Статьи
Обозреватель - Observer

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАК ВОЗМОЖНАЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
 

Б.Габараев,
доктор технических наук,
Генеральный директор ФГУП
"Научно-исследовательский и конструкторский
институт энерготехники им. Н.А.Доллежаля",
Заслуженный энергетик Российской Федерации

В.Ершов,
Первый заместитель генерального директора ФГУП
"Научно-исследовательский и конструкторский
институт энерготехники им. Н.А.Доллежаля"

       Трудности постперестроечного периода, которые выпали на долю России, очень часто связывают с отсутствием некоей консолидирующей и мобилизирующей российской общенациональной идеи. В свое время президент Борис Ельцин даже призвал российское общество к поиску такой идеи, способной вывести страну из кризиса. На этот призыв откликнулись многие политики, ученые, общественные деятели, интеллектуалы и простые граждане. В числе последней категории безамбициозных "охотников за российской общенациональной идеей" оказались и авторы статьи, которых тоже, как и большинство их сограждан, очень волнует будущее своей Родины.

В ПОИСКАХ РОССИЙСКОЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

 
Попытки сформировать российскую общенациональную идею, предпринимавшиеся за последние 10 лет с использованием разных подходов, до сих пор успехом не увенчались. Видимо, на то существует, как это часто бывает в жизни, не одна, а несколько причин.

       Например, многим прозападным российским политикам правого толка показалось привлекательным использовать в качестве такой идеи демократию с такими её атрибутами, как права человека, свобода личности и т.д.

        В условиях глубокого раскола российского общества, большая часть которого серьёзно пострадала от последствий "перестройки" и неразрывно связывает "перестройку" с демократизацией, эта идея не станет общенациональной.

        Благодаря "архитекторам и прорабам перестройки", идея демократии опорочена в представлении большинства граждан России на многие годы вперед. Кроме того, эта идея имеет, по крайней мере внешне, много параллелей с активно идущим процессом глобализации, а в результирующем "глобальном мире" для России зарезервирована далеко не завидная роль 'кладовой", откуда силами россиян, сильно поредевших ввиду неблагоприятных демографических процессов, будут добывать для ублажения мировой элиты нефть, газ, руду, лес, алмазы и т.п.

        Отсюда вполне объяснимое массовое неприятие "демократической" идеи российским обществом. Вряд ли положение исправят бесчисленные заклинания демократов о сталинской тирании и грядущей реставрации диктатуры.

        В свою очередь, патриотически настроенные "державники" предлагают в качестве стержня общенациональной идеи православие. При всем уважении авторов к православию, которое и они считают своей религией, рассчитывать на то, что в многоконфессиональной России эта идея найдет всеобщую поддержку, не приходится. Уже сегодня значительная часть граждан России исповедует ислам, причем по рождаемости мусульмане России сильно опережают православных сограждан. Следовательно, в обозримом будущем доля мусульманского населения нашей страны будет только возрастать. В России помимо мусульман есть еще несколько, хотя и не столь многочисленных неправославных конфессий, таких как, например, католическая, буддистская и т.д.

        Предпринимались и другие попытки сформулировать российскую общенациональную идею, которые имели еще меньший успех, чем "демократическая" или "православная" идеи. Из числа таковых у лозунга "Россия только для русских!" совсем немного шансов стать объединительной идеей в России, где помимо этнических русских насчитывается десятки коренных национальностей, занимающих огромные территории Севера и Сибири, а также проживают миллионы украинцев и белорусов. Поборники этого профашистского лозунга отпугивают даже подавляющее большинство этнических русских.

        Примерно столько же шансов у сторонников мессианства русского народа, объявляемого ими "богом избранным народом". Причины неприятия кроются опять-таки в многонациональности и многоконфессиональности российского общества. Эта идея хороша только для самоубаюкивания этнических русских, по никак не для мобилизации российского общества на прорыв из глубочайшего кризиса.

        Нашлись и сторонники реставрации российской истории, которые в качестве пути к спасению России видят возрождение "монархии". Однако даже с учетом многих действительно положительных моментов трехсотлетнего периода монархического прошлого России трудно ожидать, что выбрав какого-либо из многочисленных небесспорных претендентов по линии династии Романовых или учредив тем или иным путем новую династию российских самодержцев, мы консолидируем большинство россиян, прошедших школу пионерии, комсомолии и КПСС.

