Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



КОМУ НУЖНА ВАХХАБИТСКАЯ ЧЕЧНЯ?


В.Павлов,
публицист


Заметки по истории одного движения
в отдельно взятой республике

Известно, каждая нация или народность имеет право на самоопределение. Это неотъемлемое правило всего цивилизованного мира, выстраданное веками начиная с незапамятных времен и заканчивая просвещенным ХХ столетием. Было бы наивно и даже смешно его оспаривать. В тоже время нельзя отрицать наличие проблем автономии, сепаратизма и других сходных тенденций в отдельных государствах и территориях. Достаточно вспомнить Северную Ирландию и Фолклендские (Мальвинские) острова в составе Великобритании, курдские территории в составе Турции, баскских сепаратистов в Испании, франкоязычную канадскую провинцию Квебек, бывшие палестинские и сирийские территории в государстве Израиль. И так далее, и тому подобное. Список может быть довольно внушительным, но ни одна из перечисленных стран добровольно еще не отказалась от своих территорий, несмотря на кровь и жертвы. Так было, есть и так будет.

Прошедшие за всю человеческую историю мировые переделы, осуществлявшиеся практически исключительно путем применения грубой военной силы, похоже, отошли в прошлое. Эпохи Наполеона и Гая Юлия Цезаря, Тамерлана и Чингисхана, других великих полководцев прошлого давно закончились. Казалось бы, исторический опыт учтен - на сегодняшний день никто (включая США) не может, безусловно, высказывать притязаний на мировое господство. Как принято говорить, сегодня у нас многополярный мир, в котором слишком много как оружия массового поражения, так и его владельцев. Несомненно, что это к лучшему, да вот только понимают это пока не все.

Отсутствие в настоящее время одного или нескольких признанных "мировых жандармов" привело к тому, что отдельные территории и государства, совсем еще недавно освободившиеся от колониальной зависимости, пытаются вести политику экспансии на территории других независимых государств, обладающих ядерным оружием и имеющих достаточно сильные армии. И в первых рядах новых "маленьких жандармиков" выступают ближневосточные исламские государства. Причем в этих играх ставка делается не на собственные вооруженные силы, не на атомные бомбы, не на полчища воинов-смертников.

Ежегодно на разных континентах возникает довольно большое количество всевозможных религиозных течений, сект, групп и так далее, которые пытаются пойти несколько дальше, чем все их оригинальные предшественники. Зачастую они переходят все возможные и невозможные пределы, не останавливаясь ни перед чем. Такие "революционеры" опасны втройне. Но если с немногочисленными новоявленными религиозными фанатиками еще можно успешно бороться, то борьба с консолидированными сектантами, ведущими свой путь аж из XVIII в., весьма проблематична. Как уже отмечалось, любая организованная группа людей имеет право выбора. Но в добавление к этому праву существуют еще и обязанности, о которых такие группы почему-то забывают.

Таким является и ваххабизм, причем не столько "чистый", общегосударственный ваххабизм, а ваххабизм особенный, российский, бытующий (или бытовавший) на отдельной ее территории - в Чеченской Республике.

Любой человек, независимо от его вероисповедания, посетивший территорию Чечни, может заметить, что практически на всех мусульманских кладбищах республики имеются могилы, совершенно непохожие на остальные. Отличает их, прежде всего, высокая металлическая труба, устремленная в небо, символизирующая древнее копье. Нередко его венчает металлический же флажок, украшенный в отдельных случаях фигурами древних кочевых арабов, воинов джихада, в средние века покоривших именем Аллаха огромные территории. Это - могилы ваххабитов.

В Наурском районе до сих пор существует даже памятник ваххабитам, погибшим в борьбе за веру в прошлые годы. На довольно скромной стелле из красного кирпича на чеченском языке (только почему-то турецко-латинским шрифтом) написано короткое посвящение. Вдоль памятника стоят около десятка труб-копий.

Кому же угрожает это средневековое оружие?

Откуда взялись эти памятники на недавней территории Ставрополья, вольного казачьего края?

Что нужно ваххабитам в мусульманской республике? Попробуем ответить на эти вопросы, но вначале совершим краткий экскурс в историю.

