Экономика
Обозреватель - Observer



ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА -
ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Приоритеты экономического развития


Д.Антропов,
Финансовая Академия при Правительстве РФ

В условиях глобализации мирового хозяйства и расширения международных экономических отношений адекватное и сбалансированное воздействие государства на валютно-финансовую сферу становится особо важным. Результаты экономических преобразований последних лет показали, что необдуманная либерализация отдельных сегментов национальной экономики может привести к значительному ущербу. В валютной сфере это проявилось наиболее ярко. Недостаточная эффективность проводимой политики стала одной из причин неконтролируемой утечки капитала, огромной внешней задолженности, нарушений в сфере денежного обращения, фундаментальной макроэкономической нестабильности.

Являясь важнейшим инструментом адаптации экономики страны к изменяющимся внешним условиям, валютная политика создает предпосылки для сбалансированного функционирования внешнеэкономической деятельности и во многом определяет степень самостоятельности как при принятии ключевых решений, так и при проведении текущих мероприятий практически во всех сферах экономики. Открытость национальной экономики и активное участие в международных финансово-экономических организациях зачастую приводят к неблагоприятным последствиям для национальной безопасности страны, под которой понимается "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти"1. Современная российская валютная политика в недостаточной степени учитывает фактор времени, необходимого при осуществлении реформ, направленных на формирование сбалансированных рынков товаров, услуг, труда, капитала и т. д.

Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых органами власти в сфере валютных и иных экономических отношений на национальном и международном уровнях. Различают несколько видов валютной политики: курсовую, учетную, золотовалютных резервов, валютного регулирования и контроля.

    Нормативными документами, регламентирующими порядок обеспечения экономической безопасности РФ, являются: Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (основные направления)"; "Концепция национальной безопасности РФ"; Закон РФ "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении торговли товарами".

    Основная идея этих документов сводится к 3 положениям:

    • широкая интеграция РФ в мировую экономику на основе международного разделения труда и расширения сотрудничества с международными финансово-экономическими институтами являются естественными и необходимыми шагами на пути к интенсивному экономическому развитию в XXI в.;
    • угрозы национальной безопасности РФ, несмотря на изменение международной обстановки, сохраняются, а в некоторых сферах даже возрастают;
    • реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития ее национальной экономики; приоритеты в этой области являются ключевыми.

Сегодня существует ряд угроз национальной безопасности, реализация, предупреждение и нейтрализация которых непосредственно связана с валютной политикой, а именно:

1. Низкая конкурентоспособность продукции отечественных предприятий;

2. Усиливающаяся топливно-сырьевая направленность экономики;

3. Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

4. Приобретение иностранными фирмами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков;

5. Сохраняющийся отток капитала в размерах, сопоставимых с доходной частью федерального бюджета;

6. Рост внешнего долга и увеличение расходов бюджета на его погашение;

7. Расчеты на внутреннем рынке в иностранных валютах.

Первые две угрозы являются ключевыми факторами, определяющими состояние и структуру внешней торговли. Низкое качество продукции большинства российских предприятий не позволяет им успешно конкурировать на международном рынке. Относительно невысокая цена и большие объемы доступных природных ресурсов (в особенности нефти и газа) стимулирует их активный экспорт. В результате с каждым годом усиливается деформация структуры национальной экономики: с одной стороны, нарастает техническое отставание в большинстве отраслей, а с другой - увеличивается добыча и экспорт топлива и сырья в связи с наличием в отрасли значительных финансовых ресурсов. Проводимая валютная политика не способствует сглаживанию негативного влияния этих факторов, а, напротив, усиливает его. Либерализация валютного регулирования, особенно ярко проявившаяся в области текущих операций, позволила экспортерам достаточно свободно осуществлять торговлю природными ресурсами за рубежом. При этом несовершенство валютного контроля создало предпосылки для вывоза полученных средств за границу. Кроме того, девальвация и хронически заниженный курс рубля в некоторой степени компенсировали недостаточно высокие потребительские свойства продаваемых товаров и обеспечили экспортерам природных ресурсов сверхдоход. Таким образом, валютная политика не способствовала трансформации так называемой "рентной экономики"2 в производительную.

Третья и четвертая угрозы связаны с деятельностью иностранных фирм на российском рынке. Валютный курс, находящийся под воздействием курсовой политики, во многом определяет соотношение цен между импортируемыми товарами и товарами местного производства и, соответственно, влияет на соотношение российских и зарубежных товаров на рынке. Кроме того, валютное регулирование определяет порядок репатриации прибыли, осуществления расчетов по импорту, приобретения российских предприятий нерезидентами и т. д. Нейтрализация данных угроз тесно связана с реализацией различных элементов валютной политики.

