Статьи
Обозреватель - Observer



 НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ НОВОГО V ХАЛИФА
ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ "АХМАДИЯ"

У.Шарипов,
доктор политических наук,
А.Хазанов,
доктор исторических наук
 

        Ислам - одна из важнейших мировых религий единобожия. Возникнув на территории Аравийского полуострова в VII в., он нес в себе уровень развития и специфику местных племенных отношений того времени.

        Получив широкое распространение в мире, ислам как религиозная догма был принят различными народами, каждый из которых обладал своим специфическим менталитетом, национальными особенностями, что на протяжении веков нередко вызывало проблемы в адаптации местного населения к канонам, заложенным в Коране и в других основополагающих документах этой религии. Принимая их в принципе, они, вместе с тем, вносили в "свой ислам" определенные коррективы, которые отражали их национальную специфику. В данной связи, представляется интересным рассмотреть этот исторический феномен, приобретший характер закономерности, на примере движения "Ахмадия".

        Индостанский субконтинент - плотнонаселенный регион, родина древнейших цивилизаций. Поэтому, естественно, здесь среди местных мусульман предпринимались попытки как-то приблизить воспринятые ими исламские каноны к их обычаям и мировосприятию. Однако в целом на протяжении многих веков внесенные поправки были весьма незначительными и по существу носили непринципиальный характер.

        И вот, наконец, в конце XIX в. на севере Индостана в местечке Кадиана появилась харизматическая фигура - Мирза Гулям Ахмад, который провозгласил, что является Обетованным Мессией и Реформатором Мира, чье пришествие в свое время предсказали древние священные писания всех мировых религий (прежде всего имеются ввиду Коран, Ветхий и Новый Заветы). Таким образом, на основе его проповедей, писаний и организаторской деятельности в 1889 г. была основана Ахмадийская община в Исламе (Джамаат Ахмадийя, или короче - "Ахмадия", ахмадият).

        Говоря о сути учения Хазрата Мирзы Гулям Ахмада и активности его последователей, можно констатировать, что это направление в исламе по одному важнейшему постулату вышло за рамки консервативно-застывшего толкования положений Корана, то есть, Слова Божьего (Аллаха).

        Так, признавая пророка Мухаммада (Хиджаз, Аравийский полуостров) последним Посланником Аллаха, "Ахмадия", вместе с тем, заявляет, что на этом феномен появления Пророков на Земле не прекратился. Наоборот, Его (или Их) рождение объективно предопределено самим многовековым процессом развития как человечества в целом, так и отдельных народов - в частности. Причем, данное обстоятельство не исключает и сам Коран.

        Несмотря на то, что духовенство традиционного (консервативного) ислама обладало господствующим контролем над индостанскими мусульманами, авторитет "Ахмадии" и учения нового Пророка - Хазрата Мирзы Гулям стремительно выросли в глазах местных народов.

        Целесообразно отметить, что в тот же период (конец XIX в.) возникло параллельно движение "джадидов" - "обновленцев", которое получило наибольшее развитие в России. Появление "Ахмадии" и "джадидов" было показателем того, что общественность неарабских стран не устраивали законсервированные и во многом ориентированные на арабов рамки исламской догматики. Поэтому в среде мусульманских стран, не отходя от исламских принципов единобожия и положений Корана, стали искать варианты обновления трактовки исламских священных текстов как пути к раскрепощению национальной общественной мысли.

        Следует сказать, что больших успехов в этом достигли "джадиды" России, особенно среди поволжских тюркских народов, которые, подхватив и развив идеи Джамалетдина Афгани и новаторство Исмаила Гаспринского, в итоге вышли на рубежи светско-мусульманского мышления и приблизились к требованиям современного "европейского" образования и науки. В качестве примера, можно назвать известных выходцев из "джадидов": Г.Исхаки, С.Максуди, З.Валиди, Г.Ибрагимова и многих других.

        Созданная Мирзой Гулям Ахмад община быстро крепла и расширялась, чем стала вызывать усиливающееся противодействие со стороны традиционного мусульманского духовенства и властей. Однако ряды сторонников "Ахмадии" множились не только в колониальной Индии, но и за ее рубежами.

        Этот процесс продолжился и после образования в 1947 г. на Индостанском полуострове двух независимых государств - Пакистана и Индии.

