Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ И КУЛЬТУРНОЕ
СВОЕОБРАЗИЕ РОССИИ


Вадим Семенов,
доктор философских наук,
профессор

 "Быть" - важнее, чем "иметь"


I

В последние годы XX в. и начавшегося XXI столетия в мировом сообществе усиливаются поиски путей для преодоления глубокого общественно-цивилизационного, духовно-нравственного и геополитического кризиса, поразившего человечество. В качестве кардинальной была выдвинута еще в 1992 г. на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро (Бразилия) концепция устойчивого развития, предлагающая два основных направления и две основных программы действий:

во-первых, преодоление опасного противоречия и разрыва в развитии общества, человека и природы, могущего привести к природной катастрофе;

во-вторых, смягчение и устранение несправедливого и углубляющегося разрыва и противостояния между богатыми и бедными странами и народами, прежде всего Севера и Юга.

Следовательно, это настоятельно требующие своего разрешения общемировые, глобальные проблемы экологического и социально справедливого и гуманного развития современного человечества.

Острота данных проблем усилилась в последние годы в связи с выдвижением США и другими странами Запада на первый план концепции глобализации в качестве основной линии и тенденции общемирового развития.

Как интеграционное явление глобализация представляет собой объективный процесс. Это углубление на общемировом уровне информационных, финансовых, экономических, торговых связей и обменов. Но из какого центра, конкретно в чьих интересах, с чьим конкретным регулированием и управлением проводится данная глобализация? Ведь в общественной и глобальной жизни ничего не бывает без реальных интересов, конкретной заинтересованности, определенного руководства и управления развитием.

Научные исследования последних лет показали, что в данном навязанном виде глобализация прежде всего выгодна США и всему Западу, что ее направление осуществляется именно "по-американски". В результате от такой глобализации уже страдает и будет далее страдать большинство мирового населения, если не изменить экономическую нацеленность и социально-гуманный вектор самой глобализации. В связи с этим в последние годы в мировом общественном, социально-политическом движении - а именно в его, прогрессивной, радикальной, революционной части - возникла и стала усиливаться борьба против проамериканского, прозападного содержания и антинародной направленности глобализации. Его обозначили движением "антиглобализма". Хотя на деле это есть движение за качественно другой противоположный тип, за другое - иное качество глобализации. А именно - работающее на интересы всего человечества, а не на его избранную часть, на благо народов и трудящихся, а не на богатое меньшинство, во имя справедливости и свободы, а не угнетения и порабощения.

В начале февраля 2002 г. в бразильском городе Порту-Алегри состоялся Второй Всемирный социальный форум, выступивший за построение качественно иного экономического, социального и гуманного мира, а не задуманного в США и на Западе "глобального" мира.

В продолжение начатого в 1992 г. поиска устойчивого общемирового развития 26 августа - 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республике), прошла Всемирная конференция, на которой вновь подтвердили, что экологический кризис в мире продолжается, как продолжается и несправедливое разделение современного мира на богатый мир и на бедный мир, причем богатый мир представляет меньшинство человечества, а бедный мир - значительное большинство. При этом богатый мир и, прежде всего США отказываются помогать бедному миру. Соединенные Штаты отказались подписать Киотский протокол, требующий решительного сокращения вредных выбросов в атмосферу.

Россия же поддержала этот протокол.

Так что главный вывод заключается в том, что к глобализации как к процессу интеграции и взаимодействия следует прежде всего подходить из собственных национальных интересов страны, народа, общества, человека так, чтобы, во-первых, никоим образом не навредить своему народу и, во-вторых, никоим образом не навредить Человеку. Чтобы поступать строго социально справедливо и гуманно.

В международных взаимоотношениях следует, с одной стороны, взаимно уважать интересы каждого народа и страны, а, с другой - последовательно налаживать между всеми странами и народами благожелательное добрососедство и сотрудничество. Это должно сближать и объединять мир на единых принципах взаимности, согласия и гуманизма. Великий русский физиолог И.П.Павлов в лекции еще в начале XX в. отмечал, что "все человечество стремится к слиянию...".
 

II

В формировании добрососедского мира большая роль принадлежит России с традиционно присущими ей богатейшими социальными и духовными ценностями цивилизационной культуры. 

В чем они выражаются?

Мы выделяем четыре группы таких ценностных традиций:

Во-первых, это тип цивилизации и культуры, в рамках которой всегда проживали и продолжают проживать народы в России. Это евразийская цивилизация и культура. Все мы - самобытный мир. Мы и Европа, и Азия, начавшись именно на востоке Европы - и в этом наше богатство и сила. И великая историческая миссия и роль в мире. При этом распространение цивилизационной культуры шло в основном из европейской части в азиатскую.

С Европой мы были всегда наиболее связаны как "вторая" Европа. Мы - особенные. Как говорил российский поэт Ф.И.Тютчев о России - у нас "особенная стать". А тогдашняя Россия и была евразийской, включая регионы, которые затем образовали СССР. У россиян развито чувство принадлежности к особому большому сообществу и к особому общему делу.

