Статьи
Обозреватель - Observer

 ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ЮЖНОЙ АЗИИ

 Современная историография Пакистана

А.Александров

        С проведением в мае 1998 г. Индией, а затем и Пакистаном серии подземных ядерных испытаний к факторам, определяющим стабильность одного из наиболее густонаселенных регионов мира - Южной Азии, добавился еще один, придающий присущим этому региону политическим и социально-экономическим проблемам качественно иное измерение. В этой связи с конца 90-х годов тематика нераспространения ядерного оружия (ЯО), и ранее находившаяся в центре внимания целого ряда пакистанских обозревателей, аналитиков и представителей академических кругов, стала привлекать еще более пристальное внимание. При этом, если до 1998 г. дискуссия по данной проблеме велась, как видится, с позиций "предполагаемого" (но формально не заявленного) наличия у двух южноазиатских государств ЯО и, как следствие, анализа гипотетического сценария развития их отношений в этих условиях, то с громким и без особого "энтузиазма" встреченным ведущими мировыми державами вступлением Нью-Дели и Исламабада в "ядерный клуб" обсуждение тематики нераспространения этого вида ОМУ в регионе переместилось, в первую очередь, в плоскость рассмотрения различных вариантов возникновения между Пакистаном и Индией конфликтной ситуации, влекущей использование одной из сторон ЯО, и, соответственно, поиска путей предотвращения подобного сценария.

        Целесообразно остановиться на наиболее заметных и интересных публикациях в Пакистане по тематике ядерной безопасности в Южной Азии. Необходимо отметить, что большинство работ отличает высокая фактологическая насыщенность и большая глубина аналитической проработки проблемы, попытки подать ее с различных "углов зрения". Вместе с тем всех их "роднит" также и близость к официальной позиции, рассматривающей тематику ЯО, в первую очередь, в контексте двусторонних отношений с Индией - большая часть авторов сходится в мысли о том, что угрозы возникновения ядерного конфликта в Южной Азии начнут сходить "на нет" с устранением основного "камня преткновения" в пакистано-индийских отношениях - "окончательным решением спора вокруг Кашмира".

        Бывший Председатель Пакистанской комиссии по атомной энергии М.Ахмад Хан в статье "Нуклеаризация Южной Азии. Что это значит в региональном и глобальном контексте?", написанной вскоре после проведения Пакистаном и Индией серии ядерных испытаний, весьма подробно рассматривает этапы становления ядерной программы страны, особо подчеркивая, что она носит "догоняющий", по отношению к аналогичной программе Индии, характер, развиваемой, в свою очередь, с учетом крайне "беспокоящего" Нью-Дели так называемого "китайского фактора" 1.

        Анализируя причины превращения Южной Азии в одно из наиболее "взрывоопасных" мест на земле, чреватое возникновением "крупномасштабных конфликтов", автор указывает на фактически "раскручиваемую" на протяжении последних лет обеими странами "спираль гонки ядерных вооружений" и высказывает уверенность в необходимости немедленного поиска выходов из подобной тупиковой ситуации. Возможно - на путях диалога с международным сообществом, в первую очередь с государствами "Большой Восьмерки" и, в частности, с Россией 1. Автор совершенно обоснованно заявляет: "Мир между Пакистаном и Индией мог бы принести процветание одной пятой всего человечества и стать источником стабильности для всего мира" 1.

        Занимающийся проблематикой меж- дународной безопасности Первез Худбхой (профессор Университета им. М.А.Джинны в Исламабаде) в статье "Тупик ядерного противоборства и поиски безопасности" 2 также указывает на "фундаментальную" взаимосвязь между наличием в Южной Азии ЯО и перспективой возникновения здесь кризисных ситуаций.

        Однако при этом вина за "нагнетание напряженности" однозначно возлагается на Нью-Дели, располагающего "неоспоримым" превосходством в сфере обычных вооружений, а ЯО Пакистана является, по его мнению, лишь "средством сдерживания". Симптоматично при этом, что, несмотря на неоспоримые разрушительные последствия подобного шага, автор не исключает возможности применения Исламабадом подобного "выхода из ситуации" и даже пишет в этой связи о четырех гипотетических вариантах2. Однако, вместе с тем, П.Худбхой рассуждает и о возможных путях снижения рисков возникновения ядерного конфликта, например, через вынесение "за скобки" комплекса двусторонних отношений сложнейшего и ключевого вопроса - о статусе Кашмира 2.

