Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ И ОБЩЕСТВО*


Асимметрия возможностей этнократических и областных элит


А.В.Понеделков,
доктор политических наук, профессор
А.М.Старостин,
кандидат философских наук, профессор
(Северокавказская академия государственной службы)

 
 

Особое место в российском обществе занимают этнократические элиты. Впрочем, это касается не только России1,2

К этнократии относятся родоплеменные (тейповые), или национально-земляческие группы, занявшие место во властных элитах и лоббирующие интересы своего этноса (или его части) в системе властных и экономических отношений. Наибольшие возможности в этом отношении имеет региональная этнократия - правящая верхушка национальных республик, которая, с одной стороны, делает интересы так называемого "титульного (коренного) этноса" приоритетными, а с другой, - используя возможности своего положения, лоббирует интересы республики в высших структурах власти, продвигает в эти структуры своих представителей. Так образуются сильные этнократические группы, имеющие вертикальную структуру по всей территории страны. Пользуясь поддержкой национально-земляческих групп и республиканской этнократии, представители 10-15 небольших этносов продвигаются не только во власть, бизнес, силовые структуры собственной республики, но и в федеральные органы Центра, в аналогичные структуры в крупных городах. Тем самым этнократия приобретает существенное влияние и продвигает свои интересы на всех уровнях. 

Анализ структурных характеристик этнократии на региональном уровне позволяет выявить достаточно любопытные различия между представителями обычной региональной политической элиты (русскоязычные области) и республиканской.

Были проанализированы данные по 8 республикам и 5 областям Южного федерального округа: руководители органов исполнительной и законодательной власти, всего около 40 чел. (табл. 1).
 


Таблица 1

 
Вид
элиты
Средний
возраст,
лет
Базовое
образование
Наличие 2-го образования
Ученая
степень
техничес-
кое
гумани-
тарное
из них
всего
гуманитарное
техническое, сельхоз.
Республика
52,6
59
41
50
72,7
22,3
43
Область, край
55,2
80
20
46,7
100
20
Всего
53,6
72,3
27,7
47,2
89
11
33,3

  
Номенклатурный опыт
Предыдущая должность
(по сферам)
Начало биографии
госуправ-
ление
воспроизвод-
ство, бизнес
прочее
рабочие
крестьяне
студенты
52 (10 лет)
72,7
13,8
9,5
42,9
9,5
47,6
80 (10,5 лет)
40
40
20
20
26,7
52,3
64 (10,2 лет)
61,7
25
13,9
33,3
16,7
50

Этнократическая элита по исходным параметрам базовой профессиональной социализации существенно менее технократична, более чем вдвое научно "продвинута", имеет в гораздо меньшей степени связь с предшествующей номенклатурной лестницей, в ней значительно меньше выходцев из села, а также она значительно раньше включилась в государственно-административное управление новой России, хотя и не имеет такого опыта работы в бизнесе или директорском корпусе, как их коллеги из краев и областей.

Вместе с тем лоббистский потенциал представителей этнократических элит показывает, что он значительно превосходит возможности обычных региональных политических элит. Значительно большее внимание уделяет лидерам региональной этнократии и федеральная власть. Так, Президент РФ В.В.Путин за период своей президентской деятельности почти 30% встреч с губернаторами отвел этнократическим лидерам3

Введение структуры федеральных округов несколько уравняло возможности этнократических и обычных региональных элит. Однако полностью асимметрия возможностей не снивелирована.

Условия, определяющие формирование современных этнократических элит в условиях Северокавказского региона, прежде всего связаны с существенным изменением социально-политических отношений.

Важнейшим параметром сложившейся системы социальных отношений на Северном Кавказе является территориальная локализация этносов в изначально неравных по различным показателям природных условиях. Именно это определяет специфику их культурных черт, различие экономических форм деятельности и возможностей жизнеобеспечения.

Поскольку административно-политические элиты Северного Кавказа занимают промежуточное положение между Центром, местными элитами и населением, в их менталитете отражаются общефедеральные подходы, ответственность перед Центром. Это - с одной стороны. С другой, нельзя не учитывать действия как местных социальных и политических интересов, так и своеобразия региональной ментальности. Именно последнее заставляет обозначать властные элиты республик региона как этнократические, ибо данный фактор выступает основным элитообразующим вектором4. Несмотря на наличие конкурентных отношений между различными этнократическими элитами и элитными кланами, тем не менее это одна типологическая форма элит, обусловленная цивилизационными характеристиками. 

Геополитическое положение республик Северного Кавказа позволяет рассматривать проживающие в них коренные народы как систему родственных этнических групп5. У северокавказских народов не только тесно взаимосвязанные исторические пути развития, общность географического расположения и специфическое место в системе межрегиональных взаимодействий, но и сходный менталитет и культура, которая не только характеризует какой-либо народ, но и объединяет его, и отличает от всех других сообществ. 

