Статьи
Обозреватель - Observer

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВС РФ

 

В.Лихачев
доктор юридических наук, профессор,
академик Международной педагогической академии (Москва)
И.Никитин,
доктор биологических наук, профессор,
ректор-президент Международной педагогической академии,
Татарстанское отделение (Казань)


         Несколько слов о новейшей истории дистанционного образования в России. Первооткрывателями по праву считаются два крупнейших на сегодняшний день вуза: Современная гуманитарная академия (СГА) и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ).
         Оба вуза без острой конкуренции заняли свои ниши на образовательном пространстве РФ и весьма успешно развиваются вот уже второе десятилетие1.
         Оба вуза гармонично сочетаются в своей деятельности в виду правильности выбора стратегии своего развития по принципу взаимодополнения. Если МГУЭСИ постоянно совершенствует дистанционный учебный продукт (его основной акцент) и не забывает совершенствовать дистанционную технологию, то СГА наоборот постоянно совершенствует дистанционную технологию, не забывая при этом повышать качество собственного дистанционного продукта.
         Борьба за качество образования сегодня приобрела особое значение. В наибольшей степени это касается негосударственного (внебюджетного) сектора высшей школы.
         В этой связи корпоративность двух высших учебных заведений – классиков дистанционного образования в России – может только приветствоваться в виду явной перспективности совместной деятельности в новом для себя экономическом секторе – боевых и учебных частях Вооруженных Сил РФ.
         Круглый стол газеты “Красная звезда” Минобороны РФ, академические публикации в журнале “Известия Российской академии образования” и научно-аналитическом журнале “Обозреватель-Observer”, посвященные вопросу образования в условиях армейской службы, свидетельствуют о перспективности данного инновационного направления2–4.
         Разработка моделей образовательной подготовки в условиях армейской службы сегодня внесена Министерством образования и науки в перечень приоритетных направлений федеральной программы развития образования на 2005 г.
         Государственная задача повышения престижа срочной и контрактной службы для российской молодежи может быть решена с помощью объединения усилий Министерства обороны и Минобразования и науки РФ.
         Сегодня под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания РФ формируется объединенная комиссия из ответственных работников упомянутых министерств для разработки механизма реализации программы внедрения образовательной подготовки в условия армейской (флотской) службы. Командованием Вооруженных Сил данный вопрос взят на особый контроль.
         Корпорации дистанционного образования МГУЭСИ – СГА предоставляется возможность реализации своего потенциала применительно к условиям армейской службы. Тем более, что СГА при этом сможет стать национальным (федеральным) провайдером информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ). Мощнейший потенциал телекоммуникационных систем СГА вполне это позволяет.
         Учебное спутниковое ТV СГА способно обеспечивать доступ российского образования практически без ограничения не только по территории России, но и далеко за рубежом, соответственно траекториям полетов спутников СГА. Практически все военные базы и удаленные точки присутствия ограниченного контингента Минобороны РФ будут доступны для образовательных технологий СГА.
         То же можно сказать и в отношении объектов за границей, входящих в сферу интересов Министерства образования и науки РФ. Например, школы при посольствах и консульствах РФ, или в качестве гуманитарной помощи русскоязычному населению любой страны мира.
         При этом есть возможности трансляции учебного материала на языках народов РФ, и для их диаспор в странах ближнего и дальнего зарубежья. Российские малокомплектные школы в сельских глубинках и труднодоступных районах, так же смогут получать адресную высококвалифицированную помощь от столичных педагогов.
         Технология администрирования сферы образования также будет поднята на новый уровень, интерактивность ИСОТ избавит оба министерства от многих хлопот.
