Статьи
Обозреватель - Observer

 

ТЕРРОРИЗМ – ВЗРЫВЫ,
СОТРЯСАЮЩИЕ МИР


А.Тихонов

          Террористические акты, осуществленнные за последние годы в России, Турции, Великобритании, Египте и многих других странах: что это, новый вызов мировому сообществу или еще одна попытка террористов заявить о себе, о своем могуществе и вездесущности?
          Сегодня однозначно ответить на этот вопрос не может никто, ибо суть терроризма настолько многогранна и сложна, что говорить о противостоянии этой новой “чуме XXI века” можно лишь гипотетически.

Что такое терроризм и каковы его перспективы

          Терроризм имеет многовековую историю. Однако в качестве серьезной проблемы, вышедшей на международный уровень, терроризм обозначился в конце XIX столетия. В этом была немалая “заслуга” русских революционеров, теоретиков и практиков анархизма. Но лишь в последнее десятилетие терроризм приобрел то новое качество, которое выдвинуло его в разряд одной из основных угроз безопасности. Сегодня терроризм – это, прежде всего, преступление глобального характера, направленное против всех и каждого в отдельности. Террористическая акция может совершаться как одиночкой, так и несколькими лицами, образующим  террористическую группу или организацию. Сегодня терроризм рассматривается как уголовное преступление, причиняющее ущерб интересам личности, общества и государства. В то же время как преступление, наносящее ущерб не только национальным интересам, но и стабильности международных отношений, оно становится преступлением международного характера.
          Как внутригосударственное преступление терроризм охватывает:

          1. Применение насилия или угрозы его применения в отношении физических лиц или организаций;
          2. Уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и т.п.
          3. Посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность.
          В качестве преступления международного характера терроризм определяется как нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а также на служебные помещения либо транспортные средства таких лиц, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
          Террористическая деятельность может выражаться:
          1. В организации, планировании, подготовке и реализации террористической акции;
          2. В подстрекательстве к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
          3. В создании незаконного вооруженного формирования (НВФ), преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно в участии в такой акции;
          4. В вербовке, вооружении, общении и использовании террористов;
          5. В финансировании заведомо террористической организации или террористической группы или ином содействии им.
          Конкретные террористические акции это – взрывы; поджоги; применение или угрозы применения ядерных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих веществ, уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захват заложников; похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц; создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности и др.
          Изучение зарубежной литературы о деятельности НВФ и борьбе с ними правоохранительных органов позволяет сделать ряд предварительных оценок, из которых следует, что к категории НВФ в зарубежных государствах можно отнести:
  • террористические организации различного политического толка (“Красные бригады” в Италии, Революционные ячейки в ФРГ и т.п.);
  • националистические вооруженные формирования и группы, в том числе партизанского характера (Ирландская республиканская армия в Великобритании, “Тигры освобождения Тамил Илама” в Шри-Ланке и т.п.); 
  • экстремистские организации религиозного толка (Хамад, организация исламских фундаменталистов, “Аль-Каида” и др.);
  • вооруженные отряды охранников и боевиков мафиозных группировок;
  • отдельные бандитские группировки чисто уголовного характера (вооруженные группы и банды, специализирующиеся на захватах грузов, угоне автотранспорта и т. п.).
          Наиболее распространенными и особенно опасными видами НВФ считаются террористические организации и вооруженные формирования партизанского типа, борьбу с которыми ведут как полицейские силы, так и армейские подразделения.

Причины возникновения НВФ,
основные формы и методы борьбы с ними

          Возникновение НВФ обусловлено социально-экономическими кризисами, резким падением жизненного уровня основной массы населения, межнациональными, религиозными, расовыми и экологическими конфликтами, тоталитарным характером режимов и национальным гнетом.
          Вместе с тем, существуют и специфические признаки, при наличии которых можно судить о существовании НВФ, проявления их активности.
          К ним можно отнести:

  • проникновение свободного предпринимательства в государства, где механизмы регулирования рыночных отношений нуждаются в глубокой разработке. Возникшие вследствие этого политическая и экономическая нестабильность, обострение этнических и региональных конфликтов обеспечивают широкие возможности для незаконной вооруженной деятельности, способствуют незаконному финансированию поставок оружия в очаги этнических конфликтов;
  • усиление миграции населения и образование этнических диаспор.
          Следует отметить, что районы с этнически однородным населением являются одним их основных источников пополнения рядов НВФ, базирующихся в той или иной стране и использующих национально-патриотические чувства в борьбе за свои интересы:
  • коррумпированность государственных служащих;
  • дефицит ресурсов, необходимых для борьбы с НВФ и т.п.
          Определение стратегии борьбы с терроризмом невозможно без учета двух важнейших факторов:
  • во-первых, деятельность по его предупреждению, выявлению и пресечению требует объединения усилий всего международного сообщества;
  • во-вторых, терроризм многолик, обусловлен различными причинами, поэтому противодействие ему должно носить системный комплексный характер и включать в себя совокупность социальных, экономических, политических, организационных и других мер. Существенное значение в этом комплексе принадлежит мерам правового характера.
          Рассмотрение деятельности правоохранительных органов, других государственных институтов по борьбе с НВФ позволяет выделить три основные формы борьбы:
  • мероприятия полицейского характера (обеспечение охраны, наблюдения, агентурнооперативные, физического подавления);
  • профилактические мероприятия;
  • войсковые мероприятия.
          В борьбе с НВФ, отличающимися многочисленностью состава (формирования партизанского типа), за рубежом, как правило, используют несколько методов, которые применяются одновременно или последовательно. К ним в первую очередь относятся:
  • пропагандистско-идеологические, которые призваны осуществлять пропагандистское и идеологическое обеспечение всех акций, проводимых в отношении противника. Эти методы предназначены как для населения данного региона, страны, района, так и для разложения вооруженных группировок;
  • специальные методы, которые включают агентурнооперативные (разведывательные), а также психологические, экономические и специальные операции секретного характера;
  • военные методы, которые включают как отдельные (локальные), так и массированные, широкомасштабные войсковые операции, в том числе с использованием авиации и бронетехники.
          Основная тяжесть борьбы с НВФ в большинстве государств лежит на полицейских службах и их специальных формированиях.
          На начальном этапе этой борьбы ее вели обычные полицейские формирования, вооруженные штатным оружием. По мере обострения проблемы терроризма в составе полицейских сил стали создаваться специализированные подразделения.