Несомненную угрозу экономической безопасности представляет и отток капитала, который до сих пор составляет около 20 млрд. долл. в год. Полностью либеральное валютное регулирование несовместимо с экономической ситуацией, в которой страна ежегодно теряет суммы, сопоставимые с доходной частью федерального бюджета. Основой для преодоления столь неблагоприятной ситуации, естественно, должно быть обеспечение интенсивного экономического роста на основе стимулирования совокупного спроса и создания благоприятного делового климата. Однако немаловажную роль играет и валютное регулирование, которое на сбалансированной основе должно способствовать сокращению объемов вывозимого капитала.

Очевидная угроза экономической безопасности России заключается в непомерно возросшем внешнем долге. Законодательную основу для привлечения внешних заимствований создают нормативные акты, принятые в процессе реализации валютной политики. "Тяжесть" выплат по полученным кредитам определяется курсом национальной валюты, то есть имеет непосредственное отношение к курсовой политике. Возвращение полученных ссуд представляет собой важнейший приоритет политики золотовалютных резервов, целью которой ставится их накопление "до уровня, учитывающего размеры платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга"3.

Угрозу национальной денежной системе представляет осуществление сбережений и расчетов в иностранной валюте на территории России. Это стало возможно только после либерализации валютного регулирования и введения внутренней конвертируемости рубля. Нейтрализация данной угрозы связана с изменением валютной стратегии России, с проведением конкретных мероприятий курсовой политики, валютного регулирования и контроля.

Составным элементом нейтрализации угроз национальной безопасности является проведение рациональной и сбалансированной валютной политики. Преобразования должны осуществляться в несколько этапов. На первом этапе необходима разработка валютной стратегии в контексте общей стратегии экономического развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. В ней должны быть отражены приоритеты, цели, результаты и инструменты валютной политики, а также параметры, позволяющие оценить ее эффективность. Кроме того, необходимо четко определить методику взаимодействия отдельных отраслей экономической политики (денежно-кредитной, внешнеторговой, структурной и т. д.) с валютной. Национальные интересы страны и особенности валютной сферы национальной экономики дают основания выдвинуть следующие приоритеты валютной политики:

1. Повышение благосостояния граждан и устойчивый интенсивный рост.

2. Поддержание важнейших наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

3. Устойчивость национальной денежной системы.

4. Обеспечение эффективного участия в международной миграции капитала.

На втором этапе необходимо определить цели валютной политики, достижение которых будет способствовать укреплению экономической безопасности России. Важнейшими среди них являются следующие:

1. Обеспечение устойчивой равновесной ситуации на валютном рынке; ориентация на повышение курса национальной валюты.

2. Укрепление положения рубля во внутреннем денежном обороте и снижение степени долларизации экономики.

3. Создание предпосылок эффективного управления внешней задолженностью.

4. Ограничение вывоза капитала.

На третьем этапе преобразования валютной политики становится возможным определение конкретных задач и механизмов их достижения.

В области курсовой политики первоочередной задачей является четкое определение режима валютного курса и целевых ориентиров его динамики, как минимум, в среднесрочной перспективе (3-5 лет). При этом курсовые ориентиры не должны формулироваться в качестве строгих обязательств или ограничений. В процессе реализации выбранной курсовой стратегии Центральный Банк может допустить значительные колебания курса. Однако необходимо проведение последующих мер, направленных на возвращение к намеченным ориентирам: проведение интервенций и скупка валюты при благоприятной ценовой ситуации. Сущность этих действий заключается в том, чтобы обеспечить стабильность и предсказуемость действий Центрального Банка, что будет способствовать стабилизации как в денежно-кредитной сфере, так и реальном секторе.

Целесообразно усилить прозрачность Банка России и информационное обеспечение его деятельности с учетом опыта западноевропейских стран. Купля-продажа иностранной валюты Центральным Банком без активной информационной кампании не имеет достаточного эффекта для изменения тенденций курсовой динамики. В качестве дополнительного инструмента курсового регулирования может использоваться изменение доли экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже. Целесообразным представляется гибкая система определения данного параметра и его дифференциация по отраслям. Например, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичных товаров может осуществляться за счет снижения нормы обязательной продажи и даже освобождения от нее на суммы, идущие на закупку оборудования и технологий.

