ТЕРРОРИЗМ – ВЗРЫВЫ,
СОТРЯСАЮЩИЕ МИР
А.Тихонов
Террористические
акты, осуществленнные за последние годы в России, Турции, Великобритании,
Египте и многих других странах: что это, новый вызов мировому сообществу
или еще одна попытка террористов заявить о себе, о своем могуществе и вездесущности?
Сегодня однозначно
ответить на этот вопрос не может никто, ибо суть терроризма настолько многогранна
и сложна, что говорить о противостоянии этой новой “чуме XXI века” можно
лишь гипотетически.
Что такое терроризм и каковы его перспективы
Терроризм имеет
многовековую историю. Однако в качестве серьезной проблемы, вышедшей на
международный уровень, терроризм обозначился в конце XIX столетия. В этом
была немалая “заслуга” русских революционеров, теоретиков и практиков анархизма.
Но лишь в последнее десятилетие терроризм приобрел то новое качество, которое
выдвинуло его в разряд одной из основных угроз безопасности. Сегодня терроризм
– это, прежде всего, преступление глобального характера, направленное против
всех и каждого в отдельности. Террористическая акция может совершаться
как одиночкой, так и несколькими лицами, образующим террористическую
группу или организацию. Сегодня терроризм рассматривается как уголовное
преступление, причиняющее ущерб интересам личности, общества и государства.
В то же время как преступление, наносящее ущерб не только национальным
интересам, но и стабильности международных отношений, оно становится преступлением
международного характера.
Как внутригосударственное
преступление терроризм охватывает:
1. Применение
насилия или угрозы его применения в отношении физических лиц или организаций;
2. Уничтожение
(повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных
объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного
ущерба и т.п.
3. Посягательство
на жизнь государственных или общественных деятелей, совершенное в целях
прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо
из мести за такую деятельность.
В качестве преступления
международного характера терроризм определяется как нападение на представителя
иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся
международной защитой, а также на служебные помещения либо транспортные
средства таких лиц, если это деяние совершено в целях провокации войны
или осложнения международных отношений.
Террористическая
деятельность может выражаться:
1. В
организации, планировании, подготовке и реализации террористической акции;
2. В подстрекательстве
к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями,
уничтожению материальных объектов в террористических целях;
3. В создании
незаконного вооруженного формирования (НВФ), преступного сообщества (преступной
организации), организованной группы для совершения террористической акции,
а равно в участии в такой акции;
4. В вербовке,
вооружении, общении и использовании террористов;
5. В финансировании
заведомо террористической организации или террористической группы или ином
содействии им.
Конкретные террористические
акции это – взрывы; поджоги; применение или угрозы применения ядерных устройств,
радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих
веществ, уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или
других объектов; посягательство на жизнь государственного или общественного
деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп
населения; захват заложников; похищение человека; создание опасности причинения
вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц; создания
условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы
создания такой опасности и др.
Изучение зарубежной
литературы о деятельности НВФ и борьбе с ними правоохранительных органов
позволяет сделать ряд предварительных оценок, из которых следует, что к
категории НВФ в зарубежных государствах можно отнести:
-
террористические организации различного политического толка (“Красные бригады”
в Италии, Революционные ячейки в ФРГ и т.п.);
-
националистические вооруженные формирования и группы, в том числе партизанского
характера (Ирландская республиканская армия в Великобритании, “Тигры освобождения
Тамил Илама” в Шри-Ланке и т.п.);
-
экстремистские организации религиозного толка (Хамад, организация исламских
фундаменталистов, “Аль-Каида” и др.);
-
вооруженные отряды охранников и боевиков мафиозных группировок;
-
отдельные бандитские группировки чисто уголовного характера (вооруженные
группы и банды, специализирующиеся на захватах грузов, угоне автотранспорта
и т. п.).
Наиболее распространенными
и особенно опасными видами НВФ считаются террористические организации и
вооруженные формирования партизанского типа, борьбу с которыми ведут как
полицейские силы, так и армейские подразделения.