    Ваххабизм - религиозное движение в суннитском исламе, возникшее в Саудовской Аравии в середине ХIХ в., названное по имени его основателя - Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба, который, по некоторым публикациям, являлся обычным, хотя и высокопоставленным (и, естественно, высокооплачиваемым) агентом спецслужб Великобритании. Правда, об этой интересной стороне личной жизни он обычно умалчивал.

    Основой учения является тезис о единобожии, осуждающий ряд противоречащих учению положений современного ислама, в том числе культ святых. Ваххабизм ставит целью очищение ислама от всего наносного, возврат к его истокам, отказ от стяжательства и роскоши. Стержневым положением ваххабизма является идея о джихаде против многобожников и мусульман-отступников, причем ряд идеологов ваххабизма рассматривают джихад в качестве шестого столпа ислама (в дополнение к пяти общепризнанным: исповедание веры, молитва, пост, закят1 и хадж2. В целом для ваххабизма характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы с политическими противниками.

    В России ваххабизм появился в начале ХХ в. через мусульманских религиозных деятелей, совершавших паломничества в Мекку и Медину (Саудовская Аравия). В 20-40-е годы этот канал был на длительное время перекрыт. Однако начиная с середины 50-х годов паломничество возобновилось, а в 60-х годах получил развитие обмен религиозными делегациями (учеба в исламских учебных заведениях, участие в различных симпозиумах, семинарах, конференциях и т.д.), в связи с чем был разрешен въезд в страну зарубежных духовных авторитетов.

    С 1977-1978 гг. ваххабизм в СССР начал активизироваться, но более широкое развитие получил в период так называемой "перестройки", когда деятельность ваххабитов во многом способствовала кровавым событиям в Оше, Фергане, Душанбе и т.д. Причем характерно, что незадолго до резкого обострения обстановки в этих регионах отмечалось усиление активности местных ваххабитов (создание исламских кружков, секций каратэ и у-шу для фундаменталистски настроенной "продвинутой" молодежи и др.).

    В начале 90-х годов особая активность ваххабитов была развернута в северокавказских республиках, где ими проповедовались идеи всеобщей исламизации населения, разжигались сепаратистские настроения.

В ваххабитском движении на территории России различаются два направления: умеренное и радикальное. Представители первого стремятся избежать открытого столкновения с администрацией, готовы к сотрудничеству с "официальными" религиозными авторитетами. Они полагают, что успех движения достижим скорее на пути разумного компромисса с режимом, а не открытого столкновения с ним. К умеренному крылу относятся молодые интеллектуалы, получившие традиционное религиозное образование, и мусульманская интеллигенция, прежде всего, старшего возраста.

Радикалы настроены более решительно и готовы не только психологически, но и организационно к открытой конфронтации, вплоть до вооруженных столкновений с нынешней политической системой и частью религиозных деятелей, стоящих на позициях традиционного ислама. К радикальному крылу примыкает вновь "завербованная" городская и сельская молодежь, не имеющая глубоких религиозных знаний, но строго выполняющая требования обряда. Следует также отметить, что в своей организационной деятельности руководители ваххабитов активно контактируют с лидерами преступных группировок, а в ряде случаев происходит слияние криминальных и религиозных (ваххабитских) структур.

Так, еще весной 1995 г. главами ваххабитского движения в селах Мехкеты, Хатуни, Киров-Юрт был создан исламский батальон "Джамаат", сформированный из жителей этих сел призывного возраста. Таким образом было положено начало использованию неграмотного, далекого от идеалов ислама населения для непосредственной борьбы не только с "неверными", но и со своими же односельчанами, придерживающимися несколько других взглядов. "Пушечное мясо", подготовленное и щедро снабженное оружием, деньгами, обмундированием, техникой и продовольствием, с легкой руки ближневосточных и других "добродетелей", гордо "несущих" зеленое знамя пророка, постепенно трансформировалось в новую, невиданную ранее силу - боевые отряды ваххабитов.

Координация и руководство деятельностью ваххабитских ячеек в России осуществляется зарубежными эмиссарами в основном через представительства движения ваххабитов, базирующиеся в Саудовской Аравии и Иордании, а также в приграничных с Чечней государствах.

В идеологической борьбе, проводимой ваххабитами, ставки, прежде всего, были сделаны на население горной части Чечни, которое более восприимчиво к их идеологии в силу того, что горные районы Республики, населенные в основном приверженцами кадарийского тариката, экономически слабо развиты и труднодоступны.

