Статьи
Обозреватель - Observer

 СОВРЕМЕННЫЙ ИРАН
В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

И.Тангиров
(Национальный университет Узбекистана)

        Иран является одним из крупных государств на Ближнем и Среднем Востоке - регионе глобальной геостратегической и экономической значимости.

        Территория Исламской Республики Иран (ИРИ) составляет 1648 т. кв. км1. Население Ирана насчитывает около 68,96 млн. чел.

        Иран на протяжении всей многовековой истории поражал этническим разнообразием. Согласно статистике в современном Иране проживают персы - 51%, азербайджанцы - 24%, гилянцы и мазандеранцы - 8%, курды - 7%, арабы - 3%, луры - 2%, белуджы - 2%, туркмены - 2%, другие - 1%2.

        Иран всегда был естественным мостом между арабами, афганцами, турками, пакистанцами, азербайджанцами, армянами и туркменами, страной, имеющей разнообразные связи с древними греками, римлянами, китайцами, индийцами, египтянами, монголами и в современный период - англичанами и американцами. Сегодня он устанавливает взаимоотношения со многими государствами мира.

        Иран по своей территории занимает 16 место в мире и имеет в настоящее время важное геополитическое, геоэкономическое и геостратегическое положение в мировом сообществе.

        ИРИ с северо-запада граничит с Турцией, на западе - с Иракской Республикой, на юго-востоке - с Пакистаном.

        С юга Иран на протяжении около 2000 км омывается водами Персидского и Оманского заливов, что позволяет стране не только иметь активные внешнеэкономические связи, но и сохранять за собой реальные возможности для контроля над важнейшими путями, по которым идет вывоз нефти и сжиженного газа на внешние рынки через Персидский залив.

        Кроме того, Иран по своему экономическому потенциалу, людским и топливно-энергетическим ресурсам занимает ключевое место на Ближнем и Среднем Востоке.

        В частности, прирост валового национального продукта в 2001-2002 гг. по оценкам составил 5% против 5,9% в 2000-2001 гг. 3. Большая часть валютных поступлений Ирана - это доходы от продажи сырой нефти (в среднем 14-15 млрд. долл. в год). Размер ВВП на душу населения составляет около 2 тыс. долл. в год4.

        Важность геополитического положения Ирана привлекла внимание такого влиятельного американского политолога, как Збигнев Бжезинский. Он относит Иран к числу влиятельных геостратегических действующих лиц в каспийско-среднеазиатском регионе. Одновременно, с его точки зрения, Иран является, в первую очередь, важным геополитическим центром.

        По мнению З.Бжезинского, Иран "обеспечивает стабилизирующую поддержку новому политическому разнообразию Средней Азии. Он доминирует над восточным побережьем Персидского залива, а его независимость, несмотря на сегодняшнюю враждебность к Соединенным Штатам, играет роль барьера для любой перспективной российской угрозы американским интересам в этом регионе"5. Он относит Иран к средним по своим масштабам державам с сильными региональными устремлениями и чувством своей исторической значимости5.

        С этим перекликается мнение бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.

        Она полагает, что Иран после свержения шаха не только оплот исламской революции, но и крупное государство, способное стать очень сильным, как только оно перестанет разбрасываться. 

        Персия/Иран - древняя цивилизация, правители которой испокон веков считали себя главенствующей силой региона. В стране сейчас молодое, быстро растущее население, превышающее по численности 60 млн. чел., отличная основа для формирования большой армии. Иран уже продемонстрировал готовность отстаивать свои интересы с помощью силы, когда в 1992 г. аннексировал у Объединенных Арабских Эмиратов о-ва Абу-Муса и Томб, позволяющие контролировать Ормузский пролив. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в распоряжении нынешних правителей страны находятся огромные запасы нефти и газа: иранские месторождения входят в число крупнейших в мире6.

        Авторитет Ирана в мире возрастает с каждым годом. Прежде всего, это связано с его ролью в мировой добыче углеводородного сырья, ставшего важнейшим стратегическим ресурсом в прошлом веке, значимость которого только возросла в нынешнем.

        Иран занимает четвертое место в мире после Саудовской Аравии, США и России по добыче нефти и наряду с Королевством Саудовской Аравии является лидером в этой отрасли экономики в зоне Персидского залива.

        На сегодняшний день суммарные запасы нефти в Иране составляют 370 млрд. бар. (50 млрд. т).

        Подтвержденные извлекаемые запасы по разным данным колеблются от 96 до 100 млрд. бар.(13-13,4 млрд. т). 

        Из официально подтвержденных запасов нефти 80% залегают в месторождениях провинции Хузестан и на шельфовых месторождениях Персидского залива3.