         Во всех военных округах и на флотах на территории РФ национальный провайдер ИСОТ может иметь региональных провайдеров с соответствующей сетью гражданских и армейских пользователей. На возможный вопрос о перспективности учебного интернета есть закономерный ответ о технологической сочетаемости учебного интернета и учебного ТV. Тем более, что учебное ТV, как и ТV в целом, оказалось более защищенным от вирусного поражения, в отличии от интернета, да и коммуникативность ТV не связана с телефонизацией местности и объектов.
         ИСОТ – информационно-спутниковая образовательная технология СГА может успешно сочетаться или полностью заменяться кейс-технологией дистанционного асинхронного обучения (ДАО-ТИСБИ,ISO 9001) для особых случаев секретности пребывания пользователя.
         Данное обстоятельство открывает особые перспективы решения вопросов психологической адаптации новобранцев срочнослужащего контингента к условиям армейской жизни и ликвидации неуставных отношений.
         Учебная нагрузка гражданского образования эффективно повышает стрессовый порог и психо-эмоциональную саморегуляцию личности в армейских условиях и, особенно, у моряков, в периоды длительных походов и автономных плаваний у подводников. Даль- невосточный филиал СГА уже сегодня имеет в своем активе несколько плавучих представительств дистанционного образования, зарегистрированных на крупных рыболовецких судах Дальневосточного флота.
         Постоянное совершенствование ИСОТ и высокое качество технологии позволяют СГА в кратчайшие сроки стать национальной (федеральной) провайдерской корпорацией дистанционного образования для армейской среды. Все преимущества среднего и высшего профессионального (гражданского) образования, станут доступны контрактникам, cрочнослужащим и офицерскому составу, завершающему свою службу, для получения высококвалифицированной гражданской специальности.
         Гуманитарная направленность СГА не является препятствием в получении технических специальностей. Изначально в структуру СГА входил и технический институт. Сегодня у ИСОТ СГА найдется, чем загрузить свои мощности и по техническим-смежными с военными специальностями. В этом плане могут на помощь придти многие ведущие технические вузы России, где своевременно были развернуты работы по созданию дистанционных образовательных продуктов в поддержку собственных заочных отделений.
         Например, МГТУ им. Н.Э.Баумана, ректор И.Б.Федоров или КГТУ им. А.Н.Туполева, ректор Г.Л.Дектярев и ряд других. Эксклюзивные вузовские учебные продукты для загрузки провайдеру ИСОТ могут отбираться на условиях тендера Министерством образования и науки РФ, при этом СГА как и раньше будет вполне самостоятельным высшим учебным заведением, предоставившим свою технологию на общенациональный уровень эксплуатации.
         С появлением на российском образовательном пространстве национального провайдера дистанционного образования станет возможной реализация модульной или согласно европейской классификации – кредитной программы образования, начиная с единого государственного экзамена выпускников средних школ России.
         Национальный (федеральный) провайдер через свою сеть пользователей способен вести образовательный-кредитный банк данных при этом отслеживать уровень знаний попредметно, начиная с начальной школы, через армейские гражданские и военные специальности, высшие учебные заведения и курсы повышения квалификации. 
         Индивидуальный портрет личности пользователя по уровню совокупного (компилятивного) образования будет всегда к его услугам и официальным запросам работодателей.

Примечания

         1 МГУЭСИ сегодня имеет 10 филиалов и общую численность студентов 70 тыс. чел., в СГА более 500 учебных центров и обучается свыше 140 тыс. студентов.
         2 Никитин И.Ю., Мустаев Р.Ш. Повышение престижа военной службы. Образовательные реформы в Вооруженных силах Российской Федерации // Обозреватель–Observer. 2004. № 3.
         3 Никитин И.Ю., Мустаев Р.Ш. Современные образовательные технологии в социально-политической реформе Вооруженных сил России // Известия Российской академии образования. М. 2004. № 1.
         4 Никитин И.Ю., Мустаев Р.Ш., Прусс Н.М. Обучение в армии – альтернатива отмены отсрочки от службы студентам вузов Российской Федерации // Известия Российской академии образования. М. 2004. № 2.
         5 Лихачев В.Н., Никитин И.Ю., Мустаев Р.Ш., Загорнов Ю.А., Прусс Н.М. Гражданское образование – контрактникам Вооруженных Сил России // Обозреватель–Observer. 2005. № 3.
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]