Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 ЧЕЧНЯ: ОДНИ НЕ УМЕЮТ,
ДРУГИЕ НЕ ХОТЯТ


Будет работа - будет и мир



 

Малик Сайдуллаев,
председатель Совета директоров
АО концерна "Милан"

 

Сложившаяся социально-политическая и экономическая ситуация в Чеченской Республике (ЧР) на сентябрь 2002 г. характеризуется тенденцией обострения социально-психологической обстановки в Республике и в целом в чеченском обществе (население Чечни, чеченские диаспоры и т.п.). Данная тенденция требует неординарных политических и кадровых решений. Суть этих решений состоит в том, что целесообразно внести существенные коррективы в организацию процесса как политического урегулирования кризиса, так и восстановления социальной сферы и экономики Чеченской Республики.

Анализ социально-политической обстановки в Чеченской Республике в последние годы (конец 1999 г. - первая половина 2002 г.) показывает, что нет объективных причин, отрицательно влияющих на нормализацию обстановки в Республике. Даже в условиях проведения контртеррористической операции (КТО) можно решать задачи, поставленные в Федеральных целевых программах (ФЦП). Однако ФЦП-2000 г. и ФЦП-2001 г. были выполнены неполностью (первая - не более чем на 48%, а вторая - не более чем на 60%), что обусловило затягивание КТО и появление тенденции к обострению обстановки в Республике в целом. 

    Основная причина сложившегося положения кроется в человеческом факторе: одни не умеют, другие не хотят разрешить кризис чеченского общества.
Самое прискорбное в этой истории то, что до сих пор никто не несет ответственности за невыполнение правительственных программ восстановления ЧР. 

В связи с этим полезно рассмотреть наиболее важные периоды реализации ФЦП по восстановлению Чечни.

В соответствии с решением Правительства РФ (протокол от 23 декабря 1999 г. № 51, раздел IХ, п.3) Минэкономразвития России разработана ФЦП восстановления социальной сферы и экономики ЧР. Программой предусматривалось продолжение и расширение работ, проводившихся ранее, на основе разработки годовых ФЦП. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 29 августа 2000 г. № 639 "О комплексе первоочередных мер по обеспечению нормального функционирования экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2000 году" и от 9 февраля 2001 г. № 96 "О Федеральной целевой программе восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 году"* была разработана ФЦП на 2001 г.

В ФЦП-2001 были определены: Государственный заказчик-координатор Программы (Минэкономразвития РФ), а также Государственные заказчики и исполнители Программы (около 28 федеральных министерств и ведомств). Согласно ФЦП-2001 г. Правительство Чеченской Республики выступало госзаказчиком лишь по объектам, находящимся в ведении Республики. Общий объем затрат на выполнение программы планировался в объеме 14385,67 млн. руб.

Управление восстановлением социальной сферы и экономики ЧР было возложено на ранее созданную Правительственную комиссию по вопросам восстановления социальной сферы и экономики ЧР (председатель Комиссии - Христенко В.Б. и его первый заместитель в ранге федерального министра - Елагин В.В.). 

Как же осуществлялось это управление?

Программой определялся порядок проведения строительно-восстановительных работ, обеспечивающий необходимое взаимодействие Администрации Чеченской Республики и федеральных органов исполнительной власти на всех этапах восстановительных работ, включая подготовку проектно-сметной документации, закупку материально-технических ресурсов и приемку объектов в эксплуатацию. Механизм финансирования программы предусматривал обеспечение необходимого контроля за использованием выделенных средств.

Предполагалось, что реализация программы позволит обеспечить восстановление в 2001 г.:

    - около 750 тыс. кв. м жилья с инженерной инфраструктурой коммунального хозяйства, в том числе 430 тыс. кв. м в г. Грозном;

    - объектов здравоохранения на 6130 коек и 5660 посещений в смену;

    - 373 школы с учетом основных нормативных требований;

    - ЛЭП и подстанций напряжением 330, 110,35 кВт с подачей электроэнергии в полном объеме по постоянной схеме;

    - нефтяных месторождений с доведением суточной добычи нефти до 2150 тонн;

