Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 ИДЕОЛОГИЯ ПАРТИИ "ЕДИНАЯ РОССИЯ"


Игорь Волков,
кандидат философских наук

 

 Так лиса притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят


Выступая 27 февраля 2000 г. на съезде движения "Единство", поставившем задачу преобразования движения в массовую партию, В.Путин заявил о необходимости создания для нее новой идеологии: "Партия только тогда станет партией, когда она сформирует систему идей, которые прорастут в само общество, когда предлагаемые ими ценности будут восприняты и поддержаны миллионами людей, когда они станут сильнее административных приемов и власти денег".

Выполняя этот призыв, 2-й съезд партии "Единая Россия" (29.03.2003 г.) принял Манифест "Путь национального успеха". В нем полномасштабно представлена новая идеология партии.

Чем же обусловлено появление новой идеологии?

Различные политические партии и общественные движения с помощью идеологических доктрин, концепций, программ мобилизуют на свою поддержку массы.

Роль идеологий резко возрастает на переломных этапах развития общества.

Свергнув коммунистический режим, отбросив его идеологию и захватив власть, либерал-демократы во главе с Б.Ельциным выступили против существования в нашей стране государственной идеологии. Они считали, что только идеологический плюрализм может обеспечить реформирование России. Но следствием идеологического плюрализма стал разброд мыслей по фундаментальным вопросам общественного развития, "идеологическая анархия", которая способствовала углублению раскола общества и ослаблению основ государственности. 

Но существование в посткоммунистической России идеологического плюрализма было лишь ширмой для маскировки господствующего положения либерально-демократической идеологии. Не имея официального статуса государственной, она фактически выполняла ее функцию, навязывая свои идеи, ценности, цели всему обществу, опираясь на всю мощь государственной машины, контролируемые правящим режимом СМИ, доминируя в культуре и искусстве.

Однако в последние годы правления Б.Ельцина влияние либерально-демократической идеологии стало стремительно падать. Это было обусловлено тем, что практическая реализация ее идей и установок привела к развалу экономики, глубокому кризису всех других сторон общественного организма, резкому ухудшению материального положения большинства населения, усилению раскола на бедных и богатых.

Особенно много вреда либерально-демократическая идеология нанесла духовной сфере, воспитанию населения (особенно молодежи).

Это обусловлено тем, что ее основой являлись идейно-психологические установки, нравственные ценности, эталоны поведения и потребительские стандарты Запада. Пропаганда культа индивидуализма, стяжательства, вседозволенности, насилия, пошлости и разврата, бездуховности, морального цинизма и других продуктов западной идеологии способствовала формированию извращенных потребностей и вкусов, "рыночных" нравственных ценностей и эталонов поведения, основой которых стал циничный эгоизм и беспринципность в достижении цели.

Закономерно, что в результате у россиян ослабло чувство Родины, уважение к ее истории и культуре, развилось безразличие, равнодушие к ее судьбе, значительно изменилось отношение к труду, ухудшились семейные связи, резко снизился уровень духовности и нравственности, зато выросли преступность, пьянство, наркомания, проституция.

Все это привело к тому, что кратковременная поддержка либерально-демократической идеологии быстро сменилась разочарованием, а затем и полным ее неприятием подавляющим большинством народа. Он осознал, что эта идеология является идейным оружием за удержание и укрепление власти небольшой по численности правящей элиты (олигархов, коррумпированного высшего чиновничества, криминальных элементов и кормящейся от них верхушки интеллигенции), идейным обоснованием для расхищения национальных богатств и безудержного личного обогащения.

В этих условиях и возникла потребность в создании новой идеологии, которая могла бы духовно и нравственно оздоровить и сплотить общество, стать программой возрождения России как великой державы.

Уже 12 июля 1996 г. Б.Ельцин заявил о необходимости разработать "такую национальную идею", которая будет "самой главной для России".

Сейчас потребность в такой идеологии возросла еще больше.

Именно поэтому В.Путин и выступил за создание новой идеологии, которая позволит "достигнуть согласия по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи согласия, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян"1.

Новая идеология партии "Единая Россия" предназначена заменить дискредитировавшую себя "старую" либерально-демократическую идеологию режима Б.Ельцина, стать идейным обоснованием укрепления режима В.Путина и проводимого им социально-экономического курса.

