Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
ПЕРЕСТРОЙКА? РЕФОРМЫ?
А. Сапрыкин,
доктор философских наук, профессор Самим своим развитием революция
Удивительное состояние переживает общественное сознание в России на рубеже ХХ-XXI вв.: оно словно перестало существовать как отраженное и осмысленное бытие, а мыслящий разум уступил свое место мифологии, всеохватывающим потоком обрушившимся на народ. Мифы, один причудливее другого, стали править еще недавно самой просвещенной страной. Они, словно хищные и ядовитые спруты, стягивают коллективный разум, и из-под их "сыромятных" тисков появляются уже не отдельные зомбированные индивиды, и даже не социальные слои, а целое "новое" общество - манкурт. Этот процесс мифологизации, во-первых, носит столь мощный, тотально-агрессивный характер, что не имеет аналогов в отечественной истории; во-вторых, он далеко не случаен - мифы возникают не стихийно, бессознательно, их создают в высшей мере продуманно и целенаправленно. Главная цель современного мифотворчества - скрыть реакционный процесс реставрации капитализма в стране, придать ему облик прогрессивного, гуманного феномена. Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 18 апреля 2002 г. заявил: "Наши цели - неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное - повышение уровня жизни нашего народа"1 . Увы, президент не оригинален в своих формулировках. Беспрецедентный и крайне реакционный процесс реставрации капитализма в России давно и умело укутан в мистические бронежилеты, слова - перевертыши, ложные мифологемы: "перестройка"; "реформы"; "кризис"; "смута"; "возрождение"; "обновление" и т.п. и т.д. Однако когда Горбачев, Ельцин, Яковлев и все их окружение из различных "фондов" произносят не "капитал", "контрреволюция", "ограбление народа", а "перестройка", "реформы", "обновление", "возрождение" и т.п. - удивляться не стоит: они уходят от исторической и уголовной ответственности. Но ведь то же самое делают политологи, социологи, экономисты, философы и другие носители теоретического знания. Как показывает история любой революции и противостоящей ей контрреволюции, эта позиция чаще всего определяется не только их социально-классовым интересом, но прежде всего отношением к собственности, к получению своей доли прибыли из отнятого у народа богатства. Так что же в самом деле происходит в нашей стране: революция или контрреволюция? Социальный прогресс или регресс? Это сегодня главный вопрос. Его нужно держать в центре внимания, на нем должны быть сосредоточены все коллективные интеллектуальные силы левого движения. Поймем, сможем убедительно ответить не только и не столько себе, сколько всему обществу - сделаем первый шаг на тяжелом, но необходимом пути возвращения к социализму. Не ответим - процесс исторической деградации будет продолжаться: капитализм, как ядовитый туман, сожрет все живое. Еще классиками марксизма совершенно определенно и научно выверено, что было подтверждено последующей практикой, доказали: революция и контрреволюция - это два взаимосвязанных, но совершенно противоположных по своему социальному содержанию и историческому движению общественных процесса. Между революцией и контрреволюцией лежит целая пропасть, разделяющая их, разводящая по обе стороны классового фронта. Они различны во всем:
- в идеях и лозунгах, под которыми осуществляются; - в движущих силах, на которые опираются; - в организации, средствах, приемах и способах ведения классовой борьбы; - в гуманистическом воплощении программно-идеологических установок в конкретно-социальные действия; - в выражении интересов народных масс и отдельных социальных слоев и людей и т.д. и т.п. Социальная революция в классово-антагонистических формациях решает главные задачи этого перехода:
- ломает и ликвидирует старую политическую систему надстройки, формирует новую, обеспечивающую восходящий общественно-экономический прогресс; - устраняет старые и утверждает новые производственные отношения, соответствующие уровню развивающихся производительных сил; - вносит качественные перемены в область культуры, духовной жизни общества, наполняя ее новым гуманистическим содержанием! Диаметрально противоположной в своем социальном наполнении предстает произошедшая в СССР контрреволюция 1985-2002 гг. Ее отличительные признаки:
- признак экономический: народ ограблен, собственность у него отнята, средства производства (заводы, фабрики, земля, ее недра и т.д.) захвачены народившимся классом криминальной необуржуазии; - признак социальный: совершен коренной контрреволюционный переворот во всей системе общественных отношений. Эксплуатация, безработица, нищета, национальная и религиозная вражда стали нормой социальных отношений в современной России; - признак духовно-культурный: контрреволюция возвратила в страну прежний дореволюционный процесс отчуждения трудящегося человека - основного производителя материальных и духовный благ - от образования и культуры. В стране начался возврат к состоянию полуграмотности и неграмотности, полудикости и самой настоящей дикости.