        Довольно любопытную модель "либеральной империи" неожиданно предложил А.Чубайс. По этой концепции, Россия замкнет "кольцо демократии" США - Япония - Россия - Европа в борьбе со всем остальным миром, то есть Китаем, Индией, мусульманскими странами и т.д. В России, наученной горьким опытом периода татаро-монгольского нашествия, эта идея не имеет много шансов на успех.

        Совсем немного шансов у сторонников так называемой "космополитической" идеи. Образ человека "без роду - без племени" мало вяжется с понятием достаточно сплоченного, хоть и неоднородного российского сообщества целого ряда больших и малых народов, являющегося конечной целью искателей российской общенациональной идеи.

        По мнению авторов, объединяющая идея должна быть связана с очень важной для человека ценностью, которая не зависит от его национальности, религии, места проживания, возраста, пола, профессии и т.д., и т.п. Напрашивается ответ - БЕЗОПАСНОСТЬ! Это самое необходимое для каждого человека в любом государстве. В чем же тогда специфика безопасности для граждан России?

        Специфика России заключается в том, что в России, в отличие от многих других государств, нет ни одной категории граждан, начиная от обездоленных стариков и, заканчивая процветающими олигархами, которая бы считала свою жизнь безопасной. Разумеется, понятие безопасности не может быть однозначным.

        Пожалуй, на сегодня одним из самых собирательных понятий безопасности является национальная безопасность.

        Именно поэтому в сегодняшней полной угроз и опасностей жизни российских граждан национальная безопасность вполне может претендовать на роль общенациональной идеи.

       НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАК ВОЗМОЖНАЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

        Указами Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24 определена "Концепция национальной безопасности Российской Федерации". В настоящее время по решению Президента Российской Федерации разрабатывается новая редакция "Концепции", которая, возможно, будет названа "Стратегией национальной безопасности".

        Концепция национальной безопасности РФ - это "система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности".

        Под национальными интересами России в "Концепции" подразумевается "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах".

        Уже из этих определений следует, что в случае успешного обеспечения национальной безопасности России для гражданина будут гарантированы личная безопасность, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие, реализация конституционных прав и свобод.

        Для общества будут достигнуты создание правового, социального государства, упрочение демократии, налаживание и поддержание общественного согласия.

        Для государства будут иметь место незыблемость конституционного строя, суверенитет и территориальная целостность России, политическая, экономическая и социальная стабильность, безусловное обеспечение законности и поддержания правопорядка, развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

        При таком подходе к понятию национальной безопасности можно выделить множество видов безопасности: 

  • военную,
  • экономическую,
  • социальную,
  • экологическую и т.д. 
  •         В свою очередь, экономическую безопасность можно рассматривать как совокупность энергетической, продовольственной, ресурсной, технологической, финансовой, и многих других видов безопасности.

            Под социальной безопасностью подразумеваются безопасность личная, медицинская, демографическая, культурная, правовая защищенность от терроризма и межэтнических конфликтов и т.д.

            Уже из этого беглого перечисления видно, что национальная безопасность России представляет собой сложное переплетение множества аспектов безопасности личности, общества и государства.

            Нередко эти аспекты оказываются взаимозависимыми, а иногда, на первый взгляд, даже взаимоисключающими, как например, в случае кажущегося конфликта интересов личности и государства, хотя определяющим фактором, на самом деле, является объективная сбалансированность интересов различных сторон (личности, общества и государства).

            В реализации такой "Концепции национальной безопасности" объективно заинтересованы практически все российские граждане наряду с российским обществом и государством. Исключение составляют только те "жильцы" нашей страны, которым судьба России безразлична, если не хуже.

            Но есть ли основания считать их гражданами России? И нужны ли они России?

            Таким образом, идея обеспечения национальной безопасности вполне может рассматриваться как российская общенациональная идея, способная мобилизовать и одновременно консолидировать все российское общество, в отличие от других предлагавшихся идей, мобилизирующих одни категории российских граждан "за", а другие - "против".

            В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г.

            № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" среди основных задач в области обеспечения национальной безопасности перечислены, в числе многих, следующие:

  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране. 
  •         Авторы сознательно вычленили из общего пакета основных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации именно те задачи, в решении которых просматривается возможный существенный вклад ядерной энергии*, а точнее научно-промышленного комплекса России, созданного для исследования и использования энергии деления и синтеза ядер атомов.

           РОЛЬ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            Итак, национальная безопасность понятие многогранное. Ее можно рассматривать в виде совокупности различных видов безопасности: военной, экономической, экологической и т.д.

            БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННАЯ. В современном нестабильном мире военную безопасность, безусловно, следует ставить на одно из первых мест. Из множества средств обеспечения военной безопасности России в ряду самых важных находится ядерное оружие массового уничтожения с соответствующими системами доставки к цели.

            Как это ни парадоксально, именно наличие ядерного оружия катастрофической разрушительной силы, глобально угрожающей всему живому на планете Земля, оказалось главной, если не единственной причиной того, что уже 60 лет человечество не испытывало ужасов очередной мировой войны, которая могла бы стать последней вследствие гибели человечества. После распада Советского Союза и перехода от более или менее устойчивой биполярной системы мирового устройства к неустойчивой однополярной системе, в которой "правят бал" США, значение ядерного оружия в обеспечении военной безопасности России только возросло.

            Серьезнейший недостаток ядерного (и термоядерного) оружия состоит в том, что в отличие от легендарной "трехлинейки" Мосина его нельзя хранить десятилетиями в промасленной бумаге на стеллажах воинских складов. Его необходимо регулярно отправлять на регенерацию, которая требует привлечения уникальных сложных производств в системе легендарного Минсредмаша СССР, впоследствии Минатома России, а ныне Федерального агентства по атомной энергии. В противном случае через несколько лет все ядерное оружие России станет непригодным для боевого использования и даже опасным при дальнейшем хранении.

            По этой причине раздающиеся на Западе, да и в России призывы довершить разрушение "империи в империи", как называли и называют Минсредмаш СССР ненавистники Советского Союза, а теперь России, фактически означают стремление лишить Россию ядерного щита.

            При всем уважении авторов к искусству и таланту российской дипломатии трудно поверить в то, что лишенная ядерного щита Россия долго будет оставаться в безопасности. Россия не только занимает огромную территорию, она владеет 25% природных мировых ресурсов при населении менее 2,5% от населения планеты, то есть россиянин в ресурсом отношении богаче среднестатистического землянина в 10 раз. Не будем сейчас даже разбираться, почему же россиянин живет существенно беднее этого среднестатистического землянина.

            Вопрос в том, как долго в условиях быстрого истощения природных ресурсов Китай, Корея и Япония будут мириться с тем, что рядом в России практически неиспользуемые земли, минералы, лес и т.д. Даже далеко не приграничные западные страны во главе с США уже сейчас начинают рассуждать, насколько справедливо, что Сибирь принадлежит только России, а не глобальному мировому сообществу, то есть именно этим странам, где проживает тот самый "золотой миллиард".

            Ближние и дальние соседи России найдут множество объективных и субъективных оправданий насильственного захвата национальных богатств России. Без надежного ядерного щита даже очень талантливые российские дипломаты не смогут надолго гарантировать безопасность России. Поэтому сохранение и развитие ядерного научно-промышленного комплекса России представляется необходимым условием дальнейшего безопасного существования и развития нашей страны.

            БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ. В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере объявлены приоритетными направлениями политики государства. К важнейшим видам экономической безопасности следует, в числе других, отнести безопасность энергетическую, ресурсную, технологическую и финансовую.

            Ядерная энергетика вносит свой вклад во все перечисленные аспекты безопасности. В настоящее время в мире наблюдается "ренессанс", если пока еще не самой ядерной энергетики, то по крайней мере внимания к ней. Причиной тому - истощение ресурсов органического топлива (нефть, газ) для электростанций, экологические проблемы огневой энергетики и гидроэлектростанций, глобальный парниковый эффект, несовпадение распределения энергетических ресурсов с распределением их потребления и т.п.