Первое, что сразу привлекает внимание при знакомстве с этой идеологией - ее непомерно завышенная оценка самими единороссами. "До сих пор ни одна политическая партия не смогла предложить такой идеологии, - утверждается в манифесте "Путь национального успеха". - Наша идеология - плод практического опыта, здравого смысла и научного предвидения".

Такая высокая самооценка определяет отношение к идеологиям других партий.

С одной стороны, единороссы упрекают их в том, что они во многом не созвучны современности и утопичны.

В Манифесте утверждается: "Левая утопия "равенства бедных" уже доказала свою несостоятельность и была отвергнута самим обществом. Утопии правых либералов были опрокинуты опытом реформ 90-х годов".

Но с другой стороны, отмечая, что "позитивные идеи, проекты, положения, подходы присутствуют в программах многих партий", единороссы считают "своей миссией органическое соединение всего лучшего в своей идеологии".

Следовательно, единороссы выдают свою идеологию за интегративную идеологию, обогащенную самыми передовыми идеями, проектами и подходами, а потому - самую прогрессивную и научную.

Оценивая ее, один из лидеров "Единой России" О.Морозов сделал амбициозное заявление: "Мы предлагаем новое понимание идеологии XXI века"2.

Конечно, в новой идеологии партии "Единая Россия" есть ряд положительных моментов.

Нельзя преодолеть глубокий кризис и возродить Россию как великую державу в условиях охватившего большинство россиян ощущения бесперспективности всего происходящего в стране, уныния, апатии и пассивности.

Надо возродить оптимизм и энтузиазм, веру в великое будущее страны и возможность его достижения.

Поэтому нельзя не оценить энергичный призыв в "Манифесте" к преодолению "настроения неуверенности и страха перед будущим", обращение к россиянам "найти в себе волю и решимость для обеспечения успеха России в современном мире". В этом идеология единороссов последовательно развивает идею французского философа A.Kaмю: "Даже в условиях самого тяжкого социального кризиса поступать нужно так, словно ты совершенно уверен, что справедливость, счастье и мир победят, даже если тебя одолевают на этот счет сомнения"3.

Положительным в новой идеологии единороссов является и то, что она ставит задачу "сохранить и утвердить традиционные российские нравственные ценности".

Если либерально-демократическая идеология режима Б.Ельцина считала основой своей идеологии и приоритетными для формирования личности "общечеловеческие ценности*, то В.Путин, призывая к созданию новой идеологии, считал, что она "родится, как сплав, как органическое единство общечеловеческих, универсальных ценностей с исконно русскими"4.

Идеология "Единой России" отказывается от "общечеловеческих ценностей" и признает лишь национальные ценности, которые и должны составить нормативную базу морали и фундамент поведения гражданина современной России.

Несомненным достоинством является и высокий литературный стиль, и эмоциональная насыщенность изложения "Манифеста".

Но какой бы совершенной ни была форма, определяющую роль играет содержание.

А основное содержание идеологии "Единой России" настолько убого, что даже яркая форма не спасает ее от обвинений в примитивизме и нереалистичности. По существу она представляет собой набор "звонких" лозунгов, "благородных" намерений, амбициозных планов и утопических путей и средств их осуществления.

К тому же в ней умышленно замалчивается ряд вопросов, являющихся необходимой частью любой идеологии.

Для доказательства верности такой оценки проанализируем ряд узловых моментов идеологии.

Начнем с рассмотрения данной в "Манифесте" расстановки политических сил, места и роли партии "Единая Россия".

Единороссы крайне примитивно и в целом неверно трактуют политическую обстановку в стране.

Они считают, что она определяется противоборством двух сил: "здравомыслящего, ответственного, трудолюбивого, патриотического, законопослушного" большинства, которое одобряет и поддерживает курс президента В.Путина, и тех сил, "которые тянут Россию назад, отводят ей место на обочине истории, подрывают ее единство и ставят под "угрозу ее успех" (кто входит в эти "силы", не расшифровывается). Большинство "наделено здравым смыслом и здоровой нравственностью" и "объединяет людей самых разных социальных групп и профессий, национальностей и возрастов".