Кроме того, это население традиционно находилось в оппозиции к официальным властям, а более низкий уровень образования (неграмотность существовала вплоть до 30-х годов ХХ столетия, а следовательно, не было доступа к Корану и сунне) привел к неоформленности, неустойчивости и агрессивности распространенного здесь течения ислама, а также к сохранению большого количества пережитков доисламских религий (человеческие жертвоприношения, громкий зикр3 и другие обряды, которые в ведущих исламских государствах, в том числе ваххабитских, рассматриваются как ересь). Но это вряд ли могло понравиться большинству чеченских мусульман.

После окончания боевых действий 1995-1996 гг. лидеры ваххабитов воспрянули духом. В пылу боевых страстей практически никто из чеченцев не придавал особого значения таким мелочам, как финансирование боевых действий, поставки оружия, продовольствия и т.д. Любой человек, ведущий вместе с ними борьбу против федеральных войск, воспринимался ими как "друг, товарищ и брат", независимо от того, кто он - темнокожий негр, азербайджанец, украинец или прибалт. Долгожданная "Победа" покончила с этим, но Чечня еще не знала, сколько бед этот "триумф" принесет - для ваххабитов наступило время "собирать камни".

В обстановке послевоенного хаоса, обилия всякого рода оружия и опьянения "свободой", граждане Республики не сразу заметили наметившийся раскол и расслоение общества:

  • абсолютное меньшинство - "неверные" (русские, украинцы, армяне, грузины и т.д.);
  • меньшинство - ваххабиты;
  • большинство - обычные чеченцы-мусульмане.

Если к первой группе граждан отношение со стороны всех остальных было обычным, как правило, враждебным (многие из этих людей прошли все мыслимые и немыслимые круги ада - изнасилования, похищения, грабежи, убийства близких и т.д. и т.п.), то между оставшимися двумя постепенно возникли острые трения. Главный вопрос был один - вопрос власти.

Для обычных чеченцев выбор был один - создание светской власти (они помнили президента Дудаева). У ваххабитов было несколько другое намерение. Обретя опыт создания вооруженных отрядов (помним про первый "Джамаат"), они продолжили их формирование, не останавливаясь при этом ни перед чем:

  • при нехватке денег (отсутствии финансирования из-за границы) - их находили (выкуп за похищенных людей, грабеж нефтяной и других отраслей "бывшей" промышленности, торговля оружием, организация терактов, естественно, за "большие деньги" и т.д.);
  • при нехватке боевиков - их попросту "покупали" среди беднейших, бедных и состоятельных слоев Чечни и зарубежья, причем не только с помощью денег, но и всякого рода посулов (того или иного властного поста, "близостью" к Аллаху, необходимостью джихада и т.д.);
  • при отсутствии проповедников ваххабизма - их "выписывали" из Саудовской Аравии, Таджикистана, Афганистана и многих других мусульманских стран, причем нередко - вместе с многочисленными семьями;
  • при нехватке последователей из числа молодежи - ее вербовали через своих проповедников, а также надежных имамов мечетей, расположенных в различных регионах РФ, обычно под предлогом обучения чтению Корана;
  • при недостатке жилья для наиболее заслуженных последователей - его покупали, либо попросту вышвыривали "неверных" хозяев за дверь и брали даром;
  • при отсутствии земли - ее попросту занимали, особо не задумываясь над юридическим оформлением этой "сделки";
  • при отсутствии условий для вхождения в органы местной власти - добивались этого с помощью взяток, угроз, похищений родственников, убийств и прочих "инструментов" из арсенала "добропорядочных ваххабитов";
  • при "непонимании задач и целей" ваххабизма со стороны даже наиболее авторитетных людей (старейшин тейпов, имамов мечетей) - их или "отстреливали", или в ход пускали "инструменты", обозначенные в предыдущем пункте;
  • при полном непонимании со стороны официальных чеченских властей, на них или вовсе не обращали внимания (есть свои вооруженные силы, есть свои спецслужбы, есть свои суды, есть заветы пророка - чего бояться?), или действовали еще прозаичнее - начинали формировать эту власть сами.