Причины возникновения НВФ,
основные формы и методы борьбы с ними
Возникновение
НВФ обусловлено социально-экономическими кризисами, резким падением жизненного
уровня основной массы населения, межнациональными, религиозными, расовыми
и экологическими конфликтами, тоталитарным характером режимов и национальным
гнетом.
Вместе с тем,
существуют и специфические признаки, при наличии которых можно судить о
существовании НВФ, проявления их активности.
К ним можно
отнести:
-
проникновение свободного предпринимательства в государства, где механизмы
регулирования рыночных отношений нуждаются в глубокой разработке. Возникшие
вследствие этого политическая и экономическая нестабильность, обострение
этнических и региональных конфликтов обеспечивают широкие возможности для
незаконной вооруженной деятельности, способствуют незаконному финансированию
поставок оружия в очаги этнических конфликтов;
-
усиление миграции населения и образование этнических диаспор.
Следует отметить,
что районы с этнически однородным населением являются одним их основных
источников пополнения рядов НВФ, базирующихся в той или иной стране и использующих
национально-патриотические чувства в борьбе за свои интересы:
-
коррумпированность государственных служащих;
-
дефицит ресурсов, необходимых для борьбы с НВФ и т.п.
Определение стратегии
борьбы с терроризмом невозможно без учета двух важнейших факторов:
-
во-первых, деятельность по его предупреждению, выявлению и пресечению требует
объединения усилий всего международного сообщества;
-
во-вторых, терроризм многолик, обусловлен различными причинами, поэтому
противодействие ему должно носить системный комплексный характер и включать
в себя совокупность социальных, экономических, политических, организационных
и других мер. Существенное значение в этом комплексе принадлежит мерам
правового характера.
Рассмотрение деятельности
правоохранительных органов, других государственных институтов по борьбе
с НВФ позволяет выделить три основные формы борьбы:
-
мероприятия полицейского характера (обеспечение охраны, наблюдения, агентурнооперативные,
физического подавления);
-
профилактические мероприятия;
-
войсковые мероприятия.
В борьбе с НВФ,
отличающимися многочисленностью состава (формирования партизанского типа),
за рубежом, как правило, используют несколько методов, которые применяются
одновременно или последовательно. К ним в первую очередь относятся:
-
пропагандистско-идеологические, которые призваны осуществлять пропагандистское
и идеологическое обеспечение всех акций, проводимых в отношении противника.
Эти методы предназначены как для населения данного региона, страны, района,
так и для разложения вооруженных группировок;
-
специальные методы, которые включают агентурнооперативные (разведывательные),
а также психологические, экономические и специальные операции секретного
характера;
-
военные методы, которые включают как отдельные (локальные), так и массированные,
широкомасштабные войсковые операции, в том числе с использованием авиации
и бронетехники.
Основная тяжесть
борьбы с НВФ в большинстве государств лежит на полицейских службах и их
специальных формированиях.
На начальном
этапе этой борьбы ее вели обычные полицейские формирования, вооруженные
штатным оружием. По мере обострения проблемы терроризма в составе полицейских
сил стали создаваться специализированные подразделения.
Борьба с терроризмом в России
В Советском Союзе
проблема борьбы с терроризмом рассматривалась в основном через призму международного
государственного терроризма, через призму соперничества капиталистической
и социалистической систем. Причем обвинения в пособничестве терроризму
сыпались с обеих сторон: социалистический лагерь обвинялся в помощи различным
национально-освободительным движениям и инспирирования так называемого
левого терроризма, а капиталистический – в использовании международного
терроризма для подрыва основ социалистических государств.
О реальном терроризме
в нашей стране можно говорить лишь в связи со взрывами в Москве в 1978
г., осуществленными группой Затикяна, когда действительно существовала
группировка, которая насильственными средствами пыталась бороться с существующим
государственным строем.