Кроме поддержки курса президента В.Путина, в "Манифесте" выделяются еще два сущностных признака принадлежности к "большинству" - это те, кто "выступает за социальную стабильность" и "нашел себя в современных условиях, кто смотрит в будущее с надеждой и оптимизмом".

Соответственно к меньшинству, в котором единороссы видят своих противников и готовы бороться с ними, - это те, "кто одержим бесами раскола, насилия, террора, своекорыстия". Вот так характеризуются противники курса, проводимого В.Путиным.

Самая активная часть большинства, утверждается в "Манифесте", и сформировала партию "Единая Россия", которая "является партией не только парламентского, но и общенационального большинства".

Получается, что если "Единая Россия" - это "партия большинства народа", то и ее идеология - это "идеология большинства народа".

Что поражает в этих рассуждениях?

Их полный разрыв с реальной действительностью.

Bce опросы населения показывают, что за единороссов готовы проголосовать примерно 20-30% россиян. Это не только не большинство, но, по данным многих опросов, даже меньше, чем готовых проголосовать за КПРФ.

О каком зачислении в большинство "тех, кто смотрит в будущее с надеждой и оптимизмом" может идти речь, если 87% опрошенных россиян заявили, что ждут от будущего новых трудностей5.

Как может состоять большинство из сторонников социальной стабильности, если сейчас одобряют правящий режим всего 12% россиян, зато в 5 раз больше тех, кто считает, что его необходимо изменить кардинальным образом6.

Одной из главных причин "раздувания" объема большинства, представителем которого считает себя "Единая Россия", является ошибочное отождествление его с показателями рейтинга президента В.Путина. Но уровень доверия к В.Путину и его рейтинг - это далеко не одно и то же.

Если рейтинг В.Путина (как оценка его качеств) устойчиво держится на уровне 70-75%, то, по данным социологических опросов населения, снижение уровня доверия к нему приобрело характер устойчивой тенденции. Так, за последние два года он снизился более чем на 10% и составляет (на март 2003 г.) 37%7.

Причем все опросы показывают, что если в начале 2000 г. основные надежды на нового президента возлагали прежде всего низшие и отчасти средний слой общества, то ныне поддержку В.Путину в большой степени оказывают представители богатых и средних слоев. Так, в ноябре 2002 г. ему доверяли 25,7% бедных и 43,3% богатых и средних слоев8.

Подавая себя как "партию большинства народа", единороссы скрывают, чьи интересы в действительности выражает и защищает их партия.

2-й съезд партии "Единая Россия" заявил, что она видит свое призвание в том, чтобы стать массовой и надежной политической опорой президента В.Путина, быть организационной базой для воплощения в жизнь проводимого им социально-экономического курса.

Именно для этого съезд поставил задачу - стать "правящей партией".

Но поскольку проводимый В.Путиным курс - это продолжение "старого", ельцинского курса либеральных реформ с целью реставрации капитализма в России, постольку партия "Единая Россия" выражает и защищает интересы тех сил, которые для достижения этой цели свергли коммунистический режим и захватили власть в стране.

Новый господствующий класс (крупная буржуазия и высшее коррумпированное чиновничество), превративший государство в "крышу" для себя, стремится сделать процесс реставрации капитализма необратимым. Но он раскололся в связи с разным пониманием того, какой капитализм надо построить в России, как, когда, в какой последовательности, с какой глубиной и скоростью проводить либеральные реформы, какова должна быть степень участия в них государства.

Часть господствующего класса выступила с позиций "либерального консерватизма", требуя уменьшения (минимизации) вмешательства государства в экономику и считая, что "стихия рынка" создаст в стране конкурентную среду и обеспечит развитие экономики. Для представителей этой части класса (их обычно называют "либералами") характерна ориентация на Запад. Интересы либералов выражают и защищают правые партии (СПС, Яблоко), а их политика проводится кадрами, оставшимися после Б.Ельцина на ключевых постах в администрации президента, правительстве и других высших органах власти.

Путь ускоренной либеральной трансформации завел Россию в тупик, привел ее на грань национальной катастрофы. Это вызвало огромный рост недовольства трудящихся, что и обусловило активизацию другой части господствующего класса, так называемых "государственников" (национально-ориентированная крупная буржуазия и высшие чиновники-"державники", ставящие на передний план национально-государственные интересы страны).

