Экономика
Обозреватель - Observer


 

Ю.В.АНДРОПОВ О РЕФОРМАХ


А.ЛАБУДИН,
доктор экономических наук
профессор (Санкт-Петербург)
12 ноября 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Юрий Владимирович Андропов. Особенности его личности и деятельность рассматривались, главным образом, в мемуарной литературе. Однако теоретическое наследие Ю.В.Андропова, проводившаяся им политика, еще не стали предметом всестороннего и беспристрастного исследования.

В последние годы в ряде работ, посвященных анализу опыта перестройки, ставится вопрос: стал бы Ю.В.Андропов осуществлять глубокие преобразования советского общества, если бы судьба предоставила ему возможность работать во главе государства более долгий срок. Обычно на этот вопрос отвечают отрицательно, имея в виду, прежде всего, ограниченность мировоззрения Андропова социалистическими ценностями и идеалами, "сильнейший груз прошлого", его боязнь крутых потрясений, "венгерский синдром", образовавшийся у Андропова, когда он был послом СССР в Венгрии во время кризиса 1956 г. и связанных с ним трагических событий. Ю.В.Андропов вполне мог пойти на самые радикальные преобразования и, более того, считал, что рано или поздно демократические институты в Советском Союзе будут включены на полную мощность, обеспечив не меньшую, а, возможно, и большую степень народовластия, непосредственного участия народа в управлении делами своего государства, чем в самых развитых странах западной демократии. Об этом свидетельствует хотя бы систематическое подчеркивание Андроповым необходимости последовательного и неуклонного расширения демократии, наполнения ее реальным содержанием. Но одновременно он был убежден, что преобразования должны быть досконально подготовлены и, в первую очередь, в том, что касается расширения демократии, самоуправления - с точки зрения готовности людей брать ответственность на себя и умело пользоваться предоставленными им полномочиями. Об этом он неоднократно говорил.

    Так, в докладе 22 апреля 1976 г. он сказал: "Наша цель - добиться того, чтобы каждый гражданин понимал, чувствовал, что решение общественных дел, само развитие общества зависят и от него лично, от его работы, от его политической активности. Предоставляя всем гражданам большие права и свободы, социалистическая демократия требует также высокого уровня сознательности и самодисциплины, социальной ответственности и гражданской активности. Чем выше сознательность, тем меньше нужды в каких бы то ни было ограничениях. Отсюда и возрастающее значение всех сторон воспитательной работы. Кажется, яснее не скажешь.

    В статье "Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР" Ю.В.Андропов подчеркнул, что стать действительным хозяином в обществе - дело длительное и непростое. "Получить право хозяина и стать хозяином - настоящим, мудрым, рачительным - далеко не одно и то же, - писал он. - Народу, свершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства - осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение. Ведь социалистически воспитанным является лишь тот человек, которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, авторитет, но и дела товарищей по работе, трудового коллектива, интересы всей страны, трудящихся всего мира". Здесь говорится о формировании коллективистского социалистического образа жизни, превращении, как выразился Андропов, "моего" частнособственнического в "наше", общее.

    Возможность и необходимость такого преобразования представляются проблематичными. Однако по сути здесь у Андропова идет речь о воспитании и самовоспитании ответственности, без которой реальное самоуправление невозможно. Наконец, на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андропов прямо определил, что перерастание современной советской государственности в общественное самоуправление будет обусловлено "и материальными возможностями общества, и уровнем политического сознания и культуры масс. Это очень важно понимать и помнить. Не придумывать абстрактно дальнейшие пути и формы развертывания демократии, а идти от жизни".

    В октябре 1983 г. Ю.В.Андропов направил в Политбюро записку, где предложил рассмотреть возможность расширения некоторых "демократических процедур" при проведении предстоящих выборов в Верховный Совет СССР", не замыкаться на должностном принципе при выдвижении кандидатов", замечать "интересных", "заметных" людей, "проводников линии партии в народе", активнее привлекать к участию в высшем органе власти представителей репрессированных в годы культа личности народов. Сообщивший широкой публике об этой записке (до сих пор не опубликованной полностью) Д.А.Волкогонов охарактеризовал ее как очень осторожную и ограниченную попытку "кое-что изменить (далеко не существенное) в предстоящих выборах (без выбора!). Но не надо забывать, что путь в тысячу ли, как говорит китайская пословица, начинается с первого шага.

В концепции демократии и самоуправления, которую обосновал и который придерживался Андропов, очень важное место занимал тезис о единстве прав и обязанностей.

