Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
Многие из задач, которые решают сегодня пограничники, приобрели актуальность именно в постсоветский период. Стало быть, и образование Федеральной пограничной службы стало объективным этапом в истории пограничной охраны страны. 30 декабря 1993 г. Указ Президента России положил начало ее самостоятельному существованию. Фактически с этого момента началась новейшая история российского пограничного ведомства, но это не в коем случае не лишает нынешних пограничников исторической памяти, где черпают они силы для сегодняшнего ратного труда. Чем значительнее протяженность границы, тем интенсивнее воздействие внешней среды на жизнь государства и его вхождение в систему геополитических координат, в структуру международных экономических, политических и культурных связей. Для России данное обстоятельство имеет принципиальное значение. Вместе с тем служебно-боевая деятельность пограничников позволяет существенно приостановить наступление международного терроризма и наркобизнеса, дать отпор попыткам экономического ослабления нашего государства, расхищения достояния и природных богатств России. Пограничная служба России в соответствии с законодательно возложенными на нее полномочиями и задачами, а также международными обязательствами, принимает активное участие в борьбе с терроризмом. Особенно серьезная ситуация складывается на Северном Кавказе, где объектами и инструментом террора в руках международных террористов стали целые народы. Об этом лишний раз свидетельствует теракт, совершенный 9 мая в Каспийске.. 6 декабря 1999 г. пограничники активно включились в проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе в пределах Чеченской Республики.
С созданием Итум-Калинского погранотряда практически завершилось прикрытие участка границы с Грузией на этом направлении (81,4 км). Под контроль были взяты наиболее вероятные маршруты движения боевиков.
На сегодняшний день для решения задач охраны границы здесь задействовано более 2,5 тыс. пограничников.
В результате активных разведывательно-боевых действий, проводимых подразделениями созданной в этом регионе группировки "Граница", в период с декабря 1999 г. по настоящее время уничтожено 2 базовых лагеря, 5 опорных пунктов, более 130 различных укрытий и схронов боевиков, более 40 единиц автомобильной и другой техники, изъято более 150 единиц огнестрельного оружия, около 99 тыс. различных боеприпасов, мин, гранат, 118 кг взрывчатых веществ. Сейчас задача российских пограничников здесь - не только изолировать зону конфликта по рубежу Государственной границы, но и вскрыть, а также пресечь каналы финансовой и материльно-технической помощи бандформированиям из-за рубежа. Именно по этой причине пограничники нередко становятся объектами террористических актов. С начала контртеррористической операции боевиками совершено более 130-ти противоправных действий в отношении военнослужащих группировки "Граница", из них 8 боестолкновений и 94 обстрела пограничных подразделений. 14 пограничников при выполнении служебно-боевых задач погибли. Важнейшее направление деятельности ФПС России - борьба с контрабандой наркотиков.
В 2001 г. пограничниками было задержано свыше 5900 кг различных наркосодержащих веществ, в том числе около 2,5 т героина. В этом году задержано около 740 кг наркотиков, из них свыше 420 кг героина.
Наиболее остро проблема борьбы с наркобизнесом стоит на таджикско-афганской границе.
В 2002 г. здесь предотвращено 25 попыток переправы через границу наркокурьеров, задержано около 40 нарушителей границы. Как и прежде, основные партии наркотиков задерживаются на участках Пянджского и Московского пограничных отрядов.
Показательно, что в последнее время наркопереправы все активнее осуществляются под вооруженным прикрытием. За 4 месяца т.г. пограничники на таджикско-афганской границе 7 раз подвергались обстрелам и 10 раз вступали в боестолкновения. За 4 месяца 2002 г. войсками и органами Пограничной службы во взаимодействии с сотрудниками ГТК России задержано контрабанды на сумму порядка 45 млн. руб. и свыше 270 тыс. долл. США. В рамках осуществления контроля за законностью перемещения через границу товаров и грузов регулярно передается информация в налоговые органы, по которой они провели с начала года проверку более 40 участников внешнеэкономической деятельности, в результате чего предотвращен ущерб государству в размере более 138 млн. руб., доначислено в федеральный бюджет более 65 млн. руб. В исключительной экономической зоне и территориальном море России в настоящее время ежесуточно осуществляют промысел несколько сот российских иностранных промысловых судов. Это определяет напряженный ритм службы органов Морской охраны.
За 4 месяца т.г. было досмотрено свыше 5400 российских и иностранных судов, в результате - 218 задержано, оштрафовано более 500. Сумма штрафов составила почти 7 млн. руб. У нарушителей изъято свыше 5,7 тыс. т незаконно добытой морепродукции. Им предъявлено исков за ущерб, причиненный незаконным выловом биоресурсов на сумму 12,1 млн. руб.
В апреле т.г. одно судно уже конфисковано решением суда. Это задержанный в декабре 2001 г. на участке Северо-Восточного регионального управления траулер "Джухуа-5" под флагом Панамы.
Наиболее варварское браконьерство продолжает "процветать" на Каспии и Азовском море, где зачастую пограничникам для локализации инцидентов приходится прибегать к силовым методам.
