маньчжурии, всю внутреннюю, восточную и центральную Монголию, Синьцзян.

        Одержав победы над аланами к концу IV в., гунны распространяют свою власть на северное Причерноморье, а к середине V столетия уже угрожают обеим Римским империям, приведя свои войска в Галлию и Италию. После смерти Атиллы в 453 г. гунны отходят из Центральной Европы в Приазовье. Вполне возможно, что контроль над международными торговыми путями являлся одним из источников политической власти и влияния в Великой Степи.

        К середине VI в. на этих просторах утверждается власть тюркоязычного народа тюркютов. Затем их владения распространились на всю Центральную Азию от Маньчжурии до Керченского пролива, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи.

        Тюркский каганат ведет борьбу за контроль над торговыми путями, связывающими Дальний Восток со Средиземноморьем. В конце концов, впервые в истории он объединяет в рамках одного государства практически всю территорию Евразийских степей, а также области древних оседлых цивилизаций - Согд и Бухару, которые являлись ключевыми звеньями на трассе Великого шелкового пути. С помощью согдийских купцов тюрки становятся партнерами Византии в создании бесперебойной трансевразийской торговли.

        В V столетии культура шелководства достигает Мерва. Складывается и школа шелкоткачества в Согде. Это послужило для согдийцев стимулом поиска рынков сбыта своей продукции, которые выполняли ведущую роль в посреднической торговле с Китаем.

        К началу VII в. Тюркский каганат распадается. Это было вызвано тем, что правители китайской династии Тан пересмотрели свою политику в отношении каганата. И если Ли Юань еще платил тюркам дань, то при Ли Шимине (628-630 гг.) был осуществлен грандиозный поход против них. Проведение этой акции обосновывалось стремлением китайских властей вернуть утраченное влияние на Шелковом пути. Вдоль всей Дороги вплоть до Урумчи были построены укрепления, где разместились гарнизоны танских солдат.

        С другой стороны, динамика торговых контактов стала определяться к этому времени утверждающейся мусульманской цивилизацией. Распространив свою власть от Пиренеев до Средней Азии, мусульмане перехватывают торговую инициативу у христианских государств. Вместе с тем, возрастает и роль Константинополя как посредника между Европой и мусульманским Ближним Востоком.

        Несколько меняется ассортимент товаров, перевозимых по дорогам Шелкового пути. Помимо традиционных шелка, фарфора, чая, лаковых изделий, рабов и мехов все большее распространение получают такие товары, как хлопок, металлы, ковры, в том числе среднеазиатского производства. Развивается торговля Мавераннахра и Хорасана с Волжской Булгарией. К ней путь вел по Амударье, выходя затем на Русь и далее, через Новгород, к Балтийскому региону.

        Возрос интерес к северным маршрутам, откуда поставлялась ценная пушнина. В Китае бытовало даже название "Меховой путь". И на азиатских, и на европейских рынках самым большим спросом пользовался соболь, особенно черного цвета. Роль Северной трассы Великого шелкового пути была весьма значительна.

        Узловое положение в межконтинентальных связях в первой половине - середине I тысячелетия н.э. занимают государства Центральной Азии.

        Это было обусловлено тем, что регион находился в зоне воздействия трех цивилизационных систем - антично-христианской, индуистско-буддийской и китайско-конфуцианской.

        Высокая интенсивность контактов проявляла себя не только в активном обмене товарами, но и информацией, насыщенностью культурных и экономических отношений.

        Однако такая "открытость" создавала угрозу уязвимости для вторжений с разных сторон.

        С древности до средневековья народам Средней Азии пришлось пережить множество нашествий: с запада нападали греко-македонцы, Ахемениды, Сасаниды, арабы, с севера - юэчжи, гунны, тюрки, с востока - китайцы и монголы. Все это препятствовало созданию здесь долговечных государств, наподобие римского, китайского или византийского.

Примечания

       1 Ртвеладзе Э. Великий шелковый путь // Энциклопедический справочник: Древность и раннее средневековье. Ташкент, 1999. С. 12-15.
       2 Lippert J. Evolution of Culture. N.Y., 1961. P. 203-206.
       3 Herodotus. Histories. L., 1961. P. 101-103.
       4 Boas F. Anthropology and Modern Life. N.Y., 1974. P. 115-117.
       5 Wilson A. World History. San Francisco, 2004. P. 133.
       6 Seymour T.D. The Life in the Homeric Age. N.Y., 2000. P. 260.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]