Осуществлять права - с пользой и для себя, и для других - может, по Андропову, лишь человек, добросовестно выполняющий вытекающие из его жизни в той или иной общности обязанности. "Природа социалистического (и любого другого - Авт.) общества такова, что расширение прав и свобод органично связано с повышением ответственности каждого перед обществом, с соблюдением гражданских обязанностей - говорил Андропов в докладе, посвященном 100-летию со дня рождения Ф.Э.Дзержинского. - В самом деле, если кто-либо из членов нашего общества пренебрегает своими обязанностями, игнорирует нормы общественного поведения, то тем самым он наносит ущерб и себе самому, и другим людям, не говоря уже об интересах общественных".

Взгляды Андропова на условия и ограничения развертывания демократии весьма схожи с позицией не менее крупного государственного деятеля, жившего в другую историческую эпоху, П.А.Столыпина. Тот, как известно, также считал, что необходимо вначале воспитать из жителя России Гражданина и, по мере его готовности включать в процесс управления государством. Как показывает исторический опыт, такой подход содержит в себе большое рациональное зерно. Управление и самоуправление - процесс, требующий определенного уровня цивилизованности, и чем сложнее общество, тем выше этот уровень. Конечно, это не означает, что достижения необходимого уровня цивилизованности надо ждать сложа руки. Его следует приближать, в том числе и посредством все более активного участия людей в управлении делами общества. Кстати говоря, именно Андропов употребил выражение "социалистическая цивилизованность", понимая под этим не только уровень доходов населения и обеспеченности его предметами потребления, но и многие другие факторы, определяющие качество жизни народа. "В действительности понятие уровня жизни гораздо шире и богаче, - говорил он. - Тут и постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта, поведения, и то, что я бы назвал культурой разумного потребления. Тут и образцовый общественный порядок, и здоровье, рациональное питание, тут и высокое качество обслуживания населения. Тут и полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени, - словом, все то, что в совокупности достойно именоваться социалистической цивилизованностью".

Свою знаменитую борьбу за укрепление дисциплины во всех звеньях и на всех уровнях народного хозяйства Андропов рассматривал и как средство приведения в действие резервов производственного роста, лежащих, что называется, на поверхности, и как средство воспитания, достижения этой самой "социалистической цивилизованности". Об этом почти напрямую Андропов сказал сам в вышеупомянутой статье: "Смысл усилий партии по улучшению управления, повышению организованности, деловитости, плановой, государственной и трудовой дисциплины состоит не только в том, чтобы избавиться от определенных недостатков и трудностей, что само по себе имеет огромное значение, но и в том, чтобы в конечном счете еще больше упрочить те основы, на которых заждется социалистический образ жизни". Не случайно, выступая 31 января 1983 г. перед московскими станкостроителями на заводе им. С. Орджоникидзе, он назвал дисциплину, наведение порядка тем звеном, за которое надо ухватиться, чтобы вытянуть всю цепь. Ю.В.Андропов указывал, что одна из главных задач идеологической работы - "систематически повышать политическую культуру трудящихся, чтобы сделать каждого человека сознательным, непременно… сознательным участником общественной жизни". Таким образом, в понимании Андропова, идеологическая работа готовит людей к осуществлению функций самоуправления, формирует у них "социалистическую цивилизованность".

Судя по всему, как своего рода расчистку поля для реального народовластия Ю.В.Андропов рассматривал, в частности, и развернутую по его инициативе борьбу с коррупцией. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС ликвидация коррупции рассматривается как одно из направлений развития политической системы, совершенствования советской государственности, расширения социалистической демократии. Еще раньше Андропов говорил об укреплении законности, необходимости соблюдения законов всеми гражданами "независимо от занимаемой ими должности, от характера работы, которую они выполняют" как о важнейшем условии народовластия в СССР. На состоявшейся 15 августа 1983 г. встрече с ветеранами партии - последнем публичном мероприятии с его участием - Ю.В.Андропов говорит о том, что идеологическая работа - а значит, и воспитание цивилизованного человека, способного брать ответственность на себя - обесценивается всякого рода беспорядком, бесхозяйственностью, нарушениями законов, стяжательством, мздоимством. Без социального обеспечения идеологической работы, включающего в себя искоренение вышеперечисленных пороков, успех идеологической работы невозможен.

Для многих государственных служащих, руководителей предприятий современные реформы стали лишь способом личного обогащения, причем не за счет своего труда, а за счет присвоения созданного другими, в том числе предшествующими поколениями. Это, в свою очередь, растлевающим образом влияет на все социальные слои, а также вызывает у несведущих людей ощущение, что реформы - любые, а не только нынешние - лишь способ воровства. Думаю, не случайно глубокие преобразования, проводящиеся сейчас в Китае, сопровождаются мерами, порой довольно жесткими, направленными на искоренение преступности, включая коррупцию.