Только благодаря применению оружия на поражение, 7 марта т.г. было задержано турецкое судно-нарушитель "Елдык Балик Челик". Другие показатели служебно-боевой деятельности:
Потенциальную угрозу стабильности приграничных регионов продолжает нести незаконная миграция. За последние 5 лет количество задержанных на границе подобных граждан возросло почти на порядок. В их числе- представители более 30 государств, с которыми Россия не имеет общих границ. Сохранению устойчивой тенденции превышения количества въехавших граждан над выехавшими, а следовательно, увеличению числа незаконных мигрантов в России способствуют жесткая иммиграционная политика в государствах Западной Европы, а также отсутствие механизма реадмиссии со странами СНГ и странами, откуда выезжают мигранты. Пограничная служба - неотъемлемая часть структуры современных международных отношений. Сотрудничество с пограничными ведомствами других стран сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений обеспечения безопасности границы и отстаивания экономических интересов России. В настоящее время РФ не имеет территориальных претензий ни к одному из соседних государств и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ со всеми сопредельными государствами на основе уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ. (Сегодня Государственная граница оформлена в международно-правовом отношении с 6 из 16 сопредельных государств). В этом году продолжалась работа, связанная с подготовкой к подписанию договоров о Государственной границе с Эстонией и Латвией, а также к демаркации Государственной границы с Литвой, Латвией и Эстонией. Активно велись переговоры по делимитации сухопутных участков государственной границы с Казахстаном и Украиной. Продолжается переговорный процесс по вопросам правового статуса Азовского моря и Керченского пролива. На сегодняшний день пограничное сотрудничество установлено и закреплено договорными документами с 32 зарубежными государствами: (Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Болгария, Венгрия, Словакия, Иран, Монголия, Китай, КНДР, Республика Корея, США, Индия, Намибия, Турция, Япония, Вьетнам, страны СНГ). ФПС России, в рамках действующих международных договоров РФ, продолжает участие в обеспечении безопасности внешних границ Белоруссии, Казахстана, Киргизии, охраняет участки государственной границы Армении с Турцией и Ираном, Таджикистана с Афганистаном и Китаем. Проводится активная работа по совершенствованию пограничного сотрудничества в рамках Совета командующих Пограничными войсками, которому в этом году исполняется 10 лет, и Совета по пограничным вопросам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. В плане реализации положений Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного Государства, продолжается согласование проекта договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о внешней границе Союзного государства и ее охране. Только в этом году уже подписан ряд международно-договорных документов, касающихся развития и совершенствования пограничного сотрудничества ФПС России, в частности с Латвией, Болгарией и Вьетнамом. В рамках визита правительственной делегации РФ в марте т.г. в Монголию и Вьетнам проведены конструктивные встречи с руководителями пограничных ведомств этих государств. Пограничная служба активно участвует в целом ряде международных пограничных форумов на многосторонней основе: в Балтийском, Черноморском и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Европейской конференции по проблемам неконтролируемой миграции, Совете по пограничным вопросам ЕврАзЭС. Успешно функционируют официальные представительства ФПС России в Финляндии и Монголии, достигнуты договоренности об открытии представительств с Норвегией и Украиной, завершается оформление соглашений об обмене представителями с Азербайджаном. Открывается представительство ФПС России в Афганистане. С предложением об открытии представительств выступила ФРГ. ФПС России в своей деятельности исходит из того, что предназначение границы - не разъединять, а объединять народы. Граница должна быть открыта для друзей и партнеров и непреодолима для террористов и преступников, а противоправная деятельность наказана по обе ее стороны. Служебно-боевая и иная деятельность Пограничной службы РФ в 2000 г. осуществляется в условиях дальнейшего реформирования ведомства, его войск, органов и организаций. А также - реального финансирования. В 2002 году основные трудности в организации финансово-экономического обеспечения заключаются в ограниченном объеме бюджетного финансирования, в переходе на новую функциональную и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, отсутствии дополнительных источников финансирования из федерального бюджета. И в этих условиях решается поставленная ранее задача придания "нового облика" самой Пограничной службе России и российской границе. Стоит вопрос перераспределения сил и средств с учетом геополитических реалий и целесообразности их использования. Кроме того, предстоит сократить военную и специальную технику, применение которой в охране границы не обеспечено финансированием и затратно. Высвобождающиеся при этом средства будут направлены на техническое переоснащение войск и органов Пограничной службы РФ. Охрану границы в период до 2010 г. предполагается обеспечить за счет наращивания плотности войсковой охраны на ряде конкретных направлений; приоритетного развития органов Пограничной службы РФ, в первую очередь оперативных и органов пограничного контроля, Морской охраны и совершенствования их деятельности; создания и обновления пограничной инфраструктуры, совершенствования системы социальной защиты военнослужащих, членов их семей; системы финансово-экономической деятельности Пограничной службы; максимально возможного взаимодействия со всеми субъектами защиты и охраны границы. Особенно бережный подход будет при этом к кадровому составу Пограничной службы РФ и ее главному звену - младшим офицерам, то есть будущему границы. Военнослужащим, чьи должности подлежат упразднению, будет предложено перевестись на другие участки границы, которые предполагается усилить. Любые сокращения будут происходить в течение нескольких лет - и не отразятся на качестве решаемых пограничниками задач. По материалам пресс-центра ФПС России |
|