Экономика
Обозреватель - Observer



ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ


Столкновение подходов и интересов


А.Лабудин,
доктор экономических наук, профессор
Г.Нинциева,
кандидат экономических наук, профессор
(Санкт-Петербургский государственный
университет экономики и финансов)

Роль государства в экономике современной России относится к числу ключевых проблем, от решения которых зависят темпы и качество преобразований и, следовательно, уровень экономического развития страны, благосостояние ее граждан. Обычно российские реформы называют либеральными, имея в виду освобождение экономики от государственного "диктата", а иногда и контроля вообще, свертывание принадлежащего государству сектора народного хозяйства за счет приватизации госимущества. Эту оценку со знаком "плюс" или "минус" разделяют как инициаторы реформ, так и их оппоненты.

Что же из либеральных ценностей применимо в современной России?

Что отвечает интересам подавляющего большинства граждан, а что служит лишь обогащению незначительной группы?

В какой степени либеральной должна быть экономическая политика правительства на нынешнем этапе развития страны?

Споры по этой проблеме не утихают уже более 10 лет. "Молодые" и не очень реформаторы доказывают, что именно либеральные экономические реформы необходимы России и трудности переживаемого периода обусловлены как раз половинчатостью, недостаточно либеральным характером проводимого курса, тем, что в экономике еще остается слишком много государства. Их политические противники, прежде всего в КПРФ, считают неверным, изначально порочным сам либеральный выбор, сделанный российским руководством в начале 90-х годов. Они исходят из презумпции неприемлемости в условиях России либерализма как такового. Попробуем сформулировать свой подход к решению этой задачи.

К положительным результатам реформ следует отнести возникновение малого и среднего предпринимательства. Оно сосредоточено главным образом в торговле, сфере услуг, производстве продуктов питания и других товаров широкого потребления, общественном питании, транспортном обслуживании населения, жилищно-гражданском строительстве и т.п. Проведенная здесь приватизация продемонстрировала далеко не исчерпанные возможности частной собственности, конкуренции и предпринимательства именно в этом секторе экономики, где важны мобильность, гибкое реагирование на динамику спроса, приспособляемость к изменяющимся моде. Одновременно эти отрасли, рассчитанные на "личного" потребителя, технически и технологически относительно несложны, "пороговые" капиталовложения в них невелики, оборот капитала сравнительно быстрый. В рассчитанных на "личного" потребителя отраслях частная собственность действительно демонстрирует свои преимущества перед государственной.

    В таких странах, как Китай, Вьетнам, Лаос, где проводятся рыночные реформы при сохранении социалистического политического строя и "командных высот" экономики в руках у государства, "невидимой руке" рынка отданы именно сфера услуг, производство ширпотреба, сельхозпродуктов, что очень важно в этих преимущественно аграрных странах.

    Остается только сожалеть, что подобная политика не была взята на вооружение советским руководством, по крайней мере, в ходе "косыгинской" экономической реформы середины 60-х годов.

Развитие частного сектора в экономике, создание небольших, зачастую семейных предприятий решает и очень важную социальную задачу - формируется и растет класс людей, опирающихся в жизни только на свои собственные силы. Российское государство, безусловно, должно создавать все необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства.

    Следует максимально упростить процедуру регистрации небольших предприятий, сократить количество лицензируемых видов деятельности (соответствующий закон принят в 2001 г.), облегчить налоговую нагрузку и отчетность (например, отменив для малых предприятий предоставление квартальных отчетов и оставив лишь годовые). На это направлено, в частности, законодательное предложение правительства РФ, о котором сообщил В.В.Путин в Иркутске 28 марта 2002 г., - значительное снижение налоговой нагрузки на малый бизнес.

    В российских условиях нельзя забывать об одном обстоятельстве: рыночные отношения в России в силу многих исторических причин, прежде всего крепостной зависимости, веками развивались в урезанном виде, неравномерно в региональном разрезе. В течение более чем 50 лет - с начала 30-х до конца 80-х годов ХХ в. - частное предпринимательство подавлялось, было загнано в подполье. Поэтому в России не смогла в полной мере сформироваться, и тем более закрепиться в общественном сознании, этика предпринимательства.