Понимая, что продолжение политики "либерального консерватизма" ведет к дальнейшему ослаблению центральной власти, что создает угрозу целостности России, а дальнейшее ухудшение материального положения народа может привести к социальному взрыву и смене власти, "государственники" предложили свой путь сохранения власти и собственности нового господствующего класса.

Его важнейшей особенностью является, во-первых, смена цели - вместо олигархического капитализма они намерены построить в России государственный капитализм.

При олигархическом капитализме крупный капитал, по оценке Г.Попова, "господствует открыто, нагло, жадно, бессовестно", разоряя страну и народ. Причем нередко его действия противоречат национально-государственным интересам страны.

При государственном капитализма государство активно вмешивается в экономику, ограничивая тем самым произвол олигархов, а благоприятные условия для накопления и приращения капитала, эксплуатации наемного труда создаются более "цивилизованными" методами.

Второй важнейшей особенностью плана "государственников" является существенная корректировка курса либеральных реформ с целью уменьшения его негативных издержек и более эффективного решения проблем социальной политики. Для этого основной упор будет сделан на активное проведение политики социального партнерства, обеспечение некоторого улучшения материального положения наемных работников, повышение им социальных гарантий в обмен на их отказ от борьбы против курса на реставрацию капитализма и за свержение власти крупного капитала.

Таким образом, партия "Единая Россия" выражает и защищает интересы определенной части господствующего класса ("государственников"). Следовательно, она не ставит своей задачей отказ от реставрации капитализма в России, а стремится продолжить его строительство, учитывая сложившуюся в стране новую социально-политическую обстановку, обусловленную угасанием экономического роста, обострением борьбы внутри господствующего класса и ростом недовольства народных масс уровнем и качеством жизни.

Иначе говоря, идеология "Единой России" является идеологией одной из группировок господствующего класса, то есть идеологией незначительного меньшинства общества. 

Стать идеологией большинства народа она могла бы тогда, когда провозгласила бы цель - создание нового общества в России, которая совпадала с интересами большинства народа, была бы желательна и привлекательна для него.

Нельзя не отметить, что единороссы хорошо понимают необходимость выдвижения такой цели. Поэтому в "Манифесте" подчеркивается: "Не сформировав проект желаемого будущего, не определив пути его достижения, невозможно двигаться вперед".

Но объявить своей целью реставрацию капитализма в России единороссы не могут - это было бы гибелью партии, ибо большинство народа отвергает капитализм (об этом свидетельствуют все опросы общественного мнения). Поэтому вместо четко и ясно сформулированной стратегической цели развития страны в "Манифесте" предлагается набор "звонких" фраз о том, что "мы не знаем иной, более высокой цели, чем обеспечение процветания нашей страны и достойной жизни ее граждан".

Сущность того общества, которое "Единая Россия" хотела бы иметь в России, маскируется "красивыми" словами о том, что это будет "один из мировых центров политического и экономического влияния, культурного и нравственного притяжения". Не случайно поэтому, что в своих выступлениях лидеры партии вместо реставрации капитализма как стратегической цели предпочитают говорить о построении в России "социально направленной рыночной экономики", хотя они не являются эквивалентными понятиями.

Закономерно, что в докладе на 2-м съезде партии "Единая Россия" Б.Грызлов подчеркнул, что партии "еще только предстоит уточнить такой базовый вопрос, как стратегическая задача партии".

Можно предположить, что это "уточнение" произойдет после выборов. Поскольку единороссы всячески скрывают, за какое общество они выступают, постольку знания о нем подменяются "красивыми мечтами", что и выражает утопический характер идеологии "Единой России".

После того, как 16 мая президент В.Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, заявил о необходимости за 10 лет удвоить ВВП, единороссы стали выдвигать эту цель вместо идеала нового общественного строя, которое нужно построить в России.

Но это нетождественные вещи!

К тому же многие политики и специалисты обоснованно сомневаются в реальности ее достижения. Зато она поможет привлечь голоса части избирателей на предстоящих выборах.

Утопичны пути и средства, с помощью которых партия "Единая Россия" намерена вывести страну из кризиса и возродить ее как великую державу.