Постепенно Чечня покрылась густой сетью военных организаций (военных "джамаатов", всевозможных "спецназов", именных "полков" и т.д.), к которым вскоре стали прибавляться многочисленные "мирные" "джамааты" - структуры местной власти и ваххабитского самоуправления. Подобно раковому заболеванию, все эта эпидемия постепенно распространялось по всему чеченскому обществу, для абсолютной части которого уже давно исчезли такие понятия, как стабильная работа, выплачиваемая пенсия, детские пособия, зарплата и другие, законные источники доходов.

Легко ли было этим людям? Когда их провоцируют, предлагая реальные и большие деньги, для получения которых надо только отречься (хотя бы формально) от обычаев, устоев и веры своих предков. Ведь для ваххабитов нет единоверцев, кроме как исповедующих "чистую" религию, и новые "овцы" дальше должны действовать строго по указаниям своих новых "учителей", просветленный разум которых знал, когда, где и что должно делать новое пополнение борцов за "веру" ал-Ваххаба.

Начав организацию собственной власти, лидеры ваххабитов поддерживали отношения со светской властью только в тех случаях, когда это им было выгодно. Так, например, когда к эмиру Хаттабу/Ш.Басаеву обратился всеми уважаемый Второй президент Чечни З.Яндарбиев, предложив вполне приличные деньги за "обычную" работу, то они сразу же согласились. Тем более что работа опять-таки касалась "неверных", хотя и несколько необычных. И я уверен, что никто из них даже не спросил - зачем это нужно президенту? Новые "убежденные" ваххабиты, люди Хаттаба/Басаева, свою работу сделали отменно - в помещении госпиталя Международного Комитета Красного Креста (МККК) был осуществлен маленький джихад: месть неверным (хладнокровное убийство шести врачей) прошла без сучка и задоринки, а всем остальным был дан урок - там, где мы, ваххабиты, другим места нет!!! В глобализме идей ваххабиты близки к немецким фашистам, которые тоже строили очередной, третий по счету, рейх. Чем закончилось, я думаю, хотя бы это исламисты знают.

Что же еще мог предложить своим "помощникам" Яндарбиев? Ну, например, оказать помощь в легализации всей сети ваххабитских лагерей по подготовке террористов на территории Чечни - они стали скромными "подразделениями ВС ЧРИ", правда, об этом не знал даже командующий этими самыми силами, впоследствии - командир Национальной гвардии дивизионный генерал Ханбиев. Это стало ясно уже после первых попыток вызвать для дачи показаний по "маленькому джихаду" непосредственно Хаттаба/Басаева. Генеральный штаб ВС ЧРИ ответил, что подразделения Хаттаба/Басаева в списке его частей не значатся, ну а "герои-ваххабиты" вызов в прокуратуру просто и скромно проигнорировали. В селе Сержень-Юрт никто из следственной бригады по расследованию убийства врачей МККК не поехал - их тоже могли спутать с "неверными". Впрочем, будущее развитие событий показало, что вскоре всех чеченцев начали путать с "неверными".

Шло время, "ваххабитизация" мусульманской республики продолжалась. Заслуженные ваххабиты получили боевые награды, удостоверения участников Сопротивления, право на получение земли и других льгот. Это смешно, но трудно себе представить афганских моджахедов, которым дали землю… Землю, которой в республике всегда не хватало. Для них, нескольких сотен воинов джихада, купили также дома и скот. Через некоторое время окрестные чеченцы стали удивленно смотреть на "афганские" дома - уже несколько дней там ревел на все голоса скот. Причина была совершенно банальной - некому было доить, кормить и поить коров, пасти овец. Славные моджахеды давно уже забыли, как это делается - для высшей расы, представителями которой они себя по ваххабитской привычке считали, это занятие было недостойным. Значительно проще на жизнь было зарабатывать обычной работой, а это значит - убивать, грабить, похищать…

В 1997 г., после неудавшейся попытки легитимного вхождения во власть4 , лидеры чеченских ваххабитов в соответствии с рекомендациями из Саудовской Аравии, начали заселять изрядно обезлюдившую за счет миграции населения республику новыми гражданами. Из Узбекистана, Таджикистана, других республик Азии, государств Аравийского полуострова сюда начали стекаться ваххабитские кадры, получившие поражение в битве за власть в этих государствах - тамошние народы не поступились своими идеалами, дав достойный отпор экстремистам. Поэтому было решено, что строить огромное ваххабитское государство легче всего будет в Чечне.