Политика золотовалютных резервов должна быть направлена на поддержание равновесия на валютном рынке и обеспечение выплат по внешнему долгу. Для этого могут применяться следующие меры:

  • точный расчет оптимального уровня резервов для обеспечения валютного рынка и обменного курса, с одной стороны, и погашения внешнего долга - с другой.
  • использование золота как инструмента формирования золотовалютных резервов для снижения нагрузки на валютный рынок.

Целесообразно достаточно жесткое валютное регулирование, призванное обеспечить национальные интересы России, которое, однако, может смягчаться по мере интеграции в мировую экономику. На современном этапе акцент при проведении валютного регулирования смещается от запретительных мер в сторону всеобъемлющего информационного контроля за проводимыми операциями. Для обеспечения прозрачности денежных потоков необходимо создание единой информационной системы по внешнеэкономическим операциям, контроль за которыми будет осуществляться Центральным Банком, ГТК, МНС и т. д. В рамках данной информационной системы должны быть интегрированы существующие системы таможенного, банковского и налогового контроля. Каждая внешнеэкономическая сделка должна регистрироваться в системе на следующих этапах:

  • при заключении с указанием цены, количества товара в натуральном выражении, сроков и порядка поставки и оплаты.
  • при кредитовании и страховании с указанием сумм кредита, страхового покрытия и т. п., срока и порядка их оплаты.
  • при прохождении товара через таможенную границу с указанием количества реально поступившего товара и рыночных цен на него.

После выполнения контрагентами обязательств происходит сопоставление данных, полученных на предыдущих этапах и анализ с точки зрения валютного, таможенного, банковского и налогового контроля.

    Попытка создания подобной информационной системы была предпринята в 2001 г. с принятием Закона РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" № 115-ФЗ. Указом Президента РФ № 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

    Сформированная таким образом система финансового мониторинга не предназначена, однако, для всестороннего информационного обеспечения валютного контроля (равно как и таможенного, банковского и валютного). Ее недостатком является отсутствие четких критериев выявления подозрительных операций (эта задача возложена на органы, осуществляющие операции с денежными средствами, которые не имеют достаточного опыта и далеко не всегда заинтересованы в определении подобных операций), а также положений, позволяющих использовать информацию для предотвращения и преследования нарушений, не связанных с отмыванием денег.

    Большое число критериев и сложность отбора обусловливает необходимость создания системы поддержки принятия решений, которая на основании данных, полученных агентами валютного контроля, автоматически отбирала бы операции, подлежащие детальному анализу. Именно автоматизированная система валютного контроля, учитывающая вышеизложенные положения, могла бы стать наиболее эффективным инструментом борьбы с правонарушениями в валютной сфере, обеспечить информационную защиту экономической безопасности нашей страны.

    Для улучшения организационного обеспечения валютного регулирования и контроля целесообразно создать специальное оперативное подразделение по контролю за операциями крупнейших экспортеров (на долю 50 из них приходится, как известно, свыше половины валютной выручки). На базе такого подразделения, работающего с относительно небольшим числом экспортеров и кредитных учреждений, может быть опробована автоматизированная система валютного контроля.

Кроме того, необходимо отметить и традиционные пути совершенствования валютного регулирования и контроля: разработка эффективной нормативной базы вывоза капитала; использование практики привлечения к уголовной ответственности конкретных лиц, виновных в утечке капитала; введение временных валютных ограничений на период перестройки валютной политики.

Учетная политика в современных российских условиях практически не используется. Основной причиной этого является недостаточное развитие финансовых рынков. Для достижения результатов в данной области в первую очередь необходимо расширение объемов рефинансирования Банком России с целью повышения роли ставки процента ЦБ в перераспределении финансовых ресурсов между секторами экономики. При этом необходимо снизить ставку по депозитам, так как существующий уровень превышает доходность вложений в реальный сектор экономики. Это способствует сохранению диспропорций в национальной экономике, снижая привлекательность инвестиций в нефинансовый сектор. Кроме того, необходимо гибкое и адекватное управление процентной ставкой при изменениях внешней и внутренней конъюнктуры.

       И так, основными приоритетами экономического развития России в XXI в. является повышение благосостояния ее граждан и устойчивый экономический рост интенсивного типа. Валютная политика может быть результативной только в том случае, если каждое мероприятие в этой области будет проверено на соответствие этим приоритетам.

__________________

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300).
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 03.04.2001.
3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]