ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Ю.Бойко,
доктор медицинских наук,
кандидат юридических наук, профессор
(Дипломатическая Академия МИД России)
Мировое информационное пространство
Современный этап
развития человечества связан, прежде всего, с лавинообразным – на несколько
порядков возросшим объемом информации. Такое положение, сложившееся в течение
последних 10–15 лет, дало основание З.Бжезинскому, Д.Беллу и О.Тоффлеру
сделать вывод о переходе к постиндустриальному этапу развития общества,
связанному, прежде всего, с формированием глобального информационного пространства,
то есть информационной стадии развития.
Этот этап стал
источником ряда адаптационных проблем для большинства государств, принес
новые вызовы и угрозы, требующие адекватного реагирования.
Очевидно, что
информация стала одним из мощных стратегических ресурсов современного этапа
развития человечества, а уровень вовлеченности самого государства и его
населения в глобальное информационное пространство – критерием степени
его развития. Значительные изменения, которые несет миру информационная
революция, определяемая, в частности, формированием глобальных информационных
сетей, необходимостью расширения коммуникативной и технической базы, настолько
неоднозначны и многогранны, что очень трудно оценить вызываемые ими социальные
последствия.
Такое положение
привело мировое сообщество к необходимости решения вопросов информационной
политики на надгосударственном уровне.
Изначально мировая
информационная политика формировалась на правительственных форумах – конференциях
ЮНЕСКО и других международных организаций, и пыталась учесть интересы всех
стран. Однако возрастание экономической привлекательности инвестиций в
информационную сферу привело к притоку крупного капитала в эту область.
Результатом стала передача права формирования стратегии развития глобального
информационного пространства и определения приоритетов в общемировой информационной
политике Всемирной торговой организации (ВТО), первостепенной задачей которой
всегда было обеспечение интересов промышленно-развитых стран. Это привело
к дальнейшему увеличению так называемого “электронно-цифрового разрыва”
между ними и государствами с более низким уровнем индустриального развития,
к которым относится и Россия.
При этом необходимо
заметить, что подходы к стратегии развития информационного сообщества в
разных странах сильно отличаются.
В США, например,
это в достаточной степени рыночно-ориентированная концепция обеспечения
универсального доступа пользователей к информационным сетям, учитывающая,
кроме того, вопросы инвестиций, а также включающая в себя аспекты информационной
безопасности. В Европе же, основное внимание уделяется становлению информационного
пространства в таких отраслях, как экономика и занятость, а также воздействию
информатизации на общественные и государственные службы, их переквалификацию
и обучение.
Попыткой объединить
эти подходы стало принятие странами “восьмерки” Хартии глобального информационного
общества (2000 г.), которая посвящена использованию возможностей цифровых
технологий, преодолению электронно-цифрового неравенства между странами,
максимальной вовлеченности в глобальное информационное пространство всех
стран вне зависимости от уровня технического развития. Задача конкретной
реализации положений Хартии в части создания общей политики информатизации
и ее нормативной базы была возложена на правительства стран.
Но, хотя в Хартии
декларируются усилия по преодолению международной разобщенности и необходимость
эффективного сотрудничества в информационной области между всеми участниками,
проблема информационного неравенства, вытекающего из неодинаковых возможностей
использования новейших информационных технологий, доступа в глобальное
пространство, существует и усиливает и без того острую социальную дифференциацию
современного мира.
Положение России в мировом информационном пространстве
Серьезные проблемы
стоят сегодня и перед Россией. В послании Президента РФ Федеральному Собранию
2006 г.1 подчеркиваются необходимые подходы к месту России в
формирующейся новой архитектуре международных отношений.
Поэтому именно
путь становления информационного общества, где основная ставка делается
на развитие науки, инноваций, культуры, информационной индустрии и человеческого
потенциала, то есть направлений, выделенных Президентом в этом документе,
в качестве приоритетных является наиболее выигрышным.
Развитие в России
высокотехнологических производств, разработка и внедрение новых интеллектуальных
технологий во все сферы жизни как стратегическая цель развития страны неоднократно
подчеркивалась Президентом в его выступлениях. Именно этот путь способен
дать России конкурентные преимущества на мировом рынке, хотя он же представляется
и наиболее напряженным, поскольку требует не только активной государственной
политики, в том числе и в информационной сфере, но и вовлечения в ее реализацию
всех сил российского общества.