        Добыча нефти в Иране в 2001 г. находилась в пределах от 3400 до 4100 тыс. бар. в сутки. Всего за год было добыто 182 млн. т нефти, из которых 112 млн. т составляют экспортные поставки3.

        Иран является членом весьма влиятельной Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и по объему производства сырой нефти в рамках этой организации занимает второе место после Саудовской Аравии, имея квоту в 14,6% и в общем объеме производства ОПЕК. В целом доля Ирана в мировом производстве сырой нефти составляет 5,7%.

        Вместе с тем, Иран является вторым в мире после России обладателем крупнейших запасов природного газа, объем которых по данным Министерства нефти Ирана оценивается в 26 трлн. куб. м, что составляет 18% от общемировых (146 трлн. куб. м) запасов природного газа3.

        Многие западные эксперты полагают, что располагая такими ресурсами ИРИ способна осуществлять собственную ядерную программу.

        "Факты, полученные из … разных источников, являются неопровержимым свидетельством того, что Иран реально стоит на пороге превращения в ядерную державу"6, - считает М.Тэтчер.

        Сегодня в Иране серьезно обсуждается вопрос, отвечает ли долгосрочным национальным интересам Исламской Республики Иран обладание ядерным оружием (ЯО). Вопрос на самом деле весьма непростой. Иран находится в очень сложной геополитической ситуации. С одной стороны, нестабильная обстановка в регионе Персидского залива подталкивает Иран к разработке стратегических вооружений, а с другой - обладание таким оружием может в конечном счете привести к изоляции ИРИ и подвигнуть арабские страны Персидского залива к заключению новых соглашений с США о дополнительных гарантиях безопасности.

        Иранское руководство серьезно озабочено дестабилизацией в регионе соседних Ирану Ираке и Афганистане, где находятся тысячи американских военных. Со свержением американцами режима Саддама Хусейна в Ираке начался сложный процесс кардинального передела всей геополитической структуры на Ближнем Востоке. Иран опасается, что он окружен проамерикански настроенными странами, либо государствами, где расположены базы США и ему больше не на кого рассчитывать в критической ситуации.

        На сегодняшний день военной мощи ИРИ недостаточно, чтобы адекватно противостоять его потенциальным противникам. Поэтому стремление Тегерана к обладанию ЯО скорее отражает его озабоченность обретением своеобразного фактора сдерживания потенциального агрессора и укрепления собственного авторитета в регионе.

        По мнению ЦРУ США, Иран уже располагает возможностями для производства ядерного оружия. Однако независимые оценки возможностей Ирана часто противоречат американским оценкам. По мнению многих специалистов, ядерная программа Ирана гораздо слабее, чем у других "пороговых стран"7.

        Новая региональная роль ИРИ влияет на политику США на Среднем Востоке.

        В своих мемуарах бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт пишет: "С самых первых дней моей работы в должности госсекретаря нас с президентом Клинтоном интересовала возможность установить более позитивные отношения с Ираном, стратегическое положение, культурное влияние и размер которого делали его ключевым государством в одном из самых взрывоопасных регионов мира. Но на пути ее осуществления, однако, было немало препятствий, включая исторические"8.

        Администрация США стала поощрять контакты в области культуры, науки и спорта, а также изъявила готовность участвовать в официально санкционированных дискуссиях с Ираном по вопросам, имеющим принципиальное значение для каждой из сторон.

        "Американцы должны продолжать развивать отношения с иранцами. Мы должны многое узнать об иранцах, а они о нас. Мы должны стараться развивать и расширять обмен между нашими странами. Мы должны привлекать иранских ученых и руководителей гражданского общества к вопросам, представляющим взаимный интерес", - подчеркивает М.Олбрайт9.

        Как показала жизнь, политическая риторика и курс президента США Дж.Буша-мл. по отношению ко многим странам Ближнего и Среднего Востока вообще, и к Ирану в частности, стали более жестокими, чем у прежней администрации США. Естественно, что это полностью относится и к Каспийскому региону, который Вашингтон после распада СССР объявил зоной своих стратегических интересов.

        Иран имеет тесные контакты со странами Каспийского региона. Он заинтересован в обеспечении безопасности своих северных границ и чрезвычайно болезненно относится к вопросам, касающимся Каспийского моря. На Ашхабадской встрече глав пяти прикаспийских государств (апрель 2002 г.) президент М.Хатами призвал закрыть регион для всех стран, подчеркнув, что Каспийское море принадлежит пяти прибрежным государствам и никому не следует вмешиваться в его дела10.

