Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН
ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА


Альбина Козырева,
старший научный сотрудник
Дипломатической Академии,
кандидат педагогических наук

 Концепция Human Security в современном мире


Роль Совета Безопасности ООН резко возросла в связи с угрозой терроризма в современном мире: международный терроризм и ответ на него - это новое социальное явление в жизни мирового сообщества. Сопутствующие глобализации новые угрозы и вызовы обуславливают востребованность потенциала ООН для формирования на ее основе дееспособной и сбалансированной системы глобальной безопасности и сотрудничества1
 

I

Трагические последствия взрывов в Москве, Буйнакске, Волгодонске, Нью-Йорке коренным образом изменили ситуацию в области международной безопасности, а также ее восприятие общественностью, политическими элитами и экспертами. Поскольку основной мишенью международных террористов становится мирное население, на первый план выдвигается способность государств и правительств с их реальной силовой мощью обеспечить не только свою безопасность, но и безопасность граждан и обществ в новом веке антитеррористических войн2.

Этим объясняется возрастание всеобщего интереса к концепции безопасности личности (Human Security), которая, в отличие от традиционных концепций безопасности, ставит в центр внимания проблемы выживания и безопасности человека, обеспечения его прав, создания условий для его достойного человеческого развития.

Международный терроризм становится общей и основной угрозой для мирового сообщества в ряду прочих вызовов и угроз. Классификацию проблем безопасности можно представить следующим образом: 

    Угрозы - наиболее опасные явления, способные нанести существенный урон в сфере безопасности и требующие немедленных активных действий по их нейтрализации (терроризм, наркобизнес, рост организованной преступности);

    Вызовы - явления, обладающие де-стабилизирующим потенциалом воздействия (массовый приток мигрантов, проблема беженцев), для ответа на которые требуется комплекс долгосрочных экономических, политических и гуманитарных мероприятий;

    Риски - побочные негативные результаты человеческой деятельности (ухудшение экологической ситуации, распространение инфекционных заболеваний), для преодоления которой требуется коррекция политической и экономической стратегии. 

В рамках данной классификации международный терроризм можно рассматривать как первоочередную угрозу международной безопасности, порождающую прочие вызовы и риски безопасности. Комплексный характер угрозы международного терроризма отражает актуальность концепций безопасности личности. 

Концепция развития человека и его безопасности продвигается рядом ученых, экспертов и общественных деятелей, связанных с программой развития ООН (ПРООН), Всемирным Банком, международной общественной Комиссией по безопасности личности. Концепция безопас- ности личности связана с выявлением и предотвращением кризисных и конфликтных ситуаций, а также с ликвидацией последствий, связанных с этим. Деятельность в области обеспечения безопасности личности зачастую носит более или менее кратко-срочный, оперативный характер, связанный не только с долгосрочным развитием человеческого потенциала, но и со спасательными, миротворческими операциями.

Безопасность личности и традиционная "национальная безопасность" имеют много общего. Оба подхода связаны с выявлением угроз безопасности для основных групп населения на базе обобщения эмпирического материала и стратегического анализа.

К угрозам такого рода относят терроризм, экономическую и финансовую нестабильность, конфликты, распространение ВИЧ/СПИД и других массовых инфекционных заболеваний, и пр.

В рамках обоих подходов формулируются комплексные долгосрочные ответы институционального характера с использованием разнообразных средств. Механизмы предотвращения угроз и ликвидации их последствий включают в себя использование политико-правовых, экономических и силовых инструментов.

Главное отличие концепций национальной безопасности и безопасности личности состоит в том, что первая сосредоточена главным образом на безопасности людей и общественных групп, проживающих в рамках определенных государственно-территориальных образований. Отсюда - приоритетное внимание вопросам территориальной целостности государств, обеспечения баланса сил между ними. Безопасность личности имеет во многом сходную, но более широкую повестку дня.

Концепции безопасности личности и прав человека также тесно взаимосвязаны. Обе нацелены на выявление и ликвидацию основных угроз, связанных с распространением бедности и насилия. Однако в рамках концепции безопасности личности далеко не все из прав человека могут считаться в равной степени приоритетными. На практике различные институты, связанные с обеспечением и развитием безопасности личности, вполне легитимно имеют дело лишь с ограниченным набором прав и свобод человека, соблюдение которых непосредственно необходимо для обеспечения безопасности личности. 

В связи с этим особую актуальность вызывает деятельность ООН как организации, которая играет важную объединяющую роль среди государств, борющихся с международным терроризмом. Декларация тысячелетия, принятая главами государств и правительств в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке, подтвердила их "приверженность целям и принципам Устава ООН, который доказал свой не ограниченный временем и универсальный характер". 
 