Полемизируя в свое время с либеральными сторонниками, А.С.Пушкин указывал на наличие "значительного" в "положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка...". Пушкин ориентировался на русский народ и Россию со всеми ее многочисленными и разными "языками", что не исключало для него именно европейское содержание, как собственной великой поэзии, так и всей вообще русской словесности.

Нам следует бережно сохранять свою ценностную и неповторимую цивилизацию и культуру, как сохранили свою цивилизацию и культуру народы Китая, Индии, Японии, Египта, Мексики, Бразилии и других суперэтносов.

Во-вторых, это собственный тип бытия и жизни людей - целых народов и конкретных людей. Это жизнь в труде - трудовая жизнь. Прежде всего в труде в России веками сформированы общинные и многообразные коллективистские традиции, сочетающие индивидуальную и коллективную творческую трудовую деятельность. Затем это совместная, коллективная общественная жизнь, включающая подлинный демократизм в совместном решении общественных дел. Далее это повседневная общинно-коллективистская жизнь, помогая друг другу и совместно разделяя радости и горести. Издавна сложившиеся в России общинность и традиционный коллективизм стали главной формой социальной консолидации людей, средоточием навыков коллективизма, обычаев взаимопомощи и гуманистических настроений. Как результат - общение душ, мыслей и чувств, нравственных подходов и ориентации.

В совокупности это определило глубокую социальность бытия и жизни россиян. И одновременно ее внутреннюю духовность и нравственность. Чувство социальной общности составляет "духовную плоть" российского народа и формируемую на этой основе систему морали. Отсюда глубокая и прочная традиция дружбы и совместности людей, дружбы и сотрудничества народов. Она проявлялась в Российской Империи, углубилась в советские времена, сохраняется и в нынешних условиях стран СНГ. Симптоматично, что в США и в ряде других западных стран принципы и идеи дружбы народов, дружбы вообще людей не поддерживаются и не поднимаются.

Мы - евразийцы - не примитивные индивидуалисты и потребители, каковыми многие на Западе стали, превратившись в простых обывателей в силу длительного навязывания именно такого образа жизни и бытия. Голое потребительство и разобщенность в последние 15 лет усиленно навязывались со стороны США и других стран Запада населению России и других стран СНГ, особенно молодежи. К сожалению, на это клюнули многие молодые люди. Конечно, осваивать богатства культуры и богатства цивилизации намного сложнее, чем жевать жвачку и ходить с бутылкой пива в руке. Но тогда человек становится внутренне бедным и пустым. Им легче манипулировать. Это явная беда и трагедия большого числа людей молодого поколения в странах СНГ.

Следует всегда ориентироваться на то, что для нас - евразийцев - задача и цель "БЫТЬ", как ставил вопрос Эрих Фромм, важнее чем "ИМЕТЬ". Быть в первую очередь человеком, личностью, постоянно работающим, находящимся, общающимся среди себе подобных людей. Евразия - это люди среди людей, а не трагические одиночки, никому не нужные люди, потерянные личности, каковыми многие часто становятся в США и других странах Запада.

В-третьих, у нас свой путь развития - общественного, цивилизационного, культурного, гуманного. Сочетающего следование традициям и модернизацию, эволюцию и революцию, реформирование и общественные скачки, повороты, перевороты. Мы - евразийцы с европейским "уклоном", причем в Европе наиболее близкими нам по духу являются французы (как и по истории: Парижская коммуна 1871 г. - Октябрьская революция 1917 г.). При всем этом мы всегда шли и должны идти своей дорогой, своим путем. Нам не нужно ни под кого подстраиваться и постоянно спорить: идти ли с Западом или с Востоком. Любая односторонность, слепая подражательность всегда были пагубны для России и приносили ей большой вред и разрушение.

Россия выигрывает, набирает силу, находится на подъеме, прогрессирует, когда шла и идет и с Западом, и с Востоком, но при этом своей оригинальной, самобытной, творческой, поисковой, созидательной дорогой. Это приносит много качественно нового, плодотворного, прогрессивного, новаторского и самой России, и всему остальному миру.

Николай Бердяев писал: предназначение России (как России евразийской) в том, чтобы "осознав себя Востоко-Западом, явиться примирителем и соединителем двух миров - Запада и Востока". Именно - соединителем и примирителем! И явить миру свой новаторский, прогрессивный пример социально справедливого, народного, человечного общественного и цивилизационного развития.

В-четвертых, у России свой тип места и пребывания в мире. Мы стараемся брать от всего мира все созданное там культурное и цивилизационное богатство. Нам не следует замыкаться и изолироваться от богатейшего и многообразного человеческого мира. Как верно подчеркивал В.И.Ленин, взять все богатство, выработанное человечеством - наша задача, прежде всего молодежи. Следуя такой линии, все мы и, прежде всего молодые люди, станем внутренне богаче и потому намного содержательней станет наша жизнь.