        О важности обладания Пакистаном ЯО как ключевой гарантии его безопасности и "неотъемлемой составной части его оборонной стратегии" пишет Зафар Икбал Чима 3. Автор подчеркивает, что сформировавшийся с конца 80-х годов и в целом задолго до прихода к власти нынешней администрации во главе с президентом П.Мушаррафом "основополагающий принцип ядерной доктрины Исламабада сводится к обеспечению минимально надежного сдерживания". Каждый его шаг в этой области является ответной и "вынужденной" реакцией на соответствующие действия Нью-Дели и нацелен на выравнивание постоянно сохраняющейся асимметрии в ядерных потенциалах 3.

        При этом, в условиях по-прежнему непреодоленной "слабости" Пакистана в целом в экономической и военной областях, как полагает З.И.Чима, и с учетом оставшихся "неуслышанными" инициатив Исламабада по превращению Южной Азии в "безъядерную зону", страна пока не имеет "морального права" в одностороннем порядке отказываться от "ядерного зонтика", однако, как он полагает, ее руководство не намерено направлять все имеющиеся ресурсы на гонку ОМУ в регионе.

        В похожем ключе к анализу темы подходит и Зафар Наваз Джаспал (сотрудник Института исследований политики, Исламабад) 4, указывающий на постоянно присутствующую военную угрозу безопасности Пакистана со стороны Индии как фактор, "подстегивающий" первого к развитию собственного ядерного потенциала и - как результат - способствующий росту напряженности на южноазиатском субконтиненте.

        Однако при этом исследователь, как и ряд других пакистанских авторов, предлагает некоторые варианты выхода из близкой к "тупиковой" ситуации, в частности, проработку так называемых "мер по укреплению доверия" между Пакистаном и Индией, первой из которых могло бы стать заключение Соглашения о неразмещении в Южной Азии баллистических ракет 4.

        Тот же автор в другой своей работе указывает на еще одно измерение ситуации с развитием Индией и Пакистаном своих ядерных потенциалов и средств их доставки - перспективу размещения в будущем этими государствами ЯО на средствах морского базирования 5. Обретаемая ими в подобной ситуации "гарантированная возможность" нанесения ответного ядерного удара фактически делает полное уничтожение жизненно важных объектов друг друга необратимым и, с одной стороны, служит дополнительным фактором сдерживания, а с другой - еще более содействует росту напряженности в регионе 5.

        В статье "Безопасность пакистанских ядерных объектов: анализ с критических позиций"6 З.Н.Джаспал затрагивает и тему обеспечения сохранности ядерных объектов и ЯО двух южноазиатских государств и (на примере Пакистана) стремится доказать, что в последнем случае им ничто не угрожает (в противоположность "инициирующей гонку ядерных вооружений в Южной Азии"6 Индии, которая, по его оценкам, более "уязвима" для подобного рода угроз). 

        Он рассматривал как абсолютно "не соответствующие действительности" предположения ряда западных СМИ о возможности попадания ЯО в руки террористов и религиозных экстремистов 6. Это было еще задолго до разразившегося в 2003 - начале 2004 гг. скандала с установленной причастностью "отца пакистанской ядерной бомбы" А.К.Хана к "утечкам" ядерных технологий в третьи страны в 80-90 годы. При этом он, однако, признает как вполне вероятные другие сценарии неконтролируемого разрастания конфликта с применением ЯО - техническая ошибка или неисправность, несанкционированное использование и т.п.

        Напрямую об угрозах перерастания военного столкновения между Пакистаном и Индией в широкомасштабный конфликт с применением ядерного оружия "с разрушительными последствиями не только для региона, но и для всего мира" говорится и в коллективной монографии "Восприятие, политика и безопасность в Южной Азии" 7, а также в статьях таких исследователей проблематики безопасности в Южной Азии как Максуд-уль-Хасан Нури 8 и Зульфикар Хан 6

        М.-уль-Хасан Нури, приводя соответствующие аргументы, призывает при анализе последствий возможной ядерной войны между Пакистаном и Индией не ограничиваться рамками Южной Азии, а предполагать катастрофические результаты также и для сопредельного региона Персидского залива - крайне важного для мировой экономики в целом 10.