Пришлые люди принесли с собой свои привычки, традиции, которые в корне отличались от местных, а самое главное - они ни во что не ставили коренных жителей, не являющихся ваххабитами. Для ваххабитов чеченцы были туземцами, которым не место рядом с последователями "чистого ислама". И снова - вооруженные конфликты, убийства имамов мечетей, старейшин, похищения, изнасилования чеченских женщин, кровная месть…

Если в период 1994-1996 гг. мы часто видели по 1 и 4 каналам коллективные молитвы, проводимые на центральных площадях населенных пунктов, то по окончании боевых действий такой религиозный обряд стал проводиться все реже. Причина была простой - ваххабиты, которые потихоньку прибирали власть в республике к своим рукам, не признавали таких обрядов, делая все возможное для их искоренения. Для них это были в лучшем случае - "половецкие пляски", которые в перспективе должны были исчезнуть вместе с самими "исполнителями".

Похожее отношение мусульмане-чеченцы встречали и в Саудовской Аравии, во время хаджа, когда им всеми способами давали понять, что они - люди второго сорта, так как не исповедают ваххабизм и соответственно не могут являться даже "патриотами веры".

Гражданская война, на пороге которой стояла Чечня образца 1997-1999 гг., инициаторами которой выступали ваххабиты, не возникла. Причин тому - несколько:

Первая из них - "поход" ваххабитов в Дагестан. Совершенно бредовая идея об образовании единого исламского государства от Черного моря до Каспийского не реализовалась. Мусульманское население прикаспийской республики в своем подавляющем большинстве отказалось от навязываемых ему новых порядков и предпочло дать бой бандитам, маскирующимся под "самых великих верующих".

Вторая и основная причина - начавшаяся контртеррористическая операция в Чечне, которая предотвратила братоубийственную войну. Братоубийственную потому, что достаточно много чеченцев поддержали ваххабитов. Слишком уж много безусых юнцов, еще вчера с любопытством разглядывавших молитвенные круги мужчин своего тейпа, ожидая своего взросления и очереди, изменили традициям предков, стали "крутыми ревнителями веры" с автоматами и гранатометами, сбрили жидкие еще усы и выбросили ненужное теперь нижнее белье.

Заявлять во всеуслышание о своей приверженности "чистому исламу" - это одно, а следовать его постулатам - это совершенно другое.

Взять хотя бы родину ваххабизма - неужели в VII в., когда будущая мировая религия только начинала свое шествие по странам и весям, там добывали нефть, составляющую на сегодняшний день 99% всех экспортных прибылей Саудовской Аравии? Или муэдзин5 призывал с минарета к очередной молитве с микрофоном в руках, используя радиоусилитель и акустические колонки? Или, может быть, у тогдашней знати в обиходе были ванны и унитазы из чистого золота? Гаремы, состоящие из десятков, сотен женщин, а для любителей "особых" утех - из мальчиков? Разве могло кому-нибудь прийти в голову, что со временем мальчик "для утех" может превратиться в "крупную религиозную фигуру", целого "эмира" Хаттаба?

Более чем уверен, что ничего подобного тогда и в помине не было. Как не было ультрасовременных зданий в Эр-Рияде и других городах полуострова. Впрочем, тогда и городов-то не было. Зачем арабу-кочевнику каменный дом, когда в его распоряжении вся бескрайняя пустыня с редкими, но желанными островками оазисов? Зачем правоверному мусульманину шикарный лимузин? Разве ему не достаточно одного или нескольких верблюдов?

Мне не совсем понятно, почему же в Саудовской Аравии, где ваххабизм - общегосударственная религия, не произошло возврата к прошлому? К прошлому, в котором был песок, верблюды, шатры из верблюжьего войлока, кони, войны с соседними племенами и дороги, непрерывные дороги… Без телевидения, автомобилей, солнечных очков, кондиционеров и миллионов других предметов, плодов тысячелетних поисков всего человечества.

Мне не понятно, почему в Кувейте (кстати, также существующем на доходы от нефтеторговли) каждый очередной шторм выбрасывает на песчаный берег десятки одноразовых шприцов, большое количество посуды из-под виски, джина, водки, коньяка, вина? Все это выбрасывается достопочтенными гражданами с бортов их бесчисленных яхт и катеров. Откуда все это в стране, где чтят Коран, где не продаются наркотики и спиртное?

