Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ


Задачи российской энергетической дипломатии и политики

А.Шныров,
аспирант Дипломатической академии МИД России

 

Взгляд на мировую энергетику

       Мировая энергетика - та отрасль, от которой напрямую зависит экономическое благополучие ведущих государств и, в конечном счете, их выживаемость. Энергоресурсы (нефть и газ) ограничены, цены на них колеблются, что обостряет конкуренцию в глобальных масштабах.

       Ведущие государства осознают опасность погружения в анархию конкурентной борьбы, тем более в условиях глобализации. Проявляется готовность к взаимодействию, поиску коллективных ответов на вызовы в энергетической сфере. Постепенно формируется двусторонняя и многосторонняя энергетическая дипломатия. Ее цели - находить баланс интересов различных государств, добиваться дальнейшего развития производства энергоресурсов, создания надежных современных систем их транспортировки при соблюдении экологических стандартов.

       Реализовать эти цели очень непросто, так как мотивы государств подчас не совпадают. По интересам страны разделяются на покупателей, продавцов и тех, кто транспортирует энергоносители. Кроме того, внутри каждой из групп идет борьба за доступ к рынкам и контроль над ними, обеспечение наиболее безопасных путей доставки энергии.

       Как отмечает германский специалист Ф.Мюллер, "тема надежности снабжения энергоресурсами становится важнейшей в повестке дня мировой политики; многие, если не большинство современных государств, связывают с этой проблемой перспективы своего физического выживания"1. В другой работе отмечается: "Соображения энергетической безопасности в возрастающей степени диктуют поведение национальных государств в мировой политике, их симпатии и антипатии в отношении тех или иных акторов международной жизни, их готовность вступать в коалиции и союзы, участвовать в работе международных организаций"2.

       Следующим фактором, определяющим состояние мировой энергетики, является макроэкономический. От темпов развития экономики зависит структура и динамика энергопотребления, ситуация на мировом энергетическом рынке.

       Сейчас предложение не поспевает за спросом, который растет со стороны Китая, ряда других стран АТР, Индии. В результате цены на нефть продолжают стремительно возрастать, создавая угрозу дестабилизации мировой экономики3.

       Ситуация усугубляется тем, что инвестиций в ТЭК не хватает.

       Как указывают эксперты Мирового энергетического совета, дефицит средств, которые могут быть задействованы для развития нефтегазового и электроэнергетического секторов в глобальном масштабах до 2020 г., достигает 1 трлн. долл.4.

       Конъюнктура спроса на энергоносители будет, естественно, зависеть и от демографической ситуации.

       По оценкам, население земли вырастет к 2010 г. до 7 млрд., при этом на развитую часть человечества будет приходиться не более 20%. Наивысшие темпы демографического роста прогнозируются для Ближнего Востока и Африки. Уровень энергообеспеченности на душу населения будет оставаться весьма неравномерным, и, скорее всего, отставание многих стан "третьего мира" от ведущих государств увеличится4.

       Что касается России, то из-за прогнозируемого нулевого прироста населения, показатель энергообеспеченности имеет возможность вырасти5.

       Корректирует параметры развития мировой энергетики и экологический фактор.

       Именно энергетика больше других отраслей мирового хозяйства повинна в усугубляющемся загрязнении окружающей среды - на нее приходится свыше 50% выбросов углекислого газа6. Мировое сообщество принимает меры по уменьшению выбросов в атмосферу, улучшению безопасности АЭС. Анализируя ситуацию, ведущий российский специалист по проблеме энергетической дипломатии С.З.Жизнин приходит к выводу: "Экологический фактор окажет существенное воздействие на формирование будущей структуры мировой энергетики, что может быть сравнимо с воздействием энергетического кризиса 1973 г. В частности, это приведет к росту доли газа в энергопотреблении, улучшению экологических стандартов энергетики и т.д."7.

       Многое в энергетическом секторе будет зависеть от достижений в создании новых технологий.

       По преобладающему мнению, на обозримую перспективу нефть, газ, а также уголь, не удастся заменить более эффективными альтернативными энергоносителями8. Вместе с тем есть и оптимисты, которые верят в прорыв человечества в использовании новых источников энергии - термоядерного синтеза, воды, водорода и т.д.9.

       Что касается России, то наблюдается ее отставание в применении на практике передовых энергетических технологий. Хотя потенциал имеется - это конверсия предприятий и НИИ ВПК.

       Последним по счету, но отнюдь не по значению является в мировой энергетике фактор обеспеченности энергетическими ресурсами, прежде всего органическим топливом.