Осложняет ситуацию
и то, что качественный скачок в развитии мировой информационной среды совпал
по времени со значительными социально-политическими изменениями в России,
что определяет дополнительные трудности российского процесса информатизации,
поскольку это требует одновременной адаптации общества к влиянию обоих
факторов.
Комплексность
проблемы информатизации России требует подготовки и оценки как социально-политической
стороны этой проблемы, так и вопросов достижения большей эффективности
в использовании техники, а также повышения удовлетворенности потребителя
в этой сфере. В связи с этим, представляется необходимым появление в России
достаточно представительного координирующего органа, осуществляющего контроль
за политикой в области информатизации. Пока эти функции в ограниченной
степени выполняет Министерство связи России.
Необходимо обратить
внимание на то, что политика государства реализуется в виде стратегических
концепций, действующего законодательства, а также крупных социально-экономических
программ, охватывающих, в том числе и информатизацию (как в технической
сфере, так и в сфере образования населения).
Еще в 1998 г.
Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи была
разработана и одобрена “Концепция государственной информационной политики”
(далее – Концепция). Эта Концепция, имеющая стратегической целью вхождение
России в мировое информационное пространство, включает в себя следующую
систему основных целей:
1. Формирование
единого информационного пространства России;
2. Обеспечение
информационной безопасности личности, общества, государства;
3. Формирование
демократически-ориентированного массового сознания;
Рассмотрим реализацию
этих целей по соответствующим направлениям в политике государства, проанализировав
последовательность и долгосрочность выстроенных перспектив.
Формирование единого информационного пространства России
Первой стратегической
целью, поставленной в Концепции, является формирование единого информационного
пространства России, которое базируется, прежде всего, на предоставлении
информационных услуг. Для этого необходимо формирование как технологической
базы этого рынка, так и правового его обеспечения.
Существуют несколько
важных концептуальных документов, утвержденных и одобренных Президентом
РФ, а именно: “Концепция формирования информационного общества в России”,
“Концепция формирования и развития единого информационного пространства
России и соответствующих государственных информационных ресурсов”, дополненные
“Доктриной информационной безопасности Российской Федерации” и Федеральной
целевой программой (ФЦП) “Электронная Россия”, а также ряд федеральных
законов, которые конкретно определили приоритетные направления развития
государственной политики в этой области.
В Концепции
формирования информационного общества в России, одобренной государственной
Комиссией по информатизации (1999 г.), уделяется большое внимание предпосылкам
перехода России к информационному обществу, роли государства в этом процессе,
определению особенностей российского пути перехода к нему.
Именно в этой
Концепции, при обсуждении возможных путей перехода к информационному обществу,
указано, что для поддержки процессов информатизации и развития информационно-коммуникационной
инфраструктуры необходимы эффективно функционирующая, располагающая свободными
средствами рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных
потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты.
Для России путь
достаточно крупных инвестиций в информационную область, который прошли
другие страны, в частности европейские, на современном этапе развития экономики
практически невозможен. К сожалению, в части повышения экономической привлекательности
инвестиций в информационную сферу Концепцию формирования информационного
общества в России можно упрекнуть в расплывчатых формулировках, недостаточной
конкретности и слабой экономической обоснованности путей перехода к нему,
в частности реализации таких задач, как информатизация всей системы общего
и специального образования, формирование и развитие индустрии информационных
и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации.
Попыткой определить
конкретные пути решения этих проблем стала ФЦП “Электронная Россия”, дополняющая
и координирующая целый ряд федеральных, региональных и ведомственных программ.
Усиление правового
обеспечения деятельности в сфере высоких технологий, усиление информационной
прозрачности, повышение за счет информатизации эффективности государственного
управления, включение механизмов рыночного регулирования, повышение уровня
образования и кадрового потенциала в сфере высоких технологий, развитие
электронного бизнеса – далеко не полный перечень направлений Программы.
Однако понятийный аппарат и законодательная база Программы, требуют дальнейшего
развития и обновления.
Цель формирования
единого информационно-коммуникационного пространства России включает в
себя создание и развитие рынка информационных услуг с тем, чтобы информационные
ресурсы общества могли найти воплощение в реальные социально-экономические
преобразования.
Развитие этой
новой для России области правоотношений потребовало появления в российском
законодательстве ряда документов их регулирующих.
К ним относятся,
прежде всего, Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите
информации”, в котором определены правоотношения, возникающие при формировании
и использовании информационных ресурсов, создании и использовании информационных
технологий, и защите информации, прав субъектов участвующих в информационных
процессах и информатизации.