        В свою очередь З.Хан предполагает, что военно-политическое противостояние между двумя южноазиатскими столицами обостряет дополнительно, якобы, тот факт, что индийская ядерная доктрина помимо стандартного положения о "сдерживании" допускает и возможность "сознательной эскалации вооруженного конфликта с целью проверки решимости Исламабада применить ядерное оружие первым" 9, 11.

        При этом он, однако, высказывает высокую степень уверенности в том, что военно-политическое руководство Пакистана не отступит от фундаментального принципа собственной ядерной доктрины, рассматривающей ЯО исключительно как "средство сдерживания восточного соседа".

        О том, что опасения международных обозревателей не напрасны и два крупнейших государства Южной Азии по крайней мере "единожды" находились на грани ядерной войны из-за неурегулированных в отношениях между ними спорных вопросов пишет, в частности, в одной из своих работ генеральный директор (руководитель) близкого к официальным кругам Пакистана Института стратегических исследований Ширин Мазари 12. В книге "Конфликт 1999 г. в Каргиле. Отделяем факты от вымыслов" она отмечает (со ссылкой на сообщения индийских СМИ), что во время вооруженных столкновений на Линии контроля в Кашмире (ЛК) Нью-Дели привел в состояние "полной боеготовности" 5 баллистических ракет, снаряженных ядерными боеголовками 12. В статье "Война против терроризма и роль ведущих мировых держав в Южной Азии - что это значит для региона" 13 тот же автор присоединяется к мнению большинства своих коллег и подчеркивает, что "наращивание Пакистаном и Индией гонки ядерных вооружений будет еще более способствовать нарастанию враждебности и отчужденности в отношениях между этими двумя странами и делать разрешение спорных моментов в последних еще более сложным" 13. Вскрывает она и еще одно важное измерение проблемы - возможность попадания ЯО в руки террористов. Признавая гипотетическую вероятность подобного сценария, Ш.Мазари, тем не менее, полагает, что в упомянутом плане гораздо более "проблемным" государством является Индия 13.

        Рассматривая вопрос о ядерной безопасности в Южной Азии в контексте проблем глобального нераспространения ЯО, ряд пакистанских авторов анализирует и ставшую в последнее время особо актуальной проблему присоединения Исламабада к соответствующим международным режимам. В частности, в работе "Ядерное сдерживание. ДВЗЯИ и Пакистан" 14 авторы (среди них - и бывший мининдел ИРП А.Саттар, и один из бывших руководителей Пакистанской комиссии по атомной энергии С.Б.Махмуд), отражая официальную позицию Исламабада, указывают на "невозможность" для страны в настоящее время присоединиться к этому договору, который, как отмечается, существенно "сужает поле для возможного маневра" в том числе и в мирном аспекте ее ядерной программы, являющейся "гарантией суверенитета и территориальной целостности Пакистана" 14. Основным препятствием на этом пути являются "ядерные амбиции соседней Индии" 14. Именно проведенные ею испытания ЯО "изменили стратегическое равновесие в Южной Азии и поставили под угрозу мир в регионе". Что же касается ответных пакистанских шагов, то они-де, в их интерпретации, "служили интересам мира и стабильности" 14.

        В подобном же ключе данная проблема рассматривается и в другой коллективной монографии "Споры вокруг ДВЗЯИ: различные подходы к восприятию проблемы в Южной Азии" 15.

        В ней, в частности, говорится о том, что для преодоления возможных рисков возникновения ядерного конфликта между Пакистаном и Индией необходимо выработать эффективный "региональный механизм", учитывая при этом, что ядерная тематика стала весьма привлекательной "разменной монетой" для различного рода экстремистских сил в обеих странах. Анализируя вопрос относительно того, почему Пакистану на данном этапе "не следует присоединяться к ДВЗЯИ" (в любом случае "не раньше Индии"), авторы указывают на "вынашиваемые", по их оценкам, намерения ряда западных стран (в первую очередь, США) "нанести удар по ядерной программе страны" 15.

