Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer

 ВОЙНА С НАРКОКУРЬЕРАМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ...


Россия как объект наркобизнеса и "наркомост"



День 22 июня на участке одной из застав Московского пограничного отряда начался со скоротечного боя. Рано утром с границы поступил доклад пограничного наряда об обнаружении вооруженных нарушителей из Афганистана, которые на резиновых камерах пытались переправиться через Пяндж на таджикскую территорию.

При высадке на берег нарушителей остановил окрик пограничников: "Стой!" После небольшого замешательства со стороны неизвестных по стражам границы был открыт огонь. В это же время по пограничникам ударили пулеметы и с сопредельной стороны.

Ответным огнем пограннаряда два наркокурьера были уничтожены, огневые точки подавлены, оставшиеся в живых нарушители скрылись на территории Афганистана. На месте боестолкновения было обнаружено 8 мешков с 218,7 кг опия-сырца.

Только в течение текущего года на участках Московского и Пянджского пограничных отрядов произведено более 20 задержаний крупных партий наркотиков (не менее 20 кг каждая), в ходе которых изъято свыше 700 кг героина и более 500 кг опия-сырца, что в переводе на дозы составляет более 7 млн. 230 тыс. 600 доз (1 доза - 10 мг героина).

Говоря о проблеме постоянно расширяющегося наркобизнеса, необходимо отметить, что мировое сообщество обоснованно проявляет озабоченность стремительным ростом масштабов незаконного оборота наркотиков, финансируемого и осуществляемого организованными транснациональными преступными группами. Огромные доходы от незаконного оборота наркотиков являются экономической основой деятельности таких групп и некоторых стран, в числе которых Афганистан. Доказана прямая связь незаконного оборота наркотиков с контрабандой оружия и международным терроризмом, а также с подрывом экономических и политических институтов государства, ростом преступности, насилия и коррупции.

Анализ имеющейся в ФПС России информации позволяет однозначно утверждать, что Российская Федерация стала не только объектом широкомасштабной экспансии международного наркобизнеса, но и "наркомостом" между Азией, Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. По оценкам пограничников, сложившаяся ситуация обусловлена как внешними, так и внутренними факторами.

К внешним факторам относятся:

    - активизация борьбы с наркобизнесом в странах Западной Европы и на американском континенте, что вынудило международные наркокартели искать новые маршруты транспортировки наркотиков и рынки сбыта;

    - объективно возникшие сложности использования традиционных маршрутов доставки наркотиков в Западную Европу, в частности через Балканы, в связи с обстановкой на территориях, входивших в Югославию;

    - развитая инфраструктура производства героина в Афганистане, которая после начала антитеррористической операции совершенно не пострадала;

    - выгодное в плане создания наркотрафиков географическое положение России.

К внутренним факторам следует отнести: 
    - наличие у России "прозрачных" границ с государствами-участниками СНГ и произошедшее в последние годы ослабление охраны внешних границ государств Содружества;

    - несоответствие возможностей правоохранительных органов из-за сложной экономической ситуации в стране многократно возросшей наркоугрозе;

    - продолжающееся становление российского законодательства в области контроля над наркотиками;

    - превращение наркобизнеса в один из наиболее доходных видов организованной преступности.

    В основном по этим причинам в последние годы на государственной границе РФ и в пунктах пропуска через нее, а также на внешних границах государств Центральноазиатского региона отмечается устойчивая тенденция наращивания объемов контрабанды наркотиков в Россию и другие страны СНГ.

Так, если в 2000 г. пограничниками было изъято на границе около 4 т наркотиков (3977,200 кг), то в 2001 г. почти 6 т (5992,577 кг).

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в последние годы резко возрос объем задержаний на границе жестких наркотиков.

Так, рост задержаний героина Пограничной службой РФ с 1998 г. увеличился более чем в 12 раз (1998 г. - 203 кг, 1999 г. - 610 кг, 2000 г. - 902 кг, 2001 г. - 2506 кг), и эта тенденция в текущем году не снижается.