Так, в "Манифесте" подчеркивается, что "фундаментом национального успеха страны является ее экономика". При этом "торжественно" заявляется, что "любые преобразования в экономике должны служить качественному увеличению достатка, быстрому росту реальных доходов, обеспечению наивысших социальных стандартов жизни наших граждан. Преобразования в экономике - это инструмент построения в России подлинного социального государства".

Тем самым единороссы признали, что уровень и качество ныне существующей экономики не могут обеспечить быстрое и существенное повышение материального положения населения страны, а преобразования в ней служат интересам крупного капитала, а не всему народу.

В "Манифесте" совершенно правильно отмечается, что "прорыв в экономике возможен только тогда, когда сформирована наиболее оптимальная модель ее развития". Ведь она должна включать в себя механизмы, обеспечивающие увеличение объема производства и устойчивые и высокие темпы экономического роста, которые и стали бы материальной основой повышения благосостояния народа.

Но вместо определения такой "наиболее оптимальной модели" в "Манифесте" дается "красочное" изложение набора рецептов строительства эффективной экономики, входящих в любой современный учебник по экономике.

Разве являются составными элементами этой модели такие "рецепты", как "создание полноценного внутреннего рынка и стимулирование внутреннего спроса", обеспечение "эффективной регулирующей роли государства, соединение свободы рынка с инструментами государственного регулирования", сочетание "развития конкурентоспособных отраслей с модернизацией секторов высоких технологий", "приоритетное развитие всех форм организации сельского хозяйства", использование "стратегического планирования", обеспечение "свободы и порядка в экономике" и т.п.

Но самое главное - эта аморфная модель экономического развития предназначена для осуществления "старого", уже доказавшего свою несостоятельность и антинародность, курса либеральных реформ, проводимого президентом В.Путиным. "Нас называют сторонниками путинских реформ, - говорится в "Манифесте". - Мы отвечаем, что эти реформы жизненно необходимы России".

Таким образом, мечтая о "наиболее совершенной экономике", единороссы не могут указать пути ее создания. В этом еще одно проявление утопизма идеологии "Единой России".

Важнейшим положением идеологии является призыв к "достижению нового уровня внутреннего единства страны" как ключевого условия строительства "успешной России", в которой будет реализован принцип "благополучие для всех". Поэтому сущность своей новой идеологии единороссы видят в "гражданской консолидации и солидарности".

"Центр и стержень этой идеологии, - указывается в "Манифесте", - стремление к национальному успеху, готовность обеспечить его солидарными условиями большинства членов общества и без социальных потрясений... Эта идеология объединяет общество".

Нельзя не отметить, что идея единороссов о консолидации российского общества имеет свои истоки в концепции "солидаризма", возникшей в начале XX в. Ее виднейший представитель французский социолог и философ Э.Дюркгейм утверждал, что движущей силой общественного развития является не классовая борьба, а единодушие членов общества, отношения солидарности его членов и взаимозависимость всех социальных групп, гармония интересов труда и капитала. Социальный прогресс, считал он, происходит по мере роста социальной сплоченности общества. То же самое, применительно к современной России, утверждает идеология партии "Единая Россия".

Почему "создание и сплочение российского единства" стало для единороссов "исторической задачей партии", "национальной идеей, которой они служат"?

Это обусловлено тем, что стабилизация положения в стране с приходом к власти В.Путина продлилась недолго. Она была связана не только с большими надеждами и ожиданиями населения на улучшение материального положения, но и с некоторыми успехами режима В.Путина. Была достигнута определенная устойчивость в экономике - прекратился спад производства и наметился его рост, остановлен процесс "расползания государства", получены некоторые положительные результаты в социальной политике.

Но в последнее время обстановка в стране характеризуется ростом социальной напряженности. Это обусловлено тем, что надежды населения на повышение уровня жизни так и не сбылись.

Опрос, проведенный в марте 2003 г. Институтом комплексных социальных исследований РАН, показал, что 25% россиян считают, что за период президентства В.Путина уровень жизни снизился. 44,8% - остался таким же и только 21% утверждает, что он повысился9.

Это обусловлено тем, что при В.Путине, как и при Б.Ельцине, государство продолжает служить не народу, а крупному капиталу.

