Статьи
Обозреватель - Observer

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ –
КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

П.Белов,
член Экспертного совета комитета 
Госдумы РФ по безопасности

         Беспристрастный анализ событий происходящих в последние десятилетия свидетельствует о наличии серьезных угроз и вызовов самосохранению России: государствообразующий народ постепенно вымирает, традиционный уклад духовной и общественной жизни страны – разрушается, ее территория и национальное достояние – сокращаются. Причины тому – как внутренние: утрачен инстинкт самосохранения нации, так и внешние – ужесточение борьбы за иссякающие природные ресурсы Земли. Причиной последнего стал ресурсно-демографический кризис, вызванный нежеланием одних государств сократить масштабы потребления, а других – темпы прироста населения.
         Нетрудно понять, что человечество – в преддверии очередного передела мира, на острие которого окажется Россия с ее Сибирью – кладезом природных ресурсов и кормилицей планеты с потеплевшим климатом. Осознание этой угрозы может способствовать не только примирению и объединению наших народов вокруг русского, но и державному возрождению России, так необходимому для предупреждения возможной агрессии. Иначе говоря, спасение нации – в пробуждении инстинкта ее самосохранения, а одним из главных направлений на пути к достижению этой цели должно стать совершенствование образования и просвещения в сфере национальной безопасности России.

Анализ научно-образовательного обеспечения 
национальной безопасности России

         Для подтверждения конструктивности выбранного направления, воспользуемся известной рекомендацией о том, что приступать к решению любых проблем надо с приобщения тех, кто к ним причастен. Поскольку национальная безопасность России касается всех ее народов, то и привлечь их к решению столь актуальной проблемы можно с помощью соответствующего просвещения и профессионального образования. Повысить же качество этой разъяснительно-воспитательной работы невозможно без ее надлежащего концептуально-методологического и теоретико-пропагандистского обеспечения.
         К сожалению, несмотря на актуальность упомянутой выше проблемы и выбранного способа ее решения, в существующих ныне Номенклатуре научных специальностей, разработанной Высшей аттестационной комиссией, и Перечне специалистов, подготавливаемых в системе послевузовского, высшего и среднего специального образования России, нет наименований, содержащих словосочетание “национальная безопасность”, а знакомство с отечественными государственными образовательными стандартами и известными учебными планами свидетельствует об отсутствии в них даже учебной дисциплины с таким названием.
         Что касается причин сложившегося положения, то среди них есть объективные и субъективные. К первым обычно относят незавершенность разработки аксиоматической теории национальной безопасности – из-за сложности решения соответствующей проблемы, отсутствия научных школ и несовершенства профессионального образования в этой сфере, а к вторым – то, что “у ключевых персоналий власти нет ни потребностей, ни интереса к этому виду профессиональной и интеллектуальной деятельности”3, что “исключает единый алгоритм мышления, действий и принятия стратегических решений в сфере национальной безопасности России”4.
         Вместе с тем, уже созданы определенные предпосылки для ликвидации дефицита научно-педагогических и других кадров в рассматриваемой здесь области: а) в диссертационных советах России по соответствующей и смежной тематике ежегодно защищаются диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук; б) в двух вузах страны (Российская академия государственной службы при Президенте РФ и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) имеются кафедры национальной безопасности; в) в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана, Московском инженерно-физическом институте и других вузах несколько лет ведется подготовка дипломированных специалистов по “информационной безопасности” и “безопасности жизнедеятельности в техносфере”; г) большинство студентов высших и средних учебных заведений изучают общеобразовательную дисциплину “Безопасность жизнедеятельности”, а все школьники – ее основы.
         Кроме того, в стране действуют различные общественные фонды, научно-исследовательские институты и другие организации, наименование и уставные обязанности которых имеют самое непосредственное отношение к рассматриваемой здесь проблеме, а также налажен выпуск соответствующих периодических изданий, монографий, учебников и учебных пособий. Примеры тому – “Фонд национальной и международной безопасности”, “Институт проблем национальной безопасности и устойчивого развития”, журнал “Национальная безопасность и геополитика России”, сборник “Безопасность Евразии”, учебное пособие “Общая теория безопасности”, учебник “Общая теория национальной безопасности”, монография “Методологические основы национальной безопасности России” и др.
         Однако деятельность подобных учреждений и содержание перечисленных изданий, а также подготовка дипломированных специалистов по частным аспектам национальной безопасности и краткое знакомство с ними студентов в рамках отдельной учебной дисциплины, не исключают потребности в профессионалах высочайшего класса, способных не только контролировать данную предметную область в целом, но и системно (с учетом всех существенных факторов) подходить к выявлению и решению возникающих там проблем.
         Роль таких специалистов должна состоять в гармонизации соответствующих усилий, как это делают рамочный Федеральный Закон “О безопасности” и “Концепция национальной безопасности РФ”.

