НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ –
КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
П.Белов,
член Экспертного совета комитета
Госдумы РФ по безопасности
Беспристрастный анализ
событий происходящих в последние десятилетия свидетельствует о наличии
серьезных угроз и вызовов самосохранению России: государствообразующий
народ постепенно вымирает, традиционный уклад духовной и общественной жизни
страны – разрушается, ее территория и национальное достояние – сокращаются.
Причины тому – как внутренние: утрачен инстинкт самосохранения нации, так
и внешние – ужесточение борьбы за иссякающие природные ресурсы Земли. Причиной
последнего стал ресурсно-демографический кризис, вызванный нежеланием одних
государств сократить масштабы потребления, а других – темпы прироста населения.
Нетрудно понять, что
человечество – в преддверии очередного передела мира, на острие которого
окажется Россия с ее Сибирью – кладезом природных ресурсов и кормилицей
планеты с потеплевшим климатом. Осознание этой угрозы может способствовать
не только примирению и объединению наших народов вокруг русского, но и
державному возрождению России, так необходимому для предупреждения возможной
агрессии. Иначе говоря, спасение нации – в пробуждении инстинкта ее самосохранения,
а одним из главных направлений на пути к достижению этой цели должно стать
совершенствование образования и просвещения в сфере национальной безопасности
России.
Анализ научно-образовательного обеспечения
национальной безопасности России
Для подтверждения конструктивности
выбранного направления, воспользуемся известной рекомендацией о том, что
приступать к решению любых проблем надо с приобщения тех, кто к ним причастен.
Поскольку национальная безопасность России касается всех ее народов, то
и привлечь их к решению столь актуальной проблемы можно с помощью соответствующего
просвещения и профессионального образования. Повысить же качество этой
разъяснительно-воспитательной работы невозможно без ее надлежащего концептуально-методологического
и теоретико-пропагандистского обеспечения.
К сожалению, несмотря
на актуальность упомянутой выше проблемы и выбранного способа ее решения,
в существующих ныне Номенклатуре научных специальностей, разработанной
Высшей аттестационной комиссией, и Перечне специалистов, подготавливаемых
в системе послевузовского, высшего и среднего специального образования
России, нет наименований, содержащих словосочетание “национальная безопасность”,
а знакомство с отечественными государственными образовательными стандартами
и известными учебными планами свидетельствует об отсутствии в них даже
учебной дисциплины с таким названием.
Что касается причин
сложившегося положения, то среди них есть объективные и субъективные. К
первым обычно относят незавершенность разработки аксиоматической теории
национальной безопасности – из-за сложности решения соответствующей проблемы,
отсутствия научных школ и несовершенства профессионального образования
в этой сфере, а к вторым – то, что “у ключевых персоналий власти нет ни
потребностей, ни интереса к этому виду профессиональной и интеллектуальной
деятельности”3, что “исключает единый алгоритм мышления, действий
и принятия стратегических решений в сфере национальной безопасности России”4.
Вместе с тем, уже
созданы определенные предпосылки для ликвидации дефицита научно-педагогических
и других кадров в рассматриваемой здесь области: а) в диссертационных советах
России по соответствующей и смежной тематике ежегодно защищаются диссертации
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук; б) в двух вузах страны
(Российская академия государственной службы при Президенте РФ и Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет) имеются кафедры национальной
безопасности; в) в Московском государственном техническом университете
им. Н.Э.Баумана, Московском инженерно-физическом институте и других вузах
несколько лет ведется подготовка дипломированных специалистов по “информационной
безопасности” и “безопасности жизнедеятельности в техносфере”; г) большинство
студентов высших и средних учебных заведений изучают общеобразовательную
дисциплину “Безопасность жизнедеятельности”, а все школьники – ее основы.
Кроме того, в стране
действуют различные общественные фонды, научно-исследовательские институты
и другие организации, наименование и уставные обязанности которых имеют
самое непосредственное отношение к рассматриваемой здесь проблеме, а также
налажен выпуск соответствующих периодических изданий, монографий, учебников
и учебных пособий. Примеры тому – “Фонд национальной и международной безопасности”,
“Институт проблем национальной безопасности и устойчивого развития”, журнал
“Национальная безопасность и геополитика России”, сборник “Безопасность
Евразии”, учебное пособие “Общая теория безопасности”, учебник “Общая теория
национальной безопасности”, монография “Методологические основы национальной
безопасности России” и др.