            Россия владеет одним из самых масштабных и современных ядерно-энергетических комплексов в мире. Российские атомные электростанции (АЭС) уже производят 15% всей российской электроэнергии и за счёт достройки незавершенных ядерных энергоблоков, а также сооружения новых энергоблоков имеется возможность обеспечить энергетическую безопасность России, замещая в значительной мере ядерными мощностями как выводимые из эксплуатации изношенные тепловые электростанции, так и прирост потребности в электроэнергии.

            При этом очень важно отметить, что ядерная энергетика России может развиваться не только на уже существующих типах ядерных реакторов, но и на более совершенных проектируемых в настоящее время реакторных энерготехнологиях.

            Различные новые технологии успешно разрабатываются в таких конструкторских организациях Росатома как ФГУП НИКИЭТ им. Н.А.Доллежаля, ОКБ "Гидропресс" и ОКБМ им. И.И.Африкантова в тесном сотрудничестве с научными руководителя- ми РНЦ "Курчатовский институт" и ФЭИ им. А.И.Лейпунского, технологами ГНЦ ВНИИНМ им. А.А.Бочвара и проектными институтами ВНИПИЭТ, АЭП, СПбАЭП и Нижегородский АЭП.

            Ядерная энергетика обеспечивает ресурсную безопасность России по ряду направлений.

            Во-первых, замещение тепловой электроэнергетики ядерными электрогенерирующими мощностями позволяет сберечь огромные количества нефти и газа.

            Во-вторых, еще большее количество органического топлива позволит сэкономить реализация программы атомной теплофикации и теплоснабжения.

            Для самой холодной в мире страны, каковой является Россия, и притом с самой развитой системой централизованного теплоснабжения, расходы на отопление куда существеннее затрат на получение электроэнергии.

            Отсюда понятно, какую огромную нишу могут занять атомные теплоэлектроцентрали с проектируемыми реакторами ВК-300, ВБЭР-300 и СВБР и атомные станции теплоснабжения с реактором АСТ-500.

            В третьих, с помощью ядерных реакторов можно существенно облагородить такой "неудобоваримый", но большой по запасу ресурс, как каменный уголь, которого хватит на 500-600 лет, если бы только в исходном виде его сжигание не вызывало столько экологических проблем.

            В четвертых, применение инновационной ядерной энерготехнологии БРЕСТ, разработку которого ведёт и координирует возглавляемый авторами институт, позволяет в 15-20 раз снизить потребление урана, в результате чего урановый топливный ресурс ядерной энергетики России с 80 лет увеличится до 1500 лет.

            Технологическая безопасность России обеспечивается, во многом, благодаря наличию и дальнейшему развитию ядерного научно-промышленного комплекса. С самого начала для овладения энергией ядра пришлось ставить перед наукой и технологией на порядок более сложные задачи. Были достигнуты большие успехи в традиционных отраслях горного дела, машиностроения, материаловедения, технологии металлов и т.д. Возникли новые направления, например, радиохимия. Разрабатываемые в настоящее время новые российские проекты в области ядерной энергетики еще выше поднимают планку требований к технологиям.

            Ядерная энергетика имеет самое непосредственное отношение к обеспечению финансовой безопасности России.

            Во-первых, ядерная энергетика России высвобождает огромные количества нефти и газа, которые могут быть направлены на экспорт и привлечь в страну значительные денежные средства.

            Во-вторых, ядерный научно-промышленный комплекс зарабатывает деньги для России, сооружая атомные электростанции в Иране, Китае, Индии.

            В-третьих, российское ядерное топливо покупают для целого ряда действующих реакторов в нескольких странах мира, начиная с Украины.

            В-четвертых, еще одним предметом экспорта и притока денег могла бы явиться электрическая энергия с атомных электростанций.

            В-пятых, существенной статьей экспорта является столь высокотехнологичная и наукоемкая продукция как изотопы для промышленности, сельского хозяйства, медицины и науки.

            В-шестых, имеется пока еще свободный зарубежный рынок для ядерных энергетических установок малой и средней мощности, особенно для двух-трехцелевых: электрогенерация, теплоснабжение и опреснение. Такие установки разрабатываются в проектно-конструкторских организациях ядерного научно-промышленного комплекса России.

            БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ. В последние годы важная роль ядерной энергетики в обеспечении экологической безопасности становится все более очевидной. Особенно это проявляется на примере глобального парникового эффекта в атмосфере Земли.

            Глобальное потепление, связанное с парниковым эффектом от выброса продуктов горения органического топлива в бытовой и промышленной энергетике и на транспорте, на наших глазах превращается из научной гипотезы в пугающую реалию, о чем свидетельствует рост природных катаклизмов за последние десятилетия чуть ли не в геометрической прогрессии. По всей видимости, атмосфера Земли исчерпала свои возможности к самоочищению от ан- тропогенного воздействия человечества на окружающую среду.

            Между тем, в обозримом будущем ожидается удвоение населения планеты при одновременном возрастании энергопотребления в 3-4 раза. Опережающий рост энергопотребления объясняется стремлением более бедных стран повысить свой жизненный уровень при сохранении высокой положительной демографической динамики. В этих условиях глобальная катастрофа станет неизбежной, если человечество и далее пойдет по пути все большего сжигания органического топлива в быту, на тепловых электростанциях и транспорте, чтобы удовлетворить растущие потребности в энергии. Перед лицом такой угрозы многие страны, в том числе Россия, подписали Киотское соглашение, призванное ограничивать и регулировать количество вредных выбросов в атмосферу, чтобы глобальный парниковый эффект не перешел роковой порог, когда процесс разогрева земной атмосферы станет необратимым.

            Ядерная энергетика является экологически наиболее чистым способом уменьшения или ограничения вредных выбросов в атмосферу.

            Во-первых, она позволяет избегать сжигания миллионов тонн угля, нефти и газа на тепловых электростанциях, благодаря замещению последних ядерными электрогенерирующими мощностями.

            Во-вторых, еще больший эффект может быть достигнут с помощью атомных теплоэлектроцентралей и атомных станций теплоснабжения, позволяющих заменить бесчисленные районные и малые котельные, вокруг которых, как известно, все черным-черно, хотя самый опасный эффект от них не эта черная сажа, а выбрасываемые ими парниковые газы.

            В-третьих, ядерная энергетика может быть использована для получения водорода - самого чистого топлива, при сжигании которого образуется только водяной пар.

            Водородную энергетику ожидает большое будущее, в том числе и на транспорте, который является одним из основных источников загрязнения атмосферы как в локальном, так и глобальном масштабе.

            Как известно, ядерная энергетика "вышла" из проекта "Советская атомная бомба", то есть являлась поначалу побочным продуктом реализации ядерной военной программы СССР и стала впоследствии предметом более серьезного внимания, во многом, благодаря И.В.Курчатову и его соратникам. В условиях послевоенной гонки вооружений невозможно было терять время на поиски наиболее экологичных решений. Поэтому ядерный научно-промышленный комплекс России поневоле стал наследником целого ряда экологических проблем, от которого ожидают решения этих проблем.

            Одной из таких проблем является реабилитация отдельных зон, загрязненных радиоактивностью в результате той или иной деятельности армии, промышленности и т.п.

            В качестве примеров можно назвать береговые технические базы Северного флота России в бухте "Гремиха" и "Губа Андреева", на территории которых хранятся в неприемлемых условиях большие количества отработанного ядерного топлива с реакторов атомных подводных лодок, а также твердых и жидких радиоактивных отходов. В настоящее время при финансовой и технологической поддержке ряда западных стран предприятия ядерного научно-промышленного комплекса России в кооперации с заводами других ведомств успешно решают задачу по реабилитации территории этих баз.

            Аналогичные работы разворачиваются также на Дальнем Востоке и Камчатке.

            С этой проблемой тесно связана проблема утилизации списанных атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-морского флота России. К началу нынешнего десятилетия своей очереди на утилизацию дожидались почти две сотни списанных атомных подводных лодок и несколько надводных кораблей. Часть из них стоит на плаву даже с невыгруженным ядерным топливом. Предприятия ядерного научно-промышленного комплекса России и заводы "Судпрома" при активной поддержке российского руководства с участием европейских инвесторов приступили к форсированной программе утилизации списанных атомных подводных лодок и уже существенно сократили накопившуюся очередь. В ближайшие несколько лет эта задача будет успешно решена.

            БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКАЯ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ. Ядерная энергия вносит свой вклад в обеспечение медицинской безопасности.

            Во-первых, можно назвать диагностику самых разных болезней, использующую ядерный магнитный резонанс и другие явления, связанные с физикой ядра.

            Во-вторых, лечение онкологических и других заболеваний. Активно разрабатываются нейтронная, нейтронно-захватная терапия и другие методы лечения.

            В-третьих, с помощью излучений от радиоактивных источников стерилизуют медицинское оборудование и материалы.

            В-четвертых, посредством жесткого излучения очищают воду, уничтожают болезнетворные организмы в стоках и т.д.

            Ядерная энергия находит разнообразное применение в обеспечении продовольственной безопасности.

            Во-первых, облучение семян многих растений резко улучшает их всхожесть и урожайность.

            Во-вторых, сбросное тепло атомных электростанций можно использовать для разведения рыбы в водохранилищах этих станций и в других сельскохозяйственных целях.

            В-третьих, ряд российских институтов, в том числе и руководимый авторами НИКИЭТ, разрабатывают водоопреснительные системы с ядерным источником энергии. Применение этих систем позволит превратить засушливые земли в плодородные сады и плантации.

            Еще 15 лет назад авторы участвовали в переговорах с представителями одной африканской страны, руководство которой разрабатывало проект опреснения вод Средиземного моря для орошения обширнейшей территории пустынь.

            Только ограничения, диктуемые, в частности, условиями нераспространения ядерного оружия, помешали переходу от предварительных переговоров к практической реализации проекта.

            В статье приведены, разумеется, далеко не все примеры использования ядерной энергии в обеспечение тех или иных аспектов национальной безопасности России.

            Тем не менее, эти примеры представляются достаточной иллюстрацией основного тезиса авторов о важной роли, которую ядерная энергия будет играть в жизни нашей страны в обозримом будущем.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Авторы, вовлеченные чуть ли не во всеобщие поиски мобилизирующей и координирующей российской общенациональной идеи, пришли к выводу, что на такую роль вполне может претендовать национальная безопасность России.

            Как видно из действующей "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", понятие национальной безопасности сбалансировано синтезирует интересы личности, общества и государства. Оно подразумевает безопасность военную, экономическую, социальную, экологическую и т.д. Любая категория российских граждан обнаружит свои интересы в тех или иных аспектах многогранного понятия национальной безопасности России.

            Ядерная энергия вносит существенный вклад в обеспечение национальной безопасности нашей страны. В качестве наиболее ярких примеров можно было бы назвать безопасность военную, экономическую, экологическую и т.д.

            Вместе с тем, авторы настойчиво обращают внимание читателя на то, что необходимым условием высокой эффективности ядерной энергии в обеспечении национальной безопасности России является использование инновационных ядерных энерготехнологий. Такие энерготехнологии разрабатываются целым рядом институтов ядерного научно-промышленного комплекса России.

            Реализация таких проектов требует консолидации огромных ресурсов, в том числе финансовых, которые окупаются через 20-25 лет с момента начала проектирования. Это вполне типичная картина для такой инерционной системы, как крупномасштабная энергетика.

            Трудно рассчитывать на то, что концерн "Росэнергоатом", объединяющий все российские атомные электростанции, сможет вкладывать миллиарды долларов США в проекты, которые будут окупаться через 20-25 лет. Собственных средств этого концерна еле хватает на достройку одного незавершенного ядерного энергоблока в 3-4 года.

            Следовательно, финансирование разработок инновационных ядерных энерготехнологий должно осуществляться из государственного бюджета, так как надеяться на мифических инвесторов, которые придут на помощь концерну "Росэнергоатом", заморозив свои деньги на 20 и более лет, было бы наивно.

            Разработчики инновационных ядерных энерготехнологий США и Канады также высказывают убеждение, что без финансирования со стороны своих государств они не рассчитывают на реализацию соответствующих проектов.

    Примечания

           * Авторы сознательно используют термин "ядерная энергия", поскольку в обеспечении национальной безопасности важную роль играет не просто "ядерная энергетика", а именно "ядерная энергия" как расширительное применение энергии деления и синтеза ядер атомов не только для гражданской энергетики, но и для военных и иных целей

    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]