        После 11 сентября 2001 г. сложилась новая ситуация, так как основное острие борьбы США с терроризмом было направлено на Афганистан. Особую обеспокоенность Тегерана вызывают возможные планы США обеспечить длительное присутствие своих войск в Афганистане и приграничных с Ираном государствах.

        Иран имеет протяженную границу с государствами СНГ и сегодня наверняка попытается поднять статус своих отношений с ними. 

        Общая протяженность границы с территорией государств СНГ составляет в 1740 км, 630 км проходит по воде, 1110 км - по суше. Центральная Азия превратилась в одно из ключевых направлений современной внешней политики ИРИ. За короткое время иранские руководители уже посетили многие страны СНГ, в том числе и Узбекистан.

        В 2000 г., во время визита в Узбекистан, министр иностранных дел ИРИ К.Харрази заявил, что ИРИ приветствует возрождение славной истории и культурных традиций среднеазиатских государств и рассматривает этот процесс как основу укрепления в них независимости и свободы.

        Узбекистан уделяет большое значение развитию плодотворных и взаимовыгодных отношений с ИРИ.

        Как подчеркнул президент РУз И.Каримов: "В ирано-узбекских отношениях наряду с экономическими вопросами важнейшей общей проблемой является обеспечение безопасности на афганской границе. До появления американских войск в Афганистане Иран и Узбекистан выступали за мирное разрешение афганского кризиса путем проведения переговоров конфликтующих групп. В настоящее время Иран и Узбекистан совместно выступают за организацию международного контроля над положением в Афганистане".

        Сегодня у Ирана и стран СНГ появились общие политические и экономические интересы: Афганистан, каспийская проблема, экономическое сотрудничество, укрепление стабильности в регионе, борьба с наркобизнесом и другие.

        Говоря о месте современного Ирана в мировом сообществе, нельзя сбрасывать со счетов и исламский фактор.

        Иран самая сложная в этническом отношении страна в регионе. Как известно, в Иране господствует ислам, более 98% населения - мусульмане, из них 90% - шииты2. Кроме того, в Иране существуют три религиозных меньшинства, которые признаются исламом (зороастрийцы, иудеи и христиане) и пользуются такими же правами и привилегиями11.

        Как считают ряд специалистов, на сегодняшний день геополитика, основанная на религиозной, исторической и культурно-языковой общности ирано-таджикской группы народов, не проявляет особой активности.

        Паниранскую геополитику с этническим оттенком замещает ныне геополитика "исламской революции" - настоящая геополитика под знаменем ислама12.

        После антимонархической революции 1979 г. Иран зарекомендовал себя как источник экспорта радикального ислама в его шиитской версии. С годами мессианские намерения Ирана несколько остыли, хотя в действительности, проводимая геополитическая экспансия стала просто более тонкой. Большие надежды связывают иранские власти с использованием "геополитической ренты" от выгодного географического положения.

        Следует отметить, что в современных международных отношениях с каждым годом возрастает влияние исламского фактора, который становится одним из ключевых аспектов мировой политики.

        Исламу принадлежит исключительное место в становлении системы региональных международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.

        Как известно, Ближний и Средний Восток - это историческая колыбель ислама и традиционный ореол формирования мусульманской культуры. Здесь находятся главные святыни последователей основных направлений ислама. Сегодня этот регион продолжает оставаться эпицентром исламского влияния на все другие страны мира, где исповедуется ислам.

        В последние годы в Исламской Республике Иран после прихода к власти президента М.Хатами и проведения им "новой политики", особенно во внешнеполитическом плане, в самом Иране, да и на Западе, заговорили о том, что Иран порвал с прежним, агрессивным курсом, то есть экспортом исламской революции. В целом это соответствует действительности. Но в некоторых арабских странах действия проиранских исламских фундаменталистов показывают, что официальный Тегеран все еще продолжает прежний свой агрессивный курс в таких странах, как Судан, Алжир, Турция и в других соседних государствах. Правда, такой агрессивный курс теперь проводится под другим лозунгом - экспорта исламской культурной революции. Сегодня этот курс можно наблюдать на примере Судана.

        Иран сегодня удовлетворяет потребности Судана в нефти и нефтепродуктах, а также в боевой технике13..

        Иран хочет использовать город Порт-Судан на Красном море для того, чтобы усилить своё военное присутствие в регионе, где перекрещиваются интересы двух противников Исламской Республики Иран: Израиля и Саудовской Аравии. В рамках своей стратегии Иран в лице Судана нуждается в сильном региональном союзнике особенно после того, как стали слабеть позиции Ирана в Ливане, где на первые роли решительно вышла Сирия.