       Россия находится в благоприятном положении, обладая крупнейшим в мире ресурсно-сырьевым энергетическим потенциалом. По разведанным запасам нефти наша страна занимает второе место в мире, по добыче - третье, а по газу (запасам и добыче) - первое. Россия является мировым лидером по объемам обогащенного урана и по запасам угля10.

       Высказываются различные прогнозы дальнейшего развития энергетики. Наиболее реальным представляется, что постепенно будет происходить снижение темпов роста спроса на первичные энергетические ресурсы. Такая тенденция приведет к сдерживанию, в конце концов, цен, сбалансированию энергетических рынков.

       Важнейшим показателем эффективности энергопотребления является энергоемкость, фиксирующая расход энергоресурсов на 1000 долл. ВВП в пересчете на нефтяной эквивалент.

       Данный показатель оптимален в странах ОЭСР, а наихудший - в Восточной Европе и СНГ. В России он остается плохим из-за нерационального энергопотребления11.

       Среди наиболее энергопотребляющих отраслей выделяются черная металлургия и транспорт. На Западе и в Японии в последние десятилетия производство и потребление металла сокращается из-за структурной перестройки экономики. В Китае, Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке идет рост металлургического производства, поэтому там велик спрос на уголь и электроэнергию. В России возможно снижение спроса на металл из-за свертывания металлоемких производств.

       Согласно прогнозам, транспорт будет развиваться быстрыми темпами повсеместно в мире, а значит, энергопотребление в отрасли также будет возрастать12. Возможно появление транспортных средств с более экономичными и экологически чистыми силовыми установками. Тем не менее в ближайшие 10-15 лет заменить нефтепродукты в качестве главного транспортного топлива не удастся13.

       Судя по прогнозам, суммарное годовое потребление первичных энергетических ресурсов будет расти вплоть до 2010 г. Доля нефти составит около 39%, твердого топлива, включая уголь, - 28%, газа - 24%, гидроресурсов - 3%, атомной энергии - 6%, других источников - около 1%14. Из прогнозируемого прироста потребности в этих ресурсах две трети придется на долю "третьего мира", в том числе одна пятая на Китай. Наиболее низкие показатели прогнозируются в отношении стран Восточной Европы и СНГ, включая Россию.

       Основными потребителями нефти останутся страны ОЭСР, хотя их доля снизится с 60% до 50% в 2010 г. Существенно возрастут объемы нефти, потребляемой развивающимися странами. Потребление в странах ЦВЕ и СНГ возрастет незначительно14.

       Запасы нефти распределены неравномерно. На долю стран ОПЕК приходится около 75%.

       В этой связи импортеры придают большое значение нефтяным запасам неопековских стран, в первую очередь на постсоветской территории (район Каспия). По оценкам, в мире порядка 70 млрд. прогнозируемых запасов нефти, значительная доля из них - на постсоветском пространстве.

       В силу особенностей транспортировки газа потребитель привязан к системе трубопроводов. Постепенно совершенствуется технология сжижения газа, что позволяет перевозить его танкерами.

       Наиболее крупными запасами газа обладают Россия и другие страны СНГ. Далее идут Иран и Катар. Среди стран ОЭСР выделяются США, Канада, Австралия, Норвегия и Великобритания.

       Стабильная цена, удобство транспортировки, а также целенаправленные меры стран ОЭСР по уменьшению доли нефти в энергопотреблении привели к тому, что добыча угля за период с начала 70-х годов ХХ в. росла в среднем на 2,4% в год, достигнув уровня 3,5 млрд. т.

       Основные потребители угля - электроэнергетика и металлургия.

       Основной прирост потребления угля произойдет в Китае и Индии. В странах ОЭСР и СНГ прогнозируется незначительное увеличение потребления угля.

       Учитывая динамику потребления угля, его запасов хватит более чем на 400 лет. Страны СНГ располагают свыше 23% запасов угля, значительная часть которых находится в России15.

       Ожидается, что производство электроэнергии в мире вырастет до 20 трлн. В 2010 г. высокий уровень электрификации и дальнейшее снижение энергоемкости экономики стран ОЭСР приведут к тому, что ежегодные темпы прироста производства и потребления электроэнергии в этих странах составят 1,1% и будут в два раза ниже среднемирового уровня 2,2%16.

Контуры международного сотрудничества

       Тенденция к международному сотрудничеству в сфере энергетики постепенно укрепляется. Способствовали этой тенденции энергетические кризисы 70-90-х годов. Потребители и производители все больше осознают общую заинтересованность в стабильности энергетического сектора.

       Вначале координация осуществлялась внутри двух групп: производителей и потребителей.