Однако деятельность
подобных учреждений и содержание перечисленных изданий, а также подготовка
дипломированных специалистов по частным аспектам национальной безопасности
и краткое знакомство с ними студентов в рамках отдельной учебной дисциплины,
не исключают потребности в профессионалах высочайшего класса, способных
не только контролировать данную предметную область в целом, но и системно
(с учетом всех существенных факторов) подходить к выявлению и решению возникающих
там проблем.
Роль таких специалистов
должна состоять в гармонизации соответствующих усилий, как это делают рамочный
Федеральный Закон “О безопасности” и “Концепция национальной безопасности
РФ”.
Концепция совершенствования образования
в сфере национальной безопасности
Как представляется
автору данной статьи, образовательно-просвещенческое обеспечение национальной
безопасности России должно основываться на концепции, включающей следующие
научно-обоснованные положения: 1) исходные предпосылки, понятия и базовые
категории, 2) логично вытекающие из них методы исследования, обеспечения
и совершенствования национальной безопасности, 3) рекомендации по созданию
соответствующей системы и ее всестороннего обеспечения. Кратко изложим
основные идеи, наиболее пригодные для реализации этих положений.
1. Понятийный базис
и категории национальной безопасности. Объективная необходимость уточнения
данного аспекта обусловлена требованием четкого и однозначного восприятия
не только самого термина “национальная безопасность России”, но также объекта
и предмета соответствующей профессиональной деятельности. К сожалению,
сегодня этому мешают следующие базовые причины:
а) население нашей
страны определено Конституцией РФ как “многонациональный народ”, что противоречит
международному праву: при доле государствообразующего народа, превышающей
две трети от общей численности, его следует считать мононациональным, а
всех жителей России называть единой (общегражданской) нацией;
б) в федеральных законах
“О безопасности” (№ 2446-1 от 5.03.1992 г.), “О техническом регулировании”
(№ 184 от 27.12.2002 г.) и ГОСТ Р1.0-92 “Государственная система стандартизации
РФ. Основные положения” даны различные определения термину “безопасность”:
в первом случае – “состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства”, в двух других, подготовленных с учетом международных
требований, – “отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью
нанесения ущерба” людским, материальным и природным ресурсам;
в) в нарушение требований5
в законе № 2446-1, Конституции и Концепции национальной безопасности РФ
не раскрыты термины “защищенность” и “жизненно важные интересы”, а при
их перечислении имеет место путаница с ценностями и потребностями; например,
“права и свободы личности” определены ст. 93 Конституции как “высшая ценность”,
а ст. 1 Закона и разделом 2 Концепции – “жизненно важные интересы”?!
Все это затрудняет
взаимодействие различных специалистов, работающих в многочисленных сферах
национальной безопасности. Выходом из сложившейся ситуации может быть уточнение
вначале соответствующего понятийного базиса, подобно тому, как это изложено,
например, в статье “Концептуально-критериальный базис и система обеспечения
национальной безопасности России”1 и подробно обосновано в монографи
“Terminology work”6.
При этом логично утверждать
также, что предметом профессиональной деятельности в сфере национальной
безопасности России нужно считать объективные закономерности появления
и снижения того ущерба, который обусловлен угрозами и вызовами, сопутствующими
функционированию соответствующей системы “народы России – их территория
– уклад жизни”. При этом задачей научно-педагогических работников данной
сферы должно быть выявление таких закономерностей и доведение их до всей
нации, а всех граждан страны – строгое руководство ими в повседневной практической
деятельности.
2. Методы исследования
и совершенствования национальной безопасности. С учетом вышеизложенного,
в качестве основного метода исследования национальной безопасности должна
быть выбрана системная инженерия, органически сочетающая в себе все лучшее
из кибернетики, синергетики, системного анализа и системного синтеза, а
аппарата системного исследования важных для ее обеспечения и совершенствования
процессов – моделирование. При этом может быть рекомендована и процедура
совместно- го использования выбранного инструментария, включающая такие
этапы, как а) эмпирический системный анализ, б) проблемно-ориентированное
описание цели и объекта исследования, в) теоретический системный анализ
и синтез национальной безопасности на основе моделирования.