В предполагавшихся им реформах Ю.А.Андропов - а о том, что они предполагались, свидетельствуют все участники тогдашней политической жизни, близкие к советскому лидеру, - следовал трем принципам:

Первый - это соответствие темпов и характера преобразований, особенно в политической сфере, уровню политической и общей культуры народа, степени его цивилизованности, готовности и, самое главное, способности людей реально брать ответственность на себя и умело распоряжаться ею.

Второй - осторожность, тщательное взвешивание и всесторонняя проверка возможных последствий, включая побочные, планируемых преобразований. 

    В выступлении на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, говоря о расширении самостоятельности объединений и предприятий, колхозов и совхозов, он подчеркивал: "Действовать тут надо осмотрительно, провести, если нужно, эксперименты, взвесить, учесть и опыт братских стран. Расширение самостоятельности должно во всех случаях сочетаться с ростом ответственности, заботой об общенародных интересах". На уже упоминавшейся встрече с ветеранами Андропов так охарактеризовал этот принцип: "Конечно же … в экономике такого масштаба, такой сложности, как наша, надо быть сугубо осторожным… Именно поэтому, готовя крупные решения, мы стараемся скрупулезно изучить каждый вопрос, идем на крупномасштабные эксперименты, чтобы спокойно, без спешки изучить, как действуют предлагаемые нововведения, как они влияют на плановую и трудовую дисциплину, на производительность труда, на эффективность общественного производства в целом". Работа по подготовке реформы в экономике велась, ее возглавлял М.С.Горбачев и Н.И.Рыжков, выдвинутый на должность секретарем ЦК КПСС именно Андроповым в ноябре 1982 г. Уже в декабре 1983 г. в переданном участникам очередного Пленума ЦК КПСС тексте своего выступления Андропов смог назвать основные направления программы комплексного совершенствования всего механизма управления.
Третий принцип - комплексный подход, всесторонний учет всех обстоятельств и действующих сил, включая и, казалось бы, непосредственно не относящиеся к решению данной задачи. 
    Вот слова из его выступления на встрече с ветеранами: "…Говоря об улучшении идеологической работы, мы имеем перед собой комплексную, многоплановую задачу, решение которой предполагает активные действиями на всех направлениях. И это относится не только к идеологии. Комплексного решения, учитывающего и духовные, и материальные, и организационные факторы, требует каждая крупная задача".

    В выступлении, предназначенном для декабрьского (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, он вновь подчеркивал: "Только комплексное, взаимосвязанное рассмотрение вопросов улучшения системы управления может решить задачу наиболее полного использования преимуществ, которые заложены в социалистическом способе производства".

Наконец, принцип комплексности отчетливо просматривается и в призыве Андропова познать то общество, в котором мы живем, ибо без этого невозможна реальная политика, рассчитанная на серьезный успех: 
    "Нам надо трезво представить, где мы находимся. Забегать вперед - значит выдвигать неосуществимые задачи; основываться только на достигнутом - значит не использовать все то, чем мы располагаем. Видеть наше общество в реальной динамике, со всеми его возможностями и нуждами - вот что сейчас требуется".
На мой взгляд, именно то, что часто считают серьезным изъяном биографии Андропова - пятнадцатилетнее преобразование во главе органов безопасности - способствовало формированию в его характере стремления к всестороннему учету и сопоставлению всех факторов и тенденций, пусть и кажущихся случайными и несущественными. Очевидно, что в КГБ усилилась и перешла в новое, необходимое высшему политическому руководителю качество от природы присущая ему осторожность, стал привычным глубокий расчет при принятии и претворении в жизнь решений. В 1967-1982 гг. Андропов очень хорошо узнал своих соотечественников, определил для себя, что и когда от них ждать, что, в какое время и в какой последовательности можно им предлагать, в каком направлении и с какой скоростью вести государственное строительство. Именно в этот, расцвеченный некоторыми историками и публицистами в темные краски и тона период его жизни у Андропова вызрели и нашли окончательную форму вышеназванные принципы, то есть основополагающие правила реформ, которые, пожалуй, с точки зрения результата, можно объединить хорошей немецкой поговоркой: ohne fast, aber rasch (не спеша, но быстро).

"Чтобы увереннее двигаться вперед, - говорил Андропов, - …важно сочетать смелость и гибкость в решении объективно назревших проблем с точной, строго научной оценкой уже достигнутого, не преуменьшая и не преувеличивая своих сил и возможностей".

Как свидетельствует опыт последующих лет,- в первую очередь, нынешних реформ в России и других странах-членах СНГ - следование этим принципам позволило бы избежать бессчетных шараханий, ошибок, катастроф и всякого рода многочисленных побочных негативных явлений при проведении преобразований в экономической, политической, социальной, национальной и других сферах. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]