Мы - часть всего мира, всего человечества. И потому как своеобразная часть мира Россия несет ему качественно свое, незабываемое и неповторимое, свой опыт и свой пример. Поэтому многие иностранцы, особенно с Запада, так тепло относятся к нам, завидуют, нашему духовно богатому и социально общительному образу жизни. За нашу открытость, человечность, духовность, общительность. Им всего этого очень не хватает, у них это часто просто отсутствует.

Своими ценностями цивилизации и культуры, типом бытия и жизни, путем развития Россия всегда обогащала и продолжает сейчас обогащать мир. Как писал Владимир Соловьев, народ России устремлен на "новое слово", которое он "скажет человечеству", на новое дело, "что желает он сделать в истории мира". Именно - сказать человечеству новое слово и сделать в истории мира новое дело. П.Я.Чаадаев считал, что наша национальная идея выражает ту роль, которую народ в евразийской России "призван исполнить на мировой сцене". 
 

III

Присущие российскому бытию и развитию ценности плодотворно воздействуют на социально-этнические и межэтнические отношения, повышая их позитивную объединительную, интеграционную роль в общественной жизни народов России, многочисленных национальных, этнических групп. Такую объединительную, созидательную роль социально-этнические, межэтнические отношения играли в условиях СССР на советском пространстве. Такую же объединительную, позитивную, созидательную роль они должны играть на нынешнем постсоветском пространстве - в условиях Содружества Независимых Государств.

Положительная и созидательная роль социально-этнических отношений наиболее полно проявляется и раскрывается тогда, когда они не ограничиваются собственной областью, а тесно и органично развиваются в более широком контексте - совместно и в рамках развития культуры, общества, цивилизации, человека. Тогда, с одной стороны, социально-этнические, межэтнические отношения в подлинном смысле окультуриваются, цивилизуются, очеловечиваются а, с другой - привносят в развитие культуры, цивилизации, человека многогранные и богатые национальные и интернациональные, социальные черты.

Самобытность нации, этнических групп - большая и великая ценность. Но сама эта самобытность не стоит на месте - она диалектически развивается. А именно - от архаичных форм к современным, от во многом примитивных - к более современным, культурно и духовно богатым. Отсюда проблема: все ли нам нужно поддерживать и возвеличивать в самобытных национальных, этнических формах? На какое качество этнической самобытности следует делать упор? Видимо, на наиболее современные, гуманные формы, взаимосвязывающие и объединяющие этнические, национальные группы и народы. 
 

IV

Ценности российского бытия и типа развития имеют огромное значение для современного прогресса культуры, науки и образования в России. На что он будет нацеливаться: то ли на содействие главным образом росту потребления людей, то ли при повышении, конечно, общего благосостояния на первостепенное содействие всестороннему росту у людей образованности, культуры, современных научных знаний, нравственных ценностей? Для России выбор однозначен: именно на последнее.

Уже давно в мире Россия, ранее СССР, признаются в качестве одной из ведущих мировых культурных держав.

В 1967 г. известный ученый, россиянин, ставший американцем, Питирим А.Сорокин писал: "В настоящее время уровень культуры и творческих достижений русского народа в области науки, технологии, философии, права, этики, литературы, музыки, живописи, театра и других областей культуры, бесспорно, не уступает уровню других стран Запада и Востока", а фактически российское "культурное творчество занимает сегодня второе место в мире" (после США, по мнению П.А.Сорокина). 

Происходящий ныне в ряде ведущих стран мира культурный и духовно-нравственный кризис повышает значение для России именно культурно-научной и духовно-нравственной сторон общего цивилизационного развития.

Для общественного прогрессивного прорыва России в будущее в XXI в. огромное значение приобретает необходимость овладения каждым человеком не только достаточно высоким общим образованием и современной профессиональной подготовкой, но и общей современной культурой и научными знаниями. Одним словом, овладевать и наращивать свой разносторонний интеллектуальный потенциал.

Овладение культурой - широчайшее понятие в условиях XXI столетия. Это и научные основы, и традиции в российской культуре. И экологическая культура, и информационная культура людей. И нравственные составные культуры, вековая российская народная мораль.

Овладение культурой немыслимо без хорошего овладения ее главным инструментом - языком, словом, словесностью. Русский язык - основа русской национальной культуры, это язык межнационального общения между народами царской России, затем СССР, теперь - Российской Федерации и всего пространства стран СНГ. Язык и слово - первооснова национальной и межнациональной культуры. А.С.Пушкин высоко оценивал деятельность, "принесшую истинную пользу нашему прекрасному языку".

Таковы важнейшие ценностные подходы цивилизационной культуры России, помогающие лучше научно осмысливать наше прошлое, решать важнейшие современные проблемы общественного развития, предвидеть и прогнозировать будущее России в XXI столетии. Опираясь на присущие традиции и преимущества, Россия может обоснованно рассчитывать как на обеспечение в XXI в. мощного прорыва в своем общественном, цивилизационном, культурном подъеме, так и на позитивное осуществление в мире своей доли великой общечеловеческой миссии по содействию развитию всех народов на путях достижения достойного благосостояния, справедливости, дружбы и взаимодействия, поддержки и взаимопомощи, мира и согласия, добрососедства и гуманизма. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]