        Анализируя значимость фактора ЯО в южноазиатских делах, вице-президент одного из располагающихся в Исламабаде научно-исследовательских центров, Имтияз Бохари указывает в своей статье на постоянно раскручиваемую "спираль нестабильности", при которой Исламабад и Нью-Дели вынуждены постоянно исходить из возможности (при эскалации конфликта) нанесения сопредельной стороной упреждающего удара и, соответственно, мобилизовать ресурсы для нанесения ответного удара 16. При этом он указывает и возможные пути предотвращения подобной ситуации, в частности отказ от права на нанесение так называемого "упреждающего" удара, раздельное хранение компонентов ЯО и т.п. 16.

        В этой связи Рафи-уз-Заман Хан предлагает военно-политическому руководству Пакистана и Индии разработать эффективный пакет мер по "снижению ядерных рисков" (возможно "с помощью и под контролем" некоторых иностранных государств, имеющих "соответствующий опыт") 17.

        Профессор Карачинского университета Мунис Ахмар в статье "Споры вокруг ДВЗЯИ: региональное измерение" 18, рассматривая проблему распространения ядерного оружия в Южной Азии, обращает внимание на необходимость учитывать тот факт, что соответствующие программы Пакистана и Индии имеют разную направленность. В то время как индийская ядерная программа не является сориентированной исключительно на Пакистан ("составляет предмет озабоченностей для Китая и США"), пакистанская "сориентирована исключительно на Индию" и является ответом на ее "амбиции" 18. Он при этом также пишет о том, что присоединение к нераспространенческим режимам было бы выгодно и Пакистану, и Индии и в конечном итоге способствовало бы снижению риска возникновения ядерного конфликта в регионе.

        В несколько более жесткой тональности вопрос рассматривается в статье Тарика Джана ("ДВЗЯИ - средство американского доминирования") 19. В ней автор указывает на необходимость, не присоединяясь к упомянутому договору, вести дело к тому, чтобы Пакистан был признан ядерным государством "де-юре".

        Высокопоставленный сотрудник МИД ИРП (в отставке) Шахид Амин в книге "Переоценка внешней политики Пакистана" присоединяется к точке зрения многих аналитиков и пишет о том, что с учетом трудно разрешаемых противоречий между Пакистаном и Индией (в первую очередь, из-за Кашмира) и, как следствие угрозы возникновения между ними ядерной войны, в ситуацию в обязательном порядке должно вмешаться международное сообщество в лице ООН, США и "других вовлеченных государств" 20. При этом он довольно неожиданно замечает, что Пакистан на данном "важном этапе" должен "определить", что для него важнее, - "окончательное" решение проблемы Кашмира или все же "интересы собственного выживания и благополучия" 20.

        Ряд авторов весьма подробно рассматривает непосредственно историю становления и эволюции пакистанской ядерной программы, ставшей важнейшим фактором стабильности и безопасности в Южной Азии и в целом в мире. Из них следует отметить работы Шахид-ур-Рехмана "Долгая дорога к Чагаю" * и Камаля Матинуддина (бывший руководитель Института стратегических исследований) "Нуклеаризация Южной Азии" 22.

        Об "обеспокоенностях" Пакистана, вынуждающих его не отказываться от развития собственной ядерной программы и, тем самым, "не способствующих" снижению рисков возникновения ядерных конфликтов, говорится в коллективной монографии "Лекции по внешней политике Пакистана" 23. Так, один из авторов, Муджтаба Ризви в своей статье отмечает, что к этому страну подталкивает "отсутствие стратегической глубины обороны, при которой все ее важнейшие города, фактически, находятся неподалеку от границы" и "открыты для угрозы со стороны Индии" 23.