В области создания
конкурентоспособной отрасли информационных услуг его дополняет Федеральный
закон “Об участии в международном информационном обмене”, в котором раскрываются
такие понятия как “информационный продукт” и “информационная услуга”, что
является важным при формировании в России легитимных правоотношений в этой
новой сфере общественной жизни.
В настоящее
время Россия обладает несколько односторонне развитой правовой базой в
информационной сфере.
Она включает,
помимо двух упомянутых выше законов, также:
Закон РФ “О
средствах массовой информации”,
Закон РФ “О
государственной тайне”, Основы законодательства РФ “Об архивном фонде Российской
Федерации и архивах”,
Федеральный
закон “О библиотечном деле”,
Закон РФ “О
правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” и др.
Кроме того,
информация выделена в качестве объекта гражданских прав в ст. 128 ГК РФ.
Но, к сожалению,
указанные законы, регулируя технические составляющие информации, мало касаются
особенностей информации как особого продукта, глобального ресурса общественного
развития.
Обеспечение информационной безопасности личности, общества,
государства
Второй целью,
поставленной в Концепции, а также одной из важнейших функций государства,
является обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства.
Глобальная информационная
среда является конкурентной практически во всех областях – экономической,
политической и собственной информационной.
Возможное противостояние
в информационной области выражается в направленном информационном воздействии
на граждан другой страны для снижения конкурентоспособности этой страны
в мировом пространстве. Поэтому цель обеспечения безопасности населения
страны от неконтролируемого внешнего информационного воздействия имеет
первостепенную важность.
Эта необходимость,
прежде всего, предполагает расширение правового поля, регулирующего общественные
отношения, связанные с получением, распространением и использованием информации,
а, следовательно, – формирование и дальнейшее развитие информационного
права как отдельной отрасли с прочной законодательной базой, которая сможет
стать фундаментом для интеграции России в мировое информационное пространство.
Приоритет личности, нашедший отражение в Концепции, можно рассматривать
как признак демократичности, складывающейся в нашем обществе.
Направление
информационной безопасности, выделенное как отдельное в Концепции национальной
безопасности, нашло свое дальнейшее развитие в Доктрине информационной
безопасности РФ, разработанной Комиссией Совета Безопасности РФ в развитие
Концепции национальной безопасности РФ и утвержденной 9 сентября 2000 г.
Кроме системы
взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной
безопасности, в Доктрине определены три основные группы целей государственной
политики в этой области. К ним относятся:
-
обеспечение и контроль за соблюдением прав и свобод граждан в области духовной
жизни и информационной деятельности;
-
повышение конкурентоспособности отечественных технологий в области информатизации,
телекоммуникации и связи, развитие соответствующих наукоемких отраслей
промышленности;
-
обеспечение информационной и коммуникационной безопасности.
В Доктрине рассматриваются
возможные угрозы, например, конституционным правам и свободам человека,
безопасности информационных и телекоммуникационных средств, а также развитию
отечественной индустрии информации и др.
Кроме того,
этот документ указывает на несовершенство нормативно-правового регулирования
отношений в области массовой информации, которое затрудняет реализацию
принципа свободы получения информации в тех случаях, когда это диктуется
вынужденной необходимостью, и не способствует формированию на территории
страны конкурентоспособных информационных агентств, СМИ; недостаточно четко
регламентирует механизм обеспечения конституционного права граждан на свободу
доступа к информации.
Важен также,
отраженный в Доктрине региональный аспект реализации государственной информационной
политики.
В связи с этим
приобретает первостепенное значение создание эффективной системы согласования
интересов и действий в информационной сфере между федеральными и региональными
органами власти и управления. Крайне значимой представляется оптимизация
решения государственных задач с помощью эффективного информационного взаимодействия
Центра и регионов в области обеспечения процессов информатизации с учетом
региональной специфики. Необходимо учитывать, что в федеративном государстве
вполне возможны собственные позиции субъектов Федерации в осуществлении
информационной политики.
Несмотря на
то, что в последние годы принят ряд мер и созданы целостные системы защиты
государственной тайны и информации, системы лицензирования деятельности
организаций в области защиты информации и системы сертификации средств
защиты информации, эта область, по мнению специалистов, развивается все
еще крайне неравномерно. Фактически в России уже сегодня проводится определенная
технологическая модернизация инфокоммуникационной среды и постепенно расширяется
сфера применения новых информационно-компьютерных технологий, однако, этой
деятельности уделяется слабое внимание со стороны исполнительной и законодательной
власти.