        Что касается Исламской Республики Пакистан, то здесь количество приверженцев "Ахмадии", несмотря на усиливавшиеся репрессии со стороны правящих кругов страны, нарастало наиболее быстрыми темпами, составив миллионы человек, и продолжает увеличиваться в настоящее время.

        Следует отметить, что такая массовость общины делает очевидной неприемлемость определения "секта", которое навешивают на "Ахмадию" так называемые "традиционники". Наоборот, ахмадият является крупным, мирового масштаба исламским движением, включающим в себя большие массы представителей различных народов всех континентов мира.

        Наконец, противоборство между режимом президента Зия-уль-Хака, сторонника "традиционалистов", и руководством "Ахмадии" достигло той крайней критической стадии несовместимости, что четвертый халиф "Ахмадии" Хазрат Мирза Тахир Ахмад был вынужден в 1984 г. покинуть не только свою родную Рабву (городок), но и Пакистан. Он поселился в Великобритании, где община ахмадийцев начала действовать с 1913 г. Таким образом, руководящий центр религиозного движения "Ахмадии" с этого момента переместился в Лондон.

        Данное событие внесло новшества в миссионерскую работу "Ахмадии". Сохраняя сильные позиции в Пакистане и Индии, ахмадийская община расширила свою работу среди пакистанцев-эмигрантов во многих странах мира. Более того, стали возникать и расти ахмадийские миссионерские структуры и среди других народов разных континентов.

        Они появились в Африке, Европе, Америке, Азии, Австралии, Океании. Особенно крупные общины сформировались: в Африке - Гане, Кот-ди-Авуаре, Габоне, Гвинее; в Европе - Германии, Англии; в Северной Америке - Канаде и США. Всего в мире построено и функционирует более 8 тыс. мечетей ахмадийцев 1.

        За время руководства общиной IV-го халифа Хазрата Мирзы Тахира Ахмада (1982-2003 гг.) общая численность членов "Ахмадии" в мире (то есть, в 175 странах, где действуют ее миссии), по утверждению центрального руководства ахмадията в Лондоне, достигла 150 млн. чел. и продолжает расти 2.

        Возможно, это завышенные данные. Однако не подлежит сомнению активизация миссионерской деятельности общины на местах и высокий авторитет ее харизматического руководителя.

        Хазрат Мирза Тахир Ахмад за период своего пребывания во главе общины написал ряд монументальных трудов в различных областях исламской идеологии, гомеопатии, фитотерапии, а также в светской науке.

        Так, им опубликованы монографии по международным отношениям в Азии, на Ближнем Востоке, о взаимоотношениях между светскими обществами и религиями.

        Он постоянно активно участвовал в диалогах по различным проблемам международных отношений, проводил круглые столы и пресс-конференции с участием журналистов ведущих СМИ мира и авторитетных политологов.

        Благодаря Хазрату Мирзе Тахиру Ахмаду, на ежегодных съездах "Ахмадии", проводимых в конце июля в районе Гилфорда (городок к юго-западу от Лондона), на закупленном общиной обширном участке и названном "Исламабадом", принимали участие делегации из многих стран мира, выступали президенты и премьер-министры африканских стран, а также члены парламентов Великобритании, Евросоюза и многих другие официальные лица различных государств 3.

        В апреле 2003 г., после кончины на 75 году жизни Хазрата Мирзы Тахира Ахмада, на верховный пост в общине (Халифатуль Масиха V - Обетованного Мессии, или иначе, новым, V (пятым) халифом "Ахмадии" был избран Хазрат Мирза Масрур Ахмад.

        Ему 54 г. и он приходится племянником предыдущему халифу. К этому моменту он являлся имамом ахмадийской общины в Рабве (город в Пакистане), главой всех зарубежных миссий "Ахмадии".

        В прошлом, на протяжении многих лет, Мирза Масрур Ахмад возглавлял миссии как в Пакистане, так и во многих зарубежных странах.

        Особенно плодотворной, по оценкам современников, была его миссионерская деятельность в Гане и соседних африканских странах, где он, будучи специалистом-агрономом по сельскому хозяйству, создал новые сорта пшеницы и других злаков, способствовавших резкому росту урожайности этих культур в местных условиях жаркого климата.

        На последнем, тридцать восьмом съезде "Ахмадии" (30 июля - 1 августа 2004 г.) приняли участие около 25 тыс. делегатов из 75 стран.