Итак, выясняется, что в очередной раз существует разница между желаниями и возможностями, и когда есть право выбора между очередным белым верблюдом и новым "Мерседесом", то богатый араб-аравиец не откажется от обеих покупок6 , хотя и то, и другое - это роскошь, против которой так долго "борются" последователи ал-Ваххаба!

Вести джихад ваххабиты опять же предпочитают по-новому - чужими руками, руками "туземцев", в далеких от родины пророка странах. Естественно, нефтяные шейхи время от времени выделяют из своих баснословных прибылей некоторые суммы на "джихад", с удовольствием просматривая потом на экране, куда же пошли деньги: на взрывы, убийства, массовые страдания людей. Благо такие видеоотчеты - не проблема, пока есть хаттабобасаевы и гелаевоисрапиловы, которые за приличные деньги сделают все, что угодно.

Необходимо отметить, что "неверные" чеченцы постоянно вступали в конфликты с любителями ваххабитских денег и устоев. Можно бесконечно перечислять мелкие и крупные конфликты, доходившие до широкомасштабных боевых действий. Все-таки обычаи и вера предков - дело святое, причем для основной части чеченцев.

Кому нужен импортный, в красивой обертке ал-Ваххаб? Цену его "вере" они уже знают. Испытали на собственной шкуре. О чем можно говорить, когда проверенные чеченские ваххабиты воюют между собой, как было в Гудермесе летом 1998 г. (оказывается, местные ваххабиты в очередной раз что-то не поделили, хотя заветы пророка для всех едины, а значит - делить нечего); когда "ревнители веры" выращивают наркотики, не отказывая иногда в удовольствии "забыться" и себе; когда то один, то другой бандит объявляет себя то падишахом, то эмиром; когда льется реками кровь обычных, "неверных" с ваххабитской точки зрения мусульман.

Так кому же нужна ваххабитская Чечня?

Никому, кроме пребывающих в неге и довольстве, подальше от фронтов, "истинных борцов веры" - саудовских и иных ваххабитов, предпочитающих таскать жареные каштаны из огня чужими руками, правда, за ваххабитские же нефтедоллары.

Цивилизация прошла уже достаточно долгий путь развития, перепробовав всевозможные варианты. Ни одна из великих цивилизаций не устояла перед его величеством Временем, оставив после себя опыт эволюции да немногие экспонаты, пылящиеся сейчас на полках и витринах музеев, исчезли бесчисленные империи и орды. Все мы разные по цвету кожи, разрезу глаз, структуре волос и так далее. В этом - особая прелесть, так как именно эта разница и двигает прогресс.

Ваххабизм - это тоже пережиток, рудимент и атавизм прошлого, которому не место среди современных народов. Призывы к возврату в далекое прошлое, чистое от роскоши, достижений цивилизации и несправедливости, вряд ли подойдут даже обычным мусульманам, не говоря уже о христианах, буддистах, а также последователях бесчисленных сект и движений, еще не испытавших проверки на благонадежность с помощью времени.

И прежде чем какой-либо нации предлагать оригинальные рецепты ее развития, необходимо хотя бы испросить ее желание к предстоящим лабораторным опытам. А еще проще - совместить свои желания и возможности со своими же запросами. И уже потом строить ваххабитскую империю, растянувшуюся на полмира.

Время - великий целитель. Я надеюсь, что количество ваххабистских копий на мусульманских кладбищах также перестанет возрастать в геометрической прогрессии. Люди поймут, что чем меньше этих копий - тем меньше крови, зла, ненависти в нашем общем будущем, в том числе - и в будущем чеченского народа. А не будет копий - не будет и ваххабитов.

Гудермес-Грозный-Моздок-Москва

__________________

1 Закят - налог-милостыня в пользу бедных.
2 Хадж - паломничество в Мекку.
3 Зикр - типичный для кадирийских братств Северного Кавказа сложный обряд группового отправления молитвы, сопровождающийся ритмичным передвижением по кругу, в ходе которого молящиеся впадают в состояние экстатического транса.
4 Шамиль Басаев и другие лидеры ваххабитов проиграли выборы А.Масхадову.
5 Муэдзин - служитель мечети, призывающий верующих к совершению молитвы.
6 Даже рыночные цены на животное и автомобиль примерно равны.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]