В этом уверены 78% россиян10. У бедных рост годовых доходов равен нулю, у середняков - 10%, у богатых - 20% и у сверхбогатых - от 50 до 100%11. Это вызвано тем, что у бедных незначительные надбавки зарплаты и пенсий "съедаются" ростом инфляции и величины прожиточного минимума.

Например, в этом году средняя пенсия (с учетом индексации в апреле) возросла примерно на 16%, а величина прожиточного минимума в I кв. этого года в нашей Самарской области увеличилась на 20%. С 1 октября планируется повышение зарплаты бюджетникам на 33%, а по самым скромным оценкам, прожиточный минимум к этому времени вырастет не менее чем на 40%.

Богатые же становятся еще богаче.

Если в 2000 г. (когда В.Путин стал президентом) в списке 500 самых богатых людей планеты не было никого из россиян, то в 2001 г. их стало 8, а по итогам 2002 г. - уже 17 (причем четверо из них за год удвоили свои состояния). В несколько раз увеличилось и количество миллионеров - их стало 10 тыс.

Зато на другом полюсе - 37,4 млн. (это 26,2% населения страны) бедных, имеющих доходы меньше прожиточного минимума. Причем только за I кв. этого года их число возросло на 1,6 млн. чел. Если к ним прибавить тех, кто борется за выживание, получая доход на уровне или чуть больше прожиточного минимума - это уже больше 70% россиян.

При В.Путине не только продолжалась, но и усилилась социальная дифференциация между бедными и богатыми. Разница между 5% наиболее бедных и 5% наиболее богатых превышает сейчас 100 раз12. Даже в "Манифесте" единороссы признают, что "в сегодняшней России царит вопиющее имущественное неравенство - страна все более раскалывается на богатых и бедных".

Народ устал терпеть - он стал подниматься на борьбу против невыносимых условий жизни. Об этом свидетельствует 2-миллионная акция протеста бюджетников, возрастание числа и массовости забастовок, митингов, голодовок, пикетов и т.д. в связи с низким уровнем зарплаты и задержками в ее выплате, повышением тарифов на услуги естественных монополий, ростом стоимости жилищно-коммунальных, образовательных и медицинских услуг, цен на продовольствие и лекарства, перерывами в подаче света и тепла. Требования "поднять уровень жизни" доминировали на 3-миллионной демонстрации и митингах 1 мая.

Закономерно, что 67,6% россиян оценивают политическую обстановку в стране как "напряженную" и "критическую", и лишь 1,5% как "благополучную" и 19,7% - как "спокойную"13.

Как предупредить назревающий социальный взрыв, который может отнять власть у крупной буржуазии?

Для этого идеология "Единой России" предлагает два основных средства:

Первое - обещает "достойные условия жизни каждому гражданину на уровне самых высоких стандартов". С этой целью "Единая Россия" провозглашает необходимость "создать основанную на законе систему распределения доходов государства в интересах большинства его населения", использовать "результаты развития экономики на началах социальной справедливости".

Во-вторых, чтобы "преодолеть гнет материального неблагополучия значительного числа россиян", "Единая Россия" в своей идеологии призывает к единству, гражданской консолидации и солидарности "на принципах социального, национального и профессионального партнерства". 

Иначе говоря, единороссы призывают - хочешь жить хорошо в будущем, откажись от любого сопротивления курсу либеральных реформ. 

Получается, что справедливая борьба за свои права и гарантии, за улучшение качества и уровня жизни - это "социальные потрясения и конфликты", которые мешают построить обещанный единороссами рай.

В связи с этим необходимо прежде всего отметить, что новое общество, в котором единороссы обещают "благополучие для всех" - это утопический миф. Чтобы такое общество было создано, необходимо чтобы государство служило не крупному капиталу, а всему народу, чтобы целью олигархов и крупной буржуазии в целом было не желание личного обогащения за счет народа, а забота о его благосостоянии.

Но неоднократные призывы В.Путина "о повышении социальной ответственности бизнеса" игнорируются крупным капиталом - он не хочет делиться своими доходами с бедными.

Так, расходы на решение социальных проблем лучших российских компаний составляют сегодня в среднем от 1 до 1,5% прибыли, что в 7-10 раз меньше, чем на Западе14.

Где уж тут "повседневная забота о человеке", к которой так горячо призывают единороссы. И вообще, такого общества, в котором реализован принцип "благополучие для всех", в условиях разделения общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство, нет и быть не может.

