Статьи |
Обозреватель - Observer
|
КОНЦЕПТУАЛЬНО-КРИТЕРИАЛЬНЫЙ
БАЗИС СИСТЕМЫ
П.Белов, член Экспертного совета комитета Госдумы по безопасности Корректировка существующей Концепции национальной безопасности России либо разработка пока отсутствующей одноименной Стратегии требуют единых исходных предпосылок и понятий, адекватно отражающих важные для них явления, процессы, предметы, их свойства и состояния. Именно это обстоятельство и продолжение дискуссии, начатой В.Захаровым и В.Кругловым в майском номере (2005 г.) журнала, редакция представляет статью, посвященную совокупности концептуальных постулатов, позволяющих обосновать базовые категории и методы, а также количественные показатели и критерии оценки национальной безопасности России. Категории и критерии национальной безопасности Прежде всего, уточним содержание терминов, составляющих понятийный базис рассматриваемой предметной области (рис. 1), и условимся о возможности деления всех объективно существующих опасностей на три базовых класса:
Рис. 1. Понятийный базис национальной безопасности
Таким образом, объектом национальной безопасности должна быть система "территория страны - народы России - уклад их жизни". Ее выбор аргументирован тем, что данная этногеоэтосистема* включает не только нацию (наши народы), но и всё необходимое для поддержания ее жизнестойкости. Ведь если сохранение жизнестойкости нации - собственно цель, то принадлежащая ей территория с ресурсами страны - средство, а уклад ее духовной и общественной жизни - исторически апробированный способ удовлетворения всех необходимых для этого потребностей. Сравнение только что предложенных категорий национальной безопасности с официально принятыми (рис. 2), свидетельствует об их большей адекватности не только природе вещей и требованиям международного стандарта2, но и здравому смыслу. Проиллюстрировать это можно с помощью отличительных признаков (на рис. 2 подчеркнуто): очевидно, что безопасность не "состояние защищенности интересов" личности, общества и государства, а "способность самосохранения" народов страны и их базовых ценностей. Дополнительные доводы в пользу несостоятельности официально декларируемых смысла и объекта национальной безопасности и предпочтительности предлагаемых, приведены в нижней части рис. 2.
Рис. 2. Сопоставление основных категорий национальной безопасности
Что касается методов, то их выбор предопределен соответствующими целями
и данным объектом. Для исследования национальной безопасности наиболее
подходит аксиоматический метод и системный подход, а для ее обеспечения
и совершенствования - программно-целевое планирование и управление сложными
системами. Внедрение данного инструментария в практику требует количественных
характеристик, которые целесообразно привязывать к определенному историческому
периоду и делить на три группы, отражающие:
Система и политико-правовое обеспечение национальной безопасности Необходимость более пристального внимания к проблеме сохранения жизнестойкости наших народов и созданного ими государства вытекает из основного противоречия современной эпохи - несоответствия между потребностями человечества и возможностями природы по их удовлетворению. Его сущность может быть наглядно проиллюстрирована с помощью рис. 3, из которого очевидна неизбежность все большего обострения борьбы наций за иссякающие ресурсы.
Рис. 3. Ресурсно-демографическая проблема
Естественно, что для России это чревато возможной утратой Сибири - кладези природных богатств и "кормилицы" планеты с потеплевшим климатом. Сохранить же территориальную целостность страны и жизнестойкость нации в сформировавшихся ныне условиях можно лишь с помощью реально действующей системы обеспечения национальной безопасности России, под которой следует понимать совокупность взаимосвязанных нормативных документов, организационно-технических и иных мероприятий, а также соответствующих этим актам и мероприятиям сил и средств. Управляемым объектом данной системы должна быть этногеоэтосистема, включающая народы России с их территорией и укладом жизни, а субъектом процесса поддержания ее жизнестойкости - государство в лице его законодательной, исполнительной и судебной власти, взаимодействующей с соответствующими общественными организациями. В состав данной системы должна входить три основных компонента:
Рис. 4. Целеполагание системы обеспечения национальной безопасности Критерием оценки эффективности системы обеспечения национальной безопасности России будет поддержание такого уровня, который характеризуется высоким качеством жизни ее многочисленных народов, либо соответствует минимуму суммарных издержек, связанных с объективно существующими для них опасностями, угрозами и вызовами. Под суммарными издержками подразумеваются как затраты, необходимые для парирования объективно существующих для нации угроз и вызовов, так и ущерб от их возможного разрушительного воздействия. Оптимальными же следует считать те целевые программы и мероприятия, реализация которых влечет максимальный прирост уровня национальной безопасности при выделенных затратах, либо требуют минимальных затрат для достижения ее заданного уровня. Что касается политико-правового обеспечения национальной безопасности, как первого компонента рассматриваемой здесь системы, то его основу должны составить Концепция, Доктрина и Стратегия национальной безопасности России, а также федеральный закон "О национальной безопасности", комплексы Основ законодательства и федеральных законов прямого действия РФ, регламентирующих порядок:
Что такое "национальная безопасность" и каково ее место в политике государства? Что представляет само государство и к чему оно стремиться в нынешнюю эпоху? Как планируется достижение поставленной цели и преодоление мешающих этому препятствий? Доктрина должна уточнять базовые тенденции и противоречия, обусловленные ими проблемы и вызовы нации, способы их предупреждения и парирования в среднесрочной исторической перспективе. Стратегия должна конкретизировать на ближайшие два-три года требующие парирования вызовы и угрозы нации, определять адекватные им силы и средства, устанавливать порядок всестороннего обеспечения осуществляемых ими действий. В целом же, приведенная на рис. 5 структура такого обеспечения представляется достаточно конструктивной, поскольку ее внедрение не только избавит одни нормативные документы от излишней абстрактности, а другие - от узко ведомственной направленности, но и многократно увеличит их совокупную результативность. Ведь жизнестойкость этногеоэтосистемы в целом есть предмет ведения Концепции и Закона о национальной безопасности России, а также - соответствующих общенациональных Доктрины и Стратегии. При этом жизнеспособность всех компонентов объекта национальной безопасности и парирование всех видов угроз и вызовов регламентируется частными доктринами и основами законодательства; а жизнестойкость основных элементов этногеоэтосистемы и критически важных объектов ее инфраструктуры, включая парирование конкретных угроз и вызовов для них, обеспечивается частными стратегиями и обычными законами прямого действия.
Рис. 5. Структура политико-правового обеспечения национальной безопасности Отмеченная гармония между компонентами этногеоэтосистемы и обеспечивающими ее политико-правовыми документами позволяет утверждать о предполагаемой высокой эффективности их совместного функционирования. Объединение же политических и правовых документов в единую политико-правовую систему неизмеримо повысит по синергетической причине ее результирующий вклад в обеспечение национальной безопасности страны. Это объясняется возможностью более успешной координации работы исполнительной и законодательной власти по своевременному пробуждению, примирению и объединению усилий народов России в борьбе за самосохранение перед угрозой общей гибели в предстоящей схватке за новый передел мира. Предложенный концептуально-критериальный базис не противоречит ни объективным законам природы, ни передовому зарубежному опыту. Конкретизирующая его система соответствующих критериев пригодна для включения в разрабатываемую ныне Стратегию национальной безопасности России и создания моделей, позволяющих не только увязать параметры с показателями национальной безопасности, но и приступить к их нормированию, обеспечению и контролю.
Естественно, что решение этих задач сделает реальным государственное управление
процессом обеспечения национальной безопасности на основе концепции и по
критериям социально-приемлемого риска.
Примечания 1
Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. Санкт-Петербург:
Изд-во СпГПУ, 2004.
|
|