Внешняя политика
Обозреватель - Observer



ДИПЛОМАТИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


С.Крылов,
кандидат исторических наук,
советник Посольства России в Венесуэле

Приоритетным направлением дипломатии всех латиноамериканских государств является укрепление механизмов региональной и субрегиональной интеграции. Наиболее представительным и влиятельным политическим объединением латиноамериканских стран стала Группа Рио (ГР)1.

ГР представляет собой постоянно функционирующий дипломатический механизм политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по ключевым региональным и международным проблемам. Делегации государств-членов группы участвуют в ежегодных саммитах и встречах на уровне министров иностранных дел или других отраслевых министров. Группа Рио не имеет устава, бюджета, постоянной штаб-квартиры. Функции временного секретаря выполняет страна, проводящая очередное совещание президентов, в тесном контакте с государствами, проводившими предыдущий саммит и которые будут проводить его в следующем году. На основе принципа ротации формируется координационная тройка, реализующая коллективную дипломатию ГР в ее связях с ЕС, Восточно-Азиатским регионом, Россией.

Основные цели и задачи деятельности группы следующие:

  • утверждение принципов представительной демократии и правового государства;
  • защита прав человека;
  • сотрудничество по укреплению мира, международной и региональной безопасности;
  • продвижение разоруженческих процессов;
  • повышение роли и эффективности деятельности ООН, влияния латиноамериканских стран в ОАГ;
  • реализация принципов устойчивого развития;
  • либерализация международной торговли;
  • ускорение региональной интеграции латиноамериканских государств во всех областях;
  • борьба с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

Взаимодействие латиноамериканских государств для ускорения их экономического развития и углубления процессов региональной и субрегиональной интеграции осуществляется в рамках целого ряда международных организаций. Задачи наиболее общего характера решает учрежденная в 1980 г. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)2, заменившая Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), образованную в 1960 г.

    ЛАИ включает: Совет министров иностранных дел (собирается раз в год); Комитет представителей, действующий на постоянной основе на уровне экспертов; Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем организации.

    Основные направления работы ЛАИ заключаются в:

    • расширении и регулировании двусторонней торговли;
    • содействии взаимодополняемости национальных экономик;
    • полномасштабном развитии экономического сотрудничества и создании общего рынка латиноамериканских стран.

Аналогичные задачи лежат и в основе деятельности Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС)3, созданной в 1975 г. на основе Панамского договора.

    Она играет важную роль - вырабатывает общие позиции и стратегию государств Латинской Америки по экономическим и социальным вопросам в международных организациях и форумах и в переговорах с третьими странами и объединениями стран. Ее высший орган - Латиноамериканский совет, созываемый ежегодно на уровне министров иностранных дел. Координацию оперативной работы осуществляют различные комитеты и комиссии, а также Постоянный секретариат со штаб-квартирой в Каракасе (Венесуэла).

Субрегиональная политическая и экономическая интеграция в Латинской Америке осуществляется функционированием Общего рынка Южного конуса (МЕРКОСУР), Андского сообщества (АС), Центральноамериканского интеграционного сообщества (ЦАИС), Ассоциации карибских государств (АКГ), Карибского сообщества (КАРИКОМ) и Группы Трех.

    Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный в 1991 г. на основе Асунсьонского договора4 . По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.

    Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.

    Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.

    Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков.

    Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.

    При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.

    В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР.

    Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео

(Уругвай).

Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.

МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.

    Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Другим крупным субрегиональным объединением в Латинской Америке является Андская система интеграции (АСИ), которая известна как Андское сообщество (АС).

    Основными целями АС являются ускорение экономического развития стран-участниц, совместное финансирование общерегиональных проектов, координация экономической политики, введение единого таможенного режима, а в перспективе - и общего рынка.

    Высшим органом АС является Андский президентский совет, собирающийся ежегодно, а также Совет министров иностранных дел, созываемый по мере необходимости. Руководит многосторонней и коллективной дипломатией страна-координатор АС, принимающая на основе ротации его очередной саммит. В рамках Андского сообщества функционируют Андская корпорация развития, Андский резервный фонд, Ассоциация телекоммуникационных компаний, Андский институт труда и Союз предпринимателей АС. Штаб-квартира АС с техническим секретариатом находится в Лиме (Перу).

