Статьи |
Обозреватель - Observer
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Н.Генрих,
кандидат юридических наук Политика обеспечения национальной безопасности предполагает деятельность руководства страны по определению целей и задач для комплексной защиты национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов их достижения. При этом под обеспечением национальной безопасности страны понимается целенаправленная деятельность государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и других граждан по выявлению и предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства, а также противодействию им. Политика обеспечения национальной безопасности основывается на принципах: законности; баланса законных прав, интересов и ответственности личности, общества и государства; интегрированности системы национальной безопасности с международными системами коллективной безопасности. Главной задачей обеспечения национальной безопасности является:
Приоритетными направлениями политики государства являются задачи, относящиеся к экономической сфере:
Особое внимание в 2004 г. было уделено развитию нормативно-правовой базы в сфере:
В сфере обеспечения территориальной целостности Российской Федерации в 2004 г. совершенствование законодательства было направлено на повышение эффективности пограничной безопасности и обеспечения юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в территориальном море. Угрозы национальной безопасности России в пограничной сфере исходят от:
Актуализируются проблемы приграничного сотрудничества. Если ратификацией парламентами России и Украины Договора о российско-украинской государственной границе и Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива были решены спорные вопросы, то с Грузией и Латвией они остаются дискуссионными. Из 12 государств, с которыми Российская Федерация граничит на море, договоры о делимитации морских границ заключены и действуют лишь с семью. Поэтому на федеральном уровне представляется целесообразным установить:
Анализ миграционных процессов внутри России показывает, что появилась новая угроза национальной безопасности в приграничной сфере, связанная с оттоком населения из приграничных районов Приморья, Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера вглубь страны. Это способствует ослаблению пограничного контроля, проникновению нелегальных мигрантов, провозу контрабанды, наркотиков, вывозу природных ресурсов. Поэтому назрела необходимость в разработке и принятии федерального закона "Об основах миграционной политики в Российской Федерации". В сфере регулирования вопросов обеспечения безопасности Российской Федерации в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе и территориальном море в 2004 г. был принят Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который уточняет и конкретизирует полномочия Российской Федерации в морских пространствах континентального шельфа, территориальном море и в исключительной экономической зоне. Однако существующий правовой режим федерального регулирования и использования природных ресурсов вызывает неоднозначную реакцию органов государственной власти субъектов РФ. Региональные власти считают себя отстраненными от решения многих жизненно важных для прибрежных территорий вопросов, касающихся пользования недрами на шельфе Мурманской, Архангельской, Сахалинской областей. Поэтому необходимо уточнение разделения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. Криминализация отношений в обществе сопряжена с высокой латентностью преступности. По разным оценкам в России регистрируется лишь около 20-25% совершаемых преступлений. Основными причинами преступности являются:
Явное лоббирование своих интересов финансово-промышленными группами вызывает отвлечение из федерального бюджета значительных материальных средств и ресурсов в частных интересах, противоречащих интересам значительной части законопослушного населения нашей страны, способствует распространению коррупции, экономических и финансовых преступлений. Неурегулированными проблемами в этой сфере остаются:
Представляется необходимым принятие федеральных законов "Об основах государственной системы предупреждения преступлений" и "Об участии граждан в охране общественного порядка". Возрастание террористических угроз обусловило внесение изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, предусматривающих усиление ответственности за терроризм. Другим направлением законодательного обеспечения противодействия терроризму стало принятие нормативных правовых актов, направленных на предотвращение финансирования терроризма. В частности, Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" совершенствует правовой механизм этих действий и приводит его в соответствие с международными стандартами в данной сфере. Существенным вкладом в обеспечение национальной безопасности России и противодействие международному терроризму является Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом", Федеральный закон от 2 апреля 2004 г. № 15-ФЗ "О ратификации Протокола об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств-участников Содружества Независимых Государств", Федеральный закон от 5 марта 2004 г. № 7-ФЗ "О ратификации Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре". Вместе с тем, как показывает анализ, законотворческая деятельность органов государственной власти Российской Федерации по противодействию терроризму нуждается в дальнейшем развитии. Представляется необходимой разработка и принятие федеральных законов:
В сфере конституционной безопасности государственного строительства нуждаются в правовом регулировании задачи, полномочия и механизмы взаимодействия федеральных органов, обеспечивающих национальную безопасность. Вместе с тем, нуждается в упорядочении деятельность в этой сфере субъектов Российской Федерации по задачам совместного ведения. Необходимо реальное научное обеспечение законотворчества в области обеспечения национальной безопасности в государственном строительстве. |
|