Рыночная экономика (если рассматривать ее в чистом виде) в значительной степени основывается на саморегулировании, поддержании участниками хозяйственной деятельности своих взаимоотношений без помощи и контроля со стороны государства. Следовательно, они должны быть готовы к такой самостоятельности. Существует очень точное правило: люди тогда смогут в полной мере освободиться от государственной опеки, когда они будут стоять при красном свете светофора, даже если на дороге не видно ни одной автомашины. Достаточно применить этот критерий к поведению наших пешеходов, да и автомобилистов, чтобы оценить степень готовности граждан России к саморегулированию своих, в том числе и экономических, взаимоотношений.

Таким образом, участников экономической деятельности следует приучать, в том числе и методами властного принуждения, к необходимости честной, ответственной работы, безусловного соблюдения законодательства, думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем, и о более отдаленном дне.

Серьезной ошибкой (употребляем самое мягкое выражение) российских правительств 90-х годов, приведшей к "обескровливанию" российской экономики, стала ускоренная приватизация сырьевых отраслей. Государство практически даром отдало в частные руки свой НЗ. Нелегальный вывоз капитала в основном происходил и происходит именно в результате невозврата выручки от экспорта нефти, газа, цветных и черных металлов, древесины и других сырьевых товаров. Между тем разведаны и введены в эксплуатацию месторождения сырья были задолго до того, как оказались во владении "олигархов". Новые собственники практически ничего, во всяком случае в сравнении со сделанным в советский период, не вкладывают в развитие инфраструктуры добычи и транспортировки сырья.

    Вот какую оценку положения в нефтяной промышленности дал Н.К.Байбаков, много лет возглавлявший Миннефтепром и Госплан СССР: "В 1988 году мы добывали 624 миллиона тонн нефти. Имею в виду весь Советский Союз. Если брать в масштабе России, было 570 миллионов. Сейчас, за период реформ, добыча снизилась до 301 миллиона тонн в год. Резко снизились объемы бурения скважин и особенно - геологоразведочных работ, которые сократились в четыре раза. Поэтому за последние три-четыре года добыча нефти стала превышать подготовку новых запасов. А это значит, мы проедаем подготовленные ранее запасы нефти. Такое совершенно недопустимо!"1.

    По оценкам Минэнерго РФ, в 2001 г. добыча нефти в России составила 325 млн т. Добыча газа с 1990 по 2001 г. снизилась с 647 до 584 млрд куб. м.

Однако нувориши, сосредоточив в своих руках колоссальные доходы от реализации, в том числе за рубежом, - принадлежащих всему народу и формально остающихся в государственной собственности природных ресурсов, накапливают огромные личные состояния. Неслучайно, среди российских "олигархов", вошедших в список самых богатых людей мира, именно "сырьевики". Вывезенных из страны и присвоенных "олигархами" рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов хватило бы для того, чтобы без проблем финансировать в необходимом объеме те отрасли общественного хозяйства, которые в условиях перехода к рыночной экономике оказались в наиболее тяжелом состоянии (образование, здравоохранение, культура, наука, пенсионное обеспечение). Россия практически не использует свое естественное богатство в роли амортизатора болезненных преобразований. Хотя хорошо известно, какие серьезные социальные проблемы удается решать нефте-и газодобывающим странам, разумно использующим доходы от экспорта этих видов сырья (Норвегии, Объединенным Арабским Эмиратам, Саудовской Аравии, Кувейту, Брунею, из стран СНГ - Туркмении).

