Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 ИММИГРАЦИЯ НА ПИРЕНЕЯХ


Мадрид защищает границы Евросоюза


Александр Орлов,
кандидат исторических наук, политолог

 
 

В последние годы проблема иммиграции из разряда второстепенных вопросов внутрииспанской жизни прочно вошла в число "горячих тем", серьезно заботящих и правительство, и рядовых граждан государства за Пиренеями. Если раньше испанцы не усматривали в иммиграции серьезной угрозы целостности и стабильности своего общества, относясь к чужакам, оседавшим в их стране, вполне дружелюбно, то теперь, когда поток страждущих перебраться в их благодатный край становится все более полноводным и мутным, когда новые легальные, полулегальные и нелегальные члены общенационального коллектива под названием население Испании все более часто и больно наступают на натруженные мозоли аборигенов, то бишь коренных испанцев, последние начинают терять прежнее благорасположение к вновь прибывшим, видя в них главную причину своих проблем, а подчас и невзгод.

Для того, чтобы лучше уяснить масштабы этой проблемы, необходимо обратиться к статистике.

Легалы. В 1981 году количество иностранцев, имевших юридический статус "резидент", составляло, по данным Министерства внутренних дел Испании, 198 тыс. 42 чел.

Через 10 лет эта цифра достигла 360 тыс. 655 чел., то есть рост составил 162 тыс. 613 чел., что, естественно, не очень беспокоило власти, поскольку испанское общество было в состоянии без особых проблем "переварить" этот "объем" иммигрантов.

Но вот в последующий период темпы прироста иностранцев резко поползли вверх.

К 2000 г. их число уже приблизилось к миллиону (938 тыс. 783 чел.). Изменился и национальный состав иммигрантов.

Если вплоть до 1999 г. соотношение между гражданами стран-членов ЕС и негражданами Евросоюза, осевшими в Испании, было в пользу есовцев, то в 2000 г. произошел некий качественный кульбит и эти две категории поменялись местами. Причем значительно выросла экспансия неевропейцев.

Интересно проследить, какие страны из числа нечленов Евросоюза стремятся прежде всего покинуть их граждане/подданные ради того, чтобы обосноваться под теплым испанским солнцем.

На первом месте со значительным отрывом находится Марокко, откуда в Испанию в последние годы въехало более 50% легальных иммигрантов.

На втором месте - Китай (более 8%).

Далее следуют Эквадор (7,5%), Колумбия (6,5%), Аргентина (ок.5%), Алжир (ок.4%), Сенегал, Румыния, Бразилия (в диапазоне 2,5-2,8%). Из стран СНГ лидирует Украина (чуть меньше 1%).

Нелегалы. Необходимо учитывать, что помимо лиц, желающих перебраться в Испанию законным путем, угрожающими темпами растет поток нелегальных иммигрантов. По весьма приблизительным подсчетам, в настоящее время на трех легальных иммигрантов и лиц с урегулированным статусом (о них поговорим ниже) в среднем приходится более одного нелегального иммигранта. Пробираются они на испанскую территорию всеми мыслимыми и немыслимыми каналами. Главный же путь - морской. В настоящую пиратскую индустрию превратилась нелегальная доставка иммигрантов всевозможными плавсредствами (главным образом моторными лодками, небольшими шаландами, в том числе рыбацкими) из Африки на южное побережье Испании (в районы Кадиса, Малаги, Альмерии) и на Канарские острова.

Если в течение 1999 г. испанская береговая охрана задержала 475 таких иммигрантских "посудин", то в 2000 г. "улов" пограничников оказался намного более солидным - 780 единиц. Прямо скажем, немало, если учесть, что каждая такая шаланда, как правило, перевозит несколько десятков человек. А сколько таких плавсредств смогло благополучно достичь испанских берегов, не будучи замеченными? Одному Богу известно! Хотя и тонут они нещадно.

Только за 2000 г. было зарегистрировано 54 случая кораблекрушений иммигрантских шаланд.