Что касается исследования
процессов, важных для сохранения жизнестойкости всей этногеоэтосистемы
и ее трех базовых компонентов, то при его проведении целесообразно применять
следующие модели и области их предпочтительного использования: а) дескриптивные
модели – для словесной или графической интерпретации смысла и условий обеспечения
национальной безопасности; б) нормативные – для уточ- нения целей и условий
сохранения, приумножения или развития всех перечисленных выше объектов;
в) ситуационные – для изучения явлений и процессов, оказывающих наиболее
существенное влияние на обеспечение и нарушение жизнестойкости нации, причинение
ущерба
ее базовым ценностям.
В качестве интегральных
показателей национальной безопасности разумно принять средние для исторического
периода значения: а) жизненного потенциала нации (объем национального времени
– произведение численности и продолжительности жизни граждан, объем материальных
ресурсов – уже реализованных в продукции и законсервированных в природных
ресурсах); б) качества ее жизни (уровни удовлетворения материально-духовных
потребностей ее граждан и социальной справедливости, направления и скорости
их изменения); в) защищенности нации (доля в валовом внутреннем продукте
издержек от возможных чрезвычайных ситуаций – сумма затрат на их предупреждение
и ущерба от проявления).
Выбор основного метода
обеспечения национальной безопасности предопределен длительностью существования
системы “территория России – ее народы – уклад их духовной и общественной
жизни”, а также многообразием потребностей, ценностей и интересов нации
с одной стороны, опасностей, угроз и вызовов ей – с другой. Отсюда – необходимость
как в программно-целевом планировании и управлении деятельностью по поддержанию
жизнестойкости этой этногеоэтосистемы, так в математической теории организации5
и исследовании операций, являющимися наиболее под- ходящим аппаратом данного
метода.
Практическая реализация
данного инструментария может быть разделена на две стадии: 1. Стратегическое
планирование, осуществляемое в целях не только определения вектора желаемых
интегральных характеристик этногеоэтосистемы и области их приемлемых значений,
но и разработки соответствующих целевых программ, обеспечивающих ее достижение;
2. Оперативное управление, реализуемое путем создания условий для выполнения
целевых программ, периодического сопоставления реальных и допустимых показателей
национальной безопасности и осуществления своевременных воздействий по
их удержанию в заданной области.
Иначе говоря, это
предполагает решение следующих четырех задач: а) обоснование оптимальных
интегральных показателей национальной безопасности и их допустимых отклонений;
б) обеспечение заданных значений этих показателей разработкой и выполнением
совокупности целевых программ; в) контроль соответствия текущих значений
интегральных показателей допустимому диапазону; г) поддержание реальных
интегральных характеристик жизнестойкости этногеоэтосистемы в области приемлемых
значений. При этом первые две задачи должны решаться на стадии стратегического
планирования, а две последние – при оперативном управлении данным процессом
с использованием выбранных критериев.
3. Система и политико-правовое
обеспечение национальной безопасности. Парирование внешних и внутренних
вызовов самосохранению и развитию России требует совершенствования ее нынешней
системы обеспечения национальной безопасности. В частности, ее малая эффективность
вы- звана смысловыми и структурными недостатками соответствующей нормативной
базы: а) неверные исходные предпосылки и базовые категории, б) абстрактность
или “размытость” одних нормативных актов и узковедомственная ориентация
– других; в) отсутствие их многоуровневого деления на системообразующие
компоненты, просто компоненты и элементы. В сущности, вместо системы нормативного
обеспечения национальной безопасности, в России имеется россыпь не увязанных
между собой законов и указов президента
Поэтому очевидна необходимость
в законодательном уточнении смысла национальной безопасности и регламентации
условий ее гарантированного обеспечения. Естественно, что успех в данной
работе потребует введения дополнительных нормативных актов, предназначенных
как для устранения разрыва между нормативными документами стратегического
и тактического уровней, так и координации их усилий на наиболее важных
и/или смежных направлениях. Первый из них представляют политические принципы
и взгляды, обнародованные указами главы государства и направленные на мобилизацию
всех уси- лий страны на самосохранение нации; второй – законодательство
по безопасности, увязанное с уже существующим административным, гражданским,
экологическим и другими разделами права.