Что же, по мнению единороссов, мешает согласию, единству россиян?

В "Манифесте" это объясняется в духе идеалистической философии - все сводится к "идеологическим пристрастиям", к стремлению совершать определенные действия "во имя идеологических догм".

Игнорируя различие и противоположность интересов, целей и позиций различных социальных классов, групп и слоев современного российского общества, обусловивших формирование и борьбу "левых" и "правых", идеология "Единой России" стремится преодолеть их "энергией согласия" с помощью утопических средств. Она предлагает "решать реальные, а не вымышленные проблемы, проблемы, волнующие всех и каждого, независимо от идеологических пристрастий. Это и будет политикой, объединяющей российских "правых и левых" в служении общей Родине".

Единороссы явно не понимают, что "реальные проблемы", стоящие сейчас перед Россией, видят все партии, но вот отличие их друг от друга, разграничение на правые, центристские и левые партии заключается в различном понимании их сущности, причин возникновения и путей решения. Это обусловлено положением тех классов, групп и слоев, интересы которых они выражают и защищают.

Нельзя не отметить, что поставленную в "Манифесте" задачу "закрепить гражданское согласие, исключить возможность любых разрушительных политических и социальных конфликтов" единороссы стремятся решить на "принципах партнерства".

Известно, что социальное партнерство - это согласование экономической и социальной политики между работниками (их представляют профсоюзы), работодателями и государством путем достижения компромисса между ними. Но в "Манифесте" крайне упрощенно представляются содержание и пути формирования и развития социального партнерства.

Как свидетельствует опыт Швеции, Германии и других развитых капиталистических стран, высокие параметры социального положения и системы социальной защищенности трудящихся являются результатом длительной и упорной социально-классовой борьбы, завоеванием массового и организованного рабочего движения, возглавляемого мощными и сильными профсоюзами. Следовательно, мнение единороссов о том, что согласие в обществе можно добиться призывами к единству "во имя общих целей" - это явная иллюзия.

Важнейшей особенностью идеологии "Единой России" является самореклама своей партии как самой демократической.

"Мы - партия народа, - утверждается в "Манифесте", - а значит, партия народовластия". В то же время в нем отмечается, что в настоящее время существует "разрыв между государством и обществом", что "декларируемое равноправие граждан может быть обеспечено только их реальным участием в принятии политических решений".

Это фактическое признание того, что сейчас в стране существует только формальная демократия, которая максимально ограничивает волю народа, сводя его влияние лишь к участию в выборах. На них, используя пропагандистские средства, административный ресурс, прямой подкуп и "грязные" технологии, большинство в представительных органах получают те, кто либо принадлежит к господствующему классу, либо выражает его интересы. Этому способствует то, что под флагом борьбы за "профессионального законодателя" число депутатов представительных органов власти и самоуправления за годы реформ сократилось с 1,5 млн. до 50 тыс. то есть 300 раз.

При больших избирательных округах преимущество имеет тот, кто имеет больше денег. Вот почему среди депутатов фактически нет рабочих и крестьян.

Снижение гласности в работе органов власти, контроля народа за их деятельностью и ответственности за полученные результаты способствовали превращению большинства депутатов в политических дельцов, превративших свою работу в доходное занятие.

Данные опроса, проведенного в марте 2003 г. Институтом комплексных социальных исследований РАН, свидетельствуют, что большинство россиян отрицательно оценивает изменения в состоянии демократии за последние 3 года (период президентства В.Путина).

Так, 13,5% считают, что это состояние ухудшилось, 43,5% - осталось таким же и лишь 11,6% - что оно улучшилось15.

Не случайно в "Манифесте" ничего не говорится о том, как эту нынешнюю "плутократию" превратить в подлинное народовластие, без которого не может быть истинной демократии и настоящего демократического государства. А без этого народовластия провозглашенный в идеологии "Единой России" принцип: "Не человек для власти, но власть для человека" - это всего лишь хлесткая, но пустая фраза.

В "Манифесте" особо подчеркивается, что "Единая Россия" - это "партия энергичного, социального консерватизма. Это значит - мы не против перемен, мы за перемены, идущие на пользу общества в целом".