Лидирующие позиции среди нелегальных иммигрантов, как и следовало ожидать, занимают выходцы из государств арабского Магриба (38% от общего числа) и, прежде всего, марокканцы. 25% приходится на латиноамериканцев, 12% - на африканцев из государств, расположенных южнее Сахары, по 8% - на китайцев и жителей восточноевропейских стран.

Стремясь плотно закрыть свои морские границы, которые одновременно являются для незваных гостей и границами всей "шенгенской зоны", испанские власти вынуждены прибегать к весьма нестандартным решениям, связанным с фактическим установлением пограничного контроля в пределах территории собственного государства.

Сошлюсь на собственный опыт, когда после посещения с группой туристов Сеуты - испанского города, расположенного в Северной Африке, по другую сторону Гибралтарского пролива, испанский офицер перед тем, как мы взошли на борт судна-парома, проверил наши паспорта и убедился в наличии в них шенгенской визы. Хотя внешних границ Испании при посещении Сеуты мы, естественно, не пересекали.

Вероятно, подобные меры предосторожности являются вполне оправданными. Во всяком случае посещение Сеуты произвело двойственное впечатление, поскольку, безусловно, европейский по своей архитектуре город в значительной степени уже колонизован арабами. Арабская речь звучала на улицах не реже, чем испанская, женщины в традиционной мусульманской одежде были неотъемлемой частью толпы. Мне трудно судить, каков юридический статус этой арабской части населения Сеуты, но жесткий полицейско-пограничный контроль в порту наводит на мысль, что там не все обстоит гладко.

Чем же занимаются иммигранты в Испании, как зарабатывают себе на жизнь?

Главными легальными областями, где они в основном задействованы, являются: сельское хозяйство (30%), строительство (15%), сервис, в первую очередь общепит (официанты, посудомойки, уборщики и т.д.) и прислуга по дому (соответственно 14 и 15%). Кстати, в строительстве и службе быта в основном заняты и нелегальные иммигранты. Работодателей-испанцев это вполне устраивает, поскольку позволяет платить таким рабочим немного, а протестовать из-за своего полностью бесправного положения они, естественно, не будут.

В то же время, по данным Министерства внутренних дел Испании, порядка 27% нелегальных иммигрантов занимаются не совсем "чистым" мелким бизнесом и уличной (в том числе пляжной) торговлей, а 19% этой категории лиц напрямую связаны с преступностью и торговлей наркотиками. По сведениям из того же источника, 20 тыс. незаконных иммигранток - проститутки.

Все это, естественно, не может не беспокоить испанские власти, которые опасаются потерять контроль за нелегальными иммигрантами, если их число превысит некую "критическую массу". Приходится им считаться и с общественным мнением, которое, в том числе и под воздействием части СМИ, видит чуть ли не в каждом иммигранте потенциального преступника.

Осознавая масштаб проблем, которые порождает для государства и общества нелегальная иммиграция, и отдавая себе отчет в том, что выявить и выслать из страны всех незаконно въехавших и осевших в ней людей невозможно, правительство Испании пошло по пути урегулирования юридического статуса этой категории лиц.

В течение 2000 г. в рамках этого процесса испанские власти изучили четверть миллиона заявлений нелегальных иммигрантов, в результате чего 140 тыс. чел. получили положительный ответ и соответственно легализовали свое присутствие в Испании. Высылке же из страны подлежит лишь порядка 30 тыс. чел., присутствие которых в Испании является нежелательным. По остальным запросам испанские власти продолжают работу.

Проблема борьбы с незаконной иммиграцией стала своеобразной "козырной картой" испанского председательства в Евросоюзе в период с января по июнь 2002 года. Начав с противодействия терроризму - темы, которая в первые месяцы нынешнего года по хорошо известным причинам имела абсолютный приоритет, а для Испании, регулярно сталкивающейся с проявлениями терроризма, актуальной особо, - испанцы к концу своего председательства переключились на незаконную иммиграцию по целому ряду соображений и, прежде всего, как результат шока, пережитого западным обществом после первого тура президентских выборов во Франции, когда правый радикал Ле Пен вплотную приблизился к заветному президентскому креслу в Елисейском дворце.