Наибольшее количество наркоконтрабанды, как правило, задерживается на центральноазиатском направлении, точнее, на таджикско-афганской и российско-казахстанской границе. В 2001 г. именно на этих направлениях изъято около 93% от общего количества наркотиков, задержанных войсками и органами Пограничной службы РФ, в том числе более 99% героина.

Именно актуальность проблемы борьбы с наркотрафиком, особенно из Афганистана, сыграла не последнюю роль в принятии решения о переходе к оперативно-войсковой охране на российско-казахстанской границе.

На наиболее опасных направлениях в Пограничной группе (ПГ) ФПС России в Республике Таджикистан (РТ) и Юго-Восточном региональном управлении (РВ РУ) ФПС России созданы и успешно работают специально предназначенные для борьбы с контрабандой наркотиков подразделения. Несмотря на их малочисленность и недостаточную техническую оснащенность, эффективность их деятельности достаточно высока.

В ФПС России организовано и поддерживается тесное взаимодействие с Главным управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков СКМ МВД России, Департаментом экономической безопасности ФСБ России и Главным управлением по борьбе с контрабандой ГТК России. Взаимодействие осуществляется как в рамках Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков, созданного при МВД России в 1998 г., так и путем совместного проведения антинаркотических операций "Канал".

В прошедшем году было проведено 13 таких операций, 8 из которых осуществлены совместно с правоохранительными органами Казахстана, Белоруси, Украины, Литвы, Латвии, Грузии и Таджикистана. В результате было выявлено 3943 наркопреступления, из незаконного оборота изъято 1237 кг наркотических средств, в том числе свыше 67 кг героина.

Наряду с другими правоохранительными органами, ФПС России является участником Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы".

Кроме того, меры усиления борьбы с контрабандой наркотиков постоянно находятся в центре внимания Совета командующих Пограничными войсками государств-участников СНГ.

ФПС России на договорной основе сотрудничает в антинаркотической сфере с 22 зарубежными странами.

На правах правительственной организации ФПС России установлено тесное взаимодействие с Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП), которое вносит значительный вклад по техническому оснащению частей и подразделений ПГ ФПС России в РТ и ЮВРУ.

Несмотря на значительные усилия ФПС России и других правоохранительных органов, контрабандистам все-таки удается переправить через границу большой объем наркотиков. Поэтому в настоящее время говорить о том, что в ближайшей перспективе поток наркотиков в Россию из-за рубежа уменьшится, нет никаких оснований. Наоборот, такие факторы, как получение значительных прибылей от наркоторговли и низкий уровень социально-экономического развития государств Центральной Азии, превративший наркобизнес практически в главный источник существования для многих людей в регионе, являются основной движущей силой наркоторговли.

В этих условиях ФПС России продолжает наращивать свои усилия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. А именно:

- принимает меры по повышению надежности охраны таджикско-афганской и российско-казахстанской границы как основного сдерживающего рубежа на пути наркопотоков в Россию;

- продолжает работу по развитию и укреплению сотрудничества со спецслужбами и правоохранительными органами других государств и, прежде всего, сопредельных с Россией;

- наряду с другими министерствами и ведомствами добивается ужесточения таможенного и визового режима с сопредельными государствами, в которых не организована эффективная борьба с незаконным оборотом наркотиков;

- расширяет сотрудничество с международными организациями в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Совместные усилия ФПС и других структур исполнительной власти России (наряду с деятельностью учреждений по борьбе с наркобизнесом государств СНГ, дальнего зарубежья, международных организаций) в деле укрепления охраны Государственной границы позволят значительно повысить эффективность борьбы с трансграничными наркогруппировками (табл. 1а, б и 2).