Нельзя забывать и о том, почему вообще на протяжении ХХ в. роль государства в экономике возрастала. Эта роль в индустриальном и постиндустриальном обществах объясняется объективными причинами. Первая из них - прогрессирующее техническое и технологическое усложнение производственной и в целом хозяйственной деятельности, обусловившее несравнимый с предшествующими эпохами объем необходимых для нее вложений капитала. Этот фактор привел к созданию и превращению акционерных обществ в основную форму хозяйственной организации. Он же вызвал поступательный рост числа государственных предприятий и доли принадлежащей государству собственности. При всех колебаниях и противоречиях процессов национализации и приватизации, удельный вес государства в экономике, особенно в наукоемких и капиталоемких отраслях, не уменьшается.

Вторая причина, значение которой, безусловно, будет усиливаться - возрастающая, причем с ускорением, роль науки и образования в обеспечении экономического развития. Эти отрасли не дают прибыли (быстрой и высокой) в расчете на единицу вложений капитала. Поэтому они мало интересны для частного бизнеса. Следовательно, их финансирование должно взять на себя - и берет в развитых странах - государство. Если же оно забывает об этой своей обязанности, то общество неизбежно несет потери - не сегодня, так завтра.

    Фундаментальные и весьма далекие от решения непосредственных производственных задач 60-х годов научные исследования Ж.И.Алферова и других ученых в области физики полупроводников в дальнейшем позволили создать качественно новое направление промышленности - производство мобильных телефонов и соответственно принципиально новый вид связи. Но открытие Алферова, как и его коллег в других странах, были бы немыслимы без финансирования из государственного бюджета, причем далеко не в современных нищенских размерах фундаментальной науки, без государственного образования.

    То же самое можно сказать и об исследованиях, приведших к возникновению и развитию таких, ныне вполне практических отраслей хозяйства, как производство компьютеров и компьютерная связь, генная инженерия и производство продуктов с заранее заданными свойствами, космическая связь и метеорология и т.п.

Всякое торможение - по любым причинам, финансово-экономическим или политическим - научно-технического прогресса неизбежно отрицательно сказывается и на решении экономических задач, на уровне и качестве жизни народа. Известно, например, сколь негативно сказались репрессии 40-50-х годов против ученых-генетиков и кибернетиков в СССР на развитии сельского хозяйства, пищевой промышленности, электроники, связи и других отраслей народного хозяйства. Очевидно так же, что нынешнее, продолжающееся уже 10 лет недостаточное финансирование научных и образовательных учреждений, если оно в ближайшее время не будет преодолено и компенсировано, вызовет не менее, а даже более разрушительные для экономики последствия, поскольку на голодном пайке сидят не некоторые, а все виды и направления науки и образования.

Третья причина, обусловливающая возрастание роли государства в экономике - экологическая. Техносфера разрослась и продолжает разрастаться в таких масштабах, что Земля уже не выдерживает человека и всех "творений" его рук, ума и …жадности. Воздействие человеческой деятельности на природную среду, включая гидросферу, атмосферу и земную кору, стало таким мощным и разрушительным, что оно поставило под угрозу дальнейшее существование жизни на планете, во всяком случае, в ее развитых формах. Поэтому жизненно необходимыми стали вложения в природоохранную деятельность: защиту и восстановление окружающей среды, создание экологически чистых техники и технологии, в здравоохранение. И профинансировать это, либо заставить бизнесменов осуществлять необходимые экологические расходы может и обязано именно государство как сила, представляющая общество как единое целое. Более того, учитывая глобальный характер экологических проблем, в их решении нужны согласованные усилия, в том числе и объединение финансовых ресурсов, различных государств на международном уровне.

И, наконец, четвертая причина. Размер инвестиций, необходимых для серьезной, крупномасштабной, рассчитанной на длительную перспективу предпринимательской деятельности, вырос и продолжает расти. Поэтому большой бизнес ныне сосредоточен преимущественно в транснациональных корпорациях, чья деятельность стала глобальной и широко диверсифицированной. Оборот капитала в рамках международных финансово-производственных структур превышает валовой национальный продукт большинства стран мира. Естественно, что колоссальная экономическая мощь обеспечивает серьезное политическое влияние, и даже военную силу. Транснациональным колоссам необходимо создать противовес, чтобы они не могли подмять под себя целые страны, а со временем и весь мир. И такой противовес возможен лишь в лице государств, призванных олицетворять и защищать интересы наций, своих граждан.