Концепция совершенствования образования
в сфере национальной безопасности

         Как представляется автору данной статьи, образовательно-просвещенческое обеспечение национальной безопасности России должно основываться на концепции, включающей следующие научно-обоснованные положения: 1) исходные предпосылки, понятия и базовые категории, 2) логично вытекающие из них методы исследования, обеспечения и совершенствования национальной безопасности, 3) рекомендации по созданию соответствующей системы и ее всестороннего обеспечения. Кратко изложим основные идеи, наиболее пригодные для реализации этих положений.
         1. Понятийный базис и категории национальной безопасности. Объективная необходимость уточнения данного аспекта обусловлена требованием четкого и однозначного восприятия не только самого термина “национальная безопасность России”, но также объекта и предмета соответствующей профессиональной деятельности. К сожалению, сегодня этому мешают следующие базовые причины:
         а) население нашей страны определено Конституцией РФ как “многонациональный народ”, что противоречит международному праву: при доле государствообразующего народа, превышающей две трети от общей численности, его следует считать мононациональным, а всех жителей России называть единой (общегражданской) нацией;
         б) в федеральных законах “О безопасности” (№ 2446-1 от 5.03.1992 г.), “О техническом регулировании” (№ 184 от 27.12.2002 г.) и ГОСТ Р1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения” даны различные определения термину “безопасность”: в первом случае – “состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства”, в двух других, подготовленных с учетом международных требований, – “отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба” людским, материальным и природным ресурсам;
         в) в нарушение требований5 в законе № 2446-1, Конституции и Концепции национальной безопасности РФ не раскрыты термины “защищенность” и “жизненно важные интересы”, а при их перечислении имеет место путаница с ценностями и потребностями; например, “права и свободы личности” определены ст. 93 Конституции как “высшая ценность”, а ст. 1 Закона и разделом 2 Концепции – “жизненно важные интересы”?!
         Все это затрудняет взаимодействие различных специалистов, работающих в многочисленных сферах национальной безопасности. Выходом из сложившейся ситуации может быть уточнение вначале соответствующего понятийного базиса, подобно тому, как это изложено, например, в статье “Концептуально-критериальный базис и система обеспечения национальной безопасности России”1 и подробно обосновано в монографи “Terminology work”6.
         При этом логично утверждать также, что предметом профессиональной деятельности в сфере национальной безопасности России нужно считать объективные закономерности появления и снижения того ущерба, который обусловлен угрозами и вызовами, сопутствующими функционированию соответствующей системы “народы России – их территория – уклад жизни”. При этом задачей научно-педагогических работников данной сферы должно быть выявление таких закономерностей и доведение их до всей нации, а всех граждан страны – строгое руководство ими в повседневной практической деятельности.
         2. Методы исследования и совершенствования национальной безопасности. С учетом вышеизложенного, в качестве основного метода исследования национальной безопасности должна быть выбрана системная инженерия, органически сочетающая в себе все лучшее из кибернетики, синергетики, системного анализа и системного синтеза, а аппарата системного исследования важных для ее обеспечения и совершенствования процессов – моделирование. При этом может быть рекомендована и процедура совместно- го использования выбранного инструментария, включающая такие этапы, как а) эмпирический системный анализ, б) проблемно-ориентированное описание цели и объекта исследования, в) теоретический системный анализ и синтез национальной безопасности на основе моделирования.
         Что касается исследования процессов, важных для сохранения жизнестойкости всей этногеоэтосистемы и ее трех базовых компонентов, то при его проведении целесообразно применять следующие модели и области их предпочтительного использования: а) дескриптивные модели – для словесной или графической интерпретации смысла и условий обеспечения национальной безопасности; б) нормативные – для уточ- нения целей и условий сохранения, приумножения или развития всех перечисленных выше объектов; в) ситуационные – для изучения явлений и процессов, оказывающих наиболее существенное влияние на обеспечение и нарушение жизнестойкости нации, причинение ущерба ее базовым ценностям.