Так, призывы Великой Октябрьской социалистической революции были предельно ясны и конкретны: "Долой власть помещиков и капиталистов!"; "Вся власть трудовому народу!"; "Фабрики и заводы - рабочим, землю - крестьянам!"; "Долой империалистическую войну, мир - народам!" и т.д. и т.п.; - контрреволюция всегда, особенно на начальном этапе, скрыта от "посторонних глаз", она ползуча и до конца скрывает свои истинные намерения, а потому прибегает к огромному набору всяческих средств, одурманивающих сознание людей. Либералы-контрреволюционеры обещали народу многое: власть передать Советам (затем их разогнали, а остатки расстреляли); собственность возвратить народу, а землю - крестьянам (тех и других обманули - все оказалось в руках "новых русских"); свободу сделать такой же доступной, как воздух" (в результате народ задыхается в тисках экономической, политической, духовной кабалы). Ложь - наглая, безграничная, циничная - это главное оружие контрреволюции. С помощью лжи и продавшихся необуржуазии пропагандистов от науки в массовое сознание прочно внедрен еще один миф - о, якобы, объективной неизбежности поражения социализма и развала СССР. Все "правые" - от Горбачева и Яковлева до Ельцина и Гайдара, а от них - до Путина - Павловского и К°? - единодушны в своей безапелляционной риторике: "система изначально была порочна и нежизнеспособна, а потому не подлежала ни перестройке, ни реформированию - она была обречена на исчезновение как некий мутант". С "правыми" спорить по данному вопросу нет смысла: они защищают не исторический прогресс, а регресс, следовательно, аргументы, факты науки и социальной практики их попросту не интересуют. У них свои "факты", своя "теория". Удивительно, но, в сущности, то же самое делают и многие "левые". В многочисленных статьях, брошюрах, монографиях можно увидеть "веские доказательства" того, что у нас "никакого социализма не было", а гибель СССР была, якобы, неизбежна. "Держава распалась потому, - утверждает Г.А.Зюганов, - что были преданы забвению многовековые корни глубинных основ государственного, культурного, религиозного - всенародного - единства"2. Перечень подобных "левых диагнозов" событий 1985-2002 гг. можно продолжать до бесконечности: именно они заставили поверить значительную часть народа в "конструктивную порочность советского проекта". Сегодняшние мудрецы-лакеи лижут сапоги горбачевым и ельциным, всей своре погромщиков великой державы, окропляя елеем их преступные души! "Нет, нет, это не они уничтожили СССР, он - распался сам! Один человек не смог бы развалить такую махину!" - повторяют, словно заклинание, эту мифологему лакеи. Одновременно в сознание масс вбивается еще одна разновидность данного мифа - о "скоротечности", "чудодейственной моментальности" распада СССР. Данные "концепции", призванные объяснить разрушение СССР, в своей политической основе есть прямое услужение криминально-компрадорской буржуазии, а в теоретико-методологической и идеологической сущности есть не что иное, как фатализм чистейшей воды, рассматривающий общественные явления в виде реализации изначального предопределения, исключающего всякий другой исход. В данном случае мы имеем дело с рационалистическим фатализмом, сливающимся с механистическим детерминизмом: оба гибель СССР объясняют сцеплением причин и следствий внутри его социального организма, сложившегося в том конкретном виде, в каком он подошел к 80-90-м годам ХХ столетия. Однако в любом случае эти теоретико-политические нагромождения несостоятельны. Во-первых, вся эта псевдонаучная эклектика совершенно далека от осмысления реального исторического процесса возникновения, становления и развития Советского Союза как конкретно-исторического феномена. Между тем именно конкретный анализ конкретной ситуации - вот "живая душа" всякого научного (а не мифологического, иллюзорного) познания. Во-вторых, когда говорят, что СССР "пал сам", то совершенно вульгаризируют и фетишизируют социальный процесс как таковой. При подобном подходе фетишизируются и даже демонизируются безличностные общественные структуры (экономика, политическая система, государство, армия, фискальные органы и т.