    - железнодорожного транспорта с движением поездов на участках Ищерская-Червленная-Кизляр, Червленная-Гудермес-Грозный, а также объектов вагонного локомотивного и грузового хозяйств;

    - автотранспортных предприятий с пассажирскими автобусными сообщениями между городами и населенными пунктами;

    - ВПП аэропорта "Северный" г. Грозный с комплексом навигационного оборудования для возобновления авиаперевозок на самолетах типа ЯК-42 и ТУ-134;

    - объектов животноводства и птицеводства (5 птицефабрик) с введением мощностей по производству 3200 т мяса в год и свыше 35 млн. шт. яиц в год. Кроме того, предусматривался ввод мощностей на 12 предприятиях, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства Республики;

    - объектов стройиндустрии: цементного завода в п. Чири-Юрт мощностью до 300 тыс. т цемента; заводов ЖБК № 1 и № 2 в г. Грозный и в г. Аргун мощностью до 150 тыс. куб. м железобетона; комбинатов стройматериалов № 1 и № 2 в г. Грозный по выпуску 63 млн. шт. усл. кирпича; завода силикатных строительных материалов в п. Чири-Юрт мощностью 20 млн. шт. усл. кирпича.

В соответствии с ФЦП-2001 г. общий объем затрат был определен в размере свыше 14 млн. руб., из которых на конец сентября 2001 г. было осуществлено финансирование работ на 6646,55 млн. руб. (данные Минфина РФ на сентябрь 2001 г.). Однако эти средства не были использованы полностью на реализацию мероприятий ФЦП-2001 г. 

Анализ процесса восстановления социальной сферы и экономики Республики в 2001 г. позволяют сделать вывод о том, что управление исполнением ФЦП-2001 в 2001 г. было неудовлетворительным. Это привело к фактическому невыполнению ее основных мероприятий. 

Так, по заключению Правительственной комиссии по вопросам восстановления социальной сферы и экономики Чеченской Республики, задания ФЦП-2001 г. остались невыполненными (протокол № 1 заседания Комиссии от 20.02.2002 г.). В частности, в этом протоколе констатировалось, что "ряд государственных заказчиков и исполнителей не обеспечили выполнение заданий Программы 2001 г. Это: Госстрой России - выполнение 72%, Минздрав России - 77%, МПТР России - 35%, Минкультуры России - 47%, Госкомспорт России - 68%, Госкомстат России - 80,2%, МПС России - 60,4%, Минэнерго России - 47%".

Несмотря на это Елагин В.В. (не без согласия Христенко В.Б.), сообщил как Президенту РФ, так и в СМИ, что выполнение ФЦП-2001 г. составляет более 86%.

Однако даже простой математический анализ показывает, что только на основании протокольных данных Комиссии средний процент выполнения ФЦП-2001 г. составляет не более 60%. Хотя и эти проценты нуждаются в конкретизации, после которой они будут значительно ниже.

Основной причиной фактического срыва выполнения ФЦП-2001 г. является не только низкий уровень организации и управления восстановительными работами на территории Республики, но и наличие многочисленных промежуточных структур между Правительством РФ и Правительством Республики, ответственных за восстановление социальной сферы и экономики Республики (более 28 госзаказчиков). 

Руководство Госстроя России, вероятно преследуя цели упорядочения работы госзаказчиков и повышения эффективности управления процессом строительно-восстановительных работ в Чеченской Республике, в первой половине 2001 г. вышло с предложением в Правительство РФ о создании специального органа. Распоряжением Правительства РФ № 676-р от 14 мая 2001 г. было создано Федеральное казенное предприятие "Дирекция" (ФКП "Дирекция"). Однако функции основного госзаказчика, которым являлся Госстрой России, были лишь переданы этой "Дирекции" при фактическом сохранении прежней схемы восстановительных работ.

На наш взгляд, причины неудовлетворительного восстановления социальной сферы и экономики ЧР заключаются:

Во-первых, не в отсутствии финансовых средств у Правительства РФ или в нежелании федерального Центра восстанавливать Чечню (как кое-кто распространяет об этом такие слухи), а в отсутствии необходимой в этой обстановке должностной и трудовой дисциплины, умения наладить работу по восстановлению социальной сферы и экономики Чечни.