Известно, что основанием консервативного мышления является тоска по прошлому, в котором видят "лучшую эпоху", своего рода "золотой век", в который необходимо вернуться. Следовательно, сущность консервативной идеологии определяется тем, какой тип общественного устройства принимается за образец. Поэтому консерватизм может быть самодержавно-монархическим, левым (верность социалистическому выбору), либеральным (тоска по обществу "свободной конкуренции" XVIII - начала XIX в. с его отказом от вмешательства государства в экономику) и т.д.

Сущность консервативной идеологии "Единой России" как партии, выражающей и защищающей интересы одной из группировок господствующего класса, стремящегося к реставрации капитализма в России - отстаивание "устойчивости" общества, то есть охрана, защита "существующего порядка" (власти и собственности господствующего класса) от "социальных потрясений и конфликтов".

Этот консерватизм отстаивает неприкосновенность собственности, приобретенной даже с грубейшими нарушениями законодательства, выступает против пересмотра итогов приватизации, национализации естественных монополий, превращения природной ренты в общенародное достояние. Он за свободу предпринимательства, которая часто превращается в свободу бессовестного, неограниченного личного обогащения за счет обворовывания страны и народа.

Поэтому главная особенность консервативной идеологии единороссов - это ориентация на эволюционное реформирование общества в интересах крупного капитала.

Именно эти интересы определяют выбор "перемен, идущих на пользу общества в целом". В "Манифесте" отмечается, что "само геополитическое положение России требует поддержки тех отраслей, которые обеспечивают ее безопасность". Но в противоречии с этим единороссы приветствуют проведение "путинских реформ".

Эти реформы предусматривают реконструкцию естественных монополий, приватизацию их наиболее "лакомых" объектов, что неизбежно подрывает целостность и мощь государства, а рост тарифов на их услуги отрицательно влияет на развитие экономики и рост благосостояния населения. Так, по подсчетам экспертов, реконструкция электроэнергетики приведет к росту цен на электроэнергию в 3-5 раз.

Отказ от традиционной для России водочной монополии существенно подрывает доходы госбюджета, но зато обогащает частных владельцев.

Закон о введении единой ставки подоходного налога (на уровне 13%), "продавленный" пропрезидентским большинством в Госдуме во главе с фракцией "Единство", явно противоречит заявленному в "Манифесте" положению о том, что "доходы государства должны быть поставлены в жесткую зависимость от доходов его граждан", что дает возможность для "распределения доходов государства в интересах большинства его населения".

Закон о частной собственности на землю, ее купле и продаже противоречит исконно присущей российскому крестьянству психологии коллективизма и традициям общинного землепользования.

И таких примеров великое множество.

Следовательно, "здоровый" консерватизм "Единой России" позволяет, когда это выгодно господствующему классу, проводить любые "перемены", не считаясь ни с традициями, ни с приоритетом интересов народа и государства. Так что единороссы и здесь идут по стопам Б.Ельцина, которого немецкий политолог Г.Рормозер назвал "консервативным популистом"16.

Таким образом, идеология партии "Единая Россия" не является научной, потому что не представляет собой всесторонне разработанную теорию общественного развития. По своей сути она - набор призывов, обещаний и мифов, предназначенных сплотить вокруг "Единой России" потенциальный электорат. Претензии этой идеологии быть "идеологией большинства народа", "объединяющей национальной идеей" беспочвенны. 

Примечания

1  Независимая газета. 2000. 25 февраля.
2  Парламентская газета. 2003. 29 марта.
3  Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.
*  Фактически под ними скрываются ценности западного, прежде всего американского, мира.
4  Независимая газета. 1999. 30 декабря.
5  Новое время. 2002. № 12.
6  Искра. 2002. № 3.
7  Мониторинг общественного мнения. 2003. № 2.
8  Мониторинг общественного мнения. 2003. № 1. 
9  Известия. 2003. 23 мая.
10  Искра. 2002. № 3.
11  "Обозреватель-Observer". 2002. № 7-8. 
12  Российская Федерация сегодня. 2003. № 2.
13  Мониторинг общественного мнения. 2003. № 2.
14  Экономика и жизнь. 2003. № 18.
15  Известия. 2003. 21 мая.
16  Полис. 1991. № 1-2.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]