         В качестве интегральных показателей национальной безопасности разумно принять средние для исторического периода значения: а) жизненного потенциала нации (объем национального времени – произведение численности и продолжительности жизни граждан, объем материальных ресурсов – уже реализованных в продукции и законсервированных в природных ресурсах); б) качества ее жизни (уровни удовлетворения материально-духовных потребностей ее граждан и социальной справедливости, направления и скорости их изменения); в) защищенности нации (доля в валовом внутреннем продукте издержек от возможных чрезвычайных ситуаций – сумма затрат на их предупреждение и ущерба от проявления).
         Выбор основного метода обеспечения национальной безопасности предопределен длительностью существования системы “территория России – ее народы – уклад их духовной и общественной жизни”, а также многообразием потребностей, ценностей и интересов нации с одной стороны, опасностей, угроз и вызовов ей – с другой. Отсюда – необходимость как в программно-целевом планировании и управлении деятельностью по поддержанию жизнестойкости этой этногеоэтосистемы, так в математической теории организации5 и исследовании операций, являющимися наиболее под- ходящим аппаратом данного метода.
         Практическая реализация данного инструментария может быть разделена на две стадии: 1. Стратегическое планирование, осуществляемое в целях не только определения вектора желаемых интегральных характеристик этногеоэтосистемы и области их приемлемых значений, но и разработки соответствующих целевых программ, обеспечивающих ее достижение; 2. Оперативное управление, реализуемое путем создания условий для выполнения целевых программ, периодического сопоставления реальных и допустимых показателей национальной безопасности и осуществления своевременных воздействий по их удержанию в заданной области.
         Иначе говоря, это предполагает решение следующих четырех задач: а) обоснование оптимальных интегральных показателей национальной безопасности и их допустимых отклонений; б) обеспечение заданных значений этих показателей разработкой и выполнением совокупности целевых программ; в) контроль соответствия текущих значений интегральных показателей допустимому диапазону; г) поддержание реальных интегральных характеристик жизнестойкости этногеоэтосистемы в области приемлемых значений. При этом первые две задачи должны решаться на стадии стратегического планирования, а две последние – при оперативном управлении данным процессом с использованием выбранных критериев.
         3. Система и политико-правовое обеспечение национальной безопасности. Парирование внешних и внутренних вызовов самосохранению и развитию России требует совершенствования ее нынешней системы обеспечения национальной безопасности. В частности, ее малая эффективность вы- звана смысловыми и структурными недостатками соответствующей нормативной базы: а) неверные исходные предпосылки и базовые категории, б) абстрактность или “размытость” одних нормативных актов и узковедомственная ориентация – других; в) отсутствие их многоуровневого деления на системообразующие компоненты, просто компоненты и элементы. В сущности, вместо системы нормативного обеспечения национальной безопасности, в России имеется россыпь не увязанных между собой законов и указов президента
         Поэтому очевидна необходимость в законодательном уточнении смысла национальной безопасности и регламентации условий ее гарантированного обеспечения. Естественно, что успех в данной работе потребует введения дополнительных нормативных актов, предназначенных как для устранения разрыва между нормативными документами стратегического и тактического уровней, так и координации их усилий на наиболее важных и/или смежных направлениях. Первый из них представляют политические принципы и взгляды, обнародованные указами главы государства и направленные на мобилизацию всех уси- лий страны на самосохранение нации; второй – законодательство по безопасности, увязанное с уже существующим административным, гражданским, экологическим и другими разделами права.