С середины 90-х годов страны Сообщества ведут активные переговоры с МЕРКОСУР (как в формате двух объединений, так и на двусторонней основе) о сближении двух субрегиональных структур с перспективой образования единого Южноамериканского общего рынка. В 1998 г. АС подписало с МЕРКОСУР рамочное соглашение о намерении продолжить работу над созданием единого объединения.

В качестве третьего центра сосредоточения интеграционных процессов в Латинской Америке следует выделить регион бассейна Карибского моря и Центральной Америки. Здесь функционируют сразу четыре интеграционные группировки. Наиболее структурированной и дипломатически организованной является КАРИКОМ, учрежденная в 1973 г.5

    Главными целями организации являются достижение экономической интеграции через создание общего рынка; координация внешней политики государств-членов; сотрудничество в областях образования, здравоохранения, культуры, туризма и др.

    Высшим органом КАРИКОМ является Конференция глав правительств, проводящаяся обычно раз в год. Она утверждает основные принципы и направления деятельности сообщества, улаживает конфликты между его членами, заключает от имени сообщества международные договоры. Решения принимаются единогласно. Государства-члены имеют право вето.

    Бюро Конференции руководит организацией между сессиями и контролирует созданные в 1992 г. силы быстрого реагирования.

    Совет министров КАРИКОМ является вторым по значимости органом сообщества, отвечающим за развитие политического, экономического и финансового сотрудничества. В его структуре действуют 4 совета министров (по торговле и экономическому развитию, иностранным делам, гуманитарному и социальному развитию, финансам и планированию) и 13 постоянных отраслевых комитетов.

    Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый Генеральным секретарем, имеет 5 департаментов (торговля и сельское хозяйство, экономика и промышленность, функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). Наряду с организационной работой по проведению конференций и совещаний секретариат осуществляет контроль за реализацией принятых решений, проводит исследование по проблемам интеграции, выполняет поручения органов сообщества. Место пребывания Секретариата - Джорджтаун (Гайана).

В рамках КАРИКОМ действуют ассоциированные институты: Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский университет, Вест-Индская судоходная компания, Ассамблея парламентариев Карибского сообщества и Карибский суд.

Вторая структура - ЦАИС6 - действует в Центральной Америке. Главные элементы этого дипломатического механизма - совещание глав государств и правительств (собирается раз в год); совет министров, в том числе иностранных дел, который созывается по мере необходимости; исполнительный комитет, включающий представителей президентов стран-участниц, и Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Гватемале.

    Основные задачи ЦАИС:

    • ускорение экономического развития стран Центральной Америки;
    • координация экономической политики;
    • развитие политического диалога;
    • устранение торгово-экономических и валютных ограничений;
    • создание зоны свободной торговли.

В регионе Карибского моря и Центральной Америки функционирует еще одно объединение латиноамериканских государств - Группа Трех (Мексика, Венесуэла, Колумбия), учрежденное в 1989 г. Его руководящие органы - ежегодное совещание глав государств, совещание министров иностранных дел и других отраслевых министров и Временный секретариат, возглавляемый поочередно странами-участницами.

    Главная задача Группы Трех - создание свободного рынка товаров и услуг с возможным участием стран Центральной Америки и подключение его в более отдаленной перспективе к САЗТ.

Самой представительной структурой бассейна Карибского моря, объединившей все государства этого региона, включая Кубу, стала АКГ. Договор о ее создании был подписан в 1994 г. в Картахене (Колумбия). АКГ создавалась как многофункциональный дипломатический механизм взаимодействия в политической, экономической, социальной и гуманитарной областях. Однако опыт первых пяти лет ее работы продемонстрировал, что основной акцент в ее деятельности делается на содействие экономическому сотрудничеству, устойчивому развитию и интеграции стран субрегиона.