Во-вторых, неправильно была создана схема органов, ответственных за восстановление. Ссылка руководства Минэкономразвития на то, что согласно Бюджетному кодексу РФ нельзя передавать все функции государственного заказчика Правительству ЧР, не должна была приниматься во внимание. Необходимо было принять соответствующий правовой акт, регулирующий все вопросы восстановления Республики с учетом военно-политической обстановки, а не основываться на законах мирного времени.

В-третьих, отсутствует механизм эффективного использования огромной массы трудовой силы Чечни, которая оказалась фактически не востребованной (за исключением сельского хозяйства, и то с большими натяжками).

Более подробно остановимся на третьей причине, поскольку она имеет принципиальное значение в условиях декларирования проблемы занятости местного населения и защиты его прав. Всем известно, что безработица порождает многие негативные процессы. Однако, несмотря на это, ФЦП по восстановлению экономики и социальной сферы ЧР в полной мере не задействовала огромную массу рабочих рук в Чечне. Администрация ЧР в силу ряда объективных и субъективных причин не смогла организовать необходимую работу в этом направлении. Поэтому и не случайно, что экономика и социальная сфера Республики остаются в начальной стадии восстановления.

    Согласно данным органов службы занятости ЧР по состоянию на 01.06.2002 г.:

    - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет - 586,365 чел.;

    - экономически активного населения - 508,388 чел.;

    - самозанятого трудоспособного населения - 79,5 чел.;

    - занятого трудоспособного населения составляет - 198,723 тыс. чел.;

    - численность безработных по системе МОТ - 328,351 тыс. чел.;

    - уровень безработицы по системе МОТ в 2001 г. - 65,0%, а на 1 июня 2002 г. - 66,3%;

    - уровень регистрируемой безработицы в 2001 г. 8,7%, за 5 месяцев 2002 г. - 19,6%.

При росте численности экономически активного населения уменьшение занятого трудоспособного населения обусловлено не только медленными темпами восстановления экономики и социальной сферы Республики, но и неудовлетворительным управлением этими процессами. Недостаток рабочих мест, отсутствие существенных сдвигов в развитии общественного производства вынуждают основную массу населения Республики самостоятельно обеспечивать свою занятость или искать работу в других регионах России, негативно влияет на морально-психологическое состояние местного населения. 

Численность занятого населения по отраслям и видам деятельности за январь-июнь 2002 г. составила 86391 чел., в том числе:

    - промышленность - 8304 чел.;

    - сельское хозяйство - 17948 чел.;

    - транспорт - 3670 чел.;

    - строительство - 8244 чел.;

    - социальная сфера - 25248 чел.;

    - другие отрасли - 22977 чел. 

Преобладающую часть безработных составляют женщины - 57,1% от общей численности безработных. По возрастному признаку доля лиц старше 29 лет составляет - 53,7% реального резерва незанятого трудоспособного населения. Молодёжь 16-19 лет в реальном резерве незанятого трудоспособного населения составляет 39,8%.

К сожалению, в Республике недостаточно делается для того, чтобы свести на нет продолжающуюся миграцию населения и безработицу. На наш взгляд, допускается принципиальная ошибка в планировании рационального использования имеющейся избыточной рабочей силы. Ошибка состоит в том, что вместо того, чтобы определить объем работ по направлениям и видам и на основании этого определить потребное количество рабочей силы по категориям и профессиям, осуществляется ее учет по профессиям т.п. Поэтому до сих пор так и не налажена организация общественных работ по разбору завалов, разрушений т.п.

Так, в соответствии с финансированием федерального Центра В 2002 г. Программой содействия занятости было предусмотрено охватить в рамках организации общественных работ лишь 1665 чел., а приняли участие только 1612 чел.

Социальное партнерство на рынке труда в ЧР не практикуется. Целевой Программой содействия занятости населения Чеченской Республики на 2002 г. предусматривалось зарегистрировать 200 000 граждан, ищущих работу. В результате деятельности 20 городских и районных центров занятости населения только за 5 месяцев 2002 г. 61,06З чел. обратилось в органы службы занятости. 

