Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 РОССИЯ - КЫРГЫЗСТАН:
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА


Георгий Рудов,
доктор политических наук

 Межгосударственные отношения - на принципах
добрососедства и равноправия



В соответствии с решением ООН 2003-й год объявлен годом Киргизской государственности. Кыргызский народ* будет отмечать весьма знаменательную дату - 2200-летие со дня своего образования и национальной государственности.

Сразу стоит оговорить, что об этой красивой горной Республике до последнего времени в мире мало что знали. Широкая известность пришла к кыргызам уже после провозглашения суверенитета и выходом на международную арену. И еще, по моему личному мнению, Кыргызстан стал широко известен в мире благодаря историческим качествам этого мирного, спокойного и мужественного народа и его первого Президента - Аскара Акаевича Акаева.

Глубоко символично, что первый президент Кыргызстана проходил свою школу становления как ученого, хорошего друга России именно на берегах Невы в Ленинграде.

Разговор о кыргызской государственности и российско-киргизских отношениях можно начать со ссылки на книгу А.А.Акаева "Памятное десятилетие".

Раскрывая "Связь времен" в главе "Думы о будущем" автор пишет: "У кыргызского народа поистине богатая история. Мы не безродные в этом большом мире или, как говорят на Руси, не "Иваны, не помнящие родства". В нашей истории было не мало великих взлетов. Научно обосновано, что кыргызская государственность имеет глубочайшие исторические корни. Она неразрывно связана с историей общетюркской государственности, является ее составной частью. У тюркских народов существовали такие государственные институты, как военно-административное деление, выборность монархов, организация знати "Эль", своеобразная налоговая система, всеобщее ополчение в случае внешней опасности и многие другие. Древние кыргызы стояли у самых истоков общетюркской государственности. И не просто стояли, но и активно создавали ее…".

И далее автор говорит: "В VI-VII вв. н.э. кыргызская государственность достигла небывалого взлета на берегах Енисея. О кыргызах уже в то время уважительно писали историки Византии и Китая, арабы и персы. Енисейское государство кыргызов быстро развивалось экономически. От Трансазиатской трассы Великого Шелкового пути сюда вело ответвление, которое назвали "Кыргызский путь". Экономическое благосостояние этого государства во многом обеспечивалось четким государственным управлением, во главе которого стоял монарх с титулом ажо или (позже) каган, развитым аппаратом чиновников, сильным войском, профессиональной дипломатической службой. Послов кыргызского ажо с почетом принимали китайские императоры, тибетские и карлукские каганы. Высшим достижением кыргызской культуры на Енисее справедливо считается создание собственной письменности, которую специалисты назвали орхоно-ениссейской, или рунической.

Сейчас известно 120 кыргызских текстов об Енисее. В этих текстах наши предки впервые поведали о своем государстве, его структуре, о своих правителях, военачальниках, дипломатах".

При подготовке статьи мое внимание привлекла добротная подборка материалов "Из истории кыргызско-российских отношений (XVIII-XX вв.)", где в частности, говорится: "…История приобретает особое значение именно в переходные периоды развития общества. Интерес к ней возрастает потому, что в прошлом пытаются отыскать аналогии происходящему, найти решение современных проблем".

Изучая другие издания, я просмотрел еще раз биографические очерки исторических деятелей периода становления кыргызско-российских взаимоотношений.

Как посол России (1996-2002 гг.), я принимал участие в таких важных политических мероприятиях, как открытие памятников - Сарт-аке и Телекмат-аке в Жетты-Огузском районе Иссык-Кульской области; Шабдан-батыру - в Кеминском районе Чуйской области; Байтик-батыру - наследственному манапу племени Солто, сыну Каная, противнику Кокандского ханства и стороннику России, который в 1862 г. возглавил восстание соплеменников против гнета ханства, начал осаду крепости Пишпек.

За содействие в ее взятии и разрушении отрядом русского полковника Г.А. Колпаковского, а также участие в 1864 г. в походе М.Г.Черняева на Мерке и Аулие-Ата был представлен к чину прапорщика, а затем капитана, награжден большой золотой медалью на Анненской ленте и орденом Станислава III степени. В 1867 г. Байтик-Батыр был на представлении императору Александру II в Санкт-Петербурге от народов среднеазиатско-казахстанского региона. Его мавзолей-гумбез стоит к югу от города Бишкека, и является местом почитания кыргызстанцев.

Алгары-Шералин - бий кыргызского племени бугу рода белек. Он один из кыргызских послов к западносибирским властям еще в 1824-1825 гг., награжден золотой медалью на Александровской ленте.

Мне никогда не забыть участие и выступление вместе с главой государства Аскаром Акаевичем при открытии памятника в Кемине такой выдающейся личности, как Шабдан Джантаев-батыр.

Стоит напомнить, что Шабдан-батыр крупный наследственный манап из рода тынай кыргызского племени сарыбагыш, сын Джантая Карабекова и потомок Атаке-Батыра.