        Этот же аспект региональной безопасности рассматривает в своей статье специалист по проблемам стратегической стабильности Макбул Ахмад Бхатти 24. Он, например, указывает на то, что к принятию руководством Пакистана окончательного решения о проведении в 1998 г. ответных ядерных испытаний в значительной степени подвигло и "отсутствие надежных гарантий собственной безопасности со стороны международного сообщества" 24. При этом, говоря о неотложной необходимости поиска путей "примирения" между двумя крупнейшими южноазиатскими государствами, исследователь указывает на принципиальное различие характеров "движущих сил", стоящих за ядерными программами двух государств, - "Индия стремится к обретению статуса великой державы и гегемонии в регионе, в то время как Пакистан нацелен лишь на снятие озабоченностей по поводу собственной безопасности" 24

Примечания

       1  Ahmad Khan M. Nuclearization of South Asia. Its Regional and Global Implications // Regional Studies (Quarterly Journal of the Institute of Regional Studies). Islamabad. Аutumn 1998. Р. 3, 47, 48.
       2  Hoodbhoy P. Nuclear Flashpoint and Quest for Safety // South Asia Journal. Lahore, 2003. Р. 23-25, 30.
       3  Cheema Z.I. The Role of Nuclear Weapons in Pakistan's Defense Strategy // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Summer 2004. Р. 59-60; Cheema Z.I. Pakistan's Case Study for a Nuclear Security Guarantee // Readings in Pakistan Foreign Policy. Oxford University Press. 2001.
       4  Jaspal Z.N. India's Endorsement of the US BMD: Challenges for Regional Stability // Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Summer 2001. Р. 39-40.
       5  Jaspal Z.N. Nuclear Capable Navies of India and Pakistan: Impact on the Strategic Environment of Indian Ocean Region // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Winter 2002. Р. 74-75, 78-80.
       6  Jaspal Z.N. Safety and Security of Pakistan's Nuclear Capabilities. A Critical Analysis // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Winter 2002. c. 84-86, 88-90.
       7  Chari P.R., Cheema P.I., Cohen S.Ph. Perceptions, Politics and Security in South Asia.
       8  Nuri M.-ul-Hasan. Nuclearization of South Asia and Its Impact on the Gulf // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Winter 2003.
       9  Khan Z. Pakistan - India Military Standoff: A Nuclear Dimension // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Winter 2003. Р. 102.
       10  Nuri M.-ul-Hasan. Nuclearization of South Asia and Its Impact on the Gulf // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Winter 2003. Р. 77.
       11  Khan Z. India - Pakistan Nuclear Rivalry: Perceptions, Misperceptions and Mutual Deterrence. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. 2005.
       12  Mazari S.M. The Kargil Conflict 1999. Separating Fact from Fiction // Institute of Strategic Studies. Islamabad. 2003. Р. 78-79.
       13  Mazari S.M. War on Terrorism and the Role of Major Powers in South Asia: Implications for the Region // Peace and Security in South Asia. Institute of Strategic Studies. Islamabad. September 2002. Р. 9-10.
       14  Nuclear Deterrence. CTBT and Pakistan. Institute of Policy Studies. Islamabad. 2000. Р. 45-46, 77-78, 111.
       15  The CTBT Controversy: Different Perceptions in South Asia. Karachi. 2000. Р. 42-44.
       16  Bokhari Imtiaz H. Moving from an Adversarial Relationship towards Dйtente is a Necessity for Nuclear-Armed South-Asian Rivals // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Summer 2003. Р. 10-12.
       17  Khan Rafi-uz-Zaman. Pakistan and India: Can NRRMs Help Strengthen the Peace // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. Summer 2003. Р. 132-141.
       18  Ahmar M. The CTBT Controversy: the Regional Dimension // The CTBT Controversy in Pakistan. Karachi, 2001. Р. 62.
       19  Jan T. CTBT - A Tool for American Domination // The CTBT Controversy in Pakistan. Karachi, 2001.
       20  Amin Shahid M. Pakistan's Foreign Policy. A Reappraisal. Oxford University Press, 2000. Р. 223-226.
       21  Shahid-ur-Rehman Long Road to Chagai. Islamabad. 1999.
       22  Matinuddin Kamal. The Nuclearization of South Asia. Islamabad, 2002.
       23  Readings in Pakistan Foreign Policy. 1971-1998. Oxford University Press, 2001. Р. 125.
       24  Bhatty Maqbool Ahmad. Ballistic Missile Defense. China and South Asia // IPRI Journal. Islamabad Policy Research Institute. Islamabad. October 2003. Р. 27, 30.
       *  Чагай - плато в провинции Белуджистан, где Пакистан в 1998 г. произвел подземные испытания своих ядерных устройств.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]