Порядок внедрения концепции и ожидаемые
от нее результаты

         Совершенствование вузовского и дополнительного послевузовского образования в рассматриваемой сфере требует не только системного подхода в преподавании национальной безопасности, но и его декомпозиции. С определенной условностью при этом можно выделить ее такие два крупных сегмента, как, например, информационно-психологическая и производственно-экологическая безопасности. При этом первый из них должен ориентироваться преимущественно на парирование тех социальных угроз, которые связаны с дезинформацией, и доминировать в вузах гуманитарного профиля, а второй – с техногенно-природными опасностями, свойственными техническим и естественно-научным специальностям.
         Оперативному и качественному усвоению предложенных выше методов системного исследования и обеспечения национальной безопасности может способствовать изучение следующих общеобразовательных и специальных дисциплин: аксиология, исследование операций, логика, математическая теория организации, общая теория систем, правоведение, риторика, теория системного анализа и принятия решений, экология, этика. Степень теоретической и практической обученности должна определяться по способности применять полученные знания и навыки для решения конкретных задач стратегического планирования и оперативного управления процессом обеспечения национальной безопасности с помощью современных математических и машинных методов анализа и синтеза сложных систем.
         Что касается последовательности практического внедрения предлагаемой концепции, то она предполагает следующие основные этапы или шаги:
         1. Углубленный анализ состояния проблемы с просвещением и образованием в данной сфере, а также обоснование потребности в соответствующих кадрах.
         2. Уточнение принципов построения системы просвещения нации, подготовки и повышения квалификации специалистов в области национальной безопасности.
         3. Определение цели, задач и сроков создания такой непрерывно действующей системы, прогнозирова- ние ожидаемых от ее внедрения результатов.
         4. Разработка перспективных методов совершенствования вузовского и послевузовского профессионального образования в сфере национальной безопасности.
         5. Подготовка предложений по всестороннему обеспечению подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих национальную безопасность.
         Полученные на данных этапах результаты, а также предложенная выше концепция совершенствования образования в сфере национальной безопасности должны быть использованы при разработке следующих основных документов:
         1. Национальный образовательный стандарт для подготовки дипломированных специалистов по направлению специальностей “Государственное управление национальной безопасностью”.
         2. Соответствующие учебные планы и входящие в них примерные программы естественно-научных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
         3. Примерные программы общеобразовательных дисциплин “информационно-психологическая” и “производственно-экологическая” безопасности.
         4. Методика аттестации государственных служащих по вопросам национальной безопасности, включающая: а) требования к профессиональной компетентности, организаторским способностям и нравственным качествам должностного лица; б) критерии оценки его соответствия предъявляемым требованиям; в) типовые профессиональные задачи в штатных и нестандартных ситуациях.
         Поскольку качественное профессиональное образование в данной сфере требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения и сопровождения, то параллельно с предложенными выше мерами целесообразно провести также работу по стимулированию научно-исследовательской деятельности, например, разработать паспорт научной специальности “национальная безопасность”, создать специа- лизированные советы и предоставить им право принимать к защите диссертации на соискание ученых степеней кандидат и доктор наук.
         В целом же, изложенные соображения по повышению уровня просвещенности и образованности граждан в рассматриваемой сфере могут оказаться довольно конструктивными, поскольку будут способствовать повышению культуры безопасности нации и пробуждению инстинкта ее самосохранения. Однако до внедрения в практику предложенной концепции, она должна быть подвергнута обстоятельному обсуждению, к чему и призывает автор читателей нашего журнала.
 
 

         Примечания

            1 Белов П.Г. Концептуально-критериальный базис и система обеспечения национальной безопасности России. Обозреватель. 2005. № 8. С. 16.
         2 Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. В 2-х томах. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГПУ. 2004.
         3 Жинкина И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата. М.: РНФ. Научный доклад № 29. 1995.
         4 Митрохин В.И. Сущность и категориальный аппарат современной концепции национальной безопасности. М.: Изд-во Московского государственного социального университета “Союз”. 1999.
         5 Drenick R. A mathematical theory of organization. Acad. Press. 1986.
         6 ISO-704-2000. Terminology work – Principles and methods.
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]