    Постоянным руководящим органом АКГ является Совет министров иностранных дел, председатель которого ежегодно ротируется.

    Вспомогательные функции выполняют специализированные комитеты (по вопросам развития и торговли, окружающей среды и природных ресурсов, науки и техники, транспорта и туризма и др.).

    Административные функции возложены на секретариат АКГ, возглавляемый Генеральным секретарем.

    Секретариат координирует внешние связи Ассоциации и распоряжается ее бюджетом, формирующимся за счет фиксированных квот, установленных для государств-членов на основе индекса их экономического развития и среднедушевых доходов.

       Так осуществляется многостороннее политическое и экономическое сотрудничество латиноамериканских государств в рамках региональной и субрегиональной интеграции. Оперативное дипломатическое взаимодействие со всеми вышеперечисленными организациями и объединениями страны-участницы осуществляют через свои посольства по месту нахождения секретариатов (постоянных, временных, генеральных, технических) соответствующих структур. Функционирование посольств на постоянной основе позволяет решать главную задачу национальной дипломатии каждого государства-члена - достигать взаимопонимания и компромиссов по ключевым региональным и международным проблемам, формировать общие подходы и реализовывать их на международной арене, используя потенциал своей коллективной дипломатии.


Формы латиноамериканской дипломатии


Межрегиональная дипломатия

Дипломатия латиноамериканских стран действует на трех основных направлениях: межамериканском, иберо-американском и азиатско-тихоокеанском.

Высшим форумом межамериканского политического диалога являются встречи глав государств и правительств стран Западного полушария7 .

Первая такая встреча состоялась в Майами в 1994 г. На встрече в Сантьяго-де-Чили в 1998 г. лидеры американских государств решили созывать межамериканские саммиты раз в 2 года.

Дипломатическая подготовка саммитов проходит в рамках Организации американских государств (ОАГ), являющейся "зонтичной" организацией для проведения всех крупных мероприятий политического взаимодействия в межамериканских отношениях.

ОАГ создана в 1948 г. как преемница Международного союза американских республик, основанного в 1890 г. Ее основными целями являются:

  • поддержание континентального мира и безопасности;
  • укрепление демократии;
  • обеспечение прав человека;
  • содействие устойчивому развитию, экономической интеграции и созданию межамериканской зоны свободной торговли;
  • борьба с коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков.

    Высший орган ОАГ - ежегодная Генеральная Ассамблея министров иностранных дел. Для оперативного рассмотрения особо важных вопросов созывается Консультативное совещание министров иностранных дел.

    Главным органом является Постоянный совет, состоящий из послов стран-участниц, работающий в штаб-квартире ОАГ в Вашингтоне. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы.

    В рамках ОАГ созданы Межамериканский правовой комитет, Межамериканский совет по комплексному развитию, Комитет по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Комитет по борьбе с терроризмом, Межамериканский банк развития и др.

    Административный орган ОАГ - Генеральный секретариат, подразделяющийся на департаменты. Его возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Генассамблеей на 5-летний срок.

    ОАГ имеет Устав и бюджет, формирующийся из ежегодных взносов стран-участниц.

    С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ8.

В иберо-американском направлении эффективно работает свой дипломатический механизм политического диалога - Форум иберо-американского сотрудничества, в котором участвуют все испаноязычные страны Латинской Америки9. Его основная цель - согласование совместных подходов к ключевым международным проблемам, решаемым на ежегодных встречах глав государств и правительств стран-участниц10.

    В ходе работы Генассамблеи ООН, накануне очередной конференции в "верхах", созываются также совещания министров иностранных дел. В течение года государство, принимающее очередной саммит, организует различные мероприятия, встречи отраслевых министров, заседания комитетов и рабочих групп по отдельным проблемам сотрудничества.

    IX встреча на высшем уровне (Гавана, 1999 г.) одобрила протокол об учреждении Секретариата иберо-американского сотрудничества, призванного содействовать превращению иберо-американского Форума в политические объединение наподобие Группы Рио. Для упорядочения организационной деятельности по подготовке саммитов формируется координационная тройка в составе государств-организаторов саммитов текущего, прошлого и следующего годов.