Анализ уровня
проработанности положений Доктрины показывает ее недостаточность с точки
зрения современных потребностей общества и государства, некоторую декларативность
и отсутствие четких формулировок, разъясняющих термины и понятия документа.
Недостаточное
внимание, уделяемое в Доктрине конкретным мерам повышения уровня информационной
безопасности в России, является главным замечанием в ее адрес.
Рассмотрев действие
Доктрины информационной безопасности РФ по ряду направлений, можно признать,
что как документ общегосударственного значения она, в целом, соответствует
современным потребностям российского общества и государства и определяет
основные направления обеспечения информационной безопасности на ближайшие
несколько лет. При этом, федеральные законы и подзаконные акты Правительства
РФ в совокупности дают несколько ограниченную нормативную базу для успешного
решения проблем информатизации России, в частности, до сих пор не принят
закон “О персональных данных”, и даже не обсуждался еще Госдумой проект
закона “Об информационной открытости органов государственной власти”, о
необходимости которого Президент РФ упомянул в послании Федеральному Собранию
в 2005 г.
Итак, необходимость
уточнения и дополнения Доктрины информационной безопасности РФ нормативно-правовыми
актами представляется несомненной, хотя сама Доктрина, безусловно, является
важным рамочным документом в этой области.
Формирование демократически-ориентированного массового
сознания
Третья цель,
поставленная в Концепции государственной информационной политики, связана
с формированием демократически ориентированного массового сознания и требует,
с одной стороны, эффективного развития и использования национальных информационных
ресурсов и обеспечения свободного доступа к ним, с другой – серьезной подготовки
человека к жизни и работе в информационном мире.
Эта подготовка
подразумевает не только обучение обращению со средствами информатизации,
но и, прежде всего, подготовку сознания людей к умению ориентироваться
в современном информационном потоке и критически оценивать пришедшую информацию.
Недостаточное
понимание механизмов формирования общественного мнения внутри страны и
усиления влияния на зарубежное общественное мнение привело к тому, что
эти механизмы не только отсутствуют в нашей стране, но даже и не разрабатываются.
И в этом вопросе крайне важна разумная сбалансированная политика государства
по отношению к СМИ.
Сегодня СМИ
являются структурой, формирующей мир для большинства населения, но не всегда
отвечают высоким требованиям, предъявляемым к ним государством и обществом.
Лепский В.Е.
очень четко сформулировал имеющиеся на сегодняшний день основные претензии
к российским СМИ:
Отсутствие четко
выраженной гражданской позиции СМИ, ориентированной на решение задач обеспечения
безопасности России.
Широко распространенный
заказной характер деятельности СМИ (активное участие в “грязных” политических
технологиях, асоциальный и аморальный характер деятельности отдельных телеведущих
и т.д.).
Пассивная (а
порой и негативная) позиция в сохранении и развитии российской культуры.
Недооценка роли России в решении проблем обеспечения безопасности и развития
человечества.
Пассивная (а
порой и негативная) позиция в поддержании физического и психического здоровья
населения. Эскалация негативности прошлого, настоящего и будущего.
Доминанта коммерческих
интересов при использовании в СМИ сенсационных материалов2.
Опросы журналистов
показали, что большинство из них достаточно хорошо знакомы с законом “О
средствах массовой информации” и законом “О рекламе”, но не представляют
себе, что их профессиональная деятельность подпадает под регулирование
целого ряда других нормативно-правовых актов, например: закона “О защите
прав потребителей”, закона “О безопасности”, Концепции национальной безопасности
РФ, Доктрине информационной безопасности РФ, закона “О противодействии
экстремистской деятельности”, закона “О терроризме” и многих других.
Отдельно необходимо
коснуться некоторых аспектов интеграции человека в информационное пространство.
Эта область
до сих пор очень слабо регулируется и, как уже говорилось выше, пока не
существует отдельного органа исполнительной власти, организующего и координирующего
мероприятия по реализации информационной политики государства, а во многом
и определяющего ее.
Современное
российское общество, по мнению большинства исследователей, находится в
атомизированном состоянии, массовое сознание граждан ориентировано, прежде
всего, на потребление, поскольку большинство населения живет в условиях
неудовлетворенности материальных потребностей.