Порядок внедрения концепции и ожидаемые
от нее результаты
Совершенствование вузовского
и дополнительного послевузовского образования в рассматриваемой сфере требует
не только системного подхода в преподавании национальной безопасности,
но и его декомпозиции. С определенной условностью при этом можно выделить
ее такие два крупных сегмента, как, например, информационно-психологическая
и производственно-экологическая безопасности. При этом первый из них должен
ориентироваться преимущественно на парирование тех социальных угроз, которые
связаны с дезинформацией, и доминировать в вузах гуманитарного профиля,
а второй – с техногенно-природными опасностями, свойственными техническим
и естественно-научным специальностям.
Оперативному и качественному
усвоению предложенных выше методов системного исследования и обеспечения
национальной безопасности может способствовать изучение следующих общеобразовательных
и специальных дисциплин: аксиология, исследование операций, логика, математическая
теория организации, общая теория систем, правоведение, риторика, теория
системного анализа и принятия решений, экология, этика. Степень теоретической
и практической обученности должна определяться по способности применять
полученные знания и навыки для решения конкретных задач стратегического
планирования и оперативного управления процессом обеспечения национальной
безопасности с помощью современных математических и машинных методов анализа
и синтеза сложных систем.
Что касается последовательности
практического внедрения предлагаемой концепции, то она предполагает следующие
основные этапы или шаги:
1. Углубленный анализ
состояния проблемы с просвещением и образованием в данной сфере, а также
обоснование потребности в соответствующих кадрах.
2. Уточнение принципов
построения системы просвещения нации, подготовки и повышения квалификации
специалистов в области национальной безопасности.
3. Определение цели,
задач и сроков создания такой непрерывно действующей системы, прогнозирова-
ние ожидаемых от ее внедрения результатов.
4. Разработка перспективных
методов совершенствования вузовского и послевузовского профессионального
образования в сфере национальной безопасности.
5. Подготовка предложений
по всестороннему обеспечению подготовки и повышения квалификации кадров,
обеспечивающих национальную безопасность.
Полученные на данных
этапах результаты, а также предложенная выше концепция совершенствования
образования в сфере национальной безопасности должны быть использованы
при разработке следующих основных документов:
1. Национальный образовательный
стандарт для подготовки дипломированных специалистов по направлению специальностей
“Государственное управление национальной безопасностью”.
2. Соответствующие
учебные планы и входящие в них примерные программы естественно-научных,
социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
3. Примерные программы
общеобразовательных дисциплин “информационно-психологическая” и “производственно-экологическая”
безопасности.
4. Методика аттестации
государственных служащих по вопросам национальной безопасности, включающая:
а) требования к профессиональной компетентности, организаторским способностям
и нравственным качествам должностного лица; б) критерии оценки его соответствия
предъявляемым требованиям; в) типовые профессиональные задачи в штатных
и нестандартных ситуациях.
Поскольку качественное
профессиональное образование в данной сфере требует соответствующего теоретико-методологического
обеспечения и сопровождения, то параллельно с предложенными выше мерами
целесообразно провести также работу по стимулированию научно-исследовательской
деятельности, например, разработать паспорт научной специальности “национальная
безопасность”, создать специа- лизированные советы и предоставить им право
принимать к защите диссертации на соискание ученых степеней кандидат и
доктор наук.
В целом же, изложенные
соображения по повышению уровня просвещенности и образованности граждан
в рассматриваемой сфере могут оказаться довольно конструктивными, поскольку
будут способствовать повышению культуры безопасности нации и пробуждению
инстинкта ее самосохранения. Однако до внедрения в практику предложенной
концепции, она должна быть подвергнута обстоятельному обсуждению, к чему
и призывает автор читателей нашего журнала.
Примечания
1 Белов П.Г. Концептуально-критериальный базис и система обеспечения
национальной безопасности России. Обозреватель. 2005. № 8. С. 16.
2 Белов
П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. В 2-х томах.
Санкт-Петербург: Изд-во СПбГПУ. 2004.
3 Жинкина
И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата.
М.: РНФ. Научный доклад № 29. 1995.
4 Митрохин
В.И. Сущность и категориальный аппарат современной концепции национальной
безопасности. М.: Изд-во Московского государственного социального университета
“Союз”. 1999.
5 Drenick
R. A mathematical theory of organization. Acad. Press. 1986.
6 ISO-704-2000.
Terminology work – Principles and methods.
|