Борьба с терроризмом в России

          В Советском Союзе проблема борьбы с терроризмом рассматривалась в основном через призму международного государственного терроризма, через призму соперничества капиталистической и социалистической систем. Причем обвинения в пособничестве терроризму сыпались с обеих сторон: социалистический лагерь обвинялся в помощи различным национально-освободительным движениям и инспирирования так называемого левого терроризма, а капиталистический – в использовании международного терроризма для подрыва основ социалистических государств.
          О реальном терроризме в нашей стране можно говорить лишь в связи со взрывами в Москве в 1978 г., осуществленными группой Затикяна, когда действительно существовала группировка, которая насильственными средствами пыталась бороться с существующим государственным строем.
          Необходимость обратить внимание на проблемы терроризма именно сегодня вызывается тенденцией развития политической и социально-экономической ситуации на постсоветской территории, которые дают основания полагать, что страна ускоренными темпами входит в полосу резкого роста терроризма.
          Российское общество еще в недавнем прошлом обладало устойчивым иммунитетом к терроризму, однако в настоящее время он нарушен. Объясняется это тем, что терроризм, являясь по сути своей сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социальные противоречия, достигшие в нашем обществе уровня конфликта. Российское государство подошло в своем развитии к критической черте.
          Захват больницы в Буденновске, взрывы жилых домов в Москве и других городах страны, массовый захват заложников на Дубровке и в Беслане – вот далеко не полный перечень страшнейших террористических актов, организованных и осуществленных чеченскими и международными террористами в России за последние десять лет.
          Для того, чтобы обуздать рост преступлений, связанный с терроризмом, 25 июля 1998 г. в России был принят Федеральный закон “О борьбе с терроризмом”. Согласно закону, главным координатором антитеррористической деятельности является правительство.
          Непосредственно борьбу с терроризмом осуществляют Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны РФ и Министерство обороны РФ.
          Перечисленные федеральные ведомства, их территориальные органы и войска в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции.
          После серии терактов, произошедших в России  в 2004 г., было решено вместо действующего ФЗ “О борьбе с терроризмом” (1998 г.), подготовить новый, более соответствующий современным требованиям.
          1 марта 2006 г. Совет Федерации одобрил Закон “О противодействии терроризму”, принятый Госдумой 26 февраля с.г.
          Новый закон определяет порядок проведения контртеррористических операций, применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом, ликвидации последствий терактов и профилактики этого вида преступной деятельности.
          В документе  терроризм определяется, как “…Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий”.
          Руководство контртеррористическими операциями, а также координация деятельности органов внутренних дел, гражданской обороны и юстиции возлагаются на ФСБ.
          Оговаривается возможность привлечения российской армии к борьбе с терроризмом, в том числе за пределами РФ.
          Допускается применение оружия и боевой техники на суше, в воздухе и на воде для ликвидации любого объекта, представляющего угрозу безопасности (например, самолета, захваченного террористами, или базы боевиков на территории сопредельного государства).
          Для “пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства” в отдельных регионах может вводиться “режим контртеррористической операции”.
          Этот режим предполагает (в случае необходимости) удаление граждан с отдельных участков местности и объектов, ограничение движения на улицах, прослушивание телефонных переговоров, перлюстрацию почты и др.
          Руководитель контртеррористической операцией, согласно закону, “несет персональную ответственность за ее проведение”. Он осуществляет “единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки”. Он же назначает специального уполномоченного для работы с общественностью и СМИ.
          Решения о нанесении ударов по базам террористов и проведении спецопераций за рубежом будет принимать Президент при одобрении Совета Федерации.
          Предложение о направлении войск за пределы РФ, вносимое Президентом в верхнюю палату парламента, должно содержать сведения об общей численности этих подразделений, районе дислокации и сроках проведения операции. Комплектоваться антитеррористические формирования будут на добровольной основе военнослужащими-контрактниками, прошедшими предварительную специальную подготовку.
          Закон допускает возможность ведения переговоров с террористами “в целях сохранения жизни и здоровья людей”. При этом в документе отмечается, что переговоры вправе вести только “лица, специально уполномоченные на то руководителем контртеррористической операции”. Рассматривать выдвигаемые террористами политические требования переговорщикам запрещается.

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]