ЗАБОТЫ ПАРТСТРОИТЕЛЕЙ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Основные тенденции в партийной жизни
В ведение в действие в июле 2001 г.
закона о партиях повысило интенсивность перегруппировки партийных сил.
В настоящее время в партийной жизни доминируют три основные тенденции:
1. Крупные партии готовятся к перерегистрации
в соответствии с новыми требованиями. В преддверье этого ими осуществляются
попытки расширения сфер влияния, которые предпринимаются на двух уровнях
- федеральном и региональном:
-
применительно к федеральному уровню речь
идет о привлечении новых членов за счет мелких партий, не имеющих в новых
условиях самостоятельной перспективы.
Например, под эгидой КПРФ 22 сентября
с.г. проводится Конгресс народно-патриотических сил с привлечением не только
участников НПСР, но и всех желающих. На 19 октября с этой же целью намечено
проведение научно-практической конференции, организатором которой выступает
контролируемый КПРФ Комитет Государственной Думы по делам общественных
объединений и религиозных организаций (председатель комитета - Зоркальцев).
Другой пример: при "Отечестве" после
преобразования его в партию собираются создать Союз коллективных членов,
в который войдут те, кто, с одной стороны, не готов к самороспуску, а с
другой - хочет сохранить связь с "Отечеством". В какой-то мере этому способствует
несовершенство закона о партиях, допускающего создание фиктивных общественных
объединений, которым разрешается вступать с партиями в предвыборные блоки.
Кроме того, на федеральном уровне активизируется
процесс двустороннего взаимодействия крупных партий (союз "Единства" и
"Отечества", консультации СПС с "Яблоком" и пр.).
-
на региональном уровне следует ожидать
вовлечения в структуры федеральных партий местных общественно-политических
объединений и организаций, теряющих по новому закону право на самостоятельное
существование1.
Не исключено, что в ходе этого процесса
между различными региональными субъектами возникнет конкуренция за влияние
в местных отделениях крупных федеральных партий, и на этой почве вспыхнут
конфликты.
2. Мелкие партии и общественно-политические
движения, заведомо не располагающие возможностью зарегистрироваться по
новым правилам, стремятся найти политическую "крышу" в лице крупной федеральной
партии.
В большинстве случаев федеральными
партиями выдвигается требование о самороспуске мелких структур и вхождении
их членов в федеральные партии в индивидуальном порядке. Однако иногда
возникает противоположная ситуация, и за право предоставления этой "крыши"
между крупными партиями идет борьба.
Примером является ситуация в Аграрной
партии России (АПР). В настоящее время она разрывается между КПРФ, к которой
близка идеологически, и "Отечеством", с которым связана организационно.
3. В качестве самостоятельной тенденции
можно рассматривать попытки создания новых или реанимации старых, подзабытых
организаций. Опора при этом делается на административный (властный) и финансовый
ресурсы, а в некоторых случаях - на известных и "раскрученных" в общественном
мнении политиков.
Примеров более чем достаточно:
-
проект возрождения Демократической партии
России (ДПР) во главе с Прусаком. Главная заинтересованная сторона - "олигархическое"
крыло администрации президента, которое, во-первых, намерено создать противовес
не вполне "управляемому" Союзу правых сил, а во-вторых, по имеющейся информации,
хочет провести на пост губернатора Новгородской области своего ставленника.
Является вариант с ДПР окончательным или
нет - покажет будущее2.
-
создание на базе депутатской группы "Народный
депутат" новой партии - Народной. Заинтересованность проявляют, прежде
всего, депутаты-одномандатники, стремящиеся сформировать организационно-политическую
базу для сохранения мандатов. Их интерес, как и в случае с ДПР, совпадает
с интересом "олигархов" из "Альфа-группы", контролирующей "профильные"
управления администрации президента: внутренней политики и региональное;
-
объединение разрозненных социал-демократических
групп, прежде всего, партий Горбачева (РОСДП) и Титова (РПСД) в Единую
социал-демократическую партию России (ЕСДПР).
Инициатива принадлежит, прежде всего,
власти, которая, с одной стороны, стремится "подвинуть" КПРФ, а с другой,
- заинтересована в "цивилизованном" социал-демократическом проекте с точки
зрения международной политики, прежде всего, как средства улучшения отношений
с ФРГ, где у власти находится СДПГ. Имеется информация, что именно "под
ЕСДПР" для оформления ее членства в "Социнтерне" сделана "лазейка" в законе
о партиях, запрещающем иностранцам вступать в российские партии, но разрешающая
самим этим партиям входить в международные союзы.
-
политические "упражнения" Березовского,
рассчитывающего возродить "демократическую оппозицию" режиму. Для этого,
в частности, привлекаются осколки "демократов" первой волны, не вошедшие
в СПС, а также правозащитное движение (условное название проекта - Партия
"Либеральная Россия").
Партийное строительство
и профсоюзное движение
Отдельный вопрос - участие в партийном
строительстве профсоюзов. Актуальность его обусловлена достаточно серьезными
противоречиями, связанными с ролью и местом профсоюзного движения в общественно-политической
жизни:
-
с одной стороны, российские профсоюзы
- единственная общественная организация, функционирующая по производственному
признаку, то есть имеющая ячейки на предприятиях. Партиям, организованным
по территориальному признаку, это запрещено.
-
с другой стороны, профсоюзы практически
лишены возможности воспользоваться этим преимуществом, ибо никак не избавятся
от традиционно доминирующего номенклатурного начала: организованы не снизу
вверх, а сверху вниз, причем, "верхушка" максимально оторвана от рядовых
членов. Проект Трудового кодекса, принятый Государственной Думой в первом
чтении, не только не способствует преодолению такого положения дел, но
и фактически закрепляет его, предоставляя односторонние преимущества ФНПР
- прямой наследнице ВЦСПС.