       Члены ОПЕК еще в конце 60-х годов стали согласовывать объемы добычи нефти для достижения высоких цен. После мощнейшего нефтяного кризиса 1973 г. потребители в свою очередь приступили к координации усилий против неожиданных срывов в поставке углеводородов на мировой рынок17.

       Одновременно нарастало стремление внутри регионов к упорядочению систем производства, транспортировки, сбыта и использования энергоресурсов18 . Как следствие, во многих странах стало формироваться специальное направление их внешней политики и дипломатии, энергетическая политика и энергетическая дипломатия.

       Энергетическая политика понимается как сфера деятельности государства по отстаиванию интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением энергоресурсов.

       Энергетическая дипломатия подразумевает практическую деятельность ведомств, в том числе совместно с компаниями, по осуществлению энергетической политики.

       Взаимозависимость интересов просматривается на примере повышения цен экспортерами нефти, уменьшения квот на добычу или прекращения поставок. Это напрямую связано с долгосрочными последствиями для глобальной системы поставок нефти и мировой экономики, грозит большим ущербом для всех7.

       Другим примером является проблема глобального изменения климата и окружающей среды под воздействием выбросов газов из-за сжигания органического топлива. Это вынуждает многие страны и ТНК взаимодействовать для улучшения качества окружающей среды.

       Среди примеров многосторонней энергетической дипломатии можно выделить отношения в рамках ЕС, НАФТА, МЭА, ОПЕК. В двусторонней дипломатии этот подход внедряется между Россией и США, ЕС, Китаем. Взаимодействуют зачастую и ТНК.

       В целом уже сформировались принципы и методика энергетической политики потребителей нефти в Международном энергетическом агентстве. Тот же уровень сотрудничества достигнут и в рамках ОПЕК. Набирает обороты региональное сотрудничество в энергетической сфере, прежде всего, в Северной Америке, АТР, на евразийском пространстве.

       Страны-потребители стремятся противодействовать сбоям в энергоснабжении и резким ценовым колебаниям, а страны-производители надеются за счет такого сотрудничества гарантировать себе рынки сбыта. В результате выигрывает энергетическая безопасность и тех, и других19.

       Активную роль в мировой энергетике играют МЭА и ОПЕК, ооновские структуры. Многие проблемы регулируются ВТО20 . "Восьмерка" все чаще обсуждает энергетическую проблематику21.

       В международных отношениях, связанных с энергетической сферой, можно выделить экономические и внешнеполитические интересы различных государств. Вопросы, связанные с экономическими интересами - цены, квоты, тарифы и др. - в основном определяются потребностями импортеров и возможностями экспортеров поддерживать баланс на рынках на основе взаимоприемлемых цен.

       Имеет место усиление конкуренции в группе импортеров за доступ к источникам энергетических ресурсов. С другой стороны, в среде экспортеров также наблюдается столкновение интересов по рынкам, размерам квот и т.д.

       Интересы России частично совпадают с интересами экспортеров, но одновременно имеются общие интересы с группой стран-членов МЭА, в которую Москва намеревается интегрироваться.

       Интересы в энергетической сфере весьма разнятся.

       Например, политика ЕС не совпадает с планами США и отчасти Турции в Черноморско-Каспийском регионе. Не всегда совпадают интересы США и европейских стран в Иране, Ираке, Ливии.

       Налицо разные приоритеты Украины, Румынии, Греции в вопросах транспортировки нефти. Собственные интересы, часто отличные от других стран, отстаивает Россия.

       Таким образом, государство заботится об обеспечении себе оптимальных условий добычи, транспортировки и потребления энергоносителей. Вместе с тем, оно может использовать нефтяной фактор для оказания давления и получения политических уступок22.

Российская энергетическая политика

       На современном этапе и в перспективе практически для всех государств проблема обеспечения энергетической безопасности имеет ключевое значение. Эксперты называют энергоресурсы и доступ к ним важнейшей составляющей национальной экономической безопасности23.

       Неслучайно особое внимание высшего руководства России, МИД к проблемам ТЭК. Энергетическая дипломатия становится перспективным направлением международного сотрудничества России. Ставится задача расширения ТЭК, укрепления энергетической безопасности России, ее роли как великой энергетической державы.

       Энергетической дипломатии отведено важное место в "Энергетической стратегии России на период до 2020 г.", утвержденной на заседании Правительства 28 августа 2003 г.24.

       В разделе "Внешняя энергетическая политика" указывается, что интеграция России в мировую систему оборота топливно-энергетических ресурсов, сотрудничество с иностранными инвесторами в области их освоения и разработки, повышения эффективности использования традиционных и освоения новых энергетических рынков являются не только одним из важнейших направлений энергетической политики страны, но и ее весомым вкладом в решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в начале XXI в.