II

Позиция ООН в борьбе с международным терроризмом отражена в 12 крупных международных конвенциях и, в общей сложности, 46 резолюциях СБ ООН.

Резолюция 1269 от 19 октября 1999 г.

На брифинге по осуществлению резолюции 1269 от 19 октября 1999 г., СБ ООН подтвердил свою готовность, в том числе на основе соответствующих докладов Генерального секретаря, принять соответствующие меры в целях противодействия угрозам международному миру и безопасности, исходящим от терроризма.

В выступлениях участников заседания СБ ООН по вопросу обсуждения резолюции 1269 отмечалось, что в настоящее время ни одно государство не может позволить себе игнорировать проблему терроризма либо всерьез рассчитывать на ее решение только своими силами. Террористический интернационал в целом ряде случаев уже обогнал противодействующее ему мировое сообщество и наладил широкую сеть трансграничного взаимодействия для реализации своих целей.

Особую тревогу у выступающих вызвало возникновение новой дуги террористической активности: Балканы - Ближний Восток - Кавказ - Центральная Азия - Афганистан. Было отмечено, что адекватный отпор опасности такого масштаба невозможен без сплочения всех без исключения государств.

Основным регионом, откуда исходит угроза международного терроризма, по мнению экспертов, является территория Афганистана, находящаяся под контролем талибов. Участники заседания отметили, что несмотря на настойчивые обращения мирового сообщества, движение талибов не выполняет предъявленные ему в резолюциях Совета Безопасности требования прекратить укрывательство и обучение международных террористов, запретить использование подконтрольных ему территорий для организации лагерей террори-стов или подготовки террористических актов против других государств. 

Выступая в СБ ООН 6 декабря 2000 г., представитель России С.В.Лавров заявил: "Эта работа должна, в частности, способствовать претворению в жизнь принципов, заложенных в резолюции 1269 Совета Безопасности: не должно быть никакой поддержки или убежища террористам, наказание за каждый террористический акт должно быть неотвратимым. Важно также отладить эффективную систему взаимодействия в решении проблемы терроризма органов самой ООН, прежде всего Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Секретариата, которые должны работать сообща, взаимодополняя друг друга на основе своих соответствующих уставных полномочий, а также в сотрудничестве с региональными механизмами".

Важнейшим условием эффективности антитеррористического сотрудничества государств является наличие широкой и надежной международно-правовой базы. В заявлении С.В.Лаврова содержался призыв ко всем странам присоединиться к существующим универсальным антитеррористическим конвенциям для обеспечения скорейшего завершения разработки необходимых дополнительных инструментов, призванных восполнить имеющиеся пробелы в правовом режиме антитеррористического сотрудничества. В этой связи особое значение придавалось проекту Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Приветствовалось начало практического обсуждения представленного Индией проекта Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.

В ходе Саммита и Ассамблеи тысячелетия ООН (2000 г.) Президент Российской Федерации В.В.Путин и министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов высказали принципиальную позицию России о том, что в условиях нарастающей консолидации террористических структур по всему миру на ООН возлагается еще большая ответственность по мобилизации международного потенциала противодействия терроризму. 

Резолюция 1373 от 28 сентября 2001 г. о борьбе с международным терроризмом.

28 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1373 о борьбе с международным терроризмом. Это решение было призвано дать мощный дополнительный импульс наращиванию многостороннего сотрудничества в противодействии террористической угрозе при центральной координирующей роли ООН.

Резолюция, развивая ранее принятые антитеррористические решения, была сфокусирована на пресечении внешней подпитки международного терроризма. В ней предусмотрен широкий набор конкретных мер на национальном, региональном и международном уровнях, выполнение которых обязательно для всех государств. В случае их несоблюдения СБ ООН может ввести санкции против нарушителей. Это связано с тем, что СБ ООН квалифицировал акты международного терроризма как угрозу международному миру и безопасности.

Среди зафиксированных в резолюции 1373 практических мер особую важность имеют, в частности, запрет на финансирование террористических действий; объявление преступной любую деятельность, связанную со сбором средств на территории любого государства для поддержки терроризма; требование к государствам положить конец любой деятельности по вербовке террористов и их вооружению; усиление мер пограничного контроля для пресечения незаконного проникновения террористов, обмен информацией и сотрудничество между всеми государствами по вопросам координации борьбы с терроризмом; скорейшее присоединение всех государств к действующим международным конвенциям ООН по борьбе с терроризмом и их полное осуществление. 

18 января 2002 г. Совет Безопасности ООН рассмотрел практические вопросы борьбы с международным терроризмом, в частности, деятельность Контртеррористического комитета СБ в этой сфере. В центре дискуссии были вопросы укрепления международного сотрудничества в противодействии терроризму, повышения эффективности осуществляемых антитеррористических мероприятий на глобальном, региональном и национальном уровнях.