Испанцы вышли с весьма жесткими предложениями на саммит ЕС в Севилье (21-22 июня 2002 г.), подводивший итог их председательству в Евросоюзе. Суть их позиции состояла в том, что Евросоюзу необходимо принять эффективные меры по наказанию тех стран, которые не желают должным образом сотрудничать в предотвращении нелегальной иммиграции. Однако большинство лидеров стран ЕС не поддержали "кавалерийского" наскока испанского премьера Х.М.Аснара, предпочтя более взвешенный подход. Согласованные в Севилье меры касаются четырех основных областей: 

    - борьбы с нелегальной иммиграцией,

    - координации в вопросах безопасности внешних границ Евросоюза,

    - интеграции политики в сфере иммиграции в общую внешнюю политику ЕС,

    - выработки единой стратегии в вопросе предоставления убежища.

По первому вопросу (борьба с незаконной иммиграцией) имеется в виду до конца этого года уточнить список государств, граждане которых могут посещать страны ЕС только по визам (сейчас в этом списке фигурируют более 130 стран), выработать программу скоординированной репатриации лиц, не легализовавших свое пребывание на территории Евросоюза. На данном этапе особую актуальность имеет вопрос возвращения на родину афганцев, которые после изменения ситуации в своей стране утратили право на получение политического убежища в государствах ЕС.

Что касается второго вопроса (координация в области безопасности внешних границ), то, не достигнув из-за возражений Швеции и Финляндии согласия в отношении предложения Х.М.Аснара, Т.Блэра и С.Берлускони о создании Европейской пограничной полиции, есовцы несколько снизили планку, придя к компромиссному варианту о проведении совместных операций и совместном патрулировании внешних границ ЕС.

По четвертому вопросу было решено к 2003 г. выработать общие правовые нормы в отношении предоставления убежища и долговременного вида на жительство (для иммигрантов с пятилетним стажем пребывания в одной из стран ЕС будет предоставлена возможность продления своего статуса до 10 лет и более).

Наиболее острые дискуссии развернулись по вопросу о воздействии на страны, откуда чаще всего прибывают незаконные иммигранты. В конечном итоге есовцы пришли к тому, что эти государства должны взять на себя обязательство сотрудничать с Евросоюзом в вопросах борьбы с нелегальной иммиграцией, причем выполнение ими этого обязательства будет "систематически оцениваться". В то же время эти меры, как подчеркнули лидеры ЕС в Севилье, ни в коем случае не будут затрагивать "сотрудничество во имя развития".

Х.М.Аснар и поддержавший его по многим вопросам британский премьер Т.Блэр, после принятия компромиссного решения неуклюже пытались "отработать назад", упирая на то, что никогда не ставили вопрос о применении санкций. Тем не менее оппозиционная Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) не преминула устами официального представителя своей фракции в Конгрессе депутатов (нижняя палата парламента) Хесуса Кальдеры квалифицировать неудачу Аснара в Севилье как "провал" всего полугодичного испанского председательства в ЕС, что, естественно, является натяжкой.

Тем не менее следует признать, что финал нынешнего председательства Испании в Евросоюзе действительно выдался далеко не фееричным, что, вероятно, явилось неожиданностью для испанских консерваторов.

Неприятной для них прелюдией саммита в Севилье стала всеобщая забастовка 20 июня, проводившаяся по призыву левых профобъединений. Уже давно Испания не знала столь масштабной акции протеста испанских трудящихся. Несмотря на попытки правительства и правящей Народной партии приуменьшить ее значение, сам факт проведения всеобщей забастовки в канун встречи лидеров Евросоюза не мог не нанести удара по престижу правительства, став свидетельством потери его связи с трудящимися и профсоюзами.

Дополнила эту в целом невеселую картину серия террористических актов, организованных баскской экстремистской организацией ЭТА в ряде крупных испанских городов. Терроризм, который по первоначальному замыслу Мадрида должен был быть "гвоздем" испанского председательства в ЕС, им и стал, только в несколько ином ракурсе.

Вернемся к теме иммиграции и подведем итоги. Хотя в ряде других стран-членов ЕС проблема иммиграции стоит даже острее, чем в Испании, Мадрид выдвинулся в последнее время в авангард борцов за наведение порядка в этом вопросе. Причем добиться этой цели испанцы стремятся за счет сочетания различных методов - от мягких, связанных с урегулированием юридического статуса уже находящихся на территории государства нелегальных иммигрантов, которых они рассматривают как некую объективную реальность, до жестких, предполагающих высылку из страны определенного числа "неблагонадежных нелегалов", уличенных в противоправных действиях, плотное закрытие внешних границ Евросоюза с тем, чтобы минимизировать приток новых нежданных гостей и воздействие на страны происхождения иммигрантов, в том числе и путем введения против них санкционных мер.

Хотя на саммите в Севилье официальный Мадрид поддержал согласованную в рамках Евросоюза более умеренную программу борьбы с нелегальной иммиграцией, в "душе" испанские консерваторы, а они сегодня у власти в стране, не отказываются от необходимости принятия более строгих мер в отношении государств-штрафников. При этом представители испанского правительства не отрицают, что одним из аргументов в пользу проведения более жесткой политики в отношении нелегальных иммигрантов является стремление перехватить инициативу в этом вопросе у крайне правых, которые за счет нещадной эксплуатации этой темы сумели совершить серьезный электоральный прорыв в целом ряде европейских стран (Франция, Голландия, Австрия, Дания и т.д.), кое-где даже войдя "во власть". Как свидетельствуют специализированные опросы, на сегодняшний день треть западноевропейцев считают себя в той или иной степени расистами. Всплеск ксенофобии в среде рядовых граждан связан прежде всего с боязнью того, что увеличение иммиграции приведет к безработице, ухудшению условий жизни, снижению стабильности в обществе, насаждению в нем чуждых обычаев и нравов, росту преступности и наркомании.

Словом, проблема действительно серьезная и не реагировать на нее нельзя. Но какой путь ее разрешения окажется более эффективным - решительный, жесткий, ограничительный, к которому тяготеют европейские (в том числе и испанские) консерваторы, или либеральный, основанный на учете реальных проблем, с которыми сталкиваются беднейшие страны - главный источник иммиграции - в условиях глобализации, более близкий социал-демократам, покажет время. Пока инициатива - у правых, которые за последнюю пару лет серьезно потеснили социал-демократов, доминировавших в правительствах стран Евросоюза еще совсем недавно.

В Испании правые у власти уже 6 лет. В свое время Мадрид оказался у истоков консервативной волны, которая затем захлестнула многие страны Евросоюза. Но не начнется ли консервативный отлив тоже в Испании и не станет ли тема иммиграции одним из тех факторов, который повернет политический маятник в другую сторону? 

Не будем забывать, что стареющая - в самом прямом смысле - Западная Европа нуждается в стабильном притоке "свежей крови", новых "мозгов" и рабочих рук как раз для того, чтобы сохранить нынешний уровень экономического роста и соответственно гарантировать высокие стандарты жизни населения. По подсчетам Евростата, до 2050 г., чтобы решить эту задачу, Западная Европа должна будет принять у себя не менее 44 млн. иммигрантов.

Что касается Испании, то благодаря иммигрантам улучшается демографическая картина в стране. В тех областях Испании, где их меньше всего - Галисия, Кастилья-Леон, Астурия, Арагон, Страна Басков, Кантабрия, численность населения по- стоянно уменьшается. Там же, где их больше - Андалусия, Мадрид, Канарские острова, Мурсия, Балеарские острова, Каталония, эту тревожную тенденцию удалось переломить.

В завершение подчеркну, что в современном мире уже нереально жить обособленно. Государство не может закрыться в собственной скорлупе. От этого пострадает, прежде всего, оно само. Другое дело, что прием в сложившееся общество новых членов должен быть не хаотичным и беспорядочным, а четко юридически и политически отлаженным. По этому пути стремятся идти западноевропейцы, ходя путь этот, как мы видим, не прост и сопряжен с ошибками. Вместе с тем убежден, что западноевропейский опыт нуждается в самом тщательном изучении, поскольку то, что делают сейчас наши соседи, придется в той или иной мере повторить и нам. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]