С природно-географическими параметрами существования связаны и социально-психологические характеристики северокавказских народов и их элит. 

Процессы трансформации российского общества сказались и на этнизации элит. 

Этнизация республиканских политических элит - сложный и многоуровневый процесс, который нельзя свести к механическому увеличению в их рядах числа представителей титульного этноса. Тем не менее степень проявления данной тенденции наиболее наглядно прослеживается именно на основе возрастания представленности титульного этноса в высших структурах республиканской власти.

Как известно, в связи с проводившейся с 20-х гг. политикой "коренизации", доля титульных национальностей в руководящих органах республик всегда превышала их долю в составе населения, однако даже на этом фоне происходящие в постперестроечное время процессы выглядит весьма впечатляющими.

Так, в республике Саха (Якутия) якуты, составляя 34% населения, в настоящее время занимают 69% должностей в правительственных структурах.

Аналогичная картина наблюдается и в Татарстане: в Республике проживают 48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей, 78,1% местной правящей элиты татары, а в парламенте Татарстана (Госсовет РТ) татары составляют 73,3%, русские 25,1%, другие национальности - 1,6 %6, аналогичное положение и в Республике Башкортостан7.

Представительство в составе Северокавказских административно-политических элит далеко не во всем соответствует национальному составу республик.

Так, на высшем уровне среди руководства республиканских органов власти насчитывается менее 10% русских при общей численности русского населения в Северокавказских республиках около одной четверти. Данные показатели выравниваются в среднем звене (руководители отделов, служб и т.п.). К сожалению, они лишь готовят решения, но не принимают их.

Такие кадровые перекосы в итоге сказываются на межнациональных отношениях, приводя к конфликтам, неоправданным миграциям и вытеснению так называемых "некоренных" из территорий республик. С учреждением Федеральных округов эти процессы замедлились, однако коренного поворота пока не наблюдается. 

Характеризуя другие черты этнократических элит, нужно подчеркнуть, что их особенностью является концентрация властных полномочий в официальном центре исполнительной власти.

Почти 73% экспертов полагают, что реальная власть принадлежит главе исполнительной власти. Эта оценка несколько выше той, что отмечена в русскоязычных регионах Северного Кавказа (на 10-25%). Есть значительные отличия в оценке распределения власти, полномочий среди других официальных или теневых субъектов властных отношений.

В республиках большим властным влиянием пользуется чиновничий слой, аппарат и заметно меньше влияние криминальных структур и законодательных органов. В русскоязычных краях и областях, напротив, выше влияние руководителей финансово-коммерческих структур и хозяйственных руководителей и относительно ниже оценивается влияние чиновного аппарата. 

Таким образом, этнократия имеет вполне объективные основания и значительное воздействие на элитообразующий процесс. Во многих случаях, разрастаясь и набирая силу, она препятствует дальнейшему развитию демократических процессов, поскольку начинает существенно ограничивать интересы других крупных социальных групп. Это особенно характерно в условиях недостаточно четко выстроенной в правовом аспекте государственности, что с неизбежностью ведет к росту этнократических тенденций, если оно не компенсируется эффективной социальной, экономической политикой и усилиями в формировании гражданского общества на правовой основе. Значительные усилия именно в данном направлении уменьшат значимость этнократических факторов и автоматически усилят действия общегражданских. И это основной путь к формированию гармоничной системы, сочетающей качества общегражданских и этнокультурных ценностей. 

Итак, постсоветское социальное пространство выстраивается достаточно сложно и противоречиво. Основное противоречие связано с несоответствием образов либеральной демократии, рыночных отношений, гражданского общества, правового государства российским реалиям. Безусловно, процессы элитообразования в России намного опережают процесс низового социального структурирования. В отличие от классических буржуазных обществ, российское выстраивается с существенным включением методов социальной инженерии. И в этом отношении оно скорее родственно прежнему социалистическому обществу. Взаимодействие элит в рамках "правящего класса" направляет социальные и политические процессы не к демократическим моделям, а к более ранним формам буржуазного общества. Безусловно, так не будет всегда. Низовая социальная структуризация со временем должна уравновесить функционирование элит, поставить их под больший социальный и гражданский контроль. 

Примечания

*  Продолжение. Начало см.: "Обозреватель-Observer". 2002. № 7-8.
1  Волков А. Этнономенклатура и распад Государства. Свободная мысль. 2000. № 9. 
2  Романовский Н.В. Лики этнократии. Россия и современный мир. 2000. № 3.
3  Независимая газета. 2001. 27 сентября.
4  Волков В. Этнономенклатура и распад государства. Свободная мысль. 2000. № 9.
5  Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998.
6  Фарукшин М.Х. Политическая элита в Татарстане. Полис. 1994. № 6.
7  Галляпов Р.Р. Политические элиты российских республик. Особенности трансформации в постсоветский период. Полис. 1998. № 2.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]