       Там же подчеркивается, что энергетическая политика должна быть направлена на переход страны от положения преимущественно поставщика сырьевых ресурсов к роли независимого участника мирового оборота энергетических товаров. Эта задача диктуется как тенденциями международной интеграции в энергетической сфере, так и потенциальными выгодами от качественного изменения роли России в мировой торговле энергоресурсами.

       Стратегически важно для России - укрепление позиций на мировых нефтяных и газовых рынках, реализация в течение двадцатилетия экспортных возможностей отечественного ТЭК, обеспечение экономической безопасности страны при стабильном партнерстве со всем мировым сообществом.

       Стратегическим интересам нашей страны отвечают формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие энерготранспортных систем, обеспечение свободного транзита энергоносителей. Как указывается в Стратегии, государство будет поощрять участие российских компаний в крупномасштабных международных проектах передачи нефти, газа и электроэнергии в различных направлениях.

       Для России с ее уникальным географическим и геополитическим положением проблемы транзита энергоресурсов имеют особое значение. В принципе существуют все необходимые предпосылки для того, чтобы транзит обеспечивал надежность снабжения страны энергоресурсами, их эффективный экспорт, получение дохода.

       Глобальный характер энергетических проблем, а также видное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии.

       Основными задачами энергетической дипломатии в определенный Стратегией период являются:

       - внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России;

       - дипломатическая поддержка интересов отечественных ТЭК за рубежом;

       - активный энергетический диалог со странами-участницами СНГ, ЕврАзЭС, ЕС, США, странами Северо-Восточной Азии и другими государствами, а также международными организациями.

       Нефтяные приоритеты российской энергетической дипломатии в немалой степени определяются уникальным положением России в мировой энергетике.

       С одной стороны, Россия - активный участник большой "восьмерки", члены которой являются импортерами энергетических ресурсов. Их интересы сводятся к обеспечению надежных поставок энергоресурсов по низким ценам. Эти интересы отстаивает Международное энергетическое агентство (МЭА)*.

       С другой стороны, Россия входит в группу ведущих экспортеров углеводородов, интересы которых сводятся к обеспечению высоких поступлений средств от экспорта этих ресурсов.

       Россия, исходя из своих интересов, стремится учитывать позиции обеих групп, способствуя сбалансированности мирового рынка нефти25.

       Нефтяные интересы нашей страны отстаиваются на глобальном, региональном и двусторонних уровнях.

       Если обратиться к региональным аспектам, то приоритетным является постсоветское пространство. На современном этапе основная задача - решение проблем задолженности и транзита, а также участие российских компаний в добыче и транспортировке углеводородных ресурсов, в приватизации объектов нефтяной (и газовой) промышленности.

       Особое внимание Россия уделяет Каспийскому региону, поскольку он обладает потенциально большими запасами нефти и газа и превращается в арену одновременно соперничества и взаимодействия крупных держав. Стоит вопрос, чтобы обеспечить России мощное присутствие на Каспии, возможности добывать там максимальные объемы сырья и играть весомую роль в его транспортировке на мировые рынки. Для этого необходимо добиваться оптимального правового статуса Каспийского моря, закрепить прохождение по российской территории важных трубопроводов и при этом не допускать превращения деловой конкуренции в геополитическую конфронтацию.

       На европейском направлении первая группа партнеров - бывшие союзники СССР в Центральной и Восточной Европе. Большинство из этих стран потребляет российские углеводороды и предоставляет коридоры для их транзита в Западную Европу. Хотя во многом интересы России и стран ЦВЕ в энергетической сфере совпадают, тем не менее с некоторыми возникают конфликты из-за условий транзита энергоресурсов26.

       Многие западноевропейские страны являются нашими важными партнерами, закупая большие объемы нефти и газа и поставляя взамен энергооборудование, осуществляя инвестиции в отечественный энергетический сектор. Не все, однако, устраивает российскую сторону в действиях и планах западноевропейцев. ЕС стремится к прокладке ряда трубопроводов в обход российской территории, создает некоторые барьеры на пути нашего газового экспорта. Преодолению разногласий может способствовать совместная с ЕС разработка долгосрочной стратегии энергетической безопасности.

       США, обладая огромными ресурсами, имеют возможность оказывать существенное влияние на решения международных финансовых институтов, в отношении энергетических проектов в России. Ведущие ТНК энергетического профиля имеют преимущественно американское происхождение. США накопили богатый опыт государственного регулирования энергетики в условиях рыночной экономики. Не вызывает сомнения необходимость установления с США равноправных отношений в энергетической области, нейтрализации акций, противоречащих российским интересам (в Каспийском регионе, Персидском заливе, ряде нефтедобывающих стран, а также на постсоветском пространстве).

       Нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также Латинской Америки, являются одновременно конкурентами и партнерами России на мировых рынках. Некоторые из них располагают внушительными финансовыми возможностями и могут стать крупными инвесторами в отечественную ТЭК.

       Ведущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона нуждаются в возрастающих количествах наших углеводородов и одновременно могут принять участие в крупных энергопроектах в восточных районах Российской Федерации.

       Россия заинтересована в энергетическом сотрудничестве на глобальном уровне - и как один из крупнейших экспортеров углеводородов, и как член "Большой восьмерки". Важно развивать связи с международными институтами, от которых зависит мировая энергетика, добиваться привлечения ТНК к модернизации нашего энергетического комплекса.

       Эффективность дипломатии, как известно, зависит от отлаженности механизмов реализации политических решений. Вопросы энергетической дипломатии требуют тщательной проработки на основе тесного межведомственного взаимодействия. Такой механизм с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти, а также компаний пока отсутствует.

       Ассоциации ТЭК пытаются лоббировать свои интересы через государственные структуры (включая МИД России), а также иностранные влиятельные круги, но далеко не все у них получается из-за внутренних противоречий.

       В целом на повестке дня остро стоит вопрос выработки единой энергетической политики, удовлетворяющей все заинтересованные стороны. Без этого сложно оптимально использовать энергетический фактор в общеполитических и общеэкономических интересах страны.

Примечания

       * МЭА - образовано в 1974 году.

       1 Ф.Мюллер. Надежность снабжения. Риски международного энергоснабжения // International Politik. 2003. N 2. C. 5.

       2 The Energy Factor. Monterey: MJIR, 2004. P. 22-23.

       3 J.Rifkin. Die H2-Revolution. Mit neuer Energie fьr eine gerechte Weltwirtschaft. Frankfurt/Main, Campus Verlag, 2002; F.Alt. Krieg um ХI oder Frieden durch die Sonne. Mьnchen: Riemann Verlag; 2.Aufl.2002; H.Scheer. Solare Weltwirtschaft Strategie fьr die хkologische Moderne. Mьnchen: Verlag Antje Kunstmann. 5. aktualisierte Aufl. 2002.

       4 World Energy Outlook-2004. Paris: IEA/OECD, 2004. P. 26-28, 9-12.

       5 Стратегия для России: повестка дня для президента. М., 2002. С. 56.

       6 Energy Report. Washingon D.C.: GPO, 2003. P. 12-14.

       7 Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. М.: Научная книга, 1999. С. 35, 64.

       8 F.Alt. Op.cit.

       9 W.Croft. The Ecological Alternative. N.Y.: Random House, 2003.

       10 Мастепанов С. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М., 1999. С. 21-22.

       11 Нефтегазовая вертикаль. 2001. № 2. С. 5-6.

       12 Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса / Под ред. Конопляник А. М.: СВОП, 2001. С. 16-18.

       13 Калюжный В. Нефтегазовая стратегия России в ХХI веке // Международная жизнь. 2000. № 1. С. 26.

       14 BP Statistical Review of World Energy. 2003. London: BP, 2004. P. 16, 21, 23.

       15 World Energy Report. 2004. 3-14.

       16 American Enterprise Institute Report. Washington, D.C., June 2004. P.16-17.

       17 Мировая энергетическая политика. 2003. № 8. С. 2-26.

       18 Energy Policies of IEA Countries. Paris: IEA/OECD, 2003. P.62-68.

       19 Предвестие эры нефти // Отв. ред. Алекперов В.Ю. М.: Энергия, 2003. С.24-27.

       20 Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века // Отв. ред. Бажанов Е.П. М.: Научная книга, 2002. С. 224-228.

       21 Луков В.П. В клубе лидеров. М.: Научная книга, 2003. С. 174-198, 235-252.

       22 Современные международные отношения // Отв. ред. Торкунов А.В. М.: РОССПЭН, 2002. С. 110-118.

       23 Матвеев В., Литвинов Ф. Энергетическая безопасность России: политика и экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7. С. 99.

       24 Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003.

       25 Жизнин С.З. Нефтяные приоритеты российской дипломатии и энергетическая стратегия России // Дипломатический вестник. 2002. № 2. С. 117.

       26  ипломатический ежегодник // Отв. ред. Фокин Ю.Е. 2003. М.: Научная книга, 2004. С. 265-283.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]