Какие же интересы, каких социальных слоев российского общества скрещиваются в вопросе о роли государства в экономике современной России, находящейся в процессе глубокой трансформации общественных институтов и отношений?

Усиление экономических функций государства отвечает, с одной стороны, интересам разветвленной российской бюрократии, получающей, по выражению В.В.Путина, "статусную ренту", проще говоря, взятки и отступные там и тогда, где и когда для этого существуют возможности2. Корыстные аппетиты коррумпированных бюрократов, безусловно, регрессивны, противоречат интересам широких слоев народа и должны ограничиваться и пресекаться силой Закона. Законодательство обязано быть таким, чтобы число "степеней свободы" у чиновников для принятия волюнтаристских решений было предельно минимальным. Там, где можно обойтись без обращений в государственные органы, особенно за разрешениями, следует освободить граждан от необходимости туда обращаться. Но, с другой стороны, без государственного регулирования экономики будут нарушены системные и перспективные интересы всего общества, интересы людей, занятых в бюджетных отраслях, живущих на пенсии и пособия.

На либеральной стороне вовсе не все однозначно. "За" сведение государственных полномочий в хозяйственной области к необходимому минимуму - миллионы современных предпринимателей, играющих позитивную роль в жизни общества. И одновременно - представители криминального капитала, паразитирующие на социальных болезнях, сколачивающие миллиардные состояния на торговле оружием, наркотиками, содержании притонов, рэкете, мошенничестве. Рядом с ними - "олигархи", нажившиеся на разворовывании бюджетных средств и проведенной с многочисленными вопиющими нарушениями законодательства приватизации. О них хорошо сказал В.В.Путин: "У нас если кто украдет мешок картошки или если кто водки напьется и подерется с соседом, то он уже хулиган или вор и его сажают в тюрьму. А если человек украдет сотни миллионов долларов, он - политический деятель и его трогать нельзя. У нас таких деятелей в ходе перестройки экономики и перехода к рыночным отношениям оказалось очень много". Этим враждебным обществу силам нужно слабое государство, позволяющее безнаказанно обманывать и обкрадывать страну.

Так же найти такие формы и методы осуществления государством его экономической роли, которые создавали бы необходимые и достаточные условия для укрепления и развития здоровых сил российского общества и его очищения от всего разрушительного, гниющего и разлагающего?

Это - всегда вопрос практической политики, решаемый особо в каждый конкретный момент. Однако есть и некоторая общая методологическая основа его решения. Выполняющее свои функции, в том числе в области экономики, государство должно быть в подлинном смысле слова демократическим. Это означает: выборность государственных органов и должностных лиц; их сменяемость за счет ограничения срока полномочий; усиление контроля за их деятельностью со стороны избирателей и общественных организаций; развитие местного самоуправления с усилением участия в нем все большего числа граждан; расширение гласности в работе всех органов власти. Именно все это превращает контроль, регулирование, управление со стороны государственных органов в действия народа, осуществляемые им либо непосредственно, либо посредством органов власти, наделенных гражданами четко очерченными Законом полномочиями.

Развитие демократии не отрицает, а, напротив, предполагает укрепление правоохранительных органов, их материально-технической базы, кадрового потенциала; наделение, разумеется, безукоризненно законными путями, дополнительными полномочиями. В этом отношении следует внимательно изучить опыт Китая, где рыночные реформы проводятся в атмосфере беспощадной борьбы с коррупцией и преступностью.

Преодоление отчуждения народа от власти - главное направление, в котором должна развиваться политическая система российского государства, чтобы его деятельность была эффективной и обеспечивала условия для продвижения общества вперед.

__________________

1 Советская Россия. 1997. 25 октября.
2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 2001. 4 апреля.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]