В ходе обсуждения подчеркивалась необходимость наладить четкое функционирование Контртеррористического комитета (КТК) СБ ООН, учрежденного резолюцией 1373 и играющего лидирующую роль в мобилизации и координации под эгидой ООН международных усилий в области борьбы с международным терроризмом. Были намечены пути и методы, которыми руководствуется КТК при вынесении соответствующих рекомендаций по устранению слабых мест в законодательстве и практических механизмах государств в противодействии терроризму. В Совете имеется твердое общее понимание того, что Контртеррористический комитет не должен и не будет функционировать в качестве репрессивного органа или выходить за рамки своего мандата. Позитивная динамика в работе Контртеррористического комитета заложила реальную основу для эффективного выполнения им своих ключевых функций по тщательному мониторингу соблюдения всеми государствами решений Совета Безопасности и ООН в целом в области борьбы с терроризмом. 

Рассматривая терроризм как одну из главных угроз международному миру и безопасности, Россия предприняла все необходимые шаги по противодействию этому универсальному злу: Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина российским государственным структурам было поручено обеспечить принятие комплекса конкретных действенных шагов для выполнения резолюции 1373 СБ ООН, направленной на борьбу с терроризмом. В частности, были заблокированы счета лиц и организаций, подозреваемых в террористической деятельности.

По инициативе России СБ ООН выразил озабоченность тесной связью международного терроризма с транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, отмыванием денег, а также незаконной торговлей оружием, ядерными, химическими, биологическими и другими потенциально смертоносными материалами. 

Принятие резолюции 1373 имело большое значение не только в практическом, но и в политическом отношении. Это решение укрепило политико-правовую основу формирования широкой международной антитеррористической коалиции, призывая решительно противодействовать этому глобальному вызову с опорой на Устав ООН и общепризнанные нормы международного права. Принципиально важно, что СБ ООН стало надежно контролировать осуществление данной резолюции с помощью созданного специального комитета. Тем самым вновь подтвердилась главная ответственность СБ ООН в соответствии с Уставом ООН: поддержание международного мира и безопасности.

Контртеррористический комитет (КТК) и в настоящее время продолжает энергично работать по претворению в жизнь резолюции 1373. Большая заслуга в этом принадлежит председателю КТК послу Джереми Гринстоку, всем членам Комитета, экспертам и Секретариату СБ ООН. Важно, что КТК не ограничивается в своей деятельности лишь анализом поступающих в его распоряжение докладов государств о принимаемых ими мерах по борьбе с терроризмом. В его поле зрения постоянно остаются вопросы оказания необходимого консультативного и технического содействия государствам для эффективного выполнения ими обязательств по резолюции 1373. Большое значение имеет и активная работа КТК по налаживанию тесного сотрудничества с другими международными структурами, занимающимися проблематикой антитерроризма. 

Россия, непосредственно сталкиваясь с угрозой терроризма, продолжает вносить практический вклад в повышение эффективности международного антитеррористического сотрудничества под эгидой ООН. Выступая на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи, министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов отметил, что перед международным сообществом во весь рост встает задача дать адекватный, а главное - солидарный ответ на вызовы времени. Таким образом, приоритетом должна стать задача формирования глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам, которая обеспечивала бы, в частности, неотвратимость наказания ор-ганизаторов и исполнителей террористических актов.

Ключевую роль универсального координатора усилий государств по созданию этой системы, без сомнения, призвана сыграть ООН.

Огромное значение в современных условиях приобретает формирование международно-правовой базы, которая позволяла бы эффективно и оперативно реагировать на акты террора и предупреждать их. 12 универсальных конвенций в данной области, многие из которых приняты под эгидой ООН, являются надежной основой антитеррористического взаимодействия государств. "В этой связи мы ожидаем, что ГА ООН как можно скорее примет два новых инструмента, находящихся в настоящее время на ее рассмотрении, - Конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма и Всеобъемлющую конвенцию о борьбе с международным терроризмом", - заявил заместитель министра иностранных дел РФ С.А.Орджоникидзе.

Россия делает все возможное для обеспечения монолитности международно-правового режима борьбы с терроризмом. Ратифицировав в 2001 г. Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом; Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства; Протокол по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, наша страна стала участницей абсолютного большинства универсальных антитеррористических конвенций.
 

III

Важно, что Совет Безопасности ООН в полной мере включился в предметное рассмотрение проблематики международного терроризма. Он четко и своевременно изложил свои принципиальные подходы и программу действий в этой области в принятой по инициативе России резолюции 1269, а также в резолюции 1368. Серьезной вехой на пути искоренения терроризма, несомненно, стала и принятая СБ резолюция 1373. В этой резолюции впервые учреждается механизм международного контроля со стороны СБ за соблюдением всеми государствами решений ООН в области борьбы с терроризмом.