Мексика, Чили и Перу являются полноправными участниками крупнейшего объединения Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - Форума Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС)11. Участие делегаций этих государств в ежегодных встречах министров иностранных дел и торговли (проводятся накануне встречи в "верхах"), саммитах и работе в Комитетах и комиссиях дает Латинской Америке возможность активно содействовать превращению сообщества государств АТР в один из центров мирового экономического развития и полной мере пользоваться преимуществами интеграционных процессов, протекающих в регионе.


Коллективная дипломатия

Расширяя горизонты своей многосторонней дипломатии, страны Латинской Америки (в лице Группы Рио) установили постоянный политический диалог с внерегиональными государствами и их объединениями. В этом диалоге латиноамериканские страны выступают с единой позицией по определенным проблемам, представляющим взаимный интерес для обеих сторон. В соответствующем ключе действует и второй партнер по диалогу. Такой формат дипломатического взаимодействия получил название бирегионального, а дипломатия, реализуемая каждой переговаривающейся стороной, - коллективной.

Наиболее активно и последовательно Группа Рио сотрудничает с ЕС. Приоритетными направлениями сотрудничества являются координация совместных подходов к решению глобальных проблем и вызовов современности; укрепление экономических, торговых, культурных, гуманитарных и научно-технических связей. Главная цель заключается в выводе двустороннего сотрудничества на уровень стратегического партнерства. Сложившийся дипломатический механизм такого сотрудничества (функционирующий на постоянной основе) - Форум: Латинская Америка - Европейский Союз, высшим органом которого являются встречи глав государств и правительств Латинской Америки и ЕС12.

    Регулярно проводятся совещания министров иностранных дел форума. Для решения оперативных вопросов и координации действий, например в ООН, собираются тройки ЕС - Группа Рио на министерском или экспертном уровне. Работает также специальный комитет по организации различных мероприятий бирегионального характера.

    Важное значение страны-участницы форума придают вопросам экономической интеграции, либерализации торговли, реформам международно-финансовых институтов. В качестве практических шагов в решении этих проблем можно назвать начавшийся переговорный процесс МЕРКОСУР-ЕС и АС-ЕС о либерализации взаимной торговли с целью создания евролатиноамериканского единого торгового пространства.

Другим крупнейшим форумом коллективной дипломатии латиноамериканских государств стал Восточноазиатский-латиноамериканский форум (ВАЗЛАФ)13. Инициатива его создания принадлежит Группе Рио после встреч и консультаций министров иностранных дел стран-членов ГР с коллегами из АСЕАН, Японии и Китая в ходе сессий ГА ООН в конце 90-х годов.

    Высший орган форума - конференция министров иностранных дел, созываемая раз в два года. Роль координатора выполняет страна, принимающая очередную встречу.

    I конференция ВАЗЛАФ, состоявшаяся в 2001 г. в Сантьяго, определила основные цели форума: развитие диалога и сотрудничества в интересах сближения и налаживания партнерства двух регионов в политической, социально-экономической, культурной и гуманитарной сферах.

Создание ВАЗЛАФ лежит в русле общего процесса глобализации и отвечает потребностям бирегионального сотрудничества по линии Юг-Юг.

Третьим направлением развития бирегионального политического диалога латиноамериканских государств является Россия и СНГ.

Впервые встреча в формате Группа Рио-СНГ состоялась в 1995 г. в Нью-Йорке. Впоследствии многие страны СНГ заняли пассивную позицию в отношении связей с ГР. Последняя же подтвердила заинтересованность в развитии постоянных контактов с Россией как наиболее авторитетным государством в СНГ, имеющим реальные интересы в Латинской Америке и проводящим активную внешнюю политику в регионе. Было принято совместное решение о расширении прямого постоянного диалога "Группа Рио"-Россия.