Необходимость
формирования общественного сознания в духе либерально-демократических ценностей
сталкивается с пассивностью и равнодушием населения, а также стойкими ментальными
моделями граждан о бесполезности прикладывания усилий по изменению своего
положения. Это положение может и должно быть изменено, не только социально-политическими
методами, но и соответствующей информационной политикой, направленной на
разъяснение гражданам действий и целей государства, повышение уровня вовлеченности
населения во внутреннюю жизнь страны, обеспечение прозрачности и открытости
государственных органов власти.
Разумеется,
что реализация этой программы требует адекватных усилий во всех сферах
общественной жизни.
Однако все это
тесно увязано с вопросами информационной политики государства. Безусловно,
и исполнительная, и законодательная ветви власти осознают значение информатизации
страны на современном этапе и важность своей информационной политики, но
подходы к этой проблеме, как уже было сказано, несколько технократичны,
и наибольшее внимание уделяется техническим и технологическим вопросам
информатизации, что может стать важным для экономики, но недостаточно для
социальной области и сферы общественного сознания.
Новые проблемы
и вызовы, появившиеся в эпоху глобализации и, в частности, интеграция России
в единое информационное пространство, могут быть решены только в контексте
и единстве с общей стратегией развития страны.
Включение их
в единый комплекс задач, стоящих перед страной на средне- и долгосрочную
перспективу, интеграция информационной, социально-политической и экономической
составляющих таких задач в единый комплекс стратегических проблем – является
необходимым условием достижения успеха.
Необходимо также
более активно вовлекать население в реализацию этой стратегии, что предполагает
концептуальное изменение отношения народа к собственной роли в этом процессе.
Усиление активности населения невозможно без создания доверия к государству
у широких масс. В этом вопросе важность информационной политики трудно
переоценить, поэтому актуальным становится создание положительного имиджа
государства как внутри, так и вне страны.
Такие действия
по отношению к внешнему миру, судя по некоторым сообщениям в СМИ, уже предпринимаются,
о чем свидетельствуют контакты Администрации Президента РФ с фирмой Ketchum,
являющейся экспертом по связям с прессой, в преддверии встречи “Большой
восьмерки” в Санкт-Петербурге.
Так, например,
имиджу и репутации России сильно вредит несогласованность российского законодательства
с нормами ВТО в области таможенно-тарифной политики и многочисленные нарушения
в России авторских прав, в том числе и на программные продукты.
Именно поэтому
Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию 2006 г. подчеркивает:
“Необходимым условием развития новых технологий остается надежная защита
интеллектуальной собственности, и мы должны обеспечить охрану авторских
прав внутри страны – это наша обязанность и перед нашими иностранными партнерами.
Мы также должны усилить защиту интересов российских правообладателей за
рубежом”1.
Вопросы соблюдения
авторских прав в России в преддверии июльского саммита “Большой восьмерки”
в Санкт-Петербурге постоянно обсуждаются политиками разного уровня. Такая
интенсивная полемика, безусловно, свидетельствует о том, что и на самой
встрече глав государств этой проблеме будет уделено значительное внимание.
Если во внешнеполитической
жизни изменение имиджа России на более привлекательный, должно привести
к получению определенных конкурентных преимуществ, то во внутренней – формирование
более благоприятного, открытого и социально-направленного “образа” государства,
безусловно, будет способствовать повышению заинтересованности граждан в
собственном участии в достижении Россией значимых результатов на пути дальнейшего
развития, сократив величину дистанции между властью и народом в нашей стране.
В этом вопросе
государству может быть оказана реальная помощь со стороны средств массовой
информации, для которых важна позиция государства, выражаемая в прозрачности
целей, задач и действий, осуществляемых органами государственной власти.
Адекватная трансляция такой информации массовому потребителю, безусловно,
поможет повышению уровня доверия народа к собственной власти.
При этом необходимо
реально учитывать, что путь России в информационное общество сегодня и
всегда должен ориентироваться на российские критерии и уровень качества
жизни, социально-культурные особенности россиян, а также требует хотя бы
определенных темпов экономического роста.
Также важны
политическая стабильность в обществе и политическая воля исполнительной
и законодательной власти, поставивших задачу перехода к информационному
обществу как одну из первоочередных задач.
Примечания
1 http://www.government.ru
2 Лепский
В.Е. Субъективно-ориентированная парадигма СМИ: гармония информационной
безопасности и развития России // Информационная и психологическая безопасность
в СМИ. Т. 1. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 20.
|