Масштаб различия между бюрократическим
ресурсом и публичным влиянием ФНПР наглядно демонстрируется несоответствием
между официально заявленной численностью (65 млн. чел. или более половины
избирателей) и результатами, показанными политическим крылом ФНПР - избирательным
блоком "Союз народовластия и труда" - на выборах 1999 г. (1,3%).
Отсутствие собственного политического
и электорального потенциала является главной причиной вынужденного вхождения
лидеров ФНПР в "Отечество". Между тем "центристский" имидж этого движения,
а также наметившееся взаимодействие с "партией власти" - "Единством" -
разрушает тщательно культивируемый руководством ФНПР образ защитницы интересов
трудящихся (на это, в частности, систематически указывает левая оппозиция).
Складывается очевидное противоречие: "верхушка" тянет вправо, к Лужкову,
а массы - влево, поближе к КПРФ. В таком несбалансированном состоянии ни
одна система долго не просуществует.
С другой стороны, тесные связи руководства
ФНПР с Лужковым не устраивают и власть, которая опасается, что этот ресурс
при определенных условиях может быть направлен против нее. Иначе говоря,
нынешнее место профсоюзов в общественно-политической жизни вполне удовлетворяет
"верхушку" ФНПР, но не может устроить остальные заинтересованные стороны
- власть и общество.
Во многом из-за этого внутри ФНПР начинают
проявляться центробежные тенденции, вплоть до признаков скорой "конфедерализации"
- превращения в аморфную структуру с несколькими самостоятельными центрами
влияния на базе ведущих отраслевых и региональных профсоюзов.
В ходе подготовки к намеченному на
ноябрь 2001 г. IV съезду нынешняя профсоюзная "верхушка" начинает подвергаться
усиливающемуся давлению, причем, как слева, со стороны КПРФ, так и справа
- "независимых (неформальных) профсоюзов.
Выводы
1. Перегруппировка партийных сил, вызванная
введением в действие закона о партиях, значительно сужает круг участников
будущих парламентских выборов.
В настоящее время на политическом поле
имеются два ключевых игрока - "партия власти" и представленные в ней "олигархические"
группировки, с одной стороны, и народно-патриотическая (левая) оппозиция
в лице КПРФ и НПСР, с другой.
Кроме того, в партийно-политическом
спектре представлены региональные интересы, а также правые (СПС) и так
называемый "центр" ("Отечество"), в целом поддерживающие стратегическую
линию власти, но оппонирующие конкретным формам ее реализации и кадровому
наполнению.
Главная задача "партийной реформы",
как она видится властью, - превращение России в "цивилизованное" государство,
в котором партии выполняют роль посредника между властью и обществом, и
не только формируют парламент, но и обладают эксклюзивным правом выдвижения
кандидатов на пост главы государства.
О том, что такой вариант рассматривается,
на днях "проговорился" Вешняков (насколько "цивилизованным" является сам
институт партий и многопартийности, особенно в свете современного западного
опыта, а также насколько такая постановка вопроса отвечает интересам Кремля
- отдельные вопросы).
2. Расстановка партийных сил пока носит
предварительный, "пристрелочный" характер. Но ключевые тенденции обозначены
в целом достаточно четко. Среди них:
-
продолжающееся укрупнение партийных структур,
конечной целью которого видится трансформация политической системы в трех-
или даже в двухпартийную; решимость организаторов "партийной реформы" придать
ее субъектам "европейский" вид - не только по форме, но и по содержанию
(в том числе идеологическому);
-
отсутствие в обществе опыта и традиций
отношения к многопартийности как к неотъемлемому политическому институту;
сохраняющееся отчуждение основной массы избирателей от процессов, протекающих
в партийном строительстве;
-
сохранение ключевыми субъектами партийно-политической
системы "системного", номенклатурного характера. Это способствует укреплению
консенсуса, достигнутого в ходе общественно-политической стабилизации,
и на основе общенационального лидерства президента Путина. Основные партии
усиленно сдвигаются в "центр" с тем, чтобы сделать их деятельность более
прозрачной, предсказуемой, а при необходимости, и управляемой;
-
ограниченность организационных, политических
и идеологических ресурсов в партийном строительстве; исчерпанность и "затасканность"
за прошедшие годы большинства схем и моделей, утративших привлекательность.
3. Усиливающийся интерес к партийному
строительству со стороны ряда ФПГ, среди которых на ведущие позиции постепенно
выдвигается "Альфа-группа", располагающая прочными позициями в "профильных"
управлениях президентской администрации.
4. Важнейшим резервом развития партийной
системы, способным обеспечить ей необходимый динамизм и реальное влияние
в массах, является профсоюзное движение, статус, роль и место которого
в общественно-политической жизни крайне противоречивы. О том, что этот
резерв может быть задействован, свидетельствует укрепление позиций отраслевых
профсоюзов, а также усиливающаяся борьба между различными претендентами
на политическое влияние внутри и вокруг ФНПР.
Важнейшее значение в связи с этим приобретает
предстоящий IV съезд, решения которого могут положить начало достаточно
серьезной реорганизации "официальных" профсоюзов.
Центр прикладных политических исследований
«Форум»
__________________
1 Здесь речь идет о структурах,
обладающих по ныне действующему закону об общественных объединениях межрегиональным
или региональным статусом.
2 Еще весной существовал
другой проект, участником которого являлась сама ДПР. Проект предполагал
«раскрутку» вновь созданной Российской партии будущего, к взаимодействию
с которой приглашались самые разношерстные в идеологическом отношении партийные
структуры: от «демократов первой волны» до национал-патриотов. |