    По инициативе России в 1997 г. состоялась встреча министров иностранных дел России и координационной тройки ГР, итогом которой стала договоренность о создании дипломатического механизма регулярных консультаций, открытых и для участия других членов ГР и СНГ на уровне министров иностранных дел. Была согласована возможность установления контактов на уровне национальных координаторов ГР и официальных представителей или экспертов России. В 2000 г. состоялись первые консультации национальных координаторов ГР с российскими экспертами по проблемам международной безопасности и стабильности, по вопросам сотрудничества в борьбе с наркоугрозой.

В дополнение к механизму политического диалога латиноамериканские государства создают инфраструктуру экономического сотрудничества Латинская Америка-Россия. Договоренности об учреждении соответствующих органов и создании правовой базы такого взаимодействия были достигнуты в 2000 г. в ходе первых официальных контактов представителей России, Общего рынка Южного Конуса и Андского сообщества. Стратегическая линия на расширение дипломатического взаимодействия Латинской Америки и России имеет хорошую перспективу, поскольку отвечает национальным интересам государств.

Коллективная дипломатия Латинской Америки усиливается, целенаправленно работая по важнейшим азимутам мировой политики. По ее инициативе и с ее участием на рубеже XXI в. сформированы новые дипломатические механизмы взаимодействия крупных международных центров влияния. Создание этих механизмов обусловлено крушением биполярного мироустройства и необходимостью уравновесить чрезмерное усиление роли США в современном мире.

__________________

Продолжение. Начало см. "Обозреватель-Observer". 2002. № 5-6.
1 Решение о создании ГР на основе Контадорской группы и группы ее поддержки (занимались поиском путей центральноамериканского урегулирования) было принято на совещании в Рио-де-Жанейро в декабре 1986 г. Первоначально в нее вошли Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Панама, Перу и Уругвай. В 1990 г. в состав группы включены Боливия, Парагвай, Чили, Эквадор, а также на основе ротации по одной стране от центральноамериканского и карибского субрегионов. В 1999 г. в группу были приняты на индивидуальной основе Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор и Доминиканская Республика.
2 На 1 января 2002 г. членами организации являются Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия, Чили, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла и с августа 1999 г. Куба.
3 На 1 января 2002 г. в состав ЛАЭС входят Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка.
4 Первоначально включал в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. В 1996 г. Чили и Боливия подписали с ним соглашение о вхождении в зону свободной торговли. В 1997 г. Чили получила право голоса практически по всем вопросам, за исключением тех, что относятся к таможенному союзу.
5 На 1 января 2002 г. в его состав входят 15 государств: Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайана, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка. На правах ассоциированных членов в КАРИКОМ приняты Ангилья, Британские Виргинские острова, Теркс и Кайкос.
6 ЦАИС создано в 1960 г. в соответствии с Договором Манагуа как Центральноамериканский общий рынок, который в 1993 г. был преобразован в ЦАИС. На 1 января 2002 г. включает Гватемалу, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор, Панаму и Белиз (с 2000 г.).
7 В межамериканских саммитах принимают участие делегации 34 из 35 государств Западного полушария (Куба не допускается к работе форумов).
8 На 1 января 2002 г. этим статусом обладает более 40 государств, в том числе и Россия, а также ЕС.
9 В основе этого объединения лежит культурная и языковая идентичность стран-участниц.
10 Первый саммит состоялся по инициативе "Группы Рио" в 1991 г. в Гвадалахаре (Мексика).
11 Форум, созданный в 1989 г., объединяет на 1 января 2002 г. 20 государств: США, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею, Канаду, Индонезию, Таиланд, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Бруней, Китай, Тайвань, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Россию, Перу и Вьетнам. В 1998 г. был установлен 10-летний мораторий на расширение АТЭС. Основные цели форума: содействие экономическому и техническому сотрудничеству стран-участниц, разработка единых правил торговли и инвестиционной деятельности и др.
12 Первый такой саммит 48 государств состоялся в Рио-де-Жанейро в 1999 г.
13 На 1 января 2002 г. в форуме участвуют 15 латиноамериканских государств (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор), 13 азиатских (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, КНР, Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Тайланд, Филиппины, Япония) государств, а также Австралия и Новая Зеландия.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]