Таблица 1а

Обобщенные данные задержания наркотиков

кг                              

 
Региональные управления
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
(6 мес.)
ПГ в РТ
956,0
568,9
3130,8
5452,2
1245,17
Всего
1830,1
1624,1
4021,8
5915,2
1453,9
                                                                    Таблица 1б

                                                                                                кг
Региональные
управления
2001 г.
2002 г.
(6 мес.)
Юго-Восточное
81,2
158,0
Северо-Кавказское
6,7
6,8
Забайкальское
2,0
5,3

Таблица 2

Задержанные наркотики по видам 

кг                             

 
Виды наркотических средств
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
(6 мес)
Героин*
202,8
(11,1%)
617,3
(38%)
897,8
(22,3%)
2471,8
(41,8%)
723,06
(49,73%)
Опий-сырец
746,4
136,9
2305,7
2971,9
402,8
Маковая соломка
379,9
-
-
51,5
4,4
Гашиш и чарс
449,2
68,1
80,8
9,0
99,7
Конопля
-
-
379,6
322,4
71,4
Марихуана*
-
668,0
267,0
14,8
151,6
(10,43%)
Др. средства
51,8
133,8
90,9
74,6
1,6
Всего
1830,1
1624,1
5915,2
5915,2
1453,9
* Примечание. В скобках указана доля героина в общем количестве задержанных наркотических средств.

Актуальной остается тенденция роста как количества героина, так и его доли в составе задерживаемых наркотических средств. Подтверждается устойчивость тенденции к росту доли задерживаемой марихуаны.

В 2001 г. количество задержанного героина (2471,8 кг) составила 24 млн. 718 тыс. доз.

Наибольшее количество задержанных наркотиков за 6 мес. 2002 г. приходится на таджикско-афганский участок границы, где задержано 1245,17 кг, что составляет 85,6% от всех задержанных наркотических средств.

На Северном Кавказе и в западных регионах России отмечается активность местного населения по выращиванию наркосодержащих растений и преступная деятельность организованных групп по налаживанию устойчивых и законспирированных каналов контрабанды наркотиков.

Наиболее активная деятельность наркомафиозных структур в западном регионе отмечается на брянском, белгородском и ростовском направлениях; на северокавказском - в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республике.

Сохраняется высокая активность наркоструктур на российско-казахстанской границе. По оценкам некоторых международных экспертов, ситуация с незаконным оборотом наркотиков в Казахстане является второй по сложности после Афганистана. На территории Республики существует значительная сырьевая база для производства наркотических средств.

По подсчетам специалистов, площади дикорастущей конопли в Чуйской долине (Джамбульская область) достигают 150 тыс. га, что позволяет ежегодно производить до 6 тыс. т марихуаны. По данным управления по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД Республики Казахстан, более 93% марихуаны и 85% гашиша в России имеет казахстанское происхождение.

Анализ показывает, что города Самара, Троицк, Курган, Омск, Новосибирск, Барнаул в настоящее время становятся крупными транзитными пунктами по переправе наркотиков из республик Центральной Азии на Урал и в другие регионы России.

Устойчивый канал наркотранзита (в основном героина) из центрально-азиатского региона СНГ в Россию наметился на участках авиационных пунктов пропуска (прежде всего, окпп "Самара" и "Казань"), а также на астраханском направлении российско-казахстанского участка Государственной границы, где неоднократно задерживались наркокурьеры, в основном из Таджикистана и Киргизии.

В последние годы на участке Дальневосточного регионального управления жители российского приграничья активизировали свою деятельность по сбору дикорастущей конопли. За 1996-2001 гг. пограничными подразделениями ДВРУ было задержано около 1400 кг наркосырья. При этом более 85% конопли изымалось на участках Шимановского, Биробиджанского и Бикинского пограничных отрядов.

Тенденция роста оборота наркотиков на Дальнем Востоке обусловлена ростом наркомании среди жителей Китая, а также российских граждан. К началу 2001 г. число официально зарегистрированных наркоманов в Китае превысило 860 тыс. чел., что почти на 27% больше, чем в 1999 г. Столь значительный прирост больных наркоманией в КНР, по сообщениям правоохранительных органов, произошел за счет быстрого распространения среди молодых китайцев синтетических наркотиков - "лед" или пилюль "трясучка для головы" на основе амфетамина.