В 1862 г. он вслед за отцом принял русское подданство. Содействовал российским властям в изгнании кокандцев из Северного и Южного Кыргызстана. Был представлен к чину капитана, а затем войскового старшины, награжден Георгиевским Крестом. Способствовал установлению нового царского административного деления в крае. В 1873 г. он был в составе туркестанской делегации на приеме у Александра III. 

Твердо отстаивая независимость и свободу народа, он, вместе с тем, с течением времени сумел разглядеть рациональное зерно в приобщении кочевых кыргызов к несомненным достижениям русской культуры. Наверное, именно мудрость и проницательность Шабдан-батыра привела его к пониманию исторической неизбежности присоединения кыргызских земель к Российской Империи.

Главная цель его деятельности была направленна на смягчение первоначального противостояния двух народов. Его просветительская деятельность внесла значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие кыргызов.

Кроме того, можно сказать, что одной из важных заслуг Шабдан-батыра стало то, что он наряду с другими выдающимися сынами кыргызского народа (например, Сарт-аке) заложили первые основы межнациональных отношений между россиянами и кыргызами, что нашло отражение в современных межгосударственных отношениях между Россией и Кыргызстаном, основной чертой которых является принцип добрососедства и равноправия, взаимного уважения и доверия.

С моей точки зрения, поставленный во главу угла Шабдан-батыром "принцип толерантности и консолидации", во-первых, ничуть не потерял своей актуальности и для сегодняшнего Кыргызстана, а, во-вторых, получил свое достойное выражение и диалектическое развитие в деятельности ведущих и наиболее авторитетных политиков современного кыргызского государства.

Памятник великому Шабдан-батыру, сооруженный на Шелковом пути - дороге, идущей из Бишкека на озеро Иссык-Куль, будет символизировать и напоминать грядущим поколениям историю зарождения и развития российско-киргизской дружбы, сотрудничества и добрососедства. 

Ведь именно на это направлена Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве, подписанная В.В.Путиным и А.А.Акаевым в Москве 27 июля 2000 г., а также Договор об экономическом сотрудничестве двух стран на 2000-2009 гг.

Начало же новым межгосударственным отношениям между Россией и Кыргызстаном было положено в июле 1991 г.

Через 10 дней после вступления в должность Президент РСФСР Б.Н.Ельцин прибыл с официальным визитом именно в Кыргызстан. А по итогам визита 21 июля 1991 г. был подписан основополагающий документ - Договор об основах межгосударственных отношений.

Договор вступил в силу после его ратификации 24 апреля 1992 г. А еще через два с половиной месяца подписывается Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан. Оба документа, как принято в международной практике, были составлены на государственных языках и имеют "одинаковую силу".

В этой связи не могу не сказать о том, что парламент Кыргызской Республики в 1999 г. принял исключительно важное как для самого Кыргызстана, так и для российско-киргизских взаимоотношений, да и в целом для поступательного развития интеграционных процессов на пространстве СНГ историческое решение - закрепить официальный статус русского языка в Основном законе страны. Соответствующие поправки к Конституции Республики были приняты обеими палатами ее парламента. Хочется верить, что это стратегически важное решение будет способствовать укреплению межнационального, межэтнического диалога, закреплению в Республике некоренного населения, включая российских соотечественников, углублению многоплановых и разносторонних российско-киргизских отношений; станет хорошим примером для других партнеров России по Содружеству.

Добрые отношения между народами обоих государств были заложены нашими мудрыми предками и завещаны своим потомкам на века. Время показало саму жизненность и необходимость завещанного. Следует особо отметить, что на начальном этапе развития суверенного Кыргызстана, в постсоветский период, с особой остротой встали вопросы создания демократических институтов и переустройства всех сфер материальной и духовной жизни общества. Необходимо было решать задачи, связанные с судьбами людей. Стала очевидной жизненная необходимость соединения идеи строительства национальной государственности, утверждения демократических свобод и формирования системы гарантий интересов всех граждан страны. 

Сравнительный анализ внешнеполитических и внутриполитических концепций России и Кыргызстана показывает идентичность подходов, взглядов и оценок событий, имеющих место в отношениях наших стран к внутренним и внешним проблемам, связанным с сохранением суверенитета и независимости.

Ведь у нас много общего: мы живем на одном географическом пространстве, последнее время чаще называемом евразийским; у нас общая история и главное - мировоззрение и мировосприятие наших народов во многом близки. Как присуще русскому человеку открытость, щедрость, глубинная доброта, так и добродушие, искренность, удивительное гостеприимство кыргызов раскрывают ценнейшие качества души. И обоим народам присуще особое, я бы сказал, историческое, философское отношение к жизни. 

Примечания

*  В литературе встречаются разные написания слов: киргиз - кыргыз, Киргизия - Кыргызстан. Это вызвано несовпадением правил правописания в русском и в киргизском языках. В Кыргызстане конституционно закреплено следующее написание: кыргыз, Кыргызстан, Кыргызская Республика.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]