Необходимость
обратить внимание на проблемы терроризма именно сегодня вызывается тенденцией
развития политической и социально-экономической ситуации на постсоветской
территории, которые дают основания полагать, что страна ускоренными темпами
входит в полосу резкого роста терроризма.
Российское общество
еще в недавнем прошлом обладало устойчивым иммунитетом к терроризму, однако
в настоящее время он нарушен. Объясняется это тем, что терроризм, являясь
по сути своей сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе
социальные противоречия, достигшие в нашем обществе уровня конфликта. Российское
государство подошло в своем развитии к критической черте.
Захват больницы
в Буденновске, взрывы жилых домов в Москве и других городах страны, массовый
захват заложников на Дубровке и в Беслане – вот далеко не полный перечень
страшнейших террористических актов, организованных и осуществленных чеченскими
и международными террористами в России за последние десять лет.
Для того, чтобы
обуздать рост преступлений, связанный с терроризмом, 25 июля 1998 г. в
России был принят Федеральный закон “О борьбе с терроризмом”. Согласно
закону, главным координатором антитеррористической деятельности является
правительство.
Непосредственно
борьбу с терроризмом осуществляют Федеральная служба безопасности РФ, Министерство
внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны
РФ и Министерство обороны РФ.
Перечисленные
федеральные ведомства, их территориальные органы и войска в субъектах Российской
Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции.
После серии
терактов, произошедших в России в 2004 г., было решено вместо действующего
ФЗ “О борьбе с терроризмом” (1998 г.), подготовить новый, более соответствующий
современным требованиям.
1 марта 2006
г. Совет Федерации одобрил Закон “О противодействии терроризму”, принятый
Госдумой 26 февраля с.г.
Новый закон
определяет порядок проведения контртеррористических операций, применения
вооруженных сил в борьбе с терроризмом, ликвидации последствий терактов
и профилактики этого вида преступной деятельности.
В документе
терроризм определяется, как “…Идеология насилия и практика воздействия
на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления
или международными организациями, связанные с устрашением населения или
иными формами противоправных насильственных действий”.
Руководство
контртеррористическими операциями, а также координация деятельности органов
внутренних дел, гражданской обороны и юстиции возлагаются на ФСБ.
Оговаривается
возможность привлечения российской армии к борьбе с терроризмом, в том
числе за пределами РФ.
Допускается
применение оружия и боевой техники на суше, в воздухе и на воде для ликвидации
любого объекта, представляющего угрозу безопасности (например, самолета,
захваченного террористами, или базы боевиков на территории сопредельного
государства).
Для “пресечения
и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты
жизненно важных интересов личности, общества и государства” в отдельных
регионах может вводиться “режим контртеррористической операции”.
Этот режим предполагает
(в случае необходимости) удаление граждан с отдельных участков местности
и объектов, ограничение движения на улицах, прослушивание телефонных переговоров,
перлюстрацию почты и др.
Руководитель
контртеррористической операцией, согласно закону, “несет персональную ответственность
за ее проведение”. Он осуществляет “единое управление силами и средствами,
входящими в состав группировки”. Он же назначает специального уполномоченного
для работы с общественностью и СМИ.
Решения о нанесении
ударов по базам террористов и проведении спецопераций за рубежом будет
принимать Президент при одобрении Совета Федерации.
Предложение
о направлении войск за пределы РФ, вносимое Президентом в верхнюю палату
парламента, должно содержать сведения об общей численности этих подразделений,
районе дислокации и сроках проведения операции. Комплектоваться антитеррористические
формирования будут на добровольной основе военнослужащими-контрактниками,
прошедшими предварительную специальную подготовку.
Закон допускает
возможность ведения переговоров с террористами “в целях сохранения жизни
и здоровья людей”. При этом в документе отмечается, что переговоры вправе
вести только “лица, специально уполномоченные на то руководителем контртеррористической
операции”. Рассматривать выдвигаемые террористами политические требования
переговорщикам запрещается.
|