        Кроме того, присутствовали 600 гостей, среди которых были академики, учителя, студенты, мэры городов, члены английского и Европейского парламента, представители различных конфессий: буддисты, сикхи, индуисты, христиане, католики, протестанты и квакеры, - а также атеисты 4.

        Для завоевания реального авторитета в такой массовой и многонациональной, разбросанной по всему миру общине, каковой является "Ахмадия", требуется не только принимать участие и выступать на ежегодных форумах в "Исламабаде", но и вести активную работу на местах. Причем руководитель этим движением должен внимательно следить и поддерживать работу местных миссий, а также непосредственно знакомиться с ними, посещая их в своих поездках.

        Так, после вступления в должность, Хазрат Мирза Масрур Ахмад (в течение 2004 г.) совершил инспекционные поездки в ряд государств мира.

        В частности, он посетил в Западной Африке Гану, Буркина Фасо, Бенин и Нигерию, где был восторженно принят местными ахмадийцами, посещал школы, дома помощи престарелым, мечети, а также встречался с президентами, членами правительств и другими высокопоставленными лицами этих стран 5.

        В середине июля 2004 г. Хазрат Мирза Масрур Ахмад принимал участие в работе ежегодной конференции канадских ахмадийцев в Торонто (провинция Онтарио).

        Следует отметить, что в Торонто действует самая большая мечеть Западного полушария и она построена ахмадийской общиной.

        На этой конференции в присутствии тысяч местных ахмадийцев выступали с речами не только представители этой общины, но и члены правительства и парламента Канады.

        Осенью 2004 г. Хазрат Мирза Масрур Ахмад совершил ознакомительную поездку по нескольким западноевропейским государствам: Испании, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, в которых функционируют миссии ахмадийцев.

        Любопытно, что самая крупная в ЕС община "Ахмадии" действует в Германии (более 40 тыс. членов) с центром во Франкфурте на Майне.

        О том, что "Ахмадия" пользуется высоким авторитетом в политических кругах как Европы, так и на других континентах, свидетельствуют заявления руководящих деятелей многих стран.

        Так, премьер-министры Великобритании ежегодно поздравляют съезды "Ахмадии" в Англии.

        В частности, нынешний премьер-министр Тони Блер, приветствуя конференцию 2004 г., выразил "уверенность, что она достигнет новых больших успехов в своей работе" 6.

        Член Европейского парламента (член Комитета по иностранным делам и Подкомитета по правам человека) баронесса Эмма Николсон заявила на конференции 2004 г.: "Мы, представляя 25 государств Европы, неизменно следуя Уставу ООН и незыблемости прав человека, выражаем наше удовлетворение деятельностью такой религиозной организации, как "Ахмадия", которая неизменно придерживается принципов сотрудничества между различными конфессиями и политическими силами, следует принципу разрешения любых форм противоречий и конфликтов только политическими и мирными средствами. Мы приветствуем лозунг "Ахмадии" "Любовь ко всем, ненависть ни к кому!" 7.

        Таким образом, активная деятельность "Ахмадии" продолжается.

        Новый глава общины Хазрат Мирза Масрур Ахмад, находясь еще на начальном этапе руководства этим многочисленным и многонациональным религиозным движением, постепенно активизирует и углубляет свою деятельность на данном посту, особенно за счет непосредственного посещения миссий на местах, строительства новых учебных, благотворительных и религиозных объектов.

        Этот факт вызывает чувство оптимизма среди ахмадийцев. Они считают, что успехи, достигнутые при предшествовавшем IV халифе, будут развиваться и дальше.

Примечания

       1 The Ahmadiyya Muslim Community. London, the Baitul Futuh Mosque, 2004.
       2 Transcripts of Speeches by Eniment Guests. Ahmadiyya Muslim Association UK. London, 2004. P. 3.
       3 Transcripts of Speeches by Eniment Guests. Ahmadiyya Muslim Association UK. London, 2004. P. 3.
       4 Ежегодные съезды "Ахмадии" проводятся в Англии уже 38 лет, из них последние 19 - в "Исламабаде" (Гилфорде).
       5 Ahmadiyya Bulletin. L., April 2004. P. 14-21).
       6 Transcripts of Speeches by Eniment Guests. Ahmadiyya Muslim Association UK. London, 2004. Приложение.
       7 Transcripts of Speeches by Eniment Guests. Ahmadiyya Muslim Association UK. London, 2004. P. 8.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]