        Иран направил в Судан своих "стражей исламской революции" для поддержки суданской армии, борющейся против сепаратистского Юга. Более того, Иран, которого обвиняют в проведении международной террористической деятельности, был вынужден перевести многие международные центры подготовки террористов глобального и регионального плана из Ирана в Судан, чтобы снять с себя обвинения в поддержке международно го терроризма. При этом Иран рассчитывал, что суданский лидер ат-Тураби, как суннит, поможет ИРИ в распространении иранской исламской революции в мусульманских - суннитских странах, а также учения имама Хомейни.

        Однако ожидания Ирана в этом плане не оправдались. Под давлением США генерал Омар аль-Башир перестал поддерживать ат-Тураби, и усилия ИРИ в этом плане не имели успеха.

        После 1979 г. исламский Иран предпринял так называемый мирный экспорт иранской исламской революции в страны Персидского залива, особенно в Саудовскую Аравию, Кувейт и Бахрейн.

        Особенно сложные отношения сложились с Бахрейном, где Иран стал поддерживать мусульман-шиитов, которые, кстати, составляют большинство населения этого острова, и претендуют на то, чтобы взять всю власть в свои руки.

        Серьезно обострились отношения Ирана с Саудовской Аравией. Исламский Иран стал претендовать на ведущую роль в исламском мире, обвиняя Эр-Рияд в слишком тесных отношениях с США и в приверженности к "американскому исламу". Иран стал претендовать на руководящую роль в Персидском заливе, считая, что политика Саудовской Аравии в нефтяном вопросе является уступкой американскому империализму и не отвечает интересам ни исламских нефтедобывающих государств, ни стран так называемого "третьего мира". В итоге Саудовская Аравия пошла в апреле 1988 г. на разрыв дипломатических отношений с ИРИ.

        Еще более обострились разногласия Ирана с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за спора о принадлежности трех островов, имеющих стратегическое значение в Заливе: Абу-Муса, Большой и Малый Томб. Их еще в 1971 г. захватил шахский Иран. После Революции 1979 г. ОАЭ попытались апеллировать к исламскому Ирану с тем, чтобы он возвратил эти острова. Однако ИРИ решительно воспротивилась этому. Возник конфликт, который не удалось решить до сих пор.

        После прихода в ИРИ к власти М.Хатами при осуществлении "новой свежей дипломатии" были урегулированы проблемы с Саудовской Аравией, а также с Бахрейном. К сожалению, урегулировать отношения ИРИ с ОАЭ так и не удалось. Можно полагать, что в ближайшие 10 лет отношения ИРИ со странами Залива будут развиваться, как сказал король Фахд, "от хорошего к лучшему", за исключением отношений ИРИ с ОАЭ.

        В середине марта 1999 г. в Исламабаде состоялась конференция исламских стран в связи с военными действиями Югославии в Косово. Конференция, в работе которой принял активное участие и представитель ИРИ, приняла резолюцию, призывающую считать войну в Югославии джихадом или священной войной. Это серьезно обеспокоило ряд стран Европы, а также США14.

        Другими словами, Запад и США в этой ситуации были и очень обеспокоены тем, что Иран может ввязаться в косовский конфликт. Но Иран не встал на пути военного решения конфликта, предложенного НАТО, что было прямо связано с новой политикой ИРИ, которую проводил М.Хатами, предложив покончить с международным терроризмом и военным насилием, решая проблемы мирными средствами.

        Таким образом, с геополитической, геостратегической и геоэкономической точки зрения Иран действительно оправдывает свой статус одного из стратегически важных государств нашей планеты. 
 
 

Примечания

       1 Все страны мира. Энциклопедический справочник. М., 2001. С. 241.
       2 Географический справочник ЦРУ. Екатеринбург, 2004. С. 208.
       3 Полпред. Деловой Иран. Экономика и связи с Россией в 2001-2002 гг. Т. 2. С. 4.
       4 Нартов Н.А. Геополитика. М., 2003. С. 320.
       5 Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999. С. 63, 161.
       6 Тэтчер М. Искусство управление государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003. С. 267-268, 270.
       7 Сажин В.И. Иран как возможный объект американского воздействия // Иран и Россия. Сб. статей. М., 2004. С. 40.
       8 Олбрайт М. Госпожа Госсекретарь. Мемуары. М., 2004. С. 414.
       9 Middle East Economic Digest. March 31. 2000. С. 23.
       10 ИТАР-ТАСС. 30,11, 2002.
       11 Конституция ИРИ и права религиозных меньшинств. Ст. 13.
       12 Модестов С.А. Геополитика ислама. М., 2003. стр. 110.
       13 Аш-Шарк аль - Аусат. 1997. 13. 02.
       14 News from the Middle East. Iran. 26. 03. 1999. (internet)

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]