д.). Между тем, и это научная аксиома, все социальные структуры функционируют только посредством деятельности людей, находящихся в самых различных связях и отношениях. "Мы делаем нашу историю сами, - говорил Ф.Энгельс, - но… при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими"3. В-третьих, и это самое главное, "фаталисты" и "моменталисты" избегают ставить, а уж тем более отвечать на вопрос: почему СССР, несмотря на то, что в течение 70 лет уступал капитализму по ряду важнейших позиций (более низкий уровень производительности труда, технической и технологической оснащенности производства, качества многих машин и изделий и т.д.), не проиграл ему ни одного сражения, сумел отстоять завоевания своей революции, достижения социализма? И "вдруг" в период своего наивысшего экономического, технического, научного, военного, культурного развития и могущества оказывается поверженным?! Никакой "самоликвидации" великой державы, шедшей по пути социализма, не было, это - прямой результат контрреволюционной деятельности враждебных нам внутренних и международных сил. Контрреволюция в СССР - явление необычное, многогранное, обладающее целым рядом особенностей: - первая - исторически-временная: контрреволюция началась не в 1985 г. с приходом к власти группировки Горбачева и тех антисоциалистических сил, которые он олицетворял, а гораздо раньше - с 1917 г. Это целая историческая эпоха, продолжающаяся до настоящего времени. Иначе говоря, контрреволюционный процесс против СССР столь же длителен, сколь длительна сама "эпоха социальной революции" в нашей стране. Классики марксизма-ленинизма отмечали, что "социальная революция не одна битва, а эпоха целого ряда битв по всем и всяческим вопросам экономических и демократических преобразований …"4; - вторая - небывалая концентрация движущих сил регрессивно-возвратного процесса. В контрреволюционном потоке против СССР всегда были задействованы не только внутренние, но и все внешние, самые мощные международные империалистические силы. В этом смысле реставрационные процессы XVIII-XIX вв. не идут ни в какое сравнение. Тогда шла борьба внутри отдельных стран между старым, изжившим себя феодализмом и новым, нарождавшимся капитализмом - историческими силами, принадлежавшими к одному типу общественной формации (частнособственнической, эксплуататорской). СССР олицетворял совершенно новый тип общественного устройства, отвергавшего отношения классового гнета и порабощения в международном масштабе. Следовательно, в ХХ в. развернулась глобальная борьба между Капиталом и Трудом. Поэтому контрреволюция против СССР, длившаяся свыше 70 лет, опиралась на весь мир международного капитала, она использовала весь его могучий потенциал: интеллектуальный, экономический, научно-технический, военно-наступательный, информационно-пропагандистский, культурно-разлагающий. Такого тотального сопротивления народившемуся новому общественному строю мировая история не знала ни в одном из своих предыдущих периодов; - третья - исключительно ожесточенный характер действий внутренних и внешних контрреволюционных сил против СССР. Они не выбирали средств и способов ведения борьбы со своим классовым противником, прибегая к самым изощренным методам его уничтожения. Здесь и прямые интервенции, и "горячая и холодная" войны, и экономические блокады, и санитарные кордоны, и тотальная шпионско-диверсионная деятельность, и разлагающая идеологическая работа, и дипломатический нажим. Словом, все, чем располагал мир капитала, было брошено на уничтожение СССР. Эта контрреволюция носила и поныне носит всемирный, поистине планетарный характер. Таков на деле процесс перехода от капитализма к социализму, занимающий целую историческую эпоху. Контрреволюция против СССР делится на ряд конкретно оформленных этапов развития, внутренне связанных между собою общностью цели и интересов ее движущих сил. Среди них явственно выделяются следующие этапы:
- 1922-1940 гг. - время тотального использования диверсионно-подрывных способов борьбы против СССР; - 1941-1945 гг. - нападение на СССР фашизма - наиболее агрессивной силы мирового империализма; - 1946-1985 гг. - ведение "холодной" войны против СССР; - 1985-2002 гг. - заключительный этап буржуазно-капиталистической контрреволюции. В чем новизна и своеобразие этого реакционного, регрессивно-возвратного этапа? Прежде всего в том, что контрреволюционные силы - внутренние и внешние, терпя поражение за поражением в открытой, фронтальной схватке с социализмом, прибегли к иной тактике: замаскировавшись, они внедрились в самое сердце страны, установили тесную связь со структурами мирового капитала и всю мощь Советской политической системы направили на ее уничтожение. К такому повороту событий ни политически, ни идейно, ни организационно, ни психологически социалистическое общество не было готово! В самом деле, в середине 80-х годов происходит, казалось бы, совершенно невероятное: с избранием Горбачева на высший пост в партии именно ЦК КПСС превратился в "штаб контрреволюции". Генсек-предатель начинает собирать вокруг себя таких же коммуно-перерожденцев: Яковлева, Шеварднадзе, Медведева, своих помощников, постепенно расширяя и расширяя этот круг сверху донизу. "Верхушечная" контрреволюция, точнее, ее заключительный этап начался. В этот разрушительный процесс было втянуто все Политбюро ЦК КПСС, а также большая часть самого ЦК КПСС. "В революции, - считал Ф. Энгельс, - всякий, кто занимая решающую позицию, сдает ее …всегда заслуживает того, чтобы к нему относились как к изменнику"5 Два состава политбюро, многие члены ЦК КПСС оказались именно такими изменниками: вместо того чтобы разоблачить генсека-предателя и его агентуру, судить их, они произносили "одобрямс" фантазиям "перестройки". В результате вся организационно-политическая сила и идейное влияние партии были использованы для разрушения СССР: его политической системы, экономики, оборонного потенциала, резкого снижения жизненного уровня народа, обострения национальных отношений, дискредитации социализма как идеи и социальной практики. Такого мировая история не знала никогда раньше: руководящее ядро политической партии и государства тайно стало разрушать созданный с таким жертвенным трудом новый общественный строй. Феномен "троянского коня" на рубеже второго - третьего тысячелетий перед всем ошеломленным человечеством предстал во всем своем ужасающем обличье! Это происходило не только по причине идейного, политического, социального и нравственного перерождения верхушки КПСС, но, что важно подчеркнуть, потому, что в организационно-политическом организме партии не было создано механизма, способного локализовать, а при необходимости и уничтожить контрреволюционный нарыв. Генсек, Политбюро были не контролируемы на деле! Прикрытые камуфляжем политической мифологии и демагогии, они могли вытворять все что угодно! Не было органа, инстанции в партии, способных прервать их контрреволюционный дрейф. Надежда была лишь на государственный ум, политическую проницательность и личное мужество людей, возглавлявших оборонные ведомства. Но, увы, в середине 80-х годов фигур, равных, например, Г.К.Жукову, уже не было ни во главе Минобороны, ни во главе КГБ, ни во главе МВД СССР. Таким образом, решающую роль в контрреволюционном успехе сыграл субъективный фактор в прямом смысле этого исторического, философско-социологического и политического содержания. Так жизнь в очередной раз, теперь уже трагически, подтвердила всю глубину марксистского положения: революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет защищаться! Пока страну возглавляли Ленин и Сталин, пока КПСС оставалась сплоченным идейным, политическим и организационным авангардом рабочего класса и трудового крестьянства, даже в худших исторических условиях мы одерживали верх над контрреволюцией. Если же "революционная партия начинает упускать решающие поворотные моменты в революционном развитии, оставаясь в стороне, или если она вмешивается, но не одерживает победы, то ее можно с полной уверенностью считать на некоторое время похороненной", - писал Ф. Энгельс6. Собственно, это и произошло с нашей партией в послесталинский период. С течением времени и в ходе классовых битв за социализм постепенно истончился социальный слой, несший революционный социалистический заряд: умерло поколение, свершившее революцию и вынесшее гражданскую войну, тяжесть первых пятилеток; состарилось и отошло от активной политической, социальной жизни поколение фронтовиков; ушли из жизни крупнейшие организаторы социалистического промышленного производства ("сталинские наркомы"), знавшие толк и в людях, и в экономике; не стало полководцев Великой Отечественной войны. Пользуясь неограниченной свободой действий, контрреволюционеры, засевшие в ЦК КПСС, выявляли, собирали, консолидировали все вызревшие, но до поры до времени затаившиеся и разрозненные антисоветские, антисоциалистические силы. Главные среди них:
- либерально-буржуазное и мелкобуржуазное крыло интеллигенции Москвы, Ленинграда, других столичных и крупных промышленных центров; - уплотнившийся в годы правления Брежнева теневой капитал, превратившийся в период горбачевщины в мощный и агрессивно-нахрапистый "класс" кооператоров, предпринимателей, охранников, киллеров. Уже к 1989 г. специалисты говорили о наличии в стране 100 000 пока еще подпольных миллионеров, которые получили возможность легализовать огромные денежные средства (теневой капитал тогда оценивался в 500 млрд. руб., что составляло сумму, близкую к годовому доходу государственного бюджета СССР);
- маргинальная прослойка рабочего класса, в первую очередь из сырьевых отраслей (шахтеры, например), пропитанная анархо-групповыми, рваческими, паразитическими настроениями; - морально и идейно незрелая прослойка городской, "урбанизированной" молодежи, со слабыми социальными связями, зараженная прозападными "ценностными" ориентациями ("пофигисты", индивидуалисты, эгоисты, потребители); - отсталая, невежественная и социально пассивная часть старшего поколения, жившая не знанием, а верой, для которой горбачевско-ельцинская мифология и демагогия стали социальным и духовным ядом ("болото", готовое качнуться в любую сторону); - потомки бывших привилегированных семей в царской России: помещиков, капиталистов, купцов, священнослужителей (во времена Горбачева и Ельцина стремительно возникают "дворянское собрание"; "ложа наследников монархии"; "объединения детей репрессированных" и т.д. и т.п.). Народ как генеральный субъект исторического процесса, проголосовавший в марте 1991 г. за сохранение СССР, был ловко, с помощью социальной мифологии и демагогии, политико-организационных мероприятий штаба контрреволюции, выключен из данного процесса. Его Вооруженные силы, КГБ, МВД деморализованы и с помощью предателей (Шапошников, Грачев, Бакатин, Ерин и др.) разложены и практически уничтожены. В результате то, чего фанатично добивались классовые противники в течение многих десятилетий, развязывая "горячие" и "холодные" войны, ведя дорогостоящие, многомиллиардные диверсионно-подрывные операции, изматывая СССР в безумной гонке вооружений, - и все тщетно! - в конце ХХ столетия свершилось… Существовавший в стране социалистический общественный строй демонтирован, ликвидирована власть трудового народа и установлена диктатура народившейся криминально-компрадорской буржуазии, восстановлена частная собственность на средства производства, введена открытая хищническая эксплуатация труда рабочих и крестьян паразитическим, преступным по своему происхождению капиталом, осуществляются другие формы социального и духовного угнетения большинства меньшинством. Таковы лишь главные результаты контрреволюции против СССР. На самом деле их значительно больше, они масштабнее и опаснее, чем это кажется на первый взгляд. Все они в своей совокупности могут быть выражены одной формулой: в результате антисоветской, антисоциалистической контрреволюции мировая цивилизация, то есть вся материальная и духовная структура человеческого общества на данной стадии его развития, обращена вспять. В глобальном масштабе произошел небывалый регресс человеческой истории. Сколь долго он будет продолжаться - покажет уже недалекое будущее. Примечания 1 Путин В.В. России
надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Федеральному Собранию
Российской Федерации. "Российская газета". 2002. 19 апреля
|
|