Выступая на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН С.А.Орджоникидзе сказал: "Мы рассматриваем это как серьезный шаг в направлении реального противодействия террористической опасности, тем более когда речь идет о перекрытии каналов финансовой подпитки террористов, запрете деятельности структур, выступающих по сути их пособниками. Важно, чтобы этот механизм заработал эффективно как можно скорее". 

В вопросе о наращивании потенциала ООН в антитеррористической сфере нельзя было обойти вниманием и необходимость укрепления соответствующих структур ее Секретариата. В этом контексте важно было обсудить на 56-й сессии ГА ООН перспективы кадрового и материально-технического усиления Сектора по предупреждению терроризма расположенного в Вене Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности. Этот вопрос был важен и с точки зрения оказания технического содействия государствам в выполнении ими своих обязательств по универсальным антитеррористическим конвенциям и решений ООН в данной области.

Необходимо отметить, что в 1999 г. главами правительств стран СНГ подписан Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, который создает правовую основу взаимодействия компетентных органов в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования терактов. Приступил к работе и созданный в 2000 г. по решению Совета глав государств СНГ Антитеррористический центр (АТЦ), в работе которого приняло участие большинство правоохранительных органов и спецслужб стран Содружества. В июле 2001 г. в г. Бишкеке открыт филиал АТЦ СНГ, который проводит мониторинг обстановки в Центральной Азии и координирует действия соответствующих органов Содружества в борьбе с международным терроризмом в регионе. 

Позиция СНГ в отношении трагедии 11 сентября и решимость стран, входящих в это объединение, дать отпор международному терроризму отражены в Совместном заявлении глав правительств государств-участников Содружества от 28 сентября 2001 г. В нем, в частности, подчеркивается необходимость принятия конкретных мер для обеспечения эффективности антитеррористических мероприятий. 

Вместе с тем было бы непростительной ошибкой отождествлять терроризм с какой-либо религией, национальностью или культурой. Весь многовековой исторический опыт России как многонациональной и многоконфессиональной страны подтверждает эту истину9. Необходимо налаживать диалог и взаимопонимание различных цивилизаций на базе общих ценностей защиты жизни и достоинства человека.

Чем эффективнее Совет Безопасности ООН будет выполнять свои задачи по предотвращению и урегулированию региональных конфликтов, являющихся зачастую питательной средой для разного рода экстремистов, тем успешнее можно будет противодействовать террористической угрозе. Для этого следует, по мнению С.В.Лаврова, "кардинально улучшить миротворческие рычаги ООН, оснастить ее современным арсеналом средств для оперативного антикризисного реагирования. Ясно также, что любые усилия по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций не принесут искомых результатов, пока не будут надежно перекрыты каналы внешней подпитки конфликтов". 

Всеобъемлющий подход к искоренению международного терроризма предполагает задействование всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Только военными средствами здесь не обойтись. Ведь нищета, неграмотность, безработица, отсутствие равноправного доступа к благам научно-технического прогресса толкают обездоленных людей в ряды экстремистов. ООН и ведущие финансово-экономические организации и институты разрабатывают программы в целях обеспечения более сбалансированных недискриминационных условий мирового социально-экономического развития.

12-13 июня 2002 г. в Уистлере (Канада) состоялась встреча министров иностранных дел стран "восьмерки" с участием министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова3. В контексте подготовки саммита "Группы восьми" (26-27 июня в Кананаскисе) был рассмотрен широкий круг внешнеполитических вопросов, выносимых на обсуждение глав государств и правительств. Основное место в повестке дня встречи заняли проблемы борьбы с международным терроризмом.

На базе Совместного заявления лидеров от 19 сентября 2001 г. "Группа восьми" развернула беспрецедентное по масштабам и интенсивности сотрудничество в борьбе с терроризмом, проявила свою стержневую роль в глобальной анти-террористической коалиции. Министры согласовали доклад саммиту о ходе выполнения поручений, содержащихся в Совместном заявлении, утвердили обновленные рекомендации для дальнейшего развития антитеррори-стического сотрудничества. Для принятия на саммите "восьмерки" были подготовлены принципы предотвращения доступа террористов к оружию массового уничтожения и ракетам. 

Примечания

1  О позиции России на 57-й сессии ГА ООН. http: www. tyt. by. news
2  Петровский В. Безопасность личности и трансрегиональная безопасность в Евразии // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5.
3  Встреча министров иностранных дел "Группы восьми" // Дипломатический вестник. 2002. № 7.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]