Среди зарегистрированных граждан 51,9% составляют женщины, более 1/3 части, поставленного на учет незанятого населения составляет молодежь в возрасте 16-29 лет.

В условиях, когда в Республике практически бездействуют предприятия и организации, обеспечение занятости населения на первом этапе восстановления ее социальной сферы и экономики должно достигаться на основе временной занятости при проведении масштабных общественных работ в городах и районах. Однако интенсивность работы в этом направлении остается пока низкой.

Так, в результате проведения работы за 5 месяцев 2002 г. из общего числа трудоустроенных (1830 чел.) направлено на общественные работы 1613 чел.

Недостаточно учитывается такой социально-психологический фактор, как то, что организация широкомасштабных общественных работ позволила бы существенно повысить мотивацию населения к трудовой деятельности и обеспечить определенную материальную поддержку за участие в общественных работах.

Рабочая сила ЧР традиционно отличалась высокой мобильностью, осваивая новейшую технологию добычи и переработки нефти, металлообработки, строительства, транспорта, а также выезжая практически во все регионы России и СНГ как на постоянные, так и на временные, сезонные работы.

В городах и районах отмечаются колебания показателей безработных, получающих пособие по безработице, что связанно с процессом возвращения граждан к местам основного жительства.

Численность безработных, которым назначено пособие по безработице, по состоянию на 1 июня 2002 г. по районам распределилась следующим образом:

    - до 500 чел. - Шаройский и Итум-Калинский; 

    - от 1000 до 2000 чел. - Надтеречный, Ленинский, Заводской, Шатойский;

    - от 2000 до 3000 чел. - Сунженский, Октябрьский, Старопромысловский, Наурский;

    - от 3000 и более чел. - Урус-Мартановский, Шалинский, Ачхой-Мартановский, Гудермесский, Грозненский, Курчалоевский, Веденский, Щелковской, Ножай-Юртовский, г. Аргун.

Принимаются необходимые меры, обеспечивающие своевременную выплату пособий по безработице. Эта работа проводится в тесном контакте с отделением федерального казначейства в г. Гудермес. Проблемы по данному вопросу были связаны с финансированием и размещением федерального казначейства по ЧР в г. Москве, а также отсутствием ОФК в г. Грозном.

В связи с установлением величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (1879,39 руб.) Постановлением Правительства ЧР от 14.05.2002 г. № 16, Приказом Службы занятости по ЧР от 05.06.2002 г. № 15 назначено пособие по безработице в размере 20% от прожиточного минимума.

Численность безработных, получающих доплаты на лиц, находящихся на их содержании, составляет 32 635 чел. При наличии огромного объема общественных и иных работ, количество лиц, находящихся на учете безработных и находящихся на их содержании, можно было бы значительно уменьшить, что снизило бы бюджетные расходы государства и Республики. Однако этого не сделано до сих пор, хотя традиции чеченского народа богаты многими способами быстрого восстановления разрушенного хозяйства или строительства нового. Это, прежде всего, так называемое "Белхи", когда для решения какой-либо проблемы собирается все население и активно участвует в ее решении. При этом затраты всегда минимальные, поскольку такие работы расцениваются как общественная помощь.

Нам не хватает нужной мобилизации чеченского народа, а он может быть мобилизован, когда будет уверен в стабильности и устойчивости политики как федерального Центра, так и Администрации ЧР при реализации ФЦП по восстановлению социальной сферы и экономики.

Для ускорения стабилизации обстановки в Чеченской Республике, на наш взгляд, необходимо:

кардинально изменить подход к трудоустройству населения Чечни. Главным должно быть - возможность заработать и при этом максимально использовать людей при восстановлении Республики на любых видах работ. Для этого целесообразно шире проводить мобилизацию всего населения Республики на ликвидацию завалов, разрушений, подготовки площадок под строительные и иные работы в Грозном и других населенных пунктах;

активнее создавать гражданское общество, что будет способствовать созданию рабочих мест, мелких и средних предпринимателей, возвращению бизнесменов и предпринимателей, готовых вкладывать свои средства в восстановление Республики.

Примечания

*  Программа предварительно была рассмотрена и одобрена Правительством Российской Федерации (протокол от 25 января 2001 г. № 2, раздел I, п.1)
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]