По данным Комиссии ООН по контролю за наркотиками, Афганистан занимает первое место в мире по производству наркотиков. На его долю приходится 75% всего производимого в мире опия-сырца (почти 80% экономики Афганистана связано с производством и торговлей наркотическими веществами).

Несмотря на то, что одной из важнейших целей проводимой на территории Афганистана антитеррористической операции является уничтожение сырьевой базы международного наркобизнеса, нет оснований полагать, что в текущем году производство и поставки опиума и героина из Афганистана будут прекращены или хотя бы снизятся. По оценкам представительства Управления по контролю над наркотическими средствами и предупреждению преступности (УКНПП) в Ташкенте, производство опиума в Афганистане в 2002 г. ожидается на уровне 2,5-3,5 тыс. т. В настоящее время среди изъятых наркотиков на участке Пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан уже встречаются наркотики, переработанные из сырья урожая этого года.

Меры, принимаемые руководством Афганистана по пресечению наркобизнеса, пока остаются малоэффективными и встречают сопротивление на местах. Правительство Х.Каразая предлагает выплачивать от 3 до 3,5 тыс. долл. за уничтожение одного га посевов мака, в то время как продажа опиума-сырца с одного га приносит крестьянам доход порядка 8 тыс. долл.

Тенденция роста уровня незаконного перемещения через Государственную границу наркотических средств в 2002 г. будет сохраняться, что обусловлено:

    - большими объемами накопленных наркотических средств в Афганистане и сохранением объемов их производства в странах Центральной Азии;

    - ростом активности афганских наркогруппировок, стремящихся переправить через таджикскую границу крупные партии наркотиков в связи с проведением антитеррористической операции в Афганистане, а также стремлением Ирана совместно с международными организациями перекрыть традиционный путь поставки наркотиков из Афганистана в страны Западной Европы;

    - усилением попыток наркогруппировок по втягиванию в наркоконтрабандную деятельность широких слоев населения, в том числе жителей приграничья;

    - увеличением уровня потребления населением наркотических средств в большинстве регионов РФ и странах Западной Европы;

    - низким профессионализмом и коррумпированностью сотрудников правоохранительных структур большинства центральноазиатских государств-участников СНГ, осуществляющих контроль на внешних границах.

Таким образом, анализ ситуации, складывающейся на Государственной границе и в приграничных регионах России, а также внешних границах государств-участников СНГ, дает основания полагать, что негативные явления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, будут усиливаться.

При этом следует ожидать развития следующих основных тенденций:

1. По-прежнему наибольшую часть контрабандного потока наркотиков будут составлять опиаты, имеющие афганское и центральноазиатское происхождение. Будут продолжаться попытки перемещения наркотиков через таджикско-афганскую границу практически на всем ее протяжении.

Активность наркомафиозных структур сохранится и на российско-казахстанской границе, через которую будут предприниматься попытки переправы в Россию афганского опия и героина, а также наркотиков, произведенных в центральноазиатских государствах СНГ. Транзитными центрами на маршрутах из Казахстана на Урал и в другие регионы России будут приграничные города Троицк, Карталы, Омск, Самара, Новосибирск, Барнаул и Астрахань.

2. Наличие на Дальнем Востоке и в Приморье значительного количества наркосодержащего сырья (прежде всего конопли), а также рост наркобизнеса в Китае и других государствах Юго-Восточной Азии превращают данный регион России в один из крупных рынков сбыта и в перспективе канал транзита наркотиков в другие регионы страны.

3. Неблагоприятная обстановка сохранится в авиационных пунктах пропуска. Следует ожидать, что наркокурьерами для доставки наркотиков из стран-производителей будут все активнее использоваться авиарейсы не только в Москву и другие города России, но и государства СНГ.

Пресс-служба ФПС Российской Федерации
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]