Статьи
Обозреватель - Observer

 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
И ЕЁ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Н.Генрих,
кандидат юридических наук

        Политика обеспечения национальной безопасности предполагает деятельность руководства страны по определению целей и задач для комплексной защиты национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов их достижения. При этом под обеспечением национальной безопасности страны понимается целенаправленная деятельность государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и других граждан по выявлению и предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства, а также противодействию им.

        Политика обеспечения национальной безопасности основывается на принципах: законности; баланса законных прав, интересов и ответственности личности, общества и государства; интегрированности системы национальной безопасности с международными системами коллективной безопасности.

        Главной задачей обеспечения национальной безопасности является: 

  • формирование оптимального уровня защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности;
  • обеспечение достаточных условий для развития личности, общества и государства;
  • исключение опасности снижения роли России как субъекта международного права.
        Деятельность по обеспечению национальной безопасности должна осуществляться системой мер экономической, политической и организационной направленности, адекватных законным интересам личности, общества и государства.

        Приоритетными направлениями политики государства являются задачи, относящиеся к экономической сфере: 

  • подъем экономики страны;
  • проведение социально ориентированного экономического курса;
  • развитие научно-технической, технологической базы и преодоление сырьевой направленности внешнеэкономических связей. 
        Кроме того, в каждый конкретный период развития государства отдельные сферы общественных отношений в силу накапливающихся противоречий становятся угрозой безопасности государства (демографические и миграционные процессы, развал науки, сокращение промышленного производства и т.д.).

        Особое внимание в 2004 г. было уделено развитию нормативно-правовой базы в сфере: 

  • обеспечения безопасности функционирования институтов государственной власти Российской Федерации и гражданского общества;
  • территориальной целостности, обороны и военной безопасности государства. 
        Законодательная деятельность в сфере совершенствования конституционно-правовых основ безопасности Российской Федерации была представлена целым блоком федеральных конституционных законов и федеральных законов. При этом по-прежнему остается вне законодательного регулирования статус Совета Безопасности Российской Федерации, хотя согласно пункту "ж" ст. 83 Конституции РФ его правовое положение должно быть определено федеральным законом. 

        В сфере обеспечения территориальной целостности Российской Федерации в 2004 г. совершенствование законодательства было направлено на повышение эффективности пограничной безопасности и обеспечения юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в территориальном море.

        Угрозы национальной безопасности России в пограничной сфере исходят от: 

  • территориальных притязаний сопредельных государств;
  • противоправной деятельности международных террористических организаций;
  • транснациональных преступных группировок, занятых в сферах контрабандного перемещения через государственную границу наркотических средств, оружия и боеприпасов, материальных и культурных ценностей, хищения природных ресурсов и незаконной миграции. 
        В 2004 г. был внесен ряд поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающих: административную ответственность за нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу России; правила пребывания и проживания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства; непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в РФ или незаконного выезда из Российской Федерации. 

        Актуализируются проблемы приграничного сотрудничества.

        Если ратификацией парламентами России и Украины Договора о российско-украинской государственной границе и Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива были решены спорные вопросы, то с Грузией и Латвией они остаются дискуссионными. Из 12 государств, с которыми Российская Федерация граничит на море, договоры о делимитации морских границ заключены и действуют лишь с семью. Поэтому на федеральном уровне представляется целесообразным установить: 

  • некоторые временные рамки сдачи в аренду земель иностранным гражданам на приграничных территориях, в том числе и с учетом целей их использования;
  • процентное выражение доли арендуемых земель иностранцами в приграничной зоне по отношению к общей площади приграничных населенных пунктов, так как количество таких земель постоянно возрастает. 
        В сфере регулирования миграционной политики в 2004 г. были приняты дополнения в Уголовный кодекс РФ в виде ст. 322-1 "Организация незаконной миграции", которая устанавливает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию России. Однако ужесточение ответственности за организацию незаконной миграции требует выработки стратегии миграционной политики, исходя из демографических интересов России.

        Анализ миграционных процессов внутри России показывает, что появилась новая угроза национальной безопасности в приграничной сфере, связанная с оттоком населения из приграничных районов Приморья, Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера вглубь страны. Это способствует ослаблению пограничного контроля, проникновению нелегальных мигрантов, провозу контрабанды, наркотиков, вывозу природных ресурсов.

        Поэтому назрела необходимость в разработке и принятии федерального закона "Об основах миграционной политики в Российской Федерации".

        В сфере регулирования вопросов обеспечения безопасности Российской Федерации в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе и территориальном море в 2004 г. был принят Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который уточняет и конкретизирует полномочия Российской Федерации в морских пространствах континентального шельфа, территориальном море и в исключительной экономической зоне.

        Однако существующий правовой режим федерального регулирования и использования природных ресурсов вызывает неоднозначную реакцию органов государственной власти субъектов РФ. Региональные власти считают себя отстраненными от решения многих жизненно важных для прибрежных территорий вопросов, касающихся пользования недрами на шельфе Мурманской, Архангельской, Сахалинской областей. Поэтому необходимо уточнение разделения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

        Криминализация отношений в обществе сопряжена с высокой латентностью преступности. По разным оценкам в России регистрируется лишь около 20-25% совершаемых преступлений. Основными причинами преступности являются: 

  • борьба за захват и передел собственности;
  • чрезмерное неравенство в обществе по уровню доходов и качества жизни;
  • деградация системы здравоохранения, образования, жилищно-социального комплекса;
  • вытеснение общественной психологии коллективизма индивидуализмом;
  • фетишизация культа наживы и насилия; 
  • дефектами правоохранительной и судебной системы. 
        Существующая законодательная база в сфере противодействия правонарушениям, включая преступления, не соответствует современному состоянию и уровню преступности. Недостаточно используется криминологическая экспертиза при принятии федеральных правовых актов, что способствует появлению новых видов преступлений. 

        Явное лоббирование своих интересов финансово-промышленными группами вызывает отвлечение из федерального бюджета значительных материальных средств и ресурсов в частных интересах, противоречащих интересам значительной части законопослушного населения нашей страны, способствует распространению коррупции, экономических и финансовых преступлений.

        Неурегулированными проблемами в этой сфере остаются: 

  • содействие населения деятельности правоохранительных органов на основе признания гражданами ее реальной полезности; 
  • защита свидетелей и других участников уголовного судопроизводства; 
  • предоставление иммунитета лицам, оказывающим существенное содействие в выявлении организаций, совершающих транснациональные преступления; 
  • неотвратимость ответственности за совершение преступления; радикальная чистка от правонарушителей в правоохранительных органах. 
        Представляется необходимым установление уголовной ответственности за преступный сговор и за участие в преступной организации, основанной на международных конвенциях по унификации национального уголовного законодательства, предусматривающее конфискацию всех денежных сумм, полученных в результате деятельности преступных организаций, установление в качестве меры уголовного наказания конфискацию имущества. С этим сопряжены также проблемы экстрадиции преступников с учетом взаимного признания приговоров судов и устранения различий национальных законов.

        Представляется необходимым принятие федеральных законов "Об основах государственной системы предупреждения преступлений" и "Об участии граждан в охране общественного порядка". 

        Возрастание террористических угроз обусловило внесение изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, предусматривающих усиление ответственности за терроризм.

        Другим направлением законодательного обеспечения противодействия терроризму стало принятие нормативных правовых актов, направленных на предотвращение финансирования терроризма.

        В частности, Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" совершенствует правовой механизм этих действий и приводит его в соответствие с международными стандартами в данной сфере.

        Существенным вкладом в обеспечение национальной безопасности России и противодействие международному терроризму является Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом", Федеральный закон от 2 апреля 2004 г. № 15-ФЗ "О ратификации Протокола об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств-участников Содружества Независимых Государств", Федеральный закон от 5 марта 2004 г. № 7-ФЗ "О ратификации Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре".

        Вместе с тем, как показывает анализ, законотворческая деятельность органов государственной власти Российской Федерации по противодействию терроризму нуждается в дальнейшем развитии.

        Представляется необходимой разработка и принятие федеральных законов: 

  • о профилактике терроризма, предусматривающего порядок, способы и формы осуществления профилактики в целях предупреждения террористических актов с установлением необходимой компетенции для различных правоохранительных органов и спецслужб РФ, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • о внесении изменений в закон о СМИ для недопущения последними действий, являющихся пропагандой террористических действий и их исполнителей, а также распространения сведений, представляющих как для действующих, так и для потенциальных террористов информацию о технологии изготовления орудий и средств террора и методики их применения;
  • о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ с учетом международных конвенций, а также в связи с необходимостью усиления ответственности за наиболее опасные формы "психологического" терроризма, терроризма с использованием новейших информационных технологий. 
        В 2004 г. ратифицировано 13 международных договоров и соглашений. Однако до настоящего времени в действующем законодательстве не закреплены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам национальной безопасности Российской Федерации, не установлена реальная юридическая ответственность должностных лиц, принимающих важные государственные решения в этой сфере.

        В сфере конституционной безопасности государственного строительства нуждаются в правовом регулировании задачи, полномочия и механизмы взаимодействия федеральных органов, обеспечивающих национальную безопасность. Вместе с тем, нуждается в упорядочении деятельность в этой сфере субъектов Российской Федерации по задачам совместного ведения. Необходимо реальное научное обеспечение законотворчества в области